• финансы и право
DOI 10/26794/2587-5671-2017-21-6-118-127 УДК 658.14:005.342:67.404(075.4) JEL 030
Финансово-правовое обеспечение инновационной активности
В. П. Шестак,
Финансовый университет, Москва, Россия http://orcid.org/0000-0003-1358-9486
И. Г. Тютюнник,
Финансовый университет, Москва, Россия http://orcid.org/0000-0003-0992-0666
аннотация
введение. В статье анализируется финансово-правовое обеспечение процесса внедрения инноваций, связанного с переходом экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития. Показано, что рентабельность инвестиций в инновации в России существенно превышает любое альтернативное вложение средств, поскольку специфика российского общества состоит не только в качестве человеческого потенциала, но и в когнитивном преимуществе перед конкурентами в плане способности генерировать новые идеи непрерывно и по конкурентной цене.
Предложено в качестве новеллы системное рассмотрение процесса внедрения инноваций на основе «инновационной цепочки», в которой каждое звено может быть рассмотрено как равноправный компонент в финансовом и правовом пространстве сегодняшней России. Процесс перевода новшества (идеи) в новый продукт (инновацию) требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются финансовые инвестиции, а также устоявшиеся правила ведения бизнеса и социальных отношений. Последнее предполагает адекватное нормативное и правовое обеспечение всех звеньев цепи.
цель и задачи. Проведен мониторинг ряда нормативных правовых актов, сопровождающих инновационную деятельность, а также формирование системного ряда этих актов, комплементарного «инновационной цепочке». К основным задачам исследования относится поиск пробелов законодательного обеспечения и формулировка предложений по их совершенствованию.
Методология. Авторами использован системный метод исследования путем поэтапного разложения «инновационной цепочки» на отдельные фазы процесса. При этом отдельно рассматривались компоненты инновационной цепочки, требующие либо финансового, либо правового обеспечения с отнесением их к определенным областям законодательства.
результаты. Сформулированы предложения по систематизации нормативных актов, регулирующих финансовые и правовые отношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности, отличающиеся от проекта федерального закона от 26.03.2013 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», который до сих пор не утвержден в установленном порядке.
выводы. Предлагается система нормативных правовых актов, обеспечивающих инновационную активность. Ключевые слова: инновации; инновационная активность; инновационная деятельность; инновационная цепочка; кадровый потенциал; финансирование инноваций; нормативные правовые акты
Для цитирования: Шестак В. П., Тютюнник И. Г. Финансово-правовое обеспечение инновационной активности // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 6. С. 118-127.
DOI 10/26794/2587-5671-2017-21-6-118-127 UDC 658.14:005.342:67.404(075.4) JEL 030
Financial and Legal Support of Innovative Activity
V. P. Shestak,
Financial University, Moscow, Russia http://orcid.org/0000-0003-1358-9486
I. G. Tyutyunnik,
Financial University, Moscow, Russia http://orcid.org/0000-0003-0992-0666
abstract
introduction. The article analyses financial and legal support of the process of introduction of innovations associated with the transition of the economy to innovative socially-oriented development model. It is shown that the profitability of investment in innovation in Russia is much higher than any alternative investment since the specificity of the Russian society consists not only in the quality of human potential but also in a cognitive advantage over competitors in terms of the ability to generate continuously new ideas at a competitive price.
It is proposed as a novel systemic review of innovation process based on the 'innovation chain' in which each link may be considered as an equal component in the financial and legal areas of today's Russia. The process of innovations' (ideas) transition into a new product (innovation) requires different resources, including financial investment, as well as the creation of the established rules for business and social relations. The latter requires an adequate regulatory and legal coverage of all links in the chain.
The purpose and tasks. Monitoring of a number of normative legal acts accompanying innovative activity and formation of a system of a number of these acts, complementary to the 'innovation chain'. The main tasks of the study include the search for gaps in the legislative provision and the formulation of proposals for their improvement.
Methodology. The authors used a systematic method of study, by gradual decomposition of the 'innovation chain' into the individual phases of the process. Separately we focused our attention on the components of the innovation chain that require financial or legal support attributing them to specific areas of law. Results. We suggest systematization of normative acts regulating the financial and legal relations arising in the implementation of innovative activities. It differs from the draft Federal law "On innovation activity in Russian Federation" dated 26.03.2013, which is still not approved in the prescribed manner. conclusions. We propose a system of regulatory legal acts, providing innovative activity. Keywords: innovations; innovation activity; innovation work; innovation chain; human resources; financing of innovation; regulatory legal acts
Citation: Shestak V. P., Tyutyunnik I. G. Financial and legal support of innovative activity. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice, 2017, vol. 21, no. 5, pp. 118-127. (In Russ.).
финансы и право
введение
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. (далее — СИР 2020) утверждена в 2011 г.1 К сожалению, базовые позиции ее контента за прошедшие 6 лет не изменились [1]. Ключевыми проблемами инновационного развития России остаются низкий спрос на инновации в российской экономике и его специфическая структура — избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных разработок. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационного развития значительно уступает показателям стран — лидеров в этой сфере [2].
За эти годы в России произошло формальное, судя по числу принятых нормативных правовых актов, институциональное и нормативное правовое улучшение инновационной сферы, сформировалось экономико-технологическое и нормативное пространство России [3], однако эффективность принятых мер оказалась недостаточной. Судя по занимаемым позициям в различных международных рейтингах (рис. 1), Россия за последние пять-шесть лет — со времени принятия СИР 2020 — не смогла совершить «инновационного рывка»2. Уровень развития инновационной системы России в сравнении с мировым представлен на рис. 1. Лучи диаграммы соответствуют международным рейтингам Я, где i = 1-10, имеющим прямое отношение к инновационной деятельности. Значениями 1,0 на лучах отмечено положение мировых лидеров рейтингов. В результате образовалась окружность (пунктирная линия), представляющая собой фронтир мирового уровня инновационной деятельности; приведенные численные значения а, соответствующие положению в этих рейтингах России, определены по формуле а. = 1 — р/Ni, где р. — место, занятое Россией в г-м рейтинге среди N. стран участников рейтинга по данным 2015-2017 гг.
По двум лучам диаграммы «развитость финансового рынка» и «индекс верховенства закона» Россия находится в провальных позициях: на 95-й из 140 возможных (значение а9 на диаграмме 0,22) и 92-я из 113 возможных (значение
1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р.
2 Национальный доклад об инновациях в России, РВК, Минэкономразвития России, «Открытое правительство». 2016. 118 с.
а10 на диаграмме 0,19) соответственно. Именно эти показания и актуализируют заявленную тему настоящей работы — финансово-правовое обеспечение инновационной активности.
Динамика формирования инновационной экономики в России не имеет явного тренда: по ряду показателей наблюдается рост, в частности государственный спрос на инновационную продукцию, исследовательская кооперация, однако другие ключевые показатели демонстрируют снижение, среди них: патентная активность, расходы на НИОКР, количество инновационных компаний, доля высокотехнологичной продукции.
Анализ мнений экспертов3 [4] показал, что ключевая причина торможения формирования инновационной системы состоит в том, что государственные инициативы были направлены на области, воздействие на которые дает либо отложенный (наука, образование, инновационная инфраструктура и т.п.), либо ограниченный эффект в условиях разомкнутой инновационной системы (стартапы, венчурные инвестиции, инвестиционные проекты и т.п.). Как результат, количество экономических субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, в период с 2013 по 2015 г. стабильно снижалось. Такую же тенденцию имела и выручка от реализации инновационных товаров, работ, услуг [5, р. 161].
Экономический рост невозможен без доступности для предприятий и организаций всех отраслей экономики инструментов финансового рынка, прежде всего, долгового и долевого финансирования, страхования рисков. Ликвидация многих внешних источников финансирования4 усиливает внимание к внутренним источникам финансирования5. В результате задача по стимулированию внутреннего инвестора и созданию благоприятных условий для его деятельности на финансовом рынке выходит на первый план [6].
Авторы из института народнохозяйственного прогнозирования РАН (2017) [7] утверждают, что
3 Экспресс-информация от 18.10.2016. НИУ ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/data/2016/10/18/1107774820/NTI_N_ 24_18102016.pdf (дата обращения: 24.07.2017).
4 Новый (август 2017) пакет санкций США, в частности, запрещает американским компаниям и частным лицам кредитовать российские банки на срок более 14 дней (ранее он составлял 90 дней). Кроме того, документ ограничивает срок финансирования российских компаний нефтегазового сектора. Крайне серьезный ущерб может нанести запрет на покупку российских ценных бумаг.
5 Основные направления развития финансового рынка
Российской Федерации на период 2016-2018 годов (Одобрено Советом директоров Банка России 26 мая 2016 г.).
Рис. 1 / Fig. 1. уровень развития инновационной системы россии в сравнении с мировым (2017) / The level of development of innovation system of Russia in comparison with the world's level (2017)
Источник/ Source: построено авторами по данным 10 международных рейтингов, по названиям которых именуются лучи диаграммы / constructed by the authors according 10 of the international rankings, the names of which are called the rays of the charts.
в России произошла «примитивизация производственно-технологических связей», в результате чего связи между сферами генерации и внедрения инноваций были разорваны. Например, следствием зависимости экономики от внешнеэкономических доходов стало «замещение импортом получаемых в России результатов НИОКР», что привело к масштабной деградации прикладной и фундаментальной науки, инжиниринговой деятельности и, естественно, снижению кадрового потенциала.
Нельзя сказать, что эти обстоятельства остались незамеченным руководством страны. На заседании президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России 18 июля 2017 г. (далее — Совет)6 Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев акцентировал внимание на барьерах, которые тормозят инновации в России, в частности реализацию Национальной техно-
6 URL: http://government.ru/news/28483/ (дата обращения: 22.07.2017).
логической инициативы (НТИ), задуманную как «локомотив инновационной системы России».
Первым барьером было названо «действующее нормативное правовое регулирование, консервативное в силу его природы». Этот тезис следует понимать как признание того, что отдельные нормы блокируют эффективное внедрение новых технологий путем предъявления избыточных требований по всем этапам их разработки и коммерциализации [8]. Задача, поставленная президиумом Совета, — сформировать нормативное пространство «максимально дружелюбное по отношению к инновациям».
Вторым барьером является избыточное разнообразие федеральных нормативных правовых актов (далее — НПА) в сфере инновационной деятельности7. При этом отсутствует алгоритмическое сочетание норм различных отраслей права
7 В настоящее время имеются около 1800 нормативных правовых актов федерального уровня, упоминающих в своем контексте словосочетания «инновации», «инновационная активность».
Таблица / Table
Финансово-правовое обеспечение инновационной активности (фрагмент) / Financial and legal
provision of innovation activity (fragment)
Звено иннова-
№ п/п ционной цепочки, требующее финансового и/ или правового обеспечения Функции, требующие финансового и/или пра- Отрасль законодательства / акты нормативного Предложения по совершенствованию действу-
вового обеспечения правового обеспечения ющего законодательства
Идея - началь- Трудовой договор; ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Внести в ст. 1: о регули-
ный креатив процесс осуществления ПРАВО ровании общественных
трудовой деятельности; Федеральный закон от отношений, возникаю-
правовые гарантии соз- 29.12.2012 № 273-Ф3 щих в сфере образова-
дания благоприятных «Об образовании в Рос- ния в связи с формиро-
трудовых условий; сийской Федерации» ванием инновационной
оплата труда при выпол- ТРУДОВОЕ ПРАВО экономики (экономики
нении работ различной Трудовой кодекс Рос- знаний)
квалификации; сийской Федерации от Внести в ст. 1 гл. 1:
материальные поощре- 30.12.2001 № 197-ФЗ основными задачами
1 ния; (ред. от 01.07.2017) трудового законодатель-
профессиональный стандарт; восстановление нарушенных прав, их судебной защиты; квалификация ства являются создание необходимых правовых условий для достижения максимальной эффективности работников при переходе экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития
Бизнес-проект Отношения между лица- ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ- В ст. 1 внести: ...опреде-
ми, осуществляющими СКОЕ ПРАВО ляет понятия субъектов
предпринимательскую Федеральный закон от малого и среднего пред-
деятельность; 24.07.2007 № 209-ФЗ принимательства в про-
конкурсы, тендеры, аук- «О развитии малого цессе формирования ин-
ционы; и среднего предприни- новационной экономики
инвестиции (венчурное мательства в Российской России
финансирование, креди- Федерации» (с изм. В ст. 1 внести: Целями
ты, субсидии, спонсорская и доп., вступ. в силу регулирования насто-
поддержка) с 01.07.2017) ящего Федерального
2 Федеральный закон от закона являются ...
18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 07.06.2017) государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» создание условий для масштабного перехода к инновационной экономике. В цели программы следует внести: ...обеспечение инновационного формата бизнеса в России
Окончание таблицы/End of Table
№ п/п звено инновационной цепочки, требующее финансового и/ или правового обеспечения Функции, требующие финансового и/или правового обеспечения отрасль законодательства / акты нормативного правового обеспечения Предложения по совершенствованию действующего законодательства
3 Научно-конструкторская проработка идеи (НИОКР) Создание нового изделия или технологии; планирование и финансирование; свобода творчества; получение предусмотренных результатов; заключение договоров о намерениях Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) В преамбуле внести: ... Настоящий закон регулирует отношения между .субъектами промышленной политики. (далее по тексту)
4 Результат интеллектуальной деятельности (РИД) 1) Оформление результата интеллектуальной деятельности; 2) оплата регистрации результата интеллектуальной деятельности; 3) регистрация за рубежом; 4) охрана авторских прав; 5) регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (гл. 72 ГК РФ «Патентное право») В ГК РФ внести в ст. 1225: провести перегруппировку РИД на предмет выделения и усиления инновационного компонента интеллектуальной деятельности
5 Создание опытного образца продукта/технологии Кадровое обеспечение; опытное производство; полевые испытания; рекламная акция; поиск и взаимодействие с институтами развития; выставочная деятельность ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО Постановление Правительства Российской Федерации № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» от 17.07.2015 К критериям отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации, внести: ... изготовленная в режиме реализации инновационной цепочки.
6 Промышленный выпуск новой продукции/технологии Инвестиционный проект; производство; кадровое обеспечение; сертификация продукции; маркетинг; торговая сеть ФИНАНСОВОЕ ПРАВО Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» В ст. 3, разд. 2 внести в определение промышленной политики - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации: путем производства инновационной продукции
(в частности, гражданского, трудового, налогового, бюджетного, административного). Наблюдается несовпадение потребностей, необходимых для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности с нормами, устанавливающими пределы при использовании бюджетных средств государственными образовательными и научными организациями8 [9].
Третий барьер банален — финансирование. Именно структура финансирования способна показать степень заинтересованности всего общества в инновациях. Рост экономики невозможен без существенного увеличения инвестиций. В одном из майских указов 2012 г. была задана планка: доля объема инвестиций в ВВП к 2015 г. должна быть 25 и 27% к 2018 г. В реальности эта доля не достигает 20%, фактически ситуация не изменяется, организационные и финансовые основы для инновационной активности, к сожалению, пока не созданы [10]. Инновационная продукция всегда более дорогая, что при главном критерии тендеров — «текущая цена» — часто приводит к фактам несправедливого демпинга9. Нерешенным вопросом является и вопрос включения естественных монополий и компаний с государственным участием в реализацию программы закупок у малого и среднего бизнеса10. Нужно, чтобы покупка инновационной продукции регулировалась федеральными законами, например федеральными законами № 44 и № 22411.
Крупнейшие литерные инновационные проекты России («Сколково» и «Национальная технологическая инициатива» — «НТИ», долина «Воробьевы горы»)12 реализуются в основном
8 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 18.07.2017). Ст. 34.
9 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ст. 37.
10 Путин В. В. О консолидированных усилиях органов власти, бизнеса, институтов развития, структур гражданского общества по снятию существующих барьеров для предпринимательства // Материалы VII съезда ТПП. 2016. Март.
11 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
12 Научно-технологическая долина МГУ «Воробьевы
горы» — еще один литерный инновационный проект на базе кампуса Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Над концепцией проекта работает фонд «Национальное интеллектуальное развитие». Стоимость долины — 149,9 млрд руб.
за счет субсидий бюджетных средств в формате государственно-частного партнерства. По начальным расчетам (2013) вклад от проекта «Сколково» в ВВП к 2020 г. должен составить до 1,5 трлн руб. Для проекта «НТИ» сроки предоставления финансирования на возвратной основе в целях реализации проектов составляют от 5 до 10 лет. Предполагается (2017), что каждое из 10 направлений НТИ обеспечит выход на новые глобальные рынки емкостью не менее 6 трлн руб. в год. Долина «Воробьевы горы» это экосистема инноваций на базе МГУ — лучшего российского вуза. Срок создания — 2-3 года, стоимость — 149,9 млрд руб. (затраты Москвы — 3,9 млрд руб., остальное — средства инвесторов).
Для литерных проектов софинансирование проектов частными партнерами в обстановке экономического кризиса вызывает вполне объяснимые трудности.
Четвертым барьером является отсутствие стратегии развития интеллектуальной деятельности, использующей многокомпонентную концепцию конвергентности, например модель «тройной (квадро) спирали»13. Для сложного времени консолидация всех слоев общества условие критически необходимое [11].
Целью данной работы является формулировка предложений по системе нормативных правовых актов, обеспечивающих преодоление вышеуказанных барьеров и инновационную активность всех звеньев инновационной цепочки.
Помимо отсутствия технологических прорывов в промышленности, следует сказать и о том, что нет ярких примеров и социальной поддержки инноваций. В докладе ЦБ России (2016) «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов» утверждается, что вектор развития России будет зависеть от готовности всех членов общества перейти к инвестиционно-инновационной модели экономического роста. Необхо-
13 Модель тройной спирали (Triple Helix Model) — это сетевой механизм согласования действий и формирования общественного консенсуса при принятии решений. Модель рассматривается как механизм формирования инновационной среды. Если добавить к трем спиралям четвертую — общество (society), на выходе мы получим квадроспираль. Необходимость добавления четвертого компонента обусловлена тем, что сегодня общество, конкретные люди играют слишком большую роль, чтобы их исключать из модели. Гражданское общество как четвертый столп архитектуры четырехзвенной спирали представляет перспективу формирования инновационной экономики «снизу вверх».
О кадровом обеспечении инновационного процесса и экслюзивной поддержке инноваторов в системе образования и производства
О научной и интеллектуальной деятельности; о консолидации общества на идее формирования инновационной экономики
О научно-технологической инфраструктуре и базах выполнения опытных работ; об участии естественных монополий в инновационном развитии России
4
О финансовом рынке, инновационных проектах и об открытых инновациях
О фискально-налоговой и таможенной политике в части инновационных решений
О промышленной политике, создании конкурентоспособной продукции мирового уровня, о международных коллаборациях
О сети реализации продукции и социальных проблемах поддержки инновационной деятельности
О стратегии развития России в условиях технологических санкций и внешнеторговых ограничений
Рис. 2 / Fig. 2. Структура системы нормативных правовых актов, обеспечивающих инновационную активность / the structure of the system of normative legal acts, providing of innovative activity
димому единству мешает многое, в частности то, что устойчиво снижаются реальные доходы населения в сочетании с сокращением социальных расходов, а также усиливаются негативные тенденции на рынке труда. По данным Росстата, темпы падения реальных располагаемых доходов россиян достигли в 2016 г. 5,9% в годовом выражении после 3,2% в 2015 г. По классификации ОЭСР, Россия давно и однозначно относится к странам с высокой степенью социального неравенства. Сложившаяся сегодня в России модель социальной стратификации (прогнозный децильный коэффициент фондов на 2020 г. составляет 16 при критическом значении 10) характеризует в высшей степени дифференцированное общество, что может негативно отражаться на социальном самочувствии населения и вызывать чувство тотального отторжения инноваций.
Слабая потребительская активность населения ведет к падению доходов предприятий реаль-
ного сектора экономики и снижению внутренних потенциальных источников инвестиций на фоне крайне низкой инвестиционной активности кредитных организаций (за 2015 г. инвестиции в основной капитал за счет кредитов банков снизились с 10,6 до 8,1%, или с 1098,7 до 849,8 млрд руб. в абсолютном выражении)14. За 2015-2016 гг. наметилось снижение реального уровня зарплат в бюджетном секторе и искусственное сохранение «кредитного голода» у предприятий реального сектора экономики, имеющих рентабельность существенно ниже действующих кредитных ставок. Падает доверие населения и бизнеса к финансовым посредникам, обеспечивающим движение денежных ресурсов в экономике.
14 Сайт Росстата. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/# (дата обращения: 01.08.2017).
1
2
3
5
6
7
8
В таблице путем системного анализа звеньев инновационной цепочки, требующих финансового и/или правового обеспечения, рассмотрены их функции в составе инновационной цепочки, предложены соответствующие отрасли законодательства и примеры актов нормативного правового обеспечения; даны предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Несмотря на большое число существующих концептуальных, программных и доктриналь-ных документов, в финансовом и нормативном правовом пространствах России не образовался общий тренд (кластер) перехода от ресурсной экономики к инновационной (с перспективой перехода к экономике знаний).
С целью финансово-правового обеспечения инновационной активности предлагается Система нормативных правовых актов, обеспечивающих инновационную активность (далее — Система). Возможная структура подобной Системы, состоящей из 8 блоков, представлена на рис. 2.
выводы
Представленная система нормативных правовых актов, обеспечивающих инновационную активность, может способствовать:
• комплексному регулированию основных принципов и процедур, обеспечивающих инновационную активность;
• установлению правил разрешения противоречий между правовыми актами (коллизий правовых актов);
• закреплению основ официального толкования правовых актов;
• введению основных положений об учете и систематизации правовых актов;
• увеличению прозрачности процесса разработки и принятия, экспертного сопровождения на всех этапах правотворчества;
• повышению эффективности экспертизы нормативных правовых актов;
• снижению уровня коррупции в системе нормотворчества.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета 2017 г. Москва, Россия.
ACKNOWLEDGEMENTS
The article is based on the results of research carried out at the expense of budget funds of the state task of the Financial University in 2017, Moscow, Russia.
СПИСОК источников
1. Sulekh C. J. (2008) Who Needs Innovations? URL: http://triplehelixinstitute.org/sites/default/files/ uploaded/documents/summit2008/THX_Summit08_Sunday_7_Jain.pdf.
2. Satell G. (2017) The 4 Types of Innovation and the Problems They Solve. URL: https://hbr.org/2017/06/ the-4-types-of-innovation-and-the-problems-they-solve?referral=03758&cm_vc=rr_item_page.top_right.
3. Кузнецов Н. В., Шестак В. П. Инфраструктурные монополии в экономико-технологическом пространстве России // Труды вольного экономического общества России. 2016. № 1. Т. 21. С. 452-466.
4. Кузнецова О. Н. Стимулирование инновационной активности экономических субъектов // Вестник финансового университета. 2017. № 1. С. 28-34.
5. Clayton M. Christensen (2016) The Innovator's Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail (Management of Innovation and Change) Harvard Business Revew Press, Boston, Massachusetts. P. 161.
6. Абрамова М. А., Дубова С. Е., Звонова Е. А., Красавина А. Н., Лаврушин О. И., Масленников В. В. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов: мнение экспертов // Экономика. Налоги. Право. 2017. Т. 10. № 1. С. 6-10.
7. Ивантер В. В., Порфирьев Б. Н., Широв А. А., Шокин И. Н. Основы структурно-инвестиционной политики в современных российских условиях // Вестник финансового университета. 2017. Т. 21. № 1. С. 6-15.
8. Better regulations for innovation-driven investment at EU level. EUROPEAN COMMISSION. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2016. URL: http://ec.europa.eu/research/innovation-union/ pdf/innovrefit_staff_working_document.pdf.
9. Гостева Н. А. Особенности нормативно-правового и финансового обеспечения. В книге: Инвестиции Инновационная деятельность и инновации в реальном секторе российской экономики: состояние и перспективы. М.: Финансовый университет, 2014. С. 146-154.
10. Городов О. А. Правовое обеспечение инновационной деятельности: монография. М.: Инфра-М, 2016, C. 26-31.
11. Terrence W. Farrell (2017) Institutional Structure for Governance of the National Innovation Eco-System: legislation and public funding: Preliminary Thoughts. Innovation Conference, UWI June 27-28, 2017.
REFERENCES
1. Sulekh C. J. (2008) Who Needs Innovations? URL: http://triplehelixinstitute.org/sites/default/files/ uploaded/documents/summit2008/THX_Summit08_Sunday_7_Jain.pdf.
2. Satell G. (2017) The 4 Types of Innovation and the Problems They Solve. URL: https://hbr.org/2017/06/ the-4-types-of-innovation-and-the-problems-they-solve?referral=03758&cm_vc=rr_item_page.top_right.
3. Kuznetsov N. V., Shestak V. P. Infrastructure monopolies in the economic-technological environment of Russia. Trudy vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii = The works of the free economic society of Russia, 2016, no. 1, vol. 21, pp. 452-466. (In Russ.).
4. Kuznetsova O. N. Stimulation of innovative activity of economic entities. Vestnik finansovogo universiteta = Bulletin of Financial University, 2017, no. 1, pp. 28-34. (In Russ.).
5. Clayton M. Christensen. (2016). The Innovator's Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail (Management of Innovation and Change). Harvard Business Review Press, Boston, Massachusetts. 161 p.
6. Abramova M. A., Dubova S. E., Zvonova E. A., Krasavina A. N., Lavrushin O. I., Maslennikov V. V. The basic directions of uniform state monetary and credit policy for the 2017 year, and for 2018-2019 years: experts' opinion. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Law, 2017, vol. 10, no. 1, pp. 6-10. (In Russ.).
7. Ivanter V. V., Porfiriev B. N., Shirov A. A., Shokin I. N. Fundamentals of structural-investment policy in the modern Russian conditions. Vestnik finansovogo universiteta = Bulletin of Financial University, 2017, no. 1, pp. 6-15. (In Russ.).
8. Better regulations for innovation-driven investment at EU level. European Commission. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2016. URL: http://ec.europa.eu/research/innovation-union/ pdf/innovrefit_staff_working_document.pdf.
9. Gosteva N. A. Peculiarities of legal and financial support. In Investment Innovation activity and innovation in the real sector of the Russian economy: state and prospects. Moscow: Financial University, 2014, pp. 146-154. (In Russ.).
10. Gorodov O. A. Legal support of innovative activity: a monograph. Moscow: Infra-M, 2016, pp. 26-31. (In Russ.).
11. Terrence W. Farrell. (2017). Institutional Structure for Governance of the National Innovation EcoSystem: legislation and public funding: Preliminary Thoughts. Innovation Conference, UWI June 27-28.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Валерий Петрович Шестак — доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник,
Финансовый университет, Москва, Россия
VPShestak@fa.ru
Игорь Георгиевич Тютюнник — научный сотрудник, Финансовый университет, Москва, Россия cpikfa@mail.ru
ABOUT THE AUTHORS
Valery P. Shestak — Dr. Sci. (Tech.), Professor, leading researcher, Financial University, Moscow, Russia VPShestak@fa.ru
Igor G. Tyutyunnik — researcher, Financial University, Moscow, Russia cpikfa@mail.ru