УДК 338.24
Исаева А.Р. студент магистратуры Костромской государственный университет
Россия, г. Кострома
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНО ВОЗМОЖНЫХ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ КОСТРОМСКОЙ
ОБЛАСТИ
Аннотация: В статье представлена стратегическая оценка потенциально возможных угроз экономической безопасности реального сектора экономики Костромской области. Дана краткая характеристика реального сектора экономики Костромской области как объекта управления экономической безопасностью. Предложены рекомендации по совершенствованию реального сектора экономики Костромской области.
Ключевые слова: экономическая безопасность; угрозы экономической безопасности; реальный сектор экономики; Костромская область.
Isaeva A.R. student of a magistracy Kostroma State University Russia, Kostroma
STRATEGIC EVALUATION OF POTENTIALLY POSSIBLE THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY OF KOSTROMA REGION
Annotation: In the article the author presents a strategic assessment of potential threats to the economic security of the real sector of the economy of the Kostroma region. The author gives a brief description of the real sector of the economy of the Kostroma region as an object of economic security management. The author offers recommendations for improving the real sector of the economy of the Kostroma region.
Key words: economic security; threats to economic security; real sector of the economy; Kostroma region.
Вопросы национальной и региональной экономической безопасности, в связи со сложной политической и экономической обстановкой, в настоящее время приобретают особую актуальность. Экономическая безопасность - это составная часть национальной безопасности, подразумевающая управление существующими над региональными угрозами и рисками. В то же время региональные риски, тесно связаны с рисками субъектов реального сектора экономики, которые, в свою очередь,
являются неотъемлемыми компонентами рисков социально-экономического развития региона в составе производственной составляющей. Возникающие в реальном секторе экономики риски являются внутренними угрозами экономической безопасности региона. Это обусловливает необходимость проведения анализа негативных тенденций, которые препятствуют нормальному функционированию реального сектора экономики и его устойчивому развитию, а также принятия эффективных мер по снижению уровня угроз безопасности отечественного производства.
Проблемы экономической безопасности являются объектом многих научных исследований, в частности, им уделено большое внимание в трудах таких отечественных ученых, как: Абалкин Л. [1], Афонцев С. [2], Богданов И. [4], Гончаров В. [5], Казанцев С. [7], Олейников Е. [10], Сенчагов В. [12] и др.
Вышеуказанные авторы, в основном, к понятию экономической безопасности подходят с позиции экономики страны, так как в их работах встречаются следующие определения: экономическая безопасность -способность экономики к удовлетворению потребностей; экономическая безопасность - состояние устойчивости к негативным факторам; экономическая безопасность - состояние развития экономики; экономическая безопасность - состояние устойчивого функционирования экономики.
Однако, как правило, экономическую безопасность рассматривают в достаточно узком аспекте.
В настоящее время в экономической литературе рассматриваются либо общетеоретические проблемы достижения экономической безопасности, либо вопросы экономической безопасности отдельного предприятия, т.е. исследуется макро или микроуровень. Отрасль, промышленный анклав, ассоциация предприятий как объект исследования рассматриваются недостаточно.
Таким образом, можно утверждать, что данная тема является очень актуальным российской направлением экономических исследований.
Цель исследования - стратегическая оценка потенциально возможных угроз экономической безопасности реального сектора экономики Костромской области.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• краткая характеристика реального сектора экономики Костромской области как объекта управления экономической безопасностью;
• выявление потенциально возможных угроз экономической безопасности реального сектора экономики Костромской области;
• разработка рекомендаций по совершенствованию реального сектора экономики Костромской области.
Объектом исследования выступает экономическая безопасность реального сектора экономики Костромской области.
Предметом исследования является стратегическая оценка потенциально возможных угроз экономической безопасности реального сектора экономики Костромской области.
Реальный сектор экономики — это совокупность отраслей экономики, которые производят материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением биржевых и финансово-кредитных операций, относящихся к финансовому сектору экономики. Это сектор, в котором создается валовой внутренний продукт. Он включает в себя промышленное производство, которое состоит из предприятий добывающей и перерабатывающих отраслей промышленности, сферу оказания промышленных, бытовых и прочих услуг, сельское хозяйство.
Костромская область относится к промышленно-аграрным регионам страны.
Традиционной производственной ориентацией области является лесное и сельское хозяйство, электроэнергетика и машиностроение, текстильная промышленность и ювелирное производство.
Минерально-сырьевая база полезных ископаемых Костромской области, в большей степени, представлена месторождениями агрохимического и строительного сырья (месторождениями торфа, карбонатных пород).
В состав промышленного комплекса региона входят свыше 230 крупных и средних предприятий, около 460 малых предприятий.
2018 год в сфере промышленности Костромская область закончила с положительными результатами.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности, относящимся к промышленному производству за 2018 год, составил в действующих ценах 168 097,3 млн. руб. и увеличился по сравнению с 2017 годом на 0,4 %.
Индекс промышленного производства представлен на рис. 1.
Рис. 3. Индекс промышленного производства, % [15].
Индекс промышленного производства в 2018 году к 2017 году составил 98,1,0 %, в целом по Российской Федерации - 102,0%
Наибольший удельный вес (более 70 процентов) в структуре промышленного производства занимает доля обрабатывающего производства.
Структура обрабатывающих производств Костромской области представлена на рис. 2.
В структуре обрабатывающих производств наибольшая доля приходится на ювелирное производство (26 %) и обработку древесины и изделий из дерева (20,3 %).
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий составляет 14,7%.
13-6,1%
1 - 9,1%
12-26,0%
2 -1,7%
8.4,4% 7"14'7% б"2'4%
■ 1 - Производство пищевых продуктов, производство напитков
И 2 - Производство текстильных изделий, одежды, кожи и изделий из кожи
ВЗ - Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме
мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения ¡Щ 4 - Производство .химических веществ и химических продуктов
Е35 - Производство резиновых и пластмассовых изделий
Еб - Производство прочей неметаллической минеральной продукции
□ 7- Производство металлургическое
□ 8 - Производство готовым металлических изделий, кроме машин и оборудования
□ 9- Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки
□ 10 - Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
□ И - Производство мебели
Рис. 4. Структура обрабатывающих производств Костромской области [15].
На территории региона существуют готовые отраслевые территориальные производственные комплексы, имеющие хороший конкурентный потенциал во всероссийском, а по отдельным направлениям -в международном масштабе.
К числу таких комплексов относятся:
— ювелирный центр в п. Красное-на-Волге и г. Костроме;
— центр химической промышленности в г. Буе;
— машиностроительный комплекс в г. Галиче и г. Костроме;
судостроительный комплекс (г. Кострома);
мясомолочные комплексы, которые расположены на западе и
юге области;
— на востоке области - лесной и лесоперерабатывающий комплексы.
Удельный вес промышленного производства Костромской области представлен на рис. 3.
Рис. 5. Удельный вес промышленного производства Костромской области, % [15].
В общероссийском масштабе производства значительный удельный вес имеют следующие отрасли экономики Костромской области: регион производит две трети ювелирных изделий из золота и серебра; более 25 % составляет выпуск льняных тканей.
Наблюдается развитие машиностроения - в Костромской области выпускается каждый пятый кран на автомобильном ходу. Кроме того, регион, имея значительные лесные ресурсы, производит древесноволокнистые плиты (около 12 %) и клееную фанеру (10 %).
Предприятия Костромской области лидируют в России в производстве грузоподъемного и нефтегазового оборудования, деталей цилиндро-поршневой группы, элементов микропроцессорной системы управления двигателем, продукции судостроения, хлопчатобумажной пряжи, тканей льняных и полульняных, пиломатериалов, древесноволокнистых (ДВП) и древесностружечных плит (ДСП), фанеры, ламинированных половых и настенных плит.
Сельское хозяйство Костромской области специализируется на молочно-мясном скотоводстве и ведении растениеводства. В валовой продукции сельского хозяйства доля продукции животноводства составляет 56 %, доля продукции растениеводства - 44 % [9].
Предназначение экономической безопасности региона состоит, прежде всего, в обеспечении охраны потребностей территориального образования и его населения от многообразия внутренних и внешних угроз при соблюдении равновесия с национальными интересами. Внутренние угрозы -угрозы, которые возникают в рамках региона; внешние - угрозы, возникающие со стороны проводимой экономической политики государства, политики иностранных государств, администраций других регионов.
Угрозы экономической безопасности региона рассматривают как совокупность условий, которые препятствуют удовлетворению потребностей региона, либо создают опасность снижения у хозяйствующих субъектов производственного потенциала, нецелевого и нерационального использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
углубления социальной дифференциации населения и обострения локальных межнациональных конфликтов, а также усиления зависимости региона от межбюджетных трансфертов.
Такие исследователи как Н.С. Гуськова, В.Е. Зенякина и В.В. Крюкова [6] определяют сущность экономической безопасности региона как возможность действенного контроля со стороны органов региональной власти и управления в целях эффективного использования ресурсов (трудовых, природных, финансовых, материальных), достижения высоких темпов экономического роста, продуктивности регионального производства, повышения качества продукции, работ и услуг, конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и демонополизации производства.
Внутренние угрозы экономической безопасности региона определяются столкновением у субъектов региональной системы частных интересов, что ведет к нарушению локального социально-экономического равновесия и вызывает обострение ситуации, выражающееся в стагнации процессов воспроизводства, имущественном расслоении населения и нарастании социальной напряжённости. Это угрозы микро- и мезоэкономического уровней.
Угрозы, которые носят микроэкономический характер, связаны с деятельностью хозяйствующих субъектов, расположенных на территории региона.
Угрозы мезоуровня, как правило, возникают по причине ошибок в сфере макроэкономической политики и охватывают хозяйственный комплекс территории в целом.
Внешние угрозы экономической безопасности региона возникают в связи с отрицательным воздействием на регион окружающей среды и представлены макро- и мегаэкономическим уровнем.
В макроэкономическом масштабе угрозы обусловлены отсутствием в отношении регионов единой политики федерального центра, что усиливает региональную социально-экономическую дифференциацию [14]. Возникновение мегаэкономических угроз связано с: -ухудшением геополитической обстановки и межгосударственными конфликтами;
-оттоком капитала за рубеж; -увеличением государственного внешнего долга; -уменьшением золотовалютных резервов страны; -вытеснением с рынков отечественных товаропроизводителей. Вышеуказанные процессы негативно отражаются на положении региона и благополучии их населения и являются причиной утрат внешнеэкономических позиций страны.
Экономическая безопасность региона включает в себя и безопасность предприятий, промышленности, касающуюся отдельных отраслей, в том числе и безопасность реального сектора экономики [8].
Экономическая безопасность реального сектора экономики заключается в определенном состоянии производственных, организационных и юридических отношений, материальных и интеллектуальных ресурсов, обеспечивающем стабильное
функционирование, прогрессивное научно-техническое развитие, финансово-коммерческий успех реального сектора [12].
Угрозы экономической безопасности реального сектора экономики Костромской области представлены на рис. 4.
Недостаточность объема собственных оборотных средств у предприятий для проведения грамотной амортизационной и маркетинговой политики
Высокая степень физического и морального износа основных фондов
предприятий, недостаточные темпы их обновления
Недостаточная квалификация рабочей силы
всех уровней, низкий престиж рабочих профессий
Ограничение в возможности на доступных условиях получения заемных финансовых средств
низкое качество выпускаемой продукции и низкая
производительность труда
высокие процентные ставки по кредитам, отсутствие гарантий и залогового имущества в достаточных объемах
Низкий уровень газификации Костромской области (чуть более 50 %)
Низкая инновационная восприимчивость,
отсутствие инфраструктуры, недостаточная связь науки и производства
отсутствие возможности внедрения инноваций в производство
Рис. 6. Угрозы экономической безопасности реального сектора экономики Костромской области [13]
Данные факторы оказывают комплексное сдерживающее влияние на развитие производств: повышение себестоимости продукции, увеличение затрат на энергоресурсы, вследствие чего происходит снижение конкурентоспособности данной продукции.
Таким образом, к основным направлениям развития реального сектф а экономики в Костромской области на долгосрочный период относятся [13]:
1. приоритетное развитие определяющих отраслей и комплекс»в производства в целях создания новых высокотехнологичных производств, расширения и модернизации уже существующей технической базы, выпуска новой продукции, которая будет конкурентоспособна;
На повышение конкурентоспособности предприятий, в свою очере&ь, должны быть направлены следующие меры:
о совершенствование системы управления при использовании современных методов и средств менеджмента, оптимизация структуры предприятий;
о загрузка неиспользуемых производственных площадей и оборудования;
о анализ резервов сокращения затрат, уменьшение себестоимости продукции (прежде всего, через повышение энергоэффективности предприятий и внедрение технологий энергосбережения);
о исследование товарных рынков, совершенствование ценовой политики предприятий;
о рост качества продукции, использование современных систем управления качеством;
о реконструкция и модернизация предприятий, техническое перевооружение и диверсификация производств;
о расширение импортозамещающей продукции, ее номенклатуры и ассортимента;
о совершенствование рекламной, выставочной деятельности предприятий, издание справочников промышленной продукции.
2. повышение в оптимальной профессионально-квалификационной структуре обеспеченности потребностей экономики Костромской области трудовыми ресурсами;
Для повышения конкурентоспособности и качества трудовых ресурсов промышленности, в качестве стимулирующих условий, может быть применено:
о введение целевой контрактной системы подготовки для студентов костромских вузов, которая при их распределении на промышленные предприятия региона гарантирует определенные льготы;
о создание резерва кадров высшего управленческого звена промышленности;
о практика заключения трехсторонних договоров с целью организации производственной практики и гарантирования трудоустройства выпускников (заключение договоров между работодателями, учреждениями начального и среднего профессионального образования и учащимися);
о создание центров интеграции науки, образования и промышленности.
Первостепенное значение в условиях нестабильной фазы развития экономики приобретают мероприятия, которые направлены на сохранение рабочих мест, а также реализация программ по обучению, переобучению и подготовке рабочих кадров.
3. повышение инвестиционной привлекательности региона, включающее в себя следующие меры:
о создание инфраструктуры инновационной деятельности региона, состоящей из инновационно-промышленных комплексов и инновационно-технологических центров, инновационных фондов;
о формирование в масштабах региона системы координации производственной и научной деятельности;
о совершенствование технологического прогнозирования;
о реализация программ инновации, совершенствование системы экспертизы проектов, системы продвижения в производство разработок инновации;
о освоение наукоемкой продукции, внедрение новых технологий, содействие на базе этих технологий созданию новых производств;
о патентование за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой (или планируемой к производству на экспорт) продукции.
Кроме того, основная задача товаропроизводителей области заключена не только в сохранении российских сегментов рынка и своего традиционного потребителя, но и в увеличении объемов экспорта [3]. Основными направлениями в вопросах расширения внешнеэкономической деятельности должны стать:
1) увеличение экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего, наукоемкой и высокотехнологичной продукции, машин и оборудования;
2) создание производств конечной продукции с иностранным участием;
2) развитие форм международного экономического сотрудничества для увеличения экспортного потенциала Костромской области, в части создания совместных предприятий непосредственно в производственной сфере, особенно в сфере машиностроения;
4) привлечение в обрабатывающие отрасли передовых иностранных технологий и иностранных инвестиций для их технологической модернизации и повышения конкурентоспособности;
5) сотрудничество с развивающимися странами, восстановление и развитие кооперации, техническое содействие;
6) снижение и устранение административных барьеров, препятствующих внешнеэкономической деятельности костромских компаний;
7) разработка современной системы доведения актуальной информации о возможностях и условиях торговли и инвестирования на рынках зарубежных стран до предпринимательских кругов на основе использования информационных ресурсов загранпредставительств России, федеральных министерств и ведомств и их региональных органов, организаций, деловых кругов;
8) сертификация систем управления качеством предприятий в соответствии с международными стандартами, создание участков сертификационных испытаний и организаций для сертификации;
9) формирование благоприятного имиджа промышленности Костромской области на внешних рынках, участие предприятий в международных выставках, презентациях, применение мировых информационных систем для рекламы экспортного потенциала области.
Максимальное использование имеющегося потенциала региона, реализация в реальном секторе экономики крупных инвестиционных проектов позволят обеспечить стабильный экономический рост и повысить уровень жизни населения области.
Использованные источники:
1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 4-13.
2. Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность. На пути к теоретическому консенсусу // Мировая »экономика и международные отношения. - 2002. - №10. - С. 30-39.
3. Бобошко Н.М. Экономическая безопасность предприятия в условиях кризисного развития // Вестник экономической безопасности. - 2014. - №3. -С. 17-21.
4. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. - М., 2002. - 211с.
5. Гончаров В.В. Экономическая безопасность Российского государства как перспективный приоритетный национальный проект // Российский следователь. - 2010. - № 8. - С. 25-29.
6. Гуськов Н.С., Зенякин В.Е., Крюков В.В. Экономическая безопасность регионов России. - М.: Алгоритм, 2000. - 287 с.
7. Казанцев С.В. Экономическая безопасность России: Общий курс. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009. - 699 с.
8. Кораблева А. А. Экономическая безопасность региона в системе видов региональной безопасности: уточнение терминологии // Вестн. Том. гос. унта. Экономика. - 2017. - № 40. - С. 27-40.
9. Костромская область в цифрах. Стат.сб. / Костромастат. - К., 2018. -135 с.
10. Олейников Е. А. Основы экономической безопасности: М.: Форум, 2007. - 288 с.
11. Санникова И.Н., Рудакова Т.А., Татарникова Э.В. Риски реального сектора экономики в контексте региональной экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 20 (305). -С. 2-13.
12. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.- 815 с.
13. Стратегия социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Администрации Костромской области от 27 августа 2013 года N 189-ра.
14. Ускова Т. В., Кондаков И. А. Угрозы экономической безопасности региона и пути их преодоления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 2 (14). - С. 37-50.
15. Экономика региона // Инвестиционный портал Костромской области -Режим доступа: investkostroma.ru