В. Н. Разумовский, Д. В. Севастьянов
РЕГИОНОВЕДЕНИЕ И СТРАНОВЕДЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ
Изучения различных регионов и стран мира проводятся практически со времени образования общества. По мере расширения ойкумены и углубления представлений о ней исследования регионов постепенно выделились в область знаний, которая получила у разных народов различные названия, но в основном близкие по смыслу и содержанию к понятию «страноведение». Страноведческие работы известны с античных времен. Крупными географами-страноведами для своего времени были Анаксимандр, Гекатей Милетский, Геродот, Эратосфен, Страбон, Птолемей и другие античные ученые. Страноведение как интегральное, преимущественно описательное направление географии проходит через всю ее историю. Вполне естественно, что основными объектами страноведения были конкретные государства. Но исследовались не только страны, но и регионы — крупные составные части государств и различные межгосударственные образования. Развиваясь совместно, страноведческие и регионоведческие исследования пересекались и взаимно дополняли друг друга. Страноведение в структуре географической науки сформировалось как комплексное научное направление, основными предметами изучения которого являются природа, население и экономика конкретных стран мира и их группировок. Регионоведение занимается синтезом страноведческой информации, отнесенной к различным территориальным образованиям, обычно объединяющим по тем или иным критериям (политическим, экономическим и др.) группы стран мира [1].
В последние годы в связи с процессами глобализации и регионализации регионо-ведческие и страноведческие исследования становятся все более актуальными, а их результаты — все более востребованными. Существенно возросли потребности общества в комплексной информации о странах и регионах в результате бурного развития сферы рекреации и туризма. Появились исследования в области комплексного, рекреационного и туристского страноведения и регионоведения [2-5].
Традиционные направления страноведения и регионоведения связаны с тематическими или комплексными описаниями стран или регионов, названия которых сложились исторически и были обусловлены принадлежностью их не столько к географическим, сколько к принятым этно-лингвистическим или конфессиональным регионам мира (рис. 1).
Расширение традиционного объекта страноведческих исследований, с одной стороны, и его дифференциация, с другой стороны, привели к появлению понятия «регионоведение», которое вобрало в себя и поглотило страноведение как свою составную часть или одно из важнейших направлений.
В последние два десятилетия в России и за рубежом, на фоне процессов глобализации, протекающих в мировом хозяйстве, в социально-экономической и политической жизни общества, в связи с бурным развитием международного туризма обострился интерес к регионоведению и страноведению как комплексным географическим дисциплинам, сочетающим в себе разнообразные знания об отдельных территориях планеты, о горных и равнинных странах, о природно-территориальной специфике государств, о разнообразии населяющих их народов, об особенностях современного природопользо-
© В. Н. Разумовский, Д. В. Севастьянов, 2009
Рис. 1. Разделы этно-лингвистического страноведения и регионоведения.
вания, хозяйства и культуры. Регионалистика и региональный подход к изучению многообразия окружающего мира становятся все более востребованными в современных условиях глобализации. При этом регионоведение и страноведение как области науки и учебные дисциплины приобретают все большее значение не только в географическом, экономическом и туристском образовании, но и в подготовке историков, политологов и даже филологов.
Однако, нельзя не отметить, что соотношение понятий «регионоведение» и «страноведение» остается до настоящего времени слабо разработанным. Первичные термины «регион» и «страна» в ряде случаев могут пересекаться или быть идентичными по пониманию их как «части земного пространства» или ограниченных «территорий мира». Они приобретают существенные различия в результате целенаправленного изучения тех или иных географических особенностей территориальных образований. С таксономической точки зрения «страна» (как государство) меньше, чем «регион» (как группа стран, объединенных одним, более крупным территориальным выделом на основе определенных признаков). Например, широко распространенные географические обозначения регионов: Западная Европа, Юго-Восточная Азия, Азиатско-Тихоокеанский регион, Карибский бассейн, Баренц-регион и др. Наряду с этим традиционно ведутся регионоведческие исследования и внутри крупных стран, таких как Россия, Китай, Бразилия, США и др. В этом случае регионы оказываются частями страны (СевероЗападный регион России, Тибетский регион Китая и др.). Представляется целесообразным разграничить эти понятия и определить их логическое соотношение.
Следует определить, что регион — понятие более широкое, но менее определенное, чем страна. Поэтому, регионоведение призвано решать задачи, связанные с обобщением страноведческой информации, использованием разнообразных данных о странах мира для выявления специфики и проблематики, существующих в более крупных территориальных образованиях планеты.
Ю.Н. Гладкий и А. И. Чистобаев в работе «Регионоведение» [6] справедливо отмечают, что уяснение понятий «регионоведение» и «страноведение» важно с методологической (для развития теоретических построений) и методической (в целях поиска соответствующих приемов и организационных форм для проведения исследований) точек зрения. Эти понятия пересекаются и заменяют друг друга, они все более широко используются в современной литературе и проникают в планы обучения в различных учебных заведениях. Названные авторы рассматривают регионоведение как «область
научного и образовательного знания, имеющего целью изучение ... целостных территориальных образований, как междисциплинарное направление географической науки, близкое, но не тождественное страноведению». Они считают, что регионоведение, должно быть направлено «на углубленное изучение регионов различного типа и выявление роли разнообразных факторов в региональной дифференциации геопространства, определяющих специфику историко-культурных и социально-экономических регионов мира». Страноведению они отводят несколько расплывчатую роль, видят его как специфическую часть региональной географии, которая призвана создавать «страноведческие «образы» отдельных стран с учетом множества позиций».
Отметим, что термин «страноведение» существует лишь в русском и немецком языках (нем. — Landeskunde). В других языках синонимом страноведения является— «региональная география» (англ. — Regional geography), что не совсем корректно, так как не отражает специфики и комплексной сущности страноведения. Кроме того, среди российских географов до настоящего времени нет единого мнения по поводу места страноведения в системе географических наук.
В современном понимании страноведение — это особая географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран и их районов. Важнейшая роль этой научной дисциплины заключается в развитии идей комплексности и интеграции различных областей географических знаний для целей синтеза объективной информации о территориях и территориальных системах мира.
Интегративные функции страноведения, его синтезирующую сущность в географических исследованиях неоднократно подчеркивал Н. Н. Баранский [7], называя страноведение «куполом над географией». Он отмечал, что страноведение, синтезируя конкретные, весьма различные материалы о стране или регионе, выявляя их специфику, базируется на исследовании связей между явлениями, составляющими самую суть географии, ее субстрат, без которого она лишается смысла своего существования.
Близкого мнения придерживались С. Б. Лавров и Г. В. Сдасюк [8], которые считали, что «без широких страноведческих исследований трудно конструировать географию мирового хозяйства», а главную задачу страноведения они видели в «познании специфических закономерностей взаимодействия природы и общества в странах разных типов».
Таким образом, действительная сущность географии (как «землеописания») реализуется через комплексное страноведение и представляет собой одну из самых важных и перспективных линий развития целостности всей системы географических наук. Суть комплексного страноведения заключается в объединении, синтезе знаний о природных, экологических, этносоциальных и экономических процессов для характеристики той или иной страны или региона. Оно систематизирует и обобщает разнообразные данные о природе регионов и стран мира, о расовом и национальном составе населения, укладе жизни и традициях народов, экономике, особенностях культуры и социально-политической организации государств, располагающихся в пределах отдельных регионов.
В отечественной географии до настоящего времени практикуются разные подходы к пониманию сущности страноведения. Одни ученые склонны видеть в комплексном страноведении основу единства географии и олицетворение общности географических наук (В. А. Анучин, Н. Н. Баранский, Б. Б. Родоман, Ю. Г. Саушкин). Другие — их меньшинство — рассматривают его как описательную географическую науку применительно к отдельным странам, как чисто региональную географию, сужая его рамки и отождествляя с государствоведением или частью регионоведения, видят в нем прикладную дисциплину, наделяя страноведение лишь справочным содержанием. Тре-
тьи — считают страноведение не только комплексной, но и проблемной наукой, которая должна представлять не только синтез географических знаний о стране, но и творческий анализ ее территориальных и геополитических проблем (Э. Б. Алаев, Ю. Д. Дмитревский, С. Б. Лавров, Я. С. Машбиц, Н. С. Мироненко, В. А. Пуляркин, Г. В. Сдасюк и др.). При этом большинство географов сходятся в мнении, что именно комплексное страноведение способствует сохранению целостности и единства всей географии, и что страноведение, как наука, отражает степень интегративности географии в целом.
Наиболее последовательно идеи комплексного страноведения были разработаны известным географом-страноведом — Я. Г. Машбицем [9], который считал, что комплексное страноведческое изучение России и ее регионов, а также зарубежных стран — это важнейшая составляющая часть междисциплинарного исследования мирового развития и глобальных проблем человечества. Главную задачу комплексного страноведения он видел в создании целостных и по возможности более широких по своему содержанию характеристик различных территорий, стран и регионов.
А. Г. Исаченко [10], рассмотрев современное состояние страноведения, отметил важное значение организующей роли страноведения в последовательном синтезе основных географических дисциплин: физической, исторической и социально-экономической географии, особо выделяя необходимость исторического подхода к страноведческим исследованиям. У современного страноведения он нашел много нерешенных проблем, среди которых, по его мнению, наиболее сложная — создание действительного синтетического комплекса из разнообразных фактических материалов о странах мира. Комплексное страноведение призвано объединить на современном уровне широкий спектр физикогеографических и общественно-географических знаний о странах и регионах, о природе и ресурсах отдельных территорий, их народонаселении, культуре и истории развития, о социально-экономических, политических и экологических проблемах, выявить их причинно-следственные связи. По мнению этого автора, стержнем современного страноведения должно стать изучение исторически изменяющихся взаимоотношений человека с географической средой на конкретной территории. Кроме того, он высказал убеждение, что современное страноведение выполняет важные функции особой прикладной дисциплины. Именно страноведческие издания, освещающие в комплексе различные стороны природных условий, хозяйства и культуры разных стран и народов, являются самыми востребованными у туристов, отправляющихся в ту или иную страну и у широкого круга любознательных читателей, любителей географической литературы.
Действительно, современное страноведение (впрочем, как и регионоведение) обобщает данные большого числа разных наук (географии, истории, этнографии, экологии, экономики, социологии, лингвистики, рекреологии и др.) и является важной синтетической географической дисциплиной, занимающейся исследованиями конкретного регионального уровня организации геопространства (страны или государства) и созданием соответствующей специальной научно-справочной картографической и географической продукции. Результаты страноведческих исследований в настоящее время широко востребованы как географической наукой, так и практикой рекреации и туризма. Поэтому следует согласиться с мнением Я. Г. Машбица [9] в том, что страноведение не только органично вписывается в современный этап развития географии, но и остается одним из магистральных направлений ее прогресса.
На рубеже XX и XXI веков страноведение стало научной основой и важной частью научной и образовательной базы для развития рекреации и туризма, как крупной сферы мировой экономики. В его функции входит систематизация сведений о странах (и регионах), создание географических, страноведческих образов территорий с целью рас-
крытия их ресурсного, в том числе — рекреационно-туристского потенциала. Важными прикладными целями страноведения становятся выявление и обоснование природно-ресурсной, этнической, социально-экономической и туристской привлекательности стран и мира и определение путей развития туристской сферы в экономике разных стран.
Какую же часть занимает современное страноведение в структуре регионоведения? Чтобы определить соотношение между регионоведением и страноведением лучше всего обратиться к семантическим основам этих терминов, т. е. к соотношению «регион-страна».
В общественной системе каждая страна, т. е. государство, может рассматриваться как регион, но не каждый регион является государством. Таким образом, уже только одно это обстоятельство выделяет государство (страну) из всего многообразия регионов. Страноведение «направлено» на конкретное комплексное страноведческое изучение стран (государств) мира и выявление их особенностей. Особость государства усиливается наиболее широким диапазоном функций, сложной структурой и высокой степенью эмерджентности в сравнении с любым другим территориальным образованием. Все это предопределяет специфику страны (государства) как объекта изучения и выдвигает задачи изучения процессов в нем происходящих как предметов исследования. Именно эта специфика и выделяет страноведение в качестве особого отдельного направления регионоведения.
Страноведение, как комплексная наука синтезирует объективный образ страны на основе обобщения материалов о ее природе, населении и хозяйстве в пределах территориальных границ отдельных государств.
Регионоведение формирует комплексное представление о крупных регионах мира, обобщая сведения о группах стран, их социально-экономических и политических связях, о перспективах интеграции и дезинтеграции мирового хозяйства.
Эти направления единой фундаментальной географической науки и образовательных дисциплин взаимно дополняют друг друга и способствуют дальнейшему развитию прикладных исследований (например, в различных областях природопользования, рекреации и международного туризма).
Страноведение и регионоведение, как научные направления географии, нисколько не противоречат одно другому. Они едины в их географической принадлежности, а
различаются по степени определенности пространственного охвата исследуемой территории, а также и по целевым установкам на конкретное изучение отдельных государств (стран) мира и (или) их группировок по сходству и отличиям.
Summary
Razumovskij V.M., Sevastyanov D. V. Region study and regional geography in structure of a geographical science.
The question on position of regional geography and region study in the structure of geographical sciences is the subject of the discussion.
Regional geography as the complex science synthesizes an objective image of the country on the basis of generalization of materials about its nature, the population and a facilities within the limits of territorial borders of the separate states.
Region study forms complex representation about large regions of the world, generalizing data on groups of the countries, their social and economic and political communications, on prospects of integration and decomposition of the world economy.
These directions of a uniform fundamental geographical science and educational disciplines mutually supplement each other and promote the further development of applied researches (for example, in various areas of wildlife management, a recreation and the international tourism).
Keywords: geography, region study, regional geography, wildlife management, a recreation.
Литература
1. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. 1: Общая характеристика мира; М.: 2003. Кн. 2: Региональная характеристика мира. М., 2004.
2. Машбиц Я.Г. Основы страноведения. М., 1999.
3. Дмитревский Ю.Д. Роль проблемного страноведения в изучении и организации современного туризма / Проблемное страноведение и мировое развитие. М.; Смоленск, 1998.
4. Косолапов А. Б. Туристское страноведение. Европа и Азия. М., 2005.
5. Севастьянов Д. В. Основы страноведения и международного туризма. М., 2008.
6. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. Учебник. М., 2000.
7. Баранский Н.Н. Избранные труды: Научные принципы географии. М., 1981.
8. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Глобальные проблемы и современное страноведение // Вопросы географии. М., 1981. Сб. 116.
9. Машбиц Я.Г. Комплексное страноведение. М.; Смоленск, 1998.
10. Исаченко А.Г. Нерешенные вопросы страноведения // Известия РГО. 2002. Т. 134. Вып. 4.