Козырев Виталий Викторович
канд. биол. наук, аспирант,
Институт экономики Карельского научного центра РАН, генеральный директор ООО «Талисман», г. Петрозаводск [email protected]
стоимость проживания на территории как показатель
ее деловой активности
_Аннотация
В статье представлен способ оценки цены территориального продукта на основе статистических показателей социально-экономического развития регионов Российской Федерации. При исследовании регионов СевероЗападного федерального округа установлено, что территории с высокой стоимостью и экономической эффективностью ведения предпринимательской деятельности характеризуются высокой стоимостью проживания резидентов и нерезидентов.
Ключевые слова: цена территориального продукта, стоимость проживания, предпринимательская деятельность, социально-экономическое развитие, регион, маркетинг территории, интегральный критерий
Экономические преобразования, осуществляемые в России, объективно требуют внесения изменений в методологию и практику регионального управления, разработку новых способов регионального управления. В условиях многоукладной экономики изменяются цели и задачи, методы и инструментарий осуществления регионального управления.
Усиление конкурентоспособности России наряду с созданием условий для притока инвестиций в экономику неотделимо от процесса оказания населению качественных публичных услуг Это возможно при использова-
нии в региональном управлении принципов территориального маркетинга.
Мониторинг социально-экономического развития территории
Целевые функции маркетинга территории заключаются в создании ее привлекательности для потенциальных клиентов, формировании престижа и имиджа территории в целом, создании благоприятных и привлекательных условий жизнедеятельности и повышения деловой активности на территории и т.д. Оценка действий территориальных органов власти в данном процессе может характеризоваться
с помощью мониторинга социально-экономического развития территориального образования, В настоящее время в рамках государственного управления мониторинг социально-экономических процессов в России объективно оказался встроенным в систему управления как метод установления контура обратной связи в целях обеспечения функций экономической, экологической и иной безопасности развития общества, В систему мониторинга включаются статистическая и иная отчетность, сбор и анализ социально-экономической информации, проведение дополнительных информационно-аналитических обследований(опросы населения и т.п.) и оценка (диагностика) состояния тенденций развития и конкретных региональных проблем, Для осуществления контроля с целью координации системы управления применяются системный и норматив-ныйподходы,
Нормативный подход рассматривает выполнение государственных функций и задач, поставленных в управленческих документах и выполняемых органами власти, их подразделениями и ведомствами,
Системный подход рассматривает изменение структуры для обеспечения оптимальных результатов функционирования системы, возможность использование различных методов воздействия на значения экономических показателей в зависимости от выбранного сценария,
К примеру, основные параметры для расчета интегрального критерия развития территории (ИКРТ) принимаются по данным официальной статистики и сведений полученных от министерств и ведомств, Основная цель расчета ИКРТ состоит в определении измене-
ний в экономической и социальной среде территории, в оценке тенденций и качественной характеристике сложившейся ситуации, ИКРТ рассчитывается по трем группам показателей, к которым относятся:
- демографические показатели;
- показатели оценки динамики качества жизни;
- показатели оценки динамики экономических показателей приоритетных направлений хозяйственной жизни республики,
Цена территориального продукта
В рамках маркетинга управление факторами, оказывающими влияние на субъект (организацию, территорию), осуществляется через использование определенного комплекса инструментов, Комплекс элементов маркетинга применительно к территории будет представлять собой совокупность управляемых параметров, манипулируя которыми можно наилучшим образом удовлетворить потребности человека и экономических субъектов
усиление конкурентоспособности России наряду с созданием условий для притока инвестиций в экономику неотделимо от процесса оказания населению качественных публичных услуг
региональная экономика
в общественных услугах и ресурсах территории.
Одним из компонентов комплекса территориального маркетинга является цена территориального продукта. Она формируется из затрат потенциальных клиентов территории, в том числе и ее жителей, которые несут расходы на удовлетворение своих потребностей при потреблении территориального продукта. В их состав войдут (1; 3]:
- для резидентов территории - стоимость жизни, уровень доходов и социальных льгот, стоимость конкретных товаров и услуг на территории;
- для туристов и посетителей территории - стоимость путевок, величина суточных расходов и др.;
- для корпоративных потребителей (на предынвестиционном и инвестиционном этапах) - транспортные расходы, питание и проживание групп экспертов и руководителей компа-
.. .цена территориального продукта формируется из затрат потенциальных
клиентов территории, в том числе и ее жителей, которые несут расходы на удовлетворение своих потребностей при потреблении территориального продукта
нии, время и усилия, нужные для получения необходимой информации, стоимость проекта в части стройматериалов и оборудования, подготовка площадки, строительство, цены на недвижимость и т.д.
Стоимость проживания и степень деловой активности на территории
Исходя из определения цены регионального продукта, автором предложен вариант определения зависимости стоимости проживания и степени деловой активности на территории Северо-Западного федерального округа Российской Федерации (СЗФО РФ). Методом ранжирования двух групп показателей, применяющихся при мониторинге социально-экономического развития регионов (2], определены ранги, на основе которых были определены места регионов СЗФО РФ. Первая группа исследованных показателей характеризует стоимость проживания на территории. К данным показателям относятся:
1) индекс потребительских цен;
2) величина прожиточного минимума;
3) стоимость фиксированного объема потребительских товаров и услуг;
4) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организации;
5) среднедушевые денежные доходы;
6) среднедушевые денежные расходы;
7) средний размер начисленных пенсий;
8) численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;
9) удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату услуг
Ко второй группе показателей, отражающих стоимость и экономическую
Рис,
0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4.5 5 5,5 6 6,5 7 7.5 8 8.5 9 9.5 10 Степень предпринимательской деятельности, ранг
Распределение регионов СЗФО РФ по группам показателей, 2008 г,
эффективность ведения предпринимательской деятельности на территории, были отнесены:
1) валовой региональный продукт на душу населения;
2) индексы тарифов на грузоперевозки;
3) индексы цен производителей в строительстве;
4) инвестиции в основной капитал;
5) сальдированный финансовый результат деятельности организаций,
Результаты исследования Северо-Западного федерального округа
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что в основе зависимости между стоимостью проживания в регионе и степенью предпринимательской активности лежит закон нормального распределения (см. рис. выше):
СП = 0,8902 х СПД + 1,2037 при I?2 = 0,7655,
где
СП - стоимость проживания в регионе, СПД - степень предпринимательской деятельности в регионе, Как следует из графика (см. рис. выше), к регионам с высоким уровнем проживания и предпринимательской активности относятся г, Санкт-Петербург, Мурманская, Вологодская, Архангельская области и Республика Коми,
Республика Карелия, например, характеризуется как регион со средней стоимостью проживания на ее территории, Так, размер пенсий, заработная плата работников и величина прожиточного минимума в Карелии выше по сравнению с южными регионами - Псковской, Новгородской, Калининградской областями,
региональная эко
В то же время на территории Карелии наблюдалась низкая степень ведения предпринимательской деятельности, Показатели «величина валового регионального продукта на душу населения» и «инвестиции в основной капитал» по сравнению с другими территориями СЗФО РФ незначительны, Это свидетельствует о низких показателях валового регионального продукта в республике и слабой инвестиционной привлекательности Карелии, Инвестиции в экономику Карелии составили в 2008 году 22,7 млрд руб, При этом инвестиции в экономику г, Санкт-Петербурга были почти в 16 раз больше, Наихудшие показатели инвестиционной привлекательности наблюдались в Псковской области (16,4 млрд руб,),
Вывод
Использование показателей социально-экономического развития регионов дает представление о существующих тенденциях их развития, определяет их
место в рейтинге сопредельных территорий, Регионы СЗФО РФ с высокой стоимостью и экономической эффективностью ведения предпринимательской деятельности характеризуются высокой стоимостью проживания для их резидентов и нерезидентов, Результаты мониторинга процессов развития регионов свидетельствуют о деятельности территориальных органов власти в области привлечения инвестиций и оказания населению социальных услуг, формирования имиджа и репутации регионов, а, следовательно, о степени использования в региональном управлении инновационных форм и методов управления,
Литература
1, Панкрухин А,П, Маркетинг территорий, - М,: Изд-во РАГС, 2002, - 328 с,
2, Регионы России, Социально-экономические показатели, 2009: Стат, сб, / Росстат, -
Vitaly V. Kozyrev
Cand. of Biol. Sci., Postgraduate Student, Institute of Economics, Karelian Research Center of RAS; General Director, Talisman LLC, Petrozavodsk
The Cost of Living in a Territory as an Indicator of Its Business Activity
_Abstract
The article presents a method for estimating the price of a territorial product on the basis of statistical indicators of social and economic development of Russian regions. In the course of the study of the North-West Federal District it was found that areas of a high value and economic efficiency of doing business were characterized by high cost of living for residents and non-residents.
Keywords: price of territorial product, cost of living, entrepreneurial activity, social and economic development, region, territory marketing, integral criterion