СТИМУЛИРОВАНИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФОРМА ИХ ПОДДЕРЖКИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
ГУЦЕЛЮК ЕЛЕНА ФЕДОРОВНА,
кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет,
В статье определены направления изменения действующей нормативной правовой базы; элементы информационной поддержки применительно к конкретным процедурам закупок. В качестве элемента системы поддержки малого бизнеса рассмотрен механизм преференций.
Ключевые слова: малое предпринимательство; госзакупки; преференции.
In the article directions to the current changes the normative framework, the informational support elements for specific procurement procedures are defined. The preferences mechanism is outlined as a part of a support system for small businesses.
Keywords: small business; procurement procedures; preferences.
Коды классификатора JEL: D00, D86, L84, M10.
В субъектной структуре региональной экономики малое предпринимательство вследствие своих атрибутивных характеристик — гибкости, адаптивности, инновационности, сетевого взаимодействия — является, с одной стороны, наиболее конкурентоспособным субъектом, а с другой — является наиболее подверженным внешним факторам, в т.ч. проявлению кризисных явлений в экономике.
Существующие формы поддержки субъектов малого предпринимательства можно подразделить на две группы: это финансовая поддержка и стимулирование совокупного спроса на продукцию, производимую субъектами малого предпринимательства.
Расширение форм прямой финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства из средств регионального и федерального бюджетов, как по их количеству, так и по объемам финансирования, направленных в т.ч. на начинающих предпринимателей, является экономически обоснованным, своевременным и перспективным направлением. Так, если в 2008 г. в Ростовской области объем выделяемых бюджетных средств составлял порядка 50 млн руб., то в 2009 году он был увеличен в 10 раз (Палагина, 2010).
Что же касается второго направления государственной поддержки развития малого бизнеса, а именно стимулирования совокупного спроса на их продукцию, то эта задача может решаться через привлечение субъектов малого бизнеса к реализации государственного и муниципального заказов. Проведение
© Е.Ф. Гуцелюк, 2010
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010
госзакупок с участием малого бизнеса не требует дополнительного расходования бюджетных средств, необходимого при реализации других направлений государственной поддержки малого предпринимательства. Для участия малого бизнеса в госзаказах необходимо использовать комплексную программу, включающую в себя следующие направления:
■ обеспечение законодательной и институциональной поддержки;
■ оказание методической поддержки;
■ обеспечение информационной поддержки.
Изменение действующей нормативной правовой базы должно осуществляться в двух основных направлениях:
♦ совершенствования норм права в области расходования бюджетных средств, проведения госзакупок, поддержки малого предпринимательства и антимонопольного законодательства;
♦ разработки и принятия целевых программ на федеральном и региональном уровне, содержащих механизмы практического обеспечения участия малого предпринимательства в поставках продукции для государственных и муниципальных нужд.
Информационная поддержка представляет собой набор мер, направленных на информирование субъектов малого предпринимательства о госзакупках, и включает ряд мероприятий, представленных на рис. 1.
Информационная поддержка применительно к конкретным процедурам закупок (прежде всего, открытым торгам) должна состоять из следующих элементов:
♦♦♦ публикация информации о проведении торгов и запросов котировок в единой базе данных по согласованному формату;
♦♦♦ обеспечение доступа к информации о проводимой закупке заинтересованных лиц;
♦♦♦ обеспечение доступности информации об условиях конкретных процедур закупок (документации для торгов);
♦♦♦ публикация информации о результатах процедур закупок в единой базе данных по согласованному формату.
Общая информационная поддержка
заблаговременная публикация годового и ежеквартальных графиков закупок и предварительных уведомлений при проведении крупных закупок создание базы данных по действующему законодательству с доступными и понятными комментариями (интернет-сайт)
выпуск методических пособий, направленных на разъяснение политики размещения госзаказа создание федеральной, региональных и муниципальных баз данных по торгам и их результатах
создание реестра государственных и муниципальных заказчиков обеспечение единого формата извещений о проведении закупок и их результатах
Рис. 1. Мероприятия по общей информационной поддержке субъектов малого предпринимательства.
Источник: Белокрылова О.С., Чернышова А.Н., Чернышов Д.В. Институционально-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательства. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. — С. 259.
Для повышения доступности бюджетного заказа для субъектов малого предпринимательства возможно использование различных методик, реализуемых в процедурах проведения торгов и иных способов закупок:
• установление требований к правоспособности и квалификации, учитывающих возможности малого предпринимательства и его долю в выполнении госзаказа;
• использование ценовых преференций;
• квотирование части заказа на закупку простой делимой продукции;
• разбиение на части (лоты) государственного заказа;
• обеспечение участия малого предпринимательства на принципах субконтрактации (субподряда).
В качестве элемента системы поддержки малого бизнеса может быть использован механизм преференций как элемента консультационно-методической поддержки участия малого предпринимательства в поставках продукции для государственных и муниципальных нужд. Использование преференций при размещении госзаказа означает предоставление некоторым группам субъектов хозяйственных отношений преимущественных (но не исключительных) прав его получения.
Основные способы предоставления преференций следующие:
■ отечественным (региональным) поставщикам;
■ отечественным (местным) производителям;
■ субъектам малого предпринимательства.
Предоставление преференций субъектам малого предпринимательства может быть реализовано в следующих направлениях:
• предприятиям, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к малому предпринимательству;
• предприятиям и организациям, поставляющим продукцию производства малых предприятий.
Первый подход проще реализуется на практике, поскольку основанием для предоставления преференций является возможность отнесения фирмы к малому предприятию на основе действующего законодательства. Однако недостатком этого подхода является то, что это не гарантирует участия малого бизнеса в поставках продукции для государственных и муниципальных нужд, поскольку малые предприятия в данном случае смогут ограничиться функциями посредников.
Сложность второго подхода состоит в том, что вся продукция, предлагаемая поставщиком, должна быть разделена на две части: продукция производства малого предпринимательства и вся остальная продукция. Соответственно, необходимо получить достаточные документальные доказательства того, что продукция относится либо к первой, либо ко второй группе.
Наиболее часто встречающимся в законах, декларациях, заявлениях методом практической поддержки участия малого предпринимательства в поставках продукции для бюджетных нужд является выделение соответствующих квот. В Перечне антикризисных мер, принятых Правительством РФ, отдельной строкой значится привлечение субъектов малого предпринимательства к реализации не только государственного, но и муниципального заказа по средствам квотиро-
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010
вания части заказа. Квотирование части госзаказа предусмотрено в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в размере от 10 до 20% общего годового объема поставок.
Необходимо отметить, что для данной преференциальной группы установлен особый защищенный режим участия в размещении заказов: торги и котировки проводятся только среди участников — субъектов малого предпринимательства.
Законодательство также устанавливает и предельно допустимые значения начальных (максимальных) цен контрактов (лотов), которые не должны превышать 15 млн рублей1.
Так, в Ростовской области в 2009 году для субъектов малого предпринимательства проводилось 12 580 процедур размещения государственного и муниципального заказа. Среди субъектов малого предпринимательства было размещено 1 274 328 529 рублей. Как мы видим в табл. 1, субъектам малого бизнеса большинство заказчиков предлагает принять участие в запросе котировок. Это позволяет субъектам малого предпринимательства получить государственный и муниципальный заказ с минимальными трансакционными издержками, поскольку участие в запросе котировок не требует обеспечение заявки, сбора определенного пакета документов, личного присутствия представителя участника, крупных почтовых расходов.
Таблица 1
Объем закупок у субъектов малого предпринимательства в Ростовской области в 2009 году
Способ размещения заказа Количество Сумма контрактов
Всего у СМП всего У СМП
Открытый конкурс 829 16 1 904 037 286 15 235 837
Открытый аукцион 2 651 173 32 532 387 324 635 956 547
Запрос котировок 48 556 12 661 3 421 437 630 623 136 145
Составлено по: www.torgi.donland.ru
Однако на практике при реализации требований ст. 15 Закона 94-ФЗ государственные заказчики (далее также — заказчики) сталкиваются с рядом проблем, а именно:
■ подтверждение статуса субъекта малого предпринимательства на этапе рассмотрения заявок;
■ расчет квотируемой 10-20%-ной части общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, размещаемых среди субъектов малого предпринимательства;
■ применение на практике ограничения по начальной (максимальной) цене контракта (лота);
■ подтверждение статуса субъекта малого предпринимателя при подписании и выполнении контракта.
1 Постановление Правительства РФ от 17 марта 2009 года № 237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства».
Рассмотрим некоторые из них. Подтверждение статуса субъекта малого предпринимательства (правомочности) участника должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
К субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом 209-ФЗ относятся хозяйствующие субъекты, отвечающие следующим требованиям:
1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.
Не может служить единственным признаком отнесения к субъектам малого предпринимательства, так как содержит в себе еще одну категорию — среднее предпринимательство.
При проведении торгов с 1 марта 2009 года заказчик может проверить каждого участника на соответствие данному требованию по учредительным документам, которые юридические лица должны предоставлять в составе своей заявки. Требовать же в составе заявок на участие в котировках подтверждающие документы нельзя.
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год:
• до ста человек включительно для малых предприятий.
Заказчик не может проверить соответствие участника данному требованию, так как не существует порядка официального подтверждения данной информации. Участник заявительным порядком подтверждает соответствие данному требованию.
3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальны активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556:
♦ малые предприятия — 400 млн рублей.
Подтверждение данному требованию можно проверить только по финансовым отчетам и балансам, которые нельзя требовать от участников размещения заказов. Участник может указать в заявке сведения из этих документов, подтверждающие соответствие данным предельным значениям. Заказчик вынужден доверять такой информации без дополнительной проверки, так как налоговые органы на сегодняшний момент не обязаны предоставлять такую информацию по запросам заказчиков.
Таким образом, хотя Закон 209-ФЗ устанавливает определенные параметры отнесения к субъектам малого предпринимательства, заказчики в большинстве случаев не могут проверить участника на предмет соответствия этим требова-
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010
ниям. Основной проблемой является невозможность потребовать подтверждающие документы либо в силу отсутствия такого права по требованиям Закона 94-ФЗ, либо в силу отсутствия существования самих документов. В связи с этим требуется внесение изменений в нормативную базу, как регламентирующую систему размещения государственных заказов, так и систему поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Так, видится целесообразным создание единого реестра субъектов малого предпринимательства, сведения из которого будут доступны заказчикам, либо будут выдаваться подтверждающие документы поставщикам. При этом в Законе 94-ЗФ должно быть установлено право (обязанность) требовать от участников такие документы на этапе размещения заказов.
Таким образом, для того чтобы привлечение субъектов малого предпринимательства к реализации госзаказа действительно являлось эффективной формой его поддержки, необходимо внесение изменений в нормативнозаконодательную базу и повышение информированности о данной возможности самих малых предпринимателей. В противном случае статья 15 Закона 94-ФЗ выполняется государственными и муниципальными заказчиками формально.
ЛИТЕРАТУРА
Постановление Правительства РФ от 17 марта 2009 года № 237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства».
Белокрылова О. С. Институционально-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательства/ О.С. Белокрылова, А.Н. Чернышова, Д.В. Чернышов. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2008.
ПалагинаА.Н. Становимся ближе к бизнесменам / А.Н. Палагина // «Деловой квартал — Ростов». — 2010. — 8 марта. — № 5.