Научная статья на тему 'Стиль общения сестринского персонала многопрофильного детского медицинского учреждения: особенности и трудности'

Стиль общения сестринского персонала многопрофильного детского медицинского учреждения: особенности и трудности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
720
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ / МЕНЕДЖЕРЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION DIFFICULTIES / DIALOGIC COMMUNICATION / COMMUNICATION STYLE / SICK NURSES / NURSING MANAGERS / PROFESSIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спивак Игорь Маратович, Бирюкова Елена Геннадьевна

Представлены данные психологического исследования особенностей взаимодействия сестринского персонала многопрофильного детского медицинского учреждения для обеспечения сотрудничества с пациентами и коллегами. Установлено, что коммуникативные трудности возникают в основном при общении с пациентами. У медицинских сестер они связаны с определением собственного статуса и уровня контроля поведения пациента, у старших медицинских сестер с демонстрацией статуса и эмоциональной закрытостью. Сестринский персонал независимо от статуса легче формирует партнерские отношения с коллегами. Старшие медицинские сестры в отличие от медицинских сестер не вступают с ними в конкурентные отношения. Поведение коллег вызывает у старших медицинских сестер амбивалентные реакции: они одновременно ориентируются на самодисциплину и контроль их поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Спивак Игорь Маратович, Бирюкова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication style of nursing personnel of the multidisciplinary children''s institution: features and problems

There are presented data of psychological studies of the features of the interaction of nursing stuff in the multidisciplinary children's medical institution to ensure the cooperation with patients and colleagues. Communication problems were established to arise mainly when dealing with patients. In the sick nurses they are related with the determination of their own status and level of control over the behavior of the patient, in the nurse supervisors with a demonstration of the status and emotional closeness. Nursing personnel regardless of status forms partnerships with colleagues easier. Nurse supervisors unlike sick nurses do not enter with them into competitive relations. In nurse supervisors the behavior of peers trigger ambivalent reactions: they are simultaneously directed to the self-discipline and control their behavior.

Текст научной работы на тему «Стиль общения сестринского персонала многопрофильного детского медицинского учреждения: особенности и трудности»

Спивак И.М., Бирюкова Е.Г.

© СПИВАК И.М., БИРЮКОВА Е.Г., 2015 УДК 614.253.52:616-053.2-082

Спивак И.М., Бирюкова Е.Г.

стиль общения сестринского персонала многопрофильного детского медицинского учреждения: особенности и трудности

Научный центр здоровья детей, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 1

Представлены данные психологического исследования особенностей взаимодействия сестринского персонала многопрофильного детского медицинского учреждения для обеспечения сотрудничества с пациентами и коллегами. Установлено, что коммуникативные трудности возникают в основном при общении с пациентами. У медицинских сестер они связаны с определением собственного статуса и уровня контроля поведения пациента, у старших медицинских сестер - с демонстрацией статуса и эмоциональной закрытостью. Сестринский персонал независимо от статуса легче формирует партнерские отношения с коллегами. Старшие медицинские сестры в отличие от медицинских сестер не вступают с ними в конкурентные отношения. Поведение коллег вызывает у старших медицинских сестер амбивалентные реакции: они одновременно ориентируются на самодисциплину и контроль их поведения.

Ключевые слова: коммуникативные трудности; диалогическое общение; стиль общения; медицинские сестры; менеджеры сестринского дела; профессиональная коммуникация.

Для цитирования: Российский педиатрический журнал. 2015; 18 (4): 61-64.

SpivakI.M., Biryukova E.G.

COMMUNICATION STYLE OF NURSING PERSONNEL OF THE MULTIDISCIPLINARY CHILDREN'S INSTITUTION: FEATURES AND PROBLEMS

Scientific Centre of Child Healthcare, 2, building 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991

There are presented data of psychological studies of the features of the interaction of nursing stuff in the multidisciplinary children's medical institution to ensure the cooperation with patients and colleagues. Communication problems were established to arise mainly when dealing with patients. In the sick nurses they are related with the determination of their own status and level of control over the behavior of the patient, in the nurse supervisors - with a demonstration of the status and emotional closeness. Nursing personnel regardless of status forms partnerships with colleagues easier. Nurse supervisors unlike sick nurses do not enter with them into competitive relations. In nurse supervisors the behavior of peers trigger ambivalent reactions: they are simultaneously directed to the self-discipline and control their behavior.

Key words: communication difficulties, dialogic communication, communication style, sick nurses, nursing managers, professional communication.

Citation: Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal. 2015; 18(4): 61-64. (In Russ.)

у^мение построить взаимоотношения с па-( IX циентом и его близкими является одной из У основных коммуникативных задач сестринского персонала [1-3]. Значительная роль в ее решении отводится стилю профессионального общения медицинских сестер, который должен быть направлен на сотрудничество [4-7].

Вместе с тем опрос сестринского персонала многопрофильного детского медицинского учреждения показывает, что все медицинские сестры испытывают трудности в сфере профессиональной коммуникации [8-10].

Определение факторов общения, снижающих эффективность сестринского ухода, делает актуальным изучение стиля общения медицинских сестер [11]. Целью нашей работы явилось определение представлений сестринского персонала о стиле общения в связи с коммуникативной ситуацией и статусом медицинской сестры.

Для корреспонденции: Спивак Игорь Маратович, канд. психол. наук, ст. науч. сотр. отдела «Организация сестринского дела в педиатрии», e-mail: [email protected]

Материалы и методы

Обследована 51 медицинская сестра Научного центра здоровья детей, из них 19 человек были менеджерами сестринского дела. Средний возраст медицинских сестер - 31 год, старших медицинских сестер - 38 лет.

Исследование проводилось с использованием анкетирования. Медицинским сестрам предлагался бланк с перечислением моделей поведения, характерных для монологического и диалогического стиля общения, с инструкцией описать собственную позицию и позицию собеседника в двух коммуникативных ситуациях: 1) общение с пациентом и его семьей, 2) общение с коллегами [8, 9, 12, 13]. При этом мы рассматриваем диалогический стиль как общение, реализующее стратегию сотрудничества между медицинской сестрой и пациентом

[14].

Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы SPSS for Windows. Данные, полученные при анкетировании, анализировались с учетом коммуникативной ситуации и статуса сестринского персонала.

Таблица 1

Представления медицинских сестер (п = 32) о стиле общения с пациентом и его семьей (в %)

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ

Монологическое общение Диалогическое общение

А. Собственная позиция

Поддерживает статусные отношения с собеседником 47 Поддерживает партнерские отношения с собеседником 53

Игнорирует или отрицает мнение собеседника 0 Признает и уважает мнение собеседника 100

Закрыта в проявлении чувств 25 Открыта в проявлении чувств 75

Полностью контролирует поведение собеседника 44 Поддерживает у собеседника самоконтроль поведения 56

Прибегает к дисциплинарным методам воздействия 19 Способствует развитию самодисциплины 81

Б. Позиция собеседника

Низкие активность, инициативность и творчество 3 Высокие активность, инициативность и творчество 97

Свои переживания выражает в основном невербально (мимикой, жестами, позами) 22 Свои переживания выражает как словесно, так и невербально (мимикой, жестами, позами) 78

Результаты и обсуждение

Стиль общения медицинских сестер. Медицинские сестры описывают собственное поведение в ситуации общения с пациентом и его семьей следующим образом (табл. 1): признают и уважают мнение собеседника (100%), открыты в проявлении чувств (75%), способствуют развитию самодисциплины (81%). Эти позиции указывают на стремление среднего медицинского персонала к диалогическому общению.

Относительно моделей поведения - поддержание статусных/партнерских отношений, внешний контроль со стороны медицинской сестры/самоконтроль пациента - средний медицинский персонал делает выбор как в сторону монологического, так и в сторону диалогического общения (соответственно 47/53 и

44/56%). Отметим, что коммуникативное поведение, характерное для монологического общения, нередко провоцирует конфликтные ситуации с пациентами [4, 6, 14].

В позиции пациента медицинские сестры отмечают модели поведения, которые проявляются у собеседника при диалоге: высокая активность и инициативность в ходе коммуникации (97%), свободное (словесное и невербальное) выражение своих чувств (78%). Показано, что поддержание медицинской сестрой речевой и невербальной активности пациента особенно важно в ходе его подготовки к обследованию, что улучшает его эмоциональное состояние [13].

Сопоставление данных по монологическому стилю общения показывает, что сочетание таких моделей поведения, как поддержание статуса в отношениях и

Таблица 2

Представления медицинских сестер (п = 32) о стиле общения с коллегами (в %)

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ

Монологическое общение Диалогическое общение

А. Собственная позиция

Поддерживает статусные отношения с собеседником 31 Поддерживает партнерские отношения с собеседником 69

Игнорирует или отрицает мнение собеседника 9 Признает и уважает мнение собеседника 91

Закрыта в проявлении чувств 28 Открыта в проявлении чувств 72

Полностью контролирует поведение собеседника 25 Поддерживает у собеседника самоконтроль поведения 75

Прибегает к дисциплинарным методам воздействия 12 Способствует развитию самодисциплины 8

Б. Позиция собеседника

Низкие активность, инициативность и творчество 9 Высокие активность, инициативность и творчество 91

Свои переживания выражает, в основном, невербально (мимикой, жестами, позами) 16 Свои переживания выражает как словесно, так и невербально (мимикой, жестами, позами) 84

Спивак И.М., Бирюкова Е.Г.

63

Таблица 3

Представления старших медицинских сестер (п = 19) о стиле общения с пациентом и его семьей (в %)

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ

Монологическое общение Диалогическое общение

А. Собственная позиция

Поддерживает статусные отношения с собеседником 68 Поддерживает партнерские отношения с собеседником 32

Игнорирует или отрицает мнение собеседника 0 Признает и уважает мнение собеседника 100

Закрыта в проявлении чувств 63 Открыта в проявлении чувств 37

Полностью контролирует поведение собеседника 11 Поддерживает у собеседника самоконтроль поведения 89

Прибегает к дисциплинарным методам воздействия 37 Способствует развитию самодисциплины 63

Б. Позиция собеседника

Низкие активность, инициативность и творчество 32 Высокие активность, инициативность и творчество 68

Свои переживания выражает в основном невербально (мимикой, жестами, позами) 16 Свои переживания выражает как словесно, так и невербально (мимикой, жестами, позами) 84

полный контроль поведения пациента, встречается у медицинских сестер в 25% случаев.

В ситуации общения с коллегами медицинские сестры проявляют преимущественно модели поведения, характерные для диалогического стиля общения (табл. 2): поддерживают партнерские отношения

- 69%, самоконтроль поведения - 75%, развитие самодисциплины - 88%, уважают мнение собеседника

- 91%, открыты в проявлении чувств - 72%.

Описание коммуникативного поведения коллег (позиция собеседника), активность и инициативность (91%), свободное выражение чувств (84%), также объясняется стремлением медицинских сестер, в основном, к диалогу.

Сравнение моделей поведения медицинских сестер в разных коммуникативных ситуациях указывает на явные различия по двум показателям (рис. 1): медицинские сестры склонны поддерживать партнерские отношения и самоконтроль поведения с коллегами в 1,3 раза чаще (в обоих случаях), чем с пациентами.

Сопоставление моделей поведения между собой в двух коммуникативных ситуациях свидетельствует, что партнерские отношения снижают ответственность медицинской сестры за поведение коллеги в 56% случаев, за поведение пациента - в 38% случаев. При этом лишь 9% медицинских сестер вступают в конкурентные отношения с коллегами, игнорируя или отрицая их мнение, что не встречается в ситуации общения с пациентами [15].

стиль общения старших медицинских сестер. Анализ стиля общения старших медицинских сестер с пациентом и его семьей (табл. 3) указывает преимущественно на их склонность к поддержанию статусных отношений (68%) и закрытость в выражении своих чувств (63%), что соответствует монологическому общению.

На закрытость старших медицинских сестер в выражении своих чувств важно обратить отдельное внимание, поскольку коммуникабельность спе-

циалиста во многом определяется его эмоциональной экспрессивностью [3, 5, 13]. Кроме того, такие личностно-коммуникативные особенности старших медицинских сестер повышают риск развития у них эмоционального выгорания [12, 16].

Вместе с тем старшие медицинские сестры признают и уважают мнение, поддерживают самоконтроль и самодисциплину пациента (соответственно 100, 89 и 63%). Они отмечают в его позиции чаще высокую активность и инициативность (68%), свободное (словесное и невербальное) выражение чувств (84%), что характеризует преимущественно диалогический стиль общения [13, 15].

Пациент ^ Коллеги

Рис. 1. Сравнение моделей поведения, характерных для диалогического стиля общения, у медицинских сестер в двух коммуникативных ситуациях (в %).

64

Таблица 4

Представления старших медицинских сестер (п = 19) о стиле общения с коллегами (в %)

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ

Монологическое общение Диалогическое общение

А. Собственная позиция

Поддерживает статусные отношения с собеседником 32 Поддерживает партнерские отношения с собеседником 68

Игнорирует или отрицает мнение собеседника 0 Признает и уважает мнение собеседника 100

Закрыта в проявлении чувств 32 Открыта в проявлении чувств 68

Полностью контролирует поведение собеседника 32 Поддерживает у собеседника самоконтроль поведения 68

Прибегает к дисциплинарным методам воздействия 21 Способствует развитию самодисциплины 79

Б. Позиция собеседника

Низкие активность, инициативность и творчество 21 Высокие активность, инициативность и творчество 79

Свои переживания выражает в основном невербально (мимикой, жестами, позами) 16 Свои переживания выражает как словесно, так и невербально (мимикой, жестами, позами) 84

Сопоставление данных по монологическому стилю общения показывает, что сочетание двух моделей поведения - поддержание статусных отношений с пациентом и закрытость чувств - встречается у старших медицинских сестер в 47% случаев [12].

Коммуникация старших медицинских сестер с коллегами также основывается главным образом на диалоге (табл. 4).

Их собственная позиция направлена на поддержание партнерских отношений - в 68%, признание и уважение мнения собеседника - в 100%, открытость в проявлении чувств - в 68%, поддержание самоконтроля - в 68%, развитие самодисциплины у собеседника - в 79% случаев.

100 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/У У

/

Пациент

^ Ус/

Коллеги

Рис. 2. Сравнение моделей поведения, характерных для диалогического стиля общения, у старших медицинских сестер в двух коммуникативных ситуациях (в %)

Позицию коллег в ходе общения старшие медицинские сестры описывают в основном как активную и творческую (79%), открытую для выражения чувств (84%).

Сравнение моделей поведения в разных коммуникативных ситуациях указывает (рис. 2), что старшие медицинские сестры склонны к партнерскому взаимодействию и открытости чувств с коллегами чаще (в 2,1 раза в обоих случаях), чем с пациентами. Вместе с тем поведение коллег вызывает у старших медицинских сестер амбивалентные реакции. Они одновременно ориентируются на самодисциплину и контроль их поведения. Такие реакции по отношению к коллегам встречаются в 1,3 раза чаще, чем по отношению к пациентам.

Сопоставление моделей поведения между собой в двух коммуникативных ситуациях свидетельствует: партнерские отношения снижают ответственность старшей медицинской сестры за поведение коллеги в 47% случаев и за поведение пациента в 26% случаев.

Случаев конкурентных отношений с коллегами и пациентами у старших медицинских сестер нами не отмечено.

Сопоставление коммуникативных стилей двух групп сестринского персонала показало, что старшие медицинские сестры в ситуации общения с пациентом в 2,5 раза чаще закрыты в проявлении чувств и в 4 раза реже контролируют поведение собеседника, чем медицинские сестры (см. табл. 1 и 3).

Таким образом, проведенные исследования позволяют заключить, что медицинские сестры при описании своих коммуникаций чаще указывают на модели поведения, характерные для диалогического стиля общения. При этом выбор коммуникативного стиля не зависит от субъекта общения. Трудности медицинских сестер возникают при общении с пациентом и связаны в основном с определением собственного статуса и степени контроля поведения пациента [17, 18]. Старшие медицинские сестры также чаще понимают свое общение как диалогическое. Однако вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.