Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАГИЧЕСКОМ РЕАЛИЗМЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Г. МАРКЕСА "СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА")'

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАГИЧЕСКОМ РЕАЛИЗМЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Г. МАРКЕСА "СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
843
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА / МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЛАСТЕР / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / КЕЙС-МЕТОД / ГАБРИЭЛЬ ГАРСИА МАРКЕС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Путило Анна Олеговна, Путило Олег Олегович

Рассматривается проблема изучения современной зарубежной литературы в старшей школе, предлагается методика формирования у учащихся с помощью кластера и кейс-технологии представления о популярном литературном течении - магическом реализме - на материале романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Путило Анна Олеговна, Путило Олег Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE NOTION OF THE MAGICAL REALISM OF STUDENTS (BASED ON THE NOVEL “ONE HUNDRED YEARS OF SOLITUDE” BY G. MáRQUEZ)

The article deals with the issue of the study of the modern foreign literature in senior high school. There is suggested the methodology of the formation of the notion of a popular literary trend - the magical realism with the help of clusters and case technologies based on the novel “One Hundred Years of Solitude” by G. Márquez.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАГИЧЕСКОМ РЕАЛИЗМЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Г. МАРКЕСА "СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА")»

А.О. путило, о.о. путило

(Волгоград)

формирование у учащихся представления о магическом

РЕАЛизмЕ (на материале романа г. маркеса «сто лет одиночества»)

Рассматривается проблема изучения современной зарубежной литературы в старшей школе, предлагается методика формирования у учащихся с помощью кластера и кейс-технологии представления о популярном литературном течении - магическом реализме - на материале романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».

Ключевые слова: современная зарубежная литература, магический реализм, инновационные технологии, кластер, кейс-технология, кейс-метод, Габриэль Гарсиа Маркес.

Действующие школьные программы по литературе обновляются крайне медленно и не обращаются к современным авторам: школьный курс литературы фактически заканчивается изучением произведений 70-х гг. прошлого века. Более того, содержание литературного образования в старших классах мало способствует формированию представления о мировом литературном процессе, поскольку в программе (и в ЕГЭ по литературе соответственно) отсутствуют примеры из зарубежной литературы.

Тем не менее общедоступность информации дает подросткам возможность самостоятельно находить и выбирать литературу, ориентируясь на свои текущие интересы, а не на требования учителя, который, чтобы не потерять авторитет и доверие учеников, а также подстегнуть их интерес к предмету, может включить признанные образцы зарубежной литературы в программу внеклассного чтения или элективного курса.

Одним из специфических литературных явлений ХХ в., оказавших большое влияние на современный литературный процесс, стал магический реализм. Первоначально это течение сформировалось в национальной, латиноамериканской литературе и спустя какое-то время обрело мировую известность. Произведения таких авторов, как Алехо Карпентьер, Габриэль Гарсиа Маркес, Хулио Кортасар, спро-

воцировали подъем популярности этого течения в Европе в 60-е гг. XX в.*

В рамках изучения этой темы мы предлагаем обратиться к творчеству Габриэля Гарсиа Маркеса, очевидная популярность которого только подогреет читательский интерес школьников. Габриель Гарсиа Маркес обрел мировую славу после выхода своего романа «Сто лет одиночества» (Cien años de soledad) в 1967 г., а в 1982 г. писатель получил Нобелевскую премию по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».

Роман Г. Маркеса «Сто лет одиночества» является самым репрезентативным примером магического реализма, однако при попытке организовать его изучение в школе учитель столкнется с рядом проблем. Самая серьезная из них - наличие запрещенных тем: изображение насилия, постельных сцен; обилие обсцен-ной лексики и т. п. По этой причине мы предлагаем изучать роман с помощью кейс-метода, что избавит учеников от необходимости полностью прочитать книгу.

Данная технология позволит взять для урока только те отрывки, что согласуются с требованиями школьного отбора: т. е. соответствующие возрасту, имеющие воспитательный потенциал, репрезентативно отражающие суть магического реализма. Кроме того, работа с кейсом не требует подготовки к уроку, что особенно удобно для факультативных занятий по предмету.

Урок по изучению магического реализма следует начать с краткой литературоведческой лекции, включающей определение ведущих черт течения. При ее подготовке мы рекомендуем обратиться к литературоведческим работам A.A. Гугнина [1; 2], Е.В. Жари-нова [3], К.В. Казанковой [4], К.Н. Кислицына [5], А.Ф. Кофмана [6], В.А. Пестерева [9] и др. Акцент в лекции ставится на истории течения, его определении, основных чертах и ведущих представителях.

Термин магический реализм появился в 1923 г. в статье немецкого искусствоведа Франца Роо «К проблеме интерпретации Карла Хайдера. Замечания о постэкспресио-

* O.A. Овчаренко считает, что «употребление термина "магический реализм" давно уже вышло за пределы латиноамериканской литературы» [8, с. 428]. Свое мнение исследователь обосновывает сборником канадских рассказов «Магический реализм» (1980) и современной африканской литературой.

О Путило А.О., Путило О.О., 2021

- педагогические науки -

заполненный кластер для лекции о магическом реализме

Основные черты

Переплетение фантастического и обыденного. Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов

Содержатся элементы фольклора и/или легенд. Национальный, духовный, исторический опыт лежит в основе повествования

Меняются местами причина и следствие (например, персонаж может страдать до трагических событий)

Искажается течение времени. Оно либо циклично, либо застывшее, либо кажется отсутствующим. Настоящее повторяет или напоминает прошлое

Искажение пространственного жизнеподобия, взаимопроникновение первичной и скрытой реальностей может проявляться через мотив сна

Доминирование экзистенциалистского мировосприятия. Антиутопичность и антипрагматизм

События представляются с альтернативных точек зрения: голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо, часты переходы между точками зрения разных персонажей и внутренним монологом. Писатель систематически замещает свой взгляд образованного человека как носителя высокой культуры взглядом примитивного человека, инфантильно и непосредственно принимающего первичную и скрытую реальность

Открытый финал произведения позволяет читателю определить самому, что было более соответствующим строению мира - фантастическое или повседневное

Отсутствует психологический анализ уровня романов М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского

Магический реализм - это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира

Основные представители

I

Астуриас Мигель Анхель

I

Карпентьер Вальмонт Алехо

I

ГабриэльГарсиаМаркес

I

Хуан Рульфо

I

Хулио Кортасар Г

низме». Применительно к литературе он стал использоваться с 1927 г., когда его употребил М. Бонтемпелли, по мнению которого мир произведений магического реализма - «это не мир сказки, но обыкновенный мир прозаической повседневности, который буквально "кишит" тайнами, загадками и авантюрными приключениями» (цит. по: [3]). В самом двое-

мирии как принципе изображения действительности нет ничего нового: так, в XIX в. оно было центральным понятием литературы романтизма.

Истоки магического реализма берут свое начало в реалистической и романтической прозе XIX в., в тех произведениях, где автор прибегает к фантастике, «оставляющей воз-

можность двойного толкования, двойной мотивировки фантастических происшествий -эмпирически или психологически правдоподобного и необъяснимо-ирреального»* [5, с. 275]. В первую очередь это понятие используется для характеристики работ ряда латиноамериканских писателей, вводивших в рамки обыденной реальности отдельные элементы чудесного, которые подчас выглядят вещественней привычных бытовых вещей. Для латиноамериканских писателей свойственно особое отношение к фантастическому: они не противопоставляют чудесное необычному, не разделяют сверхъестественное и реальное.

В магическом реализме реальные и магические элементы сплавлены в единое целое, рождая новое видение мира, опирающееся на народно-мифологические представления о латиноамериканской действительности индейцев или негров, во многом сохранивших свое, не испорченное европейской цивилизацией видение мира. «Переплетение действительности и легенды, фантастических аберраций и обыденного приводит к тому, что невероятное становится правдоподобным, но и наоборот - обыденное кажется чудесным» [Там же, с. 275].

Законспектировать лекцию ученики могут в форме кластера с пустыми блоками (определение, основные черты, основные представители), такой вариант позволит сформировать ряд метапредметных результатов: в первую очередь умение «выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме» [10, с. 43]. В качестве облегченной формы работы (и в целях экономии времени) заполненный кластер может быть предложен ученикам в начале занятия как опорный конспект. В этом случае метапредметные результаты будут формироваться в последующих заданиях.

После создания у учащихся первичного представления о течении необходимо обратиться к кейс-методу для закрепления материала [11]. Предлагаемая нами структура кейса рассчитана на индивидуальную работу ученика и включает:

1) бланк ответа, где в виде вопроса фиксируется главная проблема кейса, которую уче-

* Подробнее о фантастическом как колебании между необычным и чудесным можно прочитать в книге Ц. Тодорова «Введение в фантастическую литературу» [12].

никам предстоит решить: «Докажите, что роман Г. Маркеса принадлежит к направлению "магический реализм"» (внизу листа оставлены три поля для аргументации);

2) кластер, составленный в ходе лекции (см. рис. на с. 101).

3) фрагменты текста произведения Г. Маркеса «Сто лет одиночества».

Отрывки из романа Г. Маркеса отбираются в соответствии с традиционными школьными критериями, исключающими наличие запрещенных тем, при этом они должны максимально репрезентировать черты литературного течения. Из-за ограничений объема данной статьи мы не можем привести полноценный перечень эти фрагментов, поскольку их общий объем может составлять до 10 страниц, поэтому ниже будет представлено несколько возможных ответов учащихся (решений проблемы кейса), основанных на примерах из текста.

Пример 1

Тесное переплетение фантастического и обыденного является одной из главных черт, давшей название всему художественному направлению. В отрывке из романа легко угадывается обычный холодильник, однако для жаркого тропического климата Макондо он вполне может сойти за чудо: «Дети так теребили отца, что Хосе Аркадио Буэндия заплатил тридцать реалов и повел их в шатер, где великан с бритым черепом и волосатым торсом, с медным кольцом в носу и тяжелой цепью на щиколотке охранял большой пиратский сундук. Когда великан открыл крышку, из сундука дохнуло холодом. Внутри лежала одна большая прозрачная глыба, сплошь пронизанная иглами, падая на которые сумеречный свет дробился на мириады многоцветных звезд. Смутившись, зная, что дети ждут разъяснений, Хосе Аркадио Буэндия нерешительно пробормотал:

- Это самый большой в мире бриллиант.

- Нет, - возразил цыган. - Это лед» [7].

Пример 2

Примером демонстрации национального духовного исторического опыта может быть верование в то, что «человек - вольная птица, пока мертвец не свяжет его с землей» [Там же]. Мертвец Пру-денсио Агиляр долго искал своего убийцу Хосе Ар-кадио, «расспрашивал о нем мертвых из Риоачи, мертвых, приходивших из Валье-дель-Упар, из всей низины, но никто не мог ему ничего сказать о Хосе Аркадио Буэндии, ибо умершие не знали о Макондо до тех пор, пока не прибыл Мелькиадес и не обозначил городок черной точкой на пестрых картах смерти» [Там же]. Память и забота о предках - это демонстрация тесной связи человека с его малой родиной.

Пример 3 Искажение пространственного жизнеподо-бия, взаимопроникновение первичной и скрытой реальностей проявляется через мотив сна. Именно сном можно объяснить видение Пруденсио Агиля-ра, которое свело с ума основателя рода Буэндиа. Метафорично звучит и бессонница, заразившая людей забвением: «Не будем спать? Тем лучше, - говорил с довольным видом Хосе Аркадио Буэндия. -Продлим себе жизнь» [7]. Но Виситасьон объяснила им, что «самое страшное в бессонной болезни не то, что нельзя сомкнуть глаз, - ведь тело не устает, - а то, что в конце концов человек предает забвению всех и вся. Она объяснила, что, когда заболевший привыкает к бдению ночью и днем, из его памяти начинают сначала стираться воспоминания детства, потом забываться имена и названия вещей и, наконец, он перестает различать людей, не помнит, кто он сам, и впадает в своего рода маразм, навсегда расставаясь с воспоминаниями о прошлом» [Там же].

Пример 4 Инверсию причины и следствия демонстрирует история с предсказанием, определившим судьбу рода Буэндиа: «Первый в роду будет к дереву привязан, последнего в роду съедят муравьи» [Там же]. В начале романа его, по сути, еще нет, оно появляется лишь в самом финале. Получается, что Урсула боится того, что еще не произошло, она страдает от событий, причина которых лежит в далеком будущем.

Пример 5 Анализируя хронотоп романа, можно легко заметить наличие в его структуре одной из важнейших черт магического реализма - искажение течения времени. Ощущение застывшего времени создается целым рядом приемов.

Во-первых, большая часть героев, членов семьи Буэндиа, носит одни и те же имена. Семейная традиция привела к тому, что на протяжении столетия перед нами мелькают несколько людей, носивших имена Хосе Аркадио и Аурелиано. Они похожи не только внешне, их объединяет общая судьба. Ощущение замороженности времени усиливается введением персонажей, действующих практически на всем протяжении романа. Урсула и Пилар Тернера объединяют весь род. Они были матриар-хами, основательницами семьи Буэндиа, они застали и последних из рода. «Урсула с помощью родственников пыталась установить, сколько ей лет, она насчитала не менее ста пятнадцати и не более ста двадцати двух годов» [Там же], а Пилар Тернера дожила до ста сорока пяти лет. Настоящее повторяет или напоминает читателю прошлое: основателей Макондо был 21 человек, и то же число человек вышло из города вслед за полковником Буэндиа.

кие науки -

В современных условиях изучение зарубежной литературы в школе представляет трудность для учителя, однако потребность в обращении к этому материалу сохраняется. Единственная возможность для учителя ввести в курс предмета зарубежную литературу -предложить учащимся в рамках уроков внеклассного чтения познакомиться с избранными местами произведений.

Наиболее продуктивно строить такой урок с помощью кейс-технологии. В приведенных вариантах ответа показано, как ученик должен устанавливать соответствие предложенных отрывков текста и черт магического реализма. Данная форма позволит закрепить на практике полученные теоретические знания и сформировать общеучебные (умение отбирать информацию и анализировать ее, структурировать полученные знания) и логические (умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения) универсальные учебные действия учащихся.

список литературы

1. Гугнин A.A. Магический реализм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001. С. 489-492.

2. Гугнин A.A. Магический реализм в контексте литературы и искусства ХХ века: феномен и некоторые пути его осмысления. М., 1998.

3. Жаринов Е.В. Магический реализм [Электронный ресурс]. URL: http://samopiska.ru/main_ dsp.php?top_id=1608 (дата обращения: 28.10.2020).

4. Казанкова К.В. Фольклорно-мифологиче-ский аспект творчества Габриэля Гарсиа Маркеса (рассказы 1940-60-х гг., роман «Сто лет одиночества»): дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2011.

5. Кислицын К.Н. Магический реализм // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 274-277.

6. Кофман А.Ф. Проблема «магического реализма» в латиноамериканском романе // Современный роман: опыт исследования / отв. ред. Е.А. Цур-ганова. М., 1990. С. 183-200.

7. Маркес Г.Г. Сто лет одиночества [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/gabri el-garsia-markes-44998/sto-let-odinochestva/chitat-on layn/ (дата обращения: 28.10.2020).

8. Овчаренко O.A. Магический реализм // Теория литературы. Литературный процесс. М., 2001. Т. 4. С. 425-441.

9. Пестерев В.А. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины XX столетия. Волгоград, 1999.

10. Примерная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https:// fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazo-

vatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovani-ya/ (дата обращения: 28.10.2020).

11. Путило О.О., Савина Л.Н. Труды Д.Н. Ме-дриша в школьном изучении фольклорных произведений с помощью кейс-метода // Восток - Запад: Пространство русской литературы и фольклора: сб. ст. по итогам седьмой Междунар. науч. конф. (заочной), посвящ. 90-летию со дня рождения Д.Н. Ме-дриша, 2017. C. 306-312.

12. Тодоров Ц. Введение в фантастическую

литературу. М., 1999.

* * *

1. Gugnin A.A. Magicheskij realizm // Literaturnaya enciklopediya terminov i ponyatij / pod red. A.N. Nikolyukina. M., 2001. S. 489-492.

2. Gugnin A.A. Magicheskij realizm v kontekste literatury i iskusstva XX veka: fenomen i nekotorye puti ego osmysleniya. M., 1998.

3. Zharinov E.V. Magicheskij realizm [Elektron-nyj resurs]. URL: http://samopiska.ru/main_dsp.php? top_id=1608 (data obrashcheniya: 28.10.2020).

4. Kazankova K.V. Fol'klorno-mifologicheskij aspekt tvorchestva Gabrielya Garsia Markesa (rasskazy 1940-60-h gg., roman «Sto let odinochestva»): dis. ... kand. filol. nauk. Chelyabinsk, 2011.

5. Kislicyn K.N. Magicheskij realizm // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. № 1. S. 274-277.

6. Kofman A.F. Problema «magicheskogo rea-lizma» v latinoamerikanskom romane // Sovremen-nyj roman: opyt issledovaniya / otv. red. E.A. Curga-nova. M., 1990. S. 183-200.

7. Markes G.G. Sto let odinochestva [Elektron-nyj resurs]. URL: https://www.litres.ru/gabriel-garsia-markes-44998/sto-let-odinochestva/chitat-onlayn/ (data obrashcheniya: 28.10.2020).

8. Ovcharenko O.A. Magicheskij realizm // Teo-riya literatury. Literaturnyj process. M., 2001. T. 4. S. 425-441.

9. Pesterev V.A. Modifikacii romannoj formy v proze Zapada vtoroj poloviny XX stoletiya. Volgograd, 1999.

10. Primernaya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgos reestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatel naya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/(da-ta obrashcheniya: 28.10.2020).

11. Putilo O.O., Savina L.N. Trudy D.N. Medri-sha v shkol'nom izuchenii fol'klornyh proizvedenij s pomoshch'yu kejs-metoda // Vostok - Zapad: Pro-stranstvo russkoj literatury i fol'klora: sb. st. po ito-gam sed'moj Mezhdunar. nauch. konf. (zaochnoj), posvyashch. 90-letiyu so dnya rozhdeniya D.N. Med-risha, 2017. C. 306-312.

12. Todorov C. Vvedenie v fantasticheskuyu li-teraturu. M., 1999.

The formation of the notion of the magical realism of students (based on the novel "One Hundred Years of Solitude" by G. Márquez)

The article deals with the issue of the study of the modern foreign literature in senior high school. There is suggested the methodology of the formation of the notion of a popular literary trend - the magical realism with the help of clusters and case technologies based on the novel "One Hundred Years of Solitude" by G. Márquez.

Key words: modern foreign literature, magical realism, innovative technologies, cluster, case technologies, case method, Gabriel García Márquez.

(Статья поступила в редакцию 28.11.2020)

Т.И. КОНДАУРОВА, А.В. ЗВЕРЕВ (Волгоград)

условия обеспечения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

практической

направленности

биолого-педагогической

готовности будущего

учителя

Анализируется проблема обеспечения практической направленности биолого-педагогической готовности учителя. Уточняется понятие, а также определяются элементы биолого-педагогической готовности. Обосновываются педагогические условия реализации интегрированной модели практики в образовательном процессе педагогического вуза.

Ключевые слова: биолого-педагогическая готовность, будущий учитель, педагогические условия, интегрированная практика, диагно-

Современная концепция подготовки учителя биологии основывается на личностной парадигме педагогической деятельности. Рефлексия студентами профессиональной деятельности составляет главную черту процесса современного педагогического образования. Именно поэтому важным результатом целост-

© Кондаурова Т.И., Зверев А.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.