Научная статья на тему 'Стратегические направления государственного регулирования регионального агропродовольственного рынка'

Стратегические направления государственного регулирования регионального агропродовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / GOVERNMENT CONTROL / REGIONAL ECONOMY / AGRICULTURAL MARKET / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гонова Ольга Владимировна

Статья посвящена изучению проблем государственного регулирования в отрасли агропромышленного производства. Рассматривается организационно-экономический механизм поддержки ресурсного обеспечения агропродовольственного рынка и устойчивого развития сельского хозяйства на макро-, мезои микроуровнях экономики Российской Федерации. Объектом исследования выступает Ивановский регион. По результатам исследований определены основные стратегические направления политики государственной поддержки аграрного сектора экономики РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC AREAS OF REGIONAL AGRICULTURAL MARKET GOVERNMENT CONTROL

The article is devoted to the research of government control in agro-industrial sphere. The economic-organizing mechanism of agricultural market resource provision support and agriculture stable development on macro-, meso-, and microlevels of Russian economy is considered. The object of research is Ivanovo region. The main strategic areas of Russian agricultural sector government support are detected.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления государственного регулирования регионального агропродовольственного рынка»

УДК 332.1:631.164

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

О.В. Гонова

Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. К. Беляева

Статья посвящена изучению проблем государственного регулирования в отрасли агропромышленного производства. Рассматривается организационно-экономический механизм поддержки ресурсного обеспечения агропродовольственного рынка и устойчивого развития сельского хозяйства на макро-, мезо- и микро- уровнях экономики Российской Федерации. Объектом исследования выступает Ивановский регион. По результатам исследований определены основные стратегические направления политики государственной поддержки аграрного сектора экономики РФ.

Ключевые слова: государственное регулирование, региональная экономика, агро-продовольственный рынок, сельское хозяйство.

Негативным фактором экономиче- ния выделяется несколько моделей пове-

ского развития применительно к регио- дения, в зависимости от региональной спе-

нальному развитию АПК является истори- цианизации и уровня социально-экономически сложившаяся неоднородность рос- ческого развития аграрного сектора, кото-

сийского экономического пространства. С рые представлены в таблице 1 [2].

целью сглаживания подобного рода явле-

Таблица 1

Модели поведения органов управления и хозяйствующих субъектов в зависимости от типа регионального развития

Тип региона Модель поведения органов управления и хозяйствующих субъектов

Регион с развитым аграрным сектором Попытки сдерживания падения потребления и рост цен на продовольствие за счет сокращения межрегиональных экономических связей и перевода на бартерную основу

Индустриально развитые регионы Приоритетами развития являются быстрая приватизация, создание рыночной инфраструктуры

Регионы с преобладанием добывающих отраслей промышленности с недостаточно развитым сельским хозяйством Активное развитие бартерных отношений как с индустриально, так и аграрно-развитыми регионами с целью смягчения социальных последствий кризиса

Субъекты Федерации, обладающие богатыми природными ресурсами и получившими право на реализацию экономического эффекта Становятся лидерами в борьбе за суверенитет

Среди инструментов управления в сфере государственного регулирования региональным развитием, немаловажная роль отводится методам экономического регулирования. Необходимо также разделять государственное регулирование на федеральном и региональном уровнях, дифференциация которого охарактеризована в таблице 2.

Если рассматривать роль государственного регулирования в АПК, то, по мнению специалистов, она сводится к действенным механизмам регулирования посредством экономических рычагов [4].

Активное участие государства в сфере АПК обусловлено рядом причин, среди которых наиболее важные, по нашему мнению, следующие:

1) отсутствие опыта регулирования продовольственного рынка после смены экономической и политической формаций;

2) проведение разумной протекционистской политики (с целью обеспечения продовольственной безопасности);

3) пропорциональное развитие всех участников аграрного производства (посред-

ством развития интеграционных процессов в межрегиональном и межотраслевом аспектах);

4) мониторинг рационального использования ресурсов (в том числе исчерпаемых);

5) преодоление в отставании уровня жизни сельских жителей по сравнению с городским населением и т.д.

Таблица 2

Сфера деятельности государственного регулирования в зависимости

от уровня управления

Уровень управления Приоритетные направления государственного регулирования

Федеральный Регулирование процессов организации производства в пионерских и экстремальных районах, реализация крупных экологических и социальных программ, организация межрегиональных (межгосударственных) связей.

Региональный Использование местных ресурсов, рационализация структуры хозяйства, антикризисное управление экологическими и социальными проблемами.

Важно отметить, что роль государственного регулирования продовольственного рынка складывается из ряда функций, наиболее важные из которых следующие: рациональное использование бюджетных средств, дотаций и кредитных ресурсов; осуществление мероприятий по поддержанию ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями, формирование федеральных и региональных фондов, организация маркетингового обслуживания сельских товаропроизводителей, проведение эффективной инвестиционной и институциональной политики.

В связи с этим, целесообразно предложить схему создания организационноэкономического механизма поддержки ресурсного обеспечения агропродовольст-венного рынка и устойчивого развития сельского хозяйства РФ (рис. 1).

При этом следует учитывать, что обозначенные рыночные механизмы регулирования деятельности хозяйствующих субъектов гораздо сложнее административных, вследствие чего потребуют более высокой квалификации от тех, кто принимает решения по выполнению указанных функций, прежде всего на федеральном уровне, и больших усилий от тех, кто их

исполняет в органах государственного управления.

На уровне субъектов Российской Федерации Департаменты должны заниматься реализацией аграрной политики и стратегии, координацией деятельности органов местного самоуправления, разработкой целевых региональных программ, совершенствованием организационно-экономического механизма, формированием продовольственного рынка, контролем и т.д.

В совместном ведении федерального центра и субъектов Российской Федерации должны находится следующие вопросы: владение, пользование и распределение землей и другими природными ресурсами; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Учитывая специфичность сельскохозяйственного производства и ограниченные возможности конкуренции по сравнению с другими отраслями, исполнительным органам управления необходимо проводить аграрную политику, обеспечивающую гарантированное поступление финансовых средств.

МАКРО- уровень (уровень РФ) - • формирование базы данных по использованию ресурсов АПК и устойчивому развитию сельского хозяйства в федеральном разрезе; • исследование конъюнктуры рынка ресурсного потенциала АПК страны; • анализ потенциальных ресурсов аграрных рынков стран ближнего и дальнего зарубежья; • мониторинг использования ресурсов в АПК и моделей потребления населением страны продовольственных товаров; • разработка управленческих стратегий по отдельным ресурсным рынкам или сегментам рынка; • контроль за выполнением основных целевых индикаторов развития сельских территорий, государственное управление демонополизацией на продуктовых рынках страны.

и

МЕЗО- уровень (уровень региона) - • формирование региональной базы данных по использованию ресурсов в АПК и устойчивому развитию сельского хозяйства; • исследование конъюнктуры рынка ресурсного потенциала АПК региона; • анализ потенциальных ресурсов аграрных рынков других регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья; • мониторинг использования ресурсов в АПК и экономикоматематическое моделирование устойчивого развития региональных экономических систем; • разработка региональных управленческих стратегий по отдельным ресурсным рынкам или сегментам рынка; • контроль за выполнением основных целевых индикаторов развития сельских территорий, государственное управление демонополизацией на региональных продуктовых рынках.

И

МИКРО- уровень (уровень хозяйствующего субъекта) - • формирование базы данных по использованию ресурсов на уровне отдельного хозяйствующего субъекта; • исследование конъюнктуры рынка, на который осуществляется поставка продукции отдельного хозяйствующего субъекта, анализ сильных и слабых сторон конкурентных фирм; • мониторинг использования ресурсов отдельного хозяйствующего субъекта; • экономико-математическое моделирование устойчивого развития отдельного хозяйствующего субъекта; • разработка фирменных маркетинговых стратегий по отдельным ресурсным рынкам или сегментам рынка; • контроль над маркетинговой деятельностью и оценка ее эффективности на разных рынках.

Рис. 1. Схема организационно-экономического механизма поддержки ресурсного обеспечения агропродовольственного рынка и устойчивого развития сельского хозяйства на макро-, мезо- и микро- уровнях экономики Российской Федерации

Для восстановления и развития отечественного сельского хозяйства необходим разумный государственный протекционизм, особенно в отношении отраслей животноводства и предприятий молочной промышленности, без которого невозможно устойчивое развитие этих основных подсистем аграрного сектора. В этой связи, наиболее важными функциями государства являются: политическая и административная поддержка; финансовая помощь и

страхование; информационная, инновационная, маркетинговая, правовая поддержка; обеспечение доступа к ресурсам и рынкам сбыта; обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами; защита внутреннего рынка, развитие внутренней конкуренции; поддержание равновесия на рынке продовольствия (интервенции); защита прав собственности; развитие аграрной науки; развитие семеноводства и племенного дела; строительство и содержание

дорогостоящих инфраструктурных объектов; обеспечение стабильности и соблюдения правил игры путем осуществления всестороннего контроля [3].

Одной из главных причин сложного положения дел в сельском хозяйстве (в том числе и на региональном уровне) продолжает оставаться жесткий диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Полученный в сельскохозяйственной отрасли доход перераспределяется в другие сферы экономики. Соотношение между ценами на промышленную и

сельскохозяйственную продукцию наглядно представлено на рис. 2.

Из представленных данных видно, что диспаритет цен с каждым годом продолжает развиваться и углубляться, вследствие чего производство почти всех видов сельскохозяйственной продукции стало низкорентабельным, а зачастую даже убыточным. Неэквивалентный обмен сельского хозяйства со смежными отраслями, главным образом, выражается в опережающем росте цен на материально-технические ресурсы и услуги, потребляемые данной отраслью.

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Ш Промышленная продукция ш Сельскохозяйственная продукция |

Рис. 2. Динамика индексов цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию (1991г.=1)

Недостаток финансовых средств не позволяет обновлять основные фонды, обеспечивать достойную оплату работников сельскохозяйственного производства, расширять инфраструктуру. В настоящее время эта проблема стала системной. При этом по мере постепенного сокращения ценового диспаритета в АПК любые льготные выплаты и компенсации необходимо последовательно сокращать, с ориентацией сельхозтоваропроизводителей на обеспечение оптимальной рентабельности через ценовой механизм, за счет повышения эффективности производства и, частично, за счет использования средств прямой государственной поддержки. Такое сокращение является сейчас закономерной мировой тенденцией.

Обозначенные позиции развития аграрного сектора экономики России во многом соответствуют Ивановской области, за-

дачи по реформированию агропромышленного комплекса региона, наиболее остро стоят в настоящий момент. Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области активно реализует направления государственной политики в сфере АПК. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» позволила резко увеличить инвестиционную составляющую по первому направлению «Ускоренное развитие животноводства». Начиная с 2006 года, для сельхозтоваропроизводителей региона стали доступны инвестиционные кредитные ресурсы на льготных условиях сроком до 8-ми лет. Оформлено 42 кредитных договора на реконструкцию и модернизацию животноводческих помещений на сумму 442,3 млн. руб.

Позитивные перемены произошли в ходе реализации второго направления нацпроекта - «Создание и развитие сель-

скохозяйственных потребительских кооперативов». За 2 года из 34 кооперативов, определенных целевыми показателями, создано 39 кооперативов.

С 2006 года впервые стала стимулироваться инвестиционная деятельность малых форм хозяйствования на селе. Сумма выданных им кредитных ресурсов за 2 года составила 242,5 млн. руб.

В рамках программы «Социальное развитие села до 2010 года» осуществлялась реализация одного из направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в части обеспечения доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. В частности, 27 молодых специалистов и их семьи, проживающие и работающие в сельской местности, улучшили свои жилищные условия. Ввод жилья составил 1695 кв. метров. Сумма выданных субсидий - 10,6 млн. руб., в том числе, из федерального бюджета - 6,1 млн. руб., из областного - 4,5 млн. руб.

Реализация национального проекта в сочетании с эффективной экономической политикой в сфере АПК создает реальные предпосылки к возрождению и успешному развитию сельского хозяйства региона в будущем.

Только последовательная и целенаправленная государственная политика поддержки отрасли, признание сельского хозяйства основным стратегическим направлением экономики позволит вывести Российскую Федерацию на уровень мировых производителей и поставщиков сельскохозяйственной продукции. В настоящее время государство оказывает поддержку сельскому хозяйству путем реализации различных национальных проектов, федеральных программ и субсидий. Основные показатели, характеризующие объемы государственного финансирования сельскохозяйственных предприятий Ивановской области отражены в табл. 3, где наглядно прослеживается динамика роста такого рода ассигнований за исследуемый период. Но, не смотря на это, эффективность и частично результативность государственной поддержки в исследуемом периоде снизилась.

В соответствии с методикой ско-рингового анализа, использованной при оценке финансового состояния предприятий Ивановской области, автором осуществлен анализ эффективности мер государственной поддержки данных сельскохозяйственных предприятий за 2008 г. (табл. 4).

Таблица 3

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства

в Ивановской области

Годы Государственная поддержка сельского хозяйства области

всего, млн. руб. в том числе по отношению к уровню затрат на основное производство, %

из федерального бюджета из бюджета субъектов РФ из местных бюджетов всего в том числе

млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % из федерального бюджета из бюджета субъектов РФ из местных бюджетов

2000 106120 51805 48,8 54315 51,2 - - 5,10 2,49 2,61 -

2001 137435 23885 17,4 113550 82,6 - - 5,86 1,02 4,84 -

2002 128706 4915 3,8 123491 95,9 300 0,2 5,43 0,21 5,21 0,01

2003 199818 80084 40,1 108793 54,4 10941 5,5 7,92 3,18 4,31 0,43

2004 142417 23216 16,3 109218 76,7 9983 7,0 4,79 0,78 3,67 0,34

2005 180295 19595 10,9 152754 84,7 7946 4,4 5,67 0,62 4,81 0,25

2006 177464 32516 18,3 140787 79,3 4161 2,3 4,92 0,90 3,91 0,12

2007 231517 63456 27,4 165807 71,6 2254 1,0 5,77 1,58 4,13 0,06

2008 385077 165613 43,0 214716 55,8 4748 1Д 8,64 3,71 4,82 0,11

Таблица 4

Анализ эффективности мер государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в Ивановской области (по данным годовых отчетов хозяйств за 2008 г.)

Группы сельскохозяйственных предприятий

Показатели по уровню государственной поддержки из расчета на 100 га сельхозугодий, тыс. руб.

до 50,0 50,1-100,0 100,1- 150,0 150,1- 200,0 свыше 200,1 В среднем

Количество сельхозпредприятий в группе 85 23 15 7 11 141

- в % к итогу 60,3 16,3 10,6 5,0 7,8 199

Размер дотаций и компенсаций в расчете на 1 сельхозпредприятие, тыс. руб. 504,24 1715,74 2656,60 3837,86 8814,45 1744,65

Ресурсообеспеченность сельскохозяйственных предприятий области:

Стоимость основных фондов в расчете на 100 га сельхозугодий, тыс. руб. 369,55 800,95 1898,91 1605,60 4095,66 954,67

Стоимость оборотных активов в расчете на 100 га сельхозугодий, тыс. руб. 181,55 472,92 651,84 1004,02 4760,54 677,17

Среднегодовых работников в расчете на 100 га сельхозугодий, чел. 1,99 3,05 3,76 5,81 16,34 3,66

Энергетических мощностей в расчете на 100 га сельхозугодий, л.с. 115,53 213,15 273,00 304,40 700,42 203,21

Результативность и эффективность производства:

Получено денежной выручки в расчете на 1 среднегодового работника, тыс. руб. 154,20 197,07 225,26 245,43 407,85 193,07

Получено денежной выручки в расчете на 1 чел. - день, тыс. руб. 0,60 0,71 0,81 0,72 1,21 0,70

Получено денежной выручки в расчете на 1 рубль заработной платы, руб. 2,91 2,75 3,18 2,79 4,42 3,03

Получено денежной выручки в расчете на 1 га сельхозугодий, тыс. руб. 2,59 5,82 8,07 14,16 108,24 12,52

Получено чистой прибыли (убытка) в расчете на 1 га сельхозугодий, тыс. руб. -0,11 - 0,34 0,96 0,92 11,86 0,95

Фондоотдача, руб. 1,38 1,25 0,86 0,95 1,39 1,28

Урожайность зерновых, ц/га 10,52 12,03 17,81 23,86 16,72 12,69

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надой молока на 1 корову, кг 2770,25 3464,64 4340,38 4693,21 5406,08 3351,66

Уровень рентабельности (убыточности) продаж, % - всего: - 12,5 -2,14 11,21 6,96 14,11 - 5,25

- в том числе без учета субсидий и дотаций -25,1 - 18,8 - 5,54 - 6,01 - 146,10 - 30,46

Уровень рентабельности (убыточности) активов, % - всего: - 5,73 1,8 5,09 3,85 9,42 - 1,69

- в том числе без учета субсидий и дотаций - 10,88 -4,93 -2,59 -2,41 0,25 - 7,74

Уровень рентабельности продаж, а также уровень рентабельности активов был обеспечен за счет субсидий и дотаций государства. Однако если учесть результаты расчетов можно сделать вывод о том, что приоритетная целевая господдержка необходимого уровня доходности эффективно работающих сельскохозяй-

ственных производителей означает адекватные размеры этой поддержки, с учетом качества хозяйствования.

Учитывая преобладание доли убыточных сельскохозяйственных предприятий на территорий Ивановской области принципиально важно, чтобы система протекционистских мер, поддерживае-

мая ресурсами государства через различного рода льготы и сопровождаемая качественными изменениями в «отстающих» хозяйствах, в стратегическом

Динамика и прогноз развития (

плане, была ориентирована на обеспечение самофинансирования и реализовывалась в рамках специальных программ.

Таблица 5 ого хозяйства на 2008 - 2012 г.г.

Показатели Единица измерения 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год

1 2 3 4 5 6 7

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых пенах') в процентах к предыдущему ГОЛУ 101,8 102,5 103,5 111,8 116,2

Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) // 102,5 103,8 104,7 120,5 126,9

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) // 101,0 101,3 102,5 102,7 103,3

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства // 305 54 100,9 110,2 117,5

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности рублей на члена хозяйства в месяц 7085 8928 10388 11121 11821

Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях:

тракторы % 5,2 6,6 8,0 9,2 10,3

комбайны зерноуборочные // 7,4 8,6 10,4 11,5 13,0

комбайны кормоуборочные // 11,8 12,8 12,4 12,0 11,6

Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин) л.с. 191 206 221 239 250

Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий в процентах к предыдущему году 102,0 102,8 103,5 111,9 116,6

В настоящее время сельское хозяйство постепенно выходит на новый уровень своего развития. Модернизация агропромышленного комплекса, признана одним из приоритетов социально-экономической политики государства. В соответствии с Федеральным законом № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяй-

ства» в Ивановском регионе разработана и одобрена Правительством Ивановской области целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ивановской области на 2008 - 2012 годы», в которой определены основные задачи со-

временного этапа: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов [1].

Динамика и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы по Ивановскому региону представлены в табл. 5.

Реализация указанной программы позволит увеличить в прогнозном периоде наиболее значимые экономические показатели аграрного сектора Ивановского региона.

Становление и развитие рыночных отношений в агропромышленном комплексе предполагает поиск рациональных и эффективных рычагов дальнейшего проведения аграрной реформы. Это и определяет необходимость разработки направлений повышения эффективности государственной политики в сфере регулирования и поддержки АПК.

В концептуальном плане политика государственной поддержки аграрного сектора экономики включает два основополагающих аспекта: внутренний, связанный с проблемами эффективного развития национальной экономики (в том числе на уровне отдельно взятого региона) и меж-

дународный, предполагающий переход к единым правилам торгово-экономических отношений. Отсюда, в связи с признанием России как страны с рыночной экономикой, на первый план, выдвигаются внутренние проблемы овладения механизмом осуществления аграрного протекционизма с его ценовым, кредитно-финансовым, налоговым и другими инструментами на уровне цивилизованных стран мира, которые определяют глобальные направления действия и использования этого механизма. Именно целенаправленное решение этих проблем позволит безболезненно и с выгодой для России вступить в международные, основанные на законах рыночного хозяйства, экономические союзы и организации, в том числе и в ВТО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ивановской области на 2008-2012 годы. Программа от 30.10.2008 г. № 307// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ivapc.ru

2. Бурков В.К., Ириков В.К. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994.

3. Гонова О.В. Системный экономический кризис АПК России и пути его преодоления// Теоре-тико-методологические основы и практика инновационного пути развития экономики АПК. (Немчиновские чтения) - Казань: ФГОУ ДПОС Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса, 2010.

4. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2008.

Рукопись поступила в редакцию 09.02.2011.

STRATEGIC AREAS OF REGIONAL AGRICULTURAL MARKET GOVERNMENT CONTROL

O. Gonova

The article is devoted to the research of government control in agro-industrial sphere. The economic-organizing mechanism of agricultural market resource provision support and agriculture stable development on macro-, meso-, and micro- levels of Russian economy is considered. The object of research is Ivanovo region. The main strategic areas of Russian agricultural sector government support are detected.

Keywords: government control, regional economy, agricultural market, agriculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.