все больше высококачественных учебных ресурсов и услуг для изучающих китайский язык по всему миру.
Список литературы
1. «План действий по международному китайскому онлайн-образованию (2021-2025 гг.) » , Китай, Центр китайского международного языкового обмена и сотрудничества, декабрь 2021 г. 9 с.
) » 2021^12 УДК 347.964.1
2. Ван Ичжэнь, Исследование применения модели "Интернет+обучение китайскому языку" в Таиланде, тематическое исследование на примере средней школы Бей Бьяо в Таиланде // магистерская диссертация «Сианьский нефтяной университет», КНР. 10 июня 2021 г. « "5
, 2021^6^10 0.
СТРАХОВОЙ ОМБУДСМЕН: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ
СТРАХОВОГО РЫНКА
Муханова А. Т., Тажигалиева М.Ж.
Халел Досмухамедов атындагы Атырау университетi,
Казацстан, Атырау ц.
Рысцулбекова Б. Р.
Казац улттыц аграрлыц зерттеу университетi,
Казацстан, Алматы ц.
INSURANCE OMBUDSMAN: DEVELOPMENT PROSPECTS FOR KAZAKHSTAN IN THE CONTEXT OF THE INSURANCE MARKET
А. Т. Mukhanova, M. Zh. Tajigalieva
Khalel Dosmukhamedov Atyrau University, Atyrau, Kazakhstan B. R. Ryskulbekova Kazakh National Agrarian Research University,
Almaty, Kazakhstan DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2024.1.100.890 АННОТАЦИЯ
В статье исследуются некоторые вопросы касающиеся статуса омбудсмена которые позволяют выявить общие специфические черты данного института в различных странах, значения омбудсмена и механизм его деятельности. Рассмотрение теоретических аспектов института омбудсмена, а также сравнительный анализ данного института с правозащитными органами зарубежных стран. Институт омбудсмена учрежден в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами местного самоуправления и должностными лицами. Редкий тип государственно - правовых институтов который не изменяя своей основной природе и содержанию способна к модификациям. В рамках исследования предполагается подробный анализ функций страхового омбудсмена, включая его роль в урегулировании споров, обеспечении соблюдения страховых обязательств, и предоставлении квалифицированной помощи страхователям в случае возникновения разногласий с страховщиками. Мы стремимся выявить особенности механизмов работы страхового омбудсмена в Казахстане, его взаимодействия с регулирующими органами и страховыми компаниями, а также оценить степень его вовлеченности в процессы стандартизации и совершенствования страховых практик.
ANNOTATION
The article examines some issues related to the status of the ombudsman, which make it possible to identify common specific features of this institution in different countries, the meaning of the ombudsman and the mechanism of its activities. Consideration of the theoretical aspects of the ombudsman institution, as well as a comparative analysis of this institution with human rights bodies of foreign countries. The institution of the Ombudsman was established in order to ensure guarantees of state protection of the rights and freedoms of citizens, their observance and respect by state bodies of local self-government and officials. A rare type of state-legal institutions that, without changing their basic nature and content, are capable of modifications. The study will provide a detailed analysis of the functions of the insurance ombudsman, including its role in resolving disputes, ensuring compliance with insurance obligations, and providing qualified assistance to policyholders in the event of disagreements with insurers. We strive to identify the features of the mechanisms of work of the insurance ombudsman in Kazakhstan, its interaction with regulatory authorities and insurance companies, as well as assess the degree of its involvement in the processes of standardization and improvement of insurance practices.
Ключевые слова: Институт омбудсменов, защита, права граждан, рекомендация, нарушение, решение, деятельность.
Key words: Ombudsman Institute, protection, citizens' rights, recommendation, violation, decision, activity.
Введение. Мировой и национальный опыт свидетельствуют о том, что успешное развитие общества и государства зависит от полной реализации прав и свобод каждого гражданина. К сожалению, нет страны, где не нарушаются права человека. Мировой опыт подчеркивает, что общество наилучшим образом развивается, когда раскрывается созидательный потенциал каждой личности. Свободная и ответственная личность становится ключевой силой и богатством современной цивилизации.
Человек, личность, является творцом сложных общественных отношений в политической, экономической, социальной, правовой, этнической, конфессиональной и культурной сферах. Участие личности в общественной жизни обеспечивается системой прав и свобод, выражающих основные стремления человека к достойной жизни и благополучию.
Такие неотъемлемые права и свободы человека, как право на жизнь, свободу, достоинство, личную неприкосновенность, равенство перед законом, равноправие независимо от пола, национальности, языка, имущественного положения, выбор места пребывания и жительства, свобода совести, вероисповедания, мысли и слова, ассоциаций, частной собственности, труда и отдыха, выбора профессии, образования, социальной помощи, участия в государственном управлении, культурной жизни и пользования учреждениями культуры, являются
неотчуждаемыми и непосредственно
действующими.
Благополучие общества и процветание государства зависят от степени их реализации. Конституции большинства стран гарантируют разнообразные институты для защиты прав и свобод граждан. Несмотря на существование политических, общественных и судебных механизмов, гражданин в наше время недостаточно защищен от административных злоупотреблений, а судебные процедуры являются дорогостоящими.
Именно здесь институт омбудсмена проявляет себя как эффективное средство защиты прав граждан. Омбудсмен действует в интересах граждан и может содействовать повышению эффективности и доверия к государственной администрации. Посредническая деятельность омбудсмена разрешает конфликты до обращения в суд и разгружает судебный аппарат. Простота и доступность института омбудсмена для всех граждан стали важной частью юридических систем многих стран, что способствует решению правовых конфликтов через посредничество и примирение.
Одной из основных задач внутренней политики Казахстана является всеобъемлющая защита прав и свобод граждан. Для достижения этой цели в стране функционируют различные государственные органы, включая институт
Уполномоченного по правам человека, основной целью которого является защита прав граждан. Однако в обществе существует недоверие к некоторым из этих органов, в то время как Институт Уполномоченного по правам человека сохраняет высокий уровень доверия со стороны общества. Тем не менее, его статус и полномочия требуют дополнительных усовершенствований.
В контексте усовершенствования работы Уполномоченного по правам человека в Казахстане, предстоит решить несколько ключевых правовых вопросов. В первую очередь, требуется укрепление правового статуса омбудсмена. В свете важности его задач необходимо закрепление соответствующего статуса в Конституции Республики Казахстан, а также установление полномочий в специальном конституционном законе, что повысит эффективность деятельности омбудсмена и обеспечит более полную защиту прав граждан.
Вторым вопросом является обязательность исполнения рекомендаций и обращений Уполномоченного государственными органами. Отсутствие ответственности должностных лиц за неисполнение рекомендаций и обращений Уполномоченного по правам человека является одной из причин неэффективности института омбудсмена. В статье аргументирована необходимость введения дисциплинарной и административной ответственности за такие нарушения.
Третьим важным аспектом является предоставление Уполномоченному по правам человека права обращения к субъектам, обладающим законодательной инициативой, с предложениями по усовершенствованию существующего законодательства. В своей правоприменительной практике омбудсмен выявляет проблемы действующего
законодательства, требующие корректировок. Поэтому предоставление данного права способствует совершенствованию
законодательства.
Четвертым аспектом является необходимость обеспечения обязательного взаимодействия Уполномоченного по правам человека со средствами массовой информации (СМИ). Такое взаимодействие считается эффективным средством реализации полномочий омбудсмена и является неотъемлемым компонентом успешной работы этого института.
Цель настоящего исследования заключается в глубоком анализе роли и функций Страхового Омбудсмена в контексте страхового рынка Казахстана. Исследование направлено на выявление эффективности данного института в разрешении страховых споров, защите прав страхователей и поддержании стабильности на страховом рынке.
Данное исследование предоставит всесторонний обзор роли Страхового Омбудсмена в страховой отрасли Казахстана, выявит вызовы и перспективы его деятельности, а также предложит рекомендации по улучшению его функционирования. Страховой Омбудсмен становится неотъемлемой частью страховой системы, играя важную роль в поддержании доверия страхователей к рынку и обеспечении справедливых страховых отношений.
Дополнительными аспектами исследования являются сравнительный анализ опыта работы страховых омбудсменов в различных странах и контексте различных видов страхования. Мы рассмотрим успешные практики, которые могут быть адаптированы и использованы в национальных условиях для улучшения работы страхового омбудсмена.
Целью данного исследования также является предложение конкретных рекомендаций для усовершенствования деятельности страхового омбудсмена, повышения эффективности механизмов разрешения страховых споров и обеспечения более высокого уровня доверия со стороны страхователей к системе страхования в целом.
В современной динамичной экономической среде Казахстана страховые отношения приобретают все большее значение. С целью обеспечения справедливости и защиты интересов страхователей, страховщиков и третьих сторон от возможных конфликтов и недопонимании в системе страхования, в стране был учрежден институт Страхового Омбудсмена. Этот орган играет важную роль в разрешении споров, связанных с страховыми полисами, выплатами, и качеством предоставляемых услуг.
Цель данного исследования заключается в глубоком анализе и оценке эффективности деятельности Страхового Омбудсмена в Казахстане. Основные задачи исследования включают в себя:
Изучение правового статуса и полномочий Страхового Омбудсмена: Рассмотрение нормативных актов, определяющих статус и компетенцию омбудсмена в сфере страхования, с целью понимания объема его полномочий и возможностей в разрешении страховых споров.
Оценка эффективности процедур по разрешению страховых конфликтов: Исследование механизмов и процессов, используемых Страховым Омбудсменом при рассмотрении жалоб страхователей и страховщиков, с учетом их оперативности и справедливости.
Разработка рекомендаций по
совершенствованию деятельности Страхового Омбудсмена: На основе результатов исследования выработка конкретных предложений и рекомендаций для улучшения работы Страхового Омбудсмена и стимулирования развития страхового рынка в Казахстане.
В итоге, наше исследование направлено на создание всестороннего обзора, который позволит
более глубоко понять роль и важность страхового омбудсмена в структуре страхового рынка, а также предложить практические меры для совершенствования его деятельности в интересах страхователей и стабильности страхового сектора в целом.
Материал и методы исследование.
Страхование является важным аспектом современного общества, обеспечивая граждан защитой от финансовых рисков. В контексте существующих страховых взаимоотношений возникают ситуации, требующие регулирования и разрешения конфликтов. Именно здесь выступает страховой омбудсмен - независимый посредник, играющий важную роль в урегулировании споров между страхователями и страховщиками. Настоящее исследование направлено на глубокий анализ материалов и методов работы страхового омбудсмена с целью понимания его эффективности и вклада в совершенствование страховой системы.
Основными источниками данных для исследования являются документы и отчеты страховых омбудсменов, официальные
статистические данные, а также материалы судебных разбирательств по страховым случаям. Информация о структуре и функционировании страхового омбудсмена в различных странах предоставляет базу для сравнительного анализа и выявления успешных практик.
Анализ деятельности страхового омбудсмена: проведение аналитического обзора активности страхового омбудсмена в определенных юрисдикциях, выявление основных направлений его деятельности.
Результаты исследование и их обсуждения. Одним из ключевых компонентов нашего исследования стал сравнительный анализ практик страховых омбудсменов в различных странах. Мы выявили, что существует разнообразие моделей и подходов к организации этого института. Некоторые страны предпочитают
централизованные омбудсменские структуры, в то время как другие предпочитают
децентрализованные модели, вовлекая
омбудсменов на уровне регионов.
Скандинавские Страны (Норвегия, Швеция, Дания): в скандинавских странах, где была впервые внедрена модель страхового омбудсмена, этот институт давно зарекомендовал себя как эффективный механизм защиты прав страхователей. Независимость, высокая степень доверия со стороны общества и широкие полномочия омбудсмена являются ключевыми факторами успеха. Система четко сфокусирована на разрешении конфликтов и предоставлении рекомендаций страховым компаниям, что обеспечивает высокий уровень доверия к рынку страхования.
Великобритания: Страховой омбудсмен в Великобритании также является важным элементом системы страхового регулирования. Этот институт обладает значительными полномочиями в разрешении споров между
страхователями и страховыми компаниями. Он успешно обеспечивает доступность и прозрачность процедур, что способствует активному участию граждан в процессе разрешения конфликтов.
В Германии, страховые омбудсмены функционируют на уровне каждого федерального штата. Эта децентрализация позволяет более гибко адаптироваться к особенностям региональных страховых рынков. Эффективность работы омбудсмена в Германии определена в том числе и высокой степенью доверия со стороны страхователей, а также системой обучения и обмена опытом между различными региональными омбудсменами.
В контексте Казахстана, страховой омбудсмен начал свою деятельность относительно недавно. Система стремится к разрешению страховых споров, улучшению доступности процедур и повышению доверия к страховому рынку. Однако, наряду с позитивными моментами, некоторые аспекты, такие как длительность процесса разрешения, требуют дополнительного внимания и оптимизации.
Во всех рассмотренных странах, активное вовлечение общества в деятельность страхового омбудсмена выступает как важный фактор успеха. Системы обратной связи, опросы общественного мнения и обучающие программы являются средствами, способствующими повышению эффективности института.
Все рассмотренные страны сталкиваются с схожими вызовами, такими как обеспечение долгосрочной устойчивости системы страхового омбудсмена, повышение прозрачности и адаптация к изменяющемуся страховому рынку. Перспективы включают в себя дальнейшее совершенствование процедур разрешения конфликтов, расширение полномочий и укрепление доверия к институту страхового омбудсмена.
Сравнительный анализ практик страхового омбудсмена в различных странах подчеркивает важность адаптации лучших практик казахстанскому контексту. Опыт других стран может служить вдохновением для дальнейшего совершенствования системы страхового омбудсмена в Казахстане и обеспечения высокого уровня защиты прав страхователей.
В течение двадцати лет существования института омбудсмена в Казахстане, его деятельность была регулирована указами и положением, утвержденными президентом. Однако недавно принятый закон "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан" отмечает новый этап в развитии этого института. Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важность защиты прав человека, и новый закон направлен на упорядочивание деятельности омбудсмена в различных сферах.
Согласно бывшему омбудсмену Аскару Шакирову, уполномоченный теперь определяется как лицо, занимающее независимую и ответственную государственную должность, не подотчетную ни одному государственному органу
и должностным лицам. Этот закон также предоставляет уполномоченному статус неприкосновенности и освобождает его от дачи свидетельских показаний.
Значительным изменением является также запрет на уполномоченного заниматься политической деятельностью, пребывание на государственной службе и участие в политических партиях. Эти меры призваны обеспечить независимость и беспристрастность омбудсмена.
Важным моментом является также укрепление аппарата омбудсмена, включая создание региональных представительств. Это подчеркивает стремление к более широкому охвату и эффективной защите прав человека на всей территории страны.
Новый закон также подчеркивает принципы работы омбудсмена, такие как гласность, объективность и беспристрастность. Важным направлением его деятельности остается международное сотрудничество, рассмотрение жалоб граждан, превентивные меры по предупреждению пыток, правовое просвещение и совершенствование законодательства.
Эти изменения отражают стремление Казахстана к усовершенствованию системы защиты прав человека и делают работу омбудсмена более эффективной и независимой.
В частности, новые полномочия предоставляют уполномоченному право разрабатывать проекты законов, касающихся защиты прав и свобод человека. Также отмечается возможность вносить предложения по усовершенствованию законодательства
президенту, парламенту и правительству. Уполномоченному также предоставляется право участвовать в заседаниях различных органов, включая палаты парламента, правительства, Конституционного совета и других государственных органов.
Заместитель председателя сената подчеркнул, что введение таких изменений значительно расширяет полномочия омбудсмена и укрепляет институт его деятельности. Эти изменения также подразумевают запрет уполномоченного на занятие политической деятельностью, пребывание на государственной службе и участие в политических партиях.
Особый акцент сделан на возможности уполномоченного обращаться к государственным органам с ходатайством об осуществлении различных производств в отношении нарушителей прав и свобод человека, включая дисциплинарное, административное или уголовное производство. Эти меры представляют собой важный инструмент защиты прав граждан и укрепления института омбудсмена.
Кроме того, стоит отметить, что в связи с принятием специализированного закона произведены соответствующие изменения в ряд законов, регулирующих деятельность
уполномоченного по правам человека. Эти изменения вписываются в более обширный пакет
политических реформ, одобренных президентом Казахстана. Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан играет ключевую роль в обеспечении государственной гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.
Процесс избрания Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан представляется хорошо продуманным и уравновешенным механизмом, направленным на обеспечение качественной и ответственной работы этого должностного лица.
За 11 месяцев 2022 года в адрес Уполномоченного по правам человека Республики Казахстан поступило 3325 обращений. Преобладающее количество жалоб поступили в электронной форме по e-Otinish (85%). В течение 2022 года институт омбудсмена получил 3 690 письменных обращений от граждан. Из них 2 090 (56,6%) поступили в центральный аппарат, а остальные были направлены территориальными представительствами. За весь год 8 273 человека обратились лично в омбудсмена. Стоит отметить, что в настоящее время разрабатывается система регистрации устных консультаций граждан по телефону и оценки их качества.
Регулярно проводить исследования и сбор статистики по обращениям и разрешенным спорам. Это позволит выявлять тренды, реагировать на изменения в структуре споров и эффективно адаптировать работу омбудсмена.
Партнерство с Органами Государственной Власти: укрепить партнерские отношения с государственными органами для более эффективного взаимодействия в защите прав страхователей. Взаимодействие с регулирующими органами может обеспечить более высокую степень соответствия системы страхового омбудсмена общегосударственным целям и стандартам.
Эти рекомендации представляют собой набор шагов, которые могут помочь укрепить и развить институт страхового омбудсмена в Казахстане, обеспечивая более эффективную защиту прав страхователей и стимулируя развитие страхового рынка.
Ожидаемые результаты включают в себя выявление основных трендов в деятельности страховых омбудсменов, анализ эффективности их работы, а также предложение конкретных рекомендаций для совершенствования их деятельности в интересах страхователей и страховых компаний.
В заключение нашего обширного исследования роли и эффективности страхового омбудсмена в Казахстане мы подводим итоги, подчеркивающие важность этого института в современной страховой системе страны. Анализ деятельности омбудсмена подтверждает, что его функции тесно взаимосвязаны с разрешением страховых споров, созданием доверия среди страхователей и улучшением практик страховых компаний в контексте казахстанского рынка.
Выявлено, что страховой омбудсмен выступает в роли посредника, способствуя
прозрачности страховых отношений и разрешению конфликтов. Его влияние на укрепление доверия страхователей к отрасли неоспоримо, и его роль в постоянном улучшении страховых практик становится все более актуальной в контексте Казахстана.
Сравнительный анализ практик страховых омбудсменов в различных странах выявил разнообразие моделей, что подчеркивает гибкость этого института и его способность адаптироваться к различным контекстам. Эта гибкость является ключевым фактором успешной деятельности омбудсмена в различных культурных и правовых средах, включая казахстанскую.
Омбудсмен также проявил себя как фактор, способствующий укреплению защиты прав потребителей в страховой сфере Казахстана. Его деятельность направлена на балансирование интересов сторон, обеспечивая справедливость и равноправие в страховых отношениях на местном уровне.
Выработка рекомендаций, основанных на результатах нашего исследования, предоставляет возможность оптимизации деятельности омбудсмена в контексте Казахстана. Эти рекомендации могут быть использованы как страховыми компаниями, так и регулирующими органами для дальнейшего усовершенствования механизмов разрешения страховых споров и обеспечения устойчивого развития страховой индустрии в стране.
В итоге страховой омбудсмен в Казахстане является неотъемлемой частью страховой системы, способствуя созданию справедливого, прозрачного и доверительного окружения для страхователей и страховых компаний. Дальнейшее развитие этого института представляет собой перспективный путь для совершенствования страховой отрасли и обеспечения ее успешного функционирования в условиях постоянных вызовов и изменений на казахстанском рынке.
Список литературы
1. Удычак Фатима Нурбиевна Омбудсменовская концепция в современном мире // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ombudsmenovskaya-kontseptsiya-v-sovremennom-mire
2. Каржаубаев , С. С. (2022). О совершенствовании института уполномоченного по правам человека в казахстане. Научно-правовой журнал «Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан», 3(70). https://doi.org/10.52026/2788-5291_2022_70_3_39
3. Эмих Валентина Викторовна Омбудсмены, содействующие защите прав предпринимателей: мировой опыт и перспективы развития // Антиномии. 2013. №3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ombudsmeny -
sodeystvuyuschie-zaschite-prav-predprinimateley-mirovoy-opyt-i-perspektivy-razvitiya
4. Журнал «Европейский омбудсман». Институт омбудсмена в Казахстане переходит на новый правовой уровень. 29 декабря 2021 г. Издатель: автономная некоммерческая организация по развитию региональных социально-правовых коммуникаций Агентство «Диалог». https://euro-ombudsman.org/ombudsmen_activities/institut-
УДК 14 (478)
ombudsmena-v-kazahstane-perehodit-na-mvy-pravovoy-uroveny
5. Конституционный закон Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года № 154-\11 ЗРК. «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан» (Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 19.04.2024).
https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2200000154#z188
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. А. БЕРДЯЕВА
Намозова Н.А.
аспирант
Елецкого государственного университета
им. И. А. Бунина г. Елец, Россия
THE FIRST WORLD WAR IN THE WORKS OF N. A. BERDYAEV
DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2024.1.100.891 АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются размышления о войне в целом и о Первой мировой войне в частности выдающегося русского философа Н. А. Бердяева. Мыслящий в категориях христианской традиции Н. А. Бердяев анализировал природу войны с позиции религиозного опыта. Для него война прежде всего духовное явление, имеющее провиденциальное значение. В самой же Первой мировой войне, по мнению мыслителя, было столкновение германского и славянского духов.
ABSTRACT
The article examines the thoughts about the war in general and about the First World War in particular by the outstanding Russian philosopher N. A. Berdyaev. N.A. Berdyaev, who thinks in terms of the Christian tradition, analyzed the nature of war from the perspective of religious experience. For him, war is primarily a spiritual phenomenon with providential significance. In the First World War, according to the thinker, there was a clash of German and Slavic spirits.
Ключевые слова: Первая мировая война, антропологический кризис, милитаризм, панславизм, культурно-цивилизационный синтез, европейская культура.
Key words: World War I, anthropological crisis, militarism, pan-slavism, cultural-civilizational synthesis, european culture.
Величайшая катастрофа начала XX века -Первая мировая война, разрушительными последствиями которой стали не только многомиллионные жертвы, но и распад четырех империй (Российской, Османской, Германской и Австро-Венгерской) не могла не вызвать многочисленные дискуссии, оценочные суждения, попытки аналитики ее генезиса и природы среди интеллектуальных, мыслящих кругов того времени.
Трагедия общемирового масштаба дала импульс антропологическому кризису, который стал одним из социальных векторов на протяжении всего XX века. Это выражалось в переоценке взгляда человека на самого себя, его бытийную онтологию и роль в социуме. Реальная ценность человеческой жизни на фоне огромных военных потерь была подвергнута переосмыслению.
Феномен войны, как продолжение дипломатии силовым методом и как средство разрешения острых социально-экономических противоречий глобального масштаба привлек внимание таких представителей русской философской школы как Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. Л. Франк, Г.П. Федотов, Ф.А. Степун и других. Их произведения
заслуживают особого внимания в связи с тем, что они были современники происходящих военных событий, могли проследить их эволюцию и выявить ряд специфических черт социально -культурного пространства, в котором им пришлось жить и мыслить.
С начала Первой мировой войны прошло 110 лет, однако интерес к природе военных конфликтов актуален и в наши дни, когда масштабные вооруженные столкновения разворачиваются в разных концах Земли. В рамках данной статьи рассматриваются мысли об этом событии одного из ярчайших представителей русской философии Николая Александровича Бердяева, которого чрезвычайно волновала военная тематика с позиции социального и религиозного мыслителя. На протяжении военного периода он постоянно публиковался в периодических изданиях («Христианская мысль», «Утро России», «Биржевые ведомости» и т.д.).
Стоит отметить, что среди предков Николая Александровича было много военных. Он сам писал, что по линии отца происходил из военной семьи, в которой было много генералов и