Научная статья на тему 'Проект «Одаренный ребенок» в Якутии'

Проект «Одаренный ребенок» в Якутии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1194
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
республика Саха (Якутия) / одаренный ребенок / дошкольный возраст / образование детей младшего возраста / Republic of Sakha (Yakutia) / gifted child / early childhood age / early childhood education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Ольга Николаевна

Статья посвящена проблеме развития одаренности детей младшего возраста. дошкольный возраст, рассматриваемый сквозь призму одаренности, является одним из приоритетных для мировой педагогической и психологической науки, тогда как в россии большинство Концепций одаренности ориентировано на другие уровни образования, в том числе и ныне действующая «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов». работа по развитию детской и юношеской одаренности всегда была в центре внимания Правительства республики Саха (Якутия). новый вектор ее – раннее развитие детской одаренности, начиная с дошкольного возраста. В пилотном проекте участвуют 107 дошкольных учреждений и 14 начальных школ республики. В сопровождении одаренных детей участвуют все субъекты образовательной модели: родители, воспитатели, помощники воспитателя, специалисты и администрация доо, дети, социальные партнеры. работа с детской одаренностью основывается на идее, что основой воспитания таланта человека должны стать пять китов образования – музыка, шахматы, рисование, языки и спорт. В дошкольных организациях создаются условия для массового проявления детских способностей в разных сферах деятельности, что позволяет рассчитывать на проявление скрытой или потенциальной одаренности в результате определенных волевых качеств и пробудившегося интереса к какому-либо виду деятельности. Каждая образовательная организация строит свою образовательную модель работы согласно этой концепции. автор статьи анализирует проведенную работу, которая строится на принципах системности, открытости, культуросообразности. реализация этих принципов позволяет ребенку развить интеллектуально-творческий потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Gifted Child Project in Yakutia

This paper addresses the problem of development of giftedness of young children. Early childhood age, viewed from the perspective of talent, is one of the priorities for the world’s pedagogical and psychological science. At the same time, in Russia, most of the concepts of giftedness are focused on other levels of education, including the current Concept of the National System for Identification and Development of Young Talents. The Government of the Republic of Sakha (Yakutia) has always been focused on the development of children’s and young people’s talents. Its new vector is the early development of children’s giftedness, starting from early childhood age. The pilot project involves 107 early childhood institutions and 14 primary schools in Yakutia. All subjects of the educational model take part in the support of gifted children: parents, educators, tutor’s assistants, specialists and administration of preschool institutions, children and social partners. The work with children’s talent is based on the idea that five pillars of education, i.e. music, chess, drawing, languages and sports that should become the basis for education of human talent. Early childhood organizations create conditions for mass manifestation of children’s abilities across different areas, which allow to count on the manifestation of hidden or potential giftedness as a result of certain volitional qualities and awakened interest in any kind of activity. Each educational organization builds its own educational model of work according to this concept. The author of the article analyzes the work performed, which is based on the principles of consistency, openness and cultural congruence. Implementation of these principles allows the child to develop its intellectual and creative potential.

Текст научной работы на тему «Проект «Одаренный ребенок» в Якутии»

УДК 373.2 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10048

Степанова О.Н.

Проект «Одаренный ребенок» в Якутии

Степанова Ольга Николаевна* - отдел дошкольного и начального образования ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук РС (Я)», Якутск, Республика Саха (Якутия)

Статья посвящена проблеме развития одаренности детей младшего возраста. Дошкольный возраст, рассматриваемый сквозь призму одаренности, является одним из приоритетных для мировой педагогической и психологической науки, тогда как в России большинство Концепций одаренности ориентировано на другие уровни образования, в том числе и ныне действующая «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов». Работа по развитию детской и юношеской одаренности всегда была в центре внимания Правительства Республики Саха (Якутия). Новый вектор ее - раннее развитие детской одаренности, начиная с дошкольного возраста. В пилотном проекте участвуют 107 дошкольных учреждений и 14 начальных школ республики. В сопровождении одаренных детей участвуют все субъекты образовательной модели: родители, воспитатели, помощники воспитателя, специалисты и администрация ДОО, дети, социальные партнеры. Работа с детской одаренностью основывается на идее, что основой воспитания таланта человека должны стать пять китов образования - музыка, шахматы, рисование, языки и спорт. В дошкольных организациях создаются условия для массового проявления детских способностей в разных сферах деятельности, что позволяет рассчитывать на проявление скрытой или потенциальной одаренности в результате определенных волевых качеств и пробудившегося интереса к какому-либо виду деятельности. Каждая образовательная организация строит свою образовательную модель работы согласно этой концепции. Автор статьи анализирует проведенную работу, которая строится на принципах системности, открытости, культуросообразности. Реализация этих принципов позволяет ребенку развить интеллектуально-творческий потенциал.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), одаренный ребенок, дошкольный возраст, образование детей младшего возраста.

Для цитирования: Степанова О.Н. Проект «Одаренный ребенок» в Якутии // Современное дошкольное образование. - 2019. - №3(93). - С. 56-65. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10048 Материалы статьи получены 15.03.2019.

Работа по развитию детской и юношеской одаренности всегда была в центре внимания Правительства Республики Саха (Якутия). На сегодняшний день в Республике Саха (Якутия) идет работа над созданием модели раннего выявления и развития детской одаренности, создана сеть пилотных образовательных организаций, в которую вошли 107 дошкольных учреждений и 14 начальных школ республики.

В апреле 2012 г. была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В ней зафиксировано, что «для организации работы по этим направлениям необходимо интегрировать существующие механизмы поиска и поддержки

Контакты: stepanova2370@mail.ru

одаренных детей в общенациональную систему выявления и развития молодых талантов».

Принятие Концепции активизировало на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях работу по отбору одаренных детей ш коль-ного и студенческого возраста и их поддержку.

Эффективная система работы с детской одаренностью должна опираться не на широко распространенное положение, когда все силы и ресурсы аккумулируются вокруг 3-5% детей, имеющих яркую одаренность от природы, а когда создаются условия для массового проявления детских способностей в разных направлениях и сферах деятельности, поскольку в этом случае можно рассчитывать на проявление скрытой или потенциальной одаренности в результате определенных волевых качеств

UDC 373.2 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10048 The Gifted Child Project in Yakutia Olga N. Stepanova, Early Childhood and Primary Education Department of the Small Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia This paper addresses the problem of development of giftedness of young children. Early childhood age, viewed from the perspective of talent, is one of the priorities for the world's pedagogical and psychological science. At the same time, in Russia, most of the concepts of giftedness are focused on other levels of education, including the current Concept of the National System for Identification and Development of Young Talents. The Government of the Republic of Sakha (Yakutia) has always been focused on the development of children's and young people's talents. Its new vector is the early development of children's giftedness, starting from early childhood age. The pilot project involves 107 early childhood institutions and 14 primary schools in Yakutia. All subjects of the educational model take part in the support of gifted children: parents, educators, tutor's assistants, specialists and administration of preschool institutions, children and social partners. The work with children's talent is based on the idea that five pillars of education, i.e. music, chess, drawing, languages and sports that should become the basis for education of human talent. Early childhood organizations create conditions for mass manifestation of children's abilities across different areas, which allow to count on the manifestation of hidden or potential giftedness as a result of certain volitional qualities and awakened interest in any kind of activity. Each educational organization builds its own educational model of work according to this concept. The author of the article analyzes the work performed, which is based on the principles of consistency, openness and cultural congruence. Implementation of these principles allows the child to develop its intellectual and creative potential. Keywords: Republic of Sakha (Yakutia), gifted child, early childhood age, early childhood education. For citation: Stepanova O.N. (2019). The gifted child project in Yakutia. Preschool Education Today. 3:1 3, 56-65 (in Russian). DOI: 10.2441 1/1 997-9657-2018-10048 Original manuscript received 15.03.2019.

и пробудившегося интереса к какому-либо виду деятельности. И каждая образовательная организация строит свою образовательную модель работы согласно этой концепции.

Функционирование сети происходит в русле проводимой государством образовательной реформы, когда осуществляется масштабная деятельность по изменению содержания, структуры, методов, форм образования и когда особое значение приобретает создание среды, позволяющей выявлять и растить интеллектуальный потенциал страны, способный адекватно отвечать на глобальные вызовы XXI века.

Первый шаг, который был сделан в республике, - это проведение на базе тогда еще физико-математического форума «Ленский край» Министерства образования Республики Саха (Якутия) (директор В.А. Егоров), ныне ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук РС (Я)»), 11-13 ноября 2014 года Всероссийской научно-практической конференции «Российский и международный опыт: перспективы работы с одаренными детьми». На конференции был впервые представлен проект «Создание

эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО и школе», созданный при поддержке АСИ (авторы: О.Г. Волков, И.И. Комарова, Т.С. Комарова).

Министерство образования Республики Саха (Якутия) по инициативе министра образования Ф.В. Габышевой в канун Года дошкольного воспитания в республике приняло этот проект, в него были включены 92 образовательные организации (приказ № 01-16/2077 от 25.05.2015 г. Министерства образования РС (Я) о внедрении данного проекта в РС (Якутия)).

Малая академия наук Республики Саха (Якутия) и ее отдел дошкольного и начального образования, созданная В.А. Егоровым, была назначена оператором проекта.

Основные контуры развития детской одаренности определены в содержании образовательной программы ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук РС (Я)» - это подготовка будущей научной,творческой, управленческой и бизнес-элиты Республики Саха (Якутия) для прорывного и устойчивого развития экономики республики и страны. В перспективе образовательной

деятельности ГАУ ДО РС (Я) «МАН РС (Я)» - исследовательские проекты школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых в рамках Малой академии наук. Охват: обучение и работа более 6000 школьников, студентов, аспирантов и молодых специалистов в год. Образовательный процесс обеспечивают кафедры Малой академии наук - математики, физики, химии, информатики, кафедра естественных наук, гуманитарных наук, шахмат, дошкольного и начального образования. Их возглавляют ведущие специалисты республики в этих областях.

Система работы с одаренными детьми в Якутии, и в частности в ГАУ ДО РС(Я) «МАН РС(Я)», имеет 3 уровня: муниципальный, республиканский и федеральный/международный уровень. На муниципальном уровне, начиная с СОШ и организаций дополнительного образования детей (ОДОД), со школ повышенного уровня, идет работа по выявлению способных, талантливых детей. Эта работа проводится через дистанционные и очные олимпиады, конкурсы и фестивали, кружки и секции дополнительного образования.

На республиканском уровне работа объединяется под названием «развитие». Идет мощная работа по организации республиканских олимпиад, конкурсов, НПК, УТС, краткосрочных школ.

И третья форма работы - совершенствование. Эта работа ведется через участие и подготовку к российским и международным олимпиадам, конкурсам, конференциям. Также организовываются УТС, индивидуальное сопровождение одаренного ребенка и дистанционно, и очно.

Учитывая изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», появление стандартов дошкольного и начального образования с 2015 года, Малая академия наук приняла решение достраивать систему развития ранней одаренности, включив в нее дошкольников и младших школьников. Так началась работа по раннему выявлению и развитию детской одаренности в Республике Саха. Среди практиков проект был назван «Одаренный ребенок».

В основу работы с детской одаренностью были положены идеи первого президента Республики Саха, депутата Госдумы РФ Михаила Николаева, считавшего, что основой воспитания таланта человека должны стать пять китов образования - музыка, шахматы, рисование, языки и спорт.

Работа с детской одаренностью в образовательных организациях республики развивается

главным образом по этим пяти направлениям, однако, исследования показывают, что в перечне не хватает еще двух направлений: театральной деятельности и конструирования / робототехники. Поэтому сегодня мы говорим о семи основах, на которых стоит развитие детской одаренности.

Так, начиная с 2015 года начала складываться практика реализации республиканского проекта «Одаренный ребенок».

Проект «Одаренный ребенок» с самого начала был ориентирован на принятие любой из действующих образовательных программ. Поэтому детский сад, участвующий в проекте, заходил в него с любой программой. Руководство и педагоги знакомились с методикой ведения «Журнала сопровождения детской одаренности» (далее - журнал) и начинали работу по первому этапу реализации проекта «Одаренный ребенок» - заполнению журнала.

Полученные результаты и намечаемые действия обсуждались пилотными ОО ежеквартально под руководством отдела дошкольного и начального образования ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук РС (Я)» на специальных семинарах по развитию детской одаренности. Первые результаты проекта «Одаренный ребенок» были обобщены в процессе авторских семинаров пилотных образовательных организаций, проведенных с сентября по декабрь 2016 года, и позволили говорить о том, что в пилотных ОО уже выработано свое представление о диагностировании, создании индивидуального маршрута ребенка-дошкольника и младшего школьника. Одним словом, мониторинг выявления задатков и развития способностей был хорошо разложен и давал хорошие результаты. К 2016 году в проекте было задействовано уже 107 детских садов и 14 общеобразовательных школ.

Второй шаг. В первый год было определено несколько существенных моментов, которые заставили искать новые пути выявления и развития одаренности, появились вопросы: что сделать, чтобы образовательный процесс в пилотных ОО влиял на развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка? Чтобы каждый дошкольник и младший школьник нашей республики смог дальше развиться в той или иной деятельности, соответствующей его выявленным задаткам?

Это большая и сложная проблема, решение которой мы видели в обогащении содержания образования, мягкой модернизации системы дошкольного и начального образования путем

внедрения новых моделей, форм организации образовательной деятельности, методов, методик и средств.

Мы пришли к выводу, что необходимо координировать деятельность педагогов в нескольких направлениях: развивающее содержание образования в пилотных организациях, мониторинг выявления задатков и развития способностей детей, фиксирования результатов, информирование родителей, создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО и начальной школы по вопросам раннего выявления и развития детской одаренности.

В направлении развивающего содержания образования в пилотных организациях:

• разработка модели развивающего образования детской одаренности в каждой ОО с учетом собственной образовательной траектории учреждения;

• создание школ-лабораторий, ресурсных центров, стажировочных площадок, региональных отделений по раннему выявлению и развитию детской одаренности;

• внедрение современных образовательных технологий, методик раннего выявления и развития детской одаренности в ДОО и школах республики.

Совершенствование качества дошкольного и начального образования началось путем внедрения эффективных образовательных методик Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, технологий международной программы «Step by Step» (русская версия «Сообщество)», которые представляют собой методики, ориентированные на ребенка от 0 до 12 и их родителей, предлагают детям, педагогам и родителям академический вариант образования, при котором соблюдаются демократические принципы и адекватная практика развития; технологию учебных исследований в детском саду А.И. Савенкова; технологию междисциплинарного обучения Н.Б. Шумаковой в начальной школе; как пропедевтику математического образования авторскую методику И.Г. Сухина «Шахматы - школе».

Во многих пилотных организациях республиканского проекта «Одаренный ребенок» были созданы опорные центры проекта: школы-лаборатории инновационного развития. Модели образовательного пространства для развития детской одаренности в пилотных организациях построены по-разному, с учетом собственной образовательной траектории учреждения, но основаны на единых подходах и организа-

ционных действиях в вопросах поиска, раннего выявления, развития и сопровождения одаренных детей.

Школы-лаборатории, являясь лидерами проекта «Одаренный ребенок» в своем муниципалитете, ведут работу со всеми организациями и своего муниципального района, и близлежащих районов, которым интересны проблемы развития детской одаренности. Формат работы разный: авторские семинары, семинары-тренинги, коворкинг, сторителлинг, обучающие семинары, курсы повышения квалификации, переговорные площадки, мастер-классы и др.

Благодаря лидерам проекта «Одаренный ребенок» - их динамичности, открытости созданной ими образовательной модели - и детям, и родителям, и сообществу, и коллегам-педагогам постепенно мягко модернизируется система дошкольного и начального образования Якутии. Таким образом, мы стремимся к тому, чтобы модели развивающего образования детской одаренности в Якутии были построены на объединении ресурсов детского сада, семьи, школы и других учреждений - социальных партнеров, а также ресурсов улуса, республики. Основным результатом жизнедеятельности открытой системы мы считаем успешное взаимодействие с социумом, осваивая который образовательная организация становится мощным средством социализации личности. Открытость образовательного пространства, внедрение инновационных образовательных технологий, интеграция основного и дополнительного образования, систематическое повышение квалификации педагогов способствуют развитию талантов и интеллектуально-творческого потенциала детей.

В направлении создания системы повышения квалификации, развития профессиональной компетентности педагогов ДОО и школ Республики Саха (Якутия) ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук РС (Я)» ведет работу над серией вводных семинаров, курсов ПК в основных муниципалитетах и непосредственно в самих пилотных организациях для ознакомления руководителей, педагогов ДОО и школ с концепцией, технологией, методиками, базовыми принципами и первыми результатами проекта:

• курсы ПК, семинары-практикумы, круглые столы, переговорные площадки по семи направлениям развития образования Республики Саха (Якутия);

• осуществление методического сопровождения, консультирования педагогов ДОО

и начальной школы и по вопросам, проблемам музыкального, шахматного, художественного и STEAM-образования.

Сейчас актуальна проблема интеграции личности в единое общественное и духовное пространство России и мира при сохранении органичной взаимосвязи с родным языком, культурой и традицией народов, совместно проживающих в регионе. Пилотными организациями, у которых уже существовала практика полилингвальных групп с якутским, русским и английским языками, при поддержке Министерства образования и науки республики были организованы образовательные стажировки в других странах - Южную Корею, Германию, Финляндию и др.

За все время, которое существует проект, ГАУ ДО РС (Я) «Малой академией наук РС (Я)» было проведено более 20 семинаров, 12 курсов ПК для педагогов ДОО и начальной школы, ежегодно проводится 10 различных фестивалей, олимпиад и конкурсов для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

На семинарах обсуждаются методы работы и полученные результаты. В зависимости от них корректируется и содержание образовательной модели организации, среда, и вектор приложения усилий. Семинары позволяют говорить о получении вполне эффективных результатов деятельности педагогического сообщества Якутии в сфере раннего развития детской одаренности в системе дошкольного образования республики.

Однако, несмотря на то, что в проекте сразу приняли участие 2360 детей и за несколько лет эта цифра удвоилась, продолжительность эксперимента пока недостаточна, чтобы делать окончательные выводы.

В направлении мониторинга выявления задатков и развития способностей детей, фиксирования результатов:

• курсы ПК по вопросам реализации и внедрения образовательной технологии И.И. Комаровой; О.Н. Степановой;

• семинары-практикумы по освоению педагогами пилотных организаций мониторинга диагностики развития способностей и задатков (наблюдения, игры, задания, тесты и др.).

Механизмы выявления

Существует множество механизмов выявления одаренности, разработанных, главным образом, зарубежными психологами. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, но полностью

не удовлетворяет ни один. Даже знаменитая система ^ принимается научным сообществом с весьма большими оговорками и постоянно ведется поиск более адекватных механизмов.

Основная часть механизмов выявления одаренности рассчитана на среднюю школу и старший возраст. Что касается раннего возраста, то для них разработаны наборы поведенческих признаков, которые могут фиксироваться психологами или воспитателям, находящимися в постоянном контакте с детьми.

Однако, педагогам, работающим с детьми младшего возраста, следует помнить, что любые отборы условны, особенно конкурсные. Если бы современные тесты применялись к тем, кого мы считаем великими, то мир остался бы без Бетховена, Эйнштейна, Верди и многих других.

Поэтому Концепция выявления одаренности, разработанная коллективом авторов по заказу АСИ, опиралась как на современные, теории, так и на труды классиков русской педагогики - К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др., много сделавших в области одаренности, и предлагает совокупность данных педагогического наблюдения, включающих педагогический мониторинг, сведения о родителях и предках и графическое тестирование. При этом предполагается, что эти данные будут использоваться нетравматично для ребенка, то есть наличие того или иного признака не поставит на развитии ребенка крест.

Карта выявления задатков и развития способностей дошкольников и младших школьников (О.Г. Волков), которая первоначально применялась в работе, не давала возможности провести сравнения между видами одаренности и выйти на хоть какие-то результаты. Она требовала довольно громоздкой организации с привлечением внешнего экспертного сообщества, что требовало больших затрат, и приводила к спорным выводам по кандидатурам. Кроме того, направления одаренности, которые предлагалось оценивать, фактически не коррели-ровались с какими-либо данными (территория, возраст, опыт, проведенная работа и проч.). В результате О.Н. Степановой и И.И. Комаровой был разработан новый «Журнал одаренности», ориентированный на виды одаренности, работа с которыми наиболее распространена в мировой практике. Признаки этих видов одаренности были унифицированы и сделаны предложения по их градации. В этом случае отпала необходимость в привлечении внешних экспертов. Полученные

результаты позволили воспитателям вместе с родителями определять индивидуальный маршрут развития ребенка.

В конце 2017 года была предпринята попытка автоматизировать процесс фиксации видов одаренности в специальной системе, разработанной по заказу Минобрнауки РФ. Однако, упрощение системы оценок не было принято педагогами Якутии. Поэтому на сегодняшний момент авторы вернулись к «Журналу» Комаровой / Степановой 2017 года.

Суть работы по образовательной технологии И.И. Комаровой и О.Н. Степановой заключается в том, что на каждого ребенка заведен Журнал сопровождения детской одаренности и выявления задатков (далее - Журнал), дан их анализ и разработана основанная на нем и на данных родителей программа развития способностей ребенка. Журнал состоит из разделов-таблиц: паспорт ребенка, общие сведения, родительские приоритеты при воспитании ребенка, карта рода, карта индивидуальной одаренности ребенка (КИОР). После обработки результатов определяют основные одаренности ребенка на пересечении кривой Парето на уровне 80%. После этого разрабатывается индивидуальная траектория развития ребенка.

В таблицах Журнала «Карта рода» и «Карта индивидуальной одаренности ребенка» (КИОР) определены 11 основных направлений развития задатков ребенка: творческие, интеллектуальные, академические, логико-математические, технические, двигательные, музыкальные, художественно-изобразительные, коммуникативные, лидерско-организацион-ные, вербальные.

По этим направлениям и ведется системное наблюдение за детьми и во время образовательных ситуаций, и во время режимных моментов. В Журнале на каждое направление одаренности выделены соответствующие страницы. Воспитателем / учителем в Журнале фиксируются в течение дня только яркие проявления одного-двух из 11 направлений одаренности ребенка. Например, педагог заметил у Вани П. в течение дня проявление интеллектуальных способностей. В конце своего рабочего дня он фиксирует знаком « + » в Журнале Вани П., на странице интеллектуальных способностей данное наблюдение. Своим наблюдением делится с родителями Вани П. Просит их понаблюдать за проявлением способностей дома. При заполнении Журнала воспитатель / учитель учитывает и результаты наблюдений родителей ребенка. Их он тоже фиксирует в Журнале.

Накопленные заметки воспитатель / учитель обрабатывает в конце недели и месяца, на основании анализа обнаруженных задатков педагоги совместно с родителями ежеквартально составляют, с учетом мотивации и склонностей ребенка, индивидуальную программу развития одаренности и начинают совместную работу по этой программе. Таким образом, на основе систематических наблюдений и педагогами, и родителями у каждого ребенка появляется индивидуальный маршрут развития его интеллектуально-творческого потенциала, т.е. одаренности. Обязательным условием является постоянное общение с родителями (законными представителями).

Выявление задатков и способностей детей возможно и другими путями. Ведется системное ежедневное наблюдение за детьми во время образовательных ситуаций и в режимные моменты. Наиболее яркие достижения детей ежедневно фиксируются воспитателями в Рабочем журнале. Также используется метод изучения продуктов детского творчества и метод портфолио (воспитанников, сообществ, групп), по итогам года заполняется база данных одаренных детей.

В сопровождении одаренных детей участвуют все субъекты образовательной модели: родители, воспитатели, помощники воспитателя, специалисты и администрация ДОО, дети, социальные партнеры.

Для повышения уровня социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей (законных представителей), как участников образовательных отношений, проводятся занятия родительского всеобуча, родители привлекаются к участию в занятиях детско-взрослых сообществ, в различных мероприятиях творческой, интеллектуальной, спортивной направленности.

Такая работа по данным Журнала помогает коллективу формировать Базу данных детей образовательного учреждения по направлениям одаренности, анализ которой в свою очередь поможет увидеть перспективы развития в целом организации, выстроить правильные образовательные отношения между ребенком и окружающими взрослыми.

Заполненный Журнал сопровождения детской одаренности и выявления задатков передается к выпуску ребенка из детского сада и начальной школы родителям/законным представителям ребенка. В начальной школе работа с Журналом сопровождения и развития способностей каждого ребенка продолжается.

Мы предполагаем, что информированность родителей и их ребенка о сильных сторонах его личности через Журнал сопровождения детской одаренности поможет найти родителям и каждому ребенку наиболее оптимальную траекторию индивидуального образовательного лифта для развития, свое направление уже в профилированных классах основной школы, сделать в будущем осознанный выбор профессии и дальнейшего образования.

Предполагается, что база данных дошкольников и младших школьников будет востребована в дальнейшей работе с детьми республики, в ГАУ ДО РС (Я) «Малая академии наук РС (Я)» и в других дополнительных образовательных учреждениях: в среднем звене, и в старших классах индивидуальная траектория развития ребенка имеет продолжение в системе учебно-тренировочных сборов (УТС) и олим-пиадного движения.

В целях поддержки детской одаренности ведется разработка службы информирования родителей и общественности республики на основе открытой и доступной для родителей, детей и педагогов республиканской онлайн-системы помощи в развитии индивидуальных способностей детей. В системе предполагается использование специально разработанного ПО и интернет-базы данных талантливых детей, квалифицированных педагогов и специалистов с авторским названием «Одаренный ребенок», что позволит информировать родителей и ребенка о сильных сторонах его личности и сделать осознанный выбор будущей профессии и дальнейшего образования.

К 2018 году работы по проекту «Одаренный ребенок» развились настолько, что пришло время говорить о необходимости его расширения и о фиксации педагогами-практиками результатов.

Министерство образования и науки РС(Я) подвело итоги этого процесса в рамках Международного симпозиума, прошедшего в республике в июле 2018 года, поручило рабочей группе, в которую вошли представители МОН РС(Я), АОУ РС (Я) ДПО «Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского», ГАУ ДО РС (Я) «Малой академии наук РС (Я)» и приглашенные специалисты Т.С Комарова и И.И. Комарова, разработать Концепцию развития детской одаренности Республики Саха (Якутия).

В работе над концепцией приняли участие около 300 педагогов, реализующих проект «Одаренный ребенок».

Документ был представлен на заключительной сессии Симпозиума педагогическому сообществу, министру образования и науки РС(Я). Осенью 2018 года глава РС(Я) А.С. Николаев подписал Указ «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)», согласно которому программа развития одаренности распространилась на все детские сады республики.

Дальнейшие задачи, которые предстоит решить педагогическому сообществу:

• включить в работу по раннему выявлению и развитию детской одаренности остальные детские сады РС(Я). С этой целью создать совместно с Национальной библиотекой РС(Я) информационную образовательную сеть с постепенным включением в нее всех ДОО;

• организовать межведомственное и разноуровневое взаимодействие и координацию работы учреждений образования, культуры, муниципалитетов региона с талантливыми детьми и молодежью на территории Республики Саха (Якутия);

• создать сеть Ресурсных центров и школ-лабораторий по 10 направлениям одаренности;

• начать работу по созданию сети Ресурсных центров по исследовательской и проектной деятельности в ДОО и школах республики;

• подготовить Практическое руководство по развитию проекта «Одаренный ребенок» для всех детских садов Якутии;

• отработать в рамках пилотного проекта модель единых подходов и организационных действий в вопросах поиска, раннего выявления, развития и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи начиная с дошкольного возраста;

• повысить эффективность работы образовательных организаций республики через предлагаемый комплексный системный подход раннего выявления и развития детской одаренности в РС (Я);

• организовать и провести серию семинаров-практикумов, курсов ПК в основных муниципалитетах и пилотных ОО для ознакомления руководителей и педагогов ДОО и школ с современными концепциями одаренности, технологиями, методиками, базовыми принципами реализации проекта: индивидуализации образовательного процесса, образовательной деятельностью в ходе нетрадиционных режимных моментов, детской тематической проектной деятельностью;

• создать открытую и доступную для родителей, детей и педагогов республиканскую онлайн-систему помощи в развитии индивидуальных способностей детей, с использованием специально разработанного ПО и интернет-базы данных талантливых детей, сильных педагогов и специалистов, с авторским названием «Одаренный ребенок», которая в свою очередь поможет информировать родителей и их ребенка о сильных сторонах его личности и поможет сделать в будущем осознанный выбор будущей профессии и дальнейшего образования;

• организовать и провести в 2019-2020 уч. году широкую экспериментальную проверку эффективности предложенной модели выявления задатков и развития способностей детей путем разработки ООП ОО, непрерывного мониторинга, диагностики и разработки программ индивидуального развития одаренных детей в ДОО и школах Республики Саха (Якутия);

• совершенствовать качество дошкольного образования путем внедрения эффективных образовательных технологий и методик Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, А.И. Савенкова, Н.Б. Шумаковой в направлении развития исследовательской и проектной деятельности в ДОО и школе;

• продолжать внедрение в пилотные сады технологии развития способности действовать «в уме» с использованием шахматного материала на основе авторской методики И.Г. Сухина;

• продолжать содействовать участию способных и одаренных детей в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, интеллектуальных и предметных олимпиадах, направленных на выявление юных дарований и расширение возможностей для их самореализации и совершенствования способностей;

• продолжать осуществлять содействие, консультирование и сбор информации в экспериментальных ОО в части поэтапной реализации проекта. Проводить четыре (ежеквартальных) рабочих семинара-совещания (вебинаров) по эффективности реализации и решения задач проекта;

• продолжать внедрять на территории Республики Саха (Якутия) систему непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО, учителей начальных классов, старших воспитателей, заведующих ДОО и их заместителей по вопросам раннего выявления и развития детской одаренности.

Таким образом, основными элементами проекта «Одаренный ребенок» являются:

• устойчивое сочетание направлений развития ребенка, установленных ФГОС ДО, определяющих стандартное развитие, и на-правленностей дополнительного образования, в котором сегодня и сосредоточились те образовательные элементы, которые требуются для развития одаренности;

• открытая образовательная среда, обеспечивающая раннее развитие детской одаренности;

• Журнал сопровождения детской одаренности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все три компонента тесно взаимосвязаны друг с другом и опираются на результаты Журнала.

Основные направления приложения усилий по развитию детской одаренности в Республике Саха (Якутия):

• Роль взрослого окружения, т.е. родителей и педагогов, которые знают возрастные и индивидуальные особенности детей и их возможности.

• Значение детско-взрослых сообществ, в которых активны дети, воспитатель и родители.

• Окружающая среда или, точнее, инфраструктура образования.

• Применяемые методы, формы, приемы работы, стимулирующие развитие ребенка.

• Включение в образовательную программу ДОО и начальной школы таких областей деятельности, которые, по признанию исследователей и практиков, способствуют развитию одаренности: рисования, музыки, физической активности, театральной деятельности, шахмат, языков и STEAM-образования.

• Расширение опыта ребенка.

• Создание общей атмосферы востребованности мыслей и действий ребенка.

• Разработка индивидуальных траекторий развития.

Суть сделанного по настоящее время:

• Увеличилось число детских садов, участвующих в проекте. Если начиналось с 92 ОО, сегодня их больше 121 (107 детских садов и 14 школ). Задатки отслеживаются у 5457 детей дошкольного и младшего школьного возраста Республики Саха (Якутия), кружок шахмат по методике И.Г. Сухина посещают 4190 детей дошкольного и младшего школьного возраста).

• В большинстве ДОО определены образовательные траектории и сформировано устойчивое сочетание ФГОС и дополнительного образования.

• Отработана система ведения Журнала сопровождения детской одаренности.

• Система работает одинаково эффективно для различных программ: «Образование для процветания», «От рождения до школы», «Детство», «ОткрытиЯ» и др.

• Практически во всех детских садах и начальных школах, участвующих в проекте, в рамках их приоритетных видов одаренности имеются лауреаты различных как федеральных, так и республиканских детских конкурсов.

• За годы реализации инновационного проекта «Одаренный ребенок» увеличилось число педагогов, проходивших курсы ПК. ■

Информация об авторе

Степанова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, руководитель отдела дошкольного и начального образования ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук РС (Я)», Якутск, Республика Саха (Якутия), stepanova2370@mail.ru

Information about author

Olga N. Stepanova, PhD in Pedagogy, Head of Early Childhood and Primary Education Department of the Small Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia, stepanova2370@mail.ru

Литература

1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.

2. Бандура А Теория социального научения. - СПб: Евразия, 2000. - 320 с.

3. ВераксаН.Е. Роль противоречивых ситуаций в развитии мышления детей // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М., 1985.

4. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1987. - №4.

5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 64 с.

6. Волков О.Г. Карта диагностики и развития способностей дошкольника / Лидерский проект «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО и школе». - Чебоксары, 2012. - 36 с.

7. Волков О.Г. Образовательная технология эффективного поиска, выявления, сопровождения и развития задатков и наклонностей

одаренных детей и талантливой молодежи, начиная с дошкольного возраста: методическое пособие. - Чебоксары, 2012. - 12 с.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1. - М., 1982.

9. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. - М.: Смысл, 2009. - С. 63.

10. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г. N Пр-827).

11. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов РФ на 2015-2020 гг., утв. 27 мая 2015 г. №3274п-П8 зам. Председателя Правительства РФ.

12. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 368 с.

13. Практическое руководство по работе с детской одаренностью в раннем и младшем возрасте: [Коллективная монография] / Н.Е. Веракса, И.В. Каракчиева, И.И. Комарова, О.Н. Степанова, Ю.И. Семенов, М.Л. Прокопьева и др. - Москва - Якутск, 2019. - 282 с.

14. Рабочая концепция одаренности... 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm]

15. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М., 2000. - С. 231.

16. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде // Развитие личности. - 2002. - № 3. - С. 113-146.

17. Сухин И.Г., Егоров ВА. Методические рекомендации по введению учебного курса «Шахматы - школе» в начальные школы и детские сады Республики Саха (Якутия). - Якутск: Физико-математический форум «Ленский край». - 56 с.

18. Теплов Б.М. Способности и одаренность. - В кн.: Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - С. 9-38.

19. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 22.11.2018 г. № 190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)».

20. Шумакова Н.Б. Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. - 2018. - Том 10. - № 1. - С. 1-7 doi: 10.1 7759/psyedu.2018100101

References

1. Avdeeva N.I., Shumakova N.B. i dr. (2006) Odarennyi rebenok v massovoi shkole [A gifted child in a mass school]. Moscow. Prosveshchenie. 239.

2. Bandura A. (2000) Teoriya sotsial'nogo naucheniya [Theory of social learning]. SPb: Evraziya. 320.

3. Kompleks mer po realizatsii Kontseptsii obshchenatsional'noi sistemy vyyavleniya i razvitiya molodykh talantov RF na 2015-2020 gg., utv. 27 maya 2015 g. №3274p-P8 zam. Predsedatelya Pravitel'stva RF [A set of measures to implement the Concept of a national system for the identification and development of young talents of the Russian Federation for 20152020, approved. May 27, 2015 No. 3274n-P8 Deputy Chairman of the Russian Government].

4. Kontseptsiya obshchenatsional'noi sistemy vyyavleniya i razvitiya molodykh talantov (utverzhdena Prezidentom RF 3 aprelya 2012 g. N Pr-827) [The concept of the national system of identification and development of young talents (approved by the President of the Russian Federation on April 3, 2012 N PR-827].

5. Leont'ev A.N. (2009) Psikhologicheskie osnovy razvitiya rebenka i obucheniya [Psychological basis of child development and education]. Moscow. Smysl. 63.

6. Ot rozhdeniya do shkoly (2014). Primernaya obshcheobrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya (pilotnyi variant) [From birth to school (2014). Approximate General education program of preschool education (pilot version)]. Pod red. N.E. Veraksy, T.S. Komarovoi, M.A. Vasil'evoi. Moscow. Mozaika-Sintez. 368.

7. Prakticheskoe rukovodstvo po rabote s detskoi odarennost'yu v rannem i mladshem vozraste: (Kollektivnaya monografiya (2019) [Practical guide to work with children's giftedness at an early and younger age: Collective monograph]. N.E. Veraksa, I.V. Karakchieva, I.I. Komarova, O.N. Stepanova, Yu.I. Semenov, M.L. Prokop'eva i dr. Moscow, Yakutsk. 282.

8. Rabochaya kontseptsiya odarennosti...(2003) [Working concept of giftedness]. Moscow. [URL: http:// psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm]

9. Savenkov A.I. (2000) Odarennye deti v detskom sadu i shkole [Gifted children in kindergarten and school]. Moscow. 231.

10. Savenkov A.I. (2002) Razvitie detskoi odarennosti v obrazovatel'noi srede [Development of children's talent in the educational environment]. Razvitie lichnosti [Personal Development]. 3. 113-146.

11. Shumakova N.B. (2018) Spetsifika i problemy razvitiya odarennykh detei v mladshem shkol'nom vozraste [Specificity and problems of development of gifted children in primary school age [Electronic

resource]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological and Pedagogical Research]. Vol. 10. 1. 1 -7 doi: 10.17759/psyedu.2018100101

12. Sukhin I.G., Egorov V.A. (2015) Metodicheskie rekomendatsii po vvedeniyu uchebnogo kursa «Shakhmaty - shkole» v nachal'nye shkoly i detskie sady Respubliki Sakha (Yakutiya) [Guidelines for the introduction of the course "Chess - school" in primary schools and kindergartens of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Yakutsk: Fiziko-matematicheskii forum «Lenskii krai». 56.

13. Teplov B.M. (1961) Sposobnosti i odarennost'. V knige: Problemy individual'nykh razlichii [Ability and talent. In the book: Problems of individual differences]. Moscow. 9-38.

14. Ukaz Glavy Respubliki Sakha (Yakutiya) ot 22.11.2018 g. № 190 «O strategicheskikh napravleniyakh razvitiya obrazovaniya v Respublike Sakha (Yakutiya)» [Decree of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) from 22.11.2018 № 190 "On strategic directions of education in the Republic of Sakha (Yakutia)"].

15. Veraksa N.E. (1985) Rol' protivorechivykh situatsii v razvitii myshleniya detei. Razvitie myshleniya i umstvennoe vospitanie doshkol'nika [The role of conflicting situations in the development of children's thinking. The development of thinking and mental education of preschoolers]. Pod red. N.N. Podd'yakova, A.F. Govorkovoi. Moscow.

16. Veraksa N.E. (1987) Razvitie predposylok dialekticheskogo myshleniya v doshkol'nom vozraste [The development of the prerequisites of dialectical thinking in preschool age]. Voprosy psikhologii [Question of Psychology]. 4.

17. Veraksa N.E., Veraksa A.N. (2014) Proektnaya deyatel'nost' v detskom sadu [Project activities in kindergarten]. Moscow. Mozaika-Sintez. 64.

18. Volkov O.G. (2012) Karta diagnostiki i razvitiya sposobnostei doshkol'nika. Liderskii proekt «Sozdanie effektivnoi sistemy vyyavleniya zadatkov i razvitiya sposobnostei detei v DOO i shkole» [Map of diagnostics and development of preschooler abilities. Leadership project „Creating an effective system for detecting the makings and development of children's abilities in kindergarten and school"]. Cheboksary. 36.

19. Volkov O.G. (2012) Obrazovatel'naya tekhnologiya effektivnogo poiska, vyyavleniya, soprovozhdeniya i razvitiya zadatkov i naklonnostei odarennykh detei i talantlivoi molodezhi, nachinaya s doshkol'nogo vozrasta: metodicheskoe posobie [Educational technology of effective search, identification, support and development of inclinations and inclinations of gifted children and talented youth, starting from preschool age: Handbook]. Cheboksary. 12.

20. Vygotskii L.S. (1982) Sobranie sochinenii [Collected works]. T. 1. Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.