ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРОЛЕВСТВА БАХРЕЙН
И.А. Айдрус, Р.Р. Асмятуллин
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198
Экономические преобразования в Королевстве Бахрейн обусловили необходимость реформирования системы образования и развития человеческих ресурсов. В данной статье исследуются основные этапы становления системы высшего образования в стране, анализируются проблемы ее развития на современном этапе. Частный сектор и ориентация на международное сотрудничество являются ключевым элементом формирования конкурентоспособного образования в Королевстве. В связи с этим особое внимание в статье уделено положению Бахрейна на мировом образовательном рынке, стратегии бахрейнских университетов и инициативам страны на пути к превращению в региональный образовательный центр.
Ключевые слова: мировой рынок образовательных услуг, Бахрейн, ССАГПЗ, конкурентоспособность образования, иностранные студенты, международные стратегии университетов
С начала XX в., когда в странах Персидского залива была найдена нефть, начался новый этап в истории региона. Довольно быстро аравийские монархии превратились в богатейшие страны, что позволило им свободно реализовывать любые инициативы по национальному развитию. Первая нефть в странах ССАГПЗ (1) была обнаружена в 1932 г. в Бахрейне, здесь же начались первые серьезные реформы в сфере образования в регионе.
До начала XX в. образование в странах ССАГПЗ было представлено религиозными школами, где велось обучение религии и чтению Корана. Бахрейн стал первой страной региона, которая начала делать шаги в сторону современной системы образования. В 1921 году была открыта первая государственная школа для мальчиков аль-Хидайа в г. Мухаррак, два года спустя открылась вторая такая школа в Манаме, а в 1928 г. открылась государственная школа для девочек [11. С. 57]. Таким образом, Бахрейн стал первой страной ССАГПЗ, которая создала условия для получения образования женщинам.
Бурный экономический рост стран Залива совпал с периодом, когда на Западе в середине XX в. начала формироваться теория человеческого капитала. Теодор Шульц, Гэри Беккер и их последователи обосновали целесообразность инвести-
рования в население, в частности в образование, что подтолкнуло многие страны обратить особое внимание на образование. В конце 1960-х гг. в Бахрейне появляются первые колледжи, в 1986 г. открыл двери первый университет в Королевстве — Бахрейнский университет. Сейчас, согласно докладу ООН о человеческом развитии, Бахрейн находится на 45-м месте в мире и относится к группе стран с очень высоким индексом человеческого развития [16].
Королевство Бахрейн является объектом научных интересов ряда российских исследователей. Особенности социально-экономического развития Бахрейна исследовали В.А. Исаев и А.О. Филоник [6], экономическим преобразованиям в странах ССАГПЗ посвящены труды Л.В. Шкваря [10].
Проблемы становления высшего образования в Бахрейне исследовала Л.Ю. Горшкова [5], она анализирует влияние развития современной системы образования на политическую и экономическую сферы королевства и выделяет новую модель развития образования в странах ССАГПЗ на основе привлечения иностранных вузов. По ее мнению, образование стало импульсом к экономическому развитию Бахрейна, так как «благодаря активному развитию образования Бахрейн смог активизировать контакты с внешним миром».
Абдул Гани Али Салех [1] провел всесторонний анализ развития высшего образования в исторический период с 1919 по 2002 гг. с учетом социально-экономических и политических изменений, происходивших в бахрейнском обществе.
Снижение запасов нефти в Бахрейне обусловило необходимость поиска новых источников экономического роста. Развитие человеческих ресурсов в диверсификации экономики Королевства играет одну из ключевых ролей. В этой связи цель данного исследования — изучить опыт Бахрейна и бахрейнских университетов в реформировании высшего образования в условиях изменяющейся экономической конъюнктуры.
Развитие системы высшего образования в Бахрейне
Современная система образования в Бахрейне включает в себя обязательное образование для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Среднее образование для детей 15—17 лет, которое длится три года, не является обязательным. После завершения данного этапа возможно продолжить обучение в высшем учебном заведении.
Можно определить четыре основных этапа в развитии системы высшего образования в Бахрейне.
Первый этап — начало XX в. — 1980-е гг. Университетское образование в Бахрейне берет начало в 1910—1920-х гг., когда первые группы студентов отправились на учебу в Египет. До создания Бахрейнского университета граждане Королевства вынуждены были получать высшее образование за рубежом, в основном в других арабских странах — Египте, Ираке, Палестине.
Кризис 1970—1980-х гг. на мировом рынке нефти показал слабые места экономики нефтяных монархий и поставил под угрозу устойчивое долгосрочное развитие стран. Одной из угроз в Бахрейне являлось отсутствие такой стратегически важной сферы, как система государственного высшего образования.
Второй этап — 1980-е — начало 2000-х гг., когда и начала создаваться система государственного высшего образования. На данный момент в Бахрейне функци-
онирует три государственных университета: Бахрейнский университет (открыт в 1986 г.), Арабский университет Персидского залива (созданный в 1980 г.), Политехнический университет Бахрейна (основан в 2008 г.).
Третий этап приходится на первое десятилетие XXI в. Основной целью данного этапа являлось обеспечение максимального доступа к высшему образованию. Процесс диверсификации экономики создал потребности в новых специалистах, в связи с чем появилась необходимость расширения предложения образовательных программ. В этот период активное развитие в Бахрейне получил частный сектор. Первый частный университет Ahlia University был основан в 2001 г. С тех пор было открыто 14 частных вузов, на 2016 г. в Королевстве функционирует 11 частных университетов, в том числе 3 иностранных (табл. 1).
С целью развития образования правительство позволило создавать высшие учебные заведения иностранным государствам. Некоторые аравийские страны (Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Бахрейн) развивают высшее образование по такой новой модели, стимулируя открытие на своей территории кампусов и представительств зарубежных университетов [2. С. 131].
Таблица 1
Частные университеты Бахрейна
ВУЗ Тип вуза Год основания
Международный центр Технологического института Бирла (Birla Institute of Technology International Centre) Частный Офшорный центр Birla Institute of Technology, Индия 2000 г. (закрыт в 2012 г.)
Университет Ахлия (Ahlia University) Частный 2001
Университет Персидского залива (Gulf University) Частный 2001
Королевский университет (The Kingdom University) Частный 2001
Международный университет AMA (AMA International University) Частный Кампус AMA Computer University, Филиппины 2002
Арабский открытый университет (Arab Open University) Частный Бахрейнский филиал Arab Open University 2002
Университетский колледж Бахрейна (University College of Bahrain) Частный 2002
Нью-Йоркский технологический институт (New York Institute of Technology) Частный Кампус New York Institute of Technology, США 2003 г. (закрыт в 2014 г.)
Университет науки и технологий Делмон (Delmon University for Science and Technology) Частный 2003 г. (закрыт в 2013 г.)
Университет прикладных наук (Applied Science University) Частный 2004
Королевский колледж хирургов в Ирландии — Медицинский университет Бахрейна (RCSI Medical University of Bahrain) Частный Подразделение Royal College of Surgeons in Ireland, Ирландия 2004
Королевский университет для женщин (Royal University for Women) Частный 2005
Университетский колледж Талаль Абу Газалех (Talal Abu Ghazaleh University College) Частный 2012
Бахрейнский институт банкинга и финансов (Bahrain Institute of Banking and Finance) Частный 2014
Источник: составлено авторами.
Проведенные реформы положительно сказались на доступности образования. Валовый показатель охвата (gross enrolment ratio), отражающий долю учащихся на данном уровне образования от численности населения данной возрастной группы, для начального и среднего образования в 2000-х гг. достиг стопроцентного уровня, т.е. начальным и средним образованием охвачено все население Королевства. Валовый показатель охвата в высшем образовании существенно увеличился в течение последних двух десятилетий — с 17% в 1991 г. до 37% в 2014 г. [4].
Целью современного четвертого этапа является обеспечение качества, прежде всего в частных вузах, которые изначально делали ставку на количество предлагаемых программ и привлечение большего числа студентов. Для поддержания качества на должном уровне Совет по высшему образованию Бахрейна приостановил принятие студентов для трех частных университетов: Университета Бирла, который закрылся в 2012 г., Университета науки и технологий Делмон, лицензия которого отозвана в 2013 г., и Нью-Йоркского технологического института, который прекратил принятие новых студентов и закрылся в 2014 г.
Университеты были закрыты после аудита со стороны Национального органа аттестации и контроля качества в образовании (National Authority of Qualifications and Quality Assurance for Education and Training, QQA), который был создан в 2009 г. с целью обеспечения долгосрочного развития образовательного сектора Бахрейна [14]. В сферу компетенций организации входит разработка образовательных стандартов и рекомендаций, оценка эффективности образовательных учреждений. Регулярно проводится аудит образовательных заведений, к которым привлекаются и международные эксперты, для выявления ключевых проблем и возможностей для дальнейшего развития.
Отметим, что QAA создан в рамках масштабной кампании по реформированию образования. В 2008 году была запущена национальная стратегия экономического развития до 2030 г. — Economic Vision 2030. Образовательная стратегия [7] имеет целью позиционировать Бахрейн как региональный центр качественного высшего образования.
Согласно стратегии Бахрейн будет фокусироваться на развитии наиболее важных образовательных ресурсов, преподавателей, при помощи улучшения системы найма и подготовки преподавателей, повышения эффективности образовательного менеджмента, улучшение имиджа и повышение привлекательности профессии преподавателя. Стратегия предполагает обеспечение населения качественным и конкурентным образованием, которое будет стимулировать развитие новых отраслей экономики Бахрейна. Также стратегия уделяет внимание научным исследованиям и созданию платформ на базе университетов с целью перехода королевства на новый этап развития экономики — экономики знаний.
Аудит образовательных программ в сфере медицины, здравоохранения, IT и бизнеса, проведенный в 2015 г., выявил, что 40 из 57 программ (70%) отвечают необходимым требованиям качества; 11 программ (19%) аудит не прошли. Первая оценка программ высшего образования проводилась в 2009 г. и охватывала 16 программ, 31% из которых продемонстрировали рост качества.
Для повышения качества образования университеты Бахрейна предприняли множество мер. Вузы модернизировали политику управления для администрирования программ, ряд учреждений улучшили инфраструктуру.
Была внедрена концепция обучения, основанного на результатах (outcome-based learning). При разработке образовательной программы результаты обучения заранее определены: в центре внимания ставится вопрос: «Что ожидается от обучения, когда студент закончит вуз?», чтобы обеспечить студентов навыками и умениями до того, как они выйдут на рынок труда [19. С. 88].
В целом, остается ряд препятствий для обеспечения высокого качества образования: необходимость адаптации общих правил приема под потребности образовательной программы, обеспечение подходящей инфраструктурой и штатом, отсутствие всеобъемлющих принципов и механизмов обеспечения качества [12. С. 33].
Реформы высшего образования в Бахрейне уже дали положительные результаты. По данным отчета о глобальной конкурентоспособности, в течение последнего десятилетия Бахрейну удалось существенно улучшить ситуацию в высшем образовании по многим показателям (табл. 2).
Таблица 2
Конкурентоспособность образования в Бахрейне
Показатель Место в мире
2006/07 2015/16
Конкурентоспособность высшего образования 62 44
Качество системы образования 84 26
Качество математического и научного образования 85 42
Качество школ менеджмента 89 43
Доступность исследовательских и образовательных услуг 98 31
Уровень подготовки кадров 69 22
Доступность интернета в образовательных учреждениях 43 34
Источник: составлено по [18].
По качеству системы образования Бахрейн находится на 3-м месте среди стран ССАГПЗ после Катара и ОАЭ (Катар на 2-м месте в мире, ОАЭ — на 12) и на 4-м среди всех стран арабского мира.
Современное состояние высшего образования в Бахрейне
В 2014—2015 годы в бахрейнских университетах насчитывалось более 38 тыс. студентов, из которых 65% обучались в государственных вузах. Большинство студентов (78%) получают образование по программам бакалавриата, 4,5% — магистратуры, 16% — по краткосрочным курсам. По программам послевузовского образования обучается лишь 0,6%, это связано с тем, что программы Ph.D. пока развиты не столь широко и доступны только в трех вузах Королевства: Бахрейнском университете, Университете Ахлия и Арабском университете Персидского залива. Для сравнения: в некоторых соседних странах, например, в Саудовской
Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах ни один вуз не предлагает возможности приобретения степени Ph.D.
Распределение студентов по направлениям образования в университетах Бахрейна совпадает с глобальными тенденциями: основными наиболее популярными программами является бизнес-образование и инженерные специальности (рис.).
Образование и педагогика 6%
Медицина и здравоохранение 8%
Наука 2%
Юриспруденция 9%
Информационные технологии 10%
Бизнес 38%
Гуманитарные науки 13%
Инженерные специальности 14%
Рис. Распределение студентов по направлениям обучения в Бахрейне Источник: составлено по [9].
За последние годы наблюдается большой интерес и рост количества студентов по таким направлениям, как гуманитарные науки, юриспруденция, информационные технологии. Однако, согласно данным Совета по высшему образованию Бахрейна, в Королевстве отмечается дисбаланс предлагаемых курсов, предпочтений студентов и спроса на рынке труда [9]. Особое внимание следует уделить таким направлениям подготовки, как здравоохранение, инженерия и юриспруденция, для которых ожидается в будущем высокий спрос на специалистов. Это подразумевает и создание новых курсов, т.е. расширение предложения образовательных программ по данным направлениям. В последние годы активизируются мероприятия по работе со школами: члены Совета по высшему образованию Бахрейна посещают как государственные, так и частные школы с целью информирования школьников, их родителей и преподавателей о текущей ситуации в высшем образовании.
Бахрейнский университет имеет статус единственного национального вуза и является крупнейшим университетом страны. Университет включает 10 колледжей (факультетов): Колледж гуманитарных наук (College of Arts), Колледж бизнес администрирования (College of Business Administration), Инженерный колледж (College of Engineering), Колледж информационных технологий (College of Information Technology), Юридический колледж (College of Law), Колледж есте-
ственных наук (College of Science), Колледж прикладных наук (College of Applied Studies), Бахрейнский педагогический колледж (Bahrain Teachers College), Колледж физической культуры и физиотерапии (College of Physical Education and Physiotherapy), Медицинский колледж (College of Health Sciences).
В вузе обучается более 20 тыс. студентов, т.е. половина всех студентов Королевства. По оценкам, со дня основания вуз выпустил более 60 тыс. специалистов. В 2002 году король Бахрейна издал указ, по которому любой бахрейнский студент, который набрал более 70% в аттестате о среднем образовании, получает право учиться в Бахрейнском университете. Это минимальные требования, необходимые для поступления в вуз.
Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает 835 человек, из которых 58% — мужчины, 42% — женщины; доля иностранных преподавателей — 34%. Ежегодно университет направляет 15 преподавателей за рубеж для получения ученой степени.
Стратегический план развития Бахрейнского университета в 2015—2018 гг. отражает общее направление реформирования образования в стране и включает целый ряд инициатив [22]:
1) повышение качества преподавания и обучения: внедрение базовых годичных курсов, работа со студентами, профессиональное развитие преподавательского состава, развитие послевузовского образования, разработка системы оценки развития и поддержки преподавателей;
2) развитие науки и инноваций с целью продвижения экономики знаний: улучшение инфраструктуры научных исследований, оказание технической и административной поддержки; активное взаимодействие с местными, региональными и международными партнерами с целью улучшения исследований и поддержки бизнес-инноваций; расширение финансирования и продвижение консультационных услуг;
3) повышение качества академических программ: адаптация образовательных программ в соответствии с современными специфическими требованиями отраслей и требованиями рынка; внедрение оценки, соответствующей концепции обучения, основанного на результатах; расширение аудита и контроля академических программ; осуществление мероприятий по получению международных аккредитаций и признаний программ;
4) благоприятствование успехам студентов, развитие системы кураторства и наставничества студентов; улучшение системы регистрации и планирования; разработка системы постоянного мониторинга и анализа успеваемости; интегрирование знаний с развитием ценностей, профессиональной этики, качествами лидера и гражданина, чтобы помочь студентам сделать весомый вклад в общество;
5) усиление охвата и вовлеченности: расширение просветительских мероприятий среди сотрудников и студентов; развитие отношений с выпускниками и вовлечение их в жизнь университета; обеспечение доступа к знаниям и компетенциям университета;
6) улучшение инфраструктуры: внедрение новейших информационных технологий в учебный, научный и административный процесс; создание доступных,
функциональных объектов для поддержки качественного обучения и работы; развитие концепции зеленых кампусов; внедрение полномасштабного плана по управлению рисками; расширение ресурсов и услуг университетских библиотек; разработка стратегий по управлению затратами, сбалансирование существующих ресурсов и выявление новых возможностей для генерации доходов;
7) модернизация управленческих процессов: улучшение корпоративного управления и прозрачности деятельности; пересмотр политики, распорядка, правил и процессов университета; улучшение процессов развития административного персонала для усиления лидерских качеств и профессиональных навыков.
Бахрейн как образовательный центр
Развитие сектора высшего образования в Бахрейне тесно связано с международной деятельностью вузов, в связи с этим особое место занимает вопрос студенческой мобильности. Исследования подчеркивают, что стимулирование образовательной миграции пополняет численность трудоспособного населения, позволяет привлечь квалифицированных специалистов и стимулирует развитие образовательной системы [8].
Количество студентов, направляемых за рубеж, растет, и на 2014 г. составило 4,6 тыс. человек (около 12% бахрейнских студентов).
Участие Бахрейна в международной мобильности студентов показано в табл. 3.
Таблица 3
Участие Бахрейна в международной мобильности студентов, 2014 г.
Студенты, обучающиеся за границей Основные принимающие страны Иностранные студенты в стране Основные направляющие страны
4 647 Великобритания (27%) Иордания (14%) ОАЭ (13%) КСА (12%) США (10%) 5 036 КСА (30%) Кувейт (19%) Пакистан (9%) Иордания (8%) Египет (5%)
Источник: составлено по [20].
Основными странами, куда едут бахрейнцы для получения образования, являются соседние арабские страны (Иордания, ОАЭ, Саудовская Аравия) и лидеры мирового образовательного рынка (Великобритания и США). Эти пять стран принимают три четверти студентов из Бахрейна. Стоит отметить диверсификацию географии мобильности в течение последнего десятилетия, что сказалось на снижении доли Великобритании и США: в 2000 г. в Великобритании обучалось 35% студентов из Бахрейна, в США — 37%. Хотя доля Великобритании и снизилась, но в абсолютном выражении число студентов практически утроилось. Существенно увеличился поток студентов в Иорданию (с 7 человек в 2000 г. до почти 700 студентов в 2014 г.), Малайзию (до 311 человек в 2014 г.), Саудовскую Аравию (с 110 до 541 студента), также в Индию, Австралию, Катар и ОАЭ.
Число иностранных студентов в Бахрейне растет и на 2014 г. составило 5 036 человек, из которых 46% обучается в Бахрейнском университете. Среди стран,
направляющих на обучение студентов в Бахрейн, преимущественно арабские страны: на соседние Саудовскую Аравию и Кувейт приходится половина всех иностранных студентов в стране. Среди неарабских стран — Пакистан, Индия, Канада, США, Филиппины.
Последние годы из-за беспокойств по поводу качества образования в частных вузах было отмечено снижение потока студентов, в частности из Саудовской Аравии и Кувейта. В ближайшей перспективе — восстановить позиции на образовательном рынке залива.
Стать региональным центром качественного высшего образования является одной из шести приоритетных целей Бахрейна. Чтобы выделиться среди конкурентов, Бахрейн позиционируется как дружелюбная страна, ориентированная на качественное образование. Действительным преимуществом Бахрейна для привлечения иностранных студентов является современный уровень и стиль жизни, характеризующийся легкостью интеграции в космополитическое общество [3]. Такой либеральный стиль жизни более привлекателен для иностранных студентов, если сравнить с другими странами Персидского залива.
Привлекательным для иностранных студентов является возможность получения высшего образования как на арабском, так и на английском языке.
Средняя стоимость обучения для иностранных студентов в Бахрейне ниже, чем во многих других странах, около 2,5 тыс. бахр. динаров (« 6,6 долл. США) за семестр [21].
В рейтинге 2015 г. по стоимости проживания Бахрейн находится на 56-м месте [15]. Самой дорогой страной для проживания в ССАГПЗ является Кувейт (9-е место), далее следуют Катар (27-е) и ОАЭ (36-е). Наиболее дешевыми для проживания являются Оман (63-е) и Саудовская Аравия (76-е).
Возвращению доверия к качеству образования в стране будет способствовать международная аккредитация, прежде всего в американских, английских, канадских организациях. Например, многие программы бакалавриата по инженерным направлениям в Бахрейнском университете аккредитованы Советом по аккредитации в области техники и технологий (Accreditation Board for Engineering and Technology, АВЕТ), одной из наиболее авторитетных организаций в США. Бакалавриат по юриспруденции аккредитован Американской ассоциацией юристов (The American Bar Association, ABA).
На национальном уровне с 2013 г. Совет по высшему образованию Бахрейна сотрудничает с Британским советом по аккредитации (British Accreditation Council, BAC), с которым совместно разрабатывалась новая система аккредитации в Бахрейне [13].
Бахрейнские вузы развивают программы совместных дипломов с зарубежными вузами, прежде всего в сфере бизнес образования и информационных технологий. Так, Арабский университет Персидского залива реализует программу MBA в менеджменте совместно с французским вузом Ecole Supérieure des Sciences Economiques et Commerciales. Университет Ахлия является единственным частным вузом Бахрейна, который предлагает возможность получения Ph.D. — программа реализуется совместно с британским Университетом Брунеля.
Бахрейнский институт банкинга и финансов в партнерстве с лидирующими вузами Великобритании (Бангорским университетом и Лондонским университетом) предлагает валидированные программы бакалавриата по экономике, финансам, исламским финансам, бухгалтерскому учету. Совместно с американским Университетом Де Поля реализуются магистерские программы по финансам и программа MBA.
В 2007 году правительство Бахрейна объявило о планах создать в стране город высшего образования (Higher Education City) совместно с топовым американским вузом. Проект предполагал создание лабораторий, открытие филиалов зарубежных вузов, международного исследовательского центра и обеспечение города полноценной инфраструктурой и необходимым оснащением. Планировалось фокусироваться на трех направлениях образовательных программ: инженерные специальности, бизнес и научные дисциплины [17. С. 179]. Однако данный проект остался нереализованным.
Ряд западных университетов (французских, немецких, канадских) высказывались за открытие кампуса в Бахрейне, но по тем или иным причинам эти инициативы были отложены.
В среднесрочной перспективе Бахрейн видит развитие высшего образования благодаря таргетированному привлечению зарубежных партнеров, включая внедрение льгот для частных зарубежных вузов и специальных норм их регистрации.
* * *
На современном этапе в развитии системы высшего образования Бахрейн, как и некоторые другие аравийские страны, ориентируется на формирование частного сектора. Увеличение количества высших учебных заведений в Бахрейне, в особенности частных, с одной стороны, расширило предложение образовательных программ и решило проблему доступности высшего образования, с другой — породило новую проблему — проблему качества образования. Главной целью в ближайшей перспективе в стране стоит повышение качества образования, квалификации и навыков преподавательского состава и совершенствование системы менеджмента в вузах.
Бахрейн обладает рядом конкурентных преимуществ, превращение его в региональный образовательный центр является другим стратегическим приоритетом. Основными направлениями в данной сфере является повышение качества образования для привлечения иностранных студентов и стимулирование открытия зарубежных вузов на своей территории. В экспорте образовательных услуг Бахрейн ориентируется на опыт США и Великобритании.
ПРИМЕЧАНИЕ
(1) ССАГПЗ, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива — международная организация, созданная в 1981 г. с целью всестороннего сотрудничества и интеграции стран-членов, объединяет шесть государств: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию. Социально-экономическое процветание Бахрейна тесно связано с развитием страны в рамках ССАГПЗ.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Абдул Гани Али Салех. Становление и развитие системы образования на Бахрейне (1919— 2002 гг.): дисс. ... канд. ист. наук. М., 2005. 226 с.
[2] Айдрус И.А., Горшкова Л.Ю. Особенности развития мирового рынка образовательных услуг на современном этапе: монография. М.: РУДН, 2015. 320 с.
[3] Айдрус И.А., Кокуйцева Т.В. Королевство Бахрейн: маленькая страна, большие возможности. М.: Международная Пресса, 2012. 229 с.
[4] Всемирный Банк. URL: http://data.worldbank.org
[5] Горшкова Л.Ю. Развитие системы образования в Королевстве Бахрейн и ее влияние на общее экономическое развитие страны // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2012. № 1. С. 91—97.
[6] Исаев В.А., Филоник А.О. Королевство Бахрейн. Опыт развития в условиях изменения ресурсной ориентации. Институт востоковедения РАН, Институт Ближнего Востока М., 2006. 291 c.
[7] Национальная стратегия развития высшего образования в Бахрейне. URL: http://www. moedu.gov.bh/hec/UploadFiles/HEC%2010%20year%20Strategy%20Final-18-10-2014.pdf (дата обращения 15.06.2016).
[8] Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Влияние образовательной миграции на экономическое развитие Российской Федерации // Ректор вуза. 2015. № 5. С. 38—43.
[9] Совет по высшему образованию Бахрейна. URL: http://www.moedu.gov.bh/hec/Default. aspx
[10] Шкваря Л.В. Преобразования в арабских странах ССАГПЗ и некоторые результаты в XXI веке // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 7.
[11] Al-Misnad, Sheikha Abdulla. The development of modern education in Bahrain, Kuwait and Qatar with special reference to the education of women and their position in modern Gulf society. Durham theses, Durham University. 1984. 554 p.
[12] Annual Report 2015. National Authority for Qualifications & Quality Assurance of Education & Training. Kingdom of Bahrain.
[13] BAC completes training with Bahrain's Higher Education Council. URL: http://www.the-bac. org/bac-offers-training-to-bahrains-hec/ (дата обращения 02.07.2016).
[14] Bahrain's National Authority of Qualifications and Quality Assurance for Education and Training. URL: http://www.qqa.edu.bh
[15] Cost of Living Index for Country 2015. URL: http://www.numbeo.com/cost-of-living/rankings_ by_country.jsp?title=2015 (дата обращения 10.06.2016).
[16] Human Development Report. URL: http://hdr.undp.org/en/composite/trends
[17] Jane Knight. International Education Hubs: Student, Talent, Knowledge-Innovation Models. Springer, 2014. 250 p.
[18] The Global Competitiveness Report. URL: http://reports.weforum.org/
[19] Oriah Akir, Tang Howe Eng, Senian Malie. Teaching and learning enhancement through outcome-based education structure and technology e-learning support // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. No 62. Pp. 87—92.
[20] UNESCO Institute for Statistics.
[21] Universities in Bahrain and study in Bahrain — International Student Country Guide. URL: http://www.studyoverseas.com/studying-abroad/study-in-middle-east/study-in-bahrain/ (дата обращения 30.06.2016).
[22] University of Bahrain Strategic plan 2015-2018. URL: http://www.uob.edu.bh/uob_files/312/
Strategic_Plan_UoB_2015-2018-English-2.pdf (дата обращения 04.07.2016).
PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM IN THE KINGDOM OF BAHRAIN
I.A. Aidrous, R.R. Asmyatullin
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
Economic transformations in the Kingdom of Bahrain led to the need to reform the education system and develop human resources. This paper examines the main stages of formation of the higher education system in the country and analyzes the problems of its development in the modern period. The development of the private sector and orientation on international cooperation is a key to the formation of a competitive education system in the Kingdom. Hence, a special attention is paid to the Bahrain's position in the global education market, strategies of Bahraini universities and government initiatives in order to become a regional educational hub.
Key words: global education market, Bahrain, GCC, competitiveness of education, foreign students, international strategies of universities
REFERENCES
[1] Abdul Gani Ali Salekh. Stanovlenie i razvitie sistemy obrazovaniya na Bakhreine (1919—2002 gg.): diss. ... kand. ist. nauk [Formation and development of the education system in Bahrain (1919— 2002). Dissertation PhD in economics]. Moscow. 2005. 226 p.
[2] Aidrous I.A., Gorshkova L.Yu. Osobennosti razvitiya mirovogo rynka obrazovatel'nykh uslug na sovremennom etape: monografiya [Peculiarities of development of the global education services market in the modern era: monograph]. Moscow: RUDN University. 2015. 320 p.
[3] Aidrous I.A., Kokuitseva T.V Korolevstvo Bakhrein: malen'kaya strana, bol'shie vozmozhnosti. [kingdom of Bahrain: little country, big opportunities]. Moscow: Mezhdunarodnaya Pressa, 2012. 229 p.
[4] The World Bank. URL: http://data.worldbank.org
[5] Gorshkova L.Yu. Razvitie sistemy obrazovaniya v Korolevstve Bakhrein i ee vliyanie na obshchee ekonomicheskoe razvitie strany [Development of educational system in the Kingdom of Bahrain and its impact on the overall economic development] // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Economics]. 2012. No 1. Pp. 91—97.
[6] Isaev V. A., Filonik A. O. Korolevstvo Bakhrein. Opyt razvitiya v usloviyakh izmeneniya resursnoi orientatsii [Kingdom of Bahrain. Experience of development under the altering resource orientation]. Institut vostokovedeniya RAN, Institut Blizhnego Vostoka [Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences]. Moscow. 2006. 291 p.
[7] National Higher Education Strategy of Bahrain. Available at: http://www.moedu.gov.bh/hec/ UploadFiles/HEC%2010%20year%20Strategy%20Final-18-10-2014.pdf (Accessed 15 June 2016).
[8] Ryazantsev S.V., Pis'mennaya E.E. Vliyanie obrazovatel'noi migratsii na ekonomicheskoe razvitie Rossiiskoi Federatsii [Impact of education migration on the economic development of Russian Federation] // Rektor vuza. 2015. No 5. Pp. 38—43.
[9] Higher education council of Bahrain. URL: http://www.moedu.gov.bh/hec/Default.aspx
[10] Shkvarya L.V Preobrazovaniya v arabskikh stranakh SSAGPZ i nekotorye rezul'taty v XXI veke [Changes in Arab states of GCC and the results in XXI century] // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal [Management of economic systems: scientific electronic journal]. 2015. No 7.
BecTHHK PynH, cepua Экономика, 2016, № 3
[11] Al-Misnad, Sheikha Abdulla. The development of modern education in Bahrain, Kuwait and Qatar with special reference to the education of women and their position in modern Gulf society. Durham theses, Durham University. 1984. 554 p.
[12] Annual Report 2015. National Authority for Qualifications & Quality Assurance of Education & Training. Kingdom of Bahrain.
[13] BAC completes training with Bahrain's Higher Education Council. Available at: http://www the-bac.org/bac-offers-training-to-bahrains-hec/ (Accessed 02 July 2016).
[14] Bahrain's National Authority of Qualifications and Quality Assurance for Education and Training. URL: http://www.qqa.edu.bh
[15] Cost of Living Index for Country 2015. Available at: http://www.numbeo.com/cost-of-living/ rankings_by_country.jsp?title=2015 (Accessed 10 June 2016).
[16] Human Development Report. URL: http://hdr.undp.org/en/composite/trends
[17] Jane Knight. International Education Hubs: Student, Talent, Knowledge-Innovation Models. Springer, 2014. 250 p.
[18] The Global Competitiveness Report. URL: http://reports.weforum.org/
[19] Oriah Akir, Tang Howe Eng, Senian Malie. Teaching and learning enhancement through outcome-based education structure and technology e-learning support // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. No 62. Pp. 87—92.
[20] UNESCO Institute for Statistics
[21] Universities in Bahrain and study in Bahrain — International Student Country Guide. Available at: http://www.studyoverseas.com/studying-abroad/study-in-middle-east/study-in-bahrain/ (Accessed 30 June 2016).
[22] University of Bahrain Strategic plan 2015-2018. Available at: http://www.uob.edu.bh/uob__
files/312/Strategic_Plan_UoB_2015-2018-English-2.pdf (Accessed 04 July 2016).