Е. А. Богданова
СТИЛЬ УЧЕНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕНИКА
Работа представлена кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий Мурманского государственного педагогического университета. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент В. Э. Черник
Статья посвящена проблемам стилевых характеристик интеллекта. Автор рассматривает особенности формирования персонального познавательного стиля ученика в процессе изучения математики.
Ключевые слова: когнитивный стиль, познавательный стиль, персональный познавательный стиль, стиль учения, математическое образование.
The article is devoted to the stylistic aspects of mental activity. The author investigates the peculiarities of development of the personal cognitive style of schoolchildren, specializing in Math.
Key words: cognitive style, style of cognition, personal cognitive style, learning style, mathematical education.
альности в целом, а также их взгляды на характер взаимодействия человека с миром. Это ведет к расплывчатости смысла понятия «стиль». Задача данной статьи состоит в том, чтобы отделить понятия «когнитивный стиль», «познавательный стиль», «персональный познавательный стиль» (ППС), «стиль учения» от других психологических концепций стиля.
Впервые в зарубежной психологии понятие «стиль» использовал А. Адлер для объяснения индивидуального своеобразия жизненного пути личности. В дальнейшем это понятие стало использоваться для объяснения единого личностного источника многообразных функциональных психических проявлений человека, начиная с избирательности восприятия и заканчивая мерой общительности (X. Виткин, Г. Ол-порт, Р. Стагнер и др.). Внимание психологов сосредотачивалось на индивидуализированных аспектах поведения, т. е. понятие стиля имело качественное значение.
В 50-60-е гг. XX в. в работах американских психологов (X. Виткин, Р. Гарднер, Дж. Каган) на первый план вышло исследование индивидуальных особенностей
Проблематика стилевых характеристик интеллекта занимает особое место в психологических и педагогических исследованиях. Исследователи считают, что интеллектуальные способности отличаются от знаний и содержат в себе некоторую добавку к ним, состоящую в способах их отбора, обработки и обобщения. Интерес к человеческой индивидуальности и убежденность в существовании присущих всем людям индивидуально своеобразных форм понимания реальности стимулировали исследования в области стилевых свойств интеллекта и характеристик индивидуальности (Г. А. Берулава, Л. Я. Дорфман, А. В. Ли-бин, В. И. Моросанова, С. А. Печерская, М. А. Холодная, И. П. Шкуратова и др.).
Появившийся еще в античности термин «стиль» в настоящее время толкуется весьма неоднозначно и входит в категориальный аппарат самых разных наук: философии, психологии, литературоведения, искусствоведения и др. Только в психологии существует несколько десятков определений стиля, в каждом из которых отражаются установки самих исследователей на понимание проблемы индивиду-
Стиль учения как проявление персонального познавательного стиля ученика
восприятия, анализа, структурирования и категоризации информации, обозначенных термином «когнитивные стили». Стилевое свойство определялось через процедуру его измерения (количественное значение понятия стиля), что в итоге привело к серьезным противоречиям в традиционном стилевом подходе.
В отечественной психологии, начиная с работ В. С. Мерлина и Е. А. Климова, накоплен богатый опыт изучения индивидуального стиля деятельности (ИСД). Он определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления цели, и отличается от индивидуального стиля личности. B. С. Мерлин определил ИСД как «устойчивые индивидуально-своеобразные системы целей, действий и операций в предметной деятельности, которые играют основную роль в развитии (гармонизации) индивидуальности» . Рассматривая ИСД как системообразующий фактор, он не соглашался с его толкованием А. Н. Леонтьевым и ^ Л. Рубинштейном. Первый, по мнению В. С. Мерлина, придерживался формулы «внутреннее через внешнее», а второй -«внешнее через внутреннее». Сам В. С. Мерлин считал, что внешнее и внутреннее действуют не последовательно, а одновременно и совместно. Он отмечал также, что ИСД «следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи кото-
2
рой достигается определенный результат» .
В 80-е гг. XX в. наблюдается тенденция к гиперобобщению понятия «стиль», появляются новые стилевые понятия - «стиль мышления» (Е. Л. Григоренко, Р. Стернберг), «стиль учения» (Д. А. Колб, Б. Л. Ливер, А. Мамфорд, П. Хани), «эпистемологические стили» (Д. Вардель, Дж. Ройс). Изучая стилевые характеристики интеллектуальной деятельности, исследователи оперируют при этом различными понятиями: «стиль индивидуальности» (Г. А. Берула-ва); «стиль человека» (А. В. Либин); «личностный стиль» (В. И. Моросанова); «стиль
жизни личности» (Е. Г. Злобина); «индивидуальный стиль деятельности», «индивидуальный стиль общения» (Б. А. Вяткин. Е. А. Климов, В. С. Мерлин); «педагогические стили деятельности» (Н. А. Аминов); «индивидуальный познавательный стиль» (С. В. Болдырева, А. А. Зюзя, В. А. Рожи-на, А. А. Ткаченко).
В проведенном исследовании внимание акцентируется на более широком понятии -«познавательные стили», к которому обращаются в своих исследованиях О. Е. Бак-санский, Д. Б. Богоявленская, Дж. Брунер. Л. М. Веккер, Б. М. Величковкий, X. Вит-кин, Е. Н. Кучер, М. А. Холодная и др.
По мнению М. А. Холодной, термины «познавательный» и «когнитивный» нельзя рассматривать как синонимы. Первый имеет отношение к процессу отражения действительности в индивидуальном сознании в виде познавательного образа (что отображено в познавательном образе), а второй -отношение к психическим механизмам переработки информации в процессе построения познавательного образа на разных уровнях познавательного отражения (как
3
строится познавательный образ) . Термином «познавательные стили» в общем виде были обозначены «психологические различия между людьми, характеризующие своеобразие присущих им способов изучения реальности»4. Существует иерархия данных стилей: стили кодирования информации; стили переработки информации (когнитивные стили); стили постановки и решения проблем (стили мышления, интеллектуальные стили); эпистемологические стили (стили познавательного отношения к миру).
В процессе интеллектуального развития за счет интеграции механизмов всех уровней стилевого поведения формируется ППС, который «отличается мобильностью (гибкостью, вариативностью) и гетерогенностью (разнообразием) интеллектуального поведения в зависимости от целей
деятельности и объективных требований 5
ситуации» .
Идея познавательных стилей была положена М. И. Башмаковым в основу классификации учебной деятельности по ведущему познавательному стилю. Им были выделены познавательные стили изучения математики: 1) алгоритмический (алгоритмы, автоматы); 2) визуальный (соответствия, узнавание, переводы, образы, кодирование информации); 3) прикладной (модели, приложения, приближенные вычисления и оценки); 4) дедуктивный (логика, доказательства, правдоподобные рассуждения, смекалка); 5) комбинаторный (подсчеты, конечные множества, анализ дискретных данных); 6) исследовательский (погружение человека в ситуацию); 7) игровой . Эта идея реализуется в ряде учебников М. И. Башмакова. При этом различные стили выступают равноправно. Их можно объединять и осуществлять взаимодействие всевозможных стилей между собой.
Анализ концепций М. А. Холодной и М. И. Башмакова позволил уточнить структуру познавательных стилей изучения математики. В итоге стало понятным, что под термином «познавательные стили изучения математики» (М. И. Башмаков) понимаются «индивидуальные способы учебной деятельности (стили учения)» (М. А. Холодная) в предметной области «Математика». «Стиль учения - это проявление ППС ученика на данном уровне его сформирован-
7
ное™ в конкретной учебной ситуации» .
В результате проведенного анализа появилась необходимость обосновать переименование «визуального» стиля изучения математики в «переводческий», так как этот термин полнее и точнее отражает суть данного стиля. Кроме того, стало очевидным отсутствие стиля, ориентированного на интуицию, поэтому нами был выделен интуитивный стиль. В результате классификация индивидуальных способов учебной деятельности (стилей учения) в предметной области «Математика» предстала в следующем виде: 1) алгоритмический; 2) переводческий; 3) прикладной; 4) дедуктивный;
5) интуитивный; 6) комбинаторный; 7) исследовательский; 8) игровой (схема 1).
Схема 1
Стиль учения как проявление персонального познавательного стиля ученика в предметной области «Математика»
Алгоритмический
П|нслшяиА
Дсдуктииный
Игровой
ПсрсводческкП
Шнтунпдоый
Комвнваторный
Исследовательский
Постепенное формирование у каждого ученика ППС можно осуществлять различными средствами, при помощи которых выстраивается индивидуальный образовательный маршрут с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. На этой теоретической основе были разработаны и апробированы комплексы дидактических заданий для 2-4-х классов школы «Интеллект» (г. Мурманск). Это условное название системы спецкурсов, факультативов и кружков по математике, работающих по всему городу более десяти лет. Составленные комплексы задач использовались также и во внеучебной работе с учащимися школ Мурманска. Обучающиеся в школе «Интеллект» составляют основу сборной города на областной олимпиаде по математике в течение ряда лет. Они завоевывают призовые места (85%) и показывают высокие результаты на олимпиадах различного уровня. Наши ученики, как правило, становятся «опорой» учителя во время уроков по математике. В целом результаты исследования позволяют считать, что представленный выше подход к формированию ППС ученика может быть реализован и при конструировании содержания школьного математического образования в более широком масштабе.
ПРИМЕЧАНИЯ
' Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. С. 34. Мерлин В. С. Психология индивидуальности / Под ред. Е.А. Климова. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 157.
Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. (Серия «Мастера психологии»), С. 20.
4
Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та. М.: Барс, 1997. С. 231,364. Там же. С. 358.
Башмаков М. И. Что такое школьная математика? // Математика. 2003. № 48. С. 1-4.
Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. С. 338.