Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-экономических вопросов страхования экспортных кредитов и инвестиций в России'

Совершенствование организационно-экономических вопросов страхования экспортных кредитов и инвестиций в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / ЭКСПОРТНЫЕ КРЕДИТЫ / НЕСЫРЬЕВОЙ ЭКСПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / INVESTMENT INSURANCE / INVESTMENT RISK / EXPORT CREDIT / NON-ENERGY EXPORT / GOVERNMENT PRIMING / GOVERNMENT / GOVERNMENT CORPORATION / INSURANCE COVERAGE / GOVERNMENT PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадырбаев И. А.

В статье рассматривается проблема развития экспорта и экспортных инвестиций России. В настоящее время российское правительство предпринимает активные меры по увеличению российского несырьевого экспорта, для этого выделяются значительные бюджетные средства. Отдельно рассматривается деятельность Российского Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадырбаев И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ISSUES OF EXPORT CREDIT INSURANCE AND INVESTMENT IN RUSSIA

In this article are considered problem of Russian export development and export Russian investments. The Russian government work actively to increase Russian non-energy export and allocate huge funds for this. Activity of Export Insurance Agency of Russia (EXIAR) are examined severally.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-экономических вопросов страхования экспортных кредитов и инвестиций в России»

МИР

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ СТРАХОВАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ КРЕДИТОВ И ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ

IMPROVING ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ISSUES OF EXPORT CREDIT INSURANCE AND INVESTMENT IN RUSSIA

И. А. Кадырбаев,

аспирант

В статье рассматривается проблема развития экспорта и экспортных инвестиций России. В настоящее время российское правительство предпринимает активные меры по увеличению российского несырьевого экспорта, для этого выделяются значительные бюджетные средства. Отдельно рассматривается деятельность Российского Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР).

In this article are considered problem of Russian export development and export Russian investments. The Russian government work actively to increase Russian non-energy export and allocate huge funds for this. Activity of Export Insurance Agency of Russia (EXIAR) are examined severally. Ключевые слова: страхование инвестиций, инвестиционные риски, экспортные кредиты, несырьевой экспорт, государственное стимулирование, правительство, государственная корпорация, страховая защита, государственная программа. Key words: investment insurance, investment risk, export credit, non-energy export, government priming, government, government corporation, insurance coverage, government program.

Современные тенденции развития российской экономики непосредственно связаны с активизацией роста внешнеэкономической деятельности, повышением инвестиционной привлекательности отдельных сфер российской экономики. Поэтому перед Российской Федерацией остро стоит проблема дальнейшего развития экспорта и расширения своего участия на международных торговых рынках. В значительной степени решение данной проблемы зависит от эффективной организации и управления исследуемой сферы, создания экономических предпосылок для стабильного роста экспорта, его диверсификации, направленных на обеспечение прибыли и конкурентоспособности российской экономики во внешнеэкономической деятельности. Все это непосредственно влияет на экономическую безопасность государства, так как она напрямую зависит от стабильного экспорта, который, в конечном итоге, является источником обслуживания внешнего долга и позволяет осуществлять импорт, необходимый для обеспечения жизнедеятельности государства.

От политики государства зависит развитие предпринимательской деятельности, инвестиционный климат в стране, а также тенденция экономического развития страны. От правильности выбранной стратегии государства зависят как успешно будут развиваться данные процессы [1; 393].

Рост российской экономики и отдельных ее секторов позволяет отечественным компаниям расширять свое влияние на международном рынке, что свидетельствует о дополнительных возможностях

для модернизации экономики России. Вместе с тем инновационная активность большинства крупных российских компаний достаточно низкая. Следует обратить особое внимание на тот факт, что инвестиционная политика - это «дорога с двусторонним движением», т.е. с одной стороны любая страна заинтересована в привлечении дополнительных иностранных инвестиций для ускорения экономического роста, а с другой - продвижения российских инвестиций за рубежом. Оба направления тесно интегрированы между собой и представляют большой научный интерес для исследования, но в статье приоритеты отданы второму направлению, так как особый интерес представляет вопрос повышения эффективности государственной политики в отношении экспорта российских прямых инвестиций и объединения совместных усилий государства, частного бизнеса и экспертного сообщества.

Согласно данным ЦБ РФ начиная с 2004 г. экспорт российских прямых инвестиций ежегодно превышает 10 млрд. долл., составив даже в кризисный 2009 г. более 46 млрд. долл. (в 2008 г. - свыше 56 млрд. долл.). Если в 90-е гг. лишь несколько отечественных корпораций можно было отнести к числу ТНК, то за последние годы их число на территории других стран продолжает непрерывно увеличиваться. Наряду с ростом российских ТНК возникает закономерная тенденция усиления старых и возникновение новых рисков.

Инвестор не может полностью обезопасить себя от влияния всех негативных явлений и факторов,

с

МОДЕРНИЗАЦИЯ

входящих в понятие странового риска. Однако предоставление гарантии по нескольким основным из них сможет существенно повысить привлекательность многих проектов прямого инвестирования. В связи с этим можно определить тот перечень рисков, входящих в состав странового риска, гарантии по которым будут наиболее эффективны. К таким рискам относятся:

• социальные беспорядки, военные действия. Полная или частичная потеря капитала в результате военных действий, а также социальных конфликтов общенационального или локального масштаба, включая нелегитимную смену власти, локальные вооруженные конфликты, забастовки, захват имущества, препятствование в осуществлении управленческих функций и пр.;

• принятие правовых актов, ухудшающих условия ведения бизнеса. Полная или частичная потеря капитала и прибыли в результате прямого влияния изменений законодательства всех уровней, внесенных после момента получения гарантии;

• не соответствующие законодательству РФ действия или бездействие представителей органов государственной власти, повлекшие полную или частичную потерю капитала или прибыли;

• потеря капитала и прибыли в результате нарушения органами государственной власти взятых на себя контрактных обязательств;

• национализация и конфискация капитала. Действие или последовательность действий, включая принятие законодательных актов и административные меры исполнительной власти, повлекшие национализацию или конфискацию капитала, за исключением предусмотренных законодательством случаев, когда инвестору своевременно и полностью выплачена предусмотренная законом компенсация;

• пересмотр итогов приватизации имущественных объектов, в которые вкладываются средства иностранных инвесторов;

• полная или частичная потеря капитала или прибыли в результате введения ограничений конвертируемости рубля, а также введение ограничений на репатриацию капитала или прибыли.

В большинстве развитых стран мира государство, рассматривая иностранные инвестиции как важную составляющую своей внешнеэкономической политики, принимает непосредственное участие в организации страховой защиты от политических рисков, либо путем создания государственной страховой компании, либо путем существенной поддержки деятельности частных страховых компаний, занимающихся данным видом страхования [2].

Существуют различные методы оценки политических рисков (метод Дэлори, факторный анализ и т.д.). В их

основе лежит группировка и ранжирование параметров рисков, которые определяют особенности страны и ее инвестиционного климата: вероятность вооруженных конфликтов, нестабильность правительства, риск национализации, ограничения на движение капитала и рабочей силы, доля государственной собственности в экономике страны, темпы роста ВВП, динамика инфляции, состояние платежных балансов и т.д. [3; 336]. В силу непредсказуемости и особой сложности актуарной оценки вероятности наступления страховых случаев страхование такого вида рисков не типично для большинства международных страховых компаний. Среди страховых организаций, действующих в сфере страхования инвестиций (преим. кредитов), можно выделить три основные группы: национальные страховые агентства (например, Hermes Kreditversicherungs - ФРГ, COFAC - Франция), страхующие политические риски за счет национальных бюджетов, основная цель которых - стимулирование экспорта; международные страховые организации, входящие в группу Всемирного банка; ограниченный круг частных страховых компаний. С 1934 действует Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций (IUCII, или Бернский союз) - объединение государственных и частных (в том числе находящихся под контролем правительства) страховых компаний, предоставляющих страховую защиту по экспортным кредитам на срок от 1 года до 5 лет. Значительная доля операций по страхованию иностранных кредитов приходится на программы, реализуемые при поддержке государства. В некоторых странах функции страхования возложены на частные страховые компании, осуществляющие эти операции за счет средств выделенных государством. Так, к примеру, в Германии страхованием экспортных кредитов занимается страховая компания Hermes Kreditversicherung AG, основанная в 1917 г.; во Франции - Compaynie Française D'assurance pour le Commerce Exterieur - акционерное общество, основанное в 1945 г. и контролируемое государством; в Великобритании -Департамент гарантии экспортных кредитов (Export Credits Guarantee Department), который по закону является специальным правительственным органом, подчиняющимся министерству торговли; в Италии -подразделение по страхованию экспортных кредитов (САЧЕ) государственного страхового концерна ИНА. В Японии - специальный отдел в министерстве внешней торговли и промышленности. В США основным государственным учреждением, ответственным за страхование экспортных кредитов является Экспортно-импортный банк (Export-Import Bank), так называемый Эксимбанк, в сотрудничестве c ассоциацией страхования экспортных кредитов, созданной крупнейшими страховыми компаниями США. Эксимбанк предлагает широкий выбор полисов, соответствующих различным нуждам кратко- и среднесрочного страхования экспортных кредитов. Существует

rfHIk

МИР

И. А. Кадырбаев

Совершенствование организационно-экономических вопросов страхования экспортных кредитов.

ряд требований, которым американские фирмы должны соответствовать, чтобы их проекты были рассмотрены. Эксимбанк оказывает содействие только экспорту товаров и услуг, которые содержат как минимум 50% американского участия. При краткосрочном страховании покрытие относится к стоимости всей поставки. При осуществлении средне- и долгосрочных программ, в том случае, если экспортная американская продукция содержит компоненты иностранного производства, Эксимбанк покрывает до 100% американской доли при условии, что оказываемая им помощь не превышает 85% экспортной цены. Другим правительственным агентством США, занимающимся страхованием, является Корпорация по частному инвестированию за рубежом (Overseas Private Investment Corporation - OPIC) при Министерстве финансов США. OPIC проводит страхование американских инвестиций в развивающихся странах и возникающих новых экономических системах от трёх видов политического риска: политическое насилие (война, революция, мятеж и гражданское неповиновение), оказывающее воздействие на активы и доходы предприятия; экспроприация; неконвертируемость валюты. В дополнение к страхованию активов и инвестиций материнской компании OPIC также обеспечивает покрытие институциональных ссуд, аренды, застрахованной собственности и договоров об оказании технической помощи по менеджменту, а также риск подрядчиков, связанный с обязательствами по ценам и исполнению работ, таможенными закладными, оборудованием, спорами по контрактам и другим видам риска. На США, ФРГ, Японию приходится более 80% общего объема страховых операций, осуществляемых в рамках государственных программ страхования инвестиционных рисков [4].

Негативные процессы в развитии инвестиционной политики России обусловили необходимость создания собственного агентства по страхованию инвестиционной деятельности на зарубежных рынках, идея создания которого в России существовала уже более 15 лет Основная цель агентства состояла в содействии российским экспортерам высокотехнологичной продукции, в привлечении банковских кредитов на более длительные сроки и на более выгодных условиях. На последнем этапе разработкой концепции создания агентства занималось Минэкономики.

Работа по созданию и обеспечению деятельности ОАО «ЭКСАР» проводилась Минэкономразвития России совместно с заинтересованными органами власти при участии Внешэкономбанка и делового сообщества в период с 2009 по 2011 гг. в соответствии с протоколом заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации от 19 июня 2010 г. № 1817-пр (пункт 4), поручением Правитель-

ства Российской Федерации от 19 марта 2009 г. № ИШ-П2-1427 о Плане действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2009-2012 гг. Основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года, Планом антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным 2 марта 2010 г. № 972п-П13.

В конце 2009 г. Минэкономразвития России представило в Правительство Российской Федерации Концепцию создания Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, в которой был определен план действий по его формированию, а также установлены базовые принципы деятельности агентства на среднесрочную перспективу, роль и место агентства как национального института развития в системе государственной финансовой поддержки экспорта.

В 2010-2011 гг. Минэкономразвития России совместно с государственными органами власти при участии Внешэкономбанка был разработан Федеральный закон от 22 июля 2011 г. № 236-Ф3, направленный на обеспечение деятельности ОАО «ЭКСАР».

В 2011 г. в целях реализации указанного федерального закона Минэкономразвития России совместно с заинтересованными органами власти при участии Внешэкономбанка был разработан порядок осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков (постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № 964), внесены соответствующие изменения в Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка.

28 июля 2010 г. наблюдательным советом Внешэкономбанка принято решение о целесообразности учреждения Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций в форме открытого акционерного общества со 100-процентным участием Внешэкономбанка в его капитализации, которая составит 30 млрд. руб.

В целях участия в разработке и развитии страхования экспортных кредитов и инвестиций, в Минэкономразвития России была создана рабочая группа по развитию системы страхования экспортных кредитов и инвестиций с участием представителей экспортеров, страховых и финансовых организаций.

В данный момент на рассмотрении ЭКСАР находятся более 40 проектов на сумму около 90 млрд. руб. в таких отраслях, как сельское хозяйство, энергетика, транспортное машиностроение, металлургия, авиастроение, автомобилестроение, приборостроение,

Научно-практический журнал

апрель-июнь 2013

МИР

химическая промышленность. Проекты включают поставки российской продукции в Казахстан, Беларусь, Украину, Туркменистан, Азербайджан, Киргизию, Индонезию, Мозамбик, Кубу, Турцию, Вьетнам, Ирак, Монголию, Аргентину, Индию.

Существующая потребность экспортеров в поддержке со стороны ЭКСАР в ближайшие 2-3 года превышает страховую емкость ЭКСАР, которая установлена в размере 300 млрд. руб. В частности, речь идет о проектах в сфере энергетического и тяжелого машиностроения, планируемых к реализации в Африке, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Подобные крупные проекты, в которых экспортер планирует участвовать либо уже участвует, могут длиться годами. Заручившись поддержкой ЭКСАР на старте, российской компании, в случае победы в тендере, достаточно оперативно потребуется страховой полис ЭКСАР.

Исходя из прогноза развития РФ к 2018 году количество российских компаний занимающихся экспортом удвоится. Причем уже в следующем году число промышленных экспортеров увеличится на 10%. Вырастет также и объем несырьевого экспорта к концу 2013 года на 15%, к концу 2015 года - на 40%, а к 2018 году - в 2,5 раза.

Тенденция последнего десятилетия такова, что доля сырьевых товаров в структуре экспорта неуклонно увеличивалась, при этом постоянно сокращалась доля промышленных товаров. Если в 2011 году более 67% всего объема экспорта приходилось на нефть, нефтепродукты и газ, то в 2000 году этот показатель составлял 49%, в 1994 году и того меньше - 41%. Если в начале 2000-х годов на продукты высокой степени обработки - машины, оборудование, транспортные средства - приходилось 10%, то сейчас на них приходится всего лишь 5%.

Принимая во внимание актуальную ситуацию на рынке страхования экспортных кредитов в России (отсутствие опыта страхования и необходимой квалификации у частных страховых компаний), задачами Агентства на этом рынке в данном сегменте будут являться:

• оказание содействия формированию современной системы страхования экспортных кредитов;

• формирование в России практики экспортного кредитного страхования как отдельной отрасли

и продвижение продуктов страхования экспортных кредитов; • формирование в целом культуры страхования внешнеторговых операций.

Взаимодействие со страховыми компаниями не является первоочередной задачей для Агентства, но, тем не менее, рассматривается как взаимовыгодное направление и для самого Агентства, и для страховщиков.

Пока трудно дать оценку насколько эффективно отразиться создание «ЭКСАРА» на экспорте нашей страны, но как позывает практика мировых лидеров (Японии, США, ФРГ и др.) в сфере экспорта, создание такого агентства необходимо для поддержания инвестиций.

Исследование показало, что в России идет процесс организационно-экономического формирования институтов, обеспечивающих страхование экспортных кредитов и инвестиций, что позволит в перспективе реструктуризировать национальную экономику, обеспечив интеграцию в мировое хозяйство и развитие ее финансовой инфраструктуры. Вместе с тем с целью совершенствования данного механизма страховые институты, работающие во внешнеэкономической сфере, должны стать неотъемлемой частью формирующейся структуры, работая в тесном взаимодействии с Агентством, выполняя свою функциональную роль на рынке.

Библиографический список

1. Юзвович Л.И. Экономическая природа и роль инвестиций в национальной экономической системе // Финансы и кредит. - 2010. - № 9. -С. 393.

2. Баринов Э.А., Баринов А.Э. Об актуальных проблемах и особенностях международного финансирования инвестиционных проектов // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 2.

3. Игонина Л.Л. Инвестиции. М.: Магистр, 2010.

- С. 336.

4. Рогов В. Политика и практика зарубежных стран в области государственной поддержки экспорта // Внешнеэкономический бюллетень.

- 2002. - № 1.

Кадырбаев И. А. - аспирант кафедры «Страхование», ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Kadyrbaev I. A. - Postgraduate, Plekhanov Russian Economy Institute e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.