В.И. САМАРУХА
УДК 338.2(47) В И. САМАРУХА
ББК 65 9(2)23 проректор по научной работе
Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук,
профессор, г. Иркутск e-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ*
Рассмотрены стратегические направления социально-экономического развития России на долгосрочный период. Определены цели разработки Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, предложенной Министерством экономического развития и торговли РФ. Дана оценка приведенных в Концепции сценариев социально-экономического развития России.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, стратегические направления, сценарии развития, долгосрочный период.
За все время социально-экономического реформирования страны (с 1992 г.) в 2000 г. впервые фонд «Центр стратегических разработок» под руководством Г.О. Грефа разработал Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года, которую представил в Правительство РФ. Однако официально данная стратегия не была утверждена. Это свидетельствует о том, что реформы проводили, основываясь на методе проб и ошибок.
Первая Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р и затем трансформирована в Программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы). Следующим шагом стала разработка Министерством экономического развития и торговли РФ Программы социально-экономического развития РФ на 2006-2008 годы.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 г. Министерством экономического развития и торговли РФ
была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее — Концепция), которая является первым долгосрочным стратегическим документом. Цель разработки Концепции — определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (в 2008-2020 гг.).
В соответствии с данной целью в Концепции дается оценка достигнутого уровня развития российской экономики, характеризуются цели долгосрочного социально-экономического развития и способы их достижения, определяются основные факторы, ограничения и риски развития российской экономики, предлагаются основные варианты социально-экономического развития России, определяются задачи и целевые индикаторы долгосрочного развития.
В предложенной в Концепции стратегии социально-экономического развития России намечаются стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития, оцениваются условия развития российской экономики в долгосрочной перспективе
* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.
© В.И. Самаруха, 2008
и рассматриваются сценарии долгосрочного социально-экономического развития.
В развитии отдельных сфер экономики в Концепции выделяется несколько направлений:
- развитие человеческого капитала;
- развитие предпринимательства и улучшение инвестиционного климата;
- совершенствование национальной инновационной системы и поддержка технологического развития;
- повышение конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей;
- развитие производственной инфраструктуры;
- наращивание ресурсного потенциала экономики.
В отдельный раздел в Концепции выделена внешнеэкономическая политика, основной целью которой является возвращение России статуса великой мировой державы.
Завершает Концепцию раздел «Пространственное развитие российской экономики», в состав которого входят следующие подразделы: «Основные тенденции регионального развития», «Формирование региональных зон опережающего развития», «Пространственная составляющая сценариев долгосрочного развития», «Многополярная стратегия регионального развития».
Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития России состоят в превращении страны в одного из лидеров мировой экономики, в выходе ее по показателям социально-экономического развития на уровень высокоиндустриальных стран. К 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта. Следует отметить, что такая амбициозная цель на обозримую перспективу поставлена перед нашей страной впервые.
Достижение этой цели предполагает:
- повышение благосостояния населения России до уровня, соответствующего таковому в развитых странах мира (в том числе среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности — 20-30 тыс. дол. США);
- достижение Россией научного и технологического лидерства по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность;
- обеспечение специализации России в мировой экономике на основе использования передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий. Россия должна занимать значимое, не менее 10%, место на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по четырем-шести и более позициям;
- превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, который должен обладать независимой национальной финансовой инфраструктурой и упрочить лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной Европы;
- формирование эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества.
В Концепции отмечается, что в середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе, восстановлен уровень производства и потребления начала 1990-х гг. На наш взгляд, здесь нужно оговориться, что, несмотря на достигнутые успехи, уровень производства продукции машиностроительного комплекса страны по отношению к 1990 г. составляет не более 60%. В этой связи следует заметить, что Россия входит в число развивающихся стран, зависимых от импорта машин и оборудования. Это, наряду с кризисным состоянием сельского хозяйства, наносит существенный вред ее экономической безопасности.
В Концепции отмечается также, что коренным образом изменилась структура экономики страны в пользу отраслей, ориентированных на рыночный спрос. В то же время объем промышленного производства составляет лишь 85% от уровня 1991 г., сельского хозяйства — 79%. Валовой внутренний продукт (по паритету покупательной способности) превысил 1,6 трлн дол. США (в 2006 г.). По этому показателю Россия заняла прочное положение в первой десятке ведущих стран мира.
К числу позитивных моментов проводимых реформ следует отнести и формирование системы базовых правовых норм и институтов, обеспечивающих установление рыночных отношений между хозяйствующими субъектами, что создало условия для функционирования конкурентных рынков товаров и услуг,
Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)
В.И. САМАРУХА
капитала и трудовых ресурсов как в стране в целом, так и в регионах. Внешнеторговый оборот России составил 47,6% ВВП (в 2006 г.), что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой и свидетельствует о значительной степени открытости экономики страны.
Достигнута макроэкономическая стабильность. Инфляция снизилась до 9% в 2006 г. против 18,6% в начале десятилетия. Российская экономика надежно защищена от внешних шоковых воздействий международными резервными активами Российской Федерации, превысившими 400 млрд дол. США.
В Концепции отмечается, что стратегическими угрозами (рисками) предстоящего периода могут быть следующие угрозы:
- усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки не только товаров, но и капиталов, технологий, рабочей силы;
- возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров;
- исчерпание источников ресурсов экспортно-сырьевого развития, базирующихся на интенсивном наращивании экспорта топлива и сырья и выпуска товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля. При этом усиление глобальной конкуренции сопровождается структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между его экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, ожидаемым распространением новых технологий (информационных, нано- и биотехнологий).
В российской экономике такая перестройка создает новые возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций России на мировых рынках. Одновременно возрастают требования к конкурентоспособности субъектов Федерации, к инновационному обновлению и привлечению инвестиций.
Системное решение отмеченных перспективных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инно-
вационному типу развития. Инновационный тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик, соответствующих параметрам развития ведущих стран мира.
В программных документах, определяющих стратегические направления развития регионов, необходимо учитывать сценарии долгосрочного социально-экономического развития страны. В Концепции отмечается, что при разработке таких сценариев должны приниматься во внимание несколько ключевых факторов:
- степень развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, сфере высоких технологий и других сферах;
- интенсивность инновационного обновления обрабатывающих производств и динамика производительности труда;
- уровень развития транспортной и энергетической инфраструктуры;
- интенсивность процессов повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;
- интеграция евроазиатского экономического пространства.
В зависимости от объема реализации этих факторов предлагаются три качественных сценария социально-экономического развития России в долгосрочной перспективе: инерционного, энерго-сырьевого и инновационного развития.
В основе первого сценария лежит консервация экспортно-сырьевой модели развития страны при уменьшении ее потенциала в связи с замедлением роста экспорта углеводородов, открытием внутренних рынков готовых товаров, снижением ценовой конкурентоспособности перерабатывающих производств.
В сценарии энерго-сырьевого развития предполагается частичное снятие ограничений инерционного развития за счет использования конкурентных преимуществ России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире.
В сценарии инновационного развития предусматривается использование инновационных источников роста за счет реализации конкурентных преимуществ российской
Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)
экономики как в традиционных (энергетика, транспорт, аграрный сектор), так и в новых наукоемких секторах и экономике знаний.
В Концепции предусматривается, что в течение 2008-2020 гг. реальные располагаемые доходы населения вырастут в рамках инновационного сценария примерно в 2,4 раза, энерго-сырьевого — в 2,1 раза, инерционного — в 1,8 раза.
В развитии бюджетной системы предполагается, что порядок взимания основных налогов и сборов в долгосрочной перспективе останется в целом неизменным. Это, на наш взгляд, создает благоприятные условия для разработки стратегий субъектами Федерации.
Одной из главных задач реформирования экономики России является подавление инфляции. В таблице представлены сравнительные данные о выполнении прогноза Министерства экономического развития и торговли РФ об уровне инфляции в стране на 2004-2007 гг. для двух сценарных вариантов.
Из приведенных данных видно, что фактически ни за один анализируемый год и ни
по одному из вариантов прогнозный показатель не совпадает с фактическим. При этом динамика отклонения фактического уровня инфляции от прогнозируемого имеет тенденцию к увеличению для обоих вариантов.
Данные о выполнении прогноза Минэкономразвития России об уровне инфляции в стране на 2004—2007 гг.
Год Вари- Прогноз Фактичес- Отклонение
ант Минэко- кие данные прогнозных
про- номраз- органов данных от
гноза вития статистики, фактических,
России, % % проц. пункты
2004 1 10,0 11,7 1,7
2 10,0 1,7
2005 1 6,5 10,9 4,4
2 8,5 2,4
2006 1 5,5 9,0 3,5
2 7,5 1,5
2007 1 4,0 11,9 7,9
2 6,0 5,9
Таким образом, для подавления инфляции в среднесрочном и долгосрочном периодах необходимо разработать реальные показатели уровня инфляции и обеспечить их постоянный мониторинг.
Е.А. КОЛОДИНА
доктор экономических наук, профессор Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
УДК 332.14(47) ББК 65.050.9(2)1
Дается анализ региональной политики России в постсоветский период. Обсуждается проблема соответствия региональной политики территориальному устройству государства. Рассматриваются основные черты современной парадигмы регионального развития, ориентированного на создание точек роста.
Ключевые слова: региональная политика, региональное развитие, федерация, вертикаль власти.
В настоящее время не только ученые, но и наиболее влиятельные представители центральной исполнительной власти осознали, что кризис регионального развития достиг своего пика и стал тормозом для движения вперед. В своем выступлении перед Госсо-
ветом В.В. Путин заявил о необходимости модернизации региональной политики1. А глава Министерства регионального развития РФ Д.Н. Козак на экономическом форуме «Россия» (февраль 2008 г.) откровенно признал полный крах сегодняшней региональной
© ЕА. Колодина, 2008