Научная статья на тему 'СТО ПОВЕСТВОВАНИЙ ОДНОЙ СКАЗКИ'

СТО ПОВЕСТВОВАНИЙ ОДНОЙ СКАЗКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Символика / магия / семья.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Atayeva Bagul Bairamgeldiyevna

Герои писателя задействованы в дождливые дни, они всегда одинокие. Еще одна черта, отличающая их от остальных, это то, что они постоянно находятся в состоянии сна. Если их не достигает в каком-то моменте пробуждение, или какое-нибудь чудо, то они продолжают оставаться в грезах. Живут во сне, общаются, влюбляются и даже расстаются во сне. Наверное, это обстоятельство является причиной тому, что многие герои Маркеса умирают во сне. Чудеса, которые разбудят Маркесовских героев от беспробудного сна, найдутся сколько душе угодно. Каждое предложение романа «Сто лет одиночества» можно анализировать с точки зрения отдельного эпизода, и каждого эпизода отдельной сюжетной линией одной концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТО ПОВЕСТВОВАНИЙ ОДНОЙ СКАЗКИ»

СТО ПОВЕСТВОВАНИЙ ОДНОЙ СКАЗКИ

(или краткий анализ творчества Г. Г. Маркеса)

ATAYEVA BAGUL BAIRAMGELDIYEVNA

The first-year student of the Law Institute named Ali Fuad Ba§gil at Ondokuz Mayis

University. Samsun, Turkey

Аннотация. Герои писателя задействованы в дождливые дни, они всегда одинокие. Еще одна черта, отличающая их от остальных, это то, что они постоянно находятся в состоянии сна. Если их не достигает в каком-то моменте пробуждение, или какое-нибудь чудо, то они продолжают оставаться в грезах. Живут во сне, общаются, влюбляются и даже расстаются во сне. Наверное, это обстоятельство является причиной тому, что многие герои Маркеса умирают во сне. Чудеса, которые разбудят Маркесовских героев от беспробудного сна, найдутся сколько душе угодно. Каждое предложение романа «Сто лет одиночества» можно анализировать с точки зрения отдельного эпизода, и каждого эпизода отдельной сюжетной линией одной концепции.

Ключевые слова: Символика, магия, семья.

Творчество Г. Г. Маркеса отличается тем, что оно может заставить тебя воспринять воображение как реальность. Но возможно ли такое, если да, то как? Можно десять раз слушать одну и ту же сказку, но, если каждый раз создается впечатление, что ты слышишь ее впервые, начинаешь сомневаться в том, что она всё та же сказка. И это несмотря на то, что характеры и действия главных героев ничем не отличаются от прежних, то есть они всегда остаются неизменными. Другие писатели выделяются на фоне Маркеса тем, что их герои никогда не повторяются в одном и том же виде и уникальные по теме, образу, и к тому же по различности выбранного события. Когда речь идет о творческом процессе определенного писателя, создается ощущение, что его герои будто бы люди на базаре, а сама площадка, где они действуют и живут, есть базар. Для того чтобы выделить героя среди сотен других персонажей, писателю приходится «вооружать» его разными идеями. В результате чего появляются десятки людей, заметных на фоне остальных. Они все живут в раздельности, существуют в своем пространстве и у каждого своя история жизни. Отличительная черта Маркесовских героев в том, что они живут в одном и том же базаре, то есть, Время, Пространство и Расстояние для них не придуманы и они действуют вне Пространства и Времени. Они находятся в одном базаре и, что удивительно, меняются характерами и словами между собой. Например, во время ночного странствия одного из героев романа «Сто лет одиночества» Хосе Аркадио становится свидетелем того, как один из персонажей бормочет во сне слова «.. .была среда» и этот эпизод повторяется в рассказе «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке», точнее жестокая бабка Эрендиры во сне вспоминает случившееся с ней событие давних дней. Как видим, в обеих произведениях герои сообщают о времени какого-нибудь события и этот процесс случается и в последующем произведении писателя под названием «Полковнику никто не пишет» Почти все Маркесовские герои задействованы и в последующих произведениях писателя. К примеру, главный герой из рассказа «Добрый фокусник, продавец чудес» есть прототип Мелькиадеса из романа «Сто лет одиночества» Существуют мнения о том, что дьявол-волшебник Мелькиадес в свою очередь является образным выражением Библейского Мелхиседека. В общем, в западной литературе популярная традиция отождествлять образованных людей теми, кто «продал душу сатане», их часто показывают получившими знания от самого дьявола. (Гёте «Фауст») Их представления о дьяволе значительно отличаются от наших примитивных взглядов о нем. Если в нашем подсознании образ дьявола представляется центром абсолютного зла, то в западной литературе к нему двусторонний подход, в силу чего сформировались двусторонние взгляды о нем. Есть произведения, где

образ дьявола воплощает в себе образ наставника, который передает свои знания, раскрывает тайны мира, обучает строению миропорядка. Но он все это делает недаром. Делающий добро тем, что дает знания и зло, тем, что берет за это цену, образ дьявола выходит парадоксальным и у Маркеса. Он продолжает повторять образ Мелькиадеса и в следующих произведениях, основываясь при этом на то, что у вещей есть два начала и они чередуются между собой. Мелькиадес-дающий знания, волшебник из страны чудес, одним словом, «открывающий глаза», но в то же время «берущий плату» за свое деяние, расчетливый цыган. Писатель описывает на примере последнего чуда - летающую циновку, принесенную в Маконду цыганами, после чего они перестают что-либо приносить в вымышленную деревню под названием Маконда. Предположим, что Маконда является воплощением целого мира в одной деревне, становится понятным, что для человечества, которое усвоило космос, не может быть ничего нового за гранью полёта, а по этой причине исчезает надобность в том, чтобы показать цыган чудо деятелями дальше. Характерная черта творчества Маркеса состоит в том, что нередко живые люди выступают в качестве абстрактных понятий и, наоборот, абстрактные понятия приобретают образ человека. Ставший весьма известным один из героев романа «Сто лед одиночества» Хосе Аркадио Буэндиа встречается и в рассказе писателя «Очень старый человек с огромными крыльями» Мы запомнили его таким, каким он был в романе «Сто лет одиночества», страстным к разгадыванию тайн человечества и любопытным до безумия, вследствие чего превратился в сумасшедшего для окружающих, желая воплотить в реальность все причуды, какие только научился у Мелькиадеса. А рассказ повествует о его дальнейшей судьбе. Мы из романа знаем, что Хосе Аркадио Буэндиа теряет рассудок от собственных изобретений и привязанный к дереву каштан, который, находится на участке дома, умирает в полном одиночестве. Он со временем утратил дар речи и потерял всякий интерес к миру. Его невнятную речь перестала понимать даже супруга Урсула Игуаран. Герой рассказа «Очень старый человек с огромными крыльями» тоже лишен дара речи и человек не от мира сего. Не остается сомнений в том, что это один и тот же Буэндиа, прилетевший из романа «Сто лет одиночества» Одно отличие от образа в романе: герой рассказа выступает, будучи уже старым человеком, который повидал все на своем веку, здешнее значение старости имеет символический характер того или иного прогресса. Можем предположить, что это прогресс человеческой веры и ее образ жизни посредством образа старика. Писатель передает, что данная вера переживает свои последние дни путем возраста старика, делая его глубоко пожилым человеком изначально, его непонятность и чуждость для окружающих тем, что старика заперли в курятнике, и тот факт, что людям нужны только развлечения и празднество передает тем, что люди, вместо того чтобы исполнять свои обязанности перед верой, приходят в курятник для забавы. По символике рассказа старик с крыльями - воплощение священных заветов в человеческом облике. Подобно пророкам, которые, по религиозным убеждениям спустились с небес для того, чтобы дать божественные наставления людям, старик с крыльями однажды падает на землю. Его непонятность для других можно истолковать тем, что люди «перестали понимать язык» своей веры. По той причине старику ничего не остается кроме как махать огромные крылья, напоминающие былое величие. Жена хозяина дома запирает ниспосланного и безмолвного старика на ключ. Со временем, осознав, что людей, приходящих с целью посмотреть на старика в курятнике становится все больше, она вводит плату за просмотр. Люди вынуждены заплатить за свою «веру», и взамен ничего не могут получить. Потому что старик с огромными крыльями хоть и похож на ангела, но он не намеревается совершать ангельские поступки для людей. Таким образом, писатель подкрепляет мнение о том, что для веры недостаточно иметь деньги, для этого годится только вера человека. В конце рассказа старик с огромными крыльями возносится в небо из-за того, что нет дальнейшей надобности в его присутствии на земле. Собственно говоря, все остальные Маркесовские герои были взяты из романа «Сто лет Одиночества», поэтому представляются заранее знакомыми тем, кто читал роман. Продолжающийся монотонный характер героев говорит о мастерской технике писателя. Один из ярких тому примеров - жена Хосе Аркадио Буэндия

Урсула Игуаран. Если Хосе Аркадио Буэндия является прапредком всех последующих персонажей и основателем Макондо, то Урсула Игуаран является матерью всего. Дальнейший этап жизни этих образов был продолжен в рассказах. Писатель отражает Урсулу Игуаран верной - не имела любовные связи с посторонними, кроме как мужа, приличной - не поддавалась аморальным чувствам, требовательной - строго контролирует порядок в семье, сострадательной - потому что дает право жить в семье чужим, то есть, тем, кто не является человеком из клана Буэндия (тем, кто не родственен по крови), справедливой - женщиной, которая, всегда стоит на стороне правоты в любом конфликте. Она самая живучая среди Буэндия и везде успевает. Для туркменских читателей, воспитанных в духе «Женщина -хранительница домашнего очага», образ Урсулы Игуаран кажется знакомым. Мы из романа знаем, что и она отходит в мир иной глубоко старой. Рассказ писателя «Похороны Большой мамы» неразрывно связан со смертью Урсулы Игуаран. Как заранее было отмечено, герои произведений писателя не перестают олицетворять абстрактные понятия. По той причине в основе образа Урсулы Игуаран лежат идеи писателя о «некогда исчезнувших ценностях Христианства» и о погребении принципов управления государством по тем ценностям. Причина, по которой мы называем рассказ печальным, вытекает из того, что чувствуем, насколько глубока скорбь писателя по этому поводу. И Хосе Аркадио Буэндиа, и Урсула Игуаран, и полковник Аурелиано Буэндия постоянно повторяющиеся одинокие герои писателя. Концепция одиночества приобретает все большие масштабы. В книге, где речь идет о как будто бы приговоренных к одиночеству людей самым удивительным кажется само явление Одиночества. В произведениях писателя часто идет дождь. Маркес выделяет в качестве отличительной черты глубокую чувственность своих героев. Самый жестокий из клана Буэндия, Хосе Аркадио, в конце концов, оказывается безжалостным героем, способным любить, но старательно скрывавшим это от посторонних под маской жестокости и кровожадия. Писатель подкрепляет концепцию одиночества своих героев, непреклонных как сталь, нежных как роза тем, что они постоянно живут под дождливым днем. Известно, что человек предпочитает одиночество в дождливые дни. Дождь - это один из немногих способов ощутить мир в первозданном виде. Дождь характеризуется как способ проникновения человека в первобытный настрой, изолированного от всех и отгороженный от всего, в общем, путем возвращения к той жизни, где она отгорожена от окружающих людей. Состояние одиночества настолько свойственно героям Маркеса, что невольно удивляешься, при обратной ситуации, когда один из героев не чувствует себя одиноким. В примеры для подтверждения наших слов приводим следующее предложение из рассказа «Самый красивый Утопленник в мире»

«Они заметили также, что смерть он переносит с гордым достоинством - на лице его не было выражения одиночества, свойственного утонувшим в море, но не было в нем и отталкивающего выражения муки, написанного на лицах тех, кто утонул в реке».

Герои писателя задействованы в дождливые дни, они всегда одинокие. Еще одна черта, отличающая их от остальных, это то, что они постоянно находятся в состоянии сна. Если их не достигает в каком-то моменте пробуждение, или какое-нибудь чудо, то они продолжают оставаться в грезах. Живут во сне, общаются, влюбляются и даже расстаются во сне. Наверное, это обстоятельство является причиной тому, что многие герои Маркеса умирают во сне. Чудеса, которые разбудят Маркесовских героев от беспробудного сна, найдутся сколько душе угодно. Каждое предложение романа «Сто лет одиночества» можно анализировать с точки зрения отдельного эпизода, и каждого эпизода отдельной сюжетной линией одной концепции. По той причине, писатель предпочел создать рассказы из некоторых запоминающихся сюжетных линий романа. Пример тому, рассказ о женщине, которая однажды превратилась в огромного паука из-за непослушания родителям, и эта сюжетная линия встречается в трех произведениях писателя. Содержание рассказа «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке» было взято из романа «Сто лет одиночества», где говорится о девушке вынужденной торговать собой изо дня в день, и

живущей среди жестокостей реалии у своей бабушки, из-за того что однажды забыла погасить свечу перед сном, вследствие чего сгорел их дом. По сюжету этого рассказа можно было бы анализировать, с какой точки зрения придерживается писатель в плане любви, жизни и человека в целом. Но отложив это дело на следующие разы, вернемся к произведениям писателя. Творчество Маркеса богато на магию и реализм. Писатель не видит никакой грани между, на обычный взгляд, разных как небо и земля, направлениями. Поэтому эти два явления заменяют друг друга в произведениях писателя. Несмотря на живость или нет, каждая деталь имеет значение. Если много встречаемый в произведениях писателя трансокеанский корабль изображает заветную жизнь, («За любовью неизбежность смерти», «Самый красивый утопленник в мире», «Полковнику никто не пишет»), то усопший из рассказа «Самый красивый утопленник в мире» олицетворяет саму идею счастливой и беззаботной жизни.

Хотим утверждать, что изучение многогранного творчества великого мастера слова Габриеля Гарсиа Маркеса существенно повлияет на туркменскую литературу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Габриель Гарсиа Маркес, «Избранные произведения», Москва. «Радуга», 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.