A.B. САМАРУХА
A.B. САМАРУХА
кандидат экономических наук
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ*
В настоящее время в России формируется новая система государственного управления рыночной экономикой, базирующаяся на разделении функций (правоустанавливающих, контрольно-надзорных, по предоставлению услуг и управлению имуществом)1. Созданная в 2000-2006 гг. и начавшая функционировать вертикаль власти законодательно разграничила полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Государственное управление целенаправленно переходит к использованию современных методов и механизмов стратегического планирования, среднесрочного бюджетирования и долгосрочного программно-целевого прогнозирования.
В 2003-2007 гг. в России наблюдается стабильный экономический рост ВВП на уровне 6-7 % в год, что выше, чем в среднем в мире. В 2006 г. впервые за переходный период ВВП на 2% превысил аналогичный показатель 1991 г. При этом существенно изменилась структура экономики, в которой стали преобладать виды деятельности, ориентированные на рыночный спрос, в связи с чем объем промышленного производства и сельского хозяйства составил лишь 85 и 79% от уровня 1991 г. соответственно.
Объем ВВП (по паритету покупательной способности) превысил в 2006 г. 1,6 трлн дол. США. По этому показателю Россия заняла прочное положение в первой десятке ведущих стран мира2.
Социально-экономические успехи России в последние годы свидетельствуют об окончании периода перехода от плановой экономики к рыночной и о достижении ста-
туса мощной экономической и финансовой мировой державы, что, по мнению многих зарубежных и отечественных аналитиков, позволит ей оказаться на передовых конкурентных позициях в будущем. Для этого в предстоящий период — до 2020 г., России необходимо выдержать усиливающуюся глобальную конкуренцию на товарных, финансовых, технологических, образовательных и кадровых рынках. Также следует обеспечить существенный рост человеческого капитала и повышение его роли в социально-экономическом развитии. Соответственно, одной из основных задач, стоящих перед Россией и ее регионами, является переход от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному, что предполагает активизацию перерабатывающей промышленности, ориентированной на производство конечной продукции, совершенствование транспортной инфраструктуры, подготовку высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров, развитие фундаментальной науки и создание технической базы для разработки новых технологий и новых видов энергоносителей.
Основная стратегическая цель, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, проект которой был подготовлен Министерством экономического развития и торговли РФ в июле 2007 г., заключается в превращении России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выходе ее на уровень высокоиндустриальных стран. К 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству ВВП.
* Печатается при поддержке проекта ФБ-10: «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.
© А.В. Самаруха, 2007
A.B. ЛИТВИНЦЕВ
фективное использование для глобальной специализации на высокотехнологичных рынках;
- структурная диверсификация экономики в направлении повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «отраслей знаний»;
- развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности, создание социально-экономических условий для реализации творческого потенциала человека.
В Иркутской области имеются все необходимые ресурсы для успешного осуществления данных стратегий.
Только воплотив в повседневную жизнь общества формулу «демократия-человек-технологии», Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.
Примечания
' Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / М-во экон. развития и торговли РФ.
2 Там же.
3 Там же.
A.B. ЛИТВИНЦЕВ
старший преподаватель Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КРУПНОГО ГОРОДА
Особенностью функционирования имущественного комплекса крупного города является наличие внутреннего противоречия: во-первых, муниципальное образование должно стремиться к самодостаточности, одно из условий достижения которой — экономическая эффективность использования муниципального имущества; во-вторых, использование муниципального имущества ограничено законодательно; в-третьих, муниципальное имущество — это имущество, основное назначение которого заключается в выполнении общественно полезных функций при решении задач местного самоуправления. Ключевой проблемой является постоянное повышение эффективности функционирования муниципалитета, однако количественное выражение эффекта непосредственно не связано с максимизацией прибыли (дохода) в силу принципиальной разнородности целевых приоритетов деятельности органов местного самоуправления. Отсутствие же адекватной системы оценки влечет за собой пробелы в поиске и разработке целевых ориентиров использования имущества и, соответственно, снижение эффективности всего процесса управления социально-экономическим развитием города. Современная практика муниципального управления,
отождествляя понятия эффекта и дохода, ориентируется, к сожалению, только на доходные частные показатели. Главным показателем в этом случае считается не столько качество жизни населения муниципального образования, сколько удельный вес доходов от использования имущества в доходах бюджета. Критерием эффективности выступает рост доходов с одновременным снижением расходов на поддержание функционирования и развитие имущественных объектов.
С целью анализа информации, поступающей от объекта управления (имущественного комплекса муниципального образования) по каналам обратной связи, необходимо сформировать четкую систему показателей, характеризующих состояние объекта. Главным требованием к данной системе должно стать наличие двух взаимосвязанных параметров: критериев оценки экономической эффективности и критериев удовлетворения социальных потребностей местного сообщества. Среди достаточно разработанных в настоящее время методик определения социальной и экономической эффективности государственных и местных институтов власти можно выделить появившуюся в США методику, основанную на применении сбалансированной системы показателей
© А.В. Литвинцев, 2007