УДК 378.184
О. В. Мещерякова
ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ В ВУЗЕ
Аннотация.
Актуальность и цели. Процесс глобализации в последние десятилетия является одним из значительных факторов, оказывающих воздействие на развитие системы высшего образования в России. Для сохранения конкурентоспособности российским вузам необходимо стать полноценной частью мирового образовательного сообщества. Изучение опыта стратегий интернационализации зарубежных университетов позволит их российским партнерам пройти процесс интеграции быстрее, эффективнее и наиболее комфортно. Цель работы - проанализировать изменения, произошедшие в системе высшего профессионального образования с момента присоединения РФ к Болонской конвенции, изучить основные стратегии интернационализации зарубежных и российских вузов и дать рекомендации по разработке технологии интернационализации для регионального российского вуза.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения зарубежных печатных и электронных информационных источников, обобщения опыта международной деятельности российских вузов, а также анализа внутривузовской интернационализации Пензенского государственного университета. В работе были использованы учебно-методические рекомендации по организации работы с иностранными гражданами, обучающимися в вузе, положение по организации академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава (ППС) ПГУ. Методологический потенциал включает сравнительный метод, применение которого позволяет констатировать фактические изменения; статистический метод, значимость которого очевидна для анализа данных, связанных с изменениями ситуации интернационализации российского вуза; метод ретроспективного анализа.
Результаты. Уточнено понятие образовательной интернационализации. Предложена комплексная система форм интернационализации деятельности университета без выезда за пределы страны. Приведены результаты социально-адаптационной и воспитательной работы с иностранными студентами. Рассмотрены особенности международной деятельности провинциального вуза.
Выводы. Изучение процесса интернационализации в России и за рубежом позволяет констатировать позитивное влияние политики мировой интеграции на сферу высшего профессионального образования. Интернационализация дает возможность определить уровень, который необходимо достичь как образовательному учреждению в целом, так и его сотрудникам и студентам, а также предлагает способы и инструменты его достижения. Тем не менее не существует универсального способа реализации политики международной деятельности конкретного университета, и требуется индивидуальный подход в разработке стратегии его интернационализации.
Ключевые слова: высшее образование, университет, интернационализация, международная деятельность.
O. V. Meshcheryakova
INTERNATIONALIZATION TECHNOLOGIES AT UNIVERSITIES
Abstract.
Background. Over the last decades globalization has been one of the most important factors, influencing the development of the Russian system of higher education.
In order to save competitveness, Russian universities have to become a full-fledged member of the world educational community. Examination of internationaliztion experience of foreign university will allow their Russian partners to pass the integration process faster, more efficient and comfortable. The aim of the work is to analyze changes that has taken place in the higher education system since the moment of Russia's joining the Bologna process, to study main strategies of internationalization of foreign and Russian universities and to give recommendations on development of internationalization technologies at a Russian regional university.
Materials and methods. The research tasks were realized through examination of foreign publications and online sources, summaries of international activity expe-reince of Russian universities, as well as through the analysis of internal internationalization of Penza State University. The author used methodological recommendations on foreign students affairs management, regulations on academic mobility of students and teaching staff of Penza State University. The methodological potential included a comparative method, allowing to state actual changes; a statistical methods, the importance of which is obvious for the analysis of data, concerning changes of the course of university's internationalization; a retrospective analysis.
Results. The author has specified the notion of educational internationalization, suggested a complex system of types of university's activity internationalization without leaving the country, adduced the results of social adaptation and educational activities of foreign students, as well as considered the features of international activity of a provincial university.
Conclusions. Investigation of internationalization in Russia and abroad allows to state postivie influence of world integration on the field of higher professional education. Internationalization gives a chance to determine a level to be achieved by an educational institution in whole, as well as by teaching staff and students, and also offers ways and tools for achievement thereof. Nevertheless, there is no universal way of realization of international activity at every particular university; it requires an individual approach to development of internationalization strategies.
Key words: higher education, university, internationalization, international activity.
Процесс интернационализации в последние десятилетия является одним из значимых факторов, оказывающих воздействие на развитие системы высшего образования в России. Показателями реализации процесса интернационализации в отечественной системе образования являются приватизация и коммерциализация образования; появление организаций, предоставляющих различные сервисы в системе высшего образования на основе выгодоприоб-ретения; внедрение в вузах системы менеджмента качества, международной аккредитации и международных рейтингов; появление международных исследовательских сетей.
Процесс интернационализации образования развивается динамично и приобретает новые смыслы, формы. Она пронизывает все уровни жизни университетов. В связи с необходимостью обогащения учебных образовательных программ актуальным содержательным материалом и потребностью изучения достижений науки, техники, культуры, а также осуществления их сравнительного анализа, интернационализация вошла в образовательный процесс и реализуется на основе технологии академической, социальной и профессиональной мобильности студентов и преподавателей; контрактных взаимоотношений с зарубежными партнерами, проектной организации реализации совместных образовательных программ.
Ретроспективный анализ заявленной проблемы показывает, что дух интернационализации и межнационального сотрудничества был присущ высшему образованию еще с времен Средневековья. Так, идеи интернационализации искусства, науки и образования зародились уже в XVII в., когда средневековые студенты странствовали от Болоньи до Парижа и Оксфорда и университетское образование переступало пределы национальных границ [1].
Сегодня же вокруг идеи интернационализации мобилизуются мировые ресурсы, программы, институты, университеты и другие организации. В ближайшей ретроспективе (1980-2006 гг.) международная академическая мобильность возросла более чем на 300 % [1]. И как утверждает Л. А. Вербицкая, интернационализация углубляет базу знаний институтов-участников, раздвигает рамки научного поиска, обогащает учебные программы [2]. Однако активно термин интернационализация стал использоваться в образовании с 1980-х гг., чтобы обозначить изучение и сравнительный анализ различных международных аспектов, образовательные обмены и поддержку в технической, научной, культурной и образовательной сферах [3]. С этого времени произошел «взрыв» по числу и разнообразию типов международных инициатив, предпринятых вузами, организациями и правительствами. Международные стратегии, программы и интеграционные процессы в области образования, науки и техники оказывают определяющее влияние на изменения и формирование нового образа систем образования различных стран.
Россия не осталась в стороне от этих тектонических процессов. Было начато введение сопоставимых с общеевропейскими системами трехуровневого высшего образования (бакалавр, магистр, докторант). Для обеспечения возможности учета объема изучаемых единиц введена кредитная система. С целью осуществления бенчмаркинга, единообразия и качества образования разработана соответствующая требованиям европейского сообщества государственная система контроля качества и аттестации (аккредитации) образовательных программ и вузов.
На территории Российской Федерации во всех университетах внедрены внутренняя система и механизмы контроля качества учебного процесса с участием студентов, преподавателей и внешних экспертов. Для признания российских дипломов о высшем образовании в Европе и мире введено в принятой в ЕС форме приложение к диплому. Министерство образования и науки среди прочих критериев эффективности вузов ввело критерии по международной деятельности, например количество иностранных студентов, обучающихся в университете, количество совместных образовательных программ, реализуемых с зарубежными вузами, и т.д.
На институциональном уровне учреждения высшего образования вводят внутренние рейтинги эффективности своего профессорско-преподавательского контингента, которые также включают критерии международной эффективности. Так, в Пензенском государственном университете из 134 показателей эффективности деятельности сотрудников 14 относятся к международной деятельности. Поощряется работа ППС, направленная на развитие академической мобильности, совместных образовательных, научных и иных программ, получение международных грантов, повышение уровня владения иностранным языком и преподавание на языке, отличном от русского.
Интернационализация высшего образования - это термин, который все чаще используется в обсуждении всех понятий, которые имеют в своем составе или содержании слова «иностранный», «международный», «зарубежный» и относятся к обучению, профессиональной подготовке и воспитанию в широком понимании слова. Поскольку область применения этого термина очень широка и для разных людей данный термин несет различное содержание, слово интернационализация может использоваться во множестве ситуаций и с различными содержательными целями, среди которых следующие: диверсификация и рост финансовых поступлений от иностранных студентов, обучающихся на платной основе, и эффективного использования собственных ресурсов; расширение учебных планов и возможность обучения своих студентов в зарубежных вузах-партнерах; повышение качества образования за счет обмена знаниями на международном уровне [1].
В зависимости от роли говорящего в образовательной иерархии, его сферы деятельности и степени вовлеченности в международные процессы интернационализация может обозначать факты участия студентов или ППС в международных образовательных, научных, культурных проектах за пределами своего университета; заключение соглашений о партнерстве и сотрудничестве с зарубежной организацией; разработку содержательного компонента, организационное планирование и реализацию проектов за рубежом или в партнерстве с зарубежными коллегами.
С другой точки зрения, интернационализация - это развитие экспорта образовательных услуг и продуктов за рубеж. Многие зарубежные вузы используют возможность создания своих представительств и филиалов как эффективный источник дополнительного получения прибыли и способ собственного продвижения на международном уровне. На государственном уровне интернационализация - это важный элемент «мягкой» силы и фактор признания российского образования в целом.
Очевидно, данный термин используется для обозначения слишком широкого спектра понятий, что создает путаницу и сложность в их определении. Интерес представляет ретроспектива содержания обсуждаемого понятия в разные годы. В качестве источника мы использовали работу Джейн Найт, профессора Университета Торонто [4]. В 1980-х гг. основной интерес в мире был направлен на привлечение иностранных студентов, развитие международных проектов и изучение достижений международной науки. В настоящее время передовые мировые университеты обсуждают такие актуальные явления, как брендинг вузов, трансграничное образование, глобальное гражданство, франшизы в образовании и создание тренда вуза как фабрики по предоставлению образовательной визы в той или иной стране.
Сложность в определении понятия «интернационализация» связана с тем, что оно должно быть достаточно общим, чтобы иметь возможность применения к различным странам, культурам и образовательным системам. В последние годы были предложены различные определения (Arum & van de Water, 1992; de Witt, 2002; Van der Wende, 1997), однако их универсальному употреблению мешают специализированные задачи, участники, стратегии или результаты, вошедшие в определение. Мы используем определение, предложенное Джейн Найт. Интернационализация на национальном, секто-
ральном, институциональном уровнях определяется как «процесс интегрирования межнационального, межкультурного или глобального измерения в цель, функции или процесс реализации высшего образования» [5, с. 11]. И действительно, по мере перехода общества к глобальному измерению появились новые проблемы - проблемы мирового масштаба, и, по мнению Л. Д. Расска-зова, решать их нужно на глобальном уровне [6].
В последнее время возникла тенденция подразделять все аспекты, связанные с интернационализацией образования, на «внутренние» и «выездные». Эти понятия разделены, но тесно взаимосвязаны. Трансграничные образовательные проекты имеют большое значение в развитии домашней интернационализации и наоборот.
Понятие «внутренняя» интернационализация было введено, чтобы выделить и придать особую значимость процессам выездной мобильности. Стратегия развития «внутренней» интернационализации может включать межкультурное и международное измерение в процесс образования, научную деятельность, внеурочную дополнительную деятельность; связи с местными культурными и этническими группами; работу по социальной и культурной адаптации иностранных студентов и приглашенных преподавателей; их интеграцию в жизнь вуза, с одной стороны, и активное вовлечение российских участников в эту деятельность, с другой стороны. Большинство образовательных учреждений - и, по факту, большинство стран - признают, что количество студентов, обучающихся в университете, принявших участие в каких-либо образовательных или исследовательских программах за рубежом, к сожалению, очень мало. Требуется, чтобы больше внимания уделялось в области интернационализации развитию университетского кампуса и разработке учебного плана, реализация которого позволяет студентам жить в более переплетенном и более культурно разнообразном мире. Студенты и сотрудники нуждаются в углубленном понимании национальных и глобальных вопросов, а также формировании знаний и навыков межкультурного взаимодействия, даже если они никогда не выедут из своего города или страны [7]. Университеты должны взять на себя ответственность за привнесение и интеграцию во все виды своей деятельности международной, межкультурной и сравнительной составляющих. В Пензенском государственном университете реализуется модель «внутренней» интернационализации.
Разные вузы используют различные виды деятельности и их комбинации в зависимости от конкретных целей и задач, которые ставит администрация университета в стремлении интернационализировать свой кампус (табл. 1). Пензенский государственный университет ведет активную и многостороннюю деятельность в рамках «внутренней» интернационализации. Одной из основных задач ПГУ является формирование положительного имиджа на мировой арене через организацию экспорта образовательных услуг. В настоящее время в университетах Российской Федерации активно развивается экспорт образовательных услуг. Это одно из приоритетных направлений международной деятельности университетов. Под экспортом образовательных услуг понимается деятельность вуза по привлечению и обучению иностранных граждан [8].
Таблица 1
Виды деятельности в рамках «внутренней» интернационализации
Учебный план и образовательная программа - Создание новых программ, созданных на основе уже существующих, но разработанных с добавлением международного, межкультурного, глобального или компаративного измерения; - создание системы обучения и повышения квалификации по иностранным языкам; - развитие программ по регионолистике и компаративистике; - программы двойных или совместных дипломов
Процессы обучения и научения - Активное вовлечение иностранных студентов, студентов, вернувшихся с зарубежных программ в деятельность вуза, организация занятий по межкультурному разнообразию; - участие студентов в виртуальных совместных курсах или исследовательских проектах; - привлечение к работе в вузе зарубежных ученых, преподавателей и местных экспертов по международной тематике; - интеграция в образовательную программу международных и межкультурных кейсов, инсценировок, проблемных сценариев, обеспечение доступа к мировым информационным базам; - организация специализированных практик и волонтерских проектов; - формирование образовательных программ на основе признаваемых международным сообществом результатов и оценки обучения
Научно-исследовательская деятельность - Создание региональных и тематических центров; - развитие совместных исследовательских проектов; - проведение международных семинаров и конференций; - публикации в международных изданиях; - заключение договоров по научно-исследовательской работе; - программы научного обмена; - развитие международного партнерства в различных сферах; - вовлечение приглашенных лекторов в различные виды деятельности в университете
Дополнительное образование - Участие в международных программах по формированию лидерских и экспертных навыков; - организация междисциплинарных семинаров и мастер-классов; - организация открытых лекций приглашенных ученых и лекторов
Культурно-массовая и общественная деятельность - Развитие кружков, учебных сообществ, клубов; - создание студенческих тематических сообществ и ассоциаций; - программы социальной адаптации иностранных студентов и профессорско-преподавательского состава; - развитие сотрудничества с представителями местной культурной общественности и этнических групп; - программы тьюторства и менторства
Развитие сотрудничества с представителями местной культурной общественности и этнических групп - Организация стажировок, волонтерских и культурных проектов совместно с представителями местной культурной общественности и этнических групп; - привлечение представителей местной культурной общественности и этнических групп к учебной, культурно-массовой и исследовательской деятельности
«Оказавшись в непривычной и во многом чуждой социальной, культурной и образовательной среде, иностранные студенты сталкиваются с серьезными проблемами и трудностями, которые они не могут преодолеть без помощи преподавателей и сотрудников вуза. В связи с этим возникает необходимость изучения процесса социальной адаптации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза: выявление его закономерностей и особенностей, обусловленных национальными и культурными различиями иностранных студентов» [9]. Главной задачей при работе с иностранными студентами является определение реперных точек для их интеграции в российское студенческое сообщество с целью социальной адаптации и качественного прохождения образовательной программы.
С 2012 г. в Институте международного сотрудничества ПГУ реализо-вывалась программа «САВРИС» (социально-адаптационная и воспитательная работа с иностранными студентами). Это новый структурный подход во взаимодействии с иностранными студентами. Он объединяет все основные виды деятельности университета: учебную, воспитательную, культурно-массовую, научно-исследовательскую и информационно-коммуникативную. Основная цель этой концепции - через оказание помощи иностранным студентам в адаптации к образовательному процессу ПГУ повысить его эффективность и взаимное межкультурное обогащение.
Следует отметить, что для этого есть все основания и возможности. В ПГУ на настоящий момент обучается 1020 граждан из 44 иностранных государств, в том числе КНР, Израиля, Вьетнама, Великобритании, Индонезии, Иордании, Ирака, Бразилии, Туркменистана, Туниса и т.д. Студенты имеют возможность обучаться на всех направлениях подготовки. Иностранные студенты активно принимают участие в научных мероприятиях, организованных как в Пензенском государственном университете, так и в Пензенской области. Каждый студент может заняться интересными научными разработками совместно с преподавателями специализирующих кафедр университета.
В университете ежегодно традиционно организуется и проводится Межвузовская научно-практическая конференция иностранных студентов. В ней принимают участие со своими научными докладами более 100 иностранных студентов из пензенских вузов и соседних регионов Российской Федерации.
Инициативная группа активных иностранных студентов приняла участие в конкурсе проектов «Ректорские гранты» и признана в числе десяти лучших проектов Пензенского государственного университета. Также иностранные студенты принимали активное участие в таких региональных мероприятиях, как Молодежный форум Приволжского федерального округа «Выбор молодежи - Интернет без терроризма», Международный молодежный форум «Экстремизму - отпор!».
Творческая деятельность позволяет иностранным студентам проявить и показать свои таланты и способности также и в культурно-массовых событиях. Они объединены общим желанием проявить свои таланты и обрести множество друзей из России и других стран мира. Активные студенты являются хорошим примером выстраивания дружеского моста между администрацией университета и иностранными студентами. Иностранные студенты вместе с российскими принимают участие в общеуниверситетских конкурсах: фес-
тиваль студенческой самодеятельности «Студенческая весна», «Первокурсник», фестиваль КВН, творческий конкурс среди общежитий ПГУ «Осенний калейдоскоп», школа актива ПГУ «Импульс».
Иностранные студенты организуют собственные межкультурные программы: культурный марафон «Вокруг света за 2 семестра», международный студенческий фестиваль «Диалог культур», интернациональный Новый год, посвящение в студенты, выпускной вечер для иностранных студентов. Лучшие из них отправляются на российские и международные молодежные форумы и конференции: каспийский форум иностранных студентов (г. Астрахань), фестиваль «Огаревский колорит» (г. Саранск), палаточный международный лагерь «Интерселигер» (Тверская область), международный лагерь «Диалог» (Калужская область). В качестве поощрения для самых талантливых и активных иностранных студентов организуются экскурсионные поездки в музей-заповедник Тарханы и в с. Наровчат (Подземный пещерный монастырь).
Одним из определяющих значений в процессе интернационализации образования и социальной адаптации иностранных студентов является популяризация здорового образа жизни и спортивной деятельности. Для этого совместно с факультетом физической культуры и спорта организованы спортивные секции для иностранных граждан по следующим направлениям: футбол, плавание, баскетбол, спортивная борьба. В университете проводятся различные спортивные конкурсы, турниры и акции по здоровому образу жизни.
В университете ведется работа по формированию лидеров иностранных студентов. Так, например, 23 марта 2011 г. в Пензенском государственном университете состоялась I Конференция Союза иностранных студентов ПГУ. Данный орган самоуправления взял на себя обязанности представления интересов более 350 студентов, приехавших из 25 стран мира при администрации вуза, содействия в решении бытовых проблем, разрешения трудностей в образовательном процессе, проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий. 18 апреля 2015 г. прошло заседание, на котором решился вопрос о создании филиала Ассоциации иностранных студентов в Пензенской области и выбор ее председателя. Данную инициативу поддержала администрация ПГУ, а также приглашенные гости: чрезвычайный посол республики Чад -Юсуф Аббасалех и президент Ассоциации, чрезвычайный посол республики Бенин в РФ - Габриель Кочофа. В выборах принимали участие делегаты, представляющие интересы иностранных студентов различных вузов города. Пензенское региональное отделение Ассоциации иностранных студентов представляет интересы свыше 1500 иностранных студентов, обучающихся в пензенских вузах.
Ежегодно в мае в Пензенской области устраивается Поволжский образовательный лагерь иностранных студентов «ПОЛИС». Организаторы этого масштабного проекта - Пензенский государственный университет и Ассоциация иностранных студентов России. Проект подразумевает комплекс дискуссионно-образовательных и тренинговых площадок для активных иностранных и российских студентов, которые обучаются в вузах Российской Федерации. Цель деятельности коллектива лагеря - формирование у иностранных студентов практических навыков общественно-значимой и проект-
ной деятельности для эффективной адаптации к обучению в российских вузах. В 2014 г. участниками стали иностранные студенты из разных городов России, таких как Казань, Екатеринбург, Оренбург, Москва, Новомосковск, Санкт-Петербург, Тула, Иваново, Саранск, Астрахань и, конечно же, город-организатор - Пенза. География участников очень обширная: Россия, Казахстан, Молдавия, Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Ирак, Ливан, Турция, Иордания, Китай, Вьетнам, Индонезия, Индия, Чад, Ботсвана, Бенин, Конго, Нигерия, Намибия.
Концепция деятельности лагеря состоит из трехмодульной системы организации. Главным модулем является образовательный. А также два вспомогательных модуля - это культурно-творческий и экскурсионно-туристи-ческий.
Образовательный модуль включает в себя форсайт-сессию «Мотивация к позитивному будущему»; круглый стол «Общественная дипломатия»; образовательный конвейер - серию мастер-классов по следующим темам: «Проектная деятельность в университете», «Как организовать культурно-массовое мероприятие в университете», «Развитие коммуникативных навыков», «Самопрезентация» и «Мотивация к деятельности».
Культурно-массовый модуль включает в себя III Международный студенческий форум «Диалог культур», квест на командообразование «Русские сказки»; ежедневный мастер-класс «Физическая культура в разных странах мира»; танцевальный этностартин.
Экскурсионно-туристический модуль включает в себя экскурсии в Государственный музей-заповедник «Тарханы», по г. Пензе.
Иностранным студентам участие в лагере «ПОЛИС» позволяет наладить горизонтальные взаимодействия между собой и российскими студентами, активнее проявлять себя в проектной и общественно-полезной деятельности, стирая границы национальностей и популяризируя русский язык как язык международной коммуникации. В лагере студенты учатся создавать сетевые проекты, полезные для себя и университета, в котором они получают образование. Самые интересные проекты и идеи представляются на оценку экспертного совета «ПОЛИС». Лучшие сетевые проекты реализуются в университетах, из которых приехали участники лагеря. Лагерь «ПОЛИС» позиционирует Пензенскую область как один из российских центров обучения иностранных граждан, планомерно развивающихся в рамках общероссийской тенденции увеличения экспорта образовательных услуг, отраженной в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г.
Учебные учреждения высшего образования становятся все более важными игроками на международном уровне. В современных условиях они должны организовывать, согласовывать и обеспечивать безопасность образовательных, воспитательных, миграционных, социально-адаптационных и коммуникационных процессов. Непосредственное взаимодействие с предприятиями, научными центрами, университетами и другими организациями как России, так и зарубежья накладывают на образовательное сообщество большую ответственность за привлечение и сохранение наиболее квалифицированных, мотивированных, мобильных и лояльных кадров. В этих условиях система образования должна постоянно изменяться и количественно, и качественно, обновлять свое содержание и развивать партнерские сети.
Интернационализация дает возможность определить профессиональный уровень, который необходимо достичь как образовательному учреждению в целом, так и его сотрудникам и студентам, а также предлагает способы и инструменты его достижения.
Список литературы
1. Вашурина, Е. В. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности / Е. В. Вашурина, Н. В. Дрантусова, Я. Ш. Евдокимова, А. К. Клюев, И. А. Майбуров // Аналит. обзор. Библиотека журнала «Университетское управление: практика и анализ». - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2006. - 136 с.
2. Вербицкая, Л. А. Глобализация и интернационализация в образовании и важность изучения иностранных языков / Л. А. Вербицкая // Мир русского слова. -2001. - № 2.
3. Bridges to the future: Strategies for internationalizing higher education / ed. by C. B. Klasek. - Carbondale, IL : Assotiation of International Education Administrattors, 1992. - P. 198-206.
4. Knight, J. Higher education crossing borders: Programs and providers on the move / J. Knight // Higher education in Global Society / ed. by D. B Johnstone, M. B. D'Ambro-sio, P. J. Yakoboski. - Northampton, MA : Edward Elgar, 2010. - P. 42-69.
5. Knight, J. Internationalization remodeled: Definitions, rationales, and approaches / J. Knight // Journal for Studies in International Education. - 2004. - № 8 (1). - P. 5-31.
6. Рассказов, Л. Д. Глобализация как кризисное явление: социально-философский анализ актуальных аспектов / Л. Д. Рассказов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 3 (15). -С. 62-69.
7. Deardoff, D. K. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization / D. K. Deardoff // Journal of Studies in International Education. - 2006. - № 10 (3). - P. 241-266.
8. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. // Национальный фонд подготовки кадров. - URL: http://intpr.ntf.ru/ p43aa1.html; ntf.ru
9. Беккер, И. Л. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза / И. Л. Беккер, С. А. Догадина, С. А. Иван-чин // Духовно-нравственное воспитание: Образование. Культура. Искусство : сб. науч. ст. V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Пенза, 13-15 ноября 2014 г.). - Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. - 296 с.
References
1. Vashurina E. V., Drantusova N. V., Evdokimova Ya. Sh., Klyuev A. K., Mayburov I. A. Analit. obzor. Biblioteka zhurnala « Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz» [Analytical review. Library of the "University management: practice and analysis" journal]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2006, 136 p.
2. Verbitskaya L. A. Mir russkogo slova [The world of the Russian word]. 2001, no. 2.
3. Bridges to the future: Strategies for internationalizing higher education. Ed. by C. B. Klasek. Carbondale, IL: Assotiation of International Education Administrattors, 1992, pp. 198-206.
4. Knight J. Higher education in Global Society. Ed. by D. B Johnstone, M. B. D'Am-brosio, P. J. Yakoboski. Northampton, MA: Edward Elgar, 2010, pp. 42-69.
5. Knight J. Journal for Studies in International Education. 2004, no. 8 (1), pp. 5-31.
6. Rasskazov L. D. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumani-tarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2010, no. 3 (15), pp. 62-69.
7. Deardoff D. K. Journal of Studies in International Education. 2006, no. 10 (3), pp. 241-266.
8. Natsional'nyy fond podgotovki kadrov [National foundation for personnel training]. Available at: http://intpr.ntf.ru/p43aa1.html; ntf.ru
9. Bekker I. L., Dogadina S. A., Ivanchin S. A. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie: Obra-zovanie. Kul'tura. Iskusstvo: sb. nauch. st. V Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (g. Penza, 13-15 noyabrya 2014 g.) [Spiritual and moral education: Education. culture. Art: proceedings of V All-Russian scientific and practical conference with international participation (Penza, 13-15 November 2014)]. Penza: Izd-vo PGU, 2014, 296 p.
Мещерякова Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук, начальник Управления международного сотрудничества, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: imsgu@bk.ru
Meshcheryakova Ol'ga Viktorovna Candidate of pedagogical sciences, head of International cooperation office, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 378.184 Мещерякова, О. В.
Технологии реализации процесса интернационализации в вузе /
О. В. Мещерякова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 4 (36). - С. 258-268.