С.А. ХАЛИН, заместитель управляющего ДО Павелецкое
АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО), аспирант Государственного университета - УНПК Тел. +7(926) 589-24-19;[email protected] [email protected]
СТРАХОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В данной статье отражен комплексный подход к проблематике страхования рисков при реализации инновационных проектов на предприятиях пищевой промышленности. Выделена специфика пищевой промышленности при внедрении инноваций, дано определение риска, отражены ситуации возникновения инновационного риска. Проведен анализ сегмента рынка страхования, и выявлена потребность в развитии программ по страхованию инновационных рисков.
Ключевые слова: страхование, инновации, пищевая промышленность, инновационный риск, инновационный проект, государство.
В последнее время одним из основных направлений в развитии экономики российское правительство считает инновации. Перед научным сообществом стоит четкая задача разработки, внедрения и рационального использования передовых технологий, отвечающих мировым стандартам.
Правительством выбран ряд приоритетных направлений, в которых действие инновационных процессов будет ощущаться наиболее существенно. К одним из таких направлений можно отнести пищевую промышленность. Являясь основой продовольственной безопасности страны, пищевая промышленность нуждается в серьезной модернизации как всей отрасли, так и отдельных ее процессов в целом.
Как и остальные отрасли промышленности, пищевая имеет ряд специфических черт, на которые при реализации инновационной политики необходимо обратить особое внимание (табл. 1).
Степень внедрения инноваций в пищевую промышленность на сегодняшний день находится на низком уровне1. Ведь преимущественно при внедрении того или иного процесса предприятие сталкивается с серьезными финансовыми вложениями, и, более того, всегда присутствует риск неоправданности и невозврата вложенных средств. При поиске дополнительных источников финансирования снижению производственных издержек могли бы способствовать предоставление субсидий инновационным предприятиям, снижение ставок налогообложения, корректировка таможенно-тарифной системы и другие меры государственного воздействия. Сложнее в этом случае становится с риском окупаемости вложенных средств и возможностью их невозврата. При внедрении продуктов инновационной деятельности предприятие не имеет гарантий, что вложенные средства вернутся в среднесрочной/долгосрочной перспективе. Рассчитать приблизительный порог окупаемости вложенных инвестиций при определенных условиях представляется возможным, но утверждать со 100-процентной гарантией - нет. Избежать полностью риска в инновационной деятельности невоз-
© С.А. Халин
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Таблица 1 - Специфика пищевой промышленности при реализации инновационной политики
Специфическая особенность пищевой промышленности Проявление специфики в инновационной деятельности Инструменты, способствующие увеличению объема внедрения инноваций в пищевую промышленность
1. Слабая инновационная инфраструктура Отсутствие доступной схемы материализации инновационной мысли/проекта в готовый продукт, высокий уровень риска неокупаемости затраченных средств Создание общепринятой схемы реализации инновационных проектов на предприятиях пищевой промышленности, а также формирование программ по минимизации рисков
2. Низкая степень обеспеченности инновационной сферы кадровым потенциалом Количество квалифицированных специалистов прямым образом отражается на количестве/качестве реализации инновационных проектов на предприятии Формирование профильных научных центров на базе действующих университетов с тесной интеграцией в производство
3. Техническое истощение производственной и перерабатывающей базы Производство инновационных продуктов возможно только с помощью передового, высокотехнологичного оборудования Разработка и внедрение программ, обеспечивающих предприятия разнообразными льготами при покупке отечественного пищевого оборудования
4. Уровень конкурентного потенциала предприятий пищевой промышленности стремительно падает Перечень производимых товаров не обновляется, многие товары не соответствуют мировым стандартам качества Внедрение альтернативного вида сырья, расширение ассортимента производимой продукции
5. Сложность вывода на рынок и сбыта новой продукции Потребитель конечной продукции обладает разнообразными вкусовыми пристрастиями Предварительный анализ потребительского спроса, формирование модели реализации продукции с учетом анализа спроса
6. Низкий уровень отечественного пищевого машиностроения Производство конкурентного продукта, отвечающего мировым стандартам качества, возможно с использованием преимущественно импортного, дорогостоящего оборудования Формирование отечественного производства пищевого машиностроения
можно, поэтому предприятиям следует тщательно анализировать инновационные процессы, чтобы избежать возможных ошибок на стадии отбора проектов. В некоторых случаях наиболее эффективной возможностью сокращения негативных последствий или снижения уровня риска инновационной деятельности являются прямые управленческие воздействия на возможные управляемые факторы риска, такие как анализ и оценка инновационного проекта, проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту, планирование и прогнозирование инновационной деятельности, подбор персонала, участвующего в осуществлении инновационной деятельности.
При рассмотрении вопроса о рисках, связанных с внедрением инновационных проектов, альтерна-
тивой в нем можно назвать систему страхования. Страхуя тот или иной риск, предприятия смогут минимизировать потери, связанные с процессом инновационной деятельности. Предприятия пищевой промышленности в данном случае не будут исключением, ведь инновационная деятельность предприятия в большей степени, чем другие направления его деятельности, сопряжена с риском. Однако возможный рост прибыли от внедрения инновационного проекта компенсирует повышенный риск значительно выше других направлений деятельности предприятия.
Под определением инновационного риска можно понимать вероятность потери, возникающей при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров/услуг, которые в
процессе реализации не найдут ожидаемого спроса, а также риски, связанные с разработкой новых товаров2. Более системным представляется следующее определение: инновационные риски охватывают весь спектр предпринимательских рисков, связанных с реализацией инновационного процесса, рассматривающее не специфический риск (инновационный) в традиционной сфере, а традиционный риск (неполучения ожидаемого дохода) в специфической сфере. Предприятие, делающее акцент на производство инновационных продуктов, может столкнуться с инновационным риском в определенных ситуациях:
- использование менее затратного метода производства;
- производимые продукты готовятся с использованием более современных технологий и оборудования;
- создание продукта при помощи устаревшего оборудования;
- реализация оборудования, непригодного для выпуска высокотехнологичного продукта;
- ошибки при разработке продуктов или технологий.
Страхование инновационных рисков достаточно сложная и специфическая сфера деятельности. В теории управления рисками, страховой науке в настоящее время разработаны лишь принципиальные подходы к организации страховой защиты предприятий от инновационных рисков3. В условиях слабой коммерческой привлекательности страхования предпринимательских рисков в инновационной деятельности для российских страховщиков следует предпринять в рамках государства ряд мер налогового и иного характера, стимулирующих как страховщиков, так и страхователей к заключению таких договоров страхования.
Большинство специалистов рынка страхования считают, что страхование инновационных рисков в нашей стране находится в зачаточном состоянии. Страховые компании не готовы рассматривать страхование инновационных рисков вне зависимости от того, в какой области они намечаются. Доход от реализации страховых продуктов инновационной деятельности, рассчитанный на долгосрочную перспективу, связанный с повышенным риском, является не столь доходным и экономически не обоснованным по сравнению с уже привычными, понятными и прогнозируемыми продуктами общего страхования.
Однако, беря во внимание курс государства на инновации, следует ожидать, что в ближайшее время рынок страхования должен сформировать комплекс определенных продуктов, нацеленных на качественное изменение страхования инновационных рисков. Государство заинтересовано в модернизации экономических процессов во всех отраслях промышленности за счет внедрения инновационных проектов. Предприятия в борьбе за рынок обязаны внедрять новые процессы, технологии, формировать новые продукты, отвечающие мировым стандартам качества. Но, как известно далеко не все проекты в инновационной сфере в той или иной мере гарантируют предприятию сверхприбыли при минимальных инвестициях и отсутствии риска.
Для повышения привлекательности внедрения инновационных проектов и минимизации рисков, связанных с их реализацией, основной альтернативой должны выступить страховые компании. В свою очередь страховщики получают громадный рынок сбыта комплекса страховых продуктов (схема 1 ).
Схема 1. Взаимодействие государства со страховщиками и предприятиями
Учитывая тезис о необходимости интеграции страховых компаний в инновационный процесс, следует учесть, что данное предположение возможно при создании благоприятных условий как для страховых компаний, так и для предприятий, страхующих свои риски при внедрении инновационных проектов.
Со стороны государства должна быть предложена четкая схема стимулирования развития страховых компаний, нацеленная на повышение привлекательности участия в страховании рисков инновационной деятельности. Все аспекты государственной поддержки могут быть реализованы в федеральной целевой программе, которая, в свою очередь, в зависимости от региона и его специфики, количества предприятий пищевой промышленности и страховых организаций будет реализована в региональной целевой программе (схема 2).
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Схема 2. Реализация федеральной целевой программы
В рамках федеральной целевой программы государством должны быть предложены конкретные меры, нацеленные на стимулирование роста активности страховых компаний в области страхования инновационных рисков. Причем стоит учесть, что федеральная целевая программа должна стать основой для региональных программ, которые, в свою очередь, учитывая специфику региона, должны будут сформулировать комплекс мер для эффективного взаимодействия страховых компаний и предприятий пищевой промышленности, использующих в процессе производства инновационные проекты.
К таким первостепенным мерам можно отнести:
- Предоставление налогового послабления страховым организациям, участвующим в страховании инновационных процессов.
- Оказание финансовой поддержки создающимся страховым организациям, специализирующимся на страховании инновационных рисков.
- Стимулировать спрос к использованию страхования инновационных процессов.
- Обеспечить надежность страховых компаний.
При создании государством благоприятной среды для развития рынка инновационного страхования следует ожидать увеличения активности со стороны страховых организаций. Следует отметить, что государственные меры поддержки должны быть направлены не только к уже существующим компаниям, но и в большей мере к новым, планирующим выйти на рынок страхования инновационных рисков.
Формируя конкурентную среду в сфере страхования инновационных рисков, государство в первую очередь предоставит страхователям право выбора страховой организации, что, в свою оче -редь, позволит расширить комплекс предлагаемых продуктов, снизить комиссионное вознаграждение, повысить качество сервиса. Страховые компании в борьбе за потребителя должны будут постоянно совершенствовать свои продукты, более тщательно выявлять потребности и разрабатывать новые программы страхования. Процесс страхования инновационных рисков должен стать понятным как страховщикам, так и страхователям и получить широкое применение в реализации инновационной политики государства.
На схеме 3 представлен проект апробации применения типовой схемы развития инновационного страхования в пищевой промышленности при реализации региональной целевой программы в Курской области. Согласно предложенной программе разработана схема взаимодействия между страховой компанией, предприятием, заинтересованным в страховании инновационных рисков, и государством. Со стороны государства предложен комплекс мер, которые должны оказать влияние на рост рынка инновационного страхования.
Страховые организации, в свою очередь, должны сформулировать четкое предложение страхователю, выделить, согласно инновационной политике предприятия, объект страхования и предложить комплекс мер, нацеленных на минимизацию рисков, связанных с внедрением инновационных проектов на предприятии. При этом стоимость данных услуг должна быть ориентирована на рынок и контролироваться государством. Организация, страхующая свои риски, может рассчитывать на качественное сотрудничество со страховой компанией при выполнении ряда требований (табл. 2):
Разработка комплекса страховых продуктов
Государство
Реестр страховщиков
Комплекс мер _к_
Федеральная целевая программа
Региональная адаптация
1
Региональная целевая программа
Стр ахов ая Группа « АСКО »
Договор на услуги страхования Требования к предприятию Информация о проекте -
Реестр предприятий
гЛ
ООО «Купеческий ряд» —
Пастеризационно-охладительные пластинчатые установки
Договор купли/продажи
оборудования
ООО "ТД" РосМолСнаб"
Договор оказания услуг
Технология получения микрогранулированного сывороточного белка <—
ООО "МЕГА ПрофиЛайн"
Схема 3. Реализация региональной целевой программы на примере предприятий Курской области
Большую работу необходимо проделать и самим страховым компаниям. Имея тот спектр услуг, которым обладают на сегодняшний момент, страховые организации удовлетворить потребность в страховании инновационных рисков пред-приятий-инноваторов попросту не смогут. Отсутствует комплексный подход к системе страхования рисков. Встречаются предложения по частичному или поверхностному страхованию отдельных направлений инноваций, но в совокупности, чтобы полностью застраховать процесс внедрения, реализации, выхода на рынок инновационного проекта, на сегодняшний момент попросту нет. Более того, те немногочисленные предложения по частичному страхованию инновационных рисков многим предприятиям недоступны по причине чрезмерно высоких комиссий.
Что касается предприятий пищевой промышленности, то страхование рисков инновационных проектов тут является наиболее уместным. Ведь конечный продукт предприятий данной отрасли попадает в рацион потребителя. Риски, возникающие в процессе внедрения новых технологий, оборудования, продуктов, могут качественным образом отразиться на конечном продукте. Соответственно данная отрасль должна быть одной из первых, где необходимо рассматривать варианты с комплексным страхованием рисков.
С учетом того, что на данный момент разработаны лишь принципиальные подходы к организации страховой защиты предприятий от инновационных рисков, четко выделить основные моменты специфики страхования инновационной деятельности в пищевой промышленности не представляет-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Таблица 2 - Специфика требований страховых организаций при возможном страховании инновационных рисков
Требования к производственной организации
Обоснование выдвигаемых требований
Специфика требований
1. Участие в целевой программе
Предприятие пищевой промышленности, страхующее инновационные риски, должно быть включено в реестр целевой программы
Предоставление предусмотренных целевой программой комплекса мер по взаимодействию со страховыми организациями
2. Документарное подтверждение сделок с контрагентами
Страховщик обязан оценить качество сделок с контрагентами, их количество на основе ретроспективного и перспективного анализа
Дает возможность анализа специфики инновационного проекта, прогнозирования возможных рисков
3. Предоставление сертификационной документации
Все товары/услуги, участвующие в инновационном проекте, должны быть сертифицированы или предусматривать определенные схемы сертификации в будущем
Сертифицированный товар или услуга, участвующие в инновационном проекте, минимизируют степень ответственности страховой компании
4. Предоставление подробной информации о реализующемся инновационном проекте
Страховая компания должна тщательно изучить всю документацию, которая связана с инновационным проектом, самостоятельно или с привлечением сторонних экспертов
Понимание процесса в достижении конечного результата позволит прогнозировать уровни риска на каждом этапе реализации инновационного проекта
5. Предоставление аттестационных данных персонала, участвующего в реализации проекта
Каждый сотрудник, участвующий в реализации инновационного проекта, должен соответствовать по уровню подготовки
Уровень квалификации специалистов позволит оценить степень качества выполняемых работ и, как следствие, риски, связанные с человеческим фактором
6. В зависимости от инновационного проекта выделить объект страхования
Объекты страхования оговариваются в рамках программы государственной поддержки, страховая компания может расширить спектр страхуемых объектов, но уже без гарантий со стороны государства
Четкое формулирование и понятие объекта страхования дает возможность оценить возможные риски и согласовать интересы всех сторон
7. Оценить условия наступления страхового случая
В зависимости от специфики инновационного проекта условия наступления страхового случая могут меняться и поддаваться корректировке
Условия наступления страхового случая (как и объекты страхования) оговариваются в рамках целевых программ. Страховая компания может предложить «лучшие» условия, но размер государственных гарантий и компенсаций распространяется лишь на условия, оговоренные в программе
ся возможным, однако можно сформулировать особенности страхования в этом направлении промышленности:
- Риски, связанные с климатическими условиями, которые качественным и количественным образом могут отразиться на ко -нечном продукте.
- Риски контроля качества конечного продукта при использовании новых технологий.
- Оценка качества сырья контрагентов, участвующих в производстве конечного продукта.
- Риски, связанные с разработкой новых технологий и продуктов (научные риски).
Следует отметить, что основное внимание в пищевой промышленности должно быть сосредоточено на рисках, связанных с качеством выпускаемой продукции. Причем контроль качества должен осуществляться на каждой стадии производ-
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
ства, начиная от выбора инновационного проекта, его структурного анализа на пригодность внедрения на данном предприятии, его формирования как продукта и, основное, на выходе готовой продукции.
Рассматривая схему внедрения инновационного проекта на предприятие пищевой промышленности, страховая компания может проанализировать, какие риски у предприятия могут возникнуть на том или ином этапе. Логичным может быть предложение разработки типовой схемы внедрения инновационного проекта в зависимости от профиля предприятия, стратегии его развития. Согласно данной схеме страховые компании смогут предложить предприятию комплекс мер, нацеленных на страхование рисков, возникающих на том или ином этапе. Это позволит страховым компаниям быстро и качественно производить анализ предприятия и готовить предложение, сформированное с учетом всех потребностей организации. Следует отметить, что важно именно комплексное предложение, это позволит более качественно контролировать процесс внедрения инновационного проекта и минимизировать риски на каждом из этапов.
Необходимо рассматривать вариант частичного софинансирования со стороны страховых ком -паний инновационных проектов предприятий, кото -рые по тем или иным причинам не могут довести начатый процесс до момента его окупаемости. Изучив показатели 2009 года, можно утверждать, что страховые компании обладают необходимыми средствами, заработав по итогам года более триллиона рублей4. Российские страховщики и их
рынок, обладают серьезными льготами со стороны государства для получения сверхприбылей. Так, страховые организации, ведущие деятельность на территории нашей страны, забирают себе примерно 30-40% страховых премий, тогда как иностранцы у себя на родине вынуждены отдавать все 100% и, более того, ограничивать инвестиционный доход 5% годовых, тогда как в России он вообще не регламентируется. Исходя из этого, можно предположить, что частично эти средства, полученные за счет сверхприбылей, государство может обязать направлять в те сферы, которые особенно важны для развития инновационной экономики.
Возвращаясь к предприятиям, участвующим в модернизационных преобразованиях за счет внедрения инновационных проектов, можно утверждать, что формирование комплексного, доступного и, самое главное, понятного процесса страхования инновационных рисков послужит существенным стимулом в становлении тенденции роста к инновациям. Понимая, что без внедрения новых технологий отечественные предприятия не смогут оказать существенной конкуренции новейшим продуктам/услугам, произведенным с учетом мировых стандартов качества за рубежом, государство должно двигаться в сторону интеграции инновационных проектов в производство. Формирование рынка страхования инновационных рисков является серьезным направлением, двигаясь в котором государство сможет минимизировать издержки предприятий при реализации инновационных проектов, повысить интерес к инновациям, а значит, и ускорить процесс интеграции инноваций в производство.
зарубежные коллеги, допущенные на российский
Примечания
1 http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_150B5543-C4C5-4BA0-8718-AF90D78AA480.html
2 http://www.e-college.ru/xbooks/xbook 166/book/index/index.html?go=part-012*page.htm
3 http://www.fin-izdat.ru/journal/national/journal.php?SECTION_ID=364
4 http://www.kapital-rus.ru/articles/article/strahovanie_riskov_mimo_kassy/
Библиографический список
1. http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_150B5543-C4C5-4BA0-8718-AF90D78AA480.html
2. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook 166/book/index/index.html?go=part-012*page.htm
3. http://www.fin-izdat.ru/journal/national/journal.php?SECTION_ID=364
4. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/strahovanie_riskov_mimo_kassy/
S.A. KHALIN
INSURANCE OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE FOOD-PROCESSING INDUSTRY
In the given clause the complex approach to a problematic of insurance of risks is reflected at realization of innovative projects in the food-processing industry enterprises. Specificity of the food-processing industry is allocated at introduction of innovations, risk determination is made, situations of origin of innovative risk are reflected. The analysis of a segment of the market of insurance is carried out and the requirement for development of programs on insurance of innovative risks is revealed.