ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
С Т Р А Н Ы А Р А Б С К О Г О М И Р А Н А М И Р О В О М Р Ы Н К Е У С Л У Г В Ы С Ш Е Г О О Б Р А З О В А Н И Я: С О Т Р У Д Н И Ч Е С Т В О С Р О С С И Е Й
Асмятуллин Равиль Рамилевич
аспирант кафедры международных экономических отношений РУДН. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6. E-mail: [email protected]
В настоящее время появились такие региональные лидеры в сфере высшего образования, как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Иордания. В статье анализируется положение арабских стран на мировом образовательном рынке. Арабские страны, в особенности страны Персидского залива, активно содействуют международной мобильности студентов. Сотрудничество России с рядом стран арабского мира развито не в полной мере. Несмотря на то что количество студентов из региона, обучающихся в России, растет, они составляют небольшую часть от общего количества иностранных студентов. В статье выявлены основные тенденции сотрудничества России с арабским регионом в сфере высшего образования, дана оценка возможностей для расширения сотрудничества и определены направления обучения, взаимовыгодные для России и арабских стран.
Ключевые слова: мировой рынок образовательных услуг, интернационализация высшего образования, студенческая мобильность, иностранные студенты, арабский мир, зарубежный филиал вуза.
T H E A R A B W O R L D I N T H E G L O B A L E D U C A T I O N M A R K E T: C O O P E R A T I O N W I T H R U S S I A
Asmyatullin, Ravil' R.
Post-Graduate Student of the Department of International Economic Relations of PFUR.
Address: Peoples' Friendship University of Russia, 6 Miklukho-Maklaya Str., Moscow, 117198, Russian Federation. E-mail: [email protected]
New regional leaders are emerging in the field of higher education - Saudi Arabia, United Arab Emirates, Egypt, Jordan. This paper analyses positions of arab countries in the global education market. Arab countries, particularly Gulf states, are facilitating international students' mobility. The cooperation between Russia and the arab world is not developed to the full extent. The number of students studying in Russia from this region is raising, but its share in the total number of foreign students in Russia remains insignificant. The paper specifies the main trends in russian-arab cooperation in the field of higher education and estimates opportunities for further extension of cooperation. The paper deals also with theprimary areas where the cooperation would be mutually beneficial both for Russia and Arab countries.
Keywords: global education market, internationalization of higher education, student mobility, foreign students, international students, arab world, international branch campus.
Роль высших учебных заведений в формировании современной
инновационной экономики, основанной на знаниях, бесспорна.
Глобализация, с одной стороны, открывает для вузов новые возможности на мировом образовательном рынке, стимулируя конкуренцию, а с другой - побуждает участников рынка к взаимовыгодному сотрудничеству.
Интернационализация высшего образования имеет ряд преимуществ как для учащихся и вузов, так и для государств. Учащиеся, имеющие международную компоненту в образовательной программе, получают возможность для разностороннего культурного и социального развития, а также развития профессиональных навыков. В результате они более подготовлены для глобального рынка труда. Со своей стороны вузы имеют возможность наладить профессиональные и научные контакты, получить дополнительные источники дохода, а соответственно, повысить имидж вуза. На государственном уровне обучение иностранных студентов вносит определенный вклад в экономику страны и является эффективным инструментом мягкой силы. Благодаря этому мировой рынок образовательных услуг стремительно растет, а потенциал развития рынка достаточно высок.
За последние сорок лет количество иностранных студентов в мире увеличилось практически в шесть раз: в 1975 г. численность иностранных студентов составляла 800 тыс. человек. На сегодняшний день это число приближается к 5 млн человек. По прогнозам Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
(ЮНЕСКО) к 2025 г. численность иностранных студентов в мире может достигнуть от 7 до 9 млн человек.
Страны арабского мира на мировом образовательном рынке
Структура мирового рынка образовательных услуг постепенно претерпевает изменения - на рынок выходят новые игроки, в частности, страны арабского мира (табл. 1).
Т а б л и ц а 1 Арабский регион на мировом образовательном рынке*
Показатель 1996 2014**
Количество Доля от мира, % Количество Доля от мира, %
Арабские студенты за рубе- 164 118 10,5 361 165 7,5
жом
Иностранные
студенты в арабских стра- 55 304 3,5 272 693 5,5
нах
* Составлено по: World Education Report 2000. The Right to Education: Towards Education for all
Throughout Life; UNESCO Institute for Statistics.
** Данные за 2014 г. взяты с сайта UNESCO Institute for Statistics.
Согласно данным 1996 г., количество студентов из арабских стран, обучавшихся за рубежом, составляло 164 118 человек (10,5% от общего числа иностранных студентов в мире); в арабских странах обучалось 55 304 иностранных студентов (3,5% от общего числа иностранных студентов в мире), из которых 84% - студенты из других арабских стран.
Многие арабские вузы не в состоянии полностью обеспечить сферу экономики необходимыми специалистами [5. - С. 52]. Поэтому страны арабского мира стимулируют обучение студентов за рубежом для получения образования мирового уровня. В 2014 г. количество студентов из арабских стран, обучающихся за рубежом, достигло 361 165 человек (около 7,5% иностранных студентов в мире), из них из Саудовской Аравии - 82 тыс., Марокко - 39 тыс., Сирии - 26,5 тыс. и других стран, таких как Алжир, Палестина, Египет и Иордания (табл. 2). Примечательно, что Саудовская Аравия находится на пятом месте в мире по количеству студентов, выезжающих на обучение за рубеж.
Финансовая поддержка студентов, а также миграционная политика являются решающими факторами в укреплении конкурентных позиций страны на мировом образовательном рынке [1. - С. 128]. Саудовская Аравия, следуя этому принципу, развернула крупную программу поддержки студенческой мобильности - с 2005 г. действует
программа стипендий короля Абдаллы, финансирующая обучение перспективных студентов в ведущих западных вузах.
Т а б л и ц а 2
Выездная мобильность в странах арабского мира, 2014 г.*
Страна 2000 2014
Всего По странам, % Всего По странам, %
1 2 3 4 5
Алжир 15 794 Франция - 85,7%, Бельгия - 2,6%, Германия -2,3%, Великобритания -1,7%, Швейцария - 1,5% 19 903 Франция - 83,2%, Канада -2,3%, КСА - 2,2%, ОАЭ -1,7%
Бахрейн 1 435 США - 53%, Великобритания - 32%, КСА, Катар, Чехия, Канада 4 627 Великобритания - 27%, ОАЭ - 13%, КСА - 12%, США - 10%, Катар, Малайзия, Иордания, Индия
Джибути 1 099 Франция - 90% 1 459 Франция - 67%, КСА, Малайзия, Индия
Египет 5 737 США - 31%, Германия -19%, Великобритания -16%, Франция - 9%, Австрия, Канада 20 709 КСА - 23%, ОАЭ - 19%, США - 13%, Франция - 8%, Катар - 6,9%, Великобритания - 6,8%
Йемен 3 728 Иордания - 40%, КСА, США 16 746 КСА - 53%, ОАЭ - 15%, Малайзия, Катар, Иордания
Иордания 5 796 США - 33%, Германия -19%, Великобритания -14%, Канада, Румыния, Турция 19 158 ОАЭ - 27%, КСА - 21%, США - 11%, Великобритания, Украина, Турция, Катар
Ирак 2 669 Иордания - 22%, Германия - 13%, Нидерланды - 8%, Франция, Малайзия, Швеция, Турция 18 804 Иордания - 16%, Украина -14%, ОАЭ - 13%, Великобритания - 12%, Индия, США, Иран, Австралия, Франция
Катар 926 США - 42%, Великобритания - 33%, Иордания, КСА 4 468 Великобритания - 41%, США - 25%, ОАЭ - 9%, КСА, Иордания, Индия
Коморы 1 050 Франция - 53,7%, Мадагаскар » 43% 4 150 Франция - 32%, Мадагаскар - 36%, ОАЭ - 12%, Египет -7,7%, КСА - 7,7%
Кувейт 4 398 США - 69%, Великобритания - 15%, Канада, КСА, Ирландия 18 641 США - 37%, Египет - 13%, Великобритания - 11%, Иордания, ОАЭ, Австралия, Бахрейн, КСА
Ливан 6 848 Франция - 37%, США -21%, Германия, Италия 13 482 Франция - 28%, ОАЭ - 11%, КСА - 10%, США - 10%, Великобритания, Италия, Германия
* Составлено по: UNESCO Institute for Statistics.
О к о н ч а н и е т а б л. 2
1 2 3 4 5
Ливия 1 481 Великобритания - 33%, Германия - 11,8%, Малайзия - 11,7%, Канада - 9,3% 6 023 Великобритания - 26,8%, США - 21,7%, Малайзия -15,2%, Франция, Канада, Австралия
Мавритания 1 585 Франция - 45%, Тунис - 27,8%, Германия, Иордания, КСА, США 2 915 Франция - (42%, КСА -31,5%, Тунис - 12,7%, Катар, США
Марокко 41 695 Франция - 50%), Германия - 14%, Бельгия -12,8%, Испания, Нидерланды 39 148 Франция - 64%, Испания, Италия, Россия
Оман 4 040 Великобритания - 38%, США - 18%, Иордания - 22%, Малайзия, Катар, Индия 9 372 ОАЭ - 44%), Великобритания - 16%, США - 12%, Иордания - 9%, Австралия, Малайзия, Катар, КСА, Индия
ОАЭ 3 301 США - 58%, Великобритания - 23%, Австралия, Канада, Индия 12 094 Великобритания - 35%, США (28%), Индия, Австралия, Оман
Палестина 5 437 Иордания - 75%, Турция, Катар, Тунис, КСА, США 20 275 Иордания - 36%, КСА -21%, ОАЭ - 20%, Катар, Египет, США
Саудовская Аравия 8 024 США - 59%, Великобритания - 19%, Иордания - 10% 82 003 США - 63%, Великобритания - 11%, Канада, Иордания, Австралия, ОАЭ
Сирия 5 841 Франция - 23%, Иордания - 20%, Германия - 15%, США, КСА, Турция 26 518 КСА - 29%, ОАЭ - 20%, Египет, Франция, Германия, Иордания
Сомали 1 171 Швеция - 15%, Швейцария - 8%, Финляндия - 7%, Италия - 7%), КСА - 7%, Индия, Малайзия 3 649 Малайзия - 19%, КСА -19%, ОАЭ - 18%, Египет, Катар, Турция
Тунис 9 120 Франция - 69%, Германия - 12%), Канада, США 17 023 Франция - 53%, Германия -13%, Румыния - 8%, Канада, США, Италия
Помимо этого, на рост числа студентов, выезжающих за рубеж, влияет политическая нестабильность в ряде стран региона. В 2011 г., когда началась «арабская весна», количество выезжающих студентов увеличилось на 18,8% по сравнению с 2010 г. Так, за период с 2011 по 2014 г. количество студентов из Сирии увеличилось с 15 тыс. до 26,5 тыс.
Основной поток миграции, в том числе студенческой, направился в Европу. Для поддержки легальной миграции студентов в конце
2011 г. Европейская комиссия решила удвоить количество грантов в рамках программы Erasmus Mundus для студентов из стран, которые затронули волнения1.
В первом квартале 2012 г. по сравнению с тем же периодом 2011 г. в США отмечается увеличение количества студентов из Бахрейна на 180%, из Сирии - на 90%, из Иордании - на 73%, из Египта - на 41%2. В целом за период 2010-2015 гг. количество студентов из стран Ближнего Востока и Северной Африки в США утроилось и составило 96,6 тыс. человек.
Высшее образование арабских стран находится под сильным влиянием систем образования европейских стран и США [6. - C. 311]. Несмотря на снижение доли студентов, выезжающих в западные страны, США, Великобритания и Франция остаются основными направлениями для обучения за рубежом среди студентов из арабских стран. Другими направлениями являются страны арабского региона (Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты). Это обусловлено прежде всего политико-экономическими отношениями между государствами, а также историческими связями. Так, Франция является лидирующим направлением среди студентов из Алжира, Ливана, Марокко, Мавритании, Туниса - бывших колоний Франции, среди населения которых распространен и французский язык. Марокко находится на первом месте по количеству иностранных студентов во Франции, Алжир - на третьем, Тунис - на четвертом. Наибольшую популярность среди иностранных студентов во Франции набирает инженерное и бизнес-образование.
Среди стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) основными направлениями являются США и Великобритания. По количеству иностранных студентов в США студенты из Саудовской Аравии находятся на четвертом месте (6,1% иностранных студентов).
В 2014 г. количество иностранных студентов, обучающихся в странах арабского мира, заметно выросло и составило около 272,7 тыс. человек (5,5% от общего количества иностранных студентов в мире). При этом стоит отметить тенденцию к росту уровня внутренней мобильности в регионе: в 2000 г. в регионе обучалось 14,2 тыс. студентов из других арабских стран (11% от количества студентов, выезжающих из стран региона за рубеж), в 2014 г. - 113,4 тыс. (31%) (табл. 3).
1 URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-11-1558_en.htm?loca!e=en
2 URL: http://monitor.icef.com/2012/06/has-the-arab-spring-contributed-to-increased-demand-for-study-abroad/
Т а б л и ц а 3 Иностранные студенты в арабских странах, 2014 г.*
Страна Иностранные студенты в стране
Количество Основные направляющие страны
Алжир 7 953
Бахрейн 5 036 Саудовская Аравия, Кувейт
Египет 47815 Малайзия, Кувейт, Индонезия, Таиланд
Йемен** 11 393
Иордания*** 27 931 Палестина, КСА, Ирак, Израиль, Малайзия
Катар 10 078 Египет, Палестина, Иордания, Йемен
Коморы 2
Ливан 17 495
Мавритания**** 283
ОАЭ 64 119 Индия, Сирия, Оман, Иордания
Оман 2579 Индия, ОАЭ
Саудовская Аравия 71 773 Йемен, Сирия, Египет, Палестина, Пакистан, Иордания
Тунис***** 6 236 Конго, Мали, Кот д'Ивуар, Камерун, Марокко
Всего 272 693
* Составлено по: UNESCO Global Flow of Tertiary-Level Students.
** Данные за 2011 г.
*** Данные за 2012 г.
**** Данные за 2015 г.
***** Данные за 2013 г.
Страны Персидского залива становятся образовательными центрами в арабском мире: в течение 10 лет с 2004 г. количество иностранных студентов в Катаре увеличилось в 6 раз, Саудовской Аравии -в 5,8; в Бахрейне - в 5. Среди неарабских стран основными направляющими странами являются Индия, Малайзия, Индонезия, т. е. страны со значительной численностью мусульманского населения.
Наиболее привлекательные страны для получения высшего образования в регионе - Саудовская Аравия (71 тыс. иностранных студентов), ОАЭ (64 тыс.), Египет (48 тыс.) и Иордания (28 тыс.). На них приходится 78% иностранных студентов, обучающихся в арабском регионе. Эти же страны привлекательны и для студентов из западных стран. Остальные арабские страны пользуются небольшой популярностью для получения высшего образования прежде всего из-за нестабильной политической ситуации в регионе. Так, с началом волнений в Ливане в 2011 г. поток иностранных студентов значительно снизился: в 2011 г. в стране обучалось 33 тыс. иностранных студентов, в 2014 г. - уже 17,5 тыс.
Политическая нестабильность в Египте также повлияла на снижение количества иностранных студентов, а студенческие демонстрации негативно сказались на имидже страны как образовательного цен-
тра. В 2010 г. перед началом массовых волнений в стране обучалось 49 тыс. иностранных студентов, в 2013 их число снизилось до 43,3 тыс. Многие страны в этот период начали эвакуировать студентов, обучавшихся в Египте: из 11 тыс. малазийских студентов 7,8 тыс. решили вернуться на родину1. После нормализации обстановки поток иностранных студентов начал повышаться и в 2014 г. составил 47,8 тыс. человек. В начале 2015 г. Египет объявил о своих планах увеличить численность иностранных студентов в четыре раза2.
В ОАЭ число иностранных студентов растет благодаря развитию свободной экономической зоны в сфере высшего образования, в рамках которой ведут свою деятельность филиалы западных вузов. Это модель нового типа, предполагающая выход на мировой рынок образовательных услуг через создание СЭЗ без развития собственной системы высшего образования. Данной модели помимо ОАЭ придерживаются Бахрейн и Катар [3. - С. 15].
Несмотря на небольшую популярность, количество студентов из США, обучающихся в арабских странах, выросло (рисунок).
2003/04 ■ 2013/14
Рис. Количество студентов из США в арабских странах3
В 2003/04 гг. 1 028 студентов из США (0,54% от общего количества, выехавших на обучение за рубеж), обучались в странах арабского мира, прежде всего в Египте (573 чел.), Марокко (298) и Иордании (65).
1 Tan E., Sharma Y. South East Asian Countries Begin Evacuating Students from Egypt. -2015. - 22 August. - URL: http://www.umversityworldnews.com/article.php?story= 20130822133520975
2 URL: http: / / monitor.icef.com/2015/04/egypt-aims-to-quadruple-international-enrolment/
3 URL: http://www.iie.org
В 2013/14 гг. их число увеличилось до 3 456 чел., что составило 1,14% от общего количества американских студентов за рубежом. При этом Египет перестал быть интересным для студентов из США, а лидерами остаются Марокко (1 255 чел.) и Иордания (1 085). Значительно увеличилось количество американских студентов в ОАЭ - до 735 человек в 2013/14 гг. Другой лидер региона, Саудовская Аравия, менее привлекателен вследствие отличного образа жизни, а также того, что высшее образование королевства имеет религиозный оттенок - религиозные дисциплины являются «обязательным обрамлением» любой образовательной программы [4. - С. 79].
Интерес к обучению в арабских странах продиктован прежде всего ростом внимания к региону в сфере международных отношений. В арабские вузы американские студенты приезжают изучать исламские науки, арабский язык, экономические и политические науки и с целью ближе познакомиться с регионом. Студенты из Великобритании в арабских странах изучают преимущественно языки. ОАЭ становятся лидером среди арабских стран по предоставлению образования в области бизнеса, менеджмента, финансов.
Системы высшего образования арабских стран во многом отличаются друг от друга (табл. 4).
Т а б л и ц а 4
Страны арабского мира по общей эффективности системы высшего образования*
Страна 2010/11 2014/15
Балл (макс. 7) Позиция в мире Балл (макс. 7) Позиция в мире
ОАЭ 4,80 36 5,90 6
Катар 4,84 32 4,99 38
Иордания 4,32 57 4,78 48
Бахрейн 4,64 44 4,66 55
Саудовская Аравия 4,55 51 4,64 57
Ливан 4,57 48 4,39 67
Тунис 4,89 30 4,28 73
Оман 4,22 63 4,17 79
Кувейт 3,87 83 4,15 81
Алжир 3,59 98 3,69 98
Ливия 3,63 95 3,59 102
Марокко 3,51 102 3,56 104
Египет 3,59 97 3,27 111
Йемен - - 2,29 139
Мавритания 2,15 137 2,16 141
Сирия 3,31 107 - -
* Составлено по: The Global Competitiveness Report 2014-2015; The Global Competitiveness Report 2010-2011.
Наиболее эффективными оказались системы высшего образования стран ССАГПЗ, таких как ОАЭ, Катар, Бахрейн и Саудовская Аравии, а также Иордании. ОАЭ за последние пять лет продемонстрировали впечатляющие успехи: страна поднялась с 36 места в 2010/11 гг. на шестое место в мире в 2014/15 гг. В своих стремлениях стать лидером региона в сфере высшего образования Эмираты создают благоприятные условия для развития вузов.
По качеству системы образования Катар находится на третьем месте в мире, ОАЭ - на девятом, Иордания - на двадцать четвертом, Ливан - на двадцать восьмом, Бахрейн - на тридцать восьмом, Саудовская Аравия - на сорок седьмом. По качеству математического образования среди арабских стран лидирует Ливан, находящийся на пятом месте в мире, Катар - на шестом, ОАЭ - на одиннадцатом. По качеству школ менеджмента Катар - на десятом месте, Ливан - семнадцатом, ОАЭ - на восемнадцатом.
Преимущественно вузы этих стран можно увидеть в международных рейтингах университетов (табл. 5).
Т а б л и ц а 5
Университеты стран арабского мира в международных
рейтингах*
Вуз Страна QS топ-500 Times Higher Education топ-400
2011 2015/16 2011/12 2015/16
King Saud University Саудовская Аравия 200 237 - -
King Fahd University 221 199 - -
King Abdul Aziz University 370 303 - 251-300
King Khalid University 451-500 - - -
American University of Beirut Ливан 300 268 - -
United Arab Emirates University ОАЭ 338 421-430 - -
American University of Sharjah - 411-420 - -
Khalifa University - 481-490 - -
Sultan Qaboos University Оман 377 - - -
The American University in Cairo Египет - 345 - -
Alexandria University - - 301-350 -
Qatar University Катар - 481-490 - -
Arabian Gulf University Бахрейн - 491-500 - -
* Составлено по: QS World University Rankings и The Times Higher Education World University Rankings.
В топ-500 рейтинга QS в 2011 г. представлено 4 вуза Саудовской Аравии и по одному вузу Ливана, ОАЭ и Омана. В топ-500 рейтинга 2015 г. попали три вуза Саудовской Аравии, три ОАЭ и по одному вузу Ливана, Египта, Катара и Бахрейна. Отметим, что три представленных в рейтинге вуза основаны американцами и реализуют образовательные программы в американском стиле. Наиболее высокие позиции в рейтинге занимают вузы Саудовской Аравии, в частности, Университет Короля Фахда и университет Короля Сауда. В рейтинге Times Higher Education арабские вузы практически не представлены. В рейтинг 2011 г. попал один египетский вуз (Александрийский университет), а в рейтинг 2015 г. - один вуз Саудовской Аравии (Университет Короля Абдул-Азиза). Университет Короля Абдул-Азиза - единственный вуз, попавший в оба рейтинга.
Сотрудничество России со странами арабского мира
Россия усиливает свои позиции на мировом рынке образовательных услуг. Количество иностранных студентов, обучающихся в России, выросло с 87 091 человек в 2005/06 гг. до 156 211 чел. в 2013/14 гг. Основными странами, направляющими студентов на обучение в Россию, являются Казахстан (27 524 человек 2013/14 гг.), Китай (18 269 человек) и Туркмения (12 114 человек). На страны СНГ приходится 51,8% всех иностранных студентов в России.
Доля студентов из стран арабского мира меняется незначительно и составляет около 6%. Количество студентов из этих стран в России увеличилось с 5 644 человек в 2005/06 гг. до 8 640 чел. в 2013/14 гг. (табл. 6).
Основными странами арабского мира, направляющими студентов на обучение в Россию, традиционно являются Сирия (1 835 человек) и Марокко (1 405 человек). Существенно увеличилось количество студентов из Ирака - с 205 человек в 2005/06 гг. до 1 365 чел. в 2013/14 гг. На эти три страны приходится половина всех студентов из арабских стран в России. В целом для большинства арабских стран наблюдается рост численности студентов, обучающихся в российских вузах. Однако значительно снизилась численность студентов из Ливана (в два раза). Отрицательный показатель остальных стран незначителен. Отметим, что количество студентов в России из Саудовской Аравии, которая является лидером в арабском регионе, довольно невелико.
В свою очередь Российские студенты для обучения в арабских странах предпочитают вузы стран Персидского Залива, Саудовской Аравии и ОАЭ, популярным направлением является Египет.
Более 400 российских студентов получают высшее образование в ОАЭ. За последние три года на 129% увеличилось количество студен-
тов из России1, которые обучаются в вузах Dubai International Academic City, крупнейшей в мире свободной экономической зоне в сфере высшего образования. Иностранные студенты выбирают ОАЭ для получения MBA, экономического, инженерного образования и изучения юриспруденции (включая шариат).
Т а б л и ц а 6
Количество студентов из стран арабского мира в России*
Страна Количество студентов в России
2005/06 2013/14 Прирост
Алжир 71 318 348%
Бахрейн 16 3 -81%
Джибути 5 26 420%
Египет 121 298 146%
Иордания 515 601 17%
Ирак 205 1365 566%
Йемен 465 811 74%
Катар 0 0 0%
Коморы 9 7 -22%
Кувейт 8 3 -63%
Ливан 550 291 -47%
Ливия 45 43 -4%
Мавритания 5 8 60%
Марокко 876 1405 60%
ОАЭ 7 9 29%
Оман 35 73 109%
Палестина 544 616 13%
Саудовская Аравия 29 41 41%
Сирия 1544 1835 19%
Сомали 16 85 431%
Судан 280 257 -8%
Тунис 298 545 83%
Всего 5644 8640 53%
* Составлено по: Экспорт российских образовательных услуг : статистический сборник. - Вып. 4. -М. : Центр социологических исследований, 2014; Численность обучающихся педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года). - М. : Институт социологии РАН, Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015.
Россия активно развивает отношения с ОАЭ в сфере высшего образования, в том числе через открытие зарубежных филиалов российских вузов. Так, в СЕЗ Knowledge Village в городе Дубаи функционирует филиал Санкт-Петербургского государственного экономического
1 URL: http://gulfnews.com/culture/education/number-of-students-enrolled-in-diac-rise-by-20-1.1491741
университета. В деловом районе Дубая Jumeirah Lakes Towers открыт филиал Университета «Синергия».
Если ОАЭ представляют интерес с точки зрения бизнес-образования, то Саудовская Аравия является лидером в религиозном образовании. В стране обучается около 600 российских студентов. Будучи одной из крупнейших энергетических держав, Саудовская Аравия привлекательна и для получения образования в сфере энергетики, а также инженерных наук, логистики.
Россия и страны Персидского Залива являются крупными участниками мирового образовательного пространства, однако взаимное сотрудничество в сфере высшего образования развито не в полной мере. Помимо инженерного, экономического, бизнес-образования и языковых стажировок, целесообразно развивать направления по изучению исламских дисциплин, в частности, исламской экономики, исламских финансов и банкинга.
Интерес к исламским финансам во всем мире можно объяснить тем, что исламская финансовая система продемонстрировала устойчивость во время недавних кризисов. Может быть полезен опыт и стран ССАГПЗ как наиболее финансово развитых стран арабского мира, в частности Бахрейна, в котором расположено большинство системообразующих исламских финансовых учреждений [2. - С. 90]. Исламские финансы изучают во многих вузах за пределом арабского мира. Полноценное образование по исламскому финансированию можно получить в вузах Великобритании, например, в Лондонской школе бизнеса и финансов или Университете Дарема. В России исламские финансы находятся на начальной стадии развития, и наблюдается нехватка специалистов. Пока в российских вузах отсутствует возможность получения полноценного образования в этой области, исламские финансы вводятся лишь как дисциплины, например в РУДН и НИУ ВШЭ. Имеется также краткосрочный курс в Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС.
Подготовка специалистов для энергетической промышленности представляется перспективным направлением, учитывая недавние соглашения между Россией и Саудовской Аравией по совместному развитию ядерной энергетики. В планах Саудовской Аравии на ближайшие 20 лет строительство 16 атомных реакторов. С целью подготовки специалистов для отрасли саудовское правительство выделило 1 000 стипендий студентам для изучения энерготехнологий1.
Наблюдается недостаток высококвалифицированных специалистов в логистике и управлении цепями поставок, что актуально и для России с обширной территорией, и для арабских стран для развития
1 Al-Rashid A. A Saudi-Russia Emerging Alliance // Arab News. - 2015. - 21 June. - URL: http://www.arabnews.com/columns/news/765166 (дата обращения: 01.02.2016).
инфраструктуры. В ОАЭ, стремящихся стать мировым транспортным центром, была создана свободная экономическая зона Dubai Logistics City для развития экономики страны, что повышает спрос на специалистов в данной сфере. В целом основой экономического развития арабских стран наравне с повышением образовательного уровня собственного населения является и импорт иностранных квалифицированных специалистов.
Политические изменения, вызванные «арабской весной», требуют активных мер по привлечению студентов из региона. Как подчеркивают эксперты, важно наладить стартовые контакты с новой элитой арабских стран, задействовав образовательный потенциал России1.
Арабский регион, нуждающийся в большом количестве квалифицированных специалистов для развития своей экономики, представляется перспективным с точки зрения экспорта образовательных услуг, так как системы образования стран арабского мира и неспокойная политическая обстановка неспособны в настоящее время обеспечить потребности в необходимых специалистах. Однако вклад России при имеющемся потенциале остается весьма незначительным.
Список литературы
1. Айдрус И. А. Конкурентоспособность стран на мировом рынке высшего образования / / Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. - 2012. - № 3-4. - С. 128-132.
2. Айдрус И. А. Исламские финансы Бахрейна / /Арабские исследования : ежегодник. - М. : РУДН, 2012.
3. Горшкова Л. Ю. Экспорт образовательных услуг высшей школы: мировой опыт и Россия : автореф. дисс. ...канд. экон. наук. - М., 2012.
4. Косач Г. Г. Саудовская Аравия: образование, социальная трансформация, власть // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». - 2010. - № 1 (44). - С. 77-85.
5. Лукичев Г. А. Развитие высшего образования в арабских странах (аналитический обзор) / / Alma mater (Вестник высшей школы). -2008. - № 4. - С. 49-53.
6. Успенская Н. А. Высшее образование в арабских странах: прошлое и настоящее / / Вестник МГИМО-Университета. - 2014. - № 2 (35). - С. 307-312.
1 URL: http://russiancouncil.ru/common/upload/wp_arabspring_513.pdf
7. Stukalova I., Shishkin A., Stukalova A. Internationalization of Higher Education: a Case of Russian Universities / / Economics and Sociology. -2015. - Vol. 8. - N 1. - P. 127-138.
References
1. Aydrus I. A. Konkurentosposobnost' stran na mirovom rynke vysshego obrazovaniya [The Country's Competitiveness in the Global Market of Higher Education] Nauchnoe obozrenie. Seriya 1 Ekonomika i pravo [Scientific Review. Series 1. Economics and Law], 2012, No. 3-4, pp. 128-132. (In Russ.).
2. Aydrus I. A. Islamskie finansy Bakhreyna [Islamic Finance of Bahrain] Arabskie issledovaniya, ezhegodnik [Yearbook 'Arabic Studies'], Moscow, RUDN, 2012. (In Russ.).
3. Gorshkova L. Yu. Eksport obrazovatel'nykh uslug vysshey shkoly: mirovoy opyt i Rossiya Avtoref. diss. kand. ekon. Nauk [Export of Higher Education Services: World Experience and Russia. PhD econ. sci. diss.], Moscow, 2012. (In Russ.).
4. Kosach G. G. Saudovskaya Araviya: obrazovanie, sotsial'naya transformatsiya, vlast' [Saudi Arabia: Education, Social Transformation, Authority], Vestnik RGGU. Seriya «Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie» [RGGU Bulletin. Series Political Science. History. International Relations. Area Studies. Oriental Studies], 2010, No. 1 (44), pp. 77-85. (In Russ.).
5. Lukichev G. A. Razvitie vysshego obrazovaniya v arabskikh stra-nakh (analiticheskiy obzor) [Development of the Higher Education in the Arab Countries (State-of-the-art Review)], Alma mater (Vestnik vysshey shkoly) [Alma Mater (Higher education Bulletin)], 2008, No. 4, pp. 49-53. (In Russ.).
6. Uspenskaya N. A. Vysshee obrazovanie v arabskikh stranakh: proshloe i nastoyashchee [Higher Education in Arab Countries: Past and Future] Vestnik MGIMO-Universiteta [The Journal of MGIMO-University],
2014, No. 2 (35), pp. 307-312. (In Russ.).
7. Stukalova I., Shishkin A., Stukalova A. Internationalization of Higher Education: a Case of Russian Universities, Economics and Sociology,
2015, Vol. 8, No. 1, pp. 127-138.