© 2016 г. И. П. Гурова
СТРАХОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНВЕСТИРОВАНИИ
Гурова Ирина Павловна - профессор, Почетный работник высшего образования РФ, профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, д-р экон. наук.
(E-mail: [email protected])
Современная мировая экономика характеризуется обострением противоречий между крупнейшими державами, что ведет к росту значимости политических факторов и политических рисков в международной торговле и международном инвестировании. Политический риск в хозяйственной деятельности означает вероятность нарушения операций компаний политическими силами и событиями, к числу которых относятся действия правительств и политические беспорядки. Для сферы международного инвестиционного обмена Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА), входящее в состав Группы Всемирного банка, сформулировало более узкое определение: «политические риски в международном инвестировании -это риски, обусловленные действиями правительства, которые, во-первых, отрицают или ограничивают права инвестора/собственника использовать принадлежащие ему активы и получать от них выгоду и, во-вторых, сокращают стоимость фирмы. Политические риски включают войны, революции, отчуждение собственности и действия по ограничению движения прибыли и прочих доходов из страны»1.
Актуальные политические риски
В условиях глобализации основную роль в международном инвестировании играют транснациональные корпорации (ТНК), создающие свои производственные подразделения в разных странах на основе прямых иностранных инвестиций (ПИИ)2. Источники политического риска могут размещаться как в стране, принимающей инвестиции, так и в стране базирования инвестора. В первом случае это неопределенность в действиях политических и государственных институтов, а также оппозиционных сил, например, сепаратистских движений, а во втором -вероятность политических действий, нарушающих международные операции, в частности, политика, ограничивающая отток инвестиций за рубеж, или введение санкций. Экономические санкции против России, введенные США, ЕС и некоторыми другими странами в 2014 г. в связи с событиями на Украине, стали причиной потерь для многих иностранных компаний, особенно европейских. В Европе Россия является крупнейшим рынком, и компании из Евросоюза вкладывают значительные инвестиции в этот привлекательный рынок. В частности, в России
1 Glossary of Terms Used in the Political Risk Insurance Industry / MIGA. URL: https://www.miga.org (дата обращения 05.09.2016).
2 Гурова И.П. Мировая экономика: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика» / И.П. Гурова - Москва: Издательство «Омега-Л», 2008. - С. 19-20.
работает более 6000 германских фирм, осуществляющих инвестиции в ее экономику3. По данным Европейской комиссии, для экономики ЕС в целом отрицательный макроэкономический эффект санкций и контрсанкций составил 0,3 % ВВП в 2014 г. и 0,4 % ВВП в 2015 г. (40 и 50 млрд евро соответственно)4. Однако эти потери распределены неравномерно и для отдельных стран Евросоюза и секторов экономики они оказались гораздо больше. В результате санкций являются рискованными значительные вложения капитала в российскую экономику для инвесторов из Германии (75 млрд евро), Нидерландов (37 млрд евро), Италии (30 млрд евро) и Польши (26 млрд евро)5.
Чаще всего политические риски проявляются как страновые риски принимающей страны для инвесторов, направляющих средства в развивающиеся страны. По данным опросов инвесторов по проблемам политического риска, которые регулярно осуществляет МИГА совместно с аналитическим отделом журнала «Экономист» (Economist Intelligence Unit), около 20 % респондентов постоянно отмечают значимость политического риска как существенного барьера в международном инвестировании, он занимает второе место после макроэкономической нестабильности (табл. 1)
Таблица 1
основные ограничения для иностранных инвестиций в развивающихся странах в последующие три года, отмеченные респондентами в опросе мигА, %
Вид барьера в международном инвестировании 2010 2011 2012 2013
Ограниченный размер рынка 9 7 7 5
Недостаток инвестиционных возможностей 7 - - -
Слабая инфраструктура 9 11 8 7
Недостаток квалифицированных работников 10 17 18 18
Недостаток финансовых ресурсов для инвесторов в этих странах 5 11 13 13
Политический риск 21 18 22 19
Макроэкономическая нестабильность 16 15 20 21
Недостаток информации о деловой среде в стране 2 - - -
Слабые государственные институты, бюрократизм, коррупция 19 13 8 10
Прочие барьеры 2 2 1 1
Рост государственного регулирования в условиях глобального финансового кризиса - 5 3 4
Справочно: Количество респондентов (число участников опроса) 94 316 438 459
Источник: World Investment and Political Risk 2013. - Washington, The International Bank for Reconstruction and Development/The World Bank, 2014, р.7.
3 Aris B. Impact of sanctions on Russia: An Assessment. Policy brief. June 2014. URL: http://www.european-leadershipnetwork.org.
4 Economic impact on the EU of sanctions over Ukraine conflict. European Parliament. Briefing. October 2015. URL: http://www.europarl.europa.eu (дата обращения 05.09.2016).
5 Who pays for the sanctions on Russia? ECFR's Wider Europe Forum. 5 December 2014. URL: http:// www.ecfr.eu (дата обращения 05.09.2016).
По данным опроса МИГА, наибольшее число респондентов отметили актуальность таких видов политического риска как неблагоприятные изменения в государственном регулировании (58 %), разрыв государственных контрактов (45 %), ограничения в конвертируемости валюты и переводе денежных средств (43 %), гражданские беспорядки (33 %), невыполнение финансовых обязательств правительством принимающей страны (31 %), экспроприация (24 %), терроризм (13 %), война (7 %)6.
Политические риски в международном инвестировании многообразны, существуют различные подходы к их научно-практической систематизации. В операционной деятельности МИГА используется классификация, включающая наиболее распространенные и актуальные для иностранных инвесторов риски в развивающихся странах (табл. 2)
Таблица 2
Классификация политических рисков
Вид риска Определение содержания риска
Неконвертируемость валюты и ограничения на перевод валюты за рубеж Вероятность потерь, которые иностранный инвестор может понести ввиду отсутствия у него возможности законным образом конвертировать местную валюту (капитал, проценты, сумму основного долга, прибыль, роялти и прочие денежные переводы) в иностранную валюту и/или осуществить перевод местной или иностранной валюты за пределы страны, где подобная ситуация сложилась в результате действий или бездействия правительства
Экспр оприация Вероятность потерь иностранного инвестора, возникающих вследствие действий правительства, способных ограничить или аннулировать права собственности, контроля или иные права в отношении инвестиций
Война, террористические акты и гражданские беспорядки Вероятность потерь, ущерба, разрушения или утраты материальных активов иностранного инвестора, а также полного приостановления деятельности по проекту (полное отсутствие возможности осуществлять операции, имеющие решающее значение для обеспечения общей финансовой жизнеспособности проекта), наступивших вследствие действий политического характера, таких как война и гражданские беспорядки, в том числе революций, мятежей, государственных переворотов, диверсий и террористических актов
Нарушение условий договора Вероятность потерь иностранного инвестора, возникающих в результате нарушения или аннулирования правительством заключенного с ним договора, включая договорные обязательства государственных предприятий
Невыполнение государственных финансовых обязательств Вероятность убытков иностранного инвестора, связанных с неспособностью правительства национального или субнационального уровня, или государственного предприятия осуществить платеж в положенный срок по безусловному финансовому обязательству или в рамках гарантии, выданной под инвестиционный проект
Источник: составлено автором на основе данных МИГА7
6 World Investment and Political Risk 2013. - Washington, The International Bank for Reconstruction and Development/The World Bank, 2014, р.21.
7 Руководство по инвестиционным гарантиям. Страхование инвестиций. Создание возможностей. -МИГА, 2015.
Эволюция политического риска в международном инвестировании
Риск экспроприации, обусловленный вероятностью отчуждения активов, был наиболее актуален в 1970-е гг. В центре общественного внимания находились ТНК в связи с высокой вероятностью их национализации и ужесточения государственного контроля, особенно в добывающей промышленности и в других стратегически значимых отраслях в принимающих странах.
В 1980-е гг. угрозы экспроприации значительно сократились. По данным МИГА, если в 1970-е гг. было отмечено 423 случая экспроприации иностранных активов, то в 1980-87 гг. всего 17, а в период с 1987 по 1992 г. - ни одного такого случая. Однако в 1980-е гг. усилились риски, обусловленные значительными ограничениями на переводы денежных средств, особенно в связи с кризисом внешней задолженности в Латинской Америке. Многие развивающиеся страны установили контроль над использованием иностранной валюты, а также над текущими операциями и счетом капитала, что ограничивало возможности иностранных инвесторов получать доступ к иностранной валюте и репатриировать прибыль в условиях кризиса платежного баланса.
В 1990-е гг. риски экспроприации и ограничения в отношении перевода денежных средств значительно снизились, так как многие страны приступили к либерализации экономики. Финансовая либерализация привела к смягчению контроля над движением капитала. Эти реформы облегчили страхуемые риски, связанные с конвертируемостью и переводом валюты за рубеж, но усилили нестрахуемые валютные риски, обусловленные ослаблением национальных валют в развивающихся странах.
В 1990-е гг. значительно возросла открытость экономик в отношении ПИИ, произошла иберализация подходов к их регулированию. Из 1097 изменений в национальном регулировании ПИИ, внесенных странами в период с 1992 по 2000 г., 94 % были направлены на создание благоприятного инвестиционного климата. Однако политические риски по-прежнему сохраняют свою значимость в связи с ростом инвестиционной деятельности в развивающихся странах, в том числе в нестабильных странах, испытывающих конфликты, а также в связи с обострением противоречий между крупными державами мира.
Страхование как инструмент управления политическим риском в международном инвестировании
В отношении политических рисков применяются как общие, так и специфические подходы и методы управления. По определению МИГА, управление политическими рисками в международном инвестировании - это действия, предпринимаемые инвесторами в области менеджмента риска, такие как включение политического риска в финансовую модель компании, получение информации из различных источников и применение портфельной теории к международным инвестициям8.
ТНК, осуществляющие операционную и инвестиционную деятельность во многих странах, политическим рискам уделяют значительное внимание. Они осуществляют оценку политического риска, выявляют новые политические риски, внедряют стратегии и распределяют обязанности по управлению рисками. Широко используются такие инструменты как страхование политического риска, свопы кредитного дефолта, использование внешних консультантов, сотрудничество с правительствами принимающих стран и с местными властями, создание совместных предприятий либо альянсов с местными компаниями, анализ политического и экономического
8 Glossary of Terms Used in the Political Risk Insurance Industry / MIGA. URL: https://www.miga.org (дата обращения: 05.09.2016).
риска, сценарное планирование, сотрудничество с неправительственными организациями, операционное хеджирование посредством создания предприятий в разных странах с целью распределения риска.
Страхование политического риска (СПР) - это распространенный инструмент управления страновыми рисками в международном инвестировании, а в страховой индустрии это особый продукт, предназначенный для защиты инвесторов от потерь вследствие неблагоприятных политических событий и действий правительств. Выделяют два типа страхования политического риска: во-первых, защита активов и, во-вторых, защита от риска неисполнения договорных обязательств.
Первый тип страхования защищает интересы кредиторов, инвесторов, поставщиков оборудования и других хозяйствующих субъектов, осуществляющих операции в иностранных государствах в иностранной валюте. Он включает следующие виды страхования:
- страхование риска экспроприации;
- страхование риска неконвертируемости валюты и ограничений на перевод валютных средств за рубеж;
- страхование риска политической нестабильности (война, террористические акты и гражданские беспорядки).
В первом случае страхование активов защищает от рисков, связанных с действиями правительства принимающей страны, которые могут сократить или ликвидировать собственность или контроль инвестора над активами. Оно покрывает потери от конфискации, экспроприации, национализации, а также потери в результате таких последовательных действий, которые в перспективе ведут к экспроприации. Во втором случае страхование обеспечивает защиту от потерь, возникающих в связи с невозможностью для иностранного инвестора обменять местную валюту на иностранную валюту и перевести ее из принимающей страны. Оно покрывает потери, обусловленные задержками в приобретении иностранной валюты. Этот вид страхования применяется в случае прерывания выплаты процентных платежей или репатриации капитала/дивидендов в связи с валютными ограничениями, но не покрывает риск девальвации. Эти риски обостряются в периоды финансовых кризисов, когда правительства, испытывая дефицит твердой валюты, ужесточают валютный контроль и вводят чрезвычайные меры. В третьем случае страхование политических рисков возмещает ущерб, причиненный материальным активам или понесенный в связи с прекращением бизнеса в результате войны, восстания, революции, гражданской войны, общественных беспорядков, вандализма, саботажа, забастовки, терроризма и других подобных событий. Покрытие распространяется на риски неплатежей, утраты дохода, убытков от приостановления деятельности компании и утраты бизнеса, потери долевых инвестиций, ущерба/уничтожения физических активов.
Второй тип - страхование риска неисполнения договора - предназначен для компаний, которые осуществляют деловые операции в непосредственном контакте с иностранными правительствами или с государственными подрядчиками. Он включает два вида страхования:
- страхование риска нарушения условий договора;
- страхование риска невыполнения государственных финансовых обязательств.
Страхование риска нарушения условий договора защищает от убытков, вызванных тем,
что правительство принимающей страны разрывает контрактное соглашение с иностранным инвестором. Такие события могут происходить в международных инвестиционных проектах, осуществляемых в форме государственно-частного партнерства. Факторами риска являются особенности политической и экономической ситуации в стране, в первую очередь, экономический спад, зависимость страны от сырьевых товаров, качество политических институтов.
Однако особенности каждого конкретного контракта также могут способствовать высокому риску, например, специфика отрасли, в которой осуществляется проект, понижение уровня государственной собственности в проекте, отсутствие международных финансовых институтов в числе участников проекта. По данному виду страхования требование оплачивается после того, как инвестор воспользовался механизмом разрешения споров (например, арбитраж), получил решение о компенсации ущерба, но правительство принимающей страны не смогло его выполнить.
В отличие от риска нарушения условий договора, страхование риска невыполнения государственных финансовых обязательств не требует от инвестора получения какого-либо арбитражного решения. Это страховое покрытие обычно используется в ситуациях, когда суверенное финансовое обязательство имеет безусловный характер. Оно обеспечивает защиту против убытков, вызванных неспособностью правительства принимающей страны осуществить своевременные выплаты по безусловным финансовым обязательствам или по гарантии, выданной в пользу проекта.
Мировой рынок страхования политического риска
Потребности инвесторов в СПР удовлетворяют различные страховые институты: как частные, так и государственные (многосторонние и национальные), как правило, обеспечивающие одновременно страхование политических рисков и в международной торговле и в международном инвестировании (табл. 3).
Таблица 3
институты страхования политических рисков
Типы страховщиков Институты страхования Примеры
Национальные провайдеры Национальные агентства по экспортным кредитам, экспортно-импортные банки, агентства по гарантированию экспортных кредитов, специализированные учреждения по страхованию инвестиций Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), Euler Hermes-PwC (Германия), NEXI (Япония), OeKB (Австрия) и Sinosure (Китай)
Многосторонние провайдеры Региональные и международные финансово-экономические институты, агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА), Африканское агентство по страхованию торговли, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития, Межарабская корпорация по гарантированию инвестиций, Исламская корпорация по страхованию инвестиций и экспортных кредитов
Частные провайдеры Частные страховые компании Chartis Insurance (США), Zurich (США), Sovereign Risk Insurance Ltd. (Бермуды) и Chubb (США),
Провайдеры Частные компании по перестра- Munich Re (Германия), Hannover
перестрахования хованию Re (Германия), Swiss Re (Швей-
цария), Berkshire Hathaway/Gen-
eral Re (США)
Источник: составлено автором на основе данных МИГА9
Институциональная структура современного мирового рынка страхования обеспечивает четыре основных типа страхования: 1) национальное государственное страхование; 2) многостороннее страхование; 3) частное страхование; 4) перестрахование. Услуги по перестрахованию могут предоставляться как частными компаниями, так и государственными национальными и многосторонними организациями.
Рынок частных услуг обеспечивают 18 синдикатов Ллойда и 10 частных страховых компаний. Большинство частных страховщиков размещаются в трех мировых центрах страхования: в Лондоне, Нью-Йорке, на Бермудских островах. Некоторые крупнейшие компании имеют офисы в Сингапуре, Гонконге, Сиднее. Совокупная емкость частного рынка страхования политических рисков, включая рынок Ллойда, к 2013 г. составила 1,7 трлн долл. Максимальная емкость частного рынка СПР на один риск возросла с 500 млн долл. в 2003 г. до 1,3 млрд долл. в 2013 г10. Крупнейшими представителями рынка являются частные компании Chartis Insurance (США), Zürich (США), Sovereign Risk Insurance Ltd. (Бермуды) и Chubb (США), на которые приходится 43 % рыночной доли Бернского союза. Частные страховые компании часто предоставляют страхование политических рисков в сочетании со страхованием коммерческих рисков. Для частных компаний приоритетной сферой деятельности является страхование политических рисков в краткосрочных и среднесрочных торговых контрактах. Синдикаты Ллойда страхуют политические риски в инвестиционных контрактах, связанных с поставкой оборудования.
Для частных страховых компаний максимизация прибыли является главным мотивом, который делает их более восприимчивыми к потребностям клиентов в разнообразных страховых продуктах. Однако в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры, переключая свою деятельность с менее выгодных на более выгодные сферы, с убыточных на прибыльные страховые продукты, они могут исключать определенные инвестиционные проекты из сферы обслуживания. Например, частные компании избегают страхования долгосрочных договоров и слишком сложных рынков, ограничиваясь среднесрочными контрактами.
В государственном страховании приоритетной задачей является поддержание стабильности, особенно в периоды экономического кризиса. Многосторонние организации осуществляют деятельность в целях развития, а национальные государственные страховщики выполняют функцию защиты национальных интересов. Цель правительств, предоставляющих гарантии отечественным инвесторам и страхование политического риска, заключается в том, чтобы способствовать укреплению деловой конкурентоспособности страны, созданию рабочих мест, экономическому росту и развитию. Государственное страхование восполняет недостаточность частного сектора в тех случаях, когда частные провайдеры отказываются предоставлять услуги для осуществления инвестиционных проектов. Государственные агентства выступают как
9 World Investment and Political Risk 2009. - Washington, The International Bank for Reconstruction and Development/The World Bank, 2010, p.49.
10 World Investment and Political Risk 2013. - Washington, The International Bank for Reconstruction and Development/The World Bank, 2014, p.33.
страховщики «последней инстанции», способствуя экономическому развитию принимающей страны, а часто и в интересах реализации дипломатических целей.
Национальные институты сосредоточены на кросс-граничной торговле и инвестициях и предоставляют страховые услуги главным образом своим резидентам. Крупнейшими национальными страховщиками являются Euler Hermes-PwC (Германия), NEXI (Япония), OeKB (Австрия) и Sinosure (Китай), на долю которых приходится около 38 % всей рыночной доли Бернского союза. Например, правительство Китая оказывает поддержку отечественным инвесторам, осуществляющим инвестиции за рубежом, которые возросли с 11,3 млрд долл. в 2005 г. до 53,5 млрд долл. в 2008 г., главным образом в таких регионах как Юго-Восточная Азия, Африка, Южная Америка. Правительство предоставляет налоговые стимулы и финансовую помощь, а в 2001 г. была создана Китайская корпорация по страхованию экспорта и кредитов (Sinosure) для продвижения экспорта и кросс-граничных инвестиций как в экономику страны, так и за рубеж. За период с 2005 по 2008 гг. портфель компании вырос в 10 раз, в результате чего совокупный портфель обязательств агентства в СПР достиг 6,6 млрд долл.
В России уделяется значительное внимание поддержке внешнеэкономической деятельности. Во внешней торговле приоритетными являются хозяйственные операции, способствующие диверсификации российского экспорта, преодолению его сырьевой направленности11. Эти цели включены в государственную программу Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности». Объем бюджетных ассигнований на ее реализацию в 2013-2018 гг. составляет 436 млрд руб. Определенные меры предпринимаются также и для поддержки российских инвесторов, осуществляющих капитальные вложения за рубежом. В 2011 г. был создан специализированный институт - Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР)12. Страховое покрытие агентства применяется для защиты экспортных кредитов от предпринимательских и политических рисков, а с 2013 г. - российских инвестиций за рубежом от политических рисков. В случае реализации политического риска агентство может покрывать до 95 % убытков по каждой застрахованной сделке. Объектом страхования являются имущественные интересы страхователей, связанные с возможными убытками при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в том числе инвестиционной деятельности за пределами территории России, включая взносы в уставный капитал (в том числе уставный капитал дочерних и зависимых обществ), инвестиции в производство товаров, разработку технологий, приобретение лицензий, авторских прав и услуг, связанных с подготовкой проектов, управлением проектами, а также инвестиции в форме предоставления российскими инвесторами займов и кредитов своим аффилированным лицам либо обеспечения исполнения обязательств аффилированных лиц в целях получения ими займов и кредитов.
Особую роль на рынке СПР играют многосторонние организации, предоставляющие инструменты по управлению и уменьшению политического риска. Эту функцию выполняют не только специализированные институты, такие как МИГА, Межарабская корпорация по гарантированию инвестиций, Исламская корпорация по страхованию инвестиций и экспортных кредитов, но и универсальные (Всемирный банк, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития). Например, МБРР предоставляет гарантии частичного покрытия рисков, защищающие частных кредиторов от риска невыполнения государственным учреждением
11 Гурова И.П., Зыкова Е.В., Склярова Е.Б. Диверсификация российского экспорта / И.П.Гурова, Е.В.Зыкова, Е.Б.Склярова // ЭКО. 2007. № 9. С. 29-42.
12 Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). URL: http://www.exiar.ru (дата обращения: 05.09.2016).
своих обязательств в отношении проектов, финансируемых из частных источников. Эти гарантии обеспечивают выплату средств в случае дефолта по договорным обязательствам, принятым правительствами или их агентами в рамках проектов, реализуемых в частном секторе. Суверенные договорные обязательства могут варьироваться в зависимости от специфики проекта, сектора или страны, так как обязательства принимаются в процессе переговоров о предоставлении гарантии. Международная ассоциация развития (МАР), входящая в состав Всемирного банка наряду с МБРР, предоставляет анклавные гарантии. Это гарантия частичного покрытия риска по ориентированным на экспорт коммерческим проектам, имеющим целью мобилизацию поступлений в иностранной валюте, и покрывающая прямые суверенные риски, такие как экспроприация, внесение изменений в законодательство, война и гражданские беспорядки.
Отбор проектов для страхования политических рисков международные финансово-экономические организации осуществляют на основе следующих критериев: 1) экономическая и финансовая состоятельность проекта; 2) влияние на направляющую страну (в первую очередь, на занятость); 3) влияние на социально-экономическое развитие принимающей страны. В отличие от частных страховых компаний государственные институты страхования политического риска, как национальные, так и многосторонние, требуют соблюдения международных экологических и социальных стандартов ведения бизнеса в отношении окружающей среды, местного населения, в трудовых отношениях, а также противостояния взяточничеству и коррупции.
На мировом рынке страхования широкое распространение получило сотрудничество частных и государственных страховщиков политических рисков, а также различные механизмы со-страхования и перестрахования. Это позволяет преодолеть недостаточность ресурсов государственного страхования, с одной стороны, и ограниченность целевого уровня принятия риска (риск-аппетита) в частном страховании, с другой. Важным институтом сотрудничества является Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций, известный как Бернский союз (The Berne Union), объединяющий государственных и частных страховщиков. Он был основан в 1934 г., в его организации принимали участие частные страховые компании и государственные агентства по экспортному кредитованию из Франции, Италии, Испании и Великобритании. Союз получил название по месту первой встречи организаторов, которая произошла в Берне (Швейцария). Главная задача заключается в том, чтобы на международном уровне поддерживать принципы надежности и добросовестности в кредитовании экспорта и в иностранных инвестициях в целях развития международной торговли. Кроме того, организация обеспечивает площадку для профессионального обмена между участниками союза. В 1959 г. она насчитывала 22 члена из сферы экспортного кредитования из европейских стран, США, Канады и Австралии. В 1974 г. сфера деятельности была расширена за счет включения новых членов, которые занимались страхованием иностранных инвестиций.
В 1993 г. Бернский союз основал аффилированную структуру - Пражский клуб - для развития новых экспортных кредитных агентств, формирующихся в разных странах. В частности, Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) не входит в Бернский союз, но состоит в Пражском клубе. В настоящее время Бернский союз и Пражский клуб являются глобальным объединением, включающим более 80 членов.
В 2014 г. совокупный объем экспорта и прямых иностранных инвестиций, получивших поддержку, составил 1,9 трлн долл., а страховое возмещение экспортерам и инвесторам -4,6 млрд долл. Несмотря на финансово-экономический кризис 2008 года деятельность членов Бернского союза по страхованию инвестиций продолжает расти. Если в 2008 г. стоимость
новых сделок составила около 60 млрд долл., то в 2011 г. - 75 млрд долл., а в первой половине 2012 г. - 47 млрд долл. 95 % страхового покрытия, обеспечиваемого Бернским союзом, приходится на 12 крупнейших провайдеров (табл. 4)
Таблица 4
страховое покрытие, обеспеченное крупнейшими страховщиками политического риска
в 2012 г., млн долл.
Типы страховщиков Страховое покрытие
5 крупнейших частных компаний 17 821,4
5 крупнейших государственных организаций 73 855,3
2 крупнейшие многосторонние организации 2 916,7
Источник: составлено автором на основе данных Бернского союза13
Эволюция мирового рынка страхования политического риска
Формирование рынка СПР происходило в 1940-1970-е гг. Оно началось после Второй мировой войны со страхования кредитов и создания государственных агентств экспортного кредитования. В рамках Плана Маршалла в 1948 г. правительство США начало программу страхования политических рисков, чтобы способствовать участию инвестиций из США в послевоенном восстановлении Европы. Инвесторы связывали политические риски с вероятностью валютного контроля, угрозами со стороны коммунистического и социалистического движения в Европе, а также с возможностью новой войны. Поэтому в 1948 г. было введено страхование неконвертируемости (первый страховой полис был связан с неконвертируемостью британского фунта стерлингов), в 1951 г. - страхование экспроприации, а в 1956 г. -страхование политических беспорядков. На основе этого опыта в 1969 г. была создана Корпорация частных зарубежных инвестиций (Overseas Private Investment Corporation OPIC), которая осуществляла страхование операций не только в Европе, но и в развивающихся странах. С тех пор число национальных агентств по экспортным кредитам, осуществляющих страхование политических рисков, значительно возросло.
В связи с окончанием эры колониального господства в 1960-1970-е гг. многие страны, получившие национальную независимость, приступили к индустриализации и замещению импорта. Это привело к волне конфискаций, национализации и экспроприации, что способствовало росту заинтересованности иностранных компаний в СПР. Ситуация усугубилась в результате Сандинистского движения в Никарагуа в 1970е гг. и свержения шаха в Иране в 1979 г. Спрос на страхование политического риска возрос, однако государственные агентства по экспортным кредитам не могли удовлетворить его в полной мере в силу ограниченности своих функций. В конце 1970-х гг. этот вид страхования получил распространение на Лондонском рынке страховых услуг. Однако в отличие от государственного страхования, рассчитанного на 15-20 лет, частные страховщики предлагали страхование только на три года.
В 1980-е гг. рынок СПР достиг зрелости, однако по-прежнему имел ограниченные масштабы. В период рецессии 1980-83 гг. многие развивающиеся страны оказались в состоянии кризиса
13 BerneUnion Statistics 2010-2014 / Berne Union. URL: http://www.berneunion.org/wp-content/uploads /2012/10/Berne-Union-2015-Charts-and-numbers-for-website.pdf (дата обращения: 05.09.2016).
внешней задолженности. В этих условиях ряд стран выступили с инициативой создать МИГА, уполномоченное оказывать поддержку прямым иностранным инвестициям.
В конце 1990-х гг. на рыке СПР наблюдался подъем. Это было связано с тем, что в результате либерализации международного движения капитала и приватизации государственных инфраструктур в странах с формирующимся рынком увеличились возможности для иностранных инвестиций, а это в свою очередь привело к росту спроса на СПР. В этот период сформировались новые частные страховые компании и появились долгосрочные страховые полисы.
В начале 2000х г. потенциал частного рынка значительно увеличился: страховое покрытие для одного риска возросло с 250 млн долл. в 1992 г. до 1 млрд долл. в 2000 г., а страховой период с 3 до 15 лет. Частный рынок СПР стал конкурировать с государственным, имея преимущества в гибкости, оперативности и даже в ставках. Однако большое влияние на рынок СПР оказала террористическая атака 11 сентября 2001 г., которая изменила восприятие политического риска, как со стороны инвесторов, так и со стороны страховщиков. По разным оценкам, убытки страховщиков составили от 40 до 100 млрд долл., что привело к значительному сокращению капитала в перестраховании. На первичном рынке СПР произошло значительное снижение потенциала, что выразилось в сокращении страхового покрытия и страхового периода, а также в росте страховых премий. Многие страховые компании исключили страхование угрозы терроризма из страховых контрактов в связи с полной непредсказуемостью таких событий. Кроме того, отрицательное влияние оказал финансовый кризис в Аргентине, а также корпоративные скандалы в США, носившие международный характер. Лишь в 2003 г. началось оживление на рынке СПР и к 2006 г. его потенциал был восстановлен.
По данным МИГА, в последнее время среднегодовые темпы прироста рынка СПР составляют 12 %, его рост опережает рост ПИИ в развивающихся странах. Этому способствуют как факторы спроса, так и предложения. Со стороны спроса на СПР основными факторами являются события на Арабском Востоке, угрозы экспроприации, «ресурсный национализм», ограничения в отношении капитала и государственное регулирование, а со стороны предложения -появление новых страховых продуктов, удлинение страховых периодов, рост деятельности традиционных страховщиков и выход на рынок новых компаний.
Происходят изменения и в деятельности государственных страховщиков: агентства экспортного кредитования и многосторонние организации предлагают новые возможности. В частности, МИГА предлагает свои продукты не только частным, но и государственным предприятиям, специальный страховой продукт разработала Исламская корпорация страхования инвестиций и экспортных кредитов. Однако следует отметить, что на рынке СПР по-прежнему преобладает страхование краткосрочных и долгосрочных международных торговых контрактов, которым значительно уступают международные инвестиционные проекты. В частности, доля инвестиционных контрактов составляет менее 10 % от всех страховых выплат, осуществляемых Бернским союзом (рис. 1).
рис 1. Страховое возмещение, выплаченное участниками Бернского союза, млн долл.
Источник: Berne Union Yearbook 2015. - London: International Union of Credit & Investment Insurers, 2015, p. 14.
Тем не менее, в 2014 г. объем страховых возмещений по инвестиционным контрактам увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2013 г., главным образом за счет возмещения ущерба вследствие нарушения условий договора. Значительная доля выплат страхового возмещения была осуществлена по проектам иностранных инвесторов в России (табл. 5).
Таблица 5
распределение выплат страхового возмещения участников Бернского союза по принимающим странам в 2013 и 2014 гг., млн долл.
Страна 2013 2014 Страна 2013 2014
Сербия 8 35 Таиланд 0 17
Ливия 20 30 Индонезия 0 10
Россия 0 26 Кения 0 8
Турция 0 22 Венесуэла 12 7
Босния и Герцеговина 0 22 Прочие 86 30
Вьетнам 19 20 Всего 146 227
Источник: BerneUnion Statistics 2010-2014 / BerneUnion. URL: http://www.berneunion.org/wp-content/ uploads/2012/10/Berne -Union-2015-Charts-and-numbers-for-website.pdf (дата обращения: 05.09.2016).
Рост рынка страхования политического риска способствует долгосрочной тенденции снижения ставок страховых премий. Однако кроме общей конъюнктуры на тарифы по конкретным инвестиционным проектам влияют многие другие факторы. В первую очередь, страховщики учитывают особенности странового риска, то есть макроэкономические, социальные, политические, институциональные, государственные и геополитические факторы. На их основе формируется базовый тариф для каждой принимающей страны. Важную роль играют также отраслевые факторы. В рамках одной и той же страны тарифы на услуги СПР могут значительно различаться по отраслям из-за разного восприятия риска. Проекты, которые зависят
от действий правительства и его гарантий могут восприниматься как более рискованные, например, проекты по разработке природных ресурсов. С другой стороны, менее рискованными считаются проекты, оказывающие благоприятное влияние на развитие, так как они получают поддержку и правительства и местного населения, в то время как проекты, чреватые экологическими и социальными проблемами, могут вести к негативной реакции в принимающих странах. Ставка страхового полиса в значительной степени определяется также особенностями страхования проекта, включая уровень требований в связи с ущербом, поведение страхователей, требуемое покрытие, продолжительность полиса и т.д.
Таким образом, несмотря на значительную либерализацию международного движения капитала в мировой экономике сохраняются экономические и неэкономические барьеры, которые усиливают неопределенность и риски для инвесторов, как в странах базирования, так и в принимающих странах. Мировой рынок страхования политических рисков, претерпевший значительную эволюцию в 1940-2000-е гг., в настоящее время имеет сформировавшуюся институциональную и функциональную структуру. Он способен удовлетворить потребности инвесторов, предлагая диверсифицированные страховые продукты для управления различными политическими рисками.
Библиографический список
1. Гурова И.П. Мировая экономика: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика» / И.П. Гурова. - Москва: Издательство «Омега-Л», 2008. 400 с.
2. Гурова И.П., Зыкова Е.В., Склярова Е.Б. Диверсификация российского экспорта / И.П. Гурова, Е.В. Зыкова, Е.Б. Склярова // ЭКО. 2007. № 9. С. 29-42.
3. Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). URL: http://www.exiar.ru (дата обращения: 05.09.2016).
4. Руководство по инвестиционным гарантиям. Страхование инвестиций. Создание возможностей. - МИГА, 2015. - 4 с.
5. Aris B. Impact of sanctions on Russia: An Assessment // Policy brief. June 2014. URL: http:// www.europeanleadershipnetwork.org (дата обращения: 05.09.2016).
6. BerneUnion Statistics 2010-2014 / Berne Union. URL: http://www.berneunion.org/wp-content/ uploads/2012/10/Berne-Union-2015-Charts-and-numbers-for-website.pdf (дата обращения: 05.09.2016).
7. Berne Union Yearbook 2015. - London: International Union of Credit & Investment Insurers, 2015.180 p.
8. Economic impact on the EU of sanctions over Ukraine conflict. European Parliament. Briefing. October 2015. URL: http://www.europarl.europa.eu (дата обращения: 05.09.2016).
9. Glossary of Terms Used in the Political Risk Insurance Industry / MIGA. URL: https:// www.miga.org (дата обращения: 05.09.2016).
10. Who pays for the sanctions on Russia? ECFR's Wider Europe Forum. 5 December 2014. URL: http://www.ecfr.eu (дата обращения: 05.09.2016).
11. World Investment and Political Risk 2013. - Washington, The International Bank for Reconstruction and Development/The World Bank, 2014. 88 p.
12. World Investment and Political Risk 2009. - Washington, The International Bank for Reconstruction and Development/The World Bank, 2010. 104 p.