стиль семейного воспитания и одаренность
младшего школьника: подход исследования
Кузьмина Рузольда Ивановна,
Доктор биологических наук,
Профессор кафедры психологии Крымский инженерно-педагогический университет,
г. Симферополь
Аблаева Лилия Ринатовна
Бакалавр кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический университет,
г. Симферополь
STYLE FAMILY EDUCATION AND GIFTEDNESS JUNIOR SCHOOLBOY: STUDY
Kuzmin Ruzol'da Ivanovna,
doctor of biological sciences, Professor, Department of psychology, Crimean engineering Pedagogical University,
Simferopol
Lilia R. Ablaev
Bachelor Chair of Psychology Crimean engineering Pedagogical University,
Simferopol
АННОТАЦИЯ
Одарённый ребёнок — прежде всего нормальный ребёнок с высокоразвитым уровнем способностей, которому требуется родительская забота и любовь. Определено, что в современных условиях для поддержания и развития одаренности необходимо учитывать четыре составляющие: генотипические свойства (дарование), знание правил воспитания, поддержание одаренности упражнениями и значение полоролевой демократизации. Установлена особенность влияния на младшего школьника гипер- и гипоопеки. Сделан прогноз влияния стиля семейного воспитания на одаренность.
ABSTRACT
Hopeful-is fir& of all a normal child with a highly developed level of abilities that requires parental care and love. It was determined that in the current conditions for the maintenance and development of gifted mu& take into account the four components: genotypic (talent), knowledge of education, supporting gifted exercises and polorolevoj value of democratization. In^alled feature impact on younger schoolboy hyper-and gipoopeki. ForecaS of the influence of family education ^yle on giftedness.
Ключевые слова: одаренный ребенок; четыре фактора, составляющие одаренность; стили семейного воспитания — гипер- и гипоопека.
Keywords: a gifted child; components of giftedness; the four factors that comprise talent, family education-^yles-hyper-and gipoopeka.
Введение. Анализ литературы показывает, что возрастной переход к школьному детству знаменуется усиленным развитием личностных характеристик и одаренности ребенка, к которой предъявляются специальные требования. Во-первых, это генотипическое влияние — дар, переданный по наследству, когда происходит не только констатация одаренности, но и развитие способностей. Во-вторых, необходимы знания специальных приемов и упражнений для их поддержания. В-третьих, влияние условий семейного воспитания. И в-четвертых, учет полоролевой демократизации. Рассмотрим предпосылки такого подхода.
В современном обществе разносторонне одаренный ребенок очень нуждается в родительской поддержке, чтобы остаться открытым, гибким, самостоятельным и сохранить психическое здоровье. Поэтому главная роль принадлежит стилю семейного воспитания, когда ценностные ориентации и установки заложены в условия гармоничного развития [1].
Особое внимание привлекает психосоциальная отзывчивость одаренных детей. Обладая обостренным отношением к справедливости, им трудно прижиться в любом социоуме, так как завышенные требования к окружающему влияют на эмоциональный баланс и приводят к заниженной самооценке [2].
Имеется две крайности в воспитании детей. Одна из них — это, когда цели и трудности их достижения приводят ребенка к переживаниям и моральным травмам, а у родителей от понимания того, что их ребенок имеет необычные способности появляются не только чувства радости и гордости, но тревога и ответственность. В результате, ребенок подвергается разного рода сомнениям и страхам. К другой крайности относится безмерное восхищение возможностями и успехами своего чада: родители рады продемонстрировать посторонним успехи малыша. Как правило, такие ситуации развивают у ребенка непомерное самомнение, что затрудняет процесс социальной адаптации. Взрослые часто ошибаются в оценках способностей ребенка, поэтому в вопросе
воспитания одаренных детей следует прислушиваться к мнению специалистов — воспитателей детских учреждений, учителей и психологов, которые вовремя порекомендуют применение приемов родительского воспитания [6].
В первую очередь внимание надо уделить формированию «Я-концепции» ребенка, когда у него закладывается здоровое самоощущение себя в мире, и чувству юмора как защитному механизму. В раннем детстве защитный механизм юмора еще не сформирован, поэтому многие страхи воспринимаются преувеличенно трагически [4].
Родители в настоящее время слишком высоко оценивают представленность традиционных для пола качеств личности [1]. В образе идеальной женщины превозносятся уступчивость и эмоциональность, а в образе идеального мужчины — воля, и это тогда, когда в мировом сообществе наблюдается тотальная полоролевая демократизация. Однако навязанная «классика» вредна для формирования одаренности. Родительская поддержка в противостоянии давлению социальных стереотипов важна для одаренных детей обоих полов, особенно для девочек, так как традиционно в социуме образ идеальной женщины подразумевает чрезмерную уступчивость, что в итоге приводит к необоснованному конформизму. Ведь с раннего детства родители формировали жизненный сценарий: подчиняешься — значит, ты хорошая и любимая дочь. Выйти из подобного родительского программирования во взрослом состоянии человеку затруднительно, особенно при неуверенности в себе [7].
Несмотря на большие способности, многие девочки показывают неадекватно низкий уровень самооценки и притязаний в профессиональной сфере. Стимулирование желательных черт, как «мужских», так и «женских», в одном человеке поможет ему достичь большей полноты проявлений, сочетая независимость с чувствительностью, самоутверждение с пониманием [1].
В процессе формирования личности одарённого ребёнка могут возникнуть ситуации двух крайностей воздействия на ребёнка — гиперопеки, либо гипоопеки [3].
Изложение материала. Нами на младших школьниках кластерным анализом ^ форма с метрикой Евклида) установлены особенности влияния стиля семейного воспитания на младших школьников. В работе для доказательства влияния стиля семейного воспитания на личность младшего школьника использовали данные вопросника «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого. Выбранная методика предназначалась для изучения опыта родителей при воспитании детей [8]. Получены данные древодендритов для трех выборок: вся выборка, выборка мальчиков и выборка девочек и показано, что стиль семейного воспитания взятой выборки из 24 человек в своей основе негармоничный, характеризуемый как «потворствующая гиперпротекция» [3].
Имеются отличия в характеристиках по полу. Для мальчиков выявлена неустойчивость стиля воспитания при недостаточных требованиях обязанностей и запретов ребенку. Родители либо вовсе обходятся без наказаний, либо применяют их крайне редко, уповая на поощрения. Видна и ги-попротекция, когда ребенок пре-доставлен себе, а родители не интересуются и не контро-лируют его. Особенно неприятны последствия такого воспитания при акцентуациях ги-пертимного, неустойчивого и кон-формного типов [9]. Для девочек выявлена чрезмерная требовательность обязанно-
стей при неуверенности родителей, выражающаяся в недостаточных запретах и неустойчивом стиле воспитания.
Выводы. Воспитание одаренных детей в семье делает проблему особенно острой. Развитие творческого потенциала личности рассматривается сейчас как цель образования. Учет специальных требований к одаренности и значимость поставленной проблемы позволяет наметить программу исследований одаренных младших школьников. При этом особую роль, по-видимому, должна играть интеллектуальная одаренность ребенка [3].
В настоящее время имеются игры для школы и дома, которые дают материал упражнений и корректирующие программы [4; 6]. Метод же кластерного анализа позволит четко определить особенности влияния стиля семейного воспитания на одаренных детей [5].
Литература:
1. Воспитание одаренных детей в семье. Материалы интернет ресурса: http://trudno-deti.ru/metody-vospitaniya/ vospitanie-odaryonnyx-detej-v-seme/
2. Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться / Под ред. Л.В. Поповой и В.И. Панова.- М.: Молодая гвардия, 1997.-137с.
3. Кузьмина, Р.И. Агрессивность младших школьников в рамках семейного воспитания // Актуальные проблемы XXI века: VIII Межд. Науч-практич. Конф. - М., 2016. 2 часть. -С. 102-107.
4. Панютина Н.И., Рагинская В.Н. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренным детьми, Волгоград, Изд. «Учитель», 2008.
5. Применение методов кластерного анализа для обработки данных психологических исследований // Экспериментальная психология. - 2010. Том. 3. - № 2. PsyJournals. ru — [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -http:// psyjournals.ru/exp/2010/n2/29802_full.shtml
6. Рычкова В.В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 181184.
7. Проблемы семейно-родительских отношений http:// fludopedia.ru/11_114295_problemi-detsko-roditelskih-otnosheniy-i-blagopoluchiya-rebenka-v-seme.html
8. Семейное воспитание: Методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ)[Электронный ресурс]. - Режим доступа. —http: http://psyholog.by/klient/tefls/81-teS. html; http://psycabi.net/tefly/281-oprosnik-analiz-semejnykh-vzaimootnoshenij-e-g-ejdemiller-metodika-asv
9. Стили воспитания и их влияние на детско-родитель-ские отношения. [Электронный ресурс]. - URL: http:// shkola-73- lnk.ucoz.ru/blog/flili_vospitanija_i_ikh_vlijanie_ na_detsko_roditelskie_otnoshenija /2010-11-29-3 б) enc-dic. com/a/107131/а._болдуин_...
10. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования / Е.Л. Яковлева // Мир психологии. - 1996. N2. - С. 145-151.
НаучнаябиблиотекадиссертацийиавторефератовdisserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologiya-razvitiya-tvorcheskogo-potentsiala-shkolnikov#ixzz2RT2RJDOM.