УДК 332.146.2
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПОТЕНЦИАЛА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ РЕГИОНА
Кушнаренко Т.В.
К.с-х.н., Донской государственный технический университет,
г. Ростов-на-Дону
В статье с позиции решения проблемы продовольственной безопасности и наращивания для этих целей потенциала импортозамещения в сфере сельскохозяйственного производства рассматриваются возможности инструментария его стратегической диагностики на предприятиях АПК регионов Юга России в контексте достижения сбалансированного развития регионального агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, потенциал импортозамещения в АПК, регион, кластеризация, рейтингизация, сбалансированное развитие, инноватизация
Agris subject categories: E21, E71, E72, E73, E90
STRATEGIC DIAGNOSTICS OF POTENTIAL OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE AGRARIAN AND INDUSTRIAL SPHERE OF THE REGION
Kushnarenko T.V.
Ph.D. (agricultural science) Don state technical university, Rostov-on-Don
In article from a position of a solution of the problem offood security and building for these purposes of potential of import substitution in the sphere of agricultural production possibilities of tools of its strategic diagnostics at the agrarian and industrial complexes enterprises of regions of the South of Russia in the context of achievement of the balanced development of regional agro-industrial complex are considered.
Keywords: food security, import substitution potential in agrarian and industrial complex, the region, a clustering, a reytingization, the balanced development, an innovatization.
Agris subject categories: E21, E71, E72, E73, E90
Изменившиеся в связи с наращиванием негативного влияния экономических санкций Запада в адрес России и ответного продовольственного эмбарго геополитические и геоэкономические реалии обострили проблему продовольственной безопасности нашей страны и ее регионов. Заметная по ширине и глубине охвата этой проблемы активизация научного осмысления возможных путей ее решения в значительной мере посвящена вопросам импортозамещения. Причем речь идет, прежде всего, об активизации и модернизации на инновационной основе импортозамещающих производств в сельскохозяйственной сфере с учетом того, что санкции должны рассматриваться не только с негативной стороны, но и как мощный стимул активизации отечественного АПК, наращивания и эффективного использования эндогенных источников его роста, расширения масштабов и доходности деятельности отечественных сельхозтоваропроизводителей.
Следует согласиться с мнением ряда ученых о том, что эффективность принимаемых в данном контексте решений во многом определяется углубленным исследованием этой проблемы в региональном аспекте [1,2, 3 и др.]. Это объясняется, прежде всего, исторически сложившейся дифференциацией российских территорий по ресурсному (в том числе природному) потенциалу, что имеет следствием высокую асимметрию агропромышленной активности,
179
которую наглядно иллюстрирует рисунок 1. На нем наглядно видно, что территории Юга России, многие из которых имеют преимущественно аграрную специализацию, испытывают явный дефицит эффективных управленческих технологий, направленных на повышение инновационного и производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, регионы, как правило, являются более мобильными по сравнению с макроуровнем в принятии управленческих решений, связанных с достижением сбалансированности развития сельскохозяйственного производства в региональном масштабе. Как справедливо отмечает Л.Г.Матвеева, разработка адаптивных механизмов, учитывающих специфику конкретных территорий, принципиально важна для южнороссийских регионов в контексте необходимости достижения сбалансированного устойчивого роста в системе отношений «центр-периферия» [3] и развития АПК региона на основе внедрения инноваций. Это объясняется тем, что предполагает вовлечение в эти процессы не только крупных, в основном определяющих и формирующих профиль региона агропромышленных компаний, но также малых сельскохозяйственных предприятий (в том числе фермерских хозяйств), открытых к инновационному взаимодействию с ними, формируя систему его продовольственной безопасности.
□ Ростовская область
■ Ставропольский край
□ Краснодарский край
□ Республика Северная Осетия - Алания
■ Республика Карачаево-Черкесия
□ Республика Калмыкия
■ Республика Ингушетия
□ Республика Дагестан
■ Волгоградская область
■ Астраханская область
□ Республика Адыгея
■ 3%
Рисунок 1. Производство сельскохозяйственной продукции в регионах Юга России
Для Юга России, по оценкам ряда экспертов, в этом отношении приоритетными могут стать направления деятельности, модернизация которых возможна на основе интеграции сырьевых и несырьевых потенциалов, представленные в таблице 1. При этом, в первую очередь, следует обеспечить концентрацию модернизационных ресурсов в тех отраслях, где возможен существенный мультипликативный эффект роста производства в смежных отраслях и, как следствие, в целом в экономике региона локализации деятельности сельскохозяйственных предприятий.
В этом отношении одним из наиболее реалистичных направлений развития отраслевой специализации экономики Юга России, принимая во внимание ее многоукладность, представляется агропромышленный комплекс, объединяющий в своей структуре как сырьевую (сельское хозяйство), так и несырьевую (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, пищевая промышленность) сферы деятельности, а также инфраструктурный блок (заготовка, хранение, транспортировка, торговля и др.).
Однако в настоящее время в регионе отмечается низкий удельный вес производств с полным циклом переработки сельскохозяйственной продукции.
Таблица 1
Приоритетные направления развития деятельности по созданию производственно-технологических цепочек для производства продукции с высокой добавленной стоимостью в
регионах Юга России
Регион Направления деятельности
Республика Адыгея АПК, туризм, производство строительных материалов
Краснодарский край транспортно-логистический комплекс, ТЭК, АПК, производство одежды, обуви и аксессуаров, производство строительных материалов
Волгоградская область Химическое и нефтехимическое производство, металлургия, машиностроение, АПК, судостроение, текстильное производство
Республика Калмыкия АПК, туристско-рекреационная деятельность, производство строительных материалов
Астраханская область АПК, ТЭК, судостроение
Ростовская область АПК, туризм, производство строительных материалов, сельхозмашиностроение, текстильное и обувное производство
Республика Северная Осетия-Алания АПК, туризм, производство строительных материалов,
Республика Дагестан АПК, туризм, производство строительных материалов,
Республика Ингушетия АПК, туризм, производство строительных материалов,
Кабардино-Балкарская Республика АПК, туризм, производство строительных материалов,
Карачаево-Черкесская Республика АПК, туризм, производство строительных материалов,
Чеченская Республика АПК, туризм, производство строительных материалов,
Ставропольский край АПК, туризм, производство строительных материалов,
Результаты исследования свидетельствуют о том, что лимитирующими факторами развития данной сферы являются недостаточный уровень развития кадрового потенциала, низкий уровень внедрения современных технологий, высокий уровень физического и морального износа основных фондов. Среди отечественных производителей несырьевого сектора значительную долю занимают производства с устаревшим технологическим укладом: передовая техника и технологии, по оценкам экспертов, имеется только в 1,5% крупных аграрных организаций и менее чем с 0,5% фермерских хозяйств. Не менее важной проблемой является полярность отраслевых приоритетов и асимметричность производительных сил периферийных территорий по отношению к центральным [5]. По расчетам Ю.С. Колесникова и Ж.Д. Дармиловой, структура экономики южных регионов страны по типам технологического уклада состоит на 50 % из доиндустриального сегмента (полунатуральное, мелкотоварное производство), на 45 % - из индустриального и только на 5 % - из инновационного сегмента [6]. Причем регионы характеризуются относительной замкнутостью данных укладов, в то время как рациональная конвергенция исторически вложившихся местных укладов может стать важным условием ускоренного развития их экономик.
Тем не менее, уже имеется положительный опыт модернизационного развития несырьевого сектора АПК, в том числе основанный на центро-периферийных производственно-хозяйственных взаимодействиях. В качестве примера можно привести агрохолдинг «Евродон» (Ростовская область), в структуре которого имеются производственные участки по выращиванию и переработке мяса индейки, комбикормовый
завод, собственные линии электро-, газо- и водоснабжения, расположенные как на территории региональных центров, так и на периферии. Данный холдинг является одним из крупнейших современных индюшиных комплексов в мире. Не менее успешными являются также агрохолдинги «Астон», «Юг Руси», «Балтика», «Агроком», крупнейшие отраслевые лидеры по производству мясной продукции - ГК «Тавр», «Новочеркасский мясокомбинат», Матвеево-Курганский мясоптицекомбинат.
Одновременно в условиях реализации политики импортозамещения в агропромышленной сфере необходима активная модернизация процессов производства выпускаемой сельскохозяйственной техники. Так, например, несмотря на некоторый прирост объемов производства отечественной сельскохозяйственной техники, он не обеспечивает имеющиеся потребности (рис. 2).
50000 -
45000 --------------- ------------------
40000 -
35000 -
30000 - -„ ,
Южный федеральный округ
25000 -
Российская Федерация
20000 -
— — Потребность
15000 10000 5000 0
Ряд 1 Ряд 2 РядЗ Ряд 4
Рисунок 2.
Показатели производства тракторов для сельского хозяйства в РФ (в том числе в
ЮФО) и потребность в них [7], тыс. шт.
В то же время, несмотря на значительное повышение инвестиционных рисков, обусловленных в том числе влиянием экономических санкций на российскую экономику, на Юге России активно реализуется курс на реализацию стратегии импортозамещения в несырьевых отраслях агропромышленной сферы (табл.2).
Например, кластерный принцип развития АПК последовательно находит отражение в экономике Ростовской области: 27 января 2015 года было подписано соглашение о создании кластера «Донские молочные продукты» на территории Миллеровского и Мясниковского районов [8].
Этот проект предполагает строительство нескольких молочных ферм с общим поголовьем 20 тыс. голов, а также производство молочной продукции в объемах 328 тыс.т. молока в год, что позволит вытеснить с рынка иностранных конкурентов. Он имеет межрегиональный статус: в проекте задействованы компании «ПродАльянс (Сингапур), ГК «Степь» (Краснодарский и Ставропольский край), компания БеЬауа1 (Швеция), а также более 30 донских компаний, в числе которых «МолАгроДон», сыродельный завод «Семикаракорский», ООО «Тацинский молочный завод», ОАО «Сальское молоко», ООО «Белый медведь», ООО «Аксайское молоко», ООО «Южное молоко», ЗАО «Красный Октябрь» и ОАО «Росагроснаб» и др.
Таблица 2
Направления формирования кластеров в ЮФО [7]
Отраслевое направление Количество кластеров
Туристско- рекреационный комплекс 5, пляжный, горный, оздоровительный, культурно-познавательный и экологический туризм)
Агропромышленный комплекс 1, территориальный агропромышленный кластер, ориентированный на рынок зерновых, мясных и молочных продуктов и ранних овощей Рыбохозяйственный кластер в Астраханской области
Нефтегазовый комплекс 1, на юге Астраханской области
Химическая промышленность 1, на базе предприятий Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях
Легкая промышленность 1, текстильный кластер в Волгоградской области
Фармацевтическая промышленность 2, Каспийский биофармацевтический кластер Фармакологический кластер в Волгоградской области
Кластеры судостроения 1, Судостроительный кластер в Астраханской области
Транспортная сфера 1, Транспортно-логистический кластер в Астраханской области
Агропромышленный комплекс Ростовской области - один из ведущих в России. Его развитие осуществляется на основе многоукладной экономики. В аграрном секторе Ростовской области производится 12,6 % валового регионального продукта, сосредоточено 17 % производственных основных фондов, в нем занято более 15% работающих в отраслях экономики. Сельским хозяйством занимаются около 1,2 тыс. сельхозпредприятий и около шестнадцати тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. Агропромышленному комплексу принадлежит в донской экономике второе место. Им производится более 45% всей продукции в Ростовской области. При этом структура продукции АПК выглядит следующим образом: продукция сельского хозяйства составляет 64,4%, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности - 35,6% (рис.3). В пищевой и перерабатывающей промышленности работает 270 предприятий, действует порядка 1000 организаций малого бизнеса. Основные направления АПК - производство зерна, маслосемян подсолнечника, овощей, продукции животноводства, их переработка с последующим доведением до потребителя.
Рисунок 3. Отраслевая структура ВРП Ростовской области
Аграрная сырьевая база сформировать на территории Ростовской области сельскохозяйственные кластеры по производству продуктов питания самого широкого ассортимента (плодоовощных, рыбных, мясных консервов, макаронных изделий, колбас мясопродуктов, соков, растительных масел и маргаринов, молочной продукции и т.п.), а также комбикормов, лакокрасочных изделий, ткани, технических масел, парфюмерно-косметической продукции и пр.
Более 60% валовой продукции АПК производится в отраслях растениеводства. Первостепенное значение в структуре растениеводства имеет зерновое хозяйство. По выращиванию зерновых область занимает второе место в России. Главная зерновая культура - озимая пшеница. Широко распространены посевы ярового ячменя, кукурузы, проса, риса, гречихи, гороха, сои. Ведущей технической культурой является подсолнечник, производство семян которого превышает 20% в общем объеме регионов России. По этому показателю Ростовская область занимает первое место среди субъектов РФ.
На долю животноводства в общем объёме валовой продукции сельского хозяйства приходится более 40%. В животноводческой отрасли хозяйства Дона специализируются по молочному и мясному скотоводству, свиноводству, овцеводству, коневодству, птицеводству. Область занимает одно из лидирующих мест по производству мяса в России.
Сельское хозяйство области является не только производителем основных продуктов питания, но и сырьевой базой для перерабатывающей промышленности. Пищевая и перерабатывающая промышленность имеет в своём составе широкую сеть предприятий по производству и переработке молочной, мясной, рыбной, ликеро-водочной и безалкогольной продукции, хлебобулочных, кондитерских, макаронных, табачных и других изделий.
Пример другого макрорегиона - СКФО - показывает, что позитивной динамикой характеризуется как в целом сельскохозяйственное производство входящих в его состав регионов, так и сектор фермерских хозяйств, что находит свое отражение в достаточно высоких показателях обеспеченности населения этого региона сельскохозяйственной продукцией (рис. 4, 5).
300000
250000
200000
Продукция ССЛЬСКО! о хозяйства всего
150000
100000
50000
Продукция сельского хозяйства фермерских хозяйств
0
200020012002200320042005200620072008200020102011
Рисунок 4
Динамика роста продукции сельского хозяйства в СКФО в 2000-2011 г.г. [9]
шшшЛауг.Баепсе
Рисунок 5
Процент обеспеченности населения СКФО продукцией сельского хозяйства [9]
Однако темпы роста продукции сельского хозяйства фермерских хозяйств ниже общеотраслевых, что свидетельствует о необходимости практического использования новых организационно-экономических и стимулирующих механизмов и инструментов управления. Учитывая вектор внешних угроз, в существенной мере затрагивающий проблему обеспечения населения страны качественными продуктами питания, представляется, что эффективным инструментом противодействия экономическим санкциям и ключевым направлением обеспечения продовольственной безопасности является активизация и финансовая поддержка кластерных инициатив в аграрно-промышленном секторе, как профильном для этих регионов.
Методологической основой такого рода интеграционной модели, направленной на наращивание потенциала импортозамещения и инноваций в аграрно-промышленном секторе регионов РФ может быть алгоритм, в реализацию которого вовлекаются следующие участники: собственно сельхозтоваропроизводители, промышленные предприятия, выпускающие сельскохозяйственную технику, научные организации, банки и страховые компании, органы государственной власти, выполняющие стимулирующую и регулирующую функции.
Таким образом, поскольку проблемы эффективного использования и наращивания потенциала импортозамещения в АПК имеют ярко выраженную «территориальную локализацию», применяемые инструменты управления устойчивым развитием сельхозпредприятий, ориентированных на выпуск высококачественной отечественной продукции должны быть ориентированы на максимально полный учет региональной специфики.
Применение инновационных, ресурсосберегающих технологий в агропромышленном комплексе региона, ориентированных на организацию высокоэффективного сельскохозяйственного производства, позволит решать не только экономические задачи (включая сокращение издержек агропроизводства), но и целый ряд социально-экономических проблем, в числе которых - привлечение молодых кадров, повышение заработной платы, инфраструктурное и экономическое развитие территорий функционирования АПК. В контексте реализации кластерной стратегии в региональном агропромышленном секторе (как приоритетной, инновационно-активной модели развития данной сферы региональной экономики) методологически значимым является идентификация инновационных направлений развития АПК с целью аккумулирования потенциала в соответствующих точках модернизационного роста экономики территории.
Существующая к настоящему времени практика, а также позитивный опыт
внедрения инноваций в региональной экономике в целом и ее агропромышленной сфере, в
185
частности, позволяют сформулировать следующие инновационные направления в развитии АПК:
- формирование и функционирование адаптированных к новым императивам хозяйствования систем и структур управления, ориентированных на инновации в производстве и организации АПК региона;
- внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- тиражирование инноваций, способствующих наполнению внутреннего рынка доступными по ценовым параметрам и качественными продуктами питания;
- осуществление нововведений, позволяющих повысить надежность, эффективность, ремонтопригодность сельскохозяйственных машин и механизмов, продлить срок их службы, повысить производительность;
- реализация инновационных проектов, целеориентированных на новые технологии производства и реализации продукции АПК;
- проведение мер, позволяющих улучшить экологическую обстановку;
- широкое использование современных информационных технологий для поддержки принятия решений в управленческой и производственно-сбытовой деятельности предприятий АПК.
При этом, как отмечалось, и в создании инновационной экономики страны, и в формировании инновационной системы регионального АПК решающая роль макрорегулирующего характера принадлежит государству. Финансирование инновационных проектов в агропромышленном комплексе региона может осуществляться либо самим государством, либо посредством венчурных компаний, альянсов или объединений предприятий. При этом именно государство обеспечивает:
- выбор приоритетов в инновационной сфере АПК региона;
- стратегическое планирование, определение перечня товаров и услуг, которые могут стать предметом государственного заказа;
- создание механизмов самоорганизации в инновационной сфере регионального АПК, стимулирование и поощрение участия крупного капитала в инновационных проектах;
- экспертизу и анализ инновационных проектов, их ранжирование и формирование приоритетов для государственного финансирования.
Необходимыми условиями построения инновационной системы в региональном АПК являются: мониторинг функционирования комплекса (включая оценку состояния и перспектив становления и развития региональных агропромышленных кластеров), развитая инновационная инфраструктура (в регионе в целом и в агропромышленном секторе, в частности), инновационный потенциал и инновационная активность, в совокупности способствующие оперативному доведению до товаропроизводителей информации о результатах научно-технической деятельности, конкретных рекомендаций науки по различным аспектам агропромышленного производства. В перспективе большие надежды возлагаются на информационно-консультационные службы АПК. Сейчас резко возросла их значимость из-за сокращения численности высококвалифицированных специалистов, работающих непосредственно в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах.
В соответствии с изложенным выше, инновационная политика в АПК региона должна осуществляться на основе:
- инновационных прогнозов основных направлений производственного освоения
научно-технических достижений в отраслях АПК на кратко-, средне- и
долгосрочную перспективу;
- выбора и реализации базисных инноваций, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;
- создания системы комплексной поддержки инновационной деятельности в региональном АПК;
- развития инфраструктуры и новационного процесса, включая систему информационно-консультационного обеспечения товаропроизводителей, а также подготовки кадров;
- поддержания и развития научно-технического потенциала АПК региона;
- содействия развитию малого инновационного предпринимательства в региональном АПК;
- обеспечения формирования источников финансирования инновационной деятельности за счет бюджета, средств предприятий, коммерческих банков, страховых организаций, зарубежных фондов, внебюджетных фондов финансирования НИОКР;
- активизации сотрудничества на федеральном и международном уровнях всех заинтересованных сторон (включая участников процесса взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса, функционирующего в АПК региона, а также государства и бизнес-структур);
- создания экономических и правовых условий инновационной политики в АПК, совершенствования налогового законодательства.
Представляется, что наиболее рациональный вариант интеграции, ориентированный на стратегические цели импортозамещения в АПК, предполагает максимальное вовлечение потенциала всех территорий региона (в том числе отсталых и депрессивных) в осуществляемые проекты. Поэтому для обоснованности выбора участников кластерной структуры с точки зрения повышения уровня сбалансированности развития регионального АПК можно использовать рейтинговые оценки их экономического потенциала и с помощью фильтра отбирать те, которые отвечают выбранным критериям. Так, например, если для реализации проекта необходимо, чтобы в структуру кластера вошли только предприятия АПК регионов, которые имеют наиболее высокий инвестиционный потенциал и трудовой потенциал выше среднего, необходимо установить по условию «инвестиционный потенциал» значение фильтра 4, а по условию «трудовой потенциал» - 3 и 4.
Результаты такого отбора отражены в таблице 3.
Таким образом, с использованием данного подхода можно получить выборку регионов, сельхозпредприятия которых в наибольшей степени соответствуют задачам развития потенциала импортозамещения в агропромышленной сфере с учетом их ресурсных возможностей, для последующего определения оптимального состава участников интеграционных взаимодействий.
Таблица 3
Результаты фильтрации данных по заданным критериям_
Регион Составляющие экономического потенциала Суммарный рейтинг
Технологич еский потенциал Трудовой потенциал Инвестицио нный потенциал Потенциал организационно управленческих взаимодействий
Волгоградская область 3 4 4 4 15
Ростовская область 4 4 4 4 16
Краснодарский край 4 4 4 4 16
Отметим, что предложенный подход к проведению типологизации регионов по уровню потенциала импортозамещения в сфере АПК посредством их рейтингования на основе кластерного анализа позволяет значительно повысить объективность проводимых оценок, дает возможность выработать подходы к повышению сбалансированности развития регионального АПК посредством рационального сочетания и взаимодополнения потенциала отдельных укладов.
Литература
1. Стефанков И.О. Интеграционная модель развития фермерских хозяйств в рамках промышленной политики СКФО// Устойчивое развитие горных территорий.-2014.- № 4(22).
2. Чернова О.А Стратегия развития АПК Юга России // Региональная экономика. Юг России. №1. 2015.
3. Матвеева Л.Г. Информационно-технологическая среда финансирования инноваций промышленных предприятий региона// Региональная экономика. Юг России. №2. 2014.
4. Алешин А.В., Никитаева А.Ю. Концептуальная модель межфирменного партнерства для решения актуальных проблем и модернизации экономики регионов Юга России// Вопросы регулирования экономики. 2013. № 4.
5. Матвеева Л.Г., Никитаева А.Ю., Чернова О.А. Перспективы и потенциал развития регионов Юга России в контексте антироссийских экономических санкций // Региональная экономика: теория и практика. 2015.
6. Колесников Ю.Л., Дармилова Ж.Д. Ресурсы модернизации многоукладной экономики Юга России // Проблемы прогнозирования. 2009. №1. - С. 60.
7. Кушнаренко Т.В. Новые условия и факторы модернизации агропромышленных отраслей стран ЕС и России // Terra Europeana. Альманах Центра Европейского союза на Юго-западе России. - Ростов-н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2014.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат.сб./ Росстат - М., 2014.
9. Бизнес любит сливки [Электронный ресурс] // Российская газета - Экономика Юга России. №6591 (20). URL: http://www.rg.ru/2015/02/02/reg-ufo/klaster.html (дата обращения 30.03.2015 г.)
10. Статистический сборник «РСО-Алания в цифрах», 2013.