Стимулирующее
финансирование инновационной деятельности
В. П. Шестак,
Финансовый университет, Москва, Россия http://orcid.org/0000-0003-1358-9486
аннотация
Предмет. Предметом исследования является стимулирование инновационной активности промышленных предприятий как одного из базовых условий промышленного роста российской экономики, что особенно актуально в условиях санкционных проблем.
цель. Целью исследования является определение оптимального механизма финансирования инновационных проектов в промышленности, прежде всего, направленного на стимуляцию инновационной активности на фоне системно провальных показателей России во всевозможных международных рейтингах. Методология. Цель исследования достигается за счет максимально полного понимания важнейших аспектов инновационного процесса: методология исследования включает философский и политэконо-мический методы. Сущность философии инноваций представляется как процессная (инновационная) цепочка по превращению идеи в социализированный и конкурентоспособный на рынке продукт. Подобные цепочки обеспечивают обновление всех сфер жизнедеятельности на каждом этапе развития общества, ведут к накоплению культурного наследия и переходу на более высокий уровень бытия. В свою очередь, сущность политэкономии инноваций состоит в том, что инновационная цепочка реализуется в обществе, в котором возникли вопросы к производительным силам и производственным отношениям. Большую роль при этом играет идеологическая консолидация общества. От правильного государственного регулирования условий для инновационной деятельности и ее стимулирования зависит не только успешность предприятий, но и социально-экономическое развитие страны - благосостояние граждан. результаты. Для повышения эффективности финансово-экономических и социальных механизмов стимулирования инновационной активности предложено использовать механизм проектного финансирования инновационной цепочки в целом, считая ее единым проектом - «финансирование в коконе». выводы. При использовании формата государственно-частного партнерства и конвергентной модели «Тройная спираль» механизм проектного финансирования сможет стимулировать инновационную активность на промышленных предприятиях путем своеобразного «принуждения к инновациям».
Ключевые слова: промышленная политика; инновации; инновационная активность; философия и политэкономия инноваций; проектное финансирование; государственно-частное партнерство; модель «Тройная спираль»; «принуждение к инновациям»
Для цитирования: Шестак В. П. Стимулирующее финансирование инновационной деятельности // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21.
Вып. 5. С. 40-49.
УДК 658.14:001.895(045)
JEL 031, 038
D0I 10.26794/2587-5671-2017-21-5-40-49
incentive Funding for innovative Activities
v P. Shestak,
Financial University, Moscow, Russia http://orcid.org/0000-0003-1358-9486
abstract
Topic. The topic of this research is the stimulation of innovative activity of industrial enterprises as one of the basic conditions of industrial growth of the Russian economy. It is especially important in the conditions of sanction problems.
Purpose. The purpose of the study is to determine the optimal funding mechanism for innovative projects in industry, primarily aimed at stimulation of innovation activity against the systemic failure indicators of Russia in various international rankings.
Methodology. The purpose of the study is achieved by the fullest understanding of key aspects of the innovation process: methodology of the research includes philosophical and political-economic methods. The essence of the philosophy of innovation is represented as a process (innovation) chain of turning ideas into socialized and competitive product on the market. Such chains provide the update of all spheres of life at every stage of development of society, lead to the accumulation of cultural heritage and the transition to a higher level of existence. In turn, the essence of the political economy of innovation is that the innovation chain is implemented in the society in which there are any questions as concerns the productive forces and production relations. Thus, ideological consolidation of society plays a major role. From proper state regulation of the conditions for innovation and its stimulation depends not only the success of enterprises, but also the socio-economic development of the country - welfare of citizens. Results. To improve the efficiency of financial-economic and social mechanisms of stimulation of innovative activity it is proposed implementation of project financing mechanism for innovation chain as a whole, considering it as a single project "financing in a shell nut."
conclusions. Using the format of public-private partnerships and converged "triple helix" mechanism of project financing it is possible to stimulate innovative activity in industrial enterprises by kind of "coercion to innovations." Keywords: industrial policy; innovation; innovation activity; philosophy and political economy of innovation; project financing; public-private partnerships; a model of "triple helix"; "coercion to innovations".
Citation: Shestak V. P. Incentive funding for innovative activities. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice, 2017, vol. 21, no. 5, pp. 40-49. УДК 658.14:001.895(045) JEL O31, O38
DOI 10.26794/2587-5671-2017-21-5-40-49
инновационный статус россии
Премьер-министр Российской Федерации Д. А. Медведев, выступая 19 апреля 2017 г. в Госдуме с отчетом о деятельности Правительства за 2016 г.,1 заявил: «Прогресс, пусть и небольшой, есть в каждой из отраслей, критически важных для развития страны. А это значит, что это не просто отдельные успехи, это все-таки системные улучшения ...в целом наша страна двигается вперед». Госдума согласилась с этим заявлением, приняв к сведению, что сформулированы 10 приоритетных направлений стратегического развития РФ2.
1 URL: http://government.ru/news/27338/ (дата обращения: 05.10.2017).
2 Перечень основных направлений стратегического раз-
вития РФ до 2018 года и на период до 2025 года: здравоохранение, образование, ипотека и арендное жилье,
К концу 2016 г. динамика инвестиций в целом по экономике стабилизировалась. В 2017 г. начался их рост, введен инструмент — специальный инвестиционный контракт (СПИК) 3, в рамках которого заключается соглашение между инвестором и государством и фиксируются обязательства инвестора по освоению производства
жилищно-коммунальное хозяйство и городская среда, международная кооперация и экспорт, малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы, реформа контрольной и надзорной деятельности, безопасные и качественные дороги, проблемы моногородов и экология (утвержден на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 13.07.2016 протокол № 1).
3 СПИК введен Федеральным законом «О промышленной политике в РФ» (2014). Фонд развития промышленности выступает оператором по заключению СПИК.
Рис. 1 /Fig. 1. Планируемая реструктуризация ВВП России в период с 2017 по 2018 г., по абсциссе - доля отраслей в ВВП, % / The planned restructuring of GDP of Russia during the period from 2017 to 2018, on
abscissa - share of branches in GDP, %
Источник/Source: Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Минэкономразвития России. 2016) / The forecast of social and economic development of the Russian Federation for 2017 and for planning period of 2018 and 2019. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. 2016.
0,00 0,50 1,00
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Обрабатывающие производства Строительство Промышленность
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов ...
Добыча полезных ископаемых
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Транспорт и связь Чистые налоги на продукты и импорт
0,00 0,00 0 0
0, 0,68
84
1,50 —h-
2,00 2,50
1,75
2,50 2,42
промышленной продукции в предусмотренный срок, а государство гарантирует стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставление мер стимулирования и поддержки данного производства.
На рис. 1 представлен результат планируемой Минэкономразвития России реструктуризации ВВП нашей страны в период с 2017 по 2018 г. за счет инвестиционных мер в реальной экономике. По оси абсцисс показано увеличение доли отрасли в ВВП. Можно отметить повышение внимания к обрабатывающей промышленности, считающейся драйвером экономики.
Анализ результатов ежегодного рейтинга конкурентоспособности стран (Global Competitiveness Index, GCI — 2016)4 показывает, что проблемы в российской экономике имеют системный характер, и для их решения необходимы инвестиции практически во все ее структурные опорные компоненты (pillars). Видно, что планируемые Минэкономразвития России меры вполне адекватны результатам
4 World Economic Forum. The Global Competitiveness Index 2016-2017 Rankings. URL: http://www3.weforum.org/docs/ GCR2016-2017/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessRep ort2016-2017_FINAL.pdf (дата обращения: 13.07.2017).
рейтинга GCL-2016, если считать обрабатывающую промышленность основным компонентом экономики согласно той точки зрения, что «низкая конкурентоспособность российских товаров конечного инвестиционного и потребительского спроса предполагает повышенное внимание к развитию перерабатывающего сектора экономики, опирающегося на современную технологическую базу» [1, с. 24].
Информация о конкурентоспособности позволяет ответить на ключевые вопросы экономической политики: что делать государству, чтобы развиваться? как развиваться эффективно? куда инвестировать в первую очередь? как консолидировать технологии и интеллект?
Д. А. Медведев, обращаясь к депутатам Госдумы, заявил: «...мы не отрицаем наличие кризиса... Но давайте на землю опустимся все: а мы в каких условиях живем? Финансы закрыты, блокада, цена на нефть упала в два раза! Вы это все забыли? Ничего не изменилось. просто так эти разговоры (о кризисе. — Прим. автора) никакой ценности не имеют — в условиях крайне трудной внешней и внутренней конъюнктуры». В качестве профилактики от излишних амбиций соотечественников полезно помнить, что в мировом сообществе Россия отне-
сена к группе развивающихся стран, уступая по большинству индексов развития почти половине стран мира5.
Появились обнадеживающие признаки преодоления рецессии, в которую Россия вступила в 2014 г.6 При этом Россия «распрямляет плечи»7 — прогресс видят даже те, кого трудно заподозрить в симпатиях к нашей стране. Рейтинговое агентство Fitch, в частности, недавно скорректировало прогноз по ряду российских банков и по долгосрочному рейтингу дефолта эмитента (РДЭ) и в целом присвоило банкам уровень «стабильный» вместо «негативного»8. Эйфория тем не менее неуместна, так как потолок рейтинга России все так же остается на отметке BBB, краткосрочный РДЭ в национальной валюте — на уровне F3, экономика остается сырьевой, а инновационное развитие — предметом стратегий, планов и инициатив.
инновАционно-тЕхнологичЕСкоЕ пространство россии
Основной проблемой России сегодня является проблема ее технологической отсталости от ведущих стран мира. В программах инновационного развития до сих пор отсутствуют предложения по интегральному использованию технологического потенциала России, сформированного экономико-технологического пространства (ЭТП), по активному участию инфраструктурных монополий в работе отдельных акторов этого пространства [2, с. 60; 3, с. 30]. Представляется, что это одна из важнейших среди стоящих перед современной Россией задач. Не решив ее, невозможно совершить «уход» от сырьевой модели развития.
Согласно подпрограмме 5 «Стимулирование инноваций» государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика»9
5 World Manufacturing Production (Report). URL: http:// stat.unido.org/content/publications/world-manufacturing-production; jsessionid=1A884EC4A7E79DF72923DC64F9AC1 2F1 (дата обращения: 03.07.2017).
6 От рецессии к восстановлению. Доклад об экономике России, № 37, май 2017, группа Всемирного банка. URL: (дата обращения: 10.07.2017).
7 См. роман о производстве, созидании и творчестве «Атлант расправил плечи» (Atlas Shrugged) американской писательницы Айн Рэнд, впервые опубликованный в 1957 г.
8 Fitch Ratings has affirmed Russia's Long-Term Foreign- and Local-Currency Issuer Default Ratings (IDRs) at 'BBB-' with a Stable Outlook. URL: https://www.fitchratings.com/site/russia (дата обращения: 10.07.2017).
9 Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2014 № 316 «Об утверждении государственной про-
граммы Российской Федерации "Экономическое развитие
и инновационная экономика"».
и Федеральному закону «О промышленной политике в Российской Федерации»10, ЭТП формируют: совокупность промышленных объектов, промышленных инфраструктур, включая инфраструктурные монополии, и нормативная правовая база, обеспечивающая цели промышленной политики России по формированию высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному; реализации инновационной модели «Тройная спираль» [4, с. 12]. Можно с уверенностью сказать, что государство предприняло значительные усилия по обеспечению инновационной активности в самых различных отраслях экономики.
финансирование проектов развития в промышленности
К источникам финансирования проектов развития (инвестиционных проектов) относят:
• внутренние ресурсы, входящие в состав собственного капитала (прибыль, специальные фонды, формируемые за счет прибыли, амортизационные отчисления, страховые возмещения и т.п.);
• привлеченные ресурсы, включаемые в состав собственного капитала (эмиссия и размещение акций, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, гранты и благотворительные взносы, государственные субсидии и т.п.);
• привлеченные ресурсы, не включаемые в состав собственного капитала (банковские кредиты и займы, кредиты, займы, ссуды в денежной форме, предоставляемые небанковскими учреждениями, государственные кредиты и займы, средства, привлекаемые за счет эмиссии и размещения облигаций и т.п.).
Кроме перечисленных выделяют гибридные формы финансирования, обладающие некоторыми признаками и собственных, и заемных средств. К таким формам относят привилегированные акции, варранты, конвертируемые ценные бумаги, лизинг, венчурное финансирование, проектное финансирование, факторинг.
Финансирование инвестиционных проектов в России происходит в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации11 не только
10 Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изм. и до-полн.).
11 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р).
путем выделения целевого финансирования, но и путем институциональных решений. В частности, для этого сформирован механизм возмещения затрат на создание технопарков и промышленных парков; реализуются пилотные программы стимулирования спроса на инновационные решения на региональном уровне, в том числе в рамках подпрограммы 5 «Стимулирование инноваций» государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». Программой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ запланировано создание организаций инфраструктуры в области инноваций и промышленного производства. Реализуется постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 218, которое направлено на укрепление сотрудничества между вузами и предприятиями. На базе образовательных организаций высшего образования создаются инжиниринговые центры. 60 крупнейших компаний с государственным участием реализуют программы инновационного развития (ПИР). Развиваются пилотные инновационные территориальные кластеры. Сформированы институты развития, варранты, Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»), группа «Роснано». С участием капитала ОАО «Российская венчурная компания» (РВК) и частных инвесторов создан 21 фонд, ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»12, ФГАУ «Фонд развития промышленности»13 (ФРП). С начала 2015 г. для реализации новых проектов ФРП на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 500 млн руб., стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.
ФИЛОСОФИЯ ИННОВАЦИЙ
Теория длинных волн экономической конъюнктуры (Н. Д. Кондратьев, 1922), утверждает, что
12 Фонд оказывает прямую финансовую и информационную помощь малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим компаниям интеллектуальной собственности.
13 Фонд развития промышленности предоставляет на конкурсной основе займы на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств. В рамках этой программы льготное заемное софинансирование предоставляется на проекты, направленные на импортозамещение и производство конкурентоспособной продукции гражданского назначения.
каждая длинная волна примерно полувековой продолжительности состоит из повышательной и понижательной стадий (20-30 лет) [5, с. 12]. Началу повышательной стадии обязательно предшествуют кризисы и депрессия, сопровождающаяся волнами технических изобретений и их практического использования в коммерческих целях. Именно в этот период происходит смена технологического уклада, смена основного производственного капитала, начинается замена инфраструктуры, т.е. материальной основы народного хозяйства.
Инновации — своего рода обновление общества, которому всегда полезны изменения как основа развития и перехода цивилизации на более высокий уровень развития, в чем и состоит философская суть инноваций.
Не исключено, что у России, находящейся в тяжелой рецессии, сегодня есть шанс использовать закономерную связь повышательных и понижательных стадий больших циклов с волнами технических изобретений и их практического использования в коммерческих целях — с инновациями. Дело в том, что депрессия заставляет искать возможности для выживания, а инновационный процесс, когда терять уже почти нечего, может их предоставить [6].
Философия инноваций позволяет выявить роль и значимость инноваций, характеристик когнитивной, теоретической деятельности инноваторов, а также разобраться в различных точках зрения на экономическую роль государства. Можно с уверенностью сказать, что в современных условиях у России нет альтернативы — государство должно взять на себя всю ответственность по выходу из рецессии, в частности путем стимулирования инновационной активности (ИА).
ПОЛИТЭКОНОМИЯ ИННОВАЦИЙ
Инновационный процесс можно рассмотреть как целостный социально-ориентированный проект. Употребление термина «инновация» стало расхожим в устах наших соотечественников (кое-кто даже верит в то, что в России построена инновационная экономика и даже экономика знаний; увы, это не так) [7, с. 20]. Обращает на себя внимание тот факт, что ИА рассматривается как свойство, присущее всем социальным слоям России, что подтверждено в Стратегии инновационного развития Российской Федерации.
Однако, выступая на VII Гайдаровском форуме (январь 2016 г.), глава Сбербанка Г. О. Греф заметил, что «нефтяной век», на иллюзиях которого стро-
Рис. 2 / Fig. 2. Политэкономия инноваций: функциональная схема инновационного развития России / Political economy of innovations: function chart of innovative development of Russia
Государственные стратегии
социально-экономического развития; инновационного развития; научно-технологического развития; национальной и экономической безопасности; развития информационного общества; военная; промышленная; развития образования; развития инфраструктуры
илась эта стратегия, закончился и наступает «эра электромобилей и альтернативной энергии». По его словам, Россия в этом «новом мире» оказалась среди стран, «проигравших конкуренцию и не успевших адаптироваться к изменившимся технологическим реалиям, стран-дауншифтеров».
Эта обидная констатация явно укладывается в рамки политэкономии как одной из общественных наук, предметом изучения которой являются производственные отношения и законы, управляющие их развитием. В формате данной статьи мы будем рассматривать политэкономию инноваций на базе социально-экономических явлений, возникающих при реализации так называемой инновационной цепочки: идея — производство — коммерциализация — прибыль — распределение — изменение уровня жизни — новая идея.
Политэкономия инноваций объясняет закономерности и экономические законы, управляющие инновациями. Эти законы абсолютно важны с точки зрения стимулирования инновационной активности как отдельных граждан [8], так и промышленных комплексов.
В своем недавнем обращении к ученым России Президент Российской Федерации отметил: «Сегодня мы должны обеспечить безусловное развитие российской экономики, причем сделать это так, чтобы наша страна не только вписалась, а была
одним из лидеров уже начавшейся технологической революции, чтобы в новый технологический уклад Россия вошла в качестве одного из лидеров»14.
Однако следует отметить, что глава Минэкономразвития России М. С. Орешкин в интервью газете «Коммерсантъ» (2017)15 заявил, что «бедность — одна из ключевых проблем российской экономики. Это не только социальная проблема, но, в том числе, и серьезная угроза для экономического роста...». Согласно законам политэкономии на фоне тотальной бедности переход к инновационной экономике невозможен. Для того чтобы люди создавали нечто новое и выдающееся, качественно меняющее мир вокруг нас, они должны быть счастливы16.
Инновации — это сила человеческого разума, не знающая границ. Инновации стоят у истоков прогресса, преобразуя задачи в решения. Инновации позволяют выйти за рамки возможного, создавая новый беспрецедентный потенциал. И вот выясняется, что «.несмотря на то, что мы потенциально
14 Встреча Президента РФ В. В. Путина с руководителями РАН 22.06.2017. URL: Ы±р://минобрнауки.рф/ш/новостиЛ0265.
15 URL: https://lenta.ru/news/2017/01/09/oreshkinpoverty/.
16 См. программу «Патенты для человечества» ведомства США по патентам и товарным знакам, по использованию технологий, меняющих жизнь к лучшему, в интересах нуждающихся слоев населения (Patents for Humanity Program). URL: https://www.uspto.gov/patent/initiatives/patents-humanity).
Материальная база
Кадры 1
Образовательный процесс
1
с!
CL
Патенты
Лицензии
Маркетинг 1
2
J r
m ■
< ■
CL
LO
О L
Опытное производство
Испытательный полигон
PR акции
Кадры 2
ос
3
Производство
Кадры 3
Маркетинг 2
Логистика
Реализация
4
Рис. 3 / Fig. 3. Структурная схема инновационного процесса / Block diagram of innovative process
власть — обще
самая богатая страна, мы этими богатствами не можем распорядиться, потому что искусственно оказались в долговой денежной зависимости от западных финансовых структур, так и не создав своего собственного механизма финансирования экономического развития»17.
На рис. 2 изображена функциональная схема развития России с учетом существующих в мире мейнстримов, определяющих конкурентоспособность и компонентный состав национальных стратегий развития. Согласно этой схеме определяется на макроуровне логика законов, управляющих инновациями.
Для ИА нужно не только финансирование. На макроуровне на ИА влияют: наличие внешних вызовов и стратегий развития страны, в которых определены в качестве неотъемлемых частей нормативная правовая поддержка, интеллект нации, народа, оптимальное сочетание рыночных рычагов саморегулирования экономики с государственным регулированием, плюрализм форм собственности, конкуренция и т.д18.
На микроуровне на ИА влияют: наличие современной производственной базы, организационные структуры управления предприятиями, степень развития экономической демократии, количество передовых предприятий, внедрение новейших форм и систем заработной платы, эффективный инновационный менеджмент, условия конкурентной борьбы, осуществление инновационной политики19.
Инновационная цепочка формирует комплекс общественных отношений и форм социальных взаимозависимостей, возникающих в социальных взаимодействиях в рамках четырехугольника ин-
17 Кудрин и Глазьев на ПМЭФ-2017 показали два пути для экономики России. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1813950/ (дата обращения: 03.07.2017).
18 Данные компоненты влияния относятся к философии инноваций.
19 Данные компоненты влияния относятся к политэкономии инноваций.
новационного процесса: человек -ство — бизнес-структуры.
На рис. 3 представлена структурная схема инновационного процесса. Фаза 1 — рождение идеи и проведение научно-конструкторских разработок; фаза 2 — оформление результатов интеллектуальной деятельности; фаза 3 — создание образца изделия/ технологии; фаза 4 — изготовление серии изделий/ массовое внедрение технологии.
Каждая фаза инновационного процесса требует специфического сопровождения: формирование образовательных программ и оплата издержек на образование работников, формирование кадрового состава и оплата его работы, оценка и охрана созданных результатов интеллектуальной деятельности, оплата аренды рабочих помещений, производственных мощностей, полигонов, оплата материалов и склада, оплата рекламы и PR компаний для общества, оплата страхования, организация сбытовой сети и т.п. Видим, что вопрос стимуляции ИА отнюдь не только финансовый, скорее следует говорить о корпоративной поддержке и коллективном решении.
Инновация всегда прагматична, в чем и состоит ее притягательная сила и для большинства участников процесса, и для предприятий. Обществу нужны изменения — поэтому ИА состоит в целенаправленном, организованном поиске этих изменений для экономических или социальных нововведений путем непрерывной поддержки каждой фазы инновационного процесса.
ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектное финансирование (далее — ПФ) в мировой практике широко используется для проектов, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции или имеющих существенный социальный эффект [9]. Для успеха проекта обычно в его основу закладывают устоявшуюся, отработанную технологию с тем, чтобы в дальнейшем
выпускать продукцию, ориентированную на достаточно емкий и проверенный рынок20.
Источники кредитов ПФ — инвестиционные и инновационные фонды, специализированные финансовые компании, международные финансовые организации, страховые и лизинговые компании и т.д. ПФ — выход из ситуации для тех компаний, которые, располагая всеми необходимыми ресурсами для создания нового производства, в том числе технологиями и кадрами, не имеют залоговых активов для привлечения кредита. В этом случае поручителем заемщика выступает государство, что компенсирует риски кредитора. Большинство проектов с проектным финансированием в мире реализуются в виде государственно-частного партнерства (ГЧП)21. В российской практике ГЧП в подавляющем большинстве случаев представляет собой концессионное соглашение, имеющее самые разнообразные концессионные схемы и механизмы финансирования22.
Структура ГЧП может быть достаточно сложна за счет контрактных соглашений между рядом сторон, включая правительство, концессионеров проекта (sponsors & shareholders), оператора проекта или управляющей компании (SPV — Special Purpose Vehicle), финансовых структур, экспертов, поставщиков, подрядчиков, инженеров, третьих лиц (например, эскроу/депозит-агентов) и потребителей производимых продуктов. Тем не менее мировой опыт показал, что ПФ является одним из предпочтительных видов концессионного финансирования в экономике, участниками которого могут стать финансовые, лизинговые, страховые компании, производители оборудования, государственные и подрядные организации, банки и другие институты развития [10].
20 Наиболее распространенной формой проектного финансирования является финансирование с полным регрессом на заемщика. Кредитор в этом случае не принимает на себя никаких рисков, связанных с проектом, ограничивая свое участие предоставлением средств против гарантий спонсоров (организаторов) проекта или третьих сторон, не анализируя (в некоторых случаях анализируя) генерируемые проектом потоки наличности. Это вызвано тем, что данная форма финансирования отличается быстротой получения необходимых заемщику средств, а также более низкой стоимостью кредита.
21 Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
22 Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заклю-
чением, исполнением и прекращением концессионных
соглашений в формате ГЧП, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
В проектном финансировании задействованы как минимум три участника:
1) инвестор, инициирующий проект и создающий SPV. Инвестор рассчитывает извлекать выгоду из ее успешной деятельности;
2) SPV, которая создается специально для проекта, отвечает за его реализацию и обычно не имеет ни финансовой истории, ни имущества для залога. Именно использование проектной компании является главной отличительной особенностью этого вида проектов, так как позволяет собрать вместе необходимую для проекта профессиональную команду;
3) кредитор, выделяющий кредит SPV, не имеет ни залогов, ни поручителей в традиционном понимании этих терминов, доля заемного капитала в проектном финансировании значительно выше, чем в обычных корпоративных кредитах и средняя сумма, предоставляемая кредитором, составляет обычно до 80% всех капитальных затрат проекта.
В мировой практике при ПФ чаще всего используется классический концессионный контракт типа BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача». SPV осуществляет «строительство» и «эксплуатацию» (в основном — на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передается инвестору или государству. ВОТ контракт оптимален для реализации инновационного процесса, если под «строительством» понимать 1- и 2-ю фазы инновационной цепочки, а под «управлением» — 3- и 4-ю.
В середине апреля 2017 г. в Правительство поступили предложения Минэкономразвития России о создании «фабрики проектного финансирования», которая сможет выдавать «дешевые и длинные деньги» заинтересованным сторонам. Создание «фабрики проектного финансирования» в России назрело давно, обсуждения шли более 10 лет и вот теперь после того, как ЕБРР прекратил финансировать российские проекты, а затем и ЦБ объявил о сворачивании своей программы ПФ, хоть она и считалась успешной, идея создать «фабрику проектного финансирования» на базе Внешэкономбанка (ВЭБ) оказалась столь интересной23 [11].
В предлагаемой в ВЭБ схеме финансирование проектов должно быть построено с привлечением ресурсов сторонних инвесторов на принципах синдикации. При этом риски изменения процентных ставок в будущем должно взять на себя государство. Суть идеи в том, что ВЭБ как «институт развития» будет с минимальной
23 URL: http://www.forbes.ru/kompanii/343115-fabrika-proektov- u-pravitelstva-poka-net-deneg-i-mehanizmov-dlya-finansirovaniya (дата обращения: 15.07.2017).
поддержкой государства финансировать перспективные проекты в сфере реальной экономики.
В комплексный план действий Правительства на 2017-2025 гг.24 закладывается ряд структурных изменений в российской экономике, которые рассчитаны на повышение экономической активности не только хозяйствующих субъектов, но всего населения. В частности, предполагается и развитие института проектного финансирования.
Считаем, что механизм ПФ может быть эффективно использован не только для инвестиционных, но и для инновационных проектов, так как:
1. От обычного кредитования, включая синдицированное кредитование, оно отличается тем, что кредит гасится из средств, генерируемых проектом, что делает проект самоценным.
2. Образуется юридическое лицо, специализирующееся на реализации этого проекта,— SPV, а это означает возможность использовать максимально высокий кадровый потенциал на каждой фазе инновационного процесса.
3. Не отвлекаются средства из действующего бизнеса компании инвестора и она косвенно получает длинные деньги на комфортных условиях, тем более, что используется большой финансовый рычаг (до 80%).
4. Проектное финансирование как «специфический кокон» способно обеспечить сопровождение инновационных проектов пофазно с максимальным вниманием к каждому структурному компоненту инновационного процесса (см. рис. 3).
5. Риски коммерциализации идеи распределены между участниками проекта, что позволяет рассчитывать на реализацию модели «Тройная спираль» и широкое использование кадрового потенциала и науки, и вузов.
24 Проект плана действий Правительства на 2017-2025 годы. URL: http://putin24.info/medvedev-predstavil-putmu-plan-deystviy-pravitelstva-na-2017-2025-gody.html (дата обращения: 06.06.2017).
6. Инновационный проект имеет определенный срок жизни, что позволяет минимизировать операционные риски.
7. Логичным для инновационной цепочки выглядит концессионный контракт типа BOT.
8. Для ПФ присущ высокий уровень «прозрачности» финансовых потоков, что является отличным антикоррупционным барьером.
9. Разворачивание широкой PR кампании и ожидание коммерческого успеха в финальной фазе процесса стимулирует активность участников25.
10. Структура механизма ПФ адекватна структуре инновационной цепочки — от тщательно проработанной идеи до прибыльной коммерциализации и социального одобрения.
Сказанное позволяет говорить о ренессансе понятия «принуждение к инновациям» в случае использования механизма ПФ для реализации инновационных проектов. Опыт «принуждения к инновациям — 1» в России уже был — в виде государственной инициативы по разработке программ инновационного развития госкомпаний (ПИР)26.
Таким образом, в статье предлагается реализо-вывать инновационные проекты с использованием механизма ПФ и, как было сказано, считать такую комбинацию «принуждением к инновациям — 2». При этом создается новая для России институционально-регулятивная и социальная производственная среда, где производственник не может не заниматься инновациями, они отчасти становятся смыслом жизни и работы, гарантом успешного будущего.
25 См. технологию компании Gartner «цикл зрелости технологий» (Hype cycle). На русском языке интерпретируется как цикл ажиотажа, цикл шумихи, цикл общественного интереса к технологиям, цикл ожиданий от технологии, цикл признания технологии. URL: http://www.gartner.com/ newsroom/id/3412017.
26 Оправдалось ли принуждение к инновациям? URL: http:// www.strf.ru/material.aspx? CatalogId=223&d_no=103511#. WWdTdbcUncs.
благодарность
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2017 г.
ACKNOWLEDGEMENTS
The article is based on the results of research carried out at the expense of budget funds of the state task of the financial University 2017.
список источников
1. Сорокин Д. Е. Технологическое обновление российской экономики: необходимость и ограничения // Экономика. Налоги. Право. 2017. Т. 10. № 1. С. 20-28.
2. Кузнецова О. Н. Стимулирование инновационной активности экономических субъектов // Вестник финансового университета. 2017. Т. 21. № 1. С. 28-34.
3. Шестак В. П. Экономико-технологическое пространство России // Вестник образования и развития науки РАЕН. 2016. № 1. С. 58-62.
4. Шестак В.П. Частно-государственное партнерство, «тройная спираль» и корпоративная социальная ответственность // Вестник Финансового университета. 2016. № 4. С. 6-16.
5. Акаев А. А. Большие циклы экономической конъюнктуры и инновационно-циклическая теория экономического развития Шумпетера — Кондратьева // Экономическая наука современной России. 2013. № 2 (61). С. 7-29.
6. Нуреев Р. М. Чем больна Россия? 2015. URL: http://www.fa.ru/projects/forum24/discussion/Pages/Chem-bolna-Rossiya.aspx (дата обращения: 05.10.2017).
7. Шестак В. П. Конкурентоспособность России: когнитивный дискурс // Экономика образования. 2017. № 3 (100). С. 15-33.
8. Сорокин Д. Е. Роль предпринимателя-новатора в реиндустриализации // Экономическое возрождение России. 2015. № 2 (44). С. 32.
9. Никонова И. А., Смирнов А. Л. Проектное финансирование в России. Проблемы и направления развития. М.: Издательство «Консалтбанкир», 2016. 216 с.
10. Сильверстов С. Н., Кузнецов Н. В., Шестак В. П. Проектное финансирование инфраструктурных монополий в новой модели экономики России: монография. М.: Когито-Центр, 2017. 174 с.
11. Ясин Е. Г. «Фабрика проектного финансирования» и долгосрочные кредиты», 2017. URL: http://echo.msk.ru/ blog/yasin/2011658-echo/ (дата обращения: 03.07.2017).
REFERENCES
1. Sorokin D. E. Technological upgrading of the Russian economy: necessity and limitations. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Law, 2017, vol. 10, no. 1, pp. 20-28. (In Russ.)
2. Kuznetsova O. N. Stimulation of innovative activity of economic agents. Vestnik finansovogo universiteta = Bulletin of Financial University, 2017, vol. 21, no. 1, pp. 28-34. (In Russ.)
3. Shestak V. P. Economic-technological space of Russia. Vestnik obrazovaniya i razvitiya nauki RAEN = Bulletin of education and science of the Russian Academy of natural sciences, 2016, no. 1, pp. 58-62. (In Russ.)
4. Shestak V. P. Public-private partnership, "triple helix", and corporate social responsibility. Vestnik finansovogo universiteta = Bulletin of Financial University, 2016, no. 4, pp. 6-16. (In Russ.)
5. Akaev A. A. Large cycles of economic conjuncture and Schumpeter-Kondratieff's innovative-cyclical theory of economic development. Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii — Economic science of contemporary Russia, 2013, no. 2 (61), pp. 7-29. (In Russ.)
6. Nureev R. M. What is wrong with Russia? 2015. URL: http://www.fa.ru/projects/forum24/discussion/Pages/Chem-bolna-Rossiya.aspx (accessed: 05.10.2017). (In Russ.)
7. Shestak V. P. Competitiveness of Russia: cognitive discourse. Ekonomika obrazovaniya = Economics of education, 2017, no. 3 (100), pp. 15-33. (In Russ.)
8. Sorokin D. E. The role of the entrepreneur-innovator in the re-industrialization. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic resurgence of Russia, 2015, no. 2 (44), p. 32. (In Russ.)
9. Nikonova I. A., Smirnov A. L. Project financing in Russia. Problems and directions of development. Moscow: Publishing House "Konsaltbankir", 2016. 216 p. (In Russ.)
10. Seliverstov S. N., Kuznetsov N. V., Shestak V. P. Project financing of infrastructure monopolies in the new model of the Russian economy: мonograph. Moscow: "Kogito-Center", 2017. 174 p. (In Russ.)
11. Yasin E. G. "Factory of project financing" and long-term loans", 2017. URL: http://echo.msk.ru/blog/yasin/2011658-echo (accessed: 03.07.2017). (In Russ.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Валерий Петрович Шестак — доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Финансовый университет, Москва, Россия VPShestak@fa.ru
ABOUTTHE AUTHOR
Valerii P. Shestak — Dr. Sci. (Phys), prof., leading scientist, Financial University, Moscow, Russia VPShestak@fa.ru