УДК 001.895
Г.А. Сакаро
бакалавр,
кафедра экономики и стратегического менеджмента, ФГАОУВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИИ
Аннотация. В работе рассмотрены прямые методы влияния государства на инновационный процесс. Проанализированы достоинства и недостатки каждого из инструментов стимулирования инновационной деятельности, представлен опыт зарубежных стран по этим вопросам.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, финансирование, государство.
G.A. Sakaro, Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics
STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY IS IN RUSSIA
Abstract. The direct methods of influence of the state are in-process considered on an innovative process. Dignities and lacks of each are analysed of instruments of stimulation of innovative activity, experience of foreign countries is presented on these questions.
Keywords: innovations, innovative activity, financing, state.
В настоящее время во всех странах много внимания уделяется инновационной и научно-технической деятельности. Их развитие позволит государству укрепить свое положение на мировом рынке и занять лидирующие позиции среди стран по инновациям за счет различных инструментов стимулирования инновационной деятельности предприятия.
Главными участниками инновационного процесса являются предприятия и государство. При этом предприятие выступает как создатель, творец инновационного продукта или услуги, а государство тем временем осуществляет поддержку предприятию, в основном финансовую.
Государственная поддержка имеет прямые (вложение бюджетных средств) и косвенные методы стимулирования. Под прямыми методами понимают различные виды финансирования инновационных проектов, а под косвенными - налоговые и таможенные льготы.
Все вышеперечисленные методы имеют место быть в современной России, с той или иной долей развития или эффективностью применения. В данной работе будут рассмотрены прямые методы стимулирования инновационной деятельности предприятий.
Среди прямых методов стимулирования стоит выделить бюджетное и внебюджетное финансирование инновационной деятельности предприятий. К бюджетному финансированию относят субсидии, гранты, а к внебюджетному банковские кредиты, собственные средства, специализированные и благотворительные фонды и т.д. Для России характерно, что затраты на исследования и разработки сформированные за счет
бюджетных средств на 2013 год составляли 65,8%, а внебюджетных - 34,2%. Аналогичная ситуация наблюдается в Бразилии и Индии.
В других странах наблюдается другое распределение средств на этот же вид работ, так в США 30,8% бюджетных и 69,2% внебюджетных средств, в Японии 16,8% и 83,2%, в Германии 29,8% и 70,2% [1]. Но, тем не менее, несмотря на такое распределение средств, очень сложно оценить роль государства в финансировании инновационных процессов, так как все зависит от бюджета и политики государства.
Субсидия, как инструмент стимулирования инновационной деятельности, представляет собой сумму бюджетных средств, которая предоставляется юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе с целью возмещения затрат предприятия полученных в результате деятельности в научно-инновационной сфере [2].
Субсидии предоставляются субъектам инновационной деятельности на условиях, что они будут рассматриваться как часть денежных средств на погашение кредита кредитным организациям или как возмещение части расходов на приобретение основных средств для производства инновационной продукции. В Российской Федерации законодательно устанавливаются критерии отбора субъектов инновационной деятельности, а также условия и порядок предоставления субсидий.
К достоинствам субсидий, как инструменту стимулирования инновационной деятельности, относят возможность отбора проектов и поощрение социально-значимых проектов или проектов с положительным внешним эффектом. Недостатками же можно назвать сложность отбора инновационных проектов и наличие рисков незаконного присвоения субсидий [3].
Одним из приоритетных направлений стимулирования инновационной деятельности в настоящий момент является выдача грантов предприятиям на конкурсной основе по приоритетным направлениям их деятельности в сфере инноваций. Под грантами подразумеваются денежные средства, предоставляемые безвозмездно и безвозвратно как юридическим, так и физическим лицам на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями [2]. Выделяют несколько типов грантов: 1) гранты государственных и негосударственных фондов, которые созданы для поддержки фундаментальных научно-исследовательских работ. Достоинство таких грантов заключаются в их больших размерах, однако для получения гранта необходимо иметь научно-технический задел; 2) гранты от юридических организаций, венчурных компаний и др. предназначены для реализации конкретного научно-исследовательского проекта, существенным недостатком этого гранта можно считать возможность разделение интеллектуальных прав и материальных доходов с грантодателем. Использование грантов должно подтверждаться годовым отчетом, в котором должны присутствовать научный отчет, финансовый отчет, уточненная смета, копии работ опубликованных при поддержке грантов и т. д.
Конкурсы на выдачу грантов осуществляют фонды, которые позволяют упорядочить средства бюджета и привлечь дополнительные источники финансирования.
Цель грантообразующих фондов - развитие исследовательских работ и поддержка фирм занятых в инновационной сфере. Фонды проводят конкурсы и по их результатам предоставляют помощь юридическим и физическим лицам в виде субсидий и грантов на безвозмездной и возмездной основе. В России в настоящий момент работают около 109 грантообразующих фондов, самые крупные из которых «Российский фонд фундаментальных исследований», «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», «Фонд Сколково».
Также на территории Российской Федерации функционируют международные и иностранные учреждения и некоммерческие организации, которые предоставляют гранты для поддержания российской науки, которые освобождаются от подоходного налога физических лиц. К ним относятся «Европейское физическое общество», «Фонд Форда» (США), «Корейский фонд науки и техники» и т.д.
В России совокупный объем грантов, выделяемых в 2013 году на исследования и разработки, составил 99,1 млрд руб., из которых 63,1% выделяются предпринимательскому сектору. При этом больше половины этих средств расходуются впустую. По словам президента Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий Усковой О.А., «эти деньги, как правило, тратятся на уже существующие проекты, которые реализуются и исполняются в рамках других параллельных научно-инновационных программ и бюджетов. Выделение гранта в этом случае никак не влияет на скорость и глубину проводимых научных исследований, и фактически идет на выплату премиальных членам исследовательской группы» [3].
В ряде зарубежных стран также созданы национальные агентства, которые финансируют научные исследования и инновации, например, во Франции функционирует Национальное агентство научного исследования, Агентство промышленной инновации, Национальное агентство по инновациям; в США - Инвестиционный фонд министерства энергетики США и т.д.
Что же касается внебюджетного финансирования, то к нему относят инновационные кредиты и инновационный лизинг.
Кредитование инновационных проектов в России не имеет большой популярности среди банков, т.к. они, в основном, кредитуют высокорентабельные и быстрооку-пающиеся проекты и нехотя взаимодействуют с технологическими компаниями, у которых высокие риски кредитования, длительные сроки окупаемости и отсутствие дохода или его низкий уровень на начальных этапах работы проекта. В связи с этим большинство банков отказываются финансировать такие компании без государственной поддержки.
В современной практике России участие государства в кредитовании сводится к субсидированию с целью предоставления государственных гарантий по обязательствам предприятия. Правительство РФ предоставляет бюджетные субсидии для уплаты процентов по кредитам субъектам инновационной деятельности денежно - кредитным организациям. Также государственная финансовая поддержка осуществляется в виде беспроцентного кредитования или кредитования по льготным процентным ставкам. Так,
например, ставка по кредиту для юридических лиц колеблется 20-22%, а для инновационных компаний составляет в среднем 7,5% годовых.
Государство может выдавать госгарантии по кредитам либо облигационным займам, привлекаемых на осуществление инновационной деятельности, банкам с целью обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита по результатам отбора на основании постановления Правительства Российской Федерации № 1016 от 14 декабря 2010 г. и № 1017 от 14 декабря 2010 г.
С целью стимулирования инновационной деятельности, модернизации, развития предприятий и поддержки малого и среднего бизнеса была создана государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». На данный момент Внешэкономбанк участвует в реализации 66 инновационных проектов, в следующих отраслях промышленности: оборонно-промышленный комплекс, авиастроение, медицинская техника и фармацевтика, ракетно-космический комплекс, электронная промышленность, двигателестроение. Сейчас доля инновационных проектов в общем кредитном портфеле банка составляет 34,5%.
По состоянию на сентябрь 2015 года Внешэкономбанк принял решение о финансировании 47 инновационных проектов общей стоимостью порядка 1,3 трлн руб., размер участия ВЭБа - более 605,2 млрд руб. [4].
Инновационный лизинг, как инструмент финансирования инновационного развития, в России пока еще новое явление. Однако стоит заметить, что получить его легче, чем банковский кредит, так как вместо кредитной истории нужно предоставить только прогнозируемые финансовые потоки, что для большинства компаний представляется единственной возможностью для привлечения средств. Малым, средним и предприятиям с инновационным типом развития государство предоставляет субсидии из федерального бюджета на покрытие процентов по лизинговому договору и уплату первого взноса по договорам лизинга оборудования.
В сфере инновационного развития лизинг находит широкое применение в ряде зарубежных стран. Так по данным на 2014 год в США доля лизинга в общем объеме инвестиций составляет 27%, в Великобритании - 20,2%. В России данный показатель значительно ниже и находится на уровне 4,5% в общем объеме инвестиций, что лишний раз подтверждает непопулярность использования данного вида финансирования инноваций.
Еще одним слаборазвитым инструментом стимулирования в нашей стране является венчурное финансирование, под которым понимают инвестирование денежных средств в инновационные и высокорискованные проекты с целью получения максимальной прибыли. Инвесторы осуществляют свою поддержку компании либо через вложение денежных средств в акционерный капитал открытых или закрытых обществ в обмен на долю в нем, либо через предоставление инвестиционного кредита сроком от 3-7 лет. Чаще всего используют комбинированный метод, когда часть средств инвестируют в акционерный капитал, а другую предоставляют как кредит на беспроцентной основе либо с процентной ставкой на 2-4% выше средней лондонской межбанковской
ставки предложения. Чтобы снизить риск инвесторы часто сами участвуют в управлении предприятием, входя в Совет директоров.
Венчурное финансирование в отличии от банковского кредита имеет ряд преимуществ, во-первых, его можно получить без гарантий и залогов, если успех проекта достаточно велик, во-вторых, участие инвесторов в развитии компании, в-третьих, дает возможность частным предприятиям развить свои смелые идеи и проекты и, наконец, дает возможность получить большую прибыль от результатов деятельности и создать новый рынок.
Как правило, венчурное финансирование осуществляется через венчурные фонды, в России их общее количество приближается к 80, а самыми крупными из них являются «РосНано», «Фонд ВТБ» и Российская венчурная компания».
По данным на 2014 год 32% венчурных фондов отдали свои предпочтения сектору интернет и информационно-телекоммуникационных технологий, а объем венчурного рынка по данным 2012 года составил 1,2 млрд долл., при 267 заключенных сделках, при таких показателях Россия занимала 5 место в мире после США, Китая, Великобритании и Индии.
Государственные заказы играют не маловажную роль для развития инновационных предприятий, так как формируют первоначальный спрос на их продукцию. Так в рамках государственной политики в области инноваций была разработана федерально-контрактная система (ФКС) и государственно-частное партнерство. Благодаря ФКС государство не только развивает инновации в отрасли через государственный заказ, но и финансирует научные разработки, выступает как заказчик, устанавливает стандарты и нормативы для безопасной работы инновационный продукции и стимулирует спрос со стороны других участников рынка. Государственно-частное партнерство представляет собой участие государства и бизнеса во всех сферах деятельности страны и предполагает совместное финансирование научных разработок. В России государственный заказ является самым эффективным инструментом стимулирования инноваций, т. к. 70% всех товаров приобретается государством и государственными компаниями, а 5% всей продукции, закупаемой субъектами РФ, входят в перечень инновационных товаров.
Российская Федерация предпринимает активные меры по стимулированию инновационной деятельности, но в среднем по отраслям продукции пока лишь 10% предприятий заняты в инновационном секторе. Эти показатели значительно ниже чем в ряде других стран, в связи с этим, встает необходимость изучения опыта зарубежных стран и развитие собственных инструментов стимулирования инновационной деятельности. Но, тем не менее, стоит иметь в виду, что в мире не существует идеальной модели стимулирования и прежде всего стране нужно обращать внимания на свои экономические возможности по осуществлению тех или иных мероприятий.
Список литературы:
1. Индикаторы инновационной деятельности, 2015: статистический сборник / Н.В. Городникова [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 320 с.
2. Литвинова А.В., Парфенова М.В. Развитие методов и инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности в России // Государственный советник. - 2013. - № 3. - С. 46-57.
3. Ускова О. А. Более половины государственных грантов расходуются впустую [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.polit.ru/news/2011/10/13/ ]ашр_КЛГО!Т/ (дата обращения: 17.01.2016).
4. Банк развития. Инновационная деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.veb.ru/strategy/innovation/ (дата обращения: 17.01.2016).