1УДК 372.878 ББК 85.31+74.48
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ
О. П. Радынова, Ю. А. Литвиненко, А. Б. Печерская
Аннотация. В статье поднимается проблема формирования общей и профессиональной культуры студентов музыкальных факультетов и вузов на занятиях «Фортепиано». Опираясь на многолетний методический и практический опыт, авторы констатируют, что занятия фортепиано позитивно влияют на формирование профессиональных качеств студентов-музыкантов, развитие их личностной культуры. Анализируются современные и традиционные подходы к методам музыкального образования и накопления культурно-исторического тезауруса обучающихся в высшей школе.
Ключевые слова: профессиональная культура, компетентность, личность, музыкальное образование, фортепианная педагогика, творческие умения.
DEVELOPMENT OF THE PIANO PERFORMANCE CULTURE
O. P. Radynova, Yu. A. Litvinenko, A. B. Pecherskaya
Abstract. The article considers the problem of the formation of general and professional culture of students of music faculties and universities at the „Piano" classes. Based on long-term methodological and practical experience, the authors state that piano lessons positively influence the formation of students' professional qualities and development of their personal culture. Modern and traditional approaches to the methods of teaching music and the accumulation of the cultural and historical thesaurus of students in higher education Institutions are analyzed.
Keywords: professional culture, competence, personality, music education, piano pedagogy, creative skills.
В условиях современной социокультурной обстановки главной целью профессионального музыкального образования становится обучение и воспитание музыканта, способного транслировать музыкально-культурные ценности подрастающему поколению. Современному обществу необходим профессионал своего дела, человек свободно мыслящий, четко осознающий свою уникальную роль в социуме, способный привнести вклад в духовное развитие общества, «носитель» и «творец» общекультурных ценностей.
«Культура обладает качеством - "ненаследственной памятью человечества"», - писал известный философ, культуролог М. С. Каган [1, с. 616]. В своих работах ученый подчеркивал «неоценимое влияние искусства на формирующуюся личность, как художественно-образное освоение мира и себя в мире... на развитие мышления, эмоций, воображения» [1, с. 661].
«Принципиально важным положением ученого является утверждение, что образование и культура не являются полностью идентичными понятиями. Образование - есть только компо-
нент культуры» [2, с. 13]. «Выживание человечества зависит не от уровня его образованности и технологии применения добываемых знаний, а от тех ценностных установок, которые определяют направление практического применения знаний» [1, с. 672].
«В целом профессиональное образование музыкантов должно быть направлено на формирование личности, способной к выходу за пределы узкой специализации, и готовой к самостоятельному творческому поиску, росту и саморазвитию» [3, с. 29]. Как известно, «профессиональная деятельность музыкантов направлена на творческое самовыражение, на "культурный диалог" с обществом, прежде всего, средствами музыкально-исполнительского искусства» [3, с. 28-29].
Важным компонентом процесса обучения будущих музыкантов на всех уровнях образования - начальном, среднем, высшем - является фортепианная подготовка. Владение навыками фортепианной игры, как показывает практика, необходимо каждому музыканту, стремящемуся к вершинам профессионального мастерства, независимо от его специальности. Это объяснимо тем, что богатая палитра звуковых возможностей, целый спектр выразительных средств, тембровых красок дает фортепиано неоспоримое преимущество перед любым другим музыкальным инструментом.
Назовем некоторые специфические особенности фортепианной игры, принципиально отличающиеся от других видов музыкального исполнительства (вокального искусства, игры на струнных, духовых, народных инструментах), но в то же время незаменимые в процессе профессионального обучения студентов-музыкантов:
• фактура фортепианных произведений намного сложнее одноголосных мелодий, которые исполняют вокалисты и инструменталисты, поэтому освоение многоголосной фактуры, специфики гармонической красочности фортепианных произведений обогащает музыкальный опыт, «тезаурус» студента;
• осознанность исполнения, умение работать с нотным текстом любой сложности, понимание сути авторских ремарок и способов их интерпретации, охват образно-смыслового контекста в соответствии со стилем композитора -
важнейшее профессиональное умение музыканта, формируемое на занятиях фортепиано;
• особенность фортепианного интонирования (невозможность изменить окраску звука после взятия клавиши) побуждает студента на разных этапах работы над произведением овладевать способами выразительной фразировки, приемами извлечения певучего, красочного звука, что способствует появлению тонкости восприятия, развитию мелодического, гармонического, полифонического слуха исполнителя;
• выучивание наизусть фортепианных произведений требует от студента умения анализировать музыкальную ткань, выделяя в ней формообразующие элементы содержания (повторы, контрасты), влияет на развитие музыкальной памяти, творческого мышления, исполнительской воли;
• процесс освоения фортепианной фактуры способствует пристальному изучению нотного текста, формированию собственного отношения к его содержанию, поиску и нахождению связи звука и смысла;
• обретение свободных, естественных движений за фортепиано, развитие двигательно-слуховых связей способствует освобождению исполнительского аппарата в пении и игре на других инструментах;
• специфика фортепианного исполнительства, требующая координации рук, одновременно с овладением педализацией обогащает технические возможности студентов-инструменталистов;
• для овладения принципами и приемами игры на фортепиано необходимы немалые волевые усилия, что воспитывает в молодом музыканте усидчивость, умение добиваться поставленных целей, навык самостоятельной работы;
• исполнение партии фортепиано в вокальных и инструментальных ансамблях помогает овладеть рациональными двигательными пианистическими навыками; развивает умение играть по нотам, не глядя на руки, активизирует слуховой контроль, контакт с клавиатурой, необходимый для чтения с листа;
• обучение игре на фортепиано формирует профессиональные оценочные представления, умение давать адекватную самооценку
(осознание положительных сторон и недочетов в исполнении);
• опыт публичных выступлений, как сольных, так и ансамблевых, способствует преодолению сценического волнения и др.
Таким образом, знакомство с огромным исполнительским потенциалом фортепиано играет исключительную роль в профессиональном становлении и развитии каждого музыканта. Изучение в классе фортепиано музыкальных сочинений различных стилей и жанров способствует расширению кругозора обучающихся, накоплению музыкально-художественных впечатлений.
В круг основных задач курса фортепиано входит воспитание художественного вкуса и формирование «культуры фортепианного исполнительства». Данное понятие, характеризующееся категориями - «ценность», «отношение», «креативность», «мастерство», - может рассматриваться как тесное взаимодействие профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, а также индивидуально-личностных качеств студента, его профессионально-творческих способностей.
В нашем представлении «культура фортепианного исполнительства» включает в себя несколько компонентов:
• увлеченность музыкальным искусством в целом, проявление интереса к фортепиано побуждает желание овладеть основами игры на этом инструменте, содействует в развитии музыкально-творческих способностей;
• общая и профессиональная эрудиция в процессе изучения фортепианных произведений помогает в определении разных направлений, стилей и жанров;
• анализ фортепианной фактуры с точки зрения мелодических, гармонических, стилевых и жанровых особенностей формирует представление об интонационной природе музыки, специфике фортепианного интонирования;
• формирование двигательно-слуховых связей («предслышание» звукового образа, осознанное управление процессом звукоиз-влечения, активизация слухового анализа, гибкость и свобода пианистического аппарата, точность и тонкость фразировки и др.);
• на основе вдумчивого «прочтения» и анализа нотного текста формируется креатив-
ность в поиске композиторского замысла и оттачивается мастерство в реализации собственных интерпретаторских решений.
Развитие фортепианно-исполнительской культуры способствует общему профессиональному развитию студентов-музыкантов. Накопление опыта исполнения разнохарактерных произведений, постижение множества способов интонирования фортепианной фактуры в соответствии с композиторским стилем требует освоения различных технических приемов игры (пальцевая беглость, аккордовая фактура, способы звукоизвлечения в кантилене и речитативных эпизодах, соотношение голосов в полифоническом и гомофонно-гармоническом изложении, особенности техники педализации в классической и романтической музыке, и др.). Все это способствует развитию профессионализма, мастерства, музыкальной эрудиции, художественного мышления, творческой активности - одним словом, является проявлением общей культуры музыканта.
В своей книге Б. Л. Кременштейн, анализируя совместную работу педагога и ученика в фортепианном классе, пишет, что «задачи, решаемые в процессе ее осуществления, - это и развитие способностей, умений, исполнительских навыков, и развитие слуха, музыкальной восприимчивости, воображения, и мышления» [4, с. 16]. В этом высказывании замечательной пианистки и опытного педагога фактически речь идет о культуре исполнителя, о развитии воображения и мышления, столь необходимых для творческого процесса «присвоения» и «воссоздания» художественных ценностей, созданных в области музыкального искусства. Б. Л. Кременштейн называет этот комплекс исполнительских задач, объединяющий весь музыкально-педагогический процесс, воспитанием творческой личности.
Таким образом, «обучение студентов всех факультетов музыкального вуза игре на фортепиано способствует развитию профессиональной культуры будущих специалистов» [5, с. 231]. При этом важнейшим интегрирующим началом и своеобразным индикатором успешности будущего выпускника - профессионального музыканта, объединяющим все названные особенности, является творческое развитие личности студента, креативность как процесс и результат
этого развития в сочетании с творческой волей, работоспособностью, стимулируемыми развитием профессиональных интересов.
Для творческого становления студента важно дать ему возможность самостоятельно искать варианты исполнительской интерпретации, отбирать способы интонирования музыкальных фраз, выстраивать кульминационные зоны, находить убедительные варианты артикуляции, нюансировки, соблюдать заданную ритмическую канву. «Если студент способен аргументированно и профессионально обосновать свою точку зрения, то педагог может принять позицию студента, если, конечно, такая позиция не является недопустимой с точки зрения педагога» [6, с. 55].
Один из выдающихся педагогов-пианистов Е. Я. Либерман писал, что «самостоятельная (под наблюдением педагога) работа молодого пианиста с авторским текстом - наиболее естественный и действенный рычаг творческого становления потенциального артиста» [7, с. 229]. Вместе с тем он подчеркивал необходимость связи «школы и творчества», показов ученику деталей мастерства, связанных с общей культурой игры: «мощь звучания forte и предельное pianissimo, стройность аккордов и мягкость аккомпанементов, секреты разных способов звукоизвлечения, блеск пассажей и соотношение элементов фактуры, особенности артикуляции, ясность голосоведения и проч.» [7, с. 227].
Е. Я. Либерман, вспоминая своих учителей Л. В. Николаева и Г. Г. Нейгауза, их работу над раскрытием «запечатленного в авторском тексте поэтического смысла сочинения, его содержательности и красоты, закономерностей структуры, формы и прочих его элементов», считал вредной мелочную опеку, препятствующую «становлению самостоятельности ученика, "мужанию" его творческих сил» [7, с. 223].
По воспоминаниям Л. В. Николаев «настойчиво и терпеливо показывал пианистические приемы. Он, предоставлявший ученику максимум свободы, умевший предложить варианты прочтения произведения, «не отставал» от ученика до тех пор, пока тот не овладевал нужным приемом, не добивался ясности слышания полифонии и т. д. Показы такого рода - это обучение всему тому, что накопила исполнительская культура» [7, с. 227-228].
Подводя итог изложенному, отметим, что занятия в классе фортепиано вносят свой неоценимый «вклад» в формирование общей профессиональной культуры студентов-музыкантов, расширяют музыкальную эрудицию и кругозор, закладывают основы самостоятельной работы с авторским текстом, помогают ориентироваться в разных стилевых направлениях, способствуют развитию художественно-творческого потенциала каждого обучающегося и стимулируют профессиональный рост будущих музыкантов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. КаганМ. С. Избранные труды: в 7 т. - СПб.: Петрополис, 2007. - Т. 3. Труды по проблемам теории культуры. - 756 с.
2. Радынова О. П. Музыкальная и общая культура - стержень преемственности в музыкальном развитии детей // Наука и школа. -2015. - № 3. - С. 12-19.
3. Буянова Н. Б., Литвиненко Ю. А. Самоактуализация музыканта в социуме // Человеческий капитал. - 2016. - № 12 (96). - С. 27-30.
4. Кременштейн Б. Л. Постскриптум. Записки педагога. - М.: Классика-XXI, 2009. -208 с.
5. Радынова О. П., Печерская А. Б., Хазанов П. А. Развитие профессиональной культуры студентов музыкальных вузов на занятиях фортепиано: компетентностный подход // Преподаватель XXI век. - 2016. - № 2. -С. 224-231.
6. Шайхутдинов Р. Р., Печерская А. Б., Радзец-кая Е. А. Специфика обучения студентов-музыкантов в контексте проблем конфликтологии // Человеческий капитал. - 2017. -№ 8 (104). - С. 53-56.
7. Либерман Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским тексом. - М.: Музыка, 1988. -235 с.
8. Грибкова О. В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2010. - 44 с.
REFERENCES
1. Kagan M. S. Izbrannye trudy: in 7 vol. St. Petersburg: Petropolis, 2007. Vol. 3. Trudy po problemam teorii kultury. 756 p.
2. Radynova O. P. Muzykalnaya i obshchaya kultura - sterzhen preemstvennosti v muzykalnom razvitii detey. Nauka i shkola. 2015, No. 3, pp. 12-19.
3. Buyanova N. B., Litvinenko Yu. A. Samoaktu-alizatsiya muzykanta v sotsiume. Cheloveches-kiy kapital. 2016, No. 12 (96), pp. 27-30.
4. Kremenshteyn B. L. Postskriptum. Zapiskiped-agoga. Moscow: Klassika-XXI, 2009. 208 p.
5. Radynova O. P., Pecherskaya A. B., Khazanov P. A. Razvitie professionalnoy kultury studen-tov muzykalnykh vuzov na zanyatiyakh fortepiano: kompetentnostnyy podkhod. Prepodavatel XXI vek. 2016, No. 2, pp. 224-231.
6. Shaykhutdinov R. R., Pecherskaya A. B., Radzetskaya E. A. Spetsifika obucheniya stu-dentov-muzykantov v kontekste problem kon-fliktologii. Chelovecheskiy kapital. 2017, No. 8 (104), pp. 53-56.
7. Liberman E. Ya. Tvorcheskaya rabota pianista s avtorskim teksom. Moscow: Muzyka, 1988. 235 p.
8. Gribkova O. V. Teoriya i praktika formirovani-ya professionalnoy kultury pedagoga-muzykan-
ta. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Moscow, 2010. 44 p.
Радынова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического государственного университета e-mail: olgaradynova@mail.ru
Radynova Olga P., ScD in Education, Professor, Chairperson, Aesthetic Education of Preschool Children Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: olgaradynova@mail.ru
Литвиненко Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры фортепиано Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке e-mail: litvinenko.julia@gmail.com
Litvinenko Yulia A., PhD in Education, Associate Professor, Piano Department, A. Schnittke Moscow State Institute of Music
e-mail: litvinenko.julia@gmail.com
Печерская Александра Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент Кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического государственного университета e-mail: surok1208@rambler.ru
Pecherskaya Aleksandra B., PhD in Education, Associate Professor, Aesthetic Education of Preschool Children Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: surok1208@rambler.ru