МИР
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ СТРАХОВАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ КРЕДИТОВ И ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ
IMPROVING ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ISSUES OF EXPORT CREDIT INSURANCE AND INVESTMENT IN RUSSIA
И. А. Кадырбаев,
аспирант
В статье рассматривается проблема развития экспорта и экспортных инвестиций России. В настоящее время российское правительство предпринимает активные меры по увеличению российского несырьевого экспорта, для этого выделяются значительные бюджетные средства. Отдельно рассматривается деятельность Российского Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР).
In this article are considered problem of Russian export development and export Russian investments. The Russian government work actively to increase Russian non-energy export and allocate huge funds for this. Activity of Export Insurance Agency of Russia (EXIAR) are examined severally. Ключевые слова: страхование инвестиций, инвестиционные риски, экспортные кредиты, несырьевой экспорт, государственное стимулирование, правительство, государственная корпорация, страховая защита, государственная программа. Key words: investment insurance, investment risk, export credit, non-energy export, government priming, government, government corporation, insurance coverage, government program.
Современные тенденции развития российской экономики непосредственно связаны с активизацией роста внешнеэкономической деятельности, повышением инвестиционной привлекательности отдельных сфер российской экономики. Поэтому перед Российской Федерацией остро стоит проблема дальнейшего развития экспорта и расширения своего участия на международных торговых рынках. В значительной степени решение данной проблемы зависит от эффективной организации и управления исследуемой сферы, создания экономических предпосылок для стабильного роста экспорта, его диверсификации, направленных на обеспечение прибыли и конкурентоспособности российской экономики во внешнеэкономической деятельности. Все это непосредственно влияет на экономическую безопасность государства, так как она напрямую зависит от стабильного экспорта, который, в конечном итоге, является источником обслуживания внешнего долга и позволяет осуществлять импорт, необходимый для обеспечения жизнедеятельности государства.
От политики государства зависит развитие предпринимательской деятельности, инвестиционный климат в стране, а также тенденция экономического развития страны. От правильности выбранной стратегии государства зависят как успешно будут развиваться данные процессы [1; 393].
Рост российской экономики и отдельных ее секторов позволяет отечественным компаниям расширять свое влияние на международном рынке, что свидетельствует о дополнительных возможностях
для модернизации экономики России. Вместе с тем инновационная активность большинства крупных российских компаний достаточно низкая. Следует обратить особое внимание на тот факт, что инвестиционная политика - это «дорога с двусторонним движением», т.е. с одной стороны любая страна заинтересована в привлечении дополнительных иностранных инвестиций для ускорения экономического роста, а с другой - продвижения российских инвестиций за рубежом. Оба направления тесно интегрированы между собой и представляют большой научный интерес для исследования, но в статье приоритеты отданы второму направлению, так как особый интерес представляет вопрос повышения эффективности государственной политики в отношении экспорта российских прямых инвестиций и объединения совместных усилий государства, частного бизнеса и экспертного сообщества.
Согласно данным ЦБ РФ начиная с 2004 г. экспорт российских прямых инвестиций ежегодно превышает 10 млрд. долл., составив даже в кризисный 2009 г. более 46 млрд. долл. (в 2008 г. - свыше 56 млрд. долл.). Если в 90-е гг. лишь несколько отечественных корпораций можно было отнести к числу ТНК, то за последние годы их число на территории других стран продолжает непрерывно увеличиваться. Наряду с ростом российских ТНК возникает закономерная тенденция усиления старых и возникновение новых рисков.
Инвестор не может полностью обезопасить себя от влияния всех негативных явлений и факторов,
с
МОДЕРНИЗАЦИЯ
входящих в понятие странового риска. Однако предоставление гарантии по нескольким основным из них сможет существенно повысить привлекательность многих проектов прямого инвестирования. В связи с этим можно определить тот перечень рисков, входящих в состав странового риска, гарантии по которым будут наиболее эффективны. К таким рискам относятся:
• социальные беспорядки, военные действия. Полная или частичная потеря капитала в результате военных действий, а также социальных конфликтов общенационального или локального масштаба, включая нелегитимную смену власти, локальные вооруженные конфликты, забастовки, захват имущества, препятствование в осуществлении управленческих функций и пр.;
• принятие правовых актов, ухудшающих условия ведения бизнеса. Полная или частичная потеря капитала и прибыли в результате прямого влияния изменений законодательства всех уровней, внесенных после момента получения гарантии;
• не соответствующие законодательству РФ действия или бездействие представителей органов государственной власти, повлекшие полную или частичную потерю капитала или прибыли;
• потеря капитала и прибыли в результате нарушения органами государственной власти взятых на себя контрактных обязательств;
• национализация и конфискация капитала. Действие или последовательность действий, включая принятие законодательных актов и административные меры исполнительной власти, повлекшие национализацию или конфискацию капитала, за исключением предусмотренных законодательством случаев, когда инвестору своевременно и полностью выплачена предусмотренная законом компенсация;
• пересмотр итогов приватизации имущественных объектов, в которые вкладываются средства иностранных инвесторов;
• полная или частичная потеря капитала или прибыли в результате введения ограничений конвертируемости рубля, а также введение ограничений на репатриацию капитала или прибыли.
В большинстве развитых стран мира государство, рассматривая иностранные инвестиции как важную составляющую своей внешнеэкономической политики, принимает непосредственное участие в организации страховой защиты от политических рисков, либо путем создания государственной страховой компании, либо путем существенной поддержки деятельности частных страховых компаний, занимающихся данным видом страхования [2].
Существуют различные методы оценки политических рисков (метод Дэлори, факторный анализ и т.д.). В их
основе лежит группировка и ранжирование параметров рисков, которые определяют особенности страны и ее инвестиционного климата: вероятность вооруженных конфликтов, нестабильность правительства, риск национализации, ограничения на движение капитала и рабочей силы, доля государственной собственности в экономике страны, темпы роста ВВП, динамика инфляции, состояние платежных балансов и т.д. [3; 336]. В силу непредсказуемости и особой сложности актуарной оценки вероятности наступления страховых случаев страхование такого вида рисков не типично для большинства международных страховых компаний. Среди страховых организаций, действующих в сфере страхования инвестиций (преим. кредитов), можно выделить три основные группы: национальные страховые агентства (например, Hermes Kreditversicherungs - ФРГ, COFAC - Франция), страхующие политические риски за счет национальных бюджетов, основная цель которых - стимулирование экспорта; международные страховые организации, входящие в группу Всемирного банка; ограниченный круг частных страховых компаний. С 1934 действует Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций (IUCII, или Бернский союз) - объединение государственных и частных (в том числе находящихся под контролем правительства) страховых компаний, предоставляющих страховую защиту по экспортным кредитам на срок от 1 года до 5 лет. Значительная доля операций по страхованию иностранных кредитов приходится на программы, реализуемые при поддержке государства. В некоторых странах функции страхования возложены на частные страховые компании, осуществляющие эти операции за счет средств выделенных государством. Так, к примеру, в Германии страхованием экспортных кредитов занимается страховая компания Hermes Kreditversicherung AG, основанная в 1917 г.; во Франции - Compaynie Française D'assurance pour le Commerce Exterieur - акционерное общество, основанное в 1945 г. и контролируемое государством; в Великобритании -Департамент гарантии экспортных кредитов (Export Credits Guarantee Department), который по закону является специальным правительственным органом, подчиняющимся министерству торговли; в Италии -подразделение по страхованию экспортных кредитов (САЧЕ) государственного страхового концерна ИНА. В Японии - специальный отдел в министерстве внешней торговли и промышленности. В США основным государственным учреждением, ответственным за страхование экспортных кредитов является Экспортно-импортный банк (Export-Import Bank), так называемый Эксимбанк, в сотрудничестве c ассоциацией страхования экспортных кредитов, созданной крупнейшими страховыми компаниями США. Эксимбанк предлагает широкий выбор полисов, соответствующих различным нуждам кратко- и среднесрочного страхования экспортных кредитов. Существует
rfHIk
МИР
И. А. Кадырбаев
Совершенствование организационно-экономических вопросов страхования экспортных кредитов.
ряд требований, которым американские фирмы должны соответствовать, чтобы их проекты были рассмотрены. Эксимбанк оказывает содействие только экспорту товаров и услуг, которые содержат как минимум 50% американского участия. При краткосрочном страховании покрытие относится к стоимости всей поставки. При осуществлении средне- и долгосрочных программ, в том случае, если экспортная американская продукция содержит компоненты иностранного производства, Эксимбанк покрывает до 100% американской доли при условии, что оказываемая им помощь не превышает 85% экспортной цены. Другим правительственным агентством США, занимающимся страхованием, является Корпорация по частному инвестированию за рубежом (Overseas Private Investment Corporation - OPIC) при Министерстве финансов США. OPIC проводит страхование американских инвестиций в развивающихся странах и возникающих новых экономических системах от трёх видов политического риска: политическое насилие (война, революция, мятеж и гражданское неповиновение), оказывающее воздействие на активы и доходы предприятия; экспроприация; неконвертируемость валюты. В дополнение к страхованию активов и инвестиций материнской компании OPIC также обеспечивает покрытие институциональных ссуд, аренды, застрахованной собственности и договоров об оказании технической помощи по менеджменту, а также риск подрядчиков, связанный с обязательствами по ценам и исполнению работ, таможенными закладными, оборудованием, спорами по контрактам и другим видам риска. На США, ФРГ, Японию приходится более 80% общего объема страховых операций, осуществляемых в рамках государственных программ страхования инвестиционных рисков [4].
Негативные процессы в развитии инвестиционной политики России обусловили необходимость создания собственного агентства по страхованию инвестиционной деятельности на зарубежных рынках, идея создания которого в России существовала уже более 15 лет Основная цель агентства состояла в содействии российским экспортерам высокотехнологичной продукции, в привлечении банковских кредитов на более длительные сроки и на более выгодных условиях. На последнем этапе разработкой концепции создания агентства занималось Минэкономики.
Работа по созданию и обеспечению деятельности ОАО «ЭКСАР» проводилась Минэкономразвития России совместно с заинтересованными органами власти при участии Внешэкономбанка и делового сообщества в период с 2009 по 2011 гг. в соответствии с протоколом заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации от 19 июня 2010 г. № 1817-пр (пункт 4), поручением Правитель-
ства Российской Федерации от 19 марта 2009 г. № ИШ-П2-1427 о Плане действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2009-2012 гг. Основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года, Планом антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным 2 марта 2010 г. № 972п-П13.
В конце 2009 г. Минэкономразвития России представило в Правительство Российской Федерации Концепцию создания Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, в которой был определен план действий по его формированию, а также установлены базовые принципы деятельности агентства на среднесрочную перспективу, роль и место агентства как национального института развития в системе государственной финансовой поддержки экспорта.
В 2010-2011 гг. Минэкономразвития России совместно с государственными органами власти при участии Внешэкономбанка был разработан Федеральный закон от 22 июля 2011 г. № 236-Ф3, направленный на обеспечение деятельности ОАО «ЭКСАР».
В 2011 г. в целях реализации указанного федерального закона Минэкономразвития России совместно с заинтересованными органами власти при участии Внешэкономбанка был разработан порядок осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков (постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № 964), внесены соответствующие изменения в Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка.
28 июля 2010 г. наблюдательным советом Внешэкономбанка принято решение о целесообразности учреждения Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций в форме открытого акционерного общества со 100-процентным участием Внешэкономбанка в его капитализации, которая составит 30 млрд. руб.
В целях участия в разработке и развитии страхования экспортных кредитов и инвестиций, в Минэкономразвития России была создана рабочая группа по развитию системы страхования экспортных кредитов и инвестиций с участием представителей экспортеров, страховых и финансовых организаций.
В данный момент на рассмотрении ЭКСАР находятся более 40 проектов на сумму около 90 млрд. руб. в таких отраслях, как сельское хозяйство, энергетика, транспортное машиностроение, металлургия, авиастроение, автомобилестроение, приборостроение,
Научно-практический журнал
апрель-июнь 2013
МИР
химическая промышленность. Проекты включают поставки российской продукции в Казахстан, Беларусь, Украину, Туркменистан, Азербайджан, Киргизию, Индонезию, Мозамбик, Кубу, Турцию, Вьетнам, Ирак, Монголию, Аргентину, Индию.
Существующая потребность экспортеров в поддержке со стороны ЭКСАР в ближайшие 2-3 года превышает страховую емкость ЭКСАР, которая установлена в размере 300 млрд. руб. В частности, речь идет о проектах в сфере энергетического и тяжелого машиностроения, планируемых к реализации в Африке, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Подобные крупные проекты, в которых экспортер планирует участвовать либо уже участвует, могут длиться годами. Заручившись поддержкой ЭКСАР на старте, российской компании, в случае победы в тендере, достаточно оперативно потребуется страховой полис ЭКСАР.
Исходя из прогноза развития РФ к 2018 году количество российских компаний занимающихся экспортом удвоится. Причем уже в следующем году число промышленных экспортеров увеличится на 10%. Вырастет также и объем несырьевого экспорта к концу 2013 года на 15%, к концу 2015 года - на 40%, а к 2018 году - в 2,5 раза.
Тенденция последнего десятилетия такова, что доля сырьевых товаров в структуре экспорта неуклонно увеличивалась, при этом постоянно сокращалась доля промышленных товаров. Если в 2011 году более 67% всего объема экспорта приходилось на нефть, нефтепродукты и газ, то в 2000 году этот показатель составлял 49%, в 1994 году и того меньше - 41%. Если в начале 2000-х годов на продукты высокой степени обработки - машины, оборудование, транспортные средства - приходилось 10%, то сейчас на них приходится всего лишь 5%.
Принимая во внимание актуальную ситуацию на рынке страхования экспортных кредитов в России (отсутствие опыта страхования и необходимой квалификации у частных страховых компаний), задачами Агентства на этом рынке в данном сегменте будут являться:
• оказание содействия формированию современной системы страхования экспортных кредитов;
• формирование в России практики экспортного кредитного страхования как отдельной отрасли
и продвижение продуктов страхования экспортных кредитов; • формирование в целом культуры страхования внешнеторговых операций.
Взаимодействие со страховыми компаниями не является первоочередной задачей для Агентства, но, тем не менее, рассматривается как взаимовыгодное направление и для самого Агентства, и для страховщиков.
Пока трудно дать оценку насколько эффективно отразиться создание «ЭКСАРА» на экспорте нашей страны, но как позывает практика мировых лидеров (Японии, США, ФРГ и др.) в сфере экспорта, создание такого агентства необходимо для поддержания инвестиций.
Исследование показало, что в России идет процесс организационно-экономического формирования институтов, обеспечивающих страхование экспортных кредитов и инвестиций, что позволит в перспективе реструктуризировать национальную экономику, обеспечив интеграцию в мировое хозяйство и развитие ее финансовой инфраструктуры. Вместе с тем с целью совершенствования данного механизма страховые институты, работающие во внешнеэкономической сфере, должны стать неотъемлемой частью формирующейся структуры, работая в тесном взаимодействии с Агентством, выполняя свою функциональную роль на рынке.
Библиографический список
1. Юзвович Л.И. Экономическая природа и роль инвестиций в национальной экономической системе // Финансы и кредит. - 2010. - № 9. -С. 393.
2. Баринов Э.А., Баринов А.Э. Об актуальных проблемах и особенностях международного финансирования инвестиционных проектов // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 2.
3. Игонина Л.Л. Инвестиции. М.: Магистр, 2010.
- С. 336.
4. Рогов В. Политика и практика зарубежных стран в области государственной поддержки экспорта // Внешнеэкономический бюллетень.
- 2002. - № 1.
Кадырбаев И. А. - аспирант кафедры «Страхование», ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Kadyrbaev I. A. - Postgraduate, Plekhanov Russian Economy Institute e-mail: [email protected]