№ 7 (109)
июль, 2023 г.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ
Б01:10.32743/итРну.2023.109.7.15748
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Волошина Анастасия Сергеевна
студент, специалитет, Сургутский Государственный Университет,
РФ, г. Сургут
STYLES OF FAMILY EDUCATION AS AN ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF DEVIANT BEHAVIOR IN ADOLESCENTS
Anastasia Voloshina
Student, Specialist's degree, Surgut State University, Russia, Surgut
АННОТАЦИЯ
В данной статье раскрывается влияние стилей семейного воспитания на формирование девиантного поведения подростков. Материалами исследования является контент-анализ по результатам следующих методик: тест «Склонность к отклоняющемуся поведению», клиническая беседа, тест «Шкала семейного окружения», тест «Какой стиль воспитания был выбран вашими родителями в детстве», специально составленная для исследования анкета для подростков с выявленным девиантным поведением. Учитывается актуальная статистика девиантного поведения у детей и подростков. На основании представленных материалов дается вывод, что стили семейного воспитания имеют непосредственное влияние на формирование девиантного поведения у подростков.
ABSTRACT
The influence of family upbringing styles on the formation of deviant behavior of adolescents is revealed in the article. Research materials are the results of following methods: tendency to deviant behavior, clinical conversation, family environment scale, a test "What parenting style was chosen by your parents in childhood", as well as a content analysis of a specialized survey of adolescents with identified deviant behavior. The current statistics of deviant behavior in children and adolescents are taken into account. Based on the presented materials, it is concluded that styles of family education have a direct impact on the formation of deviant behavior in adolescents.
Ключевые слова: девиантные подростки, стиль воспитания.
Keywords: deviant adolescents; upbringing style.
Введение
Воспитание, полученное ребёнком в семейном кругу, является своего рода первым фундаментом, заложенным в формирование личности ребёнка. Приобретённые в этой среде ценности, привычки и психологические паттерны остаются неизменными в дальнейшей жизни. Цель данного исследования -показать зависимость формирования девиантного поведения от стилей семейного воспитания.
Актуальность темы заключается в существенно возросшем количестве случаев диагностирования у детей, подростков и юношей разных типов психологических расстройств. По данным Минздрава, за последние пять лет число детских психических расстройств возросло на 20% и на 70% увеличилось количество всевозможных школьных чрезвычайных
происшествий. У 76,9% обследованных подростков выявлены пограничные нарушения психики. Невротические расстройства встречаются в 46,5% случаев, четверть которых атонического типа, также 6,6% составляют психопатии, 2,5%- шизотипические расстройства. Подростковая химическая зависимость присуща 15% обследуемых. Из них 73%-алкого-лизм, 27% - наркомании и токсикомании.А эпизодический прием алкоголя обнаружился у 79,5% обследованных детей. [1]
По результатам вышеупомянутых исследований, удалось выяснить, что среди всех факторов, провоцирующих подростковое психическое неблагополучие, на первое место выходят проблемные ситуации в семье, вытекающие из моделей воспитания.
Библиографическое описание: Волошина А.С. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2023. 7(109). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/15748
№ 7 (109)
• 7universum.com
иММЕВБиМ:
, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
июль, 2023 г.
Под девиантным (от лат. deviatio - отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам иди стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. [2]
Девиантное поведение подростков до сих пор является одной из самых актуальных социально-психологических проблем. Об этом можно судить, изучив статистику. Число попыток суицида среди несовершеннолетних за последние три года увеличилось почти на 13%, с 3253 до 3675 случаев, а число повторных попыток на 92,5% (с 188 до 362 случаев), сообщает в доклад уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой за 2021 год.Согласно данным Следственного комитета, в 2021 году число детских самоубийств возросло на 37,4% по сравнению с 2020 годом и составило 753 случая. В 2018 году СК зафиксировал 788 суицидов среди несовершеннолетних, в 2019-м - 737, а в 2020 году - 548, подчеркивается в докладе детского омбудсмена. [3]
Изначально возникновение девиантного поведения пытались объяснить исключительно биологическими особенностями, к которым относятся генетические отклонениями, черепно-мозговые травмы, а так же врождённые психологические особенности (недоразвития и т.д.). Однако, в ходе изучения данного вопроса, выяснилось, что биологические особенности определяют предрасположенность, но движущей силой развития девиантного поведения является среда, в которой растёт и развивается ребёнок. И так как большую часть своей жизни ребёнок проводит в кругу семьи, именно семейные взаимоотношения играют огромнейшую роль в формировании здоровья и психики, а так же норм поведения ребёнка.
Выделяют следующие типы семейного воспитания:
При авторитетном стиле между родителями и ребенком устанавливается понимание и теплые отношения, ребенку предъявляют адекватные требования при высоком уровне контроля. Вследствие этого подросток приобретает самоконтроль, дружелюбие, уверенность в себе, высокую самооценку и силу воли, целенаправленность и высокий уровень социальной ответственности.
Авторитарный стиль характеризуется родительским диктатом. Много запретов, правил и наказаний с частым отсутствием поощрения. Судьба ребёнка полностью определяется родителями. В авторитарных семьях у детей формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть.
Либеральный стиль воспитания (гипоопека), он же попустительский, присутствует в семьях, где
сильно снижен родительский контроль. Ребёнок предоставлен сам себе и ко всему должен прийти сам, путём собственных проб и ошибок. Отсутствие четких требований, правил и запретов, отсутствие границ формирует у ребенка инфантильность, высокую тревожность, зависимость, страх деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.
Индифферентный стиль, он же отчуждённый стиль воспитания, присутствует в семьях с полным безразличием родителей к воспитанию ребенка. Часто один из родителей или оба ведут аморальный образ жизни, имеют алкогольную или наркозависимость. У таких детей самый широкий спектр нарушений поведения, тревожности, страхи, зависимости, нарушение общественных норм и порядков.
В семьях с гиперопекающим стилем родители осуществляют абсолютный контроль всех сфер с излишней заботой о благополучии ребенка. Такая опека сохраняется во взрослом возрасте. Ребенок вырастает беспомощным, капризным, требовательным, агрессивным с повышенной тревожностью, недоверием к миру и страхами. Он учится лжи и скрытности, как средству избавления от повышенного внимания, последствии стремясь полностью выйти из-под контроля.
Хаотический стиль присущ семьям, где родители много конфликтуют и не могут договориться о методах воспитания. Ребенок, становясь частым свидетелем ссор и непредсказуемости со стороны родителей, вырастает неуверенным в себе и своих действиях, импульсивным, тревожным, агрессивным, с чувством вины и в последствии социальной дезедаптацией.
Мы видим, что в основном положительное влияние на ребёнка оказывает авторитетный стиль воспитания. Остальные перечисленные стили ведут к развитию тех или иных поведенческих отклонений, которые впоследствии могут привести к развитию девиантного поведения.
Для определения степени влияния стилей семейного воспитания на формирование девиантного поведения, была проведена работа по анкетированию подростков в возрасте от 16 до 17 лет с признаками девиантного поведения. Всего в исследовании участвовало 20 человек, среди них 5 юношей и 15 девушек. Исследование проводилось в дистанционном формате. Испытуемые были заранее подобраны на базе общеобразовательного учреждения среди учеников 10-11 классов по результатам теста «склонность к отклоняющемуся поведению», а так же по результатам клинической беседы. Далее, для желающих поучаствовать в исследовании, была организована видеоконференция, в рамках которой был проведён инструктаж. Далее подросткам были предоставлены остальные методики: шкала семейного окружения, тест "Какой стиль воспитания был выбран вашими родителями в детстве", а также опросник, информация из которого легла в основу контент-анализа. Тематические блоки, включенные в опросник: взаимоотношения в семье; суицидаль-
№ 7 (109)
июль, 2023 г.
ное поведение, тяга к самоповреждению; взаимоотношения со сверстниками; девиантное поведение, в чем проявляется.
Полученные результаты представлены в табли-
цах.
Таблица 1.
Взаимоотношения в семье
благоприятные отношения с нейтральные отношения с неблагоприятные отно-
родителями родителями шения с родителями
Сумма % Сумма % Сумма %
попытка суицида 1 25 1 20 7 63,63
суицидальные мысли 1 25 4 80 3 27,27
норма 2 50 0 0 1 9,09
Таблица 2.
Соотношение стилей семейного воспитания и проявляемого девиантного поведения
Стили семейного Суицидальная Суицидальные Норма Выявленное девиантное
воспитания попытка мысли поведение
Гипоопека 3 2 0 5
Гиперопека 1 1 2 3
Авторитарный 3 3 0 4
Авторитетный 0 1 0 0
Отстраненный 1 1 1 3
Хаотичный 1 0 0 1
Всего: 9 8 3 19
В результате исследования было выявлено, что из 100% обследуемых к подросткам с девиантным поведением относится 80% анкетированных. Наличие суицидальных попыток подтверждают 56% подростков с выявленным девиантным поведением. 78% обследуемых отмечают свои взаимоотношения с родителями как «неблагоприятные», 11% характеризует их как «нейтральные» и еще 11% считают, что их взаимоотношения с родственниками «благоприятные». Суицидальные мысли возникают у 31%, где 40% исследуемых отмечают «неблагоприятные» отношения с родителями и 60% характеризуют их как «нейтральные». Отсутствие каких-либо суицидальных наклонностей отметило 12%, где 50% охарактеризовали свои отношения с родителями как «неблагоприятные» и еще 50% как «благоприятные».
Так же на основании тестирования было выявлено следующее: по отношению к 25% исследуемых применялся либеральный стиль воспитания; к 20% -применялся стиль «гиперопека», причем 75% из них это подростки с девиантным поведением; 35% были воспитаны авторитарным стилем, из них с девиантным поведением 71%; к 5% применялся авторитетный стиль, среди них нет подростков с девиантным поведением; 10% воспитывались индефферентным стилем и оставшиеся 5% подвергались хаотичному стилю воспитания.
На основании проведённого исследования и полученных результатов, можно сделать вывод о том, что стиль семейного воспитания, выбранный родителями для воспитания ребёнка, играет немаловажную роль в формировании у него предпосылок к проявлению девиантного поведения.
Список литературы:
1. Клинико-эпидемиологическая характеристика психического здоровья обучающихся педагогического колледжа, Чубаровский В.В, Лабутьева И.С., Кучма В.Р.
2. Узеиров А.А. Девиантные формы поведения личности: учебно-методическое пособие / А.А. Узеиров; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, колледж. - Ростов Н/Д: Изд-во РостГМУ, 2017.
3. РБК, статья «В России выросло число детских суицидов и их попыток» [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru (Дата обращения: 25.10.2022).