It is rather difficult for a foreign company to manage its stores remotely and handle logistics without a local partner.
As a rule, managing a few stores is not a problem, but if a well-known brand is expanding its business in Russia, it’s very difficult to cover the country’s territory with its remote cities like Vladivostok or Khabarovsk without a franchising program.
Wendy’s, one of the world’s largest fast-food chains, which opened its first restaurant in Moscow earlier this year and plans to launch at least 1SC locations across the country, said the franchising model «has proven effective» for the company. Wendy’s are predominately using a franchise business model as we expand the Wendy’s brand in key markets around the world.
The company’s Russian franchisee, Wenrus Restaurant Group, has good restaurant experience and market knowledge.
However, Wendy’s biggest rival McDonald’s, which is represented
by franchisees at about 80 percent of its outlets around the world, still owns and directly manages the nearly 300 restaurants it has set up across the country in the 20 years it has been operating in Russia.
It’s important for the company to create a strong operational base and effective logistics before we start developing franchising in Russia.
Литература:
1. Appleyard J., Field G. International Economics. - 2nd Edition. N. Y: Irwin, 1996.
2. Ethier Wilfred J., Modern International Economics - 3nd Edition. N. Y.; W. W. Norton & Company, 2009.
3. Kenen P. B., The International Economy. - London: Prentice Hall International, 1989.
4. С. А. Шевелева. English on Economics., ЮНИТИ, 2004.
5. http://www. WTO.org.
6. http://www.EC.org.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Хлебников С.С., аспирант ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»
В статье рассмотрены основы развития туристско-рекреационных территорий на основе использования ресурсного потенциала. Определена роль организационно-экономического регулирования с помощью финансово-экономических, организационных, управленческих, технико-технологических и законодательных рычагов в развитии туристско-рекреационных территорий.
Ключевые слова: туристско-рекреационная территория; туристско-рекреационный потенциал; социально-экономическая оценка; природно-ресурсный потенциал.
STRATEGIC DIRECTIONS OF UTILIZATION OF TOURIST-RECREATIONAL TERRITORIES’ POTENTIAL
Khlebnikov S., postgraduate student of Sochi State University
The fundamentals of tourist-recreational territories’ development based on the utilization of resource potential were discussed in the article. The role of economic-organizing regulation with financial and economic, organizational, administrative, technical and technological, legislative key factors in the development of tourist-recreational territories was determined.
Keywords: tourist-recreational territory; tourist-recreational potential; socio-economic assessment; potential of natural resources.
Как показывают исследования, определяющая роль в развитии туристско-рекреационных территорий на основе использования ресурсного потенциала принадлежит организационно-экономическом регулированию с помощью финансово-экономических, организационных, управленческих, технико-технологических и законодательных рычагов, каждый из которых имеет свои особенности и является составной частью механизма совершенствования использования ресурсного потенциала региона. Механизм организационно-экономического характера, как совокупность взаимосвязанных методов, средств, форм управления, организационных структур влияния всех органов власти на развитие и использование ресурсной базы туристско-рекреационной территории и его реализация обеспечивают эффективное использование имеющихся ресурсов и устранения их нерационального использования (рис. 1) [1].
Экономические рычаги предусматривают меры производственного, финансового, инвестиционно-инновационного характера. Финансовые рычаги повышения эффективности использования ресурсного потенциала, которые реализуются через финансовую и кредитную политику, налоговую систему, рыночные механизмы цен, а также элементами государственного регулирования цен и налогов, объединяя хозяйственные и финансовые процессы и связи, является еще недостаточно эффективными[2]. Организационные рычаги с помощью совершенствования структуры управления, разработки соответствующих региональных программ, положений и инструкций позволяют рационализировать использование имеющихся ресурсов при формировании туристско-рекреационного ком-плекса[3].
Существенным рычагом повышения уровня использования ресурсного потенциала является реорганизация системы управления этим процессом, стратегия которого направлена на перспективу и требует в процессе реализации учета значительного количества взаимосвязанных факторов природной среды и общества[4]. Однако, законодательные рычаги, которые обеспечивают соблюдение действующего законодательства и нормативно-правовых актов регио-
нального уровня, при имеющемся ресурсном потенциале туристско-рекреационной территории в большинстве случаев являются несовершенными, поскольку не учитывают специфику именно туристско-рекреационной деятельности, природопользования и взаимодействия с местным сообществом на уровне экономических интересов. С целью активизации хозяйственной деятельности целесообразно создание центра регионального развития и единого межведомственного регионального кадастрового центра ресурсов и их пользователей.
Технико-технологические рычаги являются пропорциональным сочетанием отдельных технических средств и инфраструктурных инженерных сооружений, необходимых для эксплуатации природно-ресурсного потенциала, а также непосредственного оказания туристско-рекреационных услуг и сопутствующего обслуживания туристов[5]. В этой связи необходимо решение значительного спектра технико-технологических проблем регулирования антропогенного воздействия, в частности, ограничение природопользования и возобновление ресурсного потенциала, соблюдение принципов градостроительной политики и архитектурных решений, ограничение на загрязнение окружающей среды, обеспечение безопасности посетителей и т.д. Кроме того, решение данных вопросов может быть увязано с получением права на ведение деятельности или использования объектов в туристских целях.
Для более полной реализации организационно-экономического механизма совершенствования использования основных компонентов совокупного потенциала требуется усиление инвестиционно-инновационного вектора и маркетинговой направленности развития территориального туристско-рекреационного комплекса[6], в основу которых должны быть положены принципы предельной эффективности инвестирования, комплексной оценки капиталовложений, изначальной свободы в выборе объектов инвестирования, адекватных затрат, мультипликатора, прогрессивной специализации, пропорциональности, долевой принцип инвестирования и т.д.
Активизация освоения ресурсного потенциала туристско-рек-
Рис. 1. Основные рычаги обеспечения приоритетов развития ресурсного потенциала туристско-рекреационной территории
реационных территорий обостряет проблемы устойчивого развития туризма и сохранения экологической безопасности. В этой связи необходима экологически безопасная ресурсная стратегия развития туристско-рекреационного комплекса (ТРК) как пользователя ресурсами туристско-рекреационной территории, определяющими принципами которой является социальная ориентированность на основе комплексного и системного подходов при учете имеющихся ресурсов, их сбалансированного использования, воспроизводства и ограниченности ресурсов. Соблюдение данных принципов обеспечивает рост экономических показателей, опережающее развитие направлений, которые могли бы играть ведущую роль в удовлетворении общенациональных и региональных интересов в сфере туризма и рекреации[7].
За счет реализации экологически безопасной ресурсной стратегии на основе инвестиционных поступлений будет обеспечен:
- дальнейший рост объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, привлечения в агропромышленный сектор новейших технологий с соблюдением восстановления экологического равновесия, создание центра новейших агротехнологий;
- активизация использования минерально-сырьевой базы для нужд экологически чистого строительства, использования бальнеоресурсов, лесных и водных обьектов;
- расширение внутреннего рынка для продукции сопутствующих отраслей, обеспечивающих функционирование предприятий индустрии туризма с учетом экологических стандартов в пищевой и легкой промышленности, транспорте, энергетике;
- загрузка и расширение действующих производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест, формирования положительного инвестиционного имиджа области при привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику, повышение конкурентоспособности ТРК в целом.
Исходя из территориально-отраслевого подхода, ключевым элементом туристско-рекреационного потенциала являются природные ресурсы, которые рассматриваются и как базис функционирования самого туристско-рекреационного комплекса, и как основа обеспечения жизнедеятельности и социально-экономического развития местного сообщества[8]. Введение понятия природно-ресурсного потенциала регионального пространства дает возможность
зафиксировать фрагмент реальной природы как целостность, в отличие от отдельных природных ресурсов, составляющих этот фрагмент. Благодаря этому становится возможным и обязательным комплексное природопользование, которое противодействует ухудшению состояния природно-ресурсного потенциала территории в целом и способствует одновременно оптимизации взаимодействия экономики и окружающей среды. Компонентные составляющие природно-ресурсного потенциала - потенциал минерально-ресурсного комплекса, потенциал земельных ресурсов, потенциал водных ресурсов, потенциал лесных ресурсов, потенциал фаунисти-ческих (особо охраняемых) ресурсов, потенциал природно-рекреационных лечебных ресурсов.
На сегодня не разработана единая методология формирования социально-экономической оценки природных ресурсов, которая могла бы применяться во всех отраслях национального хозяйства, а потому используются локальные методические подходы экономического измерения относительно определенных их видов. Так, для экономической оценки минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов как элемента национального богатства определяется их товарная стоимость в недрах по среднемировым ценам. Экономическая оценка земельных ресурсов осуществляется с учетом расположения участка через коэффициенты влияния территориально-промышленных центров, населенных пунктов на развитие производительных сил. В основу стоимостной оценки водных ресурсов положен принцип возмещения расходов на функционирование и охрану водных объектов, воспроизведения водных ресурсов и создание финансовой основы для перспектив развития в этой сфере деятельности, учитывается при определении платы за водопользование. Экономическая оценка лесных ресурсов опирается на определение экономического эффекта от комплексного и рационального их использования. Экономическая оценка рекреационных ресурсов определяется через капитализацию их использования при полном привлечении летней имеющейся ресурсной емкости.
Как видно, такой подход может лишь фрагментарно удовлетворять потребности в определении стоимостного содержания и оценки природных ресурсов. Для адекватного определения недостаточно только общей стоимости природных ресурсов, основан-
ной на имеющихся потребностях и предположениях по их использованию. Необходимо сопоставить ее с возможностями экономики, стоимостью общественного продукта и его природно-ресурсного нагрузкой в рыночных условиях. Социально-экономическая оценка представляет собой процедуру сопоставления общественных потребностей в том или ином природном ресурсе данного региона с социальными, экономическими и экологическими возможностями их удовлетворения. Основной целью такой оценки использования природно-ресурсного потенциала территории является определение стратегии освоения природных ресурсов региона.
Социально-экономическая оценка использования природноресурсного потенциала региона включает следующие этапы:
1. Определение производственных потребностей в натуральной форме по видам ресурсов и пользователям как в отношении предприятий индустрии туризма, так и региональной экономики в целом с учетом экономической эффективности хозяйственной деятельности первичных природопользователей.
2. Оценка количества и качества используемых и потенциальных природных ресурсов, определение и оценка доминирующего природного ресурса, возможностей замещения или использования альтернативных ресурсов по видам туристско-рекреационной деятельности, финансовых и других возможностей их восстановления и неистощительного использования на уровне региона в целом
3. Оценка демографической ситуации в регионе с учетом интересов местного сообществ аи колебаний, связанных с туристскими потоками и миграцией населения, в т.ч. в качестве дополнительной рабочей силы, приводящих к увеличению антропогенной нагрузки на природную среду и увеличению объемов загрязнения.
4. Оценка экологической ситуации в регионе с точки зрения антропогенного воздействия предприятий индустрии туризма и сопутствующих видов деятельности, а также необходимости сохранения экологического равновесия в ходе туристско-рекреационного природопользования.
5. Оценка функций средообразующих природных объектов, корректировка имеющегося зонирования территории исходя из принципа обеспечения заданного качества среды обитания и принятых экологических ограничений в условиях вовлечения природных ресурсов в туристско-рекреационное пользование.
6. Повторная экономическая оценка природных ресурсов с учетом возможности их возобновления или определения механизмов компенсации невозобновимых изъятий ресурсов и объектов эксплуатации.
В процессе обеспечения устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса и для социально-экономической оценки природно-ресурсного потенциала важное значение имеет разработка
региональных кадастров природных ресурсов и объектов. При этом происходит инвентаризация природных ресурсов и объектов как элементов совокупного туристско-рекреационного потенциала, а также дается их оценка. Информация кадастра служит основанием для принятия решений государственными и региональными органами власти в сфере организации размещения производительных сил, проведение эколого-ресурсных регламентаций использования территории для установления экологически обоснованных видов режимов ее использования, лимитирование и лицензирование туристско-рекреационного природопользования, реализации инвестиционных целевых программ развития туризма и рекреации на объектах природного происхождения, оценки экологического ущерба от хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях и в зонах санитарного контроля, ресурсосбережения, рационального природопользования и охраны окружающей среды, условий использования природных объектов предпринимательскими структурами индустрии туризма и т.д.
Литература:
1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1662-р.
3. Кощеев С.В. Модель управления процессом внедрения инноваций в деятельность санаторно-курортных организаций // В мире научных открытий. 2011. №3. С. 89-96.
4. Романова Г.М., Матющенко Н.С.Исследование основных тенденций развития внутреннего туристского рынка (на примере Краснодарского края) // Сервис PLUS. 2012. №3. С. 28-36.
5. Koshcheev, S. V. Organization-economic mechanizm of forming innovative systems (health-resort sector case-study) // European researcher. 2011. №3. P. 274-275.
6. Koshcheev, S. V. Formation of innovative clusters in tourism / / European researcher. 2011. №6. P. 989-993.
7. Alla Yu. Baranova, Tatyana P. Levchenko. Estimation of qualitative and quantitative characteristics interrelation, having an impact on amount of tourists in hospitality industry. // European researcher. 2011. №1. P. 66-71.
8. Alexander S. Varyukhin Logic and intuitive methods of management systems study during direction finding of companies’ modernization development in health resort and tourism sphere // European researcher. 2011. №3. P. 164-170.