Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории
и теории христианского искусства
Рудич Алена Викторовна, аспирант Харьковской государственной академии дизайна и искусств rudichalyona@mail.ru
2015. Вып. 4 (20). С. 174-189
Стилевые особенности росписей
русских иконописцев в православных храмах Украины
А. В. Рудич
В статье рассматриваются монументальные росписи ведущих русских иконописцев: А. Солдатова, А. Чашкина, А. Вронского, А. Лавданского, Д. Яблочкина, Н. и Н. Богдановых, А. Филиппова, А. Андреева в православных храмах Украины. Анализируется влияние древних памятников церковной живописи и современных тенденций на индивидуальный почерк упомянутых мастеров. В результате исследования установлено, что русских иконописцев приглашают в основном для росписей главных монастырских храмов и кафедральных соборов, поскольку их художественное оформление предполагает наличие сложных задач, решать которые способны художники со значительным опытом работы в данной сфере.
Два с половиной десятилетия активно идет процесс возрождения церковной жизни и церковного искусства на украинских землях как важной миссионерской составляющей. Выбор дальнейшего пути развития ориентирован на поиски утраченных традиций, обращение к опыту прошлого, разным стилям и эпохам. Приоритет в определении стиля церковной живописи связан с архитектурным обликом храма, поскольку целью является создание единого художественного ансамбля.
На Украине среди множества современных направлений в иконописи можно выделить несколько основных: ориентация на византийское либо древнерусское искусство, церковная живопись стиля барокко, реалистическая живопись XIX в. В последнее время все больше мастеров отдают предпочтение византийской живописи — общей для всей сокровищницы христианского искусства, подчеркивая принадлежность единой соборной и апостольской церкви. К древнерусскому стилю обращаются при желании создать систему росписи, где ведущей идеей будет память о Святой Руси, прославление местночтимых святых. Барочная и академическая живопись возрождаются в реконструкциях памятников соответствующего времени. В перечисленных стилях работают как местные художники, так и приглашенные из зарубежья. Преимущественно это именитые иконописцы из России и Белоруссии, которые уже достигли высокого уровня мастерства и известности на родине. Данная статья посвящена монументальным росписям, выполненным русскими иконописцами в православных храмах Украины.
Центрами духовной жизни и культуры всегда были монастыри, в которых с особой тщательностью заботились об убранстве храмов. Важную роль при создании росписей играл настоятель, его вкусы и степень образованности. Положительный пример видим в лице архиепископа Арсения (Яковенко), наместника Свято-Успенской Святогорской лавры (ил. 1) Донецкой епархии, получившего образование в Московской духовной семинарии. Впоследствии его стараниями был утвержден строгий монастырский устав, возрождено пение, отреставрированы монастырские храмы, заново отстроены и расписаны несколько скитов и церквей в соседних селах. Занятия иконописанием в Троице-Сергиевой лавре сформировали у будущего архипастыря любовь к древнерусской живописи, поэтому новые иконостасы украшают в основном работы выпускников иконописной школы, в которой он некогда учился. Глубокие богословские знания наместника помогают в составлении новых сложных иконописных программ, художественный вкус и желание воплотить идеи на самом высоком уровне становятся причиной приглашения московских стенописцев: А. Солдатова, А. Чашкина, А. Вронского, псковского иконописца Д. Яблочкина и многих других талантливых мастеров.
Первым объектом московских художников в обители была роспись Святых врат (ил. 2), исполненная творческим коллективом под руководством Александра Николаевича Солдатова в 2003—2006 гг.1 Большая часть фресок посвящена событиям из истории монастыря, в систему росписи включены святители Киева, Чернигова, Херсона, Харькова, Мариуполя, Москвы, Константинополя, почитаемые иконы Святогорской Божьей Матери и свт. Николая Чудотворца. Аналогами послужили в основном древнерусские фрески XII в. (домонгольского периода). Так, при создании образов грузинских святых Давида Возобновителя и царицы Тамары А. Солдатов ориентировался на фреску «Святые равноапостольные цари
Ил. 1. Свято-Успенская Святогорская лавра
1 Современная православная монументальная живопись / А. Л. Чукина, авт.-сост. М., 2009. С. 172-181.
Ил. 2. Солдатов А. Н. Роспись Святых Врат Свято-Успенской Святогорской лавры (Донецкая область), 2004 г.
Константин и Елена» из Софии Новгородской2, в орнаментах — на Георгиевскую церковь Старой Ладоги XII в.3 Шедевр византийской живописи и главная святыня Руси — Владимирская икона — вдохновила на написание лика Богородицы во фреске «Явление Пресвятой Богородицы с пророчицею Анною рабе Божьей Наталье с известием о грядущих испытаниях в обители». Иконописцу удалось уловить духоносное устроение Владимирского образа и, не копируя в точности внешнее сходство, передать его внутреннюю суть и содержание. Почерк мастера отличается крепким рисунком, изящной, но не манерной линией, тонкими чертами ликов, отсутствием резких тональных контрастов и ломаных линий в рисунке. В цвете художник для описи использует нередко пурпурный (предположительно английскую охру), для плави ликов — охру желтую, работая в технике безсанкирного письма, подходящей для фрески и применяющейся в иконах домонгольского времени. Из синих иконописец предпочитает лазурит, в разбеле дающий нежные небесно-голубые оттенки. В целом работа выполнена на очень высоком художественном уровне благодаря строгой требовательности ее автора к себе и постоянным творческим поискам руководителя проекта А. Солдатова.
В 2004-2005 гг. недалеко от Святогорского монастыря в селе Богородичное московскими мастерами был расписан новопостроенный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»4. Основные иконы и фрески верхнего и нижнего (в честь Сергия Радонежского) храмов выполнил известный
2 Брюсова В. Г. София новгородская, памятник искусства и истории. М., 2001.
3 Сарабьянов В. Д. Георгиевская церковь в Старой Ладоге. М., 2003.
4 Скит иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радосте», с. Богородичное. Свято-Успенская Святогорская Лавра, 2008.
иконописец А. И. Чашкин5, под руководством которого трудились еще две бригады художников. Внутри и снаружи храм украшен мозаичными композициями, их авторы — известные современные мастера А. Д. Корноухов и Т. Бабушкина. Церковь представляет собой простой кубический объем, вытянутый по вертикали, с пристроенными небольшими притвором и алтарем. Основной купол на высоком барабане дополняют четыре малых ложных купола. Фасады с четырех сторон завершены барочными картушами. Верхний храм украшает иконостас из зеленого индийского мрамора в сочетании с позолоченной ажурной резьбой. Оригинально распределены мозаики в подкупольном пространстве, занимая лишь паруса и опорные столбы. Внимание привлекают золото-фонное Вознесение в куполе (ил. 3) и три двунадесятых праздника, связаных с жизнью Богоматери («Рождество Христово», «Успение», «Покров»), размещенных в люнетах. В сцене «Вознесения» центральный медальон с Христом во славе находится выше остальных образов, в своде малого светового фонаря, усиливая эффект удаления Христа ввысь. Образцом для композиции свода послужили знаменитые мозаики центрального купола собора Сан-Марко XII в. (Венеция, Италия).
Александру Чашкину удалось, ориентируясь на различные памятники, достичь стилевого единства. Узнаваемый почерк мастера (ил. 4) сформировался под влиянием его учителя, знаменитого художника-нонконформиста Василия Сит-никова6. Широкий белый блик, которому столько внимания уделял В. Ситников,
Ил. 3. Чашкин А. И. Роспись купола храма в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радосте в с. Богородичное (Донецкая область), 2004 —2005 гг.
5 Персональный сайт иконописца Александра Чашкина (URL: http://chashkin.hut4.ru/ freski.html (дата обращения: 10. 08. 2015)).
6 Педагогическая система В. Ситникова (URL: http://renardetraisin.livejournal.com/23099. html (дата обращения: 10. 08. 2015)).
Ил. 4. Чашкин А. И. Роспись западной стены храма в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радосте в с. Богородичное (Донецкая область), 2004—2005 гг.
у Чашкина стал широкой белой плавью на одеждах, ликах, горках и архитектуре. Следуя концепции Ситникова, иконописец также оставляет для теней лишь узкую полосу по краям, плавно переходящую в темный контур. Еще один заимствованный прием — написание фона мерцающими импрессионистическими мазками, точками-штрихами. К индивидуальным характеристикам образов можно отнести монументальность благодаря укрупненности отдельных частей тела: головы, рук и ног. Главным выразительным средством служит почти скульптурный объем, а не силуэт плоских декоративных пятен, как у других иконописцев. В цельности видения формы иконописец не уступает известному византийскому мастеру Мануилу Панселину. Следует отметить и особую живописность росписей А. Чашкина7: он не избегает использования чистых открытых цветов, в том числе и различных оттенков сиреневых и фиолетовых, редко применяемых в иконах. Тем не менее колористическое богатство не мешает автору правильно расставить тональные акценты и сохранить иерархию звучания композиции. При изучении работ вблизи можно увидеть и едва заметную деталь, отличающую автора, — живописное написание драгоценных камней с бликами, подобно реалистичным полотнам голландцев. Таким образом, Александр Чашкин сумел соединить в своем творчестве современные приемы, собственные находки с устоявшейся тысячелетней традицией иконописания. Помимо Святогорской лавры художник расписал еще два храма — в Олевске и в Корсуне-Шевченковском (Киевская область).
Рядом с богородичным Всехскорбященским храмом на месте, где находился прежний чудотворный источник, в 2005 г. воздвигли часовню в честь святого благоверного великого князя Александра Невского (ил. 5). За два года она была расписана группой иконописцев под руководством псковского мастера Алексея
7 Чукина. Указ. соч. С. 212—221.
Ил. 5. Яблочкин А. Роспись часовни в честь святого благоверного великого князя Александра Невского в С. Богородичное (Донецкая область), 2005 г.
Яблочкина8. В стиле росписей заметно влияние прекрасно сохранившегося памятника XII в. — Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, выразившееся и в аналогичном колорите, и в архаичной пластике образов, и в заимствовании отдельных композиций (деисус). Но речь идет скорее об определенной стилизации, а не копировании. Подтверждением тому служит оригинальная иконографическая программа, интересные композиционные решения.
С 2007 г. ведутся росписи в Покровском храме Святогорской лавры (ил. 6) под руководством еще одного талантливого московского мастера — Алексея Вронского. В составе артели трудятся Александр Черный, Сергей Черный, Федор Стрельцов, Ольга Черная, Марина Грачева, Ольга Тищенко, Тамара Цветкова9. На сегодня выполнена большая часть росписей, но в последние два года из-за военных событий на Украине работы приостановлены. В храме нет купола, поскольку над его центральной частью находится колокольня, его заменяет невысокий пирамидальный свод с изображениями евангелистов (ил. 7). Главному празднику — Покрову Божией Матери — отведено место на своде перед иконостасом, по периметру в верхнем регистре, начиная от северной стены, размещены двунадесятые праздники из жизни Богородицы: Рождество, Введение в храм, Сретение. В алтаре восточная стена традиционно посвящена изображению святителей и Евхаристии, в зените свода — Богоматерь Знамение в окружении ангельских сил. На западной стене алтаря над царскими вратами — Христос-архиерей и ветхозаветная Троица. И в алтаре, и в основном объеме храма на сводах, и в верхней части использован золотой фон, но художникам удается сохранить цветовое равновесие благодаря чередованию его с голубым фоном в арках и композициях
8 Скит иконы Божьей Матери... С. 28-29.
9 Чукина. Указ. соч. С. 28-43.
Ил. 6. Артель А. Вронского. Росписи Восточной части Покровского храма Свято-Успенской Святогорской лавры (Донецкая область), 2007—2013 гг.
Ил. 7. Артель А. Вронского. Росписи пирамидального свода Покровского храма Свято-Успенской Святогорской лавры (Донецкая область), 2007—2013 гг.
нижнего регистра. В дополнение подобраны различные орнаменты с тонкими золотыми ассистами.
Сравнение росписей с древними памятниками обнаруживает ориентацию на Византию ХШ-ХГУ вв., прежде всего на прекрасно сохранившиеся фрески и мозаики константинопольской церкви Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре, более известной как Кахрие-Джами (1315-1321). Влияние проявляется в изображении святительского чина в алтаре, сюжетов «Введение в храм Пресвятой Богородицы», в большинстве орнаментов и розеток в зенитах арок. Но расширенная иконографическая программа сформировалась и с опорой на другие источники. Так, аналогичную композицию Рождества Пресвятой Богородицы видим в церкви Иоакима и Анны в сербском монастыре Студени-ца (1304), «Ангел у гроба Господня» — на фреске Мануила Панселина в соборе Протата на Афоне (кон. XIII в.). Образ Божьей Матери по рисунку идентичен Богоматери Оранта из церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония, 1294-1295 гг.). Сретение из церкви Святой Троицы в Сопочанах (Сербия, 1265 г.) в зеркальном отражении взято за основу изображение одноименной сцены в житийном цикле Марии. При этом ни одна фреска не скопирована, весь материал творчески осмыслен художниками с внесением по мере написания необходимых творческих коррективов. Работа с образцами приблизительно одного периода и выполнение их в одном ключе с общей концепцией храма помогают избежать эклектичности. Образы, созданные Алексеем Вронским, имеют и авторские особенности: немного укрупненные глаза с поднятыми вверх наружными уголками, подчеркнутые надбровные дуги, короткая переносица, почти всегда легкая асимметрия левой и правой частей лица. Пропорции близки к естественным, отдельные лики напоминают античные портреты — фаюмские или образы святых на мозаиках Сан Апполинаре в Равенне (VI в.), вероятнее всего потому, что основным признаком живописи «палеологовского ренессанса» была опора на классические традиции. В тоне иконописец создает плавно переходящие градации от света к тени, избегая резких контрастов. В цветовом решении живописность достигается благодаря выполнению плавей не в разбел роскрыша, а с деликатным введением другого цвета. Автор часто использует колеры на основе гематита и лазурита, многие одежды и некоторые фоны написаны на основе сочетания фиолетово-коричневой подложки и синих насыщенных поверх положенных све-тов. Вблизи заметны виртуозность владения линией и штрихом, деликатность в деталях, уравновешенность шрифтовых композиций, даже в наиболее удаленных от зрителя местах, что свидетельствует о добросовестности художника.
С 2010 г. артель под руководством А. Вронского начала работу еще над одним проектом — собором Георгия Победоносца в Макеевке (ил. 8) (Донецкая и Мариупольская епархия УПЦ МП). С 28 мая 2012 г. в храме после канонизации хранятся мощи преподобного схимонаха Илии Макеевского (Ганжи, 1837-1946), предсказавшего строительство огромного собора и духовное возрождение города. Воздвигли собор в 1995-2000 гг. Будучи под впечатлением от посещения Покровского храма в Святогорске, макеевский епископ Варнава решил пригласить для росписей московских художников. Собор планировалось расписать в течение десяти лет. На сегодня закончены работы по благоукрашению двух
Ил. 8. Артель А. Вронского. Росписи собора Георгия Победоносца в Макеевке (Донецкая область), 2010—2014 гг.
алтарей и южного придела, начаты и приостановлены на неизвестный срок росписи в северном приделе. По периметру храма в сводах и люнетах размещены двунадесятые праздники, в среднем регистре развернут цикл чудес и страданий Христовых, в нижнем ярусе изображено житие святого великомученика Георгия Победоносца. Золотой фон фресок в алтарях и арках напоминает византийские мозаики. Превосходящая по масштабу все Образ Богородицы с младенцем, занимающая центральное место в конхе и превосходящий по масштабу остальные образы, иконографически идентичен мозаике в апсиде кафедрального собора в Монреале, пригороде Палермо (Италия, XII в.). Ниже — сцены Евхаристии, Благовещения и святительского чина с незначительными изменениями повторяют мозаики Софии Киевской и Михайловского Златоверхого собора10. Апсиду от центрального подкупольного пространства отделяет трансепт, росписи которого продолжают сотериологическую тематику сценами Вознесения, Омовения ног и Тайной вечери. Южная апсида посвящена Христову Воскресению (сюжеты: Жены мироносицы у гроба, Явление Иисуса Христа женам мироносицам, Апостолы Иоанн и Петр у гроба, Христос с учениками в Эммаусе, Уверение святого апостола Фомы, Явление ученикам своим на море Тивериадском; в конхе: Христос отсылает учеников на проповедь). В подкупольном пространстве южного придела ветхозаветные прообразы продолжают тему Воскресения (Три отрока в печи огненной, Пророк Иона в чреве кита, Выход Израиля из Египта). Между нижним и средним регистрами, подобно четкам в медальонах, написаны лики святителей, преподобных, новопрославленных святых, внося торжественность и структурированность в систему росписей. Несмотря на то что работы еще полностью не завершены, мастерами уже достигнута главная задача — создать храм как
10 Логвин Г. Н. София Киевская. Государственный архитектурно-исторический заповедник: Альбом (на рус. яз.). К., 1971. С. 17-18.
одну большую икону. Поэтому целостность, иерархичность, гармония — основные черты стенописей этого величественного собора.
В возрождении византийской традиции видят перспективу и иконописцы Наталия и Николай Богдановы из Санкт-Петербурга11. За 25 лет работы в области церковной живописи художниками написаны 20 иконостасов и около тысячи икон. Сейчас в артели трудятся и четверо детей супругов Богдановых, получивших художественное образование и выбравших, подобно родителям, стезю иконописания. Среди стенописных проектов мастерской — росписи нескольких скитов на острове Валаам (Владимирский и Смоленский скит) и Воскресенского собора Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. На Украине иконописцы в 2008 г. полностью расписали Александро-Невский собор в Каменец-Подольском (ил. 9).
Собор был построен в 1893 г. в честь 100-летия присоединения Подолья к России. В 1936 г. было принято решение о ликвидации храма, и его разобрали на стройматериалы. В конце 1990-х гг., с приходом на Каменец-Подольскую кафедру епископа Феодора, начались работы по восстановлению главной святыни города. По архивным чертежам и фотографиям удалось воссоздать храм в первоначальном виде, сохранив неовизантийскую стилистику архитектуры рубежа Х1Х—ХХ вв., внутреннее убранство имеет уже современный характер. Для благоукрашения были привлечены лучшие специалисты: мозаичисты из Белоруссии и Киева, каменотесы из Москвы, живописцы из Петербурга, облицовщики из Закарпатья и Житомира, ювелиры из Пскова12. В равноконечном крестово-купольном храме доминирует центральный купол, а четыре меньших лишь наполовину выступают из основного объема в виде конх на широких приземистых барабанах, прорезанных оконной аркадой. Таким образом, внутренний объем храма традиционно не делится пилонами, создавая цельное пространство. Архитектурное решение гармонично дополняет художественное оформление. Стенопись собора занима-
11 Богдановы Наталья и Николай. Реставрационный фонд. Художественная мастерская «Сохраняя традиции». Мастерская братьев Клодт (URL: http://fond-klodt.com/nataliya_i_ nikolay_bogdanovy (дата обращения: 10. 08. 2015)).
12 Бескровный А. Возрождение / Иерей А. Зощук, ред. // Православный взгляд. 2011. № 4 (15). С. 75-82.
Ил. 9. Н. и Н. Богдановы. Росписи собора св. благоверного князя Александра Невского, г. Каменец-Подольский (Хмельницкая область), 2008 г.
ют в основном евангельские сюжеты, размещенные горизонтальными регистрами в рукавах креста. Северный придел посвящен Новомученикам и исповедникам Российским, а южный — Иверской иконе Божьей Матери. В остальном система росписи следует общепринятому иконографическому канону. Как и художники артели А. Вронского, Н. и Н. Богдановы ориентируются на византийскую живопись палеологовского ренессанса — фрески церкви Успения в Грачанице (XIV в.), монастыря Хора в Константинополе (XIV в.). Отдельные образы аналогичны более ранним фрескам и иконам, таким, например, как Пантократор из Сицилийского собора в Монреале (1183—1189) или ангелы из византийского деисуса (Синай, XIII в.), Распятие из монастыря Студеница (XII—XIII вв.), орнаменты из Софии Константинопольской (IX—X вв.).
Индивидуальность стиля росписей мастерской при этом очевидна: их отличают плотные интенсивные ультрамариновые фона с восьмиконечными золотыми звездами, чередующиеся с золотофонными композициями, темные, иногда почти черные, контуры, контрастная цветовая палитра. Такой подход усиливает торжественное звучание живописи и помогает сохранить четкость прочтения контуров на расстоянии.
Есть на Украине и росписи московской мастерской церковного искусства «Киноварь»13, возглавляемой ведущим российским иконописцем А. Лавданским и существующей уже почти 30 лет. Именно долголетний опыт в данной сфере, высокая степень мастерства, слаженность коллектива, в котором работают не только иконописцы, но и резчики, позолотчики, скульпторы и архитекторы, и привлекают украинских архипастырей. Александр Лавданский начинал творческий путь в 70-е гг., будучи художником-авангардистом, так же как и А. Чашкин, учился у Василия Ситникова, с 1980 г. занялся иконописью. Им расписаны три храма Черновицко-Буковинской епархии. Сейчас мастерская переросла в архитектурное бюро и занимается проектированием интерьеров Богоявленского кафедрального собора и Николаевского монастыря в городе Горловка (Донецкая область)14.
Богоявленский кафедральный собор — главный собор Горловской и Славянской епархии Московского патриархата — был построен в 2007—2013 гг. Нижний храм, посвященный Новомученикам и исповедникам Церкви Русской, пока не расписан, но в нем уже поставлен иконостас, украшенный басмой (ил. 10). Весь интерьер, включая иконостас, двери, пол и витражи, разработан мастерской «Киноварь». Иконы ориентированы в большей степени на византийское искусство, а тонкорельефная резьба иконостаса восходит к церковному искусству Русского Севера, тем не менее стилевой диссонанс отсутствует. С точки зрения анализа росписей интересна трапезная Богоявленского собора, над которой от начала до конца работали художники данной мастерской. Основная тема фресок — райский сад с птицами и фонтанами. Вверху по периметру трапезной написаны три молитвы: Пресвятой Троице, «Отче наш» и благодарение после трапезы. Един-
13 «Киноварь» — мастерская церковного искусства А. Лавданского (URL: http://www. kinovar.com/nuovosito/fresco/ (дата обращения: 10. 08. 2015)).
14 Сергейчук А. «Киноварь» сегодня не только иконописная мастерская (URL: http://www. kinovar.com/nuovosito/ortox-n/ (дата обращения: 10. 08. 2015)).
Ил. 10. Мастерская А. Лавданского-Киноварь. Басменный иконостас нижнего храма Богоявленского кафедрального собора в г. Горловка (Донецкая область), 2014 г.
ственный сюжет посвящен Троице Ветхозаветной, называемый еще «Гостеприимство Авраама». Легкость и живописность письма напоминают античные фрески и миниатюры, а цельность света на фигурах ангелов и скульптурность образов — работы Василия Ситникова и его учеников. Иконописец в основных чертах придерживается иконографии образцов, но в деталях, таких, например, как драпировки на одеждах, ощутима свобода в рисунке. Едва заметный отход от плоской декоративности иконы в сторону реализма сближает художника и с мастерами раннего итальянского ренессанса, в том числе и в таких деталях, как подробно прописанные изящные золотые троны. В цвете доминируют приглушенные сине-зеленые и коричневые оттенки, в тоне отсутствуют резкие контрасты, форма решена мягко, но силуэты четкие и продуманные.
Перечисленные выше художники ориентируются на византийское и древнерусское искусство, но есть и другие мастера, возрождающие традиции академической живописи 2-й пол. XIX — нач. ХХ в. Это, например, владимирский художник-иконописец Андрей Филиппов15, окончивший суздальское художественное училище (отделение реставрации живописи) и в течение 30 лет расписавший более 47 храмов на территории России и Украины. Под своим руководством А. Филиппов собрал большую артель художников. Одним из значимых масштабных проектов последних лет артели стала роспись Троицкого собора в Свято-Вознесенском мужском монастыре (ил. 11) (Черновицкая область, Герца-евский район, с. Банчены, 2011 г.), над которой трудились свыше 60 художников. Сейчас заканчиваются работы над еще одним украинским храмом — пророка Илии в селе Головковка Александрийского района Кировоградской области, настоятелем которого является архимандрит Христофор (Лысенко). В артели Анд-
15 Галерея художника и реставратора Филиппова Андрея (URL: http://www.filippov-andrei. ru/troitskij/ (дата обращения: 10. 08. 2015)).
Ил. 11. Филиппов А. Роспись купола Троицкого собора в Свято-Вознесенском мужском монастыре (Черновицкая область, Герцаевский район, с. Банчены) 2011 г.
рея Филиппова равняются на религиозную живопись В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, И. Е. Репина, А. А. Иванова, М. В. Нестерова, орнаментация близка стилю модерн и книжным узорам И. Я. Билибина. В некоторых росписях в цвет переведена графика французского иллюстратора Г. Доре. Образцами ансамблевой церковной живописи служат такие памятники, как Владимирский собор в Киеве, храм Христа Спасителя (Рождества Христова) в Москве, храм Спаса-на-Крови (собор Воскресения Христова на Крови) в Санкт-Петербурге, и другие. В росписи сочетаются реалистически написанные сюжеты Ветхого и Нового Завета и декоративные орнаменты с применением сусального золота. Большинство композиций — это творчески переделанные копии с привнесением изменений, соответственно форме, размерам и пропорциям участков стены, где помещается живопись. В отличие от работ упомянутых выше русских художников, современные росписи, благодаря нимбам, приближены к иконописному прочтению (например, в «Исцелении дочери Иаира», списанном с одноименной картины И. Репина). Главные сюжеты выполнены самим Андреем Филипповым. Мастер в росписи Троицкого собора более мягко трактует динамичные образы васнецов-ских Евангелистов из Владимирского собора. Тонкая линия, деликатно описывая силуэт, уже не играет той роли, какую играла у художников-модернистов. Цветовая гамма выстроена на сочетании розовых, сиреневых, голубых, оливковых и золотых оттенков и тоже менее контрастна, чем в оригиналах. Все фрески художник, подобно старым мастерам, сначала исполняет в гризайли, лишь потом лессируя цветом. Принимаются во внимание и некоторые важные детали: поскольку Троицкий храм в Банченах находится на территории Буковины (бывшей территории Румынии), местное население говорит на румынском и немало прихожан приезжают из соседнего государства — все надписи выполнены на румынском языке.
В мастерской московского иконописца Андрея Андреева16, закончившего Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е Репина, работают в разных стилях, учитывая пожелания заказчика. Мастерская была создана в 1988 г., сейчас это объединение, насчитывающее 20 художников и имеющее филиалы в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге. В Михайловском соборе (Киев, 1998), храме равноапостольного великого князя Владимира (Херсонес, 2004), Успенском соборе Киево-Печерской лавры (2011) художники придерживаются академического стиля. А в храме Серафима Саровского (Киев, Свято-Троицкий монастырь, Китаевская пустынь), церкви в честь иконы Божьей Матери Живоносный источник в Успенском Одесском Патриаршем мужском монастыре (2015) росписи выполнены в каноническом стиле, близком к древнерусской и отчасти византийской традиции. Иконописцы артели имеют разный уровень художественной подготовки, что проявляется в неодинаковом качестве росписей. Профессионализм исполнения отличает росписи Успенского собора Киево-Печерской Лавры (ил. 12) и храма св. равноап. князя Владимира в Херсонесе. Благодаря сохранившимся архивным материалам удалось воссоздать архитектуру и первозданное внутреннее убранство храмов. Но поскольку для быстрого выполнения работ в этих проектах привлекались многие артели и отдельные художники, сложно выделить работы мастерской Андреева, подчеркнуть отличительные их особенности, тем более что основной задачей мастеров было копирование и воссоздание прежней живописи.
Исходя из проведенного исследования, можно заключить, что лучших русских иконописцев приглашают на Украину в основном для росписей больших монастырских храмов, где особенно важен многолетний опыт работы, глубокие богословские знания для составления иконографических программ, слаженность коллектива художников. Особая гармония в оформлении достигается в тех случаях, когда одна мастерская занимается проектированием и выполнением в материале всего убранства храма: от иконостаса, росписей — до подсвечников, престолов, разработок рисунков тканей, как, например, мастерская Ил. 2 Мастерская А. Андреева. Александра Лавданского «Киноварь». Роспись купола Успенского собора Вновь построенные храмы расписывают Киево-Печерской Лавры (г. Киев), 2011 г.
16 Творческая мастерская Андреева (URL: http://www.n-dl.com/ (дата обращения: 10. 08. 2015)).
в основном в византийском и древнерусском ключе, если же необходимо реконструировать утраченную барочную либо академическую живопись, то прибегают к этим стилям.
В ряду именитых и талантливых русских иконописцев, приглашенных на Украину, — А. Вронский, А. Лавданский, А. Солдатов, А. Чашкин, А. Филиппов и другие мастера, чье творчество развивает современную иконопись, обогащая искусство и культуру в целом. Создаваемые ими памятники высокого художественного уровня показывают, к чему нужно стремиться украинским художникам, а возможность совместной работы на больших объектах с российскими мастерами служит бесценным опытом для дальнейшего совершенствования. Так, Святогорская лавра давно стала не только духовным центром Слобожанщины, но и местом общения лучших иконописцев России и Украины, своеобразным эталоном монастырской жизни и церковной живописи. Благодаря обширному строительству новых храмов, скитов и их одновременной росписи разными артелями, в Лавре осуществляется активное взаимодействие между художниками, обмен опытом и секретами технических и технологических наработок, фотографиями лучших мировых образцов иконописи.
Ключевые слова: церковные росписи православных храмов Украины, ведущие русские иконописцы, стилевые особенности, византийская живопись, иконописные мастерские.
Stylistic features of Russian iconographers'
paintings in orthodox churches of Ukraine
A. Rudich
The article deals with the monumental paintings of the leading Russian painters A. Soldatov, A. Chashkin A. Vronsky, A. Lavdanskogo, D. Yablochkina, N. and N. Bogdanov, A. Filippov, A. Andreev (and they created workshops) in Orthodox churches in Ukraine. The author analyzes the influence ofthe ancient monuments of religious art and modern trends in the individual handwriting mentioned masters, summed up the material of the various trends in the development of temple painting. The study found that the Russian icon painters invited mainly for painting the main monastic churches and cathedrals, as in their decoration raises difficult problems which can be solved only by artists working in the well-coordinated team with considerable experience in this field, in-depth knowledge in theology, iconography, history, iconography. For example, Holy Assumption Monastery substantiates the idea that the monasteries today are centers of religious art.
Keywords: church painting of Orthodox churches in Ukraine, the leading Russian painters, style features, Byzantine art, icon-painting workshops.
Список литературы
1. Бескровный А. Возрождение / Иерей А. Зощук, ред. // Православный взгляд. 2011. № 4 (15). С. 75-82.
2. Брюсова В. Г. София новгородская, памятник искусства и истории. М., 2001.
3. Логвин Г. Н. София Киевская. Государственный архитектурно-исторический заповедник: Альбом (на рус. яз.). К., 1971. С. 17-18.
4. Сарабьянов В. Д. Георгиевская церковь в Старой Ладоге. М., 2003.
5. Скит иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радосте», с. Богородичное. Свято-Успенская Святогорская Лавра, 2008.
6. Современная православная монументальная живопись / А. Л. Чукина, авт.-сост. М., 2009. С. 212-221.
7. Богдановы Наталья и Николай. Реставрационный фонд. Художественная мастерская «Сохраняя традиции». Мастерская братьев Клодт (URL: http://fond-klodt.com/ nataliya_i_nikolay_bogdanovy (дата обращения: 10. 08. 2015)).
8. Галерея художника и реставратора Филиппова Андрея (URL: http://www.filippov-andrei.ru/troitskij/ (дата обращения: 10. 08. 2015)).
9. «Киноварь» мастерская церковного искусства А. Лавданского (URL: http://www. kinovar.com/nuovosito/fresco/ (дата обращения: 10. 08. 2015)).
10. Педагогическая система В. Ситникова (URL: http://renardetraisin.livejournal. com/23099.html (дата обращения: 10. 08. 2015)).
11. Персональный сайт иконописца Александра Чашкина (URL: http://chashkin.hut4.ru/ freski.html (дата обращения: 10. 08. 2015)).
12. Сергейчук А. «Киноварь» сегодня не только иконописная мастерская (URL: http:// www.kinovar.com/nuovosito/ortox-n/ (дата обращения: 10. 08. 2015)).
13. Творческая мастерская Андреева (URL: http://www.n-dl.com/ (дата обращения: 10. 08. 2015)).