Научная статья на тему 'Финляндия - Россия: 200 лет сотрудничества'

Финляндия - Россия: 200 лет сотрудничества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
445
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ФИНЛЯНДСКОЕ / ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I / НИКОЛАЙ II / ПЕТР СТОЛЫПИН / ПОЛУЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ФИНЛЯНДИЕЙ / "ЛИНИЯ ПААСИКИВИ КЕККОНЕНА" / ХЕЛЬСИНКСКИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ 1975 Г. / 100-ЛЕТИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ФИНЛЯНДИИ / РОССИЙСКО-ФИНСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / GRAND DUCHY OF FINLAND / EMPEROR ALEXANDER I / NICHOLAS II / PETR STOLYPIN / INDEPENDENCE OF FINLAND / "PAASIKIVI KEKKONEN LINE" / THE HELSINKI FINAL ACT OF 1975 / 100TH ANNIVERSARY OF THE INDEPENDENCE OF FINLAND / RUSSIAN-FINNISH ECONOMIC / POLITICAL AND CULTURAL TIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хасбулатов Руслан Имранович

В статье анализируется развитие Финляндии с начала XIX в. в составе Российской империи. Показана эволюция капиталистических отношений и приобретение независимости согласно Декрету председателя Совнаркома Российской Республики от 31 декабря 1917 г. Проанализирован сложный характер взаимоотношений между двумя странами на этапе перед Второй мировой войной и плодотворное сотрудничество в послевоенные десятилетия вплоть до нашего времени. Рассмотрены современные достижения двустороннего сотрудничества и их перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Finland and Russia: 200 years of cooperation

The article analyzes the development of Finland since the beginning of the 19th century as a part of the Russian Empire, its close connection with the circumstances of the evolution of the capitalist relations and independence according to the Decree of the Chairman of the Council of People's Commissars of the Russian Republic from 31 December. The complex nature of mutual relations between two countries at the stage before the Second World War and a fruitful cooperation in the post-war decades, up to our time, are shown. Current achievements of bilateral cooperation and perspectives are analyzed.

Текст научной работы на тему «Финляндия - Россия: 200 лет сотрудничества»

ТРАДИЦИИ РОССИЙСКО-ФИНЛЯНДСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Ф И Н Л Я Н Д И Я - Р О С С И Я : 2 0 0 Л Е Т С О Т Р У Д Н И Ч Е С Т В А

Хасбулатов Руслан Имранович

член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

В статье анализируется развитие Финляндии с начала XIX в. в составе Российской империи. Показана эволюция капиталистических отношений и приобретение независимости согласно Декрету председателя Совнаркома Российской Республики от 31 декабря 1917 г. Проанализирован сложный характер взаимоотношений между двумя странами на этапе перед Второй мировой войной и плодотворное сотрудничество в послевоенные десятилетия вплоть до нашего времени. Рассмотрены современные достижения двустороннего сотрудничества и их перспективы.

Ключевые слова: Великое княжество Финляндское, Император Александр I, Николай II, Петр Столыпин, получение независимости Финляндией, «линия Паасикиви - Кекконена», Хельсинкский заключительный акт 1975 г., 100-летие независимости Финляндии; российско-финские экономические, политические и культурные связи.

F I N L A N D A N D R U S S I A: 2 0 0 Y E A R S O F C O O P E R A T I O N

Khasbulatov, Ruslan I.

Correspondent Member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor, the Head of the Department for World Economy of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

The article analyzes the development of Finland since the beginning of the 19th century as a part of the Russian Empire, its close connection with the circumstances of the evolution of the capitalist relations and independence according to the Decree of the Chairman of the Council of People's Commissars of the Russian Republic from 31 December. The complex nature of mutual relations between two countries at the stage before the Second World War and a fruitful cooperation in the post-war decades, up to our time, are shown. Current achievements of bilateral cooperation and perspectives are analyzed.

Keywords: Grand Duchy of Finland, Emperor Alexander I, Nicholas II, Petr Stolypin, independence of Finland, «Paasikivi - Kekkonen line», the Helsinki Final Act of 1975, 100th anniversary of the independence of Finland, Russian-Finnish economic, political and cultural ties.

Общая характеристика и основные макроэкономические

показатели

Финляндия - фин. Suomi, швед. Finland; официально Финляндская Республика; фин. Suomentasavalta, швед. Republiken Finland. Население (2015) - 5,5 млн человек. Столица и крупнейший город - Хельсинки. Государственные языки - финский и шведский. Парламентско-президентская республика. С 5 февраля 2012 г. пост президента занимает Саули Нийнистё. ВВП (2015) - 235 млрд долларов (в 2014 г. - 271 млрд долл.); ВВП на душу населения - 34 тыс. долларов. Официальная дата независимости - 6 декабря 1917 г. (подписание Декларации независимости председателем Совнаркома Российской Республики - 31 декабря 1917 г.).

История

К середине 1-го тысячелетия на территории современной Финляндии стали формироваться районы первоначальной концентрации угро-финских племенных групп, на базе которых сложилась финская народность. В XII в. страна финнов оказалась завоевана и обращена в христианство шведским королем Эриком IX и в течение всего позднего Средневековья находилась в центре соперничества между Швецией и Россией. В 1556 г. король Густав Ваза выделил Финляндию в самостоятельное герцогство во главе со своим сыном Юханом. Когда он взошел на шведский престол в 1568 г. под именем короля Юхана III, Финляндия получила статус Великого герцогства с широкой автономией и своим парламентом [2. - C. 351].

В 1809 г. Швеция уступила Финляндию Русской империи, находившейся в тот период в дружественных отношениях с наполеоновской Францией. Российские власти, по сути, сохранили автономный статус Финляндии в былом объеме полномочий Великого герцогства.

Особенности развития Финляндии

Начиная с XVI в. феодальные отношения господствовали в Швеции и во входившей в ее состав Финляндии. Подавляющая часть (9/10) населения была занята в сельском хозяйстве. Уровень развития производительных сил в стране по сравнению с другими странами, и особенно со Швецией, был низким. Ленная система, введенная в XVI в., не повлияла на развитие сельскохозяйственного производства. Она позволяла дворянству лишь обложить налогом мелкотоварное производство крестьян.

Особенность феодальных отношений в Швеции и Финляндии -их государственный характер, вследствие чего важная роль принадлежала государственному аппарату и чиновникам. Большая часть дворянства находилась на службе у государства вначале шведского, позже - русского; наряду с таможенными и другими поступлениями источниками доходов государства были налоги, выплачиваемые крестьянами. В результате осуществленного в XVШ-XIX вв. генерального размежевания земель они стали частной собственностью. Это содействовало развитию производительных сил, но в то же время означало закрепление отношений бесправия безземельного сельского населения. В начале XIX в. количество торпарских хозяйств быстро росло. В стране практически существовала полуфеодальная система, при которой торпари сохраняли личную свободу, но были экономически зависимы от землевладельцев.

В 1809 г. Финляндия была отторгнута от Швеции и вошла в состав Российской империи как автономное Великое княжество Финляндское (один из титулов российского императора - Великий князь Финляндский). Сейм, созванный по повелению Александра I в г. Борго, подтвердил предыдущие основные законы, действовавшие в Финляндии в период ее вхождения в Швецию. Высшим органом стал Императорский финляндский сенат; генерал-губернатор лично назначался российским царем, а экономический департамент (правительство) возглавлялся вице-председателем сената, т. е. премьер-министром - представителем Финляндии. Великое княжество обладало, таким образом, довольно большой государственной автономией. Экономическая самостоятельность была также значительна: частично своя таможенная система, бюджет, а после реформ 1860 и 1865 гг. и своя денежная единица. Правда, сейм в течение более чем 50 лет не созывался, что ослабляло возможности осуществления предоставленных Финляндии прав. В 1863 г. Александр II созвал сейм, а принятый в 1869 г. Устав упорядочил регулярность его созыва. Круг лиц, имевших право голоса, был узким, поэтому четыре сословия (дворяне, духовенство, горожане и крестьянство) представляли в сейме наиболее зажиточную часть населения страны.

На протяжении всего XIX столетия Финляндия в целом оставалась сельскохозяйственной страной. Так, в промышленности в 1896 г. было занято всего 65 тыс. человек (6% самодеятельного населения) [6]. Однако быстро стала развиваться лесопильная промышленность, в которую вкладывали капиталы и русские купцы, и европейские предприниматели. Изменялась и структура сельского хозяйства - ускоренное развитие получило животноводство, производство мяса и масла, в том числе и на экспорт. Происходил подъем лесопильной промышленности, многие обрабатываемые деревоматериалы поставлялись в Россию - эта традиция жива и сегодня, как и поставки масломолочных продуктов на российский рынок.

Еще один важный элемент в промышленном развитии Великого княжества - рост бумажной промышленности на рубеже 60-х и 90-х гг. XIX в. В это время древесина стала использоваться в качестве важного строительного материала как сырье для бумажной промышленности, появились заводы по производству древесной массы. В 1880-х гг. начали давать продукцию первые целлюлозные заводы. Бумажная промышленность также производила продукцию на экспорт; большая ее часть поставлялась в Россию, куда до 1885 г. ввоз из Финляндии был беспошлинным, да и позже размер таможенной пошлины был невысоким, хотя и оказал некоторое влияние на экспорт [3. - С. 16].

Рост наблюдался и в текстильной промышленности, особенно в хлопчатобумажной. К концу столетия доля экспорта в ее продукции уменьшилась; она стала в большей мере ориентироваться на внутренний рынок. Такой же была судьба и металлообрабатывающей промышленности; из отраслей металлообработки наиболее быстро развивалось машиностроение, продукция которого реализовывалась главным образом на внутреннем рынке.

Кризис в российской экономике начала 1900-х гг. ускорил процесс ее монополизации, в том числе в Финляндии. Производители сульфатной целлюлозы основали в 1909 г. компанию «Соуменселлуло-осаюхдистюс». В начале ХХ в. картелизация охватила текстильную, металлообрабатывающую, стекольную и другие отрасли. Были созданы важнейшие акционерные общества «Альстрем», «Кюми», «Гутцейт», «Тампелла», «Финлэйсон» и др. Собственники крупных банков начали образовывать свои финансовые группы.

В сельском хозяйстве в 90-х гг. XIX и в начале XX в. осуществлялся переход к животноводству, увеличивался экспорт масла. Развитие животноводства приводило к уменьшению самообеспеченности страны зерном, соответственно, рос его импорт из российских губерний. Происходила поляризация сельскохозяйственного населения, обострялись противоречия в деревне. В 1910 г. из сельскохозяйственного населения было 40% крестьян-землевладельцев, 20% торпарей и 40% сельскохо-

зяйственных рабочих, т. е. 60% сельского населения было безземельным. Избыточное население деревни продолжало расти, поскольку население быстро увеличивалось, а внедрение технических новинок снижало потребность в рабочей силе. В связи с большим спросом на землю, землевладельцы имели возможность ужесточать арендные условия, что обостряло торпарский вопрос. Кроме того, пропасть между владельцами земли и безземельными расширялась по мере роста цен на лес. Увеличение безземельного населения способствовало развитию эмиграции. В 1893-1915 гг. эмигрировало 250 тыс. финнов, в среднем 11 тыс. человек в год [4. - С. 21].

Политическая система

Во второй половине XIX в. в Финляндском княжестве, как и в России в целом, были отменены особые привилегии дворянства и духовенства и предоставлена свобода предпринимательства для буржуазии. Значительную роль в ней играла не только русская, но и шведская буржуазия. Длительный период времени шведский язык также сохранял доминирующие позиции. В области культуры это вылилось в так называемую языковую борьбу и привело к образованию первых «языковых» партий. Партии «финноманов» и «шведоманов» возникли в 1860-х гг., в период, когда деятельность сословного сейма приобрела регулярный характер. Во главе мощного национального пробуждения в тот период стоял Й. В. Снельман, философ и государственный деятель, который в 1860-х гг. был членом сената.

Долгие годы российская власть не вмешивалась в действующую политическую систему в Финляндии. Поворот произошел в период премьерства Петра Столыпина, особенно после опубликования Февральского манифеста. Этим манифестом законодательная власть сейма передавалась российским органам (Совету министров и Сенату). В 1905 г. началась революция в России. Ее итогом для Финляндии явилось то, что Закон о сейме 1906 г. увеличил количество лиц, имеющих право голоса более чем в 10 раз. Впервые право голоса распространилось на рабочий класс и женщин. Кроме того, сейм стал однопалатным. В том же году был принят конституционный закон о свободе слова, объединений и собраний. Однако демократичность парламентской реформы имела свои границы: законодательная инициатива сейма была ограниченной, сенат не был ему подотчетен, законы по-прежнему утверждались царем, ему же принадлежала верховная власть.

Все это обусловило изменения в партийной структуре. Шведоя-зычный высший класс после краха сословной системы, стремясь закрепить свое господство, создал в 1906 г. независимую от общественных классов Шведскую народную партию. В том же году был создан Союз сельского населения Финляндии, позднее ставший Аграрным союзом,

основой которого первоначально была организация мелких землевладельцев провинций Похьянмаа и Карьяла. Старофинны и младофин-ны создали Социал-демократическую партию, которая стала самой многочисленной (80 мест). В нее вступали и представители молодой интеллигенции.

Годы реакции в России отразились и на Финляндии. В июне 1908 г. был принят новый порядок рассмотрения дел Финляндии, в соответствии с которым их окончательное решение передавалось Совету министров и его председателю (Петру Столыпину). Таким образом, право финнов принимать самостоятельные решения сузилось, и реакция усилилась. Это проявилось в роспусках сейма в 1908-1910 гг. (по инициативе Столыпина).

Обретение независимости. Отношения Финляндии

и СССР между двумя войнами

Февральская (1917 г.) революция в России положила конец царизму, но не вывела страну, в том числе Финляндию, из мировой войны и не предоставила ей независимость. Уже после Октябрьской революции в Петрограде 6 декабря 1917 г. Сейм принял Декларацию о независимости. Однако для полной легализации независимости необходимо было получить соответствующий акт высших органов власти новой России. Этого правительство Свинхувуда попыталось избежать, обратившись к Германии.

Германское руководство резонно рекомендовало добиться признания независимости Финляндии со стороны России. 31 декабря 1917 г. делегация Финляндии во главе с премьером Свинхувудом получила из рук председателя Совета народных комиссаров Российской республики В. И. Ульянова (Ленина) Декрет о признании независимости Финляндии.

На первом этапе развития независимой Финляндии в ее правящих кругах был мощный тренд в сторону Германии. Прогерманская ориентация была усилена тем фактом, что в гражданской войне в Финляндии, когда чаша весов явно склонялась на сторону рабочих крупнейших городов, которые сформировали свое правительство, войска кайзеровской Германии нанесли им поражение. В результате немецкие войска генерала фон дер Гольца едва не превратили Финляндию в колонию Германии. Интересно и то, что прогерманские круги организовали «избрание» принца Фридриха Карла (сына Кайзера Вильгельма), королем Финляндии. От жалкой участи Финляндию избавил крах кайзеровской Германии осенью 1918 г. Но в целом прогерманская ориентация политики Финляндии сохранялась до переломных событий на полях сражений Великой отечественной войны.

Очевидно и то, что чрезмерная близость отношений между предельно агрессивной гитлеровской Германией и Финляндией вызывала большую озабоченность в руководящих кругах СССР со второй половины 30-х гг. Слишком близки были границы Финляндии от Ленинграда - политически в те времена самого важного города СССР, колыбели Великой социалистической революции. Этой озабоченности не существовало до прихода к власти в Германии Гитлера с его захватнической политикой. Поэтому советское правительство предложило Финляндии значительно отодвинуть границу вглубь, а взамен изъявило готовность уступить большие территории в советской Карелии, по своим природно-климатическим условиям схожие с теми, которые Финляндия могла бы уступить СССР. Переговоры закончились решительным отказом Хельсинки. В ноябре 1939 г. началась война, неожиданно для многих - довольно продолжительная. Цель СССР была достигнута - в соответствии с мирным договором в марте 1940 г. граница с Финляндией была перенесена более чем на 100 км от предыдущей, что обеспечило уже в 1941-1943 гг. успешную оборону Ленинграда от немецких и финских войск. В сентябре 1944 г. президентом Финляндии стал Маннергейм, согласившийся на мирные переговоры с СССР. В Москве 19 сентября 1944 г. между двумя странами было заключено перемирие, в котором стороны договорились о границах и военных репарациях, выводе немецких войск с территории Финляндии и других вопросах. В результате Финляндия была избавлена от участи стать оккупированной советскими войсками страной.

Послевоенное развитие двустороннего сотрудничества -

уникальный характер, уникальные достижения

Надо отметить, Финляндия никогда не относилась к процветающим странам (в составе метрополий). Долгое время, находясь в составе Швеции, она оставалась крайне отсталой провинцией. Вероятно, она получила сильные импульсы для хозяйственного развития, войдя в состав Российской империи, получив широкую автономию и возможность работать на внутренний рынок и привлекать капиталы из нее для своего развития.

После Второй мировой войны и вплоть до середины 1970-х гг. экономика Финляндии развивалась более высокими темпами по сравнению с экономиками стран Западной Европы. Так, страны ОЭСР за этот период показали среднегодовой экономический рост 4,2%, а Финляндия - более 7%. Этому содействовали и международные, и внутренние факторы, особенно прочные и дружественные отношения с СССР, поставки в большом объеме нужного сырья, выход продукции финских компаний на обширный рынок СССР и других стран Восточной Европы; лояльность крупных компаний к своим трудящимся, бы-

стрый рост уровня жизни населения и, соответственно, рост внутреннего рынка (спроса); внеблоковый статус Финляндии и т. д.

В марте 1946 г. Маннергейм ушел в отставку, и парламент избрал Ю. К. Паасикиви президентом страны. СССР и Финляндия заключили выгодные для обеих стран торговые соглашения, а в 1947 г. между двумя странами был заключен мирный договор (Парижский договор). Позже был разработан и подписан более обстоятельный Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Следует отметить и положительное влияние на экономический рост обязательств Финляндии относительно репараций - 300 млн долларов с выплатой в течение шести лет. Позже срок выплаты был продлен до восьми лет, а в 1948 г. правительство СССР сократило оставшуюся часть (180 млн долл.) на 50%. Благодаря этому в Финляндии получила развитие металлообрабатывающая промышленность - доля ее продукции в репарационных выплатах составила две трети.

Ранее машиностроение в Финляндии было развито слабо, поэтому его пришлось ускоренно развивать и расширять для осуществления поставок его продукции в СССР. Отсюда, например, берет начало судостроение, производство электродвигателей, сельскохозяйственное и животноводческое машинное оборудование и т. д. Быстрыми темпами развивается деревообрабатывающая промышленность в сотрудничестве с российскими предприятиями.

Осенью 1955 г. делегация во главе с президентом Ю. К. Паасикиви находилась с официальным визитом в Москве, в ходе которого была достигнута договоренность о продлении Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи на 20 лет. Тогда же советское правительство сообщило о своем решении передать Финляндии территорию Порккала-Удд, арендованную в соответствии с соглашением о перемирии и мирным договором. В том же году Финляндия стала членом ООН и вошла в Северный совет. В 1956 г. состоялись президентские выборы. Покидая свой пост президент Ю. К. Паасикиви, сказал: «Первостепенно важно, что нам удалось организовать отношения с нашим восточным соседом, с Советским Союзом. Нашим стремлением было -принимая во внимание требования, выдвигаемые географическим положением нашей страны, и уроки истории, найти такую политику, которая удовлетворяла бы насущные интересы обеих сторон, как Финляндии, так и Советского Союза. Эта политика добрососедства и доверия, которая последовательно осуществлялась, была для нас успешной, да и со стороны Советского Союза отмечено, что она отвечает интересам нашего великого соседа» [7. - С. 213-214]. Эта линия была продолжена и после выборов; президентом был избран кандидат от Аграрного союза У. Кекконен. Урхо Калева Кекконен внес выдающийся вклад в создание особого статуса Финляндии как составной части Запада, но

имеющей тесные многосторонние связи с СССР. При нем началась подготовка Хельсинкского Заключительного акта (в 1965 г.)

Следует отметить уникальность политических и экономических отношений СССР и Финляндии - советское руководство никоим образом не оказывало давление на своего соседа, не пыталось препятствовать развитию его отношений с Западом, в том числе вступлению Финляндии в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ, включающую 12 стран под эгидой Великобритании) и сближению с ЕЭС. Речь шла лишь об основополагающих принципах добрососедства и широкого хозяйственного и культурного сотрудничества между двумя странами. Эта линия в полной мере поддерживалась политикой Паа-сикиви - Кекконена, вплоть до падения СССР.

Большую роль в подготовке и подписании Хельсинкского Заключительного акта (1975 г.), окончательно установившего послевоенный международный государственный порядок и границы в Европе, сыграл президент у. К. Кекконен [4, 5]. Успешному завершению этой исторической миссии способствовали его доверительные отношения с советским руководством (Л. И. Брежневым, А. Н. Косыгиным, А. А. Громыко), его авторитет среди западных лидеров и в целом авторитет Финляндии, ставшей процветающей страной с хорошо развитой экономикой.

В 1977 г. в ходе визита президента У. К. Кекконена в Советский Союз были подписаны соглашение о строительстве Костомукшского горно-обогатительного комбината в Карелии и Долгосрочная программа развития и углубления торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества двух стран до 1990 г. Эти и другие соглашения в области экономического сотрудничества были для Финляндии особенно важными в условиях, когда Западная Европа находилась в тисках депрессии.

В 1982 г. президентом страны был избран Мауно Койвисто, твердый приверженец «линии Паасикиви - Кекконена», политики, которая на долгие послевоенные десятилетия обеспечила дружественные отношения с СССР и тесные всесторонние связи со странами Запада. Это была уникальная политика, создавшая реальные условия и предпосылки для длительного процветания страны и роста международного авторитета Финляндии. Так, бывший президент Мартти Ахтисаари получил в 2008 г. Нобелевскую премию мира в знак признания его заслуг по разрешению международных конфликтов.

Сотрудничество между нашими странами носило широкий характер, в том числе в области культуры, науки и образования. Я сам, работая с конца 1970-х гг. в Плехановском университете, ежегодно выезжал в эту страну и читал лекции студентам Хельсинкской высшей школы, с которой у нашего института имелся договор о сотрудничест-

ве. Выезжали наши студенты, к нам приезжали финские ребята, слушали наших профессоров, знакомились с жизнью молодежи. Это был очень полезный обмен опытом, знаниями, культурой. Финляндия достигла в те годы крупных успехов как технологическая страна, особенный упор делала на школьном и университетском образовании, где была введена высокая оплата труда учителей и профессоров. Поэтому не случайным был взлет «Нокии» как одной из первых в мире высокотехнологичных компаний.

Следует отметить, финская модель государства всеобщего благосостояния, как у всех скандинавских стран, состоит из ряда главных несущих конструкций: высокий уровень социальной защиты нуждающихся групп населения; качественная бесплатная государственная система образования с высокой оплатой труда школьного учителя и профессора университета (от 5 тыс. евро и выше в месяц); бесплатная государственная система здравоохранения; развитая пенсионная система (близкая той, которая действовала в СССР); хорошо защищенная и высокооплачиваемая профессиональная рабочая сила. Важная роль в регулировании трудовых отношений принадлежит профсоюзам.

Торгово-экономические связи новой России и Финляндии

Гибель СССР, упадок российской экономики, неудачный ход трансформационных реформ сказались не только на двусторонних торгово-экономических связях, но и на экономическом положении Финляндии. Поскольку множество фирм специализировалось на производстве и поставках продукции на рынки СССР (особенно Российской Федерации), их продукция оказалась невостребованной (нечем было оплачивать поставки). Отсюда - ухудшение общей экономической ситуации, множество банкротств финских фирм, быстрый рост безработицы в стране и т. д. Ситуация в двусторонних отношениях в позитивном направлении стала изменяться с 2000-х гг., в том числе под влиянием начавшегося роста экономики России. В результате возобновились и приобрели большой динамизм и объемы торгово-экономические связи между двумя странами, которые возрастали вплоть до 2013 г.

Финляндия - единственная страна в Евросоюзе, чья экономика находилась в состоянии спада на протяжении последних трех лет. Валовой выпуск страны и сегодня остается ниже уровня 2008 г. Кризис был усугублен западными санкциями и контрсанкциями России, сильно ударившими по двусторонним торговым связям. Согласно данным финской таможенной службы, на Россию приходилось почти 10% финского экспорта - 5,4 млрд евро. После введения взаимных санкций ЕС и России в 2014 г. доля российского рынка в структуре финского экспорта снизилась до 8,3%, составив 4,6 млрд евро, однако Россия по-

прежнему занимает 3-е место после Германии и Швеции. Крупнейшими экспортерами на рынке Финляндии являются Россия (15%), Германия (13%) и Швеция (11%), Китай (6%), Нидерланды (5%), США (4%).

Основная доля российского экспорта в Финляндию приходится на следующие продукты: минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; органические химические соединения; древесина и изделия из нее, древесный уголь; удобрения; продукты неорганической химии.

Финляндия в свою очередь поставляет России реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; электрические машины и оборудование, их части; бумагу и картон; пластмассы и изделия из них; минеральное топливо, нефть и продукты ее перегонки; средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава и их части и принадлежности; экстракты дубильные или красильные; черные металлы.

Финляндия больше всех стран ЕС пострадала от западных санкций, введенных против России и ответных санкций России. В частности, это отразилось на резком снижении поставок в Россию сыро-молочных изделий (например, Valio), продукции машиностроения, включая транспортное оборудование. Представители правительства неоднократно выражали мнение о необходимости прекращения санк-ционной политики и переводе сложных вопросов в русло переговоров, в том числе вопросов, связанных с украинско-российским политическим кризисом.

В такой обстановке, очевидно, следует искать пути и направления сотрудничества в тех областях, которые приносили бы выгоду для обеих стран. Это и научно-образовательное сотрудничество, и реализация общих хозяйственных программ, и многое другое, если у стран есть понимание о плодотворности сотрудничества, тем более, если они имеют многовековые основания.

Следует ожидать, что государственный визит президента России В. В. Путина, намеченный на июль 2017 г. в связи со 100-летием независимости Финляндии, придаст новый импульс развитию двусторонних торгово-экономических и культурных отношениий между двумя странами.

Список литературы

1. Кекконен У. Тамминиеми. - М. : Международные отношения,

2006.

2. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. - Т. 3. Всемирная история / редактор Гарри Джадж : пер. с англ. - М. : Весь мир, Инфра-М, Oxford University Press, 1999.

3. Финляндский капитализм. Авторский коллектив / П. Косонен, С. Хейкинен и др. : пер. с фин. - М. : Мысль, 1983.

4. Хасбулатов Р. И., Пискулов Ю. В. Новый мировой гуманистический порядок диктует необходимость отбросить политику конфронтации, протекционизма и санкций / / Международная торговля и торговая политика - 2015. - № 2 (2). - С. 19-35.

5. Хасбулатов Р. И. 40-летие Хельсинского Заключительного акта: настоятельная необходимость СБСЕ-2 / / Международная торговля и торговая политика. - 2015. - № 4. - С. 8-17.

6. Kjerppe R., Heikkinen S. Suomenteoleisundenjakasityontoollisyys 1860-1910 / / Historiallmenaikakauskirja. - 1978. - N 1.

7. Paasikiven J. K. Paasikiven puheita vuosilta 1944-1956. - Porroo,

1956.

Reference

1. Kekkonen U. Tamminiemi. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya, 2006. (In Russ.).

2. Oksfordskaya illyustrirovannaya entsiklopediya [The Oxford Illustrated Encyclopedia]. Vol. 3. Vsemirnaya istoriya, editor by Garri Dzhadzh, per. s angl. Moscow, Ves' mir, Infra-M, Oxford University Press, 1999. (In Russ.).

3. Finlyandskiy kapitalizm [Finnish Capitalism]. Avtorskiy kollektiv, P. Kosonen, S. Kheykinen i dr., per. s fin. Moscow, Mysl', 1983. (In Russ.).

4. Khasbulatov R. I., Piskulov Yu. V. Novyy mirovoy gumanisticheskiy poryadok diktuet neobkhodimost' otbrosit' politiku konfrontatsii, protektsionizma i sanktsiy [The New World Humanistic Order Dictates Need to Reject Policy of Confrontation, Protectionism and Sanctions], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika, 2015, No. 2 (2), pp. 19-35. (In Russ.).

5. Khasbulatov R. I. 40-letie Khel'sinskogo Zaklyuchitel'nogo akta: nastoyatel'naya neobkhodimost' SBSE-2 [The 40th Anniversary of the Helsinki Final Act: Urgent Necessity of the CSCE-2], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika, 2015, No. 4, pp. 8-17. (In Russ.).

6. Kjerppe R., Heikkinen S. Suomenteoleisundenjakasityontoollisyys 1860-1910, Historiallinenaikakauskirja, 1978, No. 1.

7. Paasikiven J. K. Paasikiven puheita vuosilta 1944-1956. Porroo,

1956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.