В реальном прогнозировании наибольшую практическую ценность приобретают одномерные прогнозы недетерминированных показателей с заданной надежностью. Авторами были рассчитаны четыре вида моделей трендов для каждого показателя: прямолинейный, экспоненциальный, логарифмический и полиномиальный. Например, тренды, лучше других отражающие тенденцию изменения урожайности сельскохозяйственных культур в Адыгее на 2005 и 2010 гг. представлены в таблице.
Из данных таблицы видно, что динамику изменения урожайности в республике на перспективу (2005 и 2010 гг.) озимых, пшеницы и ячменя, кукурузы на зерно, риса, сои, подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля, овощей, плодов, ягод, кукурузы, однолетних трав на силос, многолетних трав на силос и на сено, кормовых корнеплодов, конопли лучше отражают линейные модели трендов, а винограда - параболический, однолетних трав на сено - экспоненциальная модель тренда.
Модели трендов для прогнозирования урожайности сельскохозяйственных культур по Республике Адыгея на перспективу [5]
Культура Модель тренда на 2005 г. Модель тренда на 2010 г.
Пшеница озимая у=0,1614х+33,5152 у=0,1599х+33,5258
Ячмень озимый у=0,1682х+33,2476 у=0,1674х+3 3,2526
Кукуруза на зерно у=0,1486х+22,23 81 у=0,149х+22,2353
Рис у=0,1529х+25,6905 у=0,1516х+25,6984
Соя у=0,1354х+9,2838 у=0,1356х+9,2816
Подсолнечник у=0,1461х+12,5048 у=0,1453х+12,5089
Сахарная свекла у=0,985х+115,22 у=0,9853х+115,219
Картофель у=0,474бх+53,4095 у=0,475х+53,4079
Овощи у=0,3454х+55,2705 у=0,345х+55,2721
Плоды у=0,2654х+11,9505 у=0,2662х+11,9453
Ягоды у=0,2493х+29,2257 у=0,2497х+29,2232
Виноград у= -4,44Е-4х2+0,015х+0,0803 у = -3,99Е-4х2+0,014х+0,082
Кукуруза на силос у=0,509бх+132,056 у=0,5078х+132,068
Однолетние травы на силос у=0,4932х+114,748 у=0,4919х+114,755
Однолетние травы на сено у=0,2243х+26,4124 у=0,2286х+26,3842
Многолетние травы на силос у=0,7525х+158,14 у=0,7522х+158,142
Многолетние травы на сено у=0,4986х+25,9781 у=0,4999х+25,9716
Корнеплоды у=0,4679х+88,9571 у=0,4668х+88,9632
Конопля у=0,3396х+25,6229 у=0,3397х+25,6232
Литература
1. Статистическое моделирование и прогнозирование / Под ред. А.Г. Гранберга. М., 1990.
2. Пастернак П.П. Системное моделирование в прогнозировании развития сельскохозяйственного производства. СПб., 1999.
3. Справочник по прикладной статистике: В 2 т.: Пер. с англ. / Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, Ю.Н. Тюрина. М., 1989.
Майкопский государственный технологический институт
4. Матрусов НД. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М., 1995.
5. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Республики Адыгея на 2001 год и параметры социально-экономического развития Республики Адыгея до 2003 года. Майкоп, 2000.
6 ноября 2002 г.
О 2003 г. Б.Я. Гершкович
СТИМУЛИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РФ
Стимулирование и мотивация являются центральными в системе экономических методов управления социально экономическим развитием на всех уровнях общественной структуры'рыночного хозяйства. Это объясняется их местом в удовлетворении потребностей субъектов в рамках исторически определенных экономических отношений. Будучи объективными,
экономические интересы' реализуются посредством стимулирования и мотивации, которые служат согласованию их различных типов, форм и разновидностей путем разрешения присущих им противоречий [1].
Согласование интересов составляет один из важнейших элементов экономической политики. Исследователи подчеркивают при этом, что «всякая поли-
тика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс экономических интересов» [2].
В сложных условиях рыночной трансформации, сопровождавшейся в РФ глубочайшим экономическим спадом 90-х гг. XX в., разработка вопросов взаимосвязи экономических интересов и проводимой в обществе экономической политики имеет особенно важное значение поскольку, с одной стороны, в ходе этого происходит поиск границ сочетания рыночного саморегулирования экономики с государственным, а с другой - она служит формированию одного из важнейших аспектов государственной политики.
Но прежде чем судить о роли экономических интересов и их реализации в экономической политике, важно прояснить некоторые связанные с ними теоретические вопросы, такие как природа экономических - интересов, границы их функционирования в воспроизводственном процессе, соотношение интересов со стимулированием и мотивацией, и др. Каждый из них различным образом трактуется в экономической литературе. Что касается нашей позиции, то она в соответствии с их пониманием научной школой исследователей проблемы экономических интересов, сложившейся в Пятигорском государственном лингвистическом университете, состоит в том, что экономические интересы общества объективны, их материальную основу составляют потребности, а социальную - экономические отношения. Они носят всеобщий характер, образуют систему, в которую входят их типы (общие и частные интересы), формы, существующие в рамках каждого из данных типов, а также разновидности этих форм.
В рамках такой системы и подсистем существуют противоречия объективного и'субъективного характера,'а разрешение противоречий экономических интересов в условиях рыночных отношений происходит при использовании компромисса, который в каждом из случаев служит согласованию интересов, происходящему посредством осуществления соответствующей экономической политики. Экономическая политика тем действеннее, чем в большей степени отражает принцип согласования интересов, осознаваемых субъектами экономических отношений.
Осознанные экономические интересы собственников факторов и результатов производства принимают форму мотивов и стимулов. В первом случае как результат осознания интересов собственниками вещественных условий и результатов производства, а во втором - собственниками труда.
Что касается экономической политики, рассматриваемой здесь как поле и средство реализации и согласования экономических интересов, то хотелось бы подчеркнуть, что в отличие от административно-командной системы, когда ее главным вектором было поддержание иерархически субординированной системы интересов по схеме общество — коллектив — личность, в условиях рыночных отношений в данном качестве выступает сбалансированность интересов на основе их компромисса. Это не означает отсутствия приоритетности интересов, проистекающих из общих
потребностей, например в обеспечении безопасности. Однако в условиях рыночной экономики эти приоритеты обусловлены не иерархической субординацией, а экономической и политической необходимостью и реализуются преимущественно посредством экономических методов.
В этой связи нельзя в полной мере согласиться со следующим определением экономической политики: «Экономическая политика - проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придание определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны» [3].
Здесь вызывает возражение то, что экономическая политика осуществляется не только на уровне государства в целом, но и регионов, муниципалитетов, общественных и иных организаций, а также хозяйствующих субъектов. Кроме того, в рыночных условиях в такой политике, осуществляемой на любом из перечисленных уровней, должны сочетаться государственное регулирование и учет рыночного саморегулирования. В приведенной цитате также интересы выступают не как определяющий фактор экономической политики, а в качестве ее целевой функции. Подобный подход сразу же сужает представление об экономической политике, оставляя за ее рамками сами экономические интересы и такие способы их реализации, как мотивация и стимулирование. Тем самым экономическая политика лишается тех рычагов, которые обеспечивают использование экономических методов ее осуществления.
Между тем если вести речь об экономической политике во всех ее аспектах (функциональном, территориальном, временном и т.д.), то окажется, что в каждом из них она связана с экономическими интересами, стимулированием и мотивацией независимо от того, использует ли она экономические или административные методы, поскольку реализация экономических интересов предполагает многообразные формы поощрения и ответственности (экономические и административные). Так, если обратиться к управлению как выражению экономической политики в широком смысле этого слова, осуществляемому на любом, из уровней общественной структуры, то оно во всех случаях связано с интересами, мотивацией и стимулированием, о чем свидетельствуют многочисленные факты экономической истории нашей и других стран. Это относится не только к экономической политике в целом, но и к каждому из ее направлений. Например, развитие малого предпринимательства предполагает экономическую политику, ориентированную на поощрение этого вида бизнеса путем создания условий, стимулирующих его развитие; реализация политики экологически устойчивого развития опирается на поощрение ресурсосберегающих технологий, экологически чистых видов продукции и ответственность за загрязнение окружающей среды; инновационная политика реализуема лишь в условиях адекватного финансового и технического обеспечения
учреждений науки, а также достойного вознаграждения их работников, заинтересованности практиков в использовании достижений науки.
Учитывая место, которое занимают экономические интересы и их реализация посредством мотивации и стимулирования в экономической политике, полагаем возможным определить ее как основное направление действий государства и его органов. на различных уровнях структуры общества и в сферах его жизнедеятельности, опирающееся на систему экономических и административных мер, реализуемых посредством механизма, в котором центральное место принадлежит использованию экономических интересов посредством мотивации и стимулирования для достижения текущих и перспективных целей.
Практический аспект подобного подхода к определению экономической политики связан с использованием в ходе ее формирования и реализации системы экономических интересов и способов их согласования. Это имеет особое значение для осуществления задач, решаемых в условиях рыночно трансформируемой экономики современной России, связанных с переходом от спада 90-х гг. к экономическому росту.
Глубина экономического спада, более чем вдвое превосходящая спад периода Великой Отечественной войны, место занимаемое Россией по показателю общего объема ВВП, а также недостаточные темпы его роста в начале нынешнего столетия, с особой остротой ставят перед страной вопросы выработки и осуществления экономической политики, в центре которой бы находились проблемы экономических интересов, стимулирования и мотивации.
Некоторые из этих вопросов будут рассмотрены ниже.
В частности, подчеркнем, что Россия обладает значительными природными и интеллектуальными ресурсами, сохранившимся, в ряде случаев, научным потенциалом. Так, в настоящее время число студентов высших учебных заведений составляет 5,4 млн чел. против 2,8 млн в 1990 г. [4]. Что касается природных ресурсов, то по своему потенциалу РФ в 2 раза превосходит США, в 5 - 6 раз Германию ив 18-20 раз Японию [5]. *
В середине 90-х гг. в нашей стране добывалось 11 % нефти мира, 28 - газа и 14 % угля. По добыче природного газа страна занимает первое место в мире, по производству бурого угля, картофеля и молока -второе, добыче нефти - третье, электроэнергии, выплавке чугуна и стали, зерновых и сахарной свеклы -четвертое, минеральных удобрений, пиломатериалов, готового проката - шестое, каменному углю и маслу -шестое место [6].
Тем не менее к началу нынешнего столетия по совокупному ВВП Россия уступала США в 10 раз, Китаю - в 5 раз. Душевой размер ВВП сократился до 3,5 тыс. дол., что примерно в 5 раз ниже среднего показателя семи наиболее развитых стран мира [7].
Поскольку темпы начавшегося в 1999 г. экономического роста недостаточны, следует посредством соответствующей экономической политики стимули-
ровать их ускорение, используя тот потенциал, те ресурсы и сохранившиеся возможности, которыми располагает страна. Эти возможности связаны с передовыми технологиями в некоторых отраслях производства, а также природным и интеллектуальным потенциалом. Учитывая эти возможности, в экономической политике целесообразно в первую очередь стимулировать те отрасли, в развитии которых сочетаются интересы государства с интересами крупного капитала и производства [8, с. И]. При всем значении мелкого и среднего бизнеса, которому следует оказывать всестороннюю поддержку, важно иметь в виду, что рост обобществления производства - глобальная тенденция, а на долю крупных предприятий в развитых странах мира приходится преобладающая часть производства как в абсолютном, так и в относительном выражении. Это служит проявлением эффекта масштаба производства, который делает крупное производство зачастую более прибыльным, производительным и качественным. В нашей стране на долю крупного производства, большая часть которого приватизирована, в 2001 г. приходилось преобладающая доля промышленной продукции. Так, 200 наиболее крупных акционерных предприятий страны производили 70 % промышленной продукции, в то время как на долю 950 тыс. мелких предприятий приходилось лишь 12 % ВВП [9]. Это является не только результатом высокого уровня монополизации, но и следствием эффективности высококонцентрированного производства. Правда, в ряде случаев, особенно в сырьевых отраслях, оно развилось в олигархические структуры, деятельность которых расходится с интересами общества и государства, проявляясь в развитии теневого сектора, сокрытии действительных доходов, криминальных формах вывоза капитала.
В этой связи экономическая политика, широко использующая такие рычаги, как мотивация и стимулирование, включающие в себя не только поощрение, но и ответственность, должна быть ориентирована на устранение негативных проявлений функционирования крупного производства и происходящих в нем деструктивных процессов. Этому, в частности, должны служить такие ее направления, как стимулирование перелива капитала в перерабатывающие отрасли, ориентированные на внутренний и внешний рынки, а также использование в них высоких технологий, которые обеспечивали бы конкурентоспособность экспортируемой части продукции этих отраслей и предприятий. '
Одним из направлений стимулирования такого перелива капитала в рамках проводимой в стране экономической политики могло бы стать упорядочение рентных отношений, использование которых ныне ориентировано на реализацию интересов крупных предпринимателей, чей капитал функционирует в сырьевых отраслях, без должного учета интересов общества.
Серьезные упущения экономической политики в этом аспекте ведут к ряду негативных последствий, к которым относятся сырьевая ориентация производст-
ва и экспорта продукции; неоправданное стимулирование развития добывающей промышленности в ущерб перерабатывающей; деформация хозяйственной структуры производства на макроэкономическом уровне; утрата статуса экономически развитой страны; утечка капитала и квалифицированных кадров; трудности формирования бюджета; резкое снижение инвестиционной активности; рост цен на энергоносители, повышающий издержки производства и цены на готовую продукцию, а также отрицательно влияющий на уровень реальных доходов основной массы населения.
О значимости упорядочения рентных отношений, при которых с помощью прогрессивного налогообложения происходило бы перераспределение природной ренты в пользу государственного бюджета, свидетельствует то, что, по данным академика Д.С. Львова, в РФ на долю ренты приходится не менее 75 % чистой прибыли, в то время как на долю капитала - 20, а труда - 5 % [4, с. 6]. Перераспределение природной ренты способствовало бы стимулированию диверсификации усилий предпринимателей, капитал которых функционирует в добывающей отрасли, поскольку их доля в распределяемой ренте соответствовала бы уровню предпринимательской активности. В то же время реализация государственной политики получила бы финансовый допинг, величина которого, по этим же данным, составляет от 45 до 60 млрд дол. в год. (Подчеркивая это обстоятельство, отметим, что стимулирование и мотивация имеют место не при любом поощрении или ответственности за результаты деятельности, а лишь в тех случаях, когда они экономически обоснованны и соразмерны усилиям, направленным на их достижение. В современной российской практике нарушаются эти принципы, поскольку природный рентный доход должен принадлежать государству и стимулировать усилия предпринимателей к совершенствованию условий и улучшению результатов своей деятельности.)
Другим важным направлением экономической политики в рассматриваемом аспекте является совершенствование системы налоговых отношений. Оно может служить стимулированию и мотивации крупного бизнеса не только посредством перераспределения ренты, но и путем увеличения доли прибыли в стоимости производимой продукции. В настоящее время, по имеющимся расчетам, средняя по промышленности доля валовой прибыли в стоимости продукций в 2 - 4 раза уступает лучшим мировым показателям, что ведет к убыточности значительной части российских предприятий, утечке капитала и сдерживает активность зарубежных инвесторов.
Меры, рассчитанные на согласование экономических интересов государства с интересами крупного капитала, не только не отрицают, но и предполагают его активность, связанную со стимулированием малого и среднего бизнеса, использование которого служит ускорению научно-технического прогресса, более полному и оперативному удовлетворению общественных и личных потребностей, расширению числа
рабочих мест и повышению доходов населения. Не случайно поэтому мировая практика и меры, предпринимаемые в РФ, ориентированы на поддержку этой формы предпринимательства. В частности, в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации в 2002 г. и в последовавших за этим правительственных документах уделено значительное внимание таким направлениям его стимулирования, входящим в экономическую политику страны, как налоговые формы, либерализация условий деятельности этих предприятий, упорядочение контроля за их развитием, и др. [10]
Вместе с тем, учитывая роль крупного высококонцентрированного производства, не следует переоценивать роли малого бизнеса, противопоставляя друг другу различные уровни предпринимательства. Современные рыночные отношения предполагают, наряду с многообразием отношений собственности, разнообразные организационно-экономические формы предпринимательской деятельности именно по той причине, что каждая из них должна занять соответствующее ей место в экономической и хозяйственной структуре общества. В принципиальном плане это место определяется объективно обусловленным уровнем обобществления производства. Та или иная из форм предпринимательства эффективна лишь тогда, когда она соответствует этому уровню.
Поэтому в процессе выработки и реализации экономической политики оправдан не «валовой» подход, который в одном случае был бы ориентирован исключительно на стимулирование крупного, а в другом -малого предпринимательства. Необходим дифференцированный подход, исходящий из оптимизации структуры производства в соответствии с интересами общества и субъектов рыночных отношений, включающей в себя как крупные, так и средние и мелкие предприятия (фирмы).
Если в этой связи вновь обратиться к налоговой политике, то следует отметить, что сегодня в данном направлении предпринят ряд важных шагов, закрепленных в новом Налоговом кодексе. Однако их результаты еще мало ощутимы, поскольку налоговая нагрузка на товаропроизводителей сократилась за последние годы лишь на 2 - 3 % [11].
Понятно, что это не могло существенно сказаться на'стимулировании предпринимательской деятельности, активизации инвестиционного процесса, обновлении порой до предела износившегося основного капитала. С другой стороны, доля бюджета РФ в структуре ВВП, будучи значительно меньшей, чем ряде экономически развитых стран, где она составляет от 50 до 60 % ВВП, в 2003 г. уменьшается в сравнении с предыдущим годом с 39,6 до 37,6 % [11]. И хотя собираемость налогов существенно улучшилась, а масса денежных средств, концентрируемых с их помощью, в консолидированном бюджете возросла, приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что реальная ситуация в России не в полной мере соответствует закономерности, установленной при помощи «Кривой Лаффера», согласно которой между
ставкой налога и массой налоговых поступлений существует тесная связь. Естественно, что с учетом деформаций в этой сфере, имевших место в 90-е гг., установление необходимого оптимума требует известного времени, но это должно стать одним из важнейших направлений стимулирования и мотивации, осуществляемых в рамках экономической политики. Отсутствие такого подхода или его недостаточное использование сдерживает инвестирование в предпринимательских структурах и в стране в целом, а также научно-технический прогресс и использование его возможностей, сокращает в конечном счете доходы государства, отрицательно сказывается на покупательной способности населения и возможностях роста экономики.
Между тем стимулирование покупательского спроса с помощью активной социальной политики особенно актуально в силу ее непосредственной связи с экономическими интересами населения и по причине крайне неблагоприятной ситуации, сложившейся в РФ.
Совершенно естественно, что в этих условиях стимулирование трудовой активности весьма затруд-1 нено из-за уровня оплаты труда и беспредельной дифференциации личных доходов, когда около 30 % населения живет за чертой бедности, доходы олигархов порой доходят до 200 млн дол. в год, а личные состояния до 15 млрд дол. [12]. Регулирование доходов и их тесная связь с законно достигнутыми результатами труда и производства должны стать одним из приоритетных направлений политики стимулирования в социальной сфере, ведущим к эффективному использованию трудового и интеллектуального потенциала России.
В последнем случае речь идет об одном из уникальных, но неудовлетворительно используемых преимуществ нашей страны, обладающей неизмеримым интеллектуальным потенциалом, накопленным за всю ее историю в виде конфетных разработок и в виде научно-технических кадров, и, что еще более важно, в виде системы науки и образования, позволяющих воспроизводить квалифицированные кадры и новые НИОКР.
Это обстоятельство играет особенно важную роль, поскольку экономический рост в соответствии с принятой в мире градацией на 49 % определяется научно-техническим прогрессом, на 27 - рабочей силой и на
24 % - капиталом, в силу чего ведущую роль в экономическом росте играют наукоемкие отрасли [8, с. 11].
Из этого следует, что в рассматриваемой сфере особое место в экономической политике должно занимать стимулирование развития науки и образования, тем более, что, по мнению ряда ученых, в мире происходит переход к новой экономике, основанной на знаниях [13].
Позитивные сдвиги в указанном направлении, когда наука и образование постепенно превращаются в приоритетные направления экономической политики, в РФ еще не привели к заметным изменениям в их стимулировании. Так, начисленная заработная плата работникам образования в июле 2002 г., хотя и воз-
росла на 67,3 % в сравнении с июлем предыдущего года, составила лишь 51,7 % к соответствующему показателю в промышленности, а в науке и научном обслуживании, увеличившись за год на 34,5 %, так и не сравнялась со среднемесячной заработной платой в промышленности [14].
В этом смысле весьма показательно изменение соотношения между физическим и человеческим капиталом в структуре совокупного капитала стран Запада. Если еще полвека назад - в 1950 г. оно составило соответственно 52 - 53 % к 47 - 48 % в пользу физического капитала, то в 1997 - 1998 гг. - 31 - 33 и 67 -69 % в пользу человеческого капитала [15]. В этих условиях весьма ограниченные темпы роста расходов на образование и науку. в РФ, предусмотренных в 2003 г. в качестве приоритетных на 22 % при 12 %-й инфляции, вряд ли можно считать достаточно стимулирующими развитие этой сферы, особенно если иметь в виду наметившуюся модернизацию образования, требующую дополнительных затрат.
Из этого следует, что вызов времени требует выдвижения в качестве приоритетного направления экономической политики в РФ стимулирование образовательных и наиболее важных научных учреждений, а также граждан страны к развитию интеллектуального ресурса общества и его эффективного использования.
Здесь рассмотрены лишь приоритетные направления стимулирования и мотивации в рамках экономической политики, ориентированные на рациональное использование ресурсного потенциала РФ. Вместе с тем их анализ подтверждает необходимость активизации процессов стимулирования и мотивации в ходе реализации экономической политики в целом.
Литература
1. См.: Гершкович Б.Я. Экономические интересы и их реализация. Пятигорск, 1999. С. 50.
2. Лексин В., Андреева А., Ситное В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1993. №9. С. 51-52.
3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 1996. С. 394.
4. Давыдов Ю.С. Университет. Начало XXI века. Пятигорск, 2002. С. 9.
5. Львов Д.С. Будущее российской экономики // Экономист. 2000. № 12. С. 5.
6. Пороховский А.А. Россия и мировая экономика // США и Канада. 1999. № 3. С. 5-6.
7. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета. 1999. 31 дек. С. 4.
8. Панина Е. Пришло время смелых и ответственных решений // Российская газета. 2002. 3 окт. С. 11.
9. Давыдов Ю.С. Экономика России в конце XX и начале XXI века // Совершенствование управления в подсистемах общества. Пятигорск, 2002. С. 15.
10. См.: Путин В.В. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента РФ В.В. Путина
Федеральному Собранию Российской Федерации Н Российская газета. 2002. 19 апр.
11. См.: Воронин Ю. Профицитный бюджет: благо или видимость благополучия II Парламентская газета 2002.
25 сент. С. 3.
12. См.: Паклин Н. Перевоспитание миллиардеров // Российская газета. 2002. 19 сент.
13. См.: Вифлеемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2002. № 8. С. 115.
14. См.: Экономика и жизнь. 2002 № 40. С. 32
15. См: Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12. С. 43.
14 февраля 2003 г.
Пятигорский государственный лингвистический университет
© 2003 г.' В.И. Еестратов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
Разработка стратегии рыночного поведения государственного учреждения Управления федеральной почтовой связи по Ростовской области (ГУ УФПС РО) и анализ возможностей для предпринимательских инициатив предполагают рассмотрение правового и экономического аспектов. Правовой аспект позволит оценить законность их деятельности, т.е. определиться с предоставляемыми законом предприятиям правами для осуществления предпринимательских инициатив и с ограничениями этих прав.
При выборе сферы предпринимательской деятельности первичным должен быть экономический анализ, который покажет финансовые возможности предприятия для диверсификации и наиболее прибыльные сферы вложения капитала. Экономическая оценка альтернатив позволит отобрать те из них, реализовать которые возможно и выгодно. А затем отобранные альтернативы рассматриваются с юридической точки зрения следующим образом: имеет ли предприятие право осуществлять предпринимательскую деятельность; каковы основные направления государственной политики в сфере предпринимательства; в какой форме имеет смысл осуществлять предпринимательскую деятельность; кем могут быть выделены средства на ее осуществление; как изменится налогообложение предприятия, как будут распределяться полученная прибыль и защищаться интересы предприятия при осуществлении предпринимательской деятельности.
ГУ УФПС РО - казенное предприятие, функционирующее на праве оперативного управления. Как и другие хозяйствующие субъекты, оно может вести предпринимательскую деятельность без предоставления каких-либо привилегий. Организационно-правовой статус обязывает ГУ УФПС согласовывать свои действия с собственником в вопросах распоряжения имуществом и расходования целевых средств, так как предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся в его пользовании, т.е. инициатива диверсификации может быть реально ограничена по усмотрению собственника -государства.
В качестве предпринимательской может быть выбран практически любой вид деятельности, отвечающий санитарно-гигиеническим, экологическим и дру-
гим нормам, установленным действующим законодательством Российской Федерации, а также не наносящий ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государству. Должны быть соблюдены все требования законодательства (например, в некоторых случаях требуется лицензирование деятельности).
Для ГУ УФПС целесообразной представляется предпринимательская деятельность, направленная на расширение сегмента рынка почтовой связи, к положительным сторонам которой относятся конкурентные преимущества в виде материальных и нематериальных активов; гарантированная поддержка со стороны собственника; достаточная информированность для проведения маркетингового исследования с целью выявления новых видов услуг, отвечающих требованиям современного потребителя.
Государством, потребителями и партнерами предъявляется совокупность требований к региональной системе почтовой связи, включая предоставление услуг по тарифам, доступным всем слоям населения; физическую доступность почтовой продукции, обеспечиваемую размещением пунктов связи и режимом работы предприятий; обеспечение определенного уровня качества продукции (скорости, сохранности, конфиденциальности); стандартизацию производимой продукции; эффективность производства; четкость взаимодействия с партнерами; ограничение монополии и стимулирование конкуренции.
Потребителями продукции ГУ УФПС РО являются бизнес и домохозяйства, т.е. все слои населения и практически все хозяйствующие субъекты, что обусловливает необходимость социальной доступности к потреблению продукции отрасли. Данный фактор определяет особенности ценообразования в отрасли: нужду в продукции, реализуемой по цене ниже себестоимости (предоставление почтовых услуг в сельской или отдаленной местности), и установление цен, значительно превышающих себестоимость, на рентабельную продукцию, что может быть чревато потерей сегмента рынка данной продукции в условиях конкуренции.
Гибкость ценовой политики федеральной почтовой связи ограничена установлением государством тарифов на такие виды традиционной продукции, как письменную