Научная статья на тему 'СИНГАПУР: АЗИАТСКАЯ АНТИОХИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ'

СИНГАПУР: АЗИАТСКАЯ АНТИОХИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
христианство / Сингапур / протестантизм / пятидесятничество / мегацеркви / миссионерство / евангелие процветания / Christianity / Singapore / Protestantism / Pentecostalism / megachurches / missionaries / prosperity gospel

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Николай Александрович Мязин

Сингапур был основан в 1819 г., с самого начала в городе начали работу протестантские и католические миссионеры. За первые сто лет доля христиан выросла до 5%, за следующее столетие до 19%, основной рост пришелся на период независимости. Государственная политика разрешала распространение христианства при условии неучастия религиозных деятелей в политической жизни. Среди трех основных этнических сообществ китайцы оказались более всего расположены к христианству. В настоящее время Сингапур является символом успеха и процветания для всего региона Юго-Восточной Азии, в Сингапуре проводятся международные христианские конференции, а мегацеркви города, обладающие серьезными организационными и финансовыми возможностями, направляют своих миссионеров в другие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINGAPORE: ASIATIC ANTIOCH OF THE CHRISTIAN CHURCH

Singapore was founded in 1819, with Protestant and Catholic missionaries working in the city from the beginning. In the first hundred years, the percentage of Christians grew to 5%, and over the next century to 19%, with most of the growth occurring at independence. State policy allowed the spread of Christianity, provided that religious figures did not participate in political life. Among the three major ethnic communities, the Chinese were the most favorably disposed to Christianity. Singapore is now a symbol of success and prosperity for the entire Southeast Asian region, international Christian conferences are held in Singapore, and the city's megachurches, which have serious organizational and financial resources, send missionaries to other countries.

Текст научной работы на тему «СИНГАПУР: АЗИАТСКАЯ АНТИОХИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2023, Том 4, № 3 (60). С. 253-264.

Научная статья. Исторические науки

УДК 94(592.3)

DOI: 10.31696/2072-8271-2023-4-3-60-253-264

СИНГАПУР:

АЗИАТСКАЯ АНТИОХИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Николай Александрович МЯЗИН 1

1 Калужский ф-л РАНХиГС, Калуга, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9819-0732

Аннотация: Сингапур был основан в 1819 г., с самого начала в городе начали работу протестантские и католические миссионеры. За первые сто лет доля христиан выросла до 5%, за следующее столетие до 19%, основной рост пришелся на период независимости. Государственная политика разрешала распространение христианства при условии неучастия религиозных деятелей в политической жизни. Среди трех основных этнических сообществ китайцы оказались более всего расположены к христианству. В настоящее время Сингапур является символом успеха и процветания для всего региона Юго-Восточной Азии, в Сингапуре проводятся международные христианские конференции, а мегацеркви города, обладающие серьезными организационными и финансовыми возможностями, направляют своих миссионеров в другие страны.

Ключевые слова: христианство, Сингапур, протестантизм, пятиде-сятничество, мегацеркви, миссионерство, евангелие процветания

Для цитирования: Мязин Н.А. Сингапур: азиатская Антиохия христианской церкви // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2023, Том 4, № 3 (60). С. 253-264. DOI: 10.31696/2072-82712023-4-3-60-253-264

Original article. Historical science

SINGAPORE: ASIATIC ANTIOCH OF THE CHRISTIAN CHURCH

Nikolai A. MIAZIN 1

1 RANEPA, Kaluga Branch, Kaluga, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9819-0732

Abstract: Singapore was founded in 1819, with Protestant and Catholic missionaries working in the city from the beginning. In the first hundred years, the percentage of Christians grew to 5%, and over the next century to 19%, with most of the growth occurring at independence. State policy allowed the spread of Christianity, provided that religious figures did not

© Мязин Н.А., 2023

participate in political life. Among the three major ethnic communities, the Chinese were the most favorably disposed to Christianity. Singapore is now a symbol of success and prosperity for the entire Southeast Asian region, international Christian conferences are held in Singapore, and the city's megachurches, which have serious organizational and financial resources, send missionaries to other countries.

Keywords: Christianity, Singapore, Protestantism, Pentecostalism, megachurches, missionaries, prosperity gospel

For citation: Miazin N.A. Singapore: Asiatic Antioch of the Christian Church. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2023, T. 4, № 3 (60). Pp. 253-264. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-4-3-60-253-264

За два столетия Сингапур прошел путь от маленькой рыбацкой деревни, до ведущего центра Юго-Восточной Азии. Рассмотрим, как распространялось христианство в полиэтничном Сингапуре и какое оно занимает место в религиозной и общественно-политической жизни города.

Сингапур обладает очень важным географическим положением, поскольку находится в самой узкой части Малаккского пролива, соединяющего Тихий и Индийские океаны. Впервые Сингапур упоминается во II в. в Географии Клавдия Птолемея. Порт был уничтожен португальцами в 1613 г., которые боролись с малайским султанатом Джохара, после чего город не восстановился на протяжении двух веков1.

В 1819 г. на острове Сингапур англичане основали порт в качестве фактории Ост-Индской компании. В 1826 г. Британские владения в Малайзии из нескольких портов на побережье Малаккского пролива были объединены в колонию Стрейтс-Сетлментс c центром в Сингапуре.

Одновременно с британцами в Сингапур прибыли миссионеры межденоминационного протестантского Лондонского миссионерского общества, в 1826 г. к ним присоединились англикане. В 1828 г. была открыта первая школа для мальчиков, предназначенная для китайцев и малайцев. В 1820-е гг. в Сингапур прибыли католические миссионеры из Франции. Во второй половине XIX в. миссию в Сингапуре начали пресвитериане, методисты и плимутские братья, а в первой половине XX в. адвентисты, пятидесятники, лютеране и баптисты2, постепенно росла роль американских миссионеров. Население Сингапура увеличивалось за счет приема мигрантов, первоначально - ма-

лайцев, со второй половины XIX в. стали преобладать китайцы. К началу XX в. сложилось соотношение этносов, которое сохраняется на протяжении более века: китайцы составляют около 75%, малайцы -около 15%, индийцы - менее 10%3. Христианские миссионеры сосредоточили работу на китайцах и индийцах, поскольку малайцы являлись мусульманами и были мало восприимчивы к христианской проповеди. Большая часть китайцев придерживались народной религии, которая сочетала элементы буддизма и даосизма, позиции последнего постепенно ослабевали. Большинство индийцев были индуистами, а четверть из них исповедовали ислам.

Доля христиан выросла с 3,5% в 1849 г. до 5,3% в 1931 г., первоначально христианство быстрее распространялось среди индийцев, в 1931 г. среди китайцев доля христиан составила 2,8%, а среди индийцев - 6%4.

В межвоенный период Сингапур стал важной военно-морской базой. В феврале 1942 г. город был захвачен японцами и оставался под оккупацией до окончания Второй мировой войны. После окончания войны, Сингапур стал отдельной колонией, а 1959 г. получил независимость. В 1963 г. Сингапур присоединился к Малайзии, но спустя два года отделился, это было связано как с экономическим соперничеством Сингапура и Куала-Лумпура, так и с тем, что Сингапур выступал за равное отношение ко всем расам, а в Малайзии реализовыва-лась политика дифференцированного гражданства: малайцы имели больше прав, чем китайцы и индийцы5.

Таблица1

Конфессиональный состав населения Сингапура

1911 19316 1980 2000 20107 20208

Постоянное

население (в тыс.) 312 567 2 282 3 273 3 772 4 044

Буддизм 69.4% 72.5% 26.7% 42.5% 33.3% 31.1%

Даосизм 30% 8.5% 10.9% 8.8%

Христианство 5.2% 5.3% 9.9% 14.6% 18.3% 18.9%

Католицизм 4.4% 4.8% 7.1% 7%

Протестант. 5.5% 9.8% 113% 11.9%

Ислам 17.3% 15.3% 16.2% 14.9% 14.7% 15.6%

Индуизм 5% 5.5% 3.6% 4% 5.1% 5%

Неверующие 0.7% 13.1% 14.8% 17% 20%

Экономика молодого государства стремительно росла. Порт Сингапура один из крупнейших в мире, город имеет мощную нефтеперерабатывающую промышленность и высокотехнологичные производства. Сингапур входит в первую десятку стран мира с самым

большим подушевым ВВП. Вторая половина XX в. также являлась периодом быстрого роста христианства.

В 1980-1990-е гг. быстрее росли протестантские церкви, а в 2000-е гг. были более успешными католики. Начиная с 2010-х гг. число неверующих растет быстрее, чем число христиан.

Сингапурское общество сохраняет полиэтнический характер, каждая община имеет право сохранять свои ценности при условии, что они не противоречат национальным. Официальный статус имеют три языка основных этнических групп и английский язык, использование которого постепенно растет. Благосостояние общин различается, средний доход малайской семьи составляет 63% от дохода китайской семьи9. По мнению автора это вызвано не дискриминацией (средняя индийская семья богаче китайской), а тем, что более традиционалистский характер малайской общины препятствует экономическому развитию. Начиная с 1970-х гг. государство пыталось использовать современных малайских интеллектуалов как посредников в адаптации малайской общины, но это не принесло успеха10.

Сравним успешность христианской миссии среди этнических общин. В 1980 г. доля христиан среди китайцев составила 11%, а среди индийцев 13%11, в 2020 г. доля христиан среди китайцев выросла до 22%, а среди индийцев не изменилась12. Лица с высшим образованием чаще переходили в христианство13. Доля христиан среди сингапурских китайцев в 8 раз больше, чем в Китае (2,7%)14,15, а среди сингапурских индийцев в 5,5 раз больше, чем в Индии (2,3%)16. В соседней Малайзии доля христиан среди индийцев 6%17, а среди китайцев 11%, что в два раза меньше, чем в Сингапуре. Вероятно, последнее связано с большими сложностями христианской миссии в стране, где ислам является государственной религией.

Католические приходы Сингапура объединены по национальным или языковым признакам, протестантские более универсальны18. По данным метаисследования Дэвиса Брауна и Джеймса Патрика в 2015 г. основными протестантскими деноминациями были: -пятидесятники: 2,4% -методисты: 2% -реформаты: 1,3% -англикане: 1,1% -баптисты: 0,7%.19

Часть церквей являлась независимыми, они принадлежали к евангелическому и харизматическому направлению.

Женщины чаще являются христианами, в 2000 г. доля женщин-христианок была на 25% больше, чем доля мужчин, которые чаще были неверующими. Начиная с 1990-х гг. значительное внимание уделя-

20

ется привлечению в церковь пожилых китайцев . Это связано как со старением населения и увеличением доли пожилых, так и со снижением интереса молодежи к коллективной религиозности.

По данным Всемирного обзора ценностей, протестанты участвовали в богослужениях чаще чем католики, а католики чаще, чем мусульмане. Религиозность христиан была высока, хотя и несколько ниже, чем в Южной Корее21.

Рассмотрим основные особенности развития христианских церквей периода независимости. В 1950-1960-е гг. распространение получило либеральное христианство, которое переносило понятие греха с личного на институциональный - для преодоления его необходимо исправить общество22. Акцент либерального христианства на социальном неравенстве и защите прав трудящихся шел вразрез с политикой «Партии народного действия», которая развивала экспортно -ориентированную экономику. В 1960-е гг. государство объединило профсоюзы в единую общенациональную организацию, а также запретило проведение забастовок23.

В католицизме также распространялись левые настроения, в странах Латинской Америки теология освобождения сблизилась с маоизмом24, это оказывало влияние на остальной католический мир. В 1987 г. по закону о внутренней безопасности были арестованы 16 сотрудников католической церкви, за участие в «марксистском заговоре», предупреждения были вынесены евангельским христианам и пятидесятникам, деятельность христианской конференции Азии была запрещена25, В 1990 г. принят закон о поддержании религиозной гармонии, который наделял государство полномочиями по пресечению деятельности религиозных лидеров, которые выходят за рамки границ, установленных государством. Религиозным лидерам запрещалось давать комментарии по политическим вопросам26. В этих условиях в 1980-е гг. начался рост протестантских церквей фундаменталистского направления, в том числе - пятидесятников.

Новые протестанты

Евангельские христиане верили, что на жизнь человека большое внимание оказывает духовный мир. Оружием считались молитва и пост, а не социальная активность. Драконы рассматривались как олицетворение демонических духов, многие протестанты отказывались

посещать похороны, которые проводились по буддистскому или даосскому обряду, это приводило к конфликтам с родственниками27.

Основной частью нового движения стали пятидесятнические церкви. Пятидесятничество возникло в начале XX в. в США, его отличал особый мистический опыт - вера в обретение даров Святого Духа, наиболее распространенный из них - молитва на «иных языках» (глоссолалия), а также возможность совершения чудес в обычной жизни.

Первые пятидесятники из «Ассамблеи Бога» Сесил и Эдит Джексон прибыли в Сингапур в 1928 г. Они работали с кантонской общиной Сингапура. В 1932 г. миссия была расширена, чтобы работать с англоговорящими. В 1958 г. семь пятидесятнических церквей вместе с неденоминационной протестантской церковью организовали первое крупное мероприятие: «крестовый поход» за спасение и исцеление. В 1949 г. основана церковь Финской свободной иностранной миссии пятидесятнических церквей28. К 2016 г. в Сингапуре насчитывалось 44 пятидесятнических церкви, принадлежащих к «Ассамблеям Бога», прихожанами которых являлось 23 тыс. человек (0.6% населения), наиболее крупные из них: Христианский центр Троицы (7 тыс. прихожан), и Христианский центр победы (6 тыс. прихожан) являются мегацерквями, до пятисот членов церкви участвуют в миссионерской деятельности за рубежом29.

В 1963 г. из церкви Плимутских братьев были исключены те, кто стал практиковать крещение Святым Духом, с этого началось движение харизматического возрождения в исторических протестантских церквях. В Католической церкви харизматическое обновление началось в 1979 г. Католическая церковь институционализировала ха-ризматов, они стали одним из католических движений мирян. Хариз-маты объединены в молитвенные группы, которые обычно собирают по 20-30 верующих. Крупное харизматическое движение Эль-Шаддаи сохранилось только на Филиппинах30. Значение харизматического движения уменьшилось в 2000-е гг. Среди пятнадцати церквей плимутских братьев Сингапура, две остались харизматичными. Отдельные харизматические церкви создавались как независимые церкви и не присоединились к международному пятидесятническому движению. Некоторые из них значительно укрепились и стали мегацерквями31.

В 1980-е гг. в пятидесятническом и харизматическом движении распространилось евангелие процветания, которое было заимствовано у американских проповедников и телеевангелистов. Евангелие процветания обещало достижение материального благополучия, в обмен

на молитвы и пожертвования. Для обоснования этой концепции приводились отдельные цитаты Евангелия: «И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Матфей: 19, 29). Это воспринималось буквально: «Бог хочет, чтобы мы были богатыми, только недостаток веры не дает нам достичь благополучия, а вложения в церковь будут возвращены умноженными на 100». Евангелие процветания обещало не только достаток, но и здоровье, успех в профессиональной деятельности и личной

32

жизни .

Пик развития евангелия процветания пришелся на 1980-1990-е гг., постепенно сосредоточенность на богатстве стала критиковаться внутри самого движения. Американский пятидесятнический телеевангелист Кеннет Хейгин, один из лидеров «Движения веры», в 1999 г. издал книгу «Прикосновение Мидаса», в которой выступил с призывом придерживаться взвешенного библейского подхода и заявил, что за деньги нельзя купить счастья. В 2000-е гг. католическая церковь Сингапура развивалась быстрее протестантских церквей, вероятно, одной из основных причин отставания протестантов являлось излишнее внимание евангелию процветания: многие не смогли достичь желаемого уровня благосостояния и оказались разочарованы, еще сильнее это проявилось в Южной Корее, где в 1995-2005 гг. доля католиков в населении выросла с 7 до 11%, а доля протестантов снизилась с 20 до 18%33. В 2010-е гг. в обоих странах протестантизм снова стал развиваться быстрее.

В 1995 г. под влиянием американского проповедника Питера Вагнера было создано движение «ЛюблюСингапур». В рамках пяти-десятнической концепции духовной войны оно проводило молитвенный марафон по периметру Сингапура, чтобы обеспечить духовную защиту страны. В 2000 г. общее число его участников достигло 60 тыс. человек.34 Движение существует по настоящее время, ежегодно проводится 40-дневный молитвенный марафон, включающий и улич-

35

ные мероприятия.35

Мегацеркви и их роль

К мегацерквям относят церкви, в которых 2 и более тысячи человек собираются на богослужение в одном здании. В небольшом по площади городе-государстве Сингапур мегацеркви получили широкое распространение.

По данным Уоррена Берда, в настоящее время в Сингапуре имеются 12 мегацерквей, которые посещают около 100 тыс. человек36. 4 из них не относятся к определенной протестантской деноминации, 3 англиканские, 3 харизматические и 2 пятидесятнические, которые принадлежат к «Ассамблеям Бога». Некоторые из мегацерквей имеют дочерние церкви за рубежом, другие сосредоточились на собственном развитии.

Самая крупная из мегацерквей «Церковь нового творения» (New Creation Church) насчитывает 30 тыс. прихожан. Церковь была создана в 1983 г., быстрый рост начался в 1997 г. когда проповедник индийско-китайского происхождения Джозеф Принс, стал старшим пастором. К 2004 г. численность прихожан достигла 10 тыс. человек. Принс придерживался евангелия процветания и обещал, что Бог избавит от проклятия бедности37. В 2012 г. на средства церкви было построено здание футуристической архитектуры. Помимо молитвенного помещения на 5 тыс. человек (в воскресенье проводятся несколько богослужений, чтобы вместить всех верующих), оно включает торговый центр, выставочную галерею, ресторанный зал, офисные помещения и подземную парковку. Зданием управляет обособленное подразделение церкви. В 2018 г. церковь привлекла 90 млн. долл. пожертвований38.

Принс называет себя последователем американского телеевангелиста Кеннета Хейгина. Принс регулярно выступал на международных христианских конференция и участвовал в зарубежных проповеднических турах вместе с известными американскими телеевангелистами, проводил телевыступления и издавал книги. Принс является примером проповедника азиатского происхождения, добившегося успеха в глобальной англоязычной христианской среде39.

«Городская церковь урожая» (City Harvest Church) откололась от англиканства в конце 1980-х гг. в результате харизматического пробуждения. Она также уделяет особое внимание материальному преуспеянию40. Жена пастора Конга Хи - певица Сун Хо, ее песни являются частью бренда церкви. Богослужения на Пасху и Рождество привлекают большое число людей благодаря высокому музыкальному уровню богослужений. В 2015 г. Конг Хи и 5 его помощников были осуждены за нецелевое использование 50 млн. сингапурских долларов (37 млн. долл. США) церковных средств. Деньги, собранные на строительство, использовались для финансирования певческой карьеры жены лидера церкви. Пастор провел в тюрьме более двух лет41, скандал привел к снижению посещаемости церкви.

В середине 2010-х гг. «Городская церковь урожая» насчитывала 49 дочерних церквей в различных странах Азиатско-Тихоокеанского региона, 34 из них находились под непосредственным руководством Сингапурской церкви, остальные - под эгидой малазийского партнера церкви - Христианского братства урожая42. К настоящему времени число дочерних церквей выросло до 8043.

Посетители мегацерквей отличаются от прихожан исторических протестантских церквей. Последние чаще имеют англоговорящих родителей-христиан, более образованы, многие владеют собственным жильем. Христиане из мегацерквей происходят из неанглоязычных семей, чаще живут в государственном жилье и являются христианами в первом поколении44. По мнению автора, серьезные финансовые возможности мегацерквей связаны с тем, что прихожане мегацерквей жертвуют большую долю дохода, в сравнении с их единоверцами из исторических протестантских церквей.

Мегацеркви уделяют особое влияние социальной инфраструктуре для прихожан и благотворительности. При церквях созданы учебные центры для детей, оказывается помощь молодежи из небла-

45

гополучных семей и пенсионерам45.

Религиозные организации составляют почти 60% благотворительных организаций в Сингапуре, большинство из них христианские. Религиозными организациями в 2010-е гг. собирали более 1 млрд долл. в год и занимали второе место после образовательных благотво-

46

рительных организаций .

Рассмотрим влияние распространения христианства на экономическое развитие страны. Отношение к труду в рамках протестантской трудовой этики и традиционной китайской культуры, основанной на конфуцианстве, отличалось. Протестанты уделяли большее внимание выполнению профессиональных обязанностей, последователи Конфуция - поддержанию гармоничных отношений в коллекти-

47

ве47, впрочем, эта разница едва ли существенно влияла на развитие экономики. По мнению автора, христианство способствовало определенной вестернизации Сингапура, что могло повысить его привлекательность для инвесторов, но это являлось второстепенным фактором. Основные причины, превратившие Сингапур в азиатского тигра -успешная экономическая политика Ли Куан Ю, трудолюбивое население и выгодное географическое положение.

Сингапур в международном христианском движении

Сингапур - крупнейший логистический, финансовый, исследовательский и промышленный центр Юго-Восточной Азии, а также космополитический город, привлекающий высококвалифицированных специалистов из других стран. Вдохновленный пророчеством Билли Грэма о том, что Сингапур - азиатская Антиохия (важнейший центр раннего христианства), евангелики рассматривают Сингапур как один из основных центров распространения христианства в Азии, наряду с Сеулом и Гонконгом48. Сингапур стал местом проведения международных конференций, организуемых сингапурскими, американскими или европейскими церквями. Международные миссии сингапурских церквей работают в странах Юго-Восточной Азии и Китае.49

Заключение

Христианские миссионеры работали с первых лет основания Сингапура, но в эпоху британского правления церкви росли медленно. Период основного роста пришелся на вторую половину XX в. -2000-е гг., в это время, за исключением 2000-х гг. протестантские церкви развивались быстрее. Основной рост обеспечили новые церкви пятидесятнического и харизматического направления. К 2020 г. доля христианского населения в Сингапуре выросла до 18,9%, из которых 11,9% протестанты и 7% католики. Из трех основных этнических сообществ христианство оказалось более успешно среди китайцев: 22%, среди индейцев: 13%, среди малайцев - менее 1%. В отношении первых двух этносов христианство достигло значительно большего успеха в Сингапуре, в сравнении с титульными странами. Вероятно, это связано как разрывом с прошлым после переезда, так и с ограничениями в отношении христианства на исторической родине. Можно предположить, что дальнейший рост христианства невозможен из-за снижения интереса молодежи к коллективной религиозности. Тем не менее, Сингапур останется важным христианским центром, оказывающим влияние на страны Юго-Восточной Азии и, отчасти, Китай, благодаря наличию успешных церквей и примеру процветающего города, которому хочется подражать.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

МЯЗИН Николай Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Калуга, Россия

Статья поступила в редакцию 16.10.2023; одобрена после рецензирования 10.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nikolai A. MIAZIN, PhD (Hist.), Associate Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Kaluga, Russia

The article was submitted 16.10.2023;

approved 10.11.2023;

accepted to publication 30.11.2023.

1 Осипова М.Г. Сингапур на перекрестке дорог (от доколониального развития острова до Сингапура - центра колонии Стрейтс Сеттлментс) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2018. № 3(40). С. 206-207.

2 Tong C.K. Religious Trends and Issues in Singapore (ed. Lai A.E.). Religious Influences and Impulses Impacting Singapore. Institute of Southeast Asian Studies, 2008. Pp. 29-30.

3 Census of Population 2020. Department of Statistics Singapore. P. 7. URL: https://www.singstatgov.sg/Vmedia/fnes/publications/cop2020/srVcop2020sr1.pdf

4 Tong C.K. Religious Trends... Pp. 30-37.

5 Noor N.M., Leong C.H. Multiculturalism in Malaysia and Singapore: Contesting Models // International Journal of Intercultural Relations. 2013. Vol. 37. P. 716.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Tong C.K. Religious Trends... P. 32

7 Swee-Hock S. The Population of Singapore (Third Edition). Institute of Southeast Asian Studies, 2012. P. 42.

8 Census of Population 2020... P. 10.

9 Census of Population 2020.... P. 14.

10 Астафьева Е.М. Мусульманская / малайская община Сингапура // Россия и мусульманский мир. 2020. № 3(317). С. 83-84.

11 Tong C.K. Religious Trends... P. 39.

12 Census of Population 2020... P. 34.

13 Chong T. Of Riches and Faith: The Prosperity Gospels of Megachurches in Singapore (eds. Koning J, Njoto-Feillard G.). New Religiosities, Modern Capitalism and Moral Complexities in Southeast Asia, Religion and Society in Asia Pacific. 2017. P. 158.

14 Stark R., Liu E.Y. The Religious Awakening in China // Review of Religious Research. 2011. N 3(52). P. 286.

15 Wenzel-Teuber K. Statistics on Religions and Churches in the People's Republic of China -Update for the Year 2016 // Religions & Christianity in Today's China. 2017. № 2(7). Pp. 26-27.

16 Demographics. Zoom in India. URL: https://zoominindia.com/demographics/

17 Population and Housing Census of Malaysia. 2010. Department of Statistic Malaysia, 2011. P. 82. URL: https://web.archive.org/web/20140522234002/http://www.statistics.gov.my/portal/ download_Population/files/census2010/Taburan_Penduduk_dan_Ciri-ciri_Asas_Demografi.pdf

18 Астафьева Е.М. Религиозные меньшинства в Сингапуре // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2013. № 1(20). С. 240-241.

19 Brown D., James P. Religious Characteristics of States Dataset Project - Demographics. V. 2.0 (RCS-Dem 2.0), Countries only. Center for Open Science. URL: https://osf.io/7sr4m/files/osfstorage

20 Tong C.K. Religious Trends. Pp. 38, 42.

21 Q171. How often do you attend religious services? World Values Survey Wave 7: 2017-2022. URL: https://www.worldvaluessurvey.org/WVSOnline.jsp

22 Chong T. Megachurches in Singapore: The Faith of an Emergent Middle Class // Pacific Affairs. 2015. N 2(88). Pp. 230-231.

23 Chong T. Of Riches and Faith. P. 156.

24 Мязин Н.А. Пятидесятничество и социально-политические изменения в странах Латинской Америки. Латинская Америка. 2023. № 4. С. 74-75

25 Goh D. State and Social Christianity in Post-colonial Singapore. Journal of Social Issues in Southeast Asia. 2010. N. 1 (25). P. 57-58.

26 Лавров И.Р., Харитонова О.Г. Способы управления этнорелигиозной разнородностью: случай города-государства Сингапур. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2020. № 4 (22). С. 638.

27 Chong T. Of Riches and Faith. P. 157.

28 Lim T. Pentecostalism in Singapore and Malaysia: Past, Present, and Future (ed. Yong A.). Global Renewal Christianity: Spirit-Empowered Movements Past, Present and Future, volume I: Asia and Oceania. Charisma House Book Group. 2015. P. 129.

29 Ong A. Early History of the Assemblies of God of Singapore. Assemblies of God Singapore. 20.03.2017. URL: https://www.ag.org.sg/early-history-of-the-assemblies-of-god-of-singapore/

30 Мязин Н.А. Филиппины - оплот католицизма в Юго-Восточной Азии. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2022. Том 1. № 1 (54). С. 199-200.

31 Lim T. Pentecostalism in Singapore Pp. 130-131.

32 Chong T. Of Riches and Faith. Pp. 152-153.

33 Oh S. The Growth of Catholic Church in Korea: Social Evangelization for the Marginalized. (eds. Wonsuk M., Ahn K.S.) Korean Church: God's Mission Global Christianity. Regnum Edinburgh Centenary Series. 2015(26). P. 161.

34 Goh D. State and Social Christianity in Post-colonial Singapore. Journal of Social Issues in Southeast Asia. 2010. Vol. 25, N. 1. P. 79.

35 LoveSingapore. URL: https://lovesingapore.org.sg/fd/

36 Bird W. World Megachurches List 2023. URL: https://leadnet.org/world/

37 Chong T. Of Riches and Faith. Pp. 160-161.

38 Yong C. New Creation Buys Star Vista for $300m. The Strairs Times. 21.11.2019. URL: https://www.straitstimes.com/singapore/new-creation-buys-star-vista-for-300m-9-things-to-know-about-the-church-pastor-prince-and

39 Goh R. Christian Capital: Singapore, Evangelical Flows and Religious Hubs. Christian Capital: Singapore, Evangelical Flows and Religious Hubs, Asian Studies Review. 2016. Vol. 40. N. 2. P. 262.

40 Chong T. Of Riches and Faith... Pp. 162-165.

41 Lam L. City Harvest Church Founder Kong Hee Released from Prison. Channel News Asia. 22.08.2019. URL: https://www.channelnewsasia.com/singapore/kong-hee-city-harvest-church-founder-released-prison-866921

42 Goh R. Christian Capital: Singapore, Evangelical Flows and Religious Hubs. Christian Capital: Singapore, Evangelical Flows and Religious Hubs, Asian Studies Review. 2016. Vol. 40. N. 2, Pp. 262-263.

43 The City Harvest Story. URL: https://www.chc.org.sg/the-city-harvest-story/

44 Chong T. Megachurches in Singapore: The Faith of an Emergent Middle Class. Pacific Affairs, 2015. N. 2(88). Pp. 226-227.

45 Chong T. Megachurches in Singapore: The Faith of an Emergent Middle Class. P. 233.

46 Goh R. Christian Capital... P. 255.

47 Leong F., Huang J., Mak S. Protestant Work Ethic, Confucian Values, and Work Related Attitudes in Singapore. Journal of Career Assessment. 2014. N 2 (22). Pp. 311-312.

48 Goh D. State and Social Christianity... P. 80.

49 Goh R. Christian Capital... Pp. 254-258.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.