УДК 339.9
Наталья АНТЮШИНА
СТОЛЕТИЕ ФИНЛЯНДСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация. В статье рассматриваются общественно-политические и исторические условия, которые привели к выделению Финляндии в самостоятельное государство; вследствие этого события с политической карты исчезло Великое княжество Финляндское. Подводятся итоги политического и социально-экономического развития за 100 лет самостоятельного существования республики. Показаны большие успехи этой малой страны в политическом и социально-экономическом развитии, а также в становлении прогрессивной структуры хозяйственного комплекса, что содействовало диверсификации её экспорта. Характеризуется современное состояние экономики республики и причины переживаемых страной экономических затруднений. Отмечается, что Финляндия одной из первых стран мира перешла на инновационный тип развития. Также уделяется внимание особенностям её политики и изменению международной ориентации на разных исторических этапах, включая влияние взаимных отношений с её восточным соседом, прежде всего в экономической сфере и международной торговле, на хозяйственное развитие республики. Сделан вывод о том, что эти отношения благотворно влияют на экономику, а их ограничение, независимо от их причин, ведёт к дисбалансам или даже к кризисам.
Ключевые слова: Финляндская Республика, День независимости, малая страна, фин-ляндизация, последствия западных "санкций" для Финляндии.
Финляндия существует как самостоятельное государство всего сто лет и, тем не менее, добилась за этот период огромных успехов. Она получила независимость 6 декабря 1917 г., и этот день празднуется как национальный праздник. 17 июля 1919 г. была провозглашена Финляндская Республика, и эта дата тоже отмечается как событие национального значения. [Осмо Юссила, 2010: 129-135]. Вместе с тем, 100-летний юбилей отмечается на протяжении всего 2017 года. В этой связи в стране была разработана и принята к реализации государственная программа, которая включает в себя десятки праздничных мероприятий - политических, культурных и спортивных, а также организацию различных выставок и торжественных собраний. Президент России В.В. Путин во время своего недавнего визита в эту страну поздравил финский народ с государственным праздником и пожелал республике дальнейших успехов на пути укрепления независимости.
© Антюшина Наталья Михайловна - кандидат экономических наук, руководитель Центра Северной Европы Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3. E-mail: [email protected]
Некоторые результаты самостоятельного развития
В настоящее время Финляндия, ранее одно из самых бедных государств на относительно благополучном Севере Европы, превратилась в современное, технологически передовое государство1, которое обеспечивает своим гражданам высокий уровень жизни и широкий спектр социально значимых услуг: бесплатное образование вплоть до высшего, доступное медицинское обслуживание, стабильное пенсионное обеспечение и т.д. Финляндия одной из первых в мире перешла на инновационный тип развития, создает новую, экологически безопасную энергетику и постепенно переходит на устойчивое развитие в трёх направлениях - экономическом социальном и экологическом, для чего уже созданы необходимые предпосылки. Для достижения этой цели в республике был принят ряд государственных программ в области НИОКР, инноваций, защиты окружающей среды, социальной сферы, регионального выравнивания. Страна активно участвует в региональном сотрудничестве в рамках Северного совета и Совета министров северных стран. Финляндия вместе со своими скандинавскими соседями активно участвует в переводе регионального сотрудничества на интеграционную стадию, по некоторым направлениям опережающую сотрудничество в Европейском Союзе. Имеется в виду следующее:
- достижение относительной социально-экономической однородности,
- создание благоприятных условий для свободного перемещения рабочей силы без каких бы то ни было социально-экономических ограничений 2.
- выравнивание законодательной базы для занятия предпринимательской деятельностью, что обеспечивает справедливую конкуренцию на региональном уровне.
Таким образом, национальная экономика Финляндии активно интернационализируется, прежде всего, в региональных рамках. По некоторым направлениям Финляндия довольно успешно сотрудничает с Россией. Имеется в виду не только двустороннее сотрудничество, но и взаимодействие в рамках Северного измерения и Совета Баренцева - Евроарктического региона (СБЕР). Широко известна роль Финляндии в созыве Европейского совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе, которое закончилось принятием Хельсинского акта и первой, к сожалению, короткой разрядкой международной напряженности. [Пискулов Ю.В. По пути, 2015: 1-2.]
Перечисленные выше положительные результаты экономического развития Финляндской Республики объясняются несколькими факторами, прежде всего выбором удачной модели социально-экономического развития, а также проведением разумной политики, ориентированной на эффективное использование национальных производительных сил и возможностей, открываемых международным сотрудничеством .
1 Финляндия - один из мировых чемпионов по степени финансирования сферы НИОКР и инноваций, которая превышает 3% ВВП.
2 Имеется в виду не только снятие формальных ограничений, но и препятствий социально-экономического характера, которое на Севере Европы произошло намного раньше, чем в ЕС.
В настоящее время финская экономика переживает не лучшие времена: замедлился рост ВВП, в некоторые годы уходящего в отрицательную зону, увеличились внешнеторговые дисбалансы, выросла безработица и т.д. [Suomen, 2016: 118, 121]. Главные причины - это внешние шоки, связанные с мировым финансово-экономическим кризисом, сокращение спроса на финские товары со стороны мирового рынка, а также утрата свободы проведения валютной политики из-за отказа от национальной денежной единицы и присоединения к евро. В результате она не смогла быстро преодолеть последствия мирового кризиса и сужения внешнего спроса на продукцию финского производства. Она сильнее других стран ЕС пострадала от западных "санкций", за которыми последовали ответные меры России, так как для неё сотрудничество с нашей страной в силу географического положения, структурной взаимозависимости и исторических традиций играет более важную роль, чем для большинства стран этого интеграционного блока.
Динамика экономического развития Финляндии
Годы ВВП (млрд. евро) Индекс роста ВВП* Темпы роста ВВП Индекс роста экспорта* Темпы роста Экспорта
2007 196,6 100,0 5,2 100,0 -
2008 198,0 100,7 0,7 99,8 -0,2
2009 181,7 92,4 -8,3 68,6 -30,2
2010 187,1 95,4 3,0 80,5 16,4
2011 191,9 97,6 2,6 86,5 8,4
2012 189,2 96,2 -1,4 86,5 0,04
2013 187,7 95,5 -0,8 85,3 1,5
2014 186,5 94,9 -0,6 85,2 -0,1
2015 187,0** 95,1 0,3 82,0 -3,3
2016 189,6** 96,4 1,4 - -
Источник: http://tillastokeskus.fi/till/vtp/2016/2017.03.16. Statistics Finland.
* Расчёт автора на основе вышеуказанного источника. **Предварительные данные финской статистики.
Отрицательные темпы роста ВВП в пересчёте на постоянные цены отмечались в финской экономике в 1991-1993 гг., а также в 2009 и 2012-2014 гг.1 Если сравнить данные по динамике финского ВВП и экспорта, то выявляется зависимость между этими двумя показателями.
Немного истории
В связи с юбилеем финской государственности целесообразно вспомнить некоторые предшествующие этому явлению исторические события. Финляндия вошла в Российскую империю по результатам Русско-шведской войны 1808-1809 гг., и находилась в её составе вплоть до распада Империи в 1917 г., то есть в течение примерно столетия. Каким же был этот период совместного существования? Для Финляндии это был благотворный этап исторического развития, что признаёт ряд финских историков. Дело в том, что Великое княжество Финляндское пользовалась в Империи привилегированным статусом, отличающемся в лучшую сторону по сравнению с другими национальными окраинами России. Самая важная льгота заключались в том, что территория Финляндии была отделена от России таможенной границей, прозрачной только в одном направлении. Финские товаропроизводители имели право беспошлинного ввоза товаров в Россию. В то же время российские купцы, привозившие товары в Финляндию, облагались пошлинами, которые направлялись в бюджет княжества, распоряжавшегося этими доходами по своему усмотрению. Таким образом, финская экономика (в то время носившая преимущественно аграрный характер) пользовалась льготным доступом к крупному рынку России и превратилась в главного поставщика продуктов питания в Санкт-Петербург и столичный регион. Это преимущество содействовало развитию финской экономики. Кроме того, финны пользовались в России более широкими правами, чем российские граждане в Финляндии. Российская империя никогда не проводила по отношению к Великому княжеству Финляндскому колониальной политики и не выкачивала из неё безвозмездно экономические ресурсы, как это делали колониальные державы.
Причина предоставления такого льготного режима, носившего беспрецедентный характер, состояла в том, что территория Финляндии, закрывая собой столицу Империи от внешнего вторжения, обеспечивала её безопасность. Таким образом, нахождение Княжества в составе Империи, имело стратегическое значение, и оно основывалось на геополитических факторах. Имело значение также то, что финны в большинстве случаев весьма лояльно относились к российскому государству. Однако было событие, которое на время омрачило российско-финские отношения. Имеется в виду убийство финским националистом в 1904 г. российского губернатора Николая Васильевича Бобрикова (1839-1904 гг.). Постепенно росло национальное самосознание финнов. В конечном счёте, оно реализовалось в том, что, воспользовавшись распадом Российской империи в 1917 г., Княжество вышло из её состава, и было образовано собственное национальное государство. Надо отметить,
1 Расчёт автора на основе данных: National Accounts 2016. Statistics Finland. [http://tillastokeskus/fi/till/vtp/2016.2017.17.03]
Современная Европа, 2017, №5
что этому способствовала политика царского правительства в предыдущие годы, проявлявшего особое отношение к Великому княжеству. Оно создало предпосылки для этого отделения, позволило зародиться и развиваться основам финской государственности. Во-первых, оно повысило статус финского языка, придав ему характер языка государственного, на котором разрешалось вести делопроизводство на территории княжества. Во-вторых, Империя допустила создание в Финляндии исполнительной и законодательной власти (Сенат и Сейм). Уже тогда вопросы внутренней жизни на территории Великого княжества регулировались финскими законами. Например, было запрещено использовать финских военнослужащих за пределами территории Княжества. То есть Великое княжество Финляндское всегда имело в Российской империи особый статус, отличающийся от других национальных окраин в лучшую сторону.
Краткая история территориальных вопросов
Территориальные вопросы во взаимоотношениях между Финляндией и Российской Империей, позже с СССР, возникали сначала чисто политическим путём, а потом они подвергались урегулированию на основе геополитических изменений. Вскоре после присоединения Финляндии Александр I подарил Великому княжеству Выборгскую губернию, включая Карельский перешеек и город Выборг, а также территорию севернее Ладоги. Накануне войны с фашисткой Германией это стало предметом переговоров между СССР и Финляндией о том, чтобы финны согласились отодвинуть границу от Ленинграда в обмен на другую территорию. После отказа финского правительства пойти на уступки в этом вопросе началась советско-финская война 1939-1940 гг. (так называемая зимняя война), по результатам которой большая часть подаренной ранее финнам территории вошла в состав СССР. Ленинское правительство "подарило" Финляндии область Печенга (Петсамо), которая открывала Финляндии выход к незамерзающей части Баренцева моря и к Мировому океану. Позднее она вернулась в СССР по результатам Второй мировой войны. СССР получил у Финляндии в аренду район Порккала-Удд сроком на 50 лет, но он был возвращён Финляндии досрочно в качестве жеста доброй воли в 1955 гг. Кроме того, СССР предоставил Республике право долгосрочной аренды советской части Сайменского канала - важного водного транспортного пути.
Значение экономических связей с восточным соседом
В течение столетнего периода самостоятельного существования Финляндии, большая часть которого приходится на СССР, можно выделить три этапа.
1. Межвоенный период характеризуется низким уровнем торгово-экономического сотрудничества. В эти годы на торговлю с СССР приходилось лишь 1-2% торгового оборота Республики.
2. Послевоенный период, на который приходится так называемый золотой век взаимной торговли, когда доля СССР в отдельные годы поднималась до % экспорта Республики. [Пискулов Ю.В. Финляндия: 2017: 6].
3. Период после распада СССР и образования Российской Федерации. В эти годы взаимная торговля сначала резко сократилась из-за отмены системы клиринговых расчётов, а потом вновь стала расти. В 2000-е годы, до введения западных "санкций" и ответных мер, Россия вновь превратилась в самого важного торгового партнёра для Суоми, хотя её доля не достигала прежних показателей, характерных для советского периода. Свою роль играла географическая близость, структурная дополняемость, а также традиции взаимовыгодного и равноправного партнёрства. Затем оборот взаимной торговля вновь сократился из-за мирового кризиса и "санкционной войны".
Анализ торгово-экономического сотрудничества Финляндии с её восточным соседом (как бы он ни назывался - Российской Империей, СССР или Российской Федерацией) показывает, что её экономика развивалась наиболее успешно именно тогда, когда она поддерживала тесные связи с нашей страной, искусственно не ограничивая их и создавая соответствующие договорные и политические условия. Дело в том, что наличие крупного рынка сбыта для малой страны - весьма благоприятный фактор, позволяющий планировать долгосрочные инвестиции, диверсифицировать производство и экспорт, совершенствовать структуру экономики. Торговля, научно-техническое сотрудничество и производственная кооперация, которые получили развитие между нашими двумя странами в период действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 6 апреля 1948 г., содействовали не только количественному увеличению масштабов производства в Финляндии, но и качественному развитию экономики. Именно в эти годы в Республике сложился специализированный машиностроительный сектор, ориентированный на экспорт. Он превратился во вторую крепкую опору финской экономики наряду с комплексом лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей, который появился ранее. В последующем это сыграло весьма положительную роль для страны, так как подготовило её к вступлению сначала в ЕАСТ1, а потом в ЕС, позволив занять в рамках этих блоков выгодную нишу. Парадоксально, но чем интенсивнее Суоми взаимодействовала с СССР в экономической сфере, тем больше укреплялось её народное хозяйство и тем сильнее становились её позиции в отношениях со странами Западной Европы. Этот феномен вошёл в политическую историю под названием парадокса Кекконена [Пискулов Ю.В. Финляндия, 2017: 6]. В настоящее время в Финляндии есть попытки отказаться от политического наследия У.К. Кекконена несмотря на то, что именно в период его правления имело место быстрое развитие экономики [Юхани Суоми, 2011: 223-265].
В сотрудничестве Финляндии с Западом наблюдается противоположная картина. Например, финская экономика утратила выгодную международную специализацию на производстве мобильных телефонов из-за поглощения финской компании Nokia (превратившейся в международную) американской корпорацией Microsoft. Таким образом, выход ранее чисто финской компании на нью-йоркскую биржу сделал её уязвимой, в результате чего в дальнейшем произошло её поглощение американским капиталом. [Пискулов Ю.В. По пути, 2015: 4]. Так работает глобаль-
1 В 1961 г. Финляндия стала ассоциированным членом ЕАСТ, а полное членство она приобрела в 1986 г. В ЕС Финляндия вступила только в 1995 г.
Современная Европа, 2017, №5
ная экономика. В строгом соответствии с законами рыночной экономики на этапе глобализации страна лишилась своей самой эффективной компании, которая благотворно влияла на всю экономику, ведь у неё было несколько сотен субпоставщиков внутри страны.
Поступательное развитие сотрудничества между Финляндией и СССР вызывало недовольство у правящих кругов Запада. Они стали упрекать её в том, что она слепо подчиняется политике СССР, называя такое развитие "финляндизацией", опасаясь, что финскому примеру последуют другие страны западного блока. На самом деле максимальных темпов развития экономики Финляндия достигла в 1969-1973 гг. (тогда средний ежегодный рост превышал 6%), когда страна тесно сотрудничала с СССР. Этот период был прерван лишь нефтяным кризисом начала 1970-х гг., а в последующие годы быстрый рост возобновился. На самом деле, по мнению ряда экспертов, в том числе автора данной статьи, самостоятельность Финляндии в те годы была выше, чем сейчас, когда она существует в условиях европейской интеграции и вынуждена следовать общим решениям ЕС. Теперь в ряде случаев ей приходится действовать вопреки национальным интересам, следуя европейской солидарности.
* * *
Анализ экономических взаимоотношений между Финляндией и нашей страной на разных этапах их развития позволяет извлечь некоторые уроки. Во-первых, такие отношения могут быть взаимно выгодными, если они осуществляются на основе принципов, отражённых в Хельсинском акте, то есть на основе равноправия и отсутствия дискриминации. Причём выигрыш малой страны оказывает более силь-ноё положительное влияние на её экономику, чем для крупного государства. Это происходит просто в силу различия их масштабов. Во-вторых, в те исторические периоды, когда Финляндия положительно оценивала связи со своим восточным соседом и содействовала их развитию, её экономика хорошо развивалась в количественном и, что особенно важно, в качественном отношении. В-третьих, основная проблема сегодняшней Финляндии состоит в том, что идеологически, экономически и политически она является частью западного мира. Будучи участницей ЕС, она приняла на себя соответствующие обязательства следовать общему курсу политики, выработанной этим интеграционным блоком, который далеко не всегда адекватно отражает её национальные интересы. В то же время, поскольку она является энергетически зависимой страной, она сильно зависит от российских поставок необходимых ей энергоносителей и электричества. В свою очередь, Россия закупает в Финляндии необходимые ей товары. Такая взаимная зависимость соответствует принципам развития торговли в эпоху глобализации на основе либеральной доктрины, но иногда эти принципы на практике подвергаются деформации, когда западный блок ставит своей задачей воздействовать на ту или иную страну для достижения политических целей. Это противоречие осложнило выход финской экономики из кризиса 2008-2009 гг. В результате финская экономика до сих пор не смогла выйти на устойчивый рост.
Список литературы
Пискулов Ю.В. По пути, проложенному в Хельсинки / Международная жизнь. 2015. №7. С. 8. (http://interaffairs.ru/jauthoer/material/1338). http://interaffairs.ru/jauthoer/material/1338).
Пискулов Ю.В. Финляндия: 100 лет независимости // Международная жизнь. 2017. №4. C. 11. http://interaffairs.ru/jauthoer/material/1841).
Юхани Суоми. Из рода лососей. Урхо Кекконен . Политик и президент/Суоми Ю.; пер. с финск. М.: издательство "Весь мир". 2011. - 440 с.
Осмо Юссила, СеппоХентиля, Юкка Невакиви. Политическая история Финляндии 1809-2009. М.: издательство "Весь мир". 2010. - 472 с.
Suomen tillastolinen vuosikirja. Tillastokeskus. Helsinki: Edita Prima Oy. 2016. (Official Statistics of Finland). - 642 p.
References
Osmo Yussila, SeppoHentilya, YUkka Nevakivi. Politicheskaya istoriya Finlyandii 1809-2009. M.: iz-datel'stvo "Ves' mir". 2010. - 472 s.
Piskulov YU.V. Po puti, prolozhennomu v Hel'sinki / Mezhdunarodnaya zhizn'. 2015. №7. S. 8. (http://interaffairs.ru/jauthoer/material/1338). http://interaffairs.ru/jauthoer/material/1338).
Piskulov YU.V. Finlyandiya: 100 let nezavisimosti // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2017. №4. C. 11. http://interaffairs.ru/jauthoer/material/1841).
Suomen tillastolinen vuosikirja. Tillastokeskus. Helsinki: Edita Prima Oy. 2016. (Official Statistics of Finland). - 642 p.
Yuhani Suomi. Iz roda lososej. Urho Kekkonen . Politik i prezident/Suomi YU.; per. s finsk. M.: iz-datel'stvo "Ves' mir". 2011. - 440 s.
Centenary of Finnish Republic
Author: Antjushina N. Head of the Centre for Northern Europe at the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaja Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail : [email protected]
Abstract. The article is dedicated to the social, political and historical conditions, which contributed to the creation of the Finnish Republic as an independent state. The results in political, social and economic development during 100 years of independence are explored. The country in general has been successful in political, social and economic development, in establishing an effective structure of economy. The author also dwells on the contemporary situation, on the reasons of economic problems. The peculiarities of Finland's policy at different historical stages are analyzed. The relations between Finland, the USSR and Russia are discussed, including the angle of Finnish economy and trade. The conclusion is drawn that these relations are favorable for the Finnish economy, but political restriction on their growth lead to economic imbalances and even crises.
Key words: Finnish republic, independence, centenary, finlandization, western sanctions.