Научная статья на тему 'СТОЛЕТИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА ВО ВЬЕТНАМЕ'

СТОЛЕТИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА ВО ВЬЕТНАМЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вьетнам / протестантизм / пятидесятничество / католицизм / народная религия / миссионерство / традиционные религии / национальные меньшинства / Vietnam / Protestantism / Pentecostalism / Catholicism / folk religion / missionary work / traditional religions / ethnic minorities

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николай Александрович Мязин

В 1911 г. была построена первая протестантская церковь, ориентированная на местных жителей, большинство миссионеров были американцами. После объединения страны отношение руководства страны к протестантизму, который ассоциировался с США было достаточно негативное, тем не менее, протестантизм не был запрещен. К настоящему времени протестанты составляют около 1% населения, рост произошел, в основном, за счет представителей этнических меньшинств, которые проживают в сельской местности. Распространение протестантизма среди титульного этноса затруднено вследствие сохранения популярности народной религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CENTURY OF PROTESTANTISM IN VIETNAM

In 1911 the first Protestant church was built with a local focus, and most of the missionaries were Americans. After the unification of the country, the attitude of the country's leadership toward Protestantism, which was associated with the United States, was quite negative, yet Protestantism was not banned. At present, Protestants constitute about 1% of the population, the growth has occurred mainly at the expense of ethnic minorities who live in rural areas. The spread of Protestantism among the titular ethnic group is difficult due to the continued popularity of the folk religion.

Текст научной работы на тему «СТОЛЕТИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА ВО ВЬЕТНАМЕ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2023, Том 1, № 1 (58). С. 262-273.

Научная статья. Исторические науки

УДК 94(597)

DOI: 10.31696/2072-8271-2023-1-1-58-262-273

СТОЛЕТИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА ВО ВЬЕТНАМЕ Николай Александрович МЯЗИН 1

1 Калужский государственный университет, Калуга, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9819-0732

Аннотация: В 1911 г. была построена первая протестантская церковь, ориентированная на местных жителей, большинство миссионеров были американцами. После объединения страны отношение руководства страны к протестантизму, который ассоциировался с США было достаточно негативное, тем не менее, протестантизм не был запрещен. К настоящему времени протестанты составляют около 1% населения, рост произошел, в основном, за счет представителей этнических меньшинств, которые проживают в сельской местности. Распространение протестантизма среди титульного этноса затруднено вследствие сохранения популярности народной религии.

Ключевые слова: Вьетнам, протестантизм, пятидесятничество, католицизм, народная религия, миссионерство, традиционные религии, национальные меньшинства

Для цитирования: Мязин Н.А. Столетие протестантизма во Вьетнаме // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2023, Том 1, № 1 (58). С. 262-273. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-1-1-58-262-273

Original article. Historical science

A CENTURY OF PROTESTANTISM IN VIETNAM Nikolai A. MIAZIN 1

1 Kaluga State University, Kaluga, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9819-0732

Abstract: In 1911 the first Protestant church was built with a local focus, and most of the missionaries were Americans. After the unification of the country, the attitude of the country's leadership toward Protestantism, which was associated with the United States, was quite negative, yet Protestantism was not banned. At present, Protestants constitute about 1% of the population, the growth has occurred mainly at the expense of ethnic minorities who live in rural areas. The spread of Protestantism among the titular ethnic group is difficult due to the continued popularity of the folk religion.

© Мязин Н.А., 2023

Keywords: Vietnam, Protestantism, Pentecostalism, Catholicism, folk religion, missionary work, traditional religions, ethnic minorities

For citation: Miazin N.A. A Century of Protestantism in Vietnam. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2023, T. 1, № 1 (58). Pp. 262-273. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-1-1-58-262-273

В последние десятилетия во Вьетнаме позиции протестантизма несколько укрепились, хотя он по-прежнему воспринимается как американская религия. В данной статье описано развитие протестантизма и сделана попытка оценить его перспективы.

Христианство впервые появилось во Вьетнаме в 1533 г., благодаря португальцам, спустя 90 лет проповедь была запрещена, но миссионеры все равно продолжали работу. Запрет христианства был достаточно типичен для того времени. В XVII-XVIII вв. христианство было запрещено в Японии и Китае. Позиции католической церкви укреплялись только на Филиппинах, которые были превращены в португальскую колонию1.

В середине XVII в. голландская Ост-Индская компания вытеснила португальцев из Ост-Индии, а португальских миссионеров заменили французы. В 1802 г. Нгуен Тхе-то заключил с Францией соглашение и, используя современные военные технологии, объединил разделенный в течение двух столетий северный и южный Вьетнам. Его преемники вернулись к политике изоляции страны и запрета христи-анства2. Жертвами преследований вьетнамских католиков в период с 1820 по 1883 год, стали от 100 до 130 тыс. человек3. Франция начала колонизацию Вьетнама, используя в качестве предлога защиту христиан. В 1858-1862 гг. южные провинции стали французской колонией, в 1883 г. северная (Тонкин) и центральная (Аннам) части страны

4

стали протекторатами .

Население Вьетнама было многоконфессионально. Высшие слои общества в XI-XIV вв. были буддистами, впоследствии элита перешла в конфуцианство. Низшие слои исповедовали народную религию, которая представлял собой традиционную религию с элементами буддизма, конфуцианства и даосизма5. Французская администрация поддерживала распространение католицизма, видя в единоверцах лояльное население6. За годы французского правления доля католиков в населении увеличилась до 8%, была создана новая синкретическая религия каодай, а также основаны первые протестантские церкви.

После вхождения Вьетнама в состав Французской колониальной империи, реформатская церковь направила своих пасторов во Вьетнам в качестве капелланов для французов протестантского вероисповедания. В 1894 г. в г. Хайфоне была построена первая в Индокитае протестантская церковь. В 1920-е гг. французские протестанты пытались проповедовать среди вьетнамцев, но эта деятельность не получила существенного успеха и была прекращена7.

Большую роль в распространении протестантизма во Вьетнаме играли американские миссионеры под эгидой «Христианского и миссионерского альянса». Альянс был основан в 1887 г. в Нью-Йорке пастором пресвитерианской церкви Альбертом Симпсоном. В Альянс входили представители разных течений протестантизма, большинство из которых разделяли позиции североамериканского религиозного фундаментализма8. Первые американские миссионеры побывали во Вьетнаме в 1889 г. Колониальная администрация ограничивала возможность американской протестантской миссии9. Началом создания вьетнамского протестантизма можно считать 1911 г., когда представители Альянса с помощью французского миссионера построили первую церковь в Дананге10. Вследствие широкого использования Евангелия при миссионерстве, за протестантизмом закрепилось название «тин-лань» («благая весть» - дословный перевод слова Евангелие на вьетнамский), которое сохранилось до настоящего времени11. Особое внимание к распространению Библии было отличительной чертой американского протестантизма. За 40 довоенных лет они распространили 18 миллионов, таким образом, число экземпляров Библии практически сравнялось с населением страны12.

В 1927 г. Христианским и миссионерским альянсом была создана «Евангелическая церковь Индокитая», позже преобразованная в «Евангелическую церковь Вьетнама». Большинство протестантских церквей относились к методизму, который уделял значительное внимание личной вере и миссионерской деятельности. Распространению протестантизма способствовало то, что вьетнамцы видели в американских миссионерах представителей западного общества, которые не являлись колониалистами13. В 1927 г. действовали 82 прихода, которые посещали более 4 тыс. человек, в 1942 г. число приходов превысило 100 с более 20 тыс. верующих14, протестантизм получил большее развитие на юге страны.

В 1929 г. во Вьетнам прибыли миссионеры адвентистов седьмого дня, которые действовали отдельно. Адвентисты значительно отличаются от традиционных христиан - богослужебным днем является

суббота, а не воскресенье, запрещается употребление свинины, чая и кофе, рекомендуется вегетарианская диета.

В 1920-е гг. в Сайгоне в кругах среднего класса возникла синкретическая монотеистическая религия каодай, сочетающая элементы буддизма, конфуцианства, даосизма, католицизма, западного спиритуализма и народной религии15. Целью каодаистов было прекращение цепи перерождений и слияние с божеством. Достаточно быстро число адептов каодай выросло до нескольких сотен тысяч человек, каодай являлся конкурентом христианства.

Борьба за независимость и христианские церкви

В годы Второй мировой войны Вьетнам был оккупирован японцами. В августе 1945 г. военно-политическая организация Вьетминь подняла восстание, восставшие заняли Ханой и освободили большую часть страны. Вьетминь объявил о создании Демократической Республики Вьетнам (далее - ДРВ)16. Франция не признала новое государство, началась война. В первые годы войны католики выступали как против Вьетминя, так и против французских войск. После победы коммунистов в гражданской войне в Китае и создания КНР, церковь стала поддерживать Францию.

В результате первой индокитайской войны 1946-1954 гг. Вьетнам был разделен по 17-й параллели (на севере проживали 16 млн человек, на юге - 14 млн), севером управляла ДРВ, на юге была создана Республика Вьетнам. В соответствии с Женевскими соглашениями был установлен 10-месячный период свободного перемещения. Из 1,6 миллиона католиков севера около 670 тысяч воспользовались возможностью уйти на юг, в том числе шесть из восьми епископов и 809 из 1 127 священников. Эмиграция среди протестантов получила меньшее распространение - после разделения страны переехали на юг около тысячи протестантов17.

В 1955 г. президентом южного Вьетнама был избран выходец из католической семьи Нго Динь Зьем. Численность южновьетнамской католической общины в 1973 г. составляла более 1,8 млн. человек (около 10% населения), в Сайгоне католики составили 14%. Католики были представлены в значительно большем числе, по сравнению с представителями иных конфессий в законодательных органах, госаппарате, армии. Под патронажем церкви существовали благотворительные учреждения, многие из них пользовались финансовой поддержкой США18.

В 1967 г. в южном Вьетнаме проживало 150 тыс. протестантов (1% населения), которые принадлежали к семи деноминациям. Французская реформатская церковь и англиканская епископальная церковь практически не занимались миссионерством, обслуживая религиозные нужды представителей своей нации. Наиболее успешной была Евангелическая церковь Вьетнама, в которую входило более 90% всех протестантов. В 1954 г. в стране появилась менонитская церковь, а в 1959 г. - баптистская, но они не успели получить широкого распространения. Протестантские миссионеры начали успешную миссию среди горных племен. Сотрудничая с американской организацией «Летний институт лингвистики», они занимались, в том числе, созданием грамматики для горных племен19. Во время гражданской войны протестанты из этнических меньшинств поддерживали правительство Республики Вьетнам20.

Демократическая Республика Вьетнам запретила работу в стране иностранных миссионеров. Отношение к католической церкви смягчилось вследствие демократических изменений Церкви после Второго Ватиканского собора (также на соборе было разрешено поклонение предкам), а также благодаря поддержке Папой Павлом VI прекращения войны21. Отношение Коммунистической партии Вьетнама к религии было мягче, по сравнению с Китаем эпохи Мао Цзэду-на. Вьетнамские коммунисты не выбрасывали алтари предков из своих домов, в отличие от Китая, где поклонение предкам было радикально подавлено в годы Культурной революции22. Контролем государственно-конфессиональных отношений занимался комитет по делам религий при правительстве Вьетнама.

Политика государства по отношению к христианству в социалистическом Вьетнаме

В 1976 г. руководство ДРВ объединило страну, в 1978-1979 гг. вьетнамские войска свергли маоистский режим красных кхмеров в Камбодже, а также отбили китайское наступление в 1979 г. Нормализация обстановки привела, в том числе, к либерализации религиозной политики. Для вьетнамских коммунистов противоречие между религией и коммунизмом имело институциональный, а не идеологический характер, церковь рассматривалась как еще один институт, который должен контролироваться23.

На VI съезде Коммунистической партии в 1986 г. к власти пришел Нгуен Ван Линь, который разрешил частную собственность на средства производства и проводил политику «открытых дверей» во

внешнеэкономических отношениях. США сняли экономическое эмбарго в 1994 г., а в 2006 г. исключили Вьетнам из списка стран, вызывающих особую озабоченность из-за серьезных нарушений свободы вероисповедания24.

В настоящее время, несмотря на то, что отношения государства с христианством нормализовались, доля христиан-коммунистов не велика (среди 3.5 млн членов компартии Вьетнама всего 18,5 тыс. христиан)25. Для сравнения, в Китае члены КПК не исповедуют христианство или, по крайней мере, не заявляют об этом публично26.

Из 499 членов Национального собрания 5 являются представителями религиозных организаций: четыре представители Вьетнамской буддистской сангхи и один представитель Комитета солидарности вьетнамских католиков27 (эта организация ведет свое происхождение от тех католиков, которые поддерживали освободительную борьбу против Франции).

Степень религиозной свободы в значительной степени зависит от региона28, это соответствует ситуации в Китае, где закона о религии не существует, регионы Китая имеют значительную автономию в проведении религиозной политики29.

Отношение к протестантам со стороны правительства Вьетнама несколько хуже, чем к католикам. Это связано с тем, что протестантизм воспринимался как американская религия, а также широким распространением протестантизма среди этнических меньшинств, проживающих в горных районах30. Отметим, что в Китае ситуация противоположная - правительство более охотно признавало протестантские церкви, которые имели руководителей внутри страны, а не в Ватикане31.

Таблица1

Конфессиональный состав населения Вьетнама

1999 200932 201933

Население 76,6 млн 85,8 млн 96,2 млн

Нет религии 80,8% 81,7% 86,3%

Буддизм 9,3% 7,9% 4,8%

Буддизм хоахао 1,5% 1,7% 1%

Католицизм 6,7% 6,6% 6,1%

Протестантизм 0,5% 0,9% 1%

Каодай 1,1% 1% 0,6%

За последние два десятилетия доля протестантов существенно выросла. Снижение доли буддистов может отчасти объяснено особенностью менталитета: при соцопросе респонденты могли указывать

принадлежность к религиозным организациям, а не индивидуальную религиозность. Следует отметить, что учет исповедующих народную религию не проводится. В тоже время почитание предков поддерживается на государственном уровне, фактически оно стало государственной религией вьетнамцев34.

В 2019 г. доля городского населения Вьетнама составляла 34%. Доля католиков в городах была равна средней по популяции, буддизм был более распространен в городах: 47%, а абсолютное большинство протестантов: 89% проживали в сельской местности35, вероятно такой «перекос» обусловлен преобладанием представителей племен среди протестантов.

Протестантизм в послевоенном Вьетнаме

После объединения страны единственной признанной государством протестантской деноминацией была «Евангелическая церковь Вьетнама». Местные протестантские церкви могли открываться только на два часа в неделю в воскресенье для богослужений36. В этой обстановке протестантская миссия имела больший успех в районах проживания этнических меньшинств. Протестантизм в конце 1980-х гг. стал распространяться среди хмонгов, проживающих на севере страны, в том числе, благодаря евангелизационной передаче на их языке, транслируемой из Манилы. К настоящему времени в протестантизм обращено более четверти этого народа. Переход в протестантизм способствовал отказу от курения, употребления алкоголя, снижению семейного насилия. Вместе с тем, он приводил к разрыву с традиционной культурой, которая тесно связана культом предков - протестантские церкви, в отличие от католиков категорически запрещали поклонение предкам. Несмотря на то, что к этническим меньшинства относятся всего 13% населения Вьетнама, они составляют более половины вьетнамских протестантов37.

Среди племен южного Вьетнама, проживающих в Центральном нагорье в 1964-1992 гг. действовало движение Фулро («Объединенный фронт освобождения угнетенных народов»), многие члены которого были протестантами. В 2001 и 2004 гг. происходили массовые выступления горных племена против конфискации их земель и отсутствия религиозной свободы. В 2005 г. правительство предприняло усилия по регистрации домашних церквей, но этому подчинилась только часть из них38.

По состоянию на середину 2010-х гг. 51% протестантов принадлежали к «Евангелической церкви Вьетнама», 35% - церкви провин-

ции Биньфыок и центрального высокогорья, 11% - церкви северного высокогорья, 2% - христианскому и миссионерскому альянсу39.

Распространение протестантизма в меньшей степени затронуло города и не привело к созданию мегацерквей40 (большая протестантская конгрегация с еженедельной посещаемостью более 2 000 чел. - прим. ред.), хотя распространение церквей такого типа является одной из характерных черт современного протестантизма41. Мегацеркви не только проводят богослужения, но и обеспечивают досуг прихожан и занимаются социальными проектами.

По данным переписи населения, доля протестантов в населении в 2019 г. достигла 1%, при этом в последнее десятилетие рост числа протестантов значительно замедлился. В случае ослабления контроля религии со стороны государства рост протестантизма продолжится, но ситуацию Южной Кореи, когда христианство (наряду с буддизмом) успешно заместило традиционные религии, едва ли повторится. В Южной Корее отказ от «суеверий» в пользу мировых религий был частью государственной политики, проводившейся в послевоенные го-ды42. Во Вьетнаме значительное внимание уделяется культу предков, который является частью народной религии. Кроме того, во Вьетнаме протестантизм может ассоциироваться с американским участием в войне полувековой давности, унесшей жизни более миллиона жителей страны и этническими меньшинствами. Вьетнамцы, интересующиеся христианством, могут выбрать не протестантизм, а более распространенный католицизм. Вероятно, постепенно будет происходить секуляризация общества, после чего массовый переход в другую религию будет значительно затруднен. Можно предположить, что в ближайшие десятилетия доля протестантов во Вьетнаме не превысит показатели Китая и Тайваня: 2-3% населения.

Пятидесятничество

В мировом протестантизме во второй половине XX в. быстрее всего развивалась молодая протестантская деноминация, созданная в 1906 г. - пятидесятничество. К 1990 г. пятидесятничество обогнало по численности остальные направления протестантизма43.

Особенностью пятидесятничества является наличие особого духовного опыта - крещения Святым Духом, которое, как правило, происходит после покаяния в грехах предшествующей жизни. Пятидесятники считают, что верующие могут получить духовные дары: дар говорения на иных языках (глоссолалии), исцеления и пророчества. Во Вьетнаме пятидесятничество смогло закрепиться в 1980-е гг., но пер-

вые проповедники появились значительно раньше. Глоссолалию практиковал американский миссионер Джаффрей Р.А. организатор работы среди народа тямы (чамы - прим. ред.) в южном Вьетнаме в 19101920-х гг. Миссионеры международной пятидесятнической организации «Ассамблеи Бога» действовали в Южном Вьетнаме с 1972 по 1975 гг., их работа прервалась после падения Республики Вьетнам44.

Первые пятидесятнические церкви были созданы в конце 1980-х гг. несколькими молодыми пасторами «Евангелической церкви Вьетнама», которые были недовольны зависимостью руководства церкви от государства. За практику коллективной глоссолалии они были исключены из материнской церкви45. По другой версии несколько евангелистов-мирян в Хошимине, начали собираться небольшими группами в частных домах, чтобы молиться о пробуждении. Среди них стали происходить явления коллективной глоссолалии, и они понесли весть о пятидесятническом пробуждении среди других проте-

46

стантов .

Международное пятидесятническое движение «Ассамблеи Бога» получило разрешение от правительства Вьетнама на отправку миссионеров в 1991 г. Миссионеры «Ассамблеи Бога» из США, Австралии, Новой Зеландии и Франции предоставляли медицинское оборудование, продовольствие, технологии очистки воды, помощь в образовательных и социальных проектах. В 2009 г. «Ассамблеям Бога» было разрешено открыть библейскую школу в Хошимине47. По состоянию на 2009 г. существовало около 2,5 тыс. религиозных групп, не имеющих регистрации, многие из которых принадлежали к пятиде-сятничеству48. По данным метаисследования Дэвиса Брауна и Джеймса Патрика в 2015 г. пятидесятники составляли 170 тыс. человек (0,2% населения)49.

Пятидесятничество является одним из наиболее быстрорастущих течений протестантизма в современном Вьетнаме. Оно конкурирует не только с традиционными религиями, но и с использованием шаманских ритуалов для помощи в жизни и бизнесе (популярность шаманизма также выросла в Южной Корее). Пятидесятники чрезвычайно негативно относятся к народной религии, считая шаманские практики делом рук дьявола50.

Заключение

Первые протестантские церкви стали создаваться в конце XIX в., они предназначались для французов-протестантов. Распространение протестантизма среди вьетнамцев началось в 1911 г. благо-

даря американскому «Христианскому и миссионерскому альянсу». Распространение протестантизма сдерживало сохранение исторической памяти об участии США в войне, относительно свободное распространение веры стало возможно только в конце 1980-х гг. Протестантизм более активно распространялся среди этнических меньшинств, в том числе благодаря ставке на национальные языки. Развитию протестантизма среди этнических вьетнамцев препятствует сохранение сильного влияния народной религии, особенно культа предков, который во Вьетнаме, в отличие от Китая, не уничтожался коммунистической партией. Вероятно, позиции протестантизма будут укрепляться, однако едва ли он сможет сравняться с буддизмом или католицизмом.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

МЯЗИН Николай Александрович, кандидат исторических наук, доцент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия

Статья поступила в редакцию 03.05.2023; одобрена после рецензирования 26.05.2023; принята к публикации 31.05.2023.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nikolai A. MIAZIN, PhD (Hist.), Associate Professor, Kaluga State University, Kaluga, Russia

The article was submitted 03.05.2023;

approved 26.05.2023;

accepted to publication 31.05.2023.

1 Мязин Н.А. Филиппины - оплот католицизма в Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2022, Том 1, № 1 (54). С. 193-205. DOI: 10.31696/20728271-2022-1-1-54-193-205

2 Туан Т.А., Линь Н.Т.В. Торговая деятельность и распространение христианства Португалией: порт Файфо (Вьетнам) // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2022. Том 1. С. 129-30.

3 Hung N.Q. The Relationship between Vietnamese Communists and Christians during the Vietnam War. Pp. 3-4. URL: https://s-space.snu.ac.kr/handle/10371/42712

4 Phan P.C. Christianity in Vietnam today (1975-2013) // Contemporary Challenges and Opportunities, International Journal for the Study of the Christian Church. 2014. Vol. 14. N 1. Pp. 4-5.

5 Phong N.X., Van V.H. Taoism in Vietnam during the Northern Colonial Period and some Notes when Studying Taoism in Vietnam // Journal of Natural Remedies. 2020. Vol. 21, No. 8(1). P. 343.

6 Keith C. Protestantism and the Politics of Religion in French Colonial Vietnam. French Colonial History. 2012. Vol. 13. P. 142.

7 Май К.Д. Распространение и развитие протестантизма во Вьетнаме: история и современность / Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVI международной научно-практической конференции. 2019. № 2(26). М.: МЦНО, 2019. С. 25.

8 Май К.Д. Идейные источники философско-теологической мысли протестантизма во Вьетнаме // Социум и власть. 2018. № 2 (70). С. 90.

9 Keith C. Protestantism and the Politics... Pp. 149-154.

10 Май К.Д. Распространение и развитие протестантизма... С. 26.

11 Май К.Д. Формирование термина «Тинлань» (Tin Lanh) в ходе распространения протестантизма во Вьетнаме в начале XX века // Вопросы теории и практики. 2017. № 12(86). Ч. 3. C. 118.

12 Kim I.J. History and Theology of Korean Pentecostalism: Sunbogeum (Pure Gospel) Pente-costalism. Uitgeverij Boekencentrum, Zoetermeer, 2003. P. 34. 13Keith C. Protestantism and the Politics... Pp. 149-152.

14 Май К.Д. Распространение и развитие протестантизма... С. 23-29.

15 Keith C. Protestantism and the Politics... P. 162.

16 Hung N.Q. The Relationship between Vietnamese. P. 7.

17 Le V. Vietnamese Evangelicals and Pentecostalism: the Politics of Divine. Boston. 2018. Pp. 9-11.

18 Новакова О.В. Политика КПВ по отношению к Вьетнамской Католической Церкви в годы политики «обновления» (1986-2016) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. № 35. C. 206-207.

19 The Religions of South Vietnam in Faith and Fact, US Navy, Bureau of Naval Personnel, Chaplains Division. 1967. Pp. 42-43. URL: https://www.sacred-texts.com/asia/rsv/index.htm

20 Bidwell D.R., Schipani D.S. Interreligious Care in Totalitarian Contexts Learnings from Cuba and Vietnam. (ed. Snodgrass J.L.) Navigating Religious Difference in Spiritual Care and Counseling. Claremont Press, 2019. С. 119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Chu L.T. Catholicism vs. Communism, Continued: The Catholic Church in Vietnam // Journal of Vietnamese Studies. 2018. Vol. 3. N. 1. Pp. 159-161.

22 Hung N.Q. Transformation of Religion in Vietnam's Public Life: the Case of Christianity. 2014. Pp. 157-158.

23 Chu L.T. Catholicism vs. Communism... P. 181.

24 Phan P.C. Christianity in Vietnam Today. Pp. 10-16.

25 Hung N.Q. Transformation of Religion. P. 173.

26 Stark R., Liu E.Y. The Religious Awakening in China. Review of Religious Research. 2011. № 3(52). Pp. 287-289

27 Five religious dignitaries elected to 15th National Assembly. Vietnam+. 15.06.2021. URL: https://en.vietnamplus.vn/five-religious-dignitaries-elected-to-15th-national-assembly/209724.amp

28 Chu L.T. Catholicism vs. Communism. P. 176.

29 Афонина Л.А. Государственная политика Китайской Народной Республики в сфере религий в период реформ (1978-2015 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2016. С. 165-167.

30 Bidwell D.R., Schipani D.S. Interreligious Care... P. 119.

31 Sun Y. The Rise of Protestantism in Post-Mao China: State and Religion in Historical Perspective // American Journal of Sociology. 2017. № 6(122). Pp. 1701-1706.

32 The Vietnam Population and Housing Census: Completed Results. Department of Population and Labour Statistics, the General Statistics Office, Ha Noi. 2010. URL: https://unstats.un. org/unsd/demographic/sources/census/wphc/Viet%20Nam/Vietnam-Findings.pdf

33 Completed Results of the 2019 Vietnam Population and Housing Census. Statistical Publishing House. Hanoi. 2020. P 211. URL: https://www.gso.gov.vn/wp-content/uploads/2019/12/Ket-qua-toan-bo-Tong-dieu-tra-dan-so-va-nha-o-2019.pdf

34 Май К.Д. Проблема диалога протестантизма с верованием культа предков во Вьетнаме // Studia Humanitatius. 2020. № 1. С. 3. URL: https://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pdf/mai.pdf

35 Completed Results of the 2019 Viet Nam Population. P. 211.

36 Le V. Vietnamese Evangelicals and Pentecostalism... Pp. 122-123.

37 Rumsby S. Vietnam Wrestles with Christianity // The Diplomat. 13.11.2017. URL: https://thediplomat.com/2017/11/vietnam-wrestles-with-christianity/Rumsby

38 Phan P.C. Christianity in Vietnam Today. Pp. 15-16.

39 Hung N.Q. Transformation of Religion in Vietnam's... P. 171.

40 Bird W. 2022 Global Megachurches - World"s Largest Churches. URL: https://leadnet.org/ wo rld/ https://leadn et.org/wo rld/

41 См. напр.: Астафьева Е.М. Религиозные меньшинства в Сингапуре // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2013, №20, 240-256.

42 Yoo S.H., Agadjanian V. The Paradox of Change: Religion and Fertility Decline in South Korea. Demographic Research. 2021 (44). P. 541.

43 Brown D., James P. Religious Characteristics of States Dataset Project - Demographics. V. 2.0 (RCS-Dem 2.0), Countries only. Center for Open Science. URL: https://osf.io/7sr4m/files/ osfstorage

44 Le V. Vietnamese Evangelicals and Pentecostalism... Pp. 123-124.

45 Phan P.C. Christianity in Vietnam Today... Pp. 15-16.

46 Le V. Vietnamese Evangelicals and Pentecostalism... Pp. 122-123.

47 Au C. Globalization and Asian Pentecostalism in the Twenty-First Century. Pneuma. 2020. Vol. 42. Pp. 511-512.

48 Phan P.C. Christianity in Vietnam Today... Pp. 3-21.

49 Brown D., James P. Religious Characteristics.

50 Huwelmeier G. Socialist Cosmopolitanism Meets Global Pentecostalism: Charismatic Christianity among Vietnamese Migrants after the Fall of the Berlin Wall. Ethnic and Racial Studies. 2011. Vol. 34. N 3. Pp. 446-447.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.