JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
www.hjournal.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ »
МЕЛЬНИКОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Новосибирский государственный технический университет, e-mail: [email protected]; [email protected]
Журнал публикует рабочую программу курса «Государственные и муниципальные закупки». Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности): 080100.68 Экономика. ФГОС введен в действие приказом № 543 от 20.05.2010 г., регистрационный номер: 17819, дата утверждения: 14.07.2010 г. Место дисциплины в структуре учебного плана: М2, вариативная, по выбору студента. Рабочая программа разработана на основе компетентностной модели выпускника по направлению (специальности): 080100.68 Экономика.
PROGRAM COURSE "STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT"
MELNIKOV VLADIMIR, V.,
candidate of economic sciences (PhD), associate Professor of the department «Economic theory»,
Novosibirsk State Technical University, e-mail: [email protected]; [email protected]
The Journal publishes the program course "State and Municipal Procurement". This program is based on the federal state educational standard of higher education in the direction (specialty): 080100.68 Economy. FSES was introduced by the order № 543 from 20.05.2010, registration number: 17819, Date of approval: 14/07/2010. The subject place in the structure of the curriculum: M2, variability, the student’s choice. The program was developed on the basis of competence graduate model in the direction (specialty): 080100.68 Economy.
Курс: 2, семестр: 3
Семестр
№ Виды учебной работы З
І Лекции, час. 0
2 Практические занятия, час. ЗО
З Лабораторные занятия, час 0
4 Индивидуальная работа, час. 0
б Всего аудиторных занятий, час. З0
б из них в активной и интерактивной форме, час. 12
7 Самостоятельная работа, час. 42
В в том числе курсовой проект, курсовая работа, РГЗ, подготовка к контрольной работе 20
9 консультации, час 4
© В. В. Мельников, 2013
Семестр
ІО зачет, диф. зачет, час 1B
11 Сессия (экзамен), час
І2 Всего часов 72
1З Всего зачетных единиц (кредитов) 2
1. Внешние требования
Таблица 1.1
Компетенции1) Знания, умения, навыки
ФГОС НГТУ ФГОС НГТУ
ПК8. Обладает способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне СК.9/ИЭП/АД. Обладает способностью участвовать в процедурах размещения государственных и муниципальных заказов СК.9/ИЭП/АД.З-1.1/ИЭП/ АД. Знает механизмы и способы осуществления государственных закупок
СК.9/ИЭП/АД.З-1.2/ИЭП/ АД. Умеет подготовить заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок
СК.9/ИЭП/АД.У3/ИЭП/ АД. Владеет навыками подготовки документации по размещению заказов
ПК9. Обладает способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов СК.9/ИЭП/АД.З-1.1/ИЭП/ АД. Знает механизмы и способы осуществления государственных закупок
СК.9/ИЭП/АД.З-1.2/ИЭП/ АД. Умеет подготовить заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок
СК.9/ИЭП/АД.У3/ИЭП/ АД. Владеет навыками подготовки документации по размещению заказов
Примечания:1 Основные сокращения: ПК - профессиональные компетенции, ИЭП - шифр магистерской программы «Институциональная экономика и экономическая политика», СК - социокультурные компетенции, АД -аналитическая деятельность, У - управленческая компонента.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
2. Особенности (принципы) построения дисциплины
Таблица 2.1
Особенности построения дисциплины
Особенность (принцип) Содержание
Основания для введения дисциплины в учебный план по направлению или специальности Решение ученого совета факультета бизнеса, протокол № 1 от 25.01.2012 г.
Адресат курса Изучается магистрантами 2-го года обучения в 3-м семестра
Основная цель (цели) дисциплины Цель дисциплины — дать студентам представление о технологиях, функциях и месте государственных закупок в системе государственного управления.
Ядро дисциплины Дисциплина состоит из 7 основных тем. Соотнесение концептуальных, методологических и практических основ построения систем государственных и муниципальных закупок. Роль государственных и муниципальных закупок в системе национальной экономики. Общие принципы размещения заказов. Нормативная правовая база осуществления государственных закупок. Процедуры размещения заказов. Государственные и муниципальные контракты. Контроль и рассмотрение споров в системе государственного и муниципального заказов.
Связи с другими учебными дисциплинами основной образовательной программы История экономических институтов, экономическая теория права, государственное регулирование экономики и экономическая политика и др.
Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся Дисциплина основывается на знании студентами макроэкономики, права, институциональной экономики, экономики общественного сектора, а также наличии навыков работы с нормативными правовыми документами.
Особенности организации учебного процесса по дисциплине В процессе преподавания курса используется семинарская форма аудиторных занятий, применяется модульнорейтинговая система оценки знаний студентов, включающая выполнение контрольной работы, упражнений на занятиях, участие в дискуссиях. Проведение практических занятий и/или подготовка к ним предполагает доступ к сети Интернет. Итоговый контроль осуществляется путем проведения письменного дифференцированного зачета, включающего ответ на вопрос и выполнение сквозного теста.
3. Содержание и структура учебной дисциплины
Таблица 3.1
Практические занятия
(Модуль), дидактическая единица, тема Часы
Семестр: 3 ЗО
Модуль 1: Методология и концепции государственных и муниципальных закупок б
Дидактические единицы: бюджетная система; государственные (муниципальные) нужды, бюджетные и внебюджетные источники финансирования, общественные расходы; квази-рынки, государственные закупки, государственный заказ; рынок государственных и муниципальных заказов; закупочные механизмы, торги; оферта; принципы размещения заказов; преференции и дискриминация; государственный (муниципальный) контракт; цели законодательства о государственных закупках, задачи системы размещения заказов; интересы «государства», заказчиков и участников закупочных процедур.
Соотнесение концептуальных, методологических и практических основ построения систем государственных и муниципальных закупок. 2
Роль государственных и муниципальных закупок в системе национальной экономики. 2
Общие принципы размещения заказов. 2
Модуль 2: Основы государственного и муниципального управления закупками продукции 24
Дидактические единицы: правовое регулирование закупочной деятельности; товар, работа, услуга, одноименность продукции; лоты, заказчики, уполномоченные органы, специализированные организации, комиссии по размещению заказов; способы размещения заказов в РФ; реестры контрактов и недобросовестных поставщиков; информационное обеспечение размещения заказов, контроль за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов; конкурс, аукцион, открытый аукцион в электронной форме, запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика; подготовка и заключение государственного (муниципального) контракта, функции контролирующих органов, процедуры (внесудебного) обжалования.
Нормативная правовая база осуществления государственных закупок В
Процедуры размещения заказов. lO
Государственные и муниципальные контракты. 4
Контроль и рассмотрение споров в системе государственного и муниципального заказов. 2
4. Самостоятельная работа студентов
Семестр- 3, Подготовка к зачету
Текущая оценка знаний осуществляется в соответствии с модульнорейтинговой системой, итоговый контроль — дифференцированный зачет в виде письменного ответа на вопрос и выполнения сквозного теста.
Подготовка к зачету предусматривает 18 ч. самостоятельной работы.
Семестр- 3, Контрольная работа
Контрольная работа предусматривает 20 ч. самостоятельной работы для подготовки к тестированию и реферативному ответу на вопрос в соответствии с полученным вариантом задания.
Семестр- 3, Индивидуальная работа и консультации
Студенты, получившие от преподавателя индивидуальные задания сверх основной программы, выполняют их дома или в библиотеке. Предполагается наличие у студента доступа к сети Интернет. Баллы за выполнение этих заданий включаются в 100 баллов балльно-рейтинговой системы. Предусматривается 4 часа групповых консультаций с преподавателем.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
Семестр- 3, Подготовка к занятиям
Успешное усвоение материала курса предполагает выполнение обучающимся следующих видов самостоятельной работы (часы включены в подготовку к контрольной работе):
1. Проработка содержания нормативно-правовых актов с целью получения новых знаний в предметной области дисциплины (желательно непосредственно перед семинарскими занятиями).
2. Для лучшего освоения материала и подготовки к практическим занятиям студентам рекомендуется самостоятельное изучение источников из списка основной литературы. Достаточно ознакомиться с материалами главы, соответствующей теме лекции по одному из предложенных источников на выбор студента или по рекомендации преподавателя.
3. Источники из списка дополнительной литературы можно использовать как для самостоятельной подготовки с целью лучшего понимания темы, так и для углубленного изучения, в т.ч подготовки рефератов.
5. Активные формы обучения
Проведение 12 из 30 часов семинарских занятий предусматривается в активной форме. Это предполагает следующие виды деятельности:
1) имитационное моделирование деятельности заказчиков и поставщиков — деловая игра организационно-деятельностного типа (4 ч.);
2) решение ситуационных задач из практики закупочной деятельности — имитационные неигровые занятия (4 ч.);
3) совместное обсуждение влияния дискриминации в сфере государственных закупок на развитие национальной экономики — тематическая групповая дискуссия с элементами мозгового штурма (4 ч.).
6. Правила аттестации студентов по учебной дисциплине
Для аттестации студентов по дисциплине используется балльно-рейтинговая система (БРС). Рейтинг студента определяется как сумма баллов за работу в семестре (текущий рейтинг) и баллов, полученных в результате итоговой аттестации (диф. зачет). В табл. 6.1 приведено максимальное количество баллов, которое может набрать студент по видам учебной деятельности в течение семестра и диапазоны баллов, соответствующие минимальному и максимальному количествам баллов. Максимальная сумма баллов за семестр составляет 100 баллов (текущий рейтинг — 80 баллов, итоговая аттестация — 20 баллов).
Правила текущей аттестации
1. В течение семестра оценивается присутствие на занятиях (см. табл. 6.1). В случае пропуска занятий магистрант предоставляет конспект занятий и получает за занятие минимальное количество баллов.
2. За выполнение учебных заданий сверх основной программы дисциплины начисляются дополнительные баллы (см. табл. 6.1). Если с учетом работ, предусмотренных сверх основной программы курса, студент набрал 90 баллов и более итоговая оценка выставляется без проведения итоговой аттестации (зачтено - А).
Правила итоговой аттестации
1. К зачету допускаются студенты, выполнившие все задания, и набравшие не менее 40 баллов по результатам текущего рейтинга.
2. Если по итогам текущей аттестации студент набрал от 20 до 39 баллов, то он может быть допущен к зачету, если выполнит все предусмотренные программой виды работ в семестре и наберет количество баллов, не ниже минимально допустимого.
3. Если по итогам текущей аттестации студент набрал меньше 20 баллов, то в текущем семестре к зачету не допускается.
4. Зачет проводится в письменном виде, предполагается написание ответа на теоретический вопрос (10 баллов) и выполнение тестовых заданий (10 баллов). Максимальное количество - 20 баллов выставляется, если ответ на вопрос дан полностью, и тесты выполнены верно. Количество баллов 5-9 за теоретический вопрос выставляется, если ответ дан с небольшими замечаниями. Минимальное количество баллов 1-4 выставляется, если теоретическое содержание курса освоено частично, в ответе имеются ошибки. Если в результате итоговой аттестации студент набрал менее 10 баллов по совокупности, то прохождение дисциплины считается неудовлетворительным (несмотря на любое количество баллов, набранных по текущей аттестации).
Итоговые баллы по результатам аттестации приведены в табл. 6.2.
Таблица 6.1
Баллы текущей аттестации
№ п/п Вид учебной работы (учебной деятельности) Максимальное количество баллов Диапазоны баллов Срок представления (неделя семестра)
3 семестр:
l Присутствие и участие в работе на практических занятиях (13 ПЗ) 20 10-20 В течение семестра
2 Задания сверх основной программы** 40 20-40 В течение семестра
З Контрольная работа (1 ПЗ) 20 10-20 По графику учебного процесса
Итого по текущему рейтингу 80 40-80
4 Дифференцированный зачет 20 10-20 По графику учебного процесса
Итого за семестр 100 50-100 (зачтено)
Примечания: ** Включается в 100 баллов.
Соответствие набранных баллов и ЕСТЯ в БРС представлено в табл. 6.2.
Таблица 6.2
Баллы итоговой аттестации
Характеристика работы Диапазон баллов, Оценка по ECTS
студента всего
9В 100 A+
отлично 94 97 A
90 9З A-
В6 В9 B+
очень хорошо ВЗ 85 B
В0 82 B-
77 79 C+
хорошо 74 76 C
70 7З C-
66 69 D+
удовлетворительно 6З 65 D
60 62 D-
посредственно 50 59 E
неудовлетворительно с возможностью пересдачи 25 49 FX
неудовлетворительно без возможности пересдачи 0 24 F
Традиционная шкала оценки
экзамен (дифференцированный зачет) зачет
отлично
хорошо зачтено
удовлетворительно
неудовлетворительно не зачтено
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
7. Список рекомендуемой литературы
7.1. Основные нормативно-правовые акты1
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: ст. 435, 437, 447-449, часть 2: ст. 525-534, 763-778.
Бюджетный кодекс Российской Федерации. Ст. 6, 41-42, 65-73.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Ст. 19.5, ч.7; ст.7.29-7.32.
О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федеральный закон РФ № 94-ФЗ от 21.07.2005.
О защите конкуренции: федеральный закон РФ № 135-ФЗ от 26.07.2006. Гл.4., ст.17-18.1.
7.2 Основная литература
Кузнецова И. В. (2010). Общие принципы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд: учеб-метод пособие по программе
«управление государственными и муниципальными заказами» (базовый уровень). Модуль 1. М.: Ин-т управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева ГУ ВШЭ. (Часть 2).
Управление государственными и муниципальными заказами: учебное
пособие / Т. Г. Дорошенко, О. П. Дюнина, А. А. Кокарева, И. А. Смолина. — 2-е изд., перераб. и доп. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. (Гл. 1.)
Экономика бюджетных заказов: учебник / под общ. ред. О. С. Белокрыловой. Ростов-н/Д: Изд-во «Содействие-XXI век», 2011. (Гл. 1-9).
7.3 Дополнительная литература
Афанасьева Н. В. (2009). Государственный заказ как инструмент
макроэкономического регулирования экономики: монография. СПб: Изд-во СЗТУ. (Гл. 2, разд. 3.1).
Балацкий Е. В. (2007). Протекционистская политика на рынке
государственных закупок в России и за рубежом / Е. В. Балацкий, А. Б. Гусев, Н. А. Екимова. М.: Языки славянской культуры. (Гл. 1-2).
Булавко О. А. (2012). Государственные закупки в системе промышленноинвестиционной политики. СПб.: Астерион. (Гл. 1, разд. 2.1).
Воропаева С. В. (2011). Институциональная модернизация рынков
бюджетных заказов: принципы, инструменты, направления / С. В. Воропаева, О. С. Белокрылова. Ростов-н/Д: Изд-во «Содействие-XXI век». (Разд. 1.2-1.3, 2.1, 3.1-3.2).
Глущенко В. М. (2011). Экономическая безопасность в сфере государственных и муниципальных закупок: учебное пособие / В. М. Глущенко, В. Ф. Гапоненко, В. С. Елизаров, Н. Н. Пронькин. М.: Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы. (Гл. 2).
Головщинский К. И. (2011). Основные направления создания и развития комплексной федеральной контрактной системы в Российской Федерации: препринт WP8/2011/02 [Текст] / К. И. Головщинский, А. Т. Шамрин. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. (Гл.1-2).
Госзакупки: новые правила игры: консультации экспертов. — 2-е изд. перераб и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2011. (Гл. 1,4).
Госзакупки: новые правила игры: консультации экспертов. — 3-е изд. перераб и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2012. (Гл. 1-2).
Дудникова В. А. (2008). Формирование и размещение муниципального заказа / В. А. Дудникова, Т. М. Тигунова. Новосибирск, с. 8-37.
Каранатова Л. Г.(2010). Формирование эффективного механизма управления государственными заказами: вопросы теории и практики: монография.
1 Просим обратить внимание на то, чтобы используемые нормативные правовые акты были в последней действующей редакции.
СПб.: Изд-во СЗАГС. (Гл. 1-З).
Кичик К. В. (2012). Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. М.: Юстицинформ. (§§ 1.1, 3.2, 3.3).
Коняев С. (2012). Государственные закупки. Полное руководство. М.: Рид Групп. (Гл. 3-6).
Кудрявцева Т. Ю. (2009). Управление государственными закупками: учебное пособие. СПб.: Изд-во Политех. ун-та. (Разд. 1.2, 2.1-2.З).
Кузнецов К. В. Прокьюремент: тендеры, конкурсы, конкурентные закупки. (http:// www.gosbook.ru/node/21928). (Гл. 1-З).
Мельников В. В. (2012). Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. М.: Омега-Л. (Разд. 4.3).
Мельников В. В. (2008). Институциональная трансформация механизма государственных закупок в постсоветской России: монография. Hовосибирск: Изд-во ^ТУ. (Гл. 1,3).
Парфенова Л. Б. (2009). Государственный рынок: теория и практика функционирования в России / Л. Б. Парфенова, Д. Г. Мальков. Ярославль: ЯрГУ. (Гл. 2, разд. 3.3).
Система госзакупок: на пути к новому качеству: докл. ГУ-ВШЭ / рук. проекта А. А. Яковлев. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.
Смотрицкая И. И. (2009). Экономика государственных закупок. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». (Разд. 1.1, 1.3, гл. 2, разд. 3.1, 4.3, 5.1).
Управление муниципальными закупками: учебное пособие. М.: АИХ, 2009. (Разд. 2,3).
Федорович В. А. (2002). США: Федеральная контрактная система и экономика: Механизм регулирования / В. А. Федорович, А. П. Патрон, В. П. Заварухин. М.: ^ука. (Гл. 4-5, 8).
Храмкин А. А. (2011). Противодействие коррупции в госзакупках / А. А. Храмкин. М.: ИД «Юриспруденция». (Гл.1).
7.4. Ресурсы Интернет
Рекомендуемые ресурсы Интернет
1. Официальный сайт РФ для размещения информации о размещении заказов. (http://zakupki.gov .ru).
2. Министерство экономического развития РФ. Федеральная контрактная система. (http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/system/index).
3. Реестр государственных контрактов, заключенных по результатам размещения заказов. (http://reestrgk.roskazna.ru).
4. Единый реестр государственных и муниципальных контрактов. (http:// zakupki.gov.ru/pgz/public/action/contracts/search/simple/run).
5. Реестр недобросовестных поставщиков. (http://rnp.fas.gov.ru).
6. Единая электронная торговая площадка. (http://etp.roseltorg.ru).
7. Электронная торговая площадка «Сбербанк-АСТ». (http://www.sberbank-ast.ru).
8. Электронная торговая площадка «RTS-tender». (http://www.rts-tender.ru).
9. Электронная торговая площадка «Госзакупки»: ЭТП ММВБ. (http://www.etp-micex.ru).
10. Электронная торговая площадка ZAKAZRF. (http://etp.zakazrf.ru).
11. ФАС (контроль госзаказа). (http://www.fas.gov.ru/spheres/order.html).
12. Сведения о получении и рассмотрении жалоб (ФАС, Рособоронзаказ). (http:// zhaloby-gz.fas.gov.ru).
13. Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (РОСОБОРОHПОСTАВКА). (http:// www.rosoboronpostavka.ru).
14. Федеральная служба по оборонному заказу (РОСОБОРОH3АКА3). (http://
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
www.fsoz.gov .т).
15. «Госзаказ. Здравоохранение». Специализированный информационно-
аналитический портал. (http://www.goszakazmz.com).
8. Контролирующие материалы для аттестации студентов по дисциплине:
Вопросы к зачету
1. Модель принципала-агента применительно к сфере закупок продукции для государственных и муниципальных нужд.
2. Эволюция системы государственных закупок в постсоветской России.
3. Международные принципы государственных закупок.
4. Дискриминация на рынках государственных закупок стран мира: приоритет политики или экономики.
5. Национальный режим и предоставление преференций в российском законодательстве о размещении заказов.
6. Предотвращение коррупции в сфере размещения заказов.
7. Информационное обеспечение закупок для государственных (муниципальных) нужд.
8. Нормативная правовая база размещения государственных заказов в России.
9. Структура Федерального закона № 94-ФЗ.
10. Особенности обеспечения заявок и контрактов в российской практике размещения заказов.
11. Вопросы планирования закупочной деятельности. План-графики размещения заказов.
12. Критерии выбора способа закупки продукции заказчиком.
13. Субъекты закупочных процедур: участники размещения заказов, заказчики, уполномоченные органы, специализированные организации, комиссии по размещению заказов, органы, уполномоченные на осуществление контроля.
14. Реестр недобросовестных поставщиков и реестр контрактов: назначение и принципы функционирования.
15. Проблемы обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
16. Организация и проведение открытого конкурса.
17. Подача и рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе.
18. Порядок оценки заявок на участие в конкурсе.
19. Правила проведения открытого аукциона в электронной форме.
20. Подача заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
21. Технология проведения «молоточного» аукциона.
22. Назначение и особенности проведения закрытых торгов.
23. Процедуры запроса котировок.
24. Особенности закупки у единственного поставщика.
25. Преференции различным категориям поставщиков в России.
26. Особенности заключения государственных и муниципальных контрактов.
27. Заключение государственного (муниципального) контракта в электронной форме. Протоколы разногласий.
28. Рассмотрение споров в системе государственного и муниципального заказов.
29. Полномочия и функции контролирующих органов.
30. Подходы к оценке эффективности закупочной деятельности.