Сахно М.Я. Стимулирующие механизмы привлечения центральных инвестиционнофинансовых потоков в регион Дата: 31/12/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010
Аннотация: Разработана система кластерной оценки инвестиционно- финансовых
возможностей региона и механизм повышения регионального инвестиционно-финансового потенциала.
Abstract: The system кластерной estimations investitsionno - financial possibilities of region and the mechanism of increase of regional investitsionno-financial potential is developed.
Ключевые слова: инвестиции, кластер, инвестиционно-финансовые потоки, инвестиционнофинансовый потенциал.
Key words: investment, klaster, investment flows, investment and financial potential.
Сахно Марина Яковлевна соискатель
Академия маркетинга и социально-информационных технологий, г. Краснодар
Выходные данные статьи: Сахно М.Я. Стимулирующие механизмы привлечения
центральных инвестиционно-финансовых потоков в регион // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/. -Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Одним из ключевых и сложных вопросов практики современного периода является наращивание инвестиционно-финансового потенциала регионов. Значимость научной работы была определена, исходя из вытекающих проблем. Ими являются недостаточное обеспечение макро - управляемости региональной системой, которое привело к ресурсной зависимости от макроуровня, усилению социальной несправедливости, снижению интереса у органов власти субъекта Федерации к повышению финансового потенциала территории. Основной проблемой данного вопроса является достижение финансовой независимости региона, которая требует, в первую очередь, внедрения стимулирующих механизмов, побуждающих центральные органы власти прилагать усилия по направлению финансовых ресурсов на, формирование и укреплению инвестиционно - финансового потенциала Южного региона. Все средства, которые поступают из вышестоящих бюджетов или от иных структур в бюджет города (муниципального образования, региона), объединены в интегрированный поток «дотации». Решить вышестоящие проблемы без объективной оценки имеющихся региональных возможностей практически невозможно.
Немаловажную роль играют и инвестиционные потоки в формировании инвестиционнофинансового потенциала.
По характеру формирования инвестиций, в современной макроэкономике, в связи с построением моделей народного хозяйства, в частности моделей мультипликатора, принято
различать автономные и индуцированные инвестиции.
Под автономными инвестициями понимается образование нового капитала независимо от нормы процента или уровня национального дохода. Причинами появления автономных инвестиций являются внешние факторы - инновации (нововведения), преимущественно связанные с техническим прогрессом, расширение внешних рынков, прирост населения, перевороты, войны. Наиболее типичным примером автономных инвестиций являются инвестиции государственных или общественных организаций, связанные со строительством военных и гражданских сооружений, дорог и т.д. Под индуцированными инвестициями понимают образование нового капитала в результате увеличения уровня потребительских расходов. Автономные инвестиции дают первоначальный толчок росту экономики, вызывая эффект мультипликации, а индуцированные, являясь результатом возросшего дохода, приводят к его дальнейшему росту.
Формирование автономных инвестиций следует рассматривать с двух позиций: кейнсианской и неоклассической.
В основе кейнсианской версии лежит введенное Дж. Кейнсом понятие предельной эффективности капитала (внутренняя доходность инвестиционного проекта). «Парадокс сбережений» - одно из наглядных проявлений существа кейнсианской концепции: совокупный спрос - доминанта экономической конъюнктуры. Рост государственных расходов на определенную величину вызовет больший прирост национального дохода, чем снижение на такую же величину размера налогообложения. Причина в том, что эффект инвестиций и государственных расходов состоит из непосредственного и индуцированного увеличения спроса, а изменение размера налогов сопровождается лишь индуцированным изменением спроса.
Процесс формирования и использования инвестиционных ресурсов охватывает определенный период, который принято называть инвестиционным циклом. Если рассматривать реальные инвестиции, то он включает следующие этапы: научные разработки, проектирование, строительство, освоение [3, с. 38].
На рисунке 1 сгруппированы кластеры по оценке инвестиционно-финансовых возможностей региона.
Уточним понятие «кластер». Кластер - это объединение в систему однородных единиц. При этом данная система может считаться самостоятельным элементом, обладающим определёнными свойствами [2, с. 63].
Предложенная автором система кластерной оценки инвестиционно-финансовых возможностей региона позволяет с точностью осуществить:
- комплексный анализ внутренних и внешних факторов социально-экономического развития региона, а также ресурсной обеспеченности;
- сбалансированность ресурсов и затрат региона с выделением конечного результата его реального и скрытого финансового потенциала;
- контроль и корректировка финансового потенциала и его элементов в рамках системы мониторинга экономического развития территории.
Кластер 2 І
Внешние поступления финансовых ресурсов
Кластер 3
Выявление факторов риска, снижающих уровень инвестиционнофинансового уровня
1> Формирование Собственные
реального финансовые
инвестиционно- * ресурсы и
финансового возможности
Оценка Мониторинг
эффективности инвестиционно-
использования финансового
инвестиционно - потенциала
финансового региона
Рис 1. Кластерная система оценки инвестиционно-финансовых возможностей региона
Следует отметить, что модель является инструментом механизма оценки возможностей региона, среди них выделены те, которые дадут наиболее значимый результат для развития, данного территориального образования с властной структурой, способной влиять на финансовые потоки (экономическое развитие).
Разработанная система кластерной оценки инвестиционно-финансовых возможностей региона, предполагает формирование целей на уровне региона, то есть для чего это необходимо региону, и какого результата можно будет достичь.
Краснодарский край обладает мощным инвестиционным потенциалом. Проблема заключается в том, что в регионе не созданы необходимые условия для реализации существующих возможностей. Например, низкая степень развития механизмов по привлечению инвестиционно-финансовых потоков.
Предлагаем следующий механизм достижения целей и результатов с учетом особенностей развития Краснодарского края (рисунок 2).
Задачи
Обеспечение
социальной
справедливости и
долговременного роста благосостояния
Снижение уровня
рискованности в
^ региональном развитии и формирования запаса финансовой прочности экономической системы региона
Формирование способностей экономической системы региона к Пр отив о стоянию негативному воздействию внешних
Результаты
Высокий уровень жизни населения
Система поддержки
^регионального развития со стороны государства,
путем предоставления
субвенций
Долгосрочный
экономический
регионального
рост
Повышение бюджетной эффективности региона -положительное изменение регионального бюджетного сальдо.
Привлечение не только внутренних, но и внешних ресурсов
Оснпннпй
результат
Повышение иннестиционн п-финансового потенциала южного региона
Рис. 2. Механизм повышения регионального инвестиционно-финансового потенциала Бюджет Краснодарского края в 2011 году планируется быть дефицитным, верхний предел государственного внутреннего долга региона на 1 января 2011 года составит 15,9 млрд. рублей,
а на 1 января 2012 года - 25,4 млрд. рублей.
Минимизация бюджетного дефицита непосредственно связана с формированием инвестиционно-финансового потенциала.
Рост входящих финансовых потоков создаст условия для повышения зарплаты работающим в городе. Заработная плата может быть использована жителями для приобретения товаров, что определяет рост внутренних потоков, или рост исходящих потоков. Рост внутренних потоков будет тем выше, чем в большей степени жители региона смогут удовлетворять в самом городе (муниципальном образовании, регионе). Хотя задача по увеличению внутренних финансовых потоков вторична по отношению к росту входящих финансовых потоков, но она позволяет повышать средний уровень доходов жителей при том же объеме входящих финансовых потоков.
Рост входящих финансовых потоков приводит к росту внутренних финансовых потоков при условии, что возрастает необходимость в увеличении объема регионального ВВП, развивается производство, способное удовлетворять возрастающие потребности населения, так как заработная плата увеличилась, создаются условия для повышения качества услуг со стороны объектов жизнеобеспечения.
Система мероприятий по привлечению и размещению финансово-инвестиционных потоков должна быть выстроена с учетом экономической ситуации на микроуровне, в том числе последствий обострения финансово-экономического кризиса прошлого года, который существенно изменил условия и параметры развития в перспективе.
Имеющиеся инвестиционные ресурсы должны в первую очередь направляться в те сферы экономики региона, которые располагают высокими технологиями и имеют конкурентные преимущества на мировых рынках. Они должны пойти на увеличение жилищного строительства и на поддержку малого бизнеса, где выше срок окупаемости. Эти так называемые «точки роста» позволяют повысить эффективность инвестиций, создать возрастающий инвестиционный спрос, обновить основной капитал. В этом случае сработает кумулятивный эффект инвестирования: быстрое увеличение выпуска продукции обновленным производством начнет покрывать возросший платежеспособный спрос; само капитальное строительство начнет создавать финансовые источники для новых инвестиций; расширяющееся производство обеспечит формирование дополнительных доходов, за счет которых можно снизить бюджетный дефицит и увеличить потребление населения.
Внедрение стимулирующих механизмов позволит повысить инвестиционно-финансовый потенциал южного региона и его экономическую безопасность.
Библиографический список
1. Адамова К. З. Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики / К. З. Адамова // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2009. - № 38. - С. 172-177.
2. Иванов Ю. Б. Развитие кластерных структур в региональном экономическом пространстве / Ю. Б. Иванов, Е. В. Анненкова, Е. В. Пономаренко // Экономика региона.
- 2009. - № 2. - С. 63-72.
3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С. Л. Брю - М: ИНФРА-М, 2003.- 983 с.
№ гос. рег. статьи 0421000034/
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный журнал
http://uecs.mcnip.ru
ЦКЬ этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=278