Am 7universum.com
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА НА ОСНОВЕ МЕТОДА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР»
Спивак Игорь Маратович
канд. психол. наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения
«Научный центр здоровья детей»,
РФ, г. Москва E-mail: [email protected]
Бирюкова Елена Геннадьевна
канд. мед. наук, заведующая отделом организации сестринского дела в педиатрии Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научный центр здоровья детей»,
РФ, г. Москва E-mail: birukova@nczd. ru
COMMUNICATION POTENTIAL DEVELOPMENT OF NURSERING STAFF ON THE BASIS OF “PSYCHOLOGICAL THEATRE” METHOD
Spivak Igor
candidate of Psychological Sciences, Senior research assistant, Federal State Budgetary Institution “Scientific Centre of Children Health ”
under the Russian Academy of Medical Science,
Russia, Moscow
Birukova Elena
candidate of Medical Sciences, Head of Pediatrics Nursing Administration Department, Federal State Budgetary Institution “Scientific Centre of Children Health ” under the Russian Academy of Medical Science,
Russia, Moscow
Спивак И.М., Бирюкова Е.Г. Развитие коммуникативного потенциала сестринского персонала на основе метода «психологический театр» //
Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 12(11) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1778
АННОТАЦИЯ
Перспективным методом обучения и формирования компетенции в общении у медицинских сестер является психологический театр. Рефлексия психологического состояния, осознание и преодоление личностных ограничений речевого поведения под руководством психолога позволяют произвести коррекцию стереотипов поведения и общения, восстановить нарушенную психотравмирующим опытом коммуникацию, повысить ответственность и контроль над собственным поведением, развить способность для управления ситуациями общения, повысить качество профессиональной деятельности.
ABSTRACT
Psychological theatre is a perspective method of training and competence formation in nursering staff’s communication. Reflection of the psychological state, awareness and overcoming of personal limitations of verbal behavior under the psychologist’s guidance allow making correction of behavior and communication stereotypes, restoring the broken traumatic experience communication, increasing the responsibility and control over behavior, developing the ability to control the situation of communication, improving the quality of professional work.
Ключевые слова: коммуникативный потенциал, сестринский персонал, обучение персонала, психологический театр.
Keywords: communicative potential, nursering staff, staff training,
psychological theatre.
Изучение специфики межличностных отношений среднего медицинского персонала показывает, что все медицинские сестры (100 %) испытывают трудности в сфере профессиональной коммуникации. 56 % конфликтных ситуаций возникает с родителями больного ребенка, в 44 % случаев они связаны с межличностными отношениями внутри трудового коллектива [11].
Прямая связь качества коммуникации и профессиональной деятельности обусловливает необходимость развития коммуникативного потенциала медицинских сестер, которое достигается в ходе целенаправленного обучения [2; 3; 11]. Перспективными в этом направлении, на наш взгляд, являются методы обучения, основанные на компетентностном
подходе [1; 5; 9; 10]. Именно компетентность, как интегральное качество личности, характеризует «умение актуализировать полученные знания и умения, готовность к деятельности, способность к принятию решения и достижению значимого результата применительно к конкретной ситуации» [1, с. 90].
Развитие коммуникативного потенциала и повышение компетентности в общении у взрослых традиционно осуществляется посредством активных методов обучения — дискуссии, ролевой игры, тренинга и др. Последнее время этот ряд все чаще дополняет метод психологического театра.
Его рассматривают как действенный способ развития личности, вследствие которого происходит трансформация поведения и общения [4; 6; 8]. Другими словами, с помощью метода психологического театра можно не только тренировать коммуникативный навык, но также актуализировать и увеличивать личностный потенциал специалиста для его готовности и способности коммуницировать эффективно, что и является основанием для компетентности [1; 5; 11].
При обучении сестринского персонала коммуникативным умениям по методу психологического театра мы выделяем ряд этапов, которые последовательно проходит специалист:
1. рефлексия уровня субъективного психологического благополучия;
2. позиционирование в пространстве;
3. актуализация внешней речи;
4. коррекция внешней речи.
Рефлексия актуального психологического состояния является необходимым условием для контроля речевого поведения и создания образа,
адекватного ситуации общения. На этапе установления контакта между психологом и специалистом и каждый раз перед началом психологической работы обучающийся оценивает уровень своего психологического комфорта в баллах от 0 до 5, где «0» отражает «полный дискомфорт» и «5» — состояние «полного комфорта». Важно отметить, что психолог дополнительно отслеживает психологическое состояние специалиста по его невербальному поведению. Условием перехода к следующему этапу обучения является адаптивный уровень волнения медицинской сестры.
Позиционирование специалиста в пространстве предполагает его «выход на сцену», т. е. выход в центр помещения, положение стоя. Сам факт выделения себя в пространстве связан для любого человека с демонстрацией своей уверенности в себе, готовностью демонстрировать свой образ, активно взаимодействовать с аудиторией («зрителем»). Неуверенному в себе человеку для выполнения данного действия необходимо преодолеть свои застенчивость, социальные страхи.
На этом этапе психолог продолжает мониторинг состояния обучающегося, просит его оценить уровень психологического благополучия в баллах по той же шкале. При низких показателях психологического комфорта психолог помогает специалисту осознать свои страхи.
Наблюдение психолога за (невербальным) поведением медицинской сестры на данном этапе психологической работы позволяет ему диагностировать ресурсы и ограничения ее личности. В то же время выделение специалистом себя в пространстве в ходе второго этапа обучения в психологически комфортных условиях дает ему новый опыт социального поведения. Успех и радость преодоления своих ограничений формируют у обучающегося позитивный фон настроения, снижают уровень тревоги, повышают уверенность в себе, что способствует дальнейшей психологической работе.
Актуализация монологической речи специалиста происходит при чтении им поэтического произведения. Основной мишенью для работы психолога
является не сам навык чтения, а выразительная сторона внешней (устной, монологической) речи, ее качественные характеристики, а именно громкость (сила) и темп (скорость) речи. Чтение с опорой на текст облегчает актуализацию монологической речи. Мы в своей практике отдаем предпочтение поэтическим произведениям, например, сказкам А.С. Пушкина. Поэтические тексты имеют преимущество в сравнении с прозаическими за счет ритмической организации речи.
Этот этап обучения предполагает чтение специалистом текста так, как он обычно это делает. Качественные характеристики монологической речи, которые часто диагностируются в ходе работы и требуют коррекции: громкость — «тихо» и темп — «быстро». Качество монологической речи указывает на особенности личности и коммуникативного поведения [2; 7; 10; 12]. В нашей практике обучения тихая и торопливая речь медицинской сестры была связана с неуверенностью в себе, эмоциональной напряженностью, высоким уровнем тревожности, трудностями в обозначении, отстаивании и достижении своих интересов и потребностей.
В ходе коррекции монологической речи обучающегося психолог обращает внимание на ее громкость и просит его читать все громче и громче. На данном этапе большая часть медицинских сестер испытывает затруднение, поскольку они поставлены в условия преодоления выработанного стереотипа речевого поведения — говорить тихо. Часто обучающиеся проявляют характерное для них смущение: «Я не могу громче», «Мне что, кричать надо!». В этих фразах заключается запрет на уверенное говорение, говорение достаточно громкое, чтобы окружающие могли слышать и воспринимать их речь. Громкость речи специалиста, субъективно воспринимаемая им как «кричать», на самом деле часто является адекватной обычной ситуации общения. Психолог фиксирует внимание медицинской сестры на «нормальной» для эффективного общения силе ее голоса и проговаривает основные моменты, важные для качественно нового звукоизвлечения: разрешение себе говорить громко, свободное дыхание («полной грудью») и активное психическое состояние.
Иногда производство активного психического состояния специалиста требует актуализации у него стенических эмоций. Например, психолог просит медицинскую сестру прочитать тот же текст с определенной эмоциональной окраской — радостно или сердито. С целью генерации стенических состояний могут использоваться телесно-ориентированные практики на высвобождение дыхания и снятие мышечных зажимов.
Периодически психолог проводит мониторинг уровня психологического комфорта специалиста путем повторного шкалирования. Часто при выходе голоса медицинской сестры на нормальный уровень звучания она отмечает снижение волнения по сравнению с началом упражнения или его полное исчезновение. При этом тональность ее голоса становится ниже, звукоизвлечение — более свободным. Интонация речи, невербальное поведение в целом указывают на то, что психологическое состояние обучающегося стабилизируется.
Коррекция темпа речи осуществляется заданием специалисту условий чтения текста с утрированным замедлением темпа звукоизвлечения путем растягивания гласных звуков, иногда нараспев.
В ходе выполнения данной части упражнения обучающийся получает опыт нового звукоизвлечения и психологический ресурс для сохранения и демонстрации этого опыта в дальнейшем в реальной ситуации общения.
Описанные выше этапы обучения легко ассоциируются с театральным процессом: «настрой актера», «выход актера на сцену», «выступление актера», «руководство режиссера».
Актером является специалист, в нашем случае медицинская сестра. Психолог принимает на себя роль режиссера-постановщика действия актера. Действие, ради которого «актер» выходит на «сцену», — это чтение поэтического произведения. Конечная цель взаимодействия «актера» и «режиссера» — развитие личностного и ему сопутствующего коммуникативного потенциала специалиста-актера, в результате которого он усваивает новый образ, повышает готовность и способность к эффективной коммуникации.
Таким образом, психологический театр «отражает систему социальных отношений в их динамике». Работа «актера» над «сценическим образом» под руководством «режиссера» моделирует процесс социализации человека в референтной группе [6, с. 308].
Большие возможности обучения по методу психологического театра в развитии коммуникативного потенциала сестринского персонала реализуются благодаря процессам, разворачивающимся в их психике [4; 6; 7]:
• рефлексия, сопровождающая «театральную игру», дает специалисту инструмент коррекции собственных стереотипов поведения и общения;
• осознание психологических оснований для своего поведения открывает способность для управления ситуациями общения;
• восстановление нарушенного психотравмирующими обстоятельствами общения повышает ответственность и контроль над собственным поведением в процессе общения.
Список литературы:
1. Баксанский О.Е., Самойлова В.М., Ивашкина М.Г. и др. Основы психолого-дидактической компетентности преподавателя медицинского вуза. — М.: ЛЕНАНД, 2014. — 232 с.
2. Беляева В.В. Коммуникации и консультирование в практике медицинских сестер. Пособие для специалистов сестринского дела. — М., 2014. — 29 с.
3. Бирюкова Е.Г. Роль медицинских сестер в модернизации педиатрической помощи (Итоги работы II Форума детских медицинских сестер России) // Педиатрическая фармакология. — 2012. — Т. 9, № 2. — с. 156—158.
4. Буслаева Т. Теоретические основы метода «психологический театр с использованием архетипических технологий» как средства развития творческих способностей личности // Альманах «Архетипические исследования», выпуск 2 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.kafedramtai.ru/almanac/almanac-2/conceptual-paper/382-tatiana-buslaeva (дата обращения: 10.11.2014).
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
6. Калашников А.С. Театр психологический // Клиническая психология. Словарь. Психологический лексикон / под ред. Н.Д. Твороговой // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЭР СЭ, 2006. — с. 308—309.
7. Ллойд-Хьюз С. Как стать блестящим оратором. Любая аудитория, любая ситуация. — М.: Претекст, 2013. — 284 с.
8. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / под ред. Н.Л. Карповой. — М.: Смысл, 2006. — 223 с.
9. Погорелова И.Г., Калягин А.Н., Жукова Е.В. Компетентностный подход в современном медицинском образовании // Сибирский медицинский журнал. — 2008, — № 2. — с. 106—109.
10. Савова М.Р. Совершенствование речевого мастерства преподавателя медицинского вуза (Мастерство публичного выступления) //Актуальные вопросы психологии: Компетентностный подход в преподавании психологии /Отв. ред. О.Е. Баксанский. — М.: ЛЕНАНД, 2014. — с. 207—228.
11. Спивак И.М., Бирюкова Е.Г. Повышение коммуникативной компетентности старших медицинских сестер как основа формирования здоровьесберегающей среды в педиатрическом стационаре // Педиатрическая фармакология. — 2014. — Т. 11, № 2. — с. 98—101.
12. Харди Р.И. Врач, сестра, больной: психология работы с больными. — Будапешт: Академия, 1974. — 286 с.