— исследование и разработка аналитических систем и математических моделей, обеспечивающих поддержку принятия решений по регулированию функционирования и управлению развитием транспортного комплекса.
Основными ожидаемыми итогами от реализации транспортной стратегии страны и стратегии развития железнодорожной отрасли до 2030 года, среди прочих, являются [5, 6]: существенное снижение аварийности, рисков и угроз безопасности по всем видам транспорта; снижение уровня удельных транспортных издержек в цене продукции к 2030 году на 30%; увеличение коммерческой скорости продвижения товаров железнодорожным транспортом до 1000-1200 км/сутки; значительное (в 2-4 раза) повышение производительности транспортных систем;
повышение фондоотдачи инфраструктуры транспорта и увеличение рентабельности; уменьшение на 30% уровня энергоемкости транспорта.
Итак, анализ представленных стратегий и программ показывает, что, выбрав генеральную линию на радикальное обновление железнодорожного транспорта, руководство страны и железнодорожной отрасли мало внимания уделило вопросам организации эксплуатации существующего парка подвижного состава для того, чтобы обеспечить его надежность и эффективность до момента переоснащения подвижного железнодорожного средства. Поэтому проблема надежной эксплуатации существующего ныне подвижного состава остается.
Литература
1. Доклад президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина на расширенном итоговом заседании Правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» // Железнодорожный транспорт. — 2009. — № 1. — С. 2-11.
2. Недосеков А.Н. Стратегические ориентиры производства транспортной техники // Локомотив. — 2008. — № 11. — С. 5-7.
3. Приоритеты железнодорожного машиностроения: Матер. II междунар. конф. Железнодорожное машиностроение. Перспективы, технологии, приоритеты // Локомотив. — 2008. — № 11. — С. 2-4.
4. Стратегические направления научно-технического развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 г: «Белая книга» ОАО «РЖД». — http://www. transport.ru.
5. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации. № 877-р от 17.06.2008. — http://www.mintrans.ru/pressa/TransStrateg_VV.htm.
6. Транспортная стратегия РФ до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р — http://www.mintrans. ru/pressa/TransStrateg_VV.htm.
СТРАХОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.М. Милохова,
аспирант кафедры менеджмента факультета экономики и управления Тюменского государственного архитектурно-строительного университета
В статье показана возможность использования страхования в качестве эффективного метода наряду с другими способами снижения рисков в строительной деятельности. Выявлена группа строительных рисков, подлежащих страхованию, приведены примерные тарифные ставки по ним.
Ключевые слова: страхование, договор страхования, строительные риски, минимизация рисков, тарифные ставки.
УДК 658.325; ББК У9(2)262.10
В России на сегодняшний день страхование строительных рисков не является обязательным. Может быть, поэтому в отличие от западных фирм договоры страхования в нашей стране заключаются очень редко. Обычно страхуются строительномонтажные риски, как правило, в малых или недостаточных объемах. Строительные риски, с нашей точки зрения — это риски, возникающие на всех этапах осуществления строительства. Страхование риска является одним из наиболее распространенных способов снижения его уровня среди всех возможных методов, представленных на рис.1 [4]. Сущность страхования состоит в том, что страхователь готов отказаться от части доходов для того, чтобы минимизировать риск возможных негативных последствий, т.е. он готов заплатить определенную сумму для снижения степени риска до нуля.
Предотвращение или профилактика риска, в частности в строительстве, может осуществляться с помощью качественной проектной документации и соблюдения стандартов при строительстве. Метод уклонения предусматривает, например, своевременное оформление документов, уменьшение кредит-
ных средств и т.д. Диверсификация или распределение риска осуществляется между участниками строительства (инвестором, заказчиком, подрядчиком, субподрядчиком и т.д.). Поглощение может осуществляться путем дублирования операций, объектов или ресурсов для подстраховки «узких мест».
Наряду со страхованием наиболее распространенным способом уменьшения риска является резервирование, которое предполагает создание резерва денежных средств на покрытие непредвиденных расходов. Данный метод воздействия на риски предусматривает установление соотношений между потенциальными рисками, влияющими на деятельность предприятия и его подразделений, а также размеров расходов, необходимых для преодоления негативных форс-мажорных ситуаций в деятельности предприятия. Основной проблемой возникающей при использовании этого метода является оценка потенциальных последствий рисков и установление экономической целесообразности использования процедур самострахования по сравнению с внешним инструментарием страховой защиты.
Диверсификация
Размывание, распределение, например, усилий
предприятия между видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны между собой.
Страхование
Резервирование
Уклонение
Предотвращение
Передача определенных рисков страховой компании. Частичное страхование рисков проекта: здания,
оборудование, персонал и т.д.
Заранее предусмотренный размер средств на непредвиденные расходы (форс-мажор)
Минимизация убытков компании,
возможности данного вида убытков
устранение
Уменьшение (но не полное устранение) конкретных убытков с помощью, например, создания систем мониторинга, обучения персонала и др. Расширение круга участников проектной деятельности для снижения «рисковой нагрузки» в расчете на одного участника, гарантии и др.
Рис.1. Методы минимизации величины рисков
Резервные фонды, как правило, составляют до 3% от стоимости строящегося объекта. Однако, во-первых, этих средств явно недостаточно, во-вторых, заказчики всегда неохотно соглашаются на подобное увеличение сметы. Значительно эффективнее заложить в смету строительства дополнительные затраты на страхование в размере до 1% от стоимости объекта, что позволит застраховать весь комплекс строительных рисков.
Основные разделы договора страхования представлены на рис. 2 [1, 2].
Страхователь
Страховая выплата ^
Договор
страхования
Страховые
риски
Рис. 2. Основные разделы договора страхования
Страхователями в данном договоре, как правило, выступают лица, которые напрямую заинтересованы в защите объекта страхования. В строительстве это может быть как подрядчик в случае выполнения строительно-монтажных работ, так и заказчик. Страховщиком, безусловно, должна выступать проверенная и зарекомендовавшая себя на рынке компания. Поэтому к подбору страховщиков надо отнестись со всей ответственностью, для избежания проблем в будущем. В нашей стране наиболее крупными и известными страховыми компаниями являются «АльфаСтрахование», «Гефест», «Росгосстрах», «Ингосстрах», «Капиталъ» и др.
Страховые риски, в данном контексте, строительные риски — это предполагаемые события, на случай наступления, которых и осуществляется страхование. Сумма, в пределах которой стра-
ховая организация обязуется выплатить страховое возмещение, называется страховой суммой. Ее величину довольно трудно определить, как правило, она зависит от стоимости объекта страхования. В свою очередь именно от страховой суммы зависит размер страховой премии, т.е. платы за страхование, которая относится к затратам страхователя. Страховая выплата — размер ущерба, выплачиваемый страховщиком страхователю в результате наступления страхового случая.
Что касается действия договора страхования, то он предусматривает страховую защиту, которая распространяется на территорию, указанную в договоре страхования. Действие договора начинается после уплаты страхового взноса при начале работ или при размещении застрахованных объектов на строительной площадке.
Страхование строительных рисков может включать имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. По возможности такие стандарты должны определяться договором, что снижает вероятность появления недоразумений.
Объектом страхования, т.е. страхованию в рамках защиты от строительных рисков подлежат [3,5]:
• строительные работы, включая стройматериалы и конструкции, расходы на зарплату, перевозку, таможенные сборы и пошлины, также строительные элементы и материалы, поставляемые заказчиком;
• монтажные работы, включая монтируемое оборудование и др. расходы;
• оборудование строительной площадки (леса, временные сооружения и т.п.);
• расходы по расчистке территории от обломков (после страхового случая);
• гражданская ответственность перед третьими лицами;
• послепусковые гарантийные обязательства подрядчика;
• строительные машины и оборудование, закрепленные на объекте строительства (по дополнительному соглашению).
В рамках страхования от несчастных случаев производится страхование профессиональной ответственности строителей. К этому виду относятся следующие риски [4]:
при осуществлении проектной деятельности и инженерных изысканий для строительства (ошибки и упущения при составлении проектной и тендерной документации, при осуществлении авторского надзора за проведением строительно-монтажных работ, неверный выбор расчетных нагрузок, несоблюдение правил и норм проектирования);
Страховщик
Страховая
сумма
Объект
страхования
при производстве отдельных видов строительных материалов (ошибки строительно-монтажных организаций при возведении и монтаже строительных конструкций и оборудования на стройплощадке);
при осуществлении строительно-монтажных работ (ошибки, допущенные в ходе изготовления строительных материалов, конструкций, а также из-за использования материалов с внутренними скрытыми дефектами).
В рамках имущественного страхования к страховым рискам по строительной технике относятся любые внезапные и непредвиденные события на строительной площадке в том числе:
— пожар, взрыв, удар молнии, падение летательных аппаратов;
— воздействие воды, использованной для пожаротушения;
— избыточное напряжение, электрические дуги;
— обвал, оползень, просадка грунта, паводок, наводнение, затопление, землетрясение;
— повышенное или пониженное давление;
— разрыв, вследствие действия центробежной силы; повреждение имущества обваливающимися или падающими частями; повреждения, вызванные перевозкой на строительной или монтажной площадке;
— кража со взломом.
К рискам, которые строительными организациями страхуются наиболее часто, относятся вероятные потери в результате: пожаров и других стихийных бедствий; порчи или уничтожения продукции при транспортировке; ошибок сотрудников фирмы и невыполнения обязательств субподрядчиками.
Безусловными достоинствами страхования, на наш взгляд, являются:
получение предприятием возможности планировать свои будущие расходы;
возможность распределять средства согласно заранее намеченному плану;
предотвращение высоких потерь, которые могут возникнуть в результате наступления страхового случая;
уверенность застройщика в выполнении работ в необходимые сроки.
Страхование, как обязательный элемент осуществления договорных отношений в строительстве применяется в случаях:
больших инвестиций в строительство (от 100-200 млн долл.);
строительства объекта, имеющего оригинальный дизайн или конструкцию, также при строительстве очень редкого, уникального по международным масштабам объекта;
строительства крупных объектов в регионах со сложными геологическими или климатическими условиями;
в крупных мегаполисах, когда одна часть строительного сооружения уже функционирует или используется, а другая еще находится в стадии строительства; транспортного строительства.
В зависимости от желаний сторон, договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или повреждения имущества, используемого при строительстве, либо ответственность, страховать соответствующие риски.
Несмотря на очевидные достоинства страхования, существует риск обесценивания страховых премий (страховщик получает страховую премию в начале года, а за убыток платит в конце года). Здесь и возникает необходимость, с нашей точки зрения, учитывать дополнительно риск в цене на строительную продукцию, т.е. использовать метод формирования цены с учетом риска. Тем более, что подрядчик может включить расходы на страхование в сумму своих общих затрат, соответственно в цену на свою работу, поскольку согласно российскому законодательству, расходы на страхование включаются в себестоимость работ, услуг и т.д.
Однако, существует группа рисков, которые уклоняются страховать даже страховые компании (такие, как политические риски, риски воздействия ядерной энергии и т.д.). Получается, что часть рисков будет возмещаться страховыми компаниями с помощью страховых выплат, а часть — будет возмещаться из собственных средств организации. Следовательно, чтобы возместить часть не страхуемых рисков организации следует искать способы их возмещения.
Исходя из практического опыта страховой деятельности, в табл. 1 приведены базовые тарифные ставки по страхованию строительно-монтажных рисков [7].
Таблица 1
Базовые тарифные ставки по страхованию строительно-монтажных рисков
Вид работ Базовая тарифная ставка
Строительство и реконструкция мостов 0,3-0,6%
Строительство тоннелей 0,5-0,8%
Строительство реконструкция автодорог 0,1-0,4%
Строительство и реконструкция портов 0,3-0,5%
Строительство и реконструкция жилых и общественных зданий 0,1-0,4%
Строительство и реконструкция производственных зданий 0,12-0,5%
Ставки устанавливаются в процентах от страховой суммы и зависят от вида работ. Стоит отметить, что страховые компании применяют коэффициенты риска, исчисляемые в зависимости от сложности объекта. Коэффициенты могут быть как понижающими (0,5-1,0), так и повышающими (1,0-3,0). Например, производство работ в условиях городской застройки увеличит страховой тариф в 1,3 раза, строительство зданий и сооружений выстой 25 м и более — в 1,45 раза. Величина страхового тарифа при страховании техники рассчитывается для каждого конкретного ее вида и зависит от степени износа оборудования, условий эксплуатации, наличия франшизы и т.д.
В табл. 2 представлены тарифы на страхование строительных рисков в зависимости от объекта страхования.
Таблица 2 Тарифы на объекты страхования
Объект страхования Тарифы,%
Строительно-монтажные работы (СМР) 0,08-0,8
Существующие объекты на стройплощадке 0,08-1
Машины, механизмы, оборудование строительной площадки 0,1—1,5
Послепусковой гарантийный период ,8 0, 1- 0,
Ответственность при проведении СМР 0,1—1,5
Страхованием может быть охвачен широкий спектр рисков. В последнее время вводится комплексное страхование «от всех рисков» типовых строительных и монтажных работ (0,3-1%). Цена полного пакета страховок для среднего по размерам объекта обычно не превышает 2% его сметной стоимости, а в случае с типовыми зданиями и того ниже — не более 0,8%. Все зависит от сложности и сроков проведения работ, а также от месторасположения стройки. Полноценная страховка способна сократить смету. Отчисляя менее 1% на страхование, фирма гарантированно «покрывает» практически все непредвиденные риски, а значит, может смело сокращать резервы, предусмотренные в смете на непредвиденные расходы. Следовательно, расходы тем самым минимизируются, поскольку обычно подрядчик закладывает в смету дополнительно до 10-15% общей стоимости работ, подстраховываясь на случай непредвиденных обстоятельств.
Основными причинами замедленного развития страхования строительно-монтажных рисков в России, на наш взгляд, являются:
высокие, по мнению страхователей, тарифы на страхование, а также сложность определения тарифов для строительной деятельности (в каждом случае они будут разными в силу уникальности строительных проектов). Поэтому строительные организации не торопятся обращаться в страховые компании;
трудность в определении величины выгоды страхователя; частичное или полное отсутствие всего пакета документов, необходимого для страховщика (документы предоставляются страхователем) при заключении договора страхования;
несовершенство действующей системы стандартизации, методологии и условий страхования строительно-монтажных рисков, а также отсутствие директивных требований к страховым компаниям, работающих на подрядном рынке; устаревшие ГОСТы;
невозможность включать в себестоимость затраты на страхование всех строительных рисков с точки зрения налогового законодательства;
ограниченная возможность заказчика выступать в роли страхователя исходя из положений гражданского законодательства.
Несмотря на все вышеперечисленные проблемы использования страхования, можно сделать вывод о том, что страхование — это один из наиболее эффективных методов снижения
рисков в строительной деятельности, использовать который необходимо, просто потому что он позволяет снизить издержки строительной организации в случае нежелательных вероятностных ситуаций как внешних, так и внутренних. Однако страхователю не следует забывать, что вместе со страхованием надо принимать еще и соответствующие меры для предотвращения наступления страхового случая. Сочетание этих двух условий позволит обеспечить стабильность и надежность в деятельности строительной организации.
Литература
1. Закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
2. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. От 26.01.1996, №14-ФЗ, http://www.consultant.ru/popular/gkrf2
3. Методические материалы по страхованию строительных рисков (рекомендованы Письмом Минстроя РФ от 30.08.1996 №ВБ-13-185/7).
4. Правила страхования профессиональной ответственности строителей.
5. Правила страхования строительно-монтажных рисков.
6. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ: Продвинутый курс: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 495 с.
7. http://www.sbaspect.ru/pages/34/28/
8. http://www.ruspolis.ru/for_juridical_person/construction/
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ
Н.А. Балова,
аспирант Межрегионального открытого социального института (г. Йошкар-Ола)
В статье отражены особенности жилищно-коммунального хозяйства региона, обусловленные наличием большой доли муниципальной собственности и социальной направленностью деятельности всех субъектов отрасли. Показано, что реформа жилищно-коммунального хозяйства в стране проходит одновременно с реформированием бухгалтерского учета, где все аспекты бухгалтерского учета, включая управленческий учет, подлежат раскрытию в учетной политике предприятий отрасли.
Ключевые слова: бухгалтерский и управленческий учет, организационная структура жилищно-коммунального хозяйства, реформа жилищно-коммунального хозяйства, товарищество собственников жилья, учетная политика.
ББК 65.052.5 (470.41); УДК 338.46 (2 Рос.Тат)
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является сложной многофункциональной отраслью региональной экономики, направленной на обеспечение необходимыми ресурсами, товарами, услугами не только жизнедеятельности населения, но и бесперебойной работы предприятий других отраслей экономики региона. Особенности жилищно-коммунального хозяйства обусловлены, прежде всего, наличием большой доли муниципальной собственности и социальной направленностью деятельности всех субъектов отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Для жилищно-коммунальных услуг характерны социальная значимость и низкая заменяемость их другими услугами. Следовательно, общей характеристикой жилищнокоммунальных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения муниципальных образований.
Современное неблагополучное состояние ЖКХ сложилось из-за низкого качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, высокой изношенности жилищного фонда, устаревших норм обслуживания, неэффективности управления финансовым механизмом в условиях использования больших объемов привлеченных источников финансирования. Все это приводит к невыполнению главной функции ЖКХ — обеспечение достойных условий проживания населения.
Результаты функционирование отрасли требуют изменения системы управления жилищно-коммунальной сферой, направленного на повышение результативности, устойчивости и надежности деятельности систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, привлечение инвестиций и иных источников финансирования.
Эффективное функционирование жилищного фонда и систем жизнеобеспечения региона возможно только с учетом отраслевых и территориальных особенностей деятельности жилищно-коммунального хозяйства, что требует:
— перестройки организационно-экономических, правовых, хозяйственных и финансовых механизмов взаимодействия субъектов правоотношений отрасли;
— обеспечения функционирования деятельности организаций ЖКХ в условиях рационального использования финансовых источников и повышения качества жилищно-коммунальных услуг;
— мониторинга жилищного фонда, надежности и устойчивости функционирования инженерных сооружений организаций ЖКХ;
— использования новых информационных технологий, обеспечивающих оптимизацию финансовых потоков, формируемых в результате оплаты жилищно-коммунальных услуг.