Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ'

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТОРЫ ДОСТОЙНОГО ТРУДА / ДОХОДЫ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / INDICATORS OF DECENT WORK / INCOMES OF THE RURAL POPULATION / WAGES / STATE PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE / THE MECHANISM OF STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL PRODUCERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прока Н. И.

В статье рассматриваются основные условия формирования и развития человеческого капитала в сельской местности. В этой связи проводится сравнительный анализ динамики уровня доходов сельского населения и среднемесячной заработной платы работников аграрного сектора экономики в рамках реализации национальной цели обеспечения достойного и эффективного труда. Дана оценка Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с точки зрения ее целевой направленности и предложены рекомендации по усилению ее социально-экономических индикаторов, достижение которых обеспечат реальный рост доходов сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY

The article discusses the main conditions for the formation and development of human capital in rural areas. In this regard, a comparative analysis of the dynamics of rural incomes and monthly wages of workers of agrarian sector of economy in the framework of national goal of decent and productive work. The State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food is evaluated from the point of view of its target orientation, and recommendations are made to strengthen its socio-economic indicators, the achievement of which will ensure a real increase in the income of the rural population.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ»

«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛА»

УДК 631.158:331.101:331

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Н.И. Прока, доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВО Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина

E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются основные условия формирования и развития человеческого капитала в сельской местности. В этой связи проводится сравнительный анализ динамики уровня доходов сельского населения и среднемесячной заработной платы работников аграрного сектора экономики в рамках реализации национальной цели обеспечения достойного и эффективного труда. Дана оценка Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с точки зрения ее целевой направленности и предложены рекомендации по усилению ее социально-экономических индикаторов, достижение которых обеспечат реальный рост доходов сельского населения.

Ключевые слова : индикаторы достойного труда, доходы сельского населения, заработная плата, Государственная программа развития сельского хозяйства, механизм государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

STIMULATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE

AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY

N.I. Proka, Doctor of Economics, Professor Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin

Annotation: The article discusses the main conditions for the formation and development of human capital in rural areas. In this regard, a comparative analysis of the dynamics of rural incomes and monthly wages of workers of agrarian sector of economy in the framework of national goal of decent and productive work. The State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food is evaluated from the point of view of its target orientation, and recommendations are made to strengthen its socio -economic indicators, the achievement of which will ensure a real increase in the income of the rural population.

Key words: indicators of decent work, incomes of the rural population, wages, the State program for the development of agriculture, the mechanism of state support for agricultural producers.

Введение.

Одним из основных показателей реализации национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», в рамках утвержденных национальных целей развития России до 2030 года, является обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения. Именно уровень доходов населения и достойный труд обеспечат достижение и других индикаторов, таких как: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни, эффективный труд и успешное предпринимательство [1]. Немаловажную роль в их реализации должна играть и аграрная экономическая наука.

В каждой отрасли экономики проявляются свои особенности в значимости и достижении данных целевых индикаторов её развития. В равной степени это относиться и к аграрному сектору экономики, поскольку именно повышение уровня доходов сельского населения является важнейшим условием и мотивирующим фактором социально-экономического развития сельских территорий, формирования стабильного и высокопрофессионального отраслевого кадрового потенциала.

Повышение доходов работников аграрного сектора и в целом сельского населения - это давно назревшая социально-экономическая проблема. Её решение в современных условиях - это сложный, противоречивый и достаточно длительный процесс, требующего системного подхода. В данной статье попытаемся рассмотреть основные возможные направления.

Результаты исследования.

В определенной степени реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия способствовало росту доходов [2].

Таблица 1 - Основные социально -экономические показатели реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Годы 2019 г.

Показатели 2015 2016 2017 2018 2019 в % к 2015 г.

Располагаемые ресурсы в среднем на

члена домашнего хозяйства в месяц, руб.:

все домашние хозяйства 23085 24210 24926 26918 28995 125,6

домашние хозяйства в сельской 16640 16971 18309 19188 20356 122,3

местности

Среднедушевые денежные доходы 30467 30675 31745 33010 35249 115,7

населения РФ, руб. в месяц

Соотношение уровня располагаемых

ресурсов домашних хозяйств в сельской

местности, %:

ко всем домашним хозяйствам 72,1 70,1 73,4 71,3 70,2 -1,9п.п.

к среднедушевым денежным доходам 54,6 55,3 57,7 58,1 57,7 +3,1п.п.

населения

Среднемесячная начисленная заработная

плата работников сельского хозяйства,

ру&:

РФ (сельское, лесное хозяйство, охота, 21626 24106 25671 28699 31728 146,7

рыболовство и рыбоводство)

Орловская область 19720 22274 24373 27811 30548 154,9

(сельскохозяйственные организации)

Среднемесячная номинальная

начисленная заработная плата работников организаций РФ, руб.:

РФ 34030 36709 39167 43724 47867 140,7

Орловская область 21772 23126 24811 27476 29683 136,3

Соотношение уровня среднемесячной начисленной заработной платы

работников сельского хозяйства к

среднемесячной номинальной

начисленной заработной платы

работников всех организаций, %:

РФ 63,5 65,7 67,1 66,5 66,3 +2,8п.п.

Орловская область 90,6 96,3 98,2 101,2 102,9 +12,3п.п.

Источник: рассчитано по данным [2 -5] и на основе сводных годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Орловской области за 2015 -2019 гг.

Так, в частности, за 2015 -2019 гг. располагаемые ресурсы в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц в сельской местности увеличились на 22,3%, в то время как в среднем по всем домашним хозяйствам на 25,6% (таблица 1). По этой причине и снижается соотношение уровня располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности ко всем домашним хозяйствам. Одновременно наблюдается несущественное увеличение этого соотношения к среднедушевым денежным доходам населения.

Однако при этом, количественное и качественное кадровое обеспечение отрасли как на данный период, так и на перспективу во многом зависит не только от социально-экономического развития сельской местности, в том числе от современной инфраструктуры, но и от той доли дохода, которая получена от трудовой деятельности - трудового вклада. Именно оценка труда во многом формирует престижность отрасли, поскольку оплата труда наемных работников занимает в структуре денежных доходов населения по источникам посту пления около 60%.

За исследуемый период среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства росла более высокими темпами, чем в среднем по стране - соответственно 46,7% и 40,7%. Аналогично эта тенденция сложилась и в Орловской области 54,9% и 36,6%. При этом, однако, соотношение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства к среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников всех организаций РФ составляет всего 66,3%, а в Орловской области 102,9%.

В то же время, отметим, что в отраслевом соглашение по АПК РФ на 2018 -2020 гг. установлено, что «стороны Соглашения считают главной целью политики в области оплаты труда в организациях - повышение реальных доходов работников за счет роста эффективности и объемов производства и доведение уровня номинальной заработной платы в сельском хозяйстве до 90 процентов от уровня средней заработной платы по стране» [6].

Кстати, там же определено что «работодатели ориентируются на установление доли тарифной ставки/должностного оклада в заработной плате на уровне не менее 70 %» [6].

Если проанализировать этот индикатор в сельскохозяйственных организациях Орловской области, то в структуре фонда заработной платы за 1998 -2019 гг. доля оплата по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам снизилась с 74,9% до 64,1%. Как показывают расчеты этот показатель совсем не влияет на уровень заработной платы работников аграрного сектора.

Таблица 2 - Структура фонда заработной платы в сельскохозяйственных организациях Орловской области за 1998-2019 гг.

Показатели Годы

1998 2000 2010 2015 2016 2017 2018 2019

Структура фонда заработной платы, %: 100 100 100 100 100 100 100 100

оплата по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам 74,9 72,6 71,6 71,4 71,1 68,2 66,5 64,1

премии за счет всех источников, включая вознаграждения по итогам работы за год 6,7 9,5 12,3 17,8 18,2 19,2 21,4 23,1

районные коэффициенты и процентные надбавки (за выслугу лет, стаж работы) 7,0 5,3 1,6 1,0 1,2 1,1 1,0 1,0

Источник: рассчитано автором на основе сводных годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Орловской области за 1998 -2019гг

В то же время не следует забывать, что и средние доходы, как и среднемесячная заработная плата рассчитана не по категориям работников, а в среднем по всему персоналу субъектов хозяйствования. Как известно, этот важнейший социально-экономический показатель далеко не объективно отражает уровень дохода от трудовой деятельности работников аграрного сектора экономики. Плюс к этому многие жители сельской местности заняты только на сезонный период - соответственно у них только сезонный доход от трудового вклада.

За этот период пока не особенно радуют и достигнутые индикаторы достойного труда (таблица 3).

Таблица 3 - Индикаторы достойного труда в Российской Федерации

Показатели Годы

2001 2002 2016 2017 2018 2019

Доля занятых с низким уровнем заработной платы, %:

всего - - - 26,4 - 24,7

в том числе: мужчины - - - 20,0 - 19,0

женщины - - - 31,9 - 29,8

Гендерный разрыв в заработной плате, % 36,8 33,5 - 25,3 - 24,8

Доля населения, получающего пенсии, % 18,3 18,4 22,7 23,0 23,4 23,3

Государственные расходы на социальную политику (в % к ВВП) 2,5 5,8 12,7 13,1 11,9 11,8

Неравенство в распределении доходов: Р90/Р10 13,9 14,0 15,5 15,2 15,5 15,4

Занятость по отраслям экономической деятельности, %:

доля занятых в сельском хозяйстве 12,0 11,3 6,7 5,9 5,9 5,8

доля занятых в промышленности 29,4 29,5 27,0 27,0 26,8 26,8

доля занятых в сфере услуг 58,5 59,1 66,3 67,1 67,3 67,4

Доля заработной платы в ВВП, % 43,0 46,8 48,2 47,8 46,0 46,7

Источник: [7].

Так, к примеру, за 2001-2019 гг. наблюдаются:

- стабильные тенденции, с одной стороны, снижения доли, занятых в сельском хозяйстве - до 5,8% от общей численности занятого населения в возрасте 15 лет и старше, а, с другой, повышение доли населения, получающего пенсии;

- медленные темпы снижения доли, занятых с низким уровнем заработной платы, тендерного разрыва в заработной плате, неравенства в распределении доходов.

Заключение.

Несмотря на сложившиеся определенные тенденции роста уровня доходов, в том числе среднемесячной заработной платы работников аграрного сектора экономики, нельзя при этом не отметить и тот факт, что среди определенных целей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на II этапе ее реализации (2018 - 2025 гг.) эти показатели отсутствуют [7]. Такое отношение к программным документам вряд ли положительно повлияет на

социально -экономическое развитие сельских территорий и формирование кадрового потенциала села, в том числе и на перспективу.

В этой связи в рамках реализации Государственной программы предлагаем:

1. Установить в качестве ее отдельных целей:

- Достижение достойного уровня заработной платы работников АПК.

- Формирование высокопроизводительного отраслевого кадрового потенциала.

2. Совершенствовать механизм государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей:

- Установить, при распределении средств государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, обязательный дифференцированный критерий участия в модернизации инфраструктуры аграрных вузов, обеспечивающих подготовку современных специалистов для аграрного сектора эко номики, включающие:

• Количество работников или доля от общей численности персонала, получивших дополнительную квалификацию (новых компетенций) в рамках освоения ими основных профессиональных образовательных программ;

• Количество студентов и профессорско -преподавательских сотрудников, проходивших производственную практику или стажировку на производстве;

• Объем средств, вложенных в модернизацию инфраструктуры аграрных вузов в том числе закупках современного производственного оборудования и расходных материалов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Учитывать «рост занятости и доходов сельского населения» среди основных факторов и условий распределения бюджетной поддержки в сельском хозяйстве (считаем весьма рациональным предложение профессора Р. Адукова) [9].

3. Разработать отраслевую политику оплаты труда. Формирование и оценка реализации научно-обоснованной отраслевой политики оплаты труда усилит ее значимость и соответственно необходимость ее разработки на уровне субъекта хозяйствования.

4. Ввести обязательные условие оценки всех концепций, стратегий, проектов, программ и подпрограмм развития аграрного сектора на любом уровне на основе расчетов социально -экономических показателей и обоснованных параметров, отражающих политику оплаты труда работников, занятых их реализацией [10].

Практическая реализация предложенных нами рекомендаций несомненно будет способствовать развитию человеческого капитала и соответственно кадровому обеспечению аграрного сектора экономики и в целом социально -экономическому развитию сельских территорий.

Литература

1. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Указ Президента России от 21 июля 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728

2. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 201 9 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mcx.gov.ru/activity/state -support/programs/program-2013-2020/

3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://orel.gks.ru

4. Уровень жизни. Доходы, расходы и сбережения населения. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/13397?print=1

5. Уровень и структура располагаемых ресурсов домашних хозяйств различных социально -экономических групп [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/doh07_01.xlsx

6. Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2018 -2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/agreements/1284.

7. Индикаторы достойного труда. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/labor_market_employment_salaries

8. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (с изменениями на 16 июля 2020 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902361843

9. Адуков Р. Необходимость стимулирования гармоничного развития отраслей сельского хозяйства / Р. Адуков, А. Адукова // Экономика сельского хозяйства России. 2020. .№1. С. 18-22.

10. Прока Н.И. Оценка основных положений политики оплаты труда в аграрном секторе экономики [Текст] / Н.И. Прока / Экономика сельского хозяйства России. 2018. .№ 8. С. 46 - 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.