УДК 37.378.4
И. В. Журлова1, Т. В. Палиева2, С. В. Матвеева3
1 Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии, УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина»,
г. Мозырь, Республика Беларусь 2Кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной работе, УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина»,
г. Мозырь, Республика Беларусь 3Магистр педагогики, аспирант кафедры педагогики и психологии, начальник отдела по воспитательной работе с молодежью, УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина», г. Мозырь, Республика Беларусь Научный руководитель: Журлова Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА УО МГПУ ИМ. И. П. ШАМЯКИНА)
В статье обоснована сущность понятия «интернационализация высшего образования», представлены индикаторы и стратегические направления интернационализации высшего образования на примере деятельности учреждения образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина» (далее УО МГПУ им. И. П. Шамякина) в сфере международного сотрудничества.
Ключевые слова: интернационализация высшего образования; индикаторы интернационализации высшего образования; стратегии интернационализации высшего образования; международное сотрудничество.
Введение
В настоящее время интернационализация образования становится объектом и предметом целенаправленной политики со стороны государства, ориентированной на решение национальных, политических, социальных и экономических проблем.
Интернационализация - это процесс интеграции международных, межкультурных и глобальных элементов в образовательные, научные и административные функции отдельно взятой организации [1]. Интернационализация - процесс современного развития, состоящий во взаимосвязи и взаимозависимости различных государств и организаций и ведущий к возникновению международных объединений в различных сферах (экономической, политической, культурной, образовательной и т. д.) [2].
Интернационализация образования включает такие формы взаимного сотрудничества, как индивидуальная мобильность, мобильность студентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях; мобильность образовательных программ и институциональная мобильность; формирование новых международных стандартов и образовательных программ; институциональное партнерство; создание стратегических образовательных альянсов (Н. В. Панкова, О. В. Курочкина) [3, с. 362]. Актуальной формой взаимодействия учреждений-партнеров в условиях интернационализации является создание в мировом образовательном пространстве международных сетей университетов [4, с. 115].
Интернационализация высшего образования - процесс, происходящий на национальном, отраслевом и институциональном уровнях, при котором цели, функции и механизм предоставления образовательных услуг приобретают международный характер. Отсюда особое значение имеет выход учреждений высшего образования на международный уровень и способность конкурировать по качеству образования.
В 2018/2019 учебном году более 23 тысяч иностранных студентов из 108 стран мира получили образование в Республике Беларусь, в 2019/2020 - более 26 тысяч иностранных студентов из 107 стран мира. В 2019/2020 учебном году 27 учреждений высшего образования осуществляли реализацию образовательных программ высшего образования на английском языке по 181 специальности, в том числе по 72 специальностям I ступени высшего образования (бакалавриат), по 109 специальностям II ступени высшего образования (магистратура) [5].
© Журлова И. В., Палиева Т. В., Матвеева С. В., 2020
В рамках реализации стратегии интернационализации образования в нашей стране разработана Концепция развития экспорта услуг в области образования на 2018-2020 годы (развитие бренда «Образование в Беларуси») и дорожная карта мероприятий по ее реализации.
В Государственной программе Республики Беларусь «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2016 г. № 905, в Подпрограмме 5 «Развитие системы высшего образования» определены задачи, направленные на решение проблем интернационализации образования [6]. Эти задачи ориентируют учреждения высшего образования Республики Беларусь на новые стратегии в сфере международного сотрудничества.
В соответствии с задачей 2 (повышение конкурентоспособности высшего образования в мировом образовательном пространстве), представленной в подпрограмме 5 «Развитие системы высшего образования» программы «Образование и молодежная политика», нами был осуществлен анализ деятельности УО МГПУ им. И. П. Шамякина в сфере международного сотрудничества в отношении следующих стратегических направлений интернационализации высшего образования:
- внутренняя интернационализация;
- внешняя интернационализация или трансграничное (межстрановое) образование.
Внутренняя интернационализация подразумевает «создание в вузе социально -
психологического климата, который обусловливает международное и межкультурное взаимопонимание. При этом реализация имеющихся программ, проектов, проводимые исследования имеют международную ориентацию, например, осуществляются совместно с иностранными партнерами, отвечают международным стандартам» и т. д. (Л. З. Фатхуллина, Т. Н. Гурьянова) [7, с. 483]. Внутренняя интернационализация, по мнению А. А. Муравьевой, О. Н. Олейниковой, А. О. Викторовой, не зависит от наличия иностранных студентов в учреждении высшего образования. Она направлена на развитие кросскультурных и международных компетенций и характеристик выпускника, повышающих его потенциал трудоустройства; на расширение диапазона его поликультурных знаний; формирование междисциплинарных подходов; развитие педагогики межкультурного взаимодействия и межкультурной среды обучения. Форматы внутренней интернационализации предполагают наличие в учебных планах курсов (дисциплин) с международной тематикой или выраженной международной компонентой, преподавание на английском языке (части курсов), реализацию совместных студенческих проектов в виртуальном формате, лекции и семинары зарубежных профессоров [8, с. 155] и др.
Внешняя интернационализация - это процесс предоставления образовательных продуктов и услуг иностранным обучающимся, а также реализация международных проектов и программ через различные административные соглашения. В последнее десятилетие широкое развитие получила новая форма - трансграничное высшее образование. Под трансграничным образованием подразумеваются все виды программ высшего образования или иных курсов обучения, при осуществлении которых обучаемый находится в другой стране, т. е. не там, где расположено учебное заведение, присваивающее квалификацию. Трансграничное образование стало возможным благодаря развитию дистанционного обучения и информационно -коммуникативных технологий, сетевых форм взаимодействия.
Результаты исследования и их обсуждение
На основе анализа научных источников и нормативных документов нами выделены следующие индикаторы успешности реализации стратегических направлений интернационализации высшего образования.
Внутренняя интернационализация: обучение на английском языке; изучение дисциплин с международной тематикой; лекции и семинары зарубежных преподавателей (в том числе организованных при помощи информационно-коммуникационных технологий).
Внешняя интернационализация: доля иностранных граждан в общей численности обучающихся в системе высшего образования; численность преподавателей учреждений высшего образования, прошедших стажировку за рубежом; академическая мобильность; позиция университета в мировых рейтингах; реализация совместных образовательных программ и проектов; количество реализуемых договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами; учебные и научные мероприятия, осуществляемые в рамках договоров; включение в систему воспитательной работы университета мероприятий по социальной интеграции иностранных студентов; оказание услуг иностранным гражданам в каникулярный период.
Приведем некоторые данные, характеризующие процессы интернационализации высшего образования в соответствии с названными индикаторами на примере деятельности УО МГПУ им. И. П. Шамякина. Отметим, что данный университет является региональным и профильным (педагогическим), что обусловливает специфику осуществления процессов интернационализации.
Основным индикатором процесса внешней интернационализации является доля иностранных граждан в общей численности обучающихся.
В УО МГПУ им. И. П. Шамякина как и во многих университетах Беларуси, ведется целенаправленная работа по привлечению иностранных обучающихся. Так, в 2018/2019 учебном году в университете обучались иностранные граждане из 5 стран мира (Туркменистана, России, Украины, Азербайджана, Китайской Народной Республики), в 2019/2020 учебном году из 6 стран мира (Туркменистана, России, Азербайджана, Китайской Народной Республики, Нигерии и Грузии). Количество студентов из числа иностранных граждан составляет 12 % от общего количества обучающихся.
В Республике Беларусь в течение последних нескольких лет основным контингентом иностранных студентов являлись граждане Туркменистана. Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь в 2018/2019 учебном году в учреждениях высшего образования обучалось 7749 иностранных граждан из Туркменистана, что составляло 50 % от общего количества иностранных граждан, обучающихся в учреждениях высшего образования. В 2019/2020 - 9788 иностранных граждан из Туркменистана (53,1 %) [9]. В УО МГПУ им. И. П. Шамякина основной процент иностранных студентов также составляют граждане Туркменистана (2018/2019 - 97,39 %, 2019/2020 - 96,4 %).
Однако в 2018 году в связи с пересмотром основных направлений образовательной политики в Туркменистане существенно изменился подход к зарубежному образованию, что привело к сокращению количества иностранных студентов из этой страны в Республике Беларусь. Поэтому контингент обучающихся из Туркменистана будет постепенно сокращаться. В связи с этим в Республике Беларусь был взят курс на широкую диверсификацию экспорта образовательных услуг.
В 2020 году разразившаяся пандемия C0VID-2019, которая существенным образом повлияла на все сферы жизни людей во всех странах мира и обусловила изменения как внутренних, так и внешних социальных, экономических и политических процессов, привела к необходимости поиска новых решений в аспекте интернационализации высшего образования.
По мнению профессора Саймона Маргинсона, директора Центра глобального высшего образования (Centre for Global Higher Education), возврат к очному образованию в широких масштабах, а в особенности восстановление академической мобильности студентов, будет происходить как минимум в течение пяти лет. Процессы интернационализации системы высшего образования существенно замедлятся, что будет вызвано снижением уровня доходов среднего класса развивающихся стран, который ранее поддерживал рост международной студенческой мобильности. Определяющим фактором в конкурентной борьбе университетов за иностранных студентов станет обеспечение безопасности в области здоровья и успешность предпринятых мер в стране по борьбе с вирусом COVID-2019 [10].
Следующим важным индикатором внешней интернационализации является численность преподавателей учреждений высшего образования, прошедших стажировку за рубежом.
В системе высшего образования в Республике Беларусь большое внимание уделяется обеспечению возможностей повышения профессионального мастерства и квалификации преподавателей за рубежом.
В Положении о порядке направления педагогических работников на стажировку в организациях иностранных государств, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.06.2019 № 367, четко регламентируются требования и цели данных стажировок. В документе в качестве основных задач стажировок педагогических работников за рубежом указаны: освоение и использование новейших и уникальных методов, технологий и оборудования; ознакомление с передовыми педагогическими технологиями, инновационными формами и средствами обучения; обмен опытом, расширение научных и творческих контактов и др. [11].
Финансирование стажировок за рубеж в УО МГПУ им. И. П. Шамякина осуществляется преимущественно республиканским бюджетом, предусмотренным Государственной программой Республики Беларусь «Образование и молодежная политика» [12]. Преподаватели университета проходили стажировку на базе Даугавпилсского университета (Латвийская Республика), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский
педагогический государственный университет» (г. Москва, Российская Федерация), Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Межрегиональный институт экономики и права при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС» (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация) и др.
Академическая мобильность.
Развитие академической мобильности студентов можно рассматривать как мотивацию изучения иностранных языков, пополнение культурного и профессионального опыта.
Академическая мобильность студентов УО МГПУ им. И. П. Шамякина осуществляется в рамках упомянутой выше республиканской программы «Образование и молодежная политика», программ международной технической помощи TEMPUS и ERASMUS+, заключенных международных договоров и др. В этом направлении в университете налажено сотрудничество с Российской Федерацией, Федеративной Республикой Германией и Королевством Нидерландов.
Университет является полноправным членом Ассоциации вузов приграничных областей Беларуси и России и участвует в Международной программе академической мобильности MOST, сотрудничает с Немецкой службой академических обменов DAAD.
Так, в рамках проекта Европейского Союза MOST, направленного на расширение контактов между гражданами ЕС и Беларуси, преподаватели УО МГПУ им. И. П. Шамякина посетили учреждения образования и научно-практические мероприятия в Королевстве Нидерландов, Итальянской Республике, Французской Республике, Румынии, Королевстве Швеция, Республике Польша.
Благодаря программе MOST коллеги из Королевства Нидерландов смогли посетить Республику Беларусь с программой по распространению их опыта работы с детьми различных гетерогенных групп.
Академическая мобильность преподавателей активно осуществляется и благодаря международным и республиканским проектам Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, а также Государственных программ научных исследований. Так, преподаватели УО МГПУ им. И. П. Шамякина имеют возможность прямого сотрудничества в сфере науки с учеными преимущественно из Российской Федерации и Украины.
Расположение в мировых рейтингах.
Ключевой ролью в конкурентном успехе университета является его репутация на национальном и международном образовательных рынках. Наиболее широко применяемым рейтингом является Webometrics Ranking of World Universities, который способствует обеспечению широкого доступа и популяризации научной, культурной и образовательной деятельности университетов. Для обеспечения продвижения позиции университета в данном рейтинге в УО МГПУ им. И. П. Шамякина разработан «План мероприятий по продвижению учреждения высшего образования "Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина" в международных образовательных рейтингах до 2025 года», в который включены такие важные направления деятельности, как улучшение академической репутации и репутации среди работодателей, наращивание научного потенциала, повышение информационной открытости учреждения высшего образования и др.
В настоящий момент важное значение для позиции в рейтинге имеет публикационная активность преподавателей университета, особенно в высокорейтинговых изданиях. Качественный прирост дают публикации на иностранном языке и высокий индекс цитируемости. Для повышения данных показателей в университете осуществляется обучение педагогических и научных работников технологиям подготовки научных публикаций в индексируемых научных журналах, применяются меры стимулирующего характера по поддержке публикационной активности преподавателей и др.
Повышению позиции учреждения высшего образования также способствуют публикации зарубежных авторов в белорусских научных периодических изданиях.
Реализация программ и проектов международной технической помощи.
Реализация совместных образовательных программ и проектов дает возможность для углубления и расширения форм сотрудничества между университетами-партнерами и является одним из направлений развития международного сотрудничества в университете. Ярким примером является участие МГПУ им. И. П. Шамякина в совместном европейском проекте «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями» (543873-TEMPUS-1-2013-TEMPUS-JPCR), который реализовывался в 2013-2016 гг. Участниками данного проекта выступили преподаватели и студенты из Российской Федерации, Украины,
Австрийской Республики, Федеративной Республики Германия, Финляндской Республики, Итальянской Республики. Примечательны и результаты проекта, в числе которых учебное пособие «Педагогика многообразия», подготовленное международным коллективом авторов, практикум «Тренинги по формированию опыта работы в гетерогенной среде», сборник научных статей «Инклюзивное образование как организационная основа педагогики многообразия» и др.
В настоящее время в университете реализуется Проект международной технической помощи Эразмус+, направленный на наращивание потенциала в сфере высшего образования 609557-EPP-1-2019-LV-EPPKA2-CBHE-JP «Развитие практико-ориентированного личностно-центрированного образования в сфере моделирования кибер-физических систем». Срок реализации данного проекта: 15.11.2019 - 15.11.2022. Университетом-координатором проекта является Рижский технический университет (Латвия), партнерами: Лёвенский Католический Университет (Ки Leuven) (Бельгия), Кипрский университет (Республика Кипр), Белорусский государственный университет (Республика Беларусь), УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» (Республика Беларусь), Республиканская ассоциация наноиндустрии (Республика Беларусь), Черниговский политехнический национальный университет (Украина), Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет (Украина), Криворожский национальный университет (Украина).
Цель проекта - совершенствование учебных планов и программ I и II ступеней высшего образования в белорусских и украинских университетах в области моделирования кибер-физических систем.
Количество реализуемых договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами; учебные и научные мероприятия, осуществляемые в рамках договоров.
В УО МГПУ им. И. П. Шамякина активно действует более 60 договоров с зарубежными образовательными учреждениями, в рамках которых осуществляются разработка и реализация совместных научных проектов, подготовка и издание публикаций, организация и участие в научных и научно-практических конференциях, осуществляется научно-исследовательская деятельность и др. Так, в университете стали традиционными Международные научно-практические конференции «Инновационные технологии обучения физико-математическим и профессионально-техническим дисциплинам», «Текст. Язык. Человек», «Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и туризма», «Дзiцячы сад - пачатковая школа: вопыт, пераемнасць, перспектывы», «Эколого-биологические аспекты состояния и развития Полесского региона», а также Международная студенческая научно-практическая конференция «От идеи - к инновации».
При поддержке Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь на базе университета в 2009 году открыт и успешно функционирует научно-методический Центр русистики, что способствует развитию и укреплению творческих научных, образовательных и культурных связей с государственными и общественными организациями, а также с учебными заведениями Российской Федерации.
С начала 2019/2020 учебного года в рамках сотрудничества с Институтом Конфуция УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины» открыт кабинет китаеведения.
Включение в систему воспитательной работы университета мероприятий по социальной интеграции иностранных студентов.
Ежегодно в сентябре-октябре в университете проводится мониторинг адаптации иностранных студентов к условиям обучения в университете. На основании полученных данных кураторам учебных групп, воспитателям общежитий даются рекомендации по планированию работы. Со студентами, имеющими низкий уровень адаптации, проводится индивидуальная работа. Так, в 2019/2020 учебном году были проведены тренинговые занятия «Адаптация студентов к обучению в учреждении высшего образования», «Межкультурная коммуникация», «Мы среди людей» и др. Стало традиционным проведение мероприятий по знакомству студентов из разных стран с их обычаями, культурой и национальными традициями, таких как круглый стол «Вместе мы сильнее», «Вечер национальной кухни» и др. Ежегодно в феврале проводится литературно -музыкальный фестиваль «Созвездие языковых культур», приуроченный к Международному дню родного языка.
Оказание услуг иностранным гражданам в каникулярный период.
Для обеспечения активной и полезной жизнедеятельности студентов из числа иностранных граждан, остающихся на летнее каникулярное время в Республике Беларусь, ежегодно в университете разрабатывается и реализуется «Программа занятости студентов из числа иностранных граждан». В рамках данной программы проводятся ежедневные мастер-классы, экскурсии, культурно--досуговые и профилактические мероприятия, способствующие реализации воспитательных, развивающих и образовательных задач.
В отношении внутренней интернационализации необходимо отметить следующее.
Обучение на английском языке.
В университете организовано обучение по 2 дисциплинам на английском языке: учебная дисциплина «Педагогика и психология высшего образования» (II ступень высшего образования) для специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»; раздел «Педагогика современной школы» учебной дисциплины «Педагогика» (I ступень высшего образования) для специальности «Иностранные языки (английский, немецкий)».
Понимая значимость осуществления преподавания на иностранном языке, особенно для диверсификации экспорта образовательных услуг, в университете применяется ряд мер по повышению уровня иноязычной коммуникативной компетенции преподавателей, таких как организация программ переподготовки и повышения квалификации кадров, дополнительных занятий и курсов, материальное стимулирование преподавателей, осуществляющих образовательный процесс на иностранном языке и др.
На повышение уровня владения иностранным языком, как студентов, так и преподавателей, оказывают позитивное влияние различные стажировки и деловые визиты, осуществляемые за пределы Республики Беларусь, реализуемые через программы ERASMUS+, MOST, DAAD, Государственную программу Республики Беларусь «Образование и молодежная политика» и др.
Лекции и семинары зарубежных преподавателей (в том числе организованные с применением информационно-коммуникационных технологий).
В рамках подписанных международных соглашений осуществляется обмен опытом по актуальным вопросам в области образования, ведущими зарубежными специалистами проводятся лекции. Так, например, в октябре 2018 года доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики и менеджмента в образовании ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина» (Российская Федерация), действительным членом Международной академии наук педагогического образования, профессором О. В. Еремкиной прочитан курс лекций «Психодиагностическое сопровождение личностного развития ребенка». В декабре 2018 года студенты, магистранты, аспиранты прослушали авторский спецкурс «Методика академического письма на английском языке», разработанный А. М. Аматовым, доктором филологических наук, профессором кафедры английского языка и методики преподавания ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (Российская Федерация).
В 2019 г. доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии и охраны здоровья Государственного учреждения «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского» (г. Одесса, Украина) А. И. Босенко провел занятия по спецкурсу «Технологии функциональной диагностики в физической культуре и спорте» для студентов факультета физической культуры. Студенты этого же факультета имели возможность изучить уникальный спецкурс «Основы построения и содержание тренировочного процесса спортсменов высокой квалификации и резерва», созданный на основе собственной богатейшей практической деятельности доктора педагогических наук, профессора П. В. Квашука, ведущего сотрудника Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» (г. Москва, Российская Федерация).
В феврале 2020 года в рамках договоров о сотрудничестве состоялась лекция «Система образования в Королевстве Нидерландов» директора начальной школы Мархин Весселс для студентов специальностей «Начальное образование», «Логопедия», «Социальная работа».
Для реализации международного сотрудничества в области совершенствования качества высшего образования в университете активно используются информационно-коммуникационные технологии. Так, в 2019/2020 учебном году между УО МГПУ им. И. П. Шамякина и Навоийским государственным педагогическим университетом (Узбекистан) был реализован проект «Открытая лекция», где преподаватели из двух университетов проводили занятия для белорусских и узбекских студентов.
Изучение дисциплин с международной тематикой.
Приведем некоторые примеры. На I ступени получения высшего образования в рамках образовательной программы специальности «Иностранные языки (английский, немецкий)» при изучении дисциплины «Общество и культура стран изучаемого языка» студенты знакомятся с образом жизни, особенностями диалекта, а также с системами образования и культурной средой Великобритании, США, Австралии, Канады и Новой Зеландии. В рамках образовательной программы специальности «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)» изучается ряд
дисциплин, в содержание которых включены темы, раскрывающие специфику системы социальной защиты граждан в других странах (например, дисциплина «Социальная работа с инвалидами» включает раздел «Зарубежный опыт социальной реабилитации инвалидов»). Приведенные примеры подтверждают обращение студентов к международному опыту в рамках образовательных программ разных специальностей.
Заключение
Проведенный анализ деятельности УО МГПУ им. И. П. Шамякина в сфере международного сотрудничества позволил заключить, что в университете процесс интернационализации осуществляется в соответствии со следующими стратегическими направлениями: 1) внутренняя интернационализация; 2) внешняя интернационализация или трансграничное (межстрановое) образование. Каждое из направлений имеет свои индикаторы, на основе которых была разработана собственная университетская стратегия интернационализации, где в качестве приоритетных направлений развития выделены:
1) в области интернационализации образования:
- системная реализация в образовательном процессе университета инструментов Европейского пространства высшего образования в соответствии с национальными интересами и приоритетами;
2) в области интернационализации научных исследований:
- привлечение к выполнению научных исследований преподавателей, докторантов, аспирантов, магистрантов и студентов, обеспечение их широкого участия в конкурсах научных проектов отечественных и зарубежных фондов и организаций;
- повышение наукометрических показателей научной деятельности путем увеличения количества публикаций в рейтинговых научных изданиях с высоким импакт-фактором;
3) в области развития международного сотрудничества:
- повышение конкурентоспособности выпускников на международном рынке труда;
- повышение узнаваемости университета на международном рынке;
- увеличение объема экспорта образовательных услуг, а также научной продукции и услуг;
- совершенствование системы управления международной деятельностью университета.
Анализ показал, что интернационализацию деятельности и продвижение УО МГПУ
им. И. П. Шамякина в международном образовательном пространстве можно рассматривать как комплексный и системный процесс, который охватывает все виды деятельности университета (образовательную, научную, воспитательную и др.) и ориентируется на следующие тенденции интернационализации рынка образовательных услуг в Беларуси:
- укрепление международной конкурентоспособности в области высшего образования и научных исследований;
- расширение возможностей белорусских образовательных учреждений для выхода на международный образовательный рынок;
- определение своего места на международном рынке образовательных услуг;
- расширение образовательных возможностей студентов путем создания и развития в университете инокультурной инфраструктуры (центры, кабинеты и т. д.);
- трансграничность образования.
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Knight, J. Internationalization Remodeled: Definition, Approaches, and Rationales / J. Knight // Journal of Studies in International Education. - 2004. - Vol. 8. - P. 5-31.
2. Социология : Энциклопедия / А. А. Грицанов [и др.]. - Минск : Книжный дом, 2003. -
1312 с.
3. Панкова, Н. В. Сравнительный анализ международных практик интернационализации профессионального образования / Н. В. Панкова, О. В. Курочкина // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2014. - № 4 (52). -С. 360-363.
4. Унсович, А. Н. Моделирование реализации образовательных программ в сетевой форме взаимодействия / А. Н. Унсович, В. В. Климук // Весн. МДПУ iмя I. П. Шамяшна. - 2017. -№ 2 (50). - С. 114-121.
5. Официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь. - Режим доступа: https://edu.gov.by. - Дата доступа: 17.01.2020.
6. Государственная программа Республики Беларусь «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2016 г. № 905. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.gov.by/page-1061. - Дата доступа: 16.09.2017.
7. Фатхуллина, Л. З. Интернационализация российского высшего образования: проблемы и перспективы / Л. З. Фатхуллина, Т. Н. Гурьянова // Вестн. Казанского технологического ун-та. -2014. - Т. 17, вып. 14. - С. 482-485.
8. Муравьева, А. А. Интернационализация образовательных программ как ядро внутренней интернационализации образования / А. А. Муравьева, О. Н. Олейникова, А. О. Викторова // Вестн. Воронежского гос. ун-та. Серия: Проблемы высшего образования. - 2017. - № 4. - С. 154-157.
9. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. -Режим доступа: https:// www.belstat.gov.by. - Дата доступа: 01.09.2020.
10. Nic Mitchell. Five years to recover global mobility, says IHE expert // University World News. - Mode of access: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200326180104407. -Date of access: 04.05.2020.
11. Положение о порядке направления педагогических работников на стажировку в организациях иностранных государств [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 05.06.2019 г., № 367 // Совет Министров Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file2f642ac703969ccc.PDF. - Дата доступа: 01.09.2020.
12. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28.03.2016 г., № 250 // Совет Министров Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/ file2b2ba5ad88b5b0eb.PDF. Дата доступа: 01.09.2020.
Поступила в редакцию 20.12.2019 E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
I. V. Zhurlova, T. V. Paliyeva, S. V. Matveeva
THE STRATEGICAL DIRECTIONS OF INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION (FROM THE INTERNATIONAL COOPERATION EXPERIENCE OF MOZYR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER I. P. SHAMYAKIN)
The article presents the essence of concept "internationalization of higher education", the indicators and strategic directions of internationalization of higher education based on the activities in sphere of international cooperation of Mozyr State Pedagogical University named after I. P. Shamyakin are reflected in the paper.
Keywords: internationalization of higher education; the indicators of internationalization of higher education; strategy of internationalization of higher education; international cooperation.