УДК 612.821:001.76
А.М. Раушанова1, А.О. Мысаев2, Б.С. Турдалиева1, Б.М. Жантуриев1
1 Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы
2 Государственный медицинский университет города Семей, г. Семей
СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
У современных студентов, испытывающих высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, сегодня часто наблюдается отрицательная динамика отношения к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости.
Ключевые слова: стресс, студенты медицинского ВУЗа.
Актуальность
Время, в которое мы живем, характеризуется нестабильностью, изменчивостью, а также наличием больших потоков информации, требующих немедленной переработки. В связи с этим каждому студенту необходимо обладать определенным набором качеств, помогающих ему справляться со стрессом. Ведь ежедневно он попадает в различные стрессовые ситуации, подвергается воздействию разнообразных стрессоров: пробки на дорогах, ссора с близкими и родными, очереди в магазинах, экзамены, опоздания на учёбу, работу, и многое другое.
Психологические аспекты проблемы стресса изучены в психологии достаточно глубоко. Начало исследований в этой области было положено канадским физиологом Гансом Селье [1], который в своих исследованиях (1936) показал, что при воздействии разнообразных внешних раздражителей, стрессоров организм отвечает неспецифическими реакциями защиты: учащением импульса, повышением артериального давления, увеличением в крови содержания гормонов - кортикостерой-дов и др. Весь этот комплекс физиологических реакций, происходящих по определенным фазам, и был назван стрессом.
Щербатых Ю.В. выделяет у любого стресса три фазы [2]:
1) реакция тревоги, проявляющаяся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;
2) фаза сопротивления, позволяющая организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;
3) фаза истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма.
Под «стрессоустойчивостью» понимается более сложное образование, интегративное свойство. Стрес-соустойчивость определяется как совокупность лич-
ностных качеств, определяющих устойчивость к различным видам стресса. Это свойство позволяет человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для своего здоровья [3,4]. Факторы, определяющие стрессоустойчивость, могут быть как внешними, так и внутренними. К внешним факторам, определяющим индивидуальную стрессоустойчивость человека, относят условия жизни, образ жизни, особенности выполняемой деятельности и т.д. [5]. Внутренние факторы стрессоустойчивости - это предшествующий опыт, индивидуально-психологические качества (свойства нервной системы, темперамент), некоторые личностные характеристики человека [6].
Цель исследования
Определение наличия или отсутствия стресса и степени его выраженности у студентов медицинского ВУЗа (на примере Казахского Национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова).
Материалы и методы исследования
В исследовании использовалась методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге. Доктора Холмс и Pare (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у, более чем, пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.
Описание шкалы стрессогенности: шкала представляет собой набор из 43 утверждений, указывающих на различные жизненные события (таблица 1).
Перечень жизненных событий, оказывающий влияние на стрессоустойчивость. Таблица 1
Жизненные события Баллы
1 2
Смерть супруги (супруга) 100
Развод 73
Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером 65
Тюремное заключение 63
Смерть близкого члена семьи 63
Травма или болезнь 53
Женитьба, свадьба 50
Увольнение с работы 47
Примирение супругов 45
Уход на пенсию 45
Продолжение таблицы 1.
1 2
Изменение в состоянии здоровья членов семьи 44
Беременность партнерши 40
Сексуальные проблемы 39
Появление нового члена семьи, рождение ребенка 39
Реорганизация на работе 39
Изменение финансового положения 38
Смерть близкого друга 37
Изменение профориентации, смена места работы 3
Усиление конфликтности отношений с супругом 35
Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) 31
Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги 30
Изменение должности, повышение служебной ответственности 29
Сын или дочь покидают дом 29
Проблемы с родственниками мужа (жены) 29
Выдающееся личное достижение, успех 28
Супруг бросает работу (или приступает к работе) 26
Начало или окончание обучения в учебном заведении 26
Изменение условий жизни 25
Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов 24
Проблемы с начальством, конфликты 23
Изменение условий или часов работы 20
Перемена места жительства 20
Смена места обучения 20
Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска 19
Изменение привычек, связанных с вероисповеданием 19
Изменение социальной активности 18
Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (например, телевизора) 17
Изменение привычек, связанных со сном, нарушение сна 16
Изменение числа живущих вместе членов семьи, характера и частоты встречи с другими членами семьи 15
Изменение привычек, связанных с питанием (количество пищи, диета) 15
Отпуск 13
Рождество, встреча Нового Года, день рождения 12
Незначительное нарушение правопорядка (штраф) 11
Процедура проведения исследования: Испытуемому необходимо отметить те события, которые происходили с ним, если же эти события происходили более одного раза необходимо умножить соответствующее число балов на число раз, соответствующих подобным событиям. Итоговая сумма определяет степень сопротивляемости к стрессу.
Оценка полученных результатов:
• если общая сумма баллов респондента составила 150-199, то степень сопротивляемости к стрессу оценивалась как высокая;
• если общая сумма баллов респондента составила 200-299, то степень сопротивляемости к стрессу оценивалась как пороговая;
• если общая сумма баллов респондента составила 300 и более, то степень сопротивляемости к стрессу оценивалась как низкая (ранимость).
Выборка составила 689 студентов 1,2,3 и 5 курсов медицинского университета. Средний возраст студентов равен 19,3 года (SD = 1,9 года). Размах возраста от 17 до 29 лет.
Для статистической обработки данных использована программа SPSS версии 20.
Результаты.
Основные результаты стрессоустойчивости студентов медиков представлены в таблице 2.
Анализ полученных данных показывает, что среди опрошенных студентов медицинского ВУЗа каждый третий (36,7%) имеют низкую сопротивляемость к стрессу. Это означает реальную опасность, т. е. студен-
ту грозит психосоматическое заболевание, поскольку он близок к фазе нервного истощения. Еще 26,1% студентов имеют пороговую устойчивость к стрессу, которая может перейти в стресс. Только 37,2% студентов имеют высокую устойчивость к стрессу.
Таблица 2.
Уровень стрессоустойчивости у студентов.
Уровень стрессоустойчивости Частота Процент
Высокая 256 37,2
Пороговая 180 26,1
Низкая 253 36,7
Итого 689 100,0
Таким образом, 63,3% обследованных студентов находятся в состоянии пороговой или низкой стрессо-устойчивости. В дальнейшем необходимо проведение углубленного исследования факторов риска среди студентов (например, пол, социально-бытовые условия проживания, курса обучения и т.д.) для разработки мер профилактики стресса среди студентов медицинского ВУЗа.
Вывод. Нами определен высокий процент студентов медиков с низкой стрессоустойчивостью. В дальнейшем необходимо углубленное изучение факторов риска у данной категории студентов.
Литература:
1. Селье Г. На уровне целого организма / Г. Се-лье. - М., 2002.- 122с.
2. Щербатых Ю.В. Психология стресса - М.: Экс-мо, 2008. - 304 с.
3. Шоповаленко И.В. Стрессоустойчивость / И.В. 5. Мерлин, В.С. Очерки теории темперамента / Шоповаленко. - М., 2005. - 255с. В.С. Мерлин. - Изд. 2-е, Пермь, - 1973.-147с.
4. Selye, H. A. Syndrome Produced by Diverse Noc- 6. Мильман, В.М. Стресс и личностные факторы uous Agents. Nature. vol. 138, July 4 (1936), - p. 32. регуляции деятельности / В.М. Мильман - М., 1993.-12с.
Тужырым
МЕДИЦИНАЛЫК УНИВЕРСИТЕТТ1Ц СТУДЕНТТЕШЦ КУ,ЙЗЕЛ1С Б1ЛД1Р - ДЭРЕЖЕС1
А.М. Раушанова1, А.О. Мысаев2, Б.С. Турдалиева1, Б.М. Жантуриев1 1 С.Д. Асфендияров атындагы Казак, ¥лттьщ медицина университетi, Алматы ц.
2 Семей цаласыныц Мемлекетт'т медицина университетi, Семей ц.
Жогаргы оцу орнында цазрг'! студенттерд'щ оцу ydepici кезнде бас ôuîk зияткерлк жэне эмоциялы ЖYктердi алатындыгына байланысты, бугшгi тацда оцу ^bŒMemiHe деген жагымсыз серпШлт жи'щаралады. Мынадай жагдайдыц себептершщ 6ipi олардыц куйзелютж децгешнщ твмендеуi болып табылады.
Негiзгi свздер: куйзелю, студенты медицинского ВУЗа.
Summary
THE DEGREE OF STRESS SEVERITY IN MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS A. Raushanova1, A. Myssayev2 B. Turdaliyeva1, B Zhanturiyev1
1 Kazakh National Medical University nemed after S.D. Asfendiyarov, Almaty 2 Semey State Medical University
Modern students experiencing high intellectual and emotional stress in the learning process at the university today is often observed negative dynamic relationship to educational activity. One of the reasons for this situation is to reduce their stress.
Key words: stress, medical students.
УДК 616.381-002.3-06 С.М. Калиева
Семей цаласыньщ Мемлекеттк медицина университетi, Семей ц. Тагамтану жзне гигиеналыц пэндер кафедрасыныц магистранты
ЖОГАРЫ МЕДИЦИНАЛЫК ОКУ ОРЫНДАРЫНЫЦ ОКЫТУШЫЛАРЫНЫЦ КОС1БИ ДЕНСАУЛЫГЫ МЕН Б1Л1М БЕРУ ЖYЙЕСШДЕП МЭН1
Тушдеме
Медициналыц жогары оцу орны оцытушысы ецбегшщ элеуметтк мацыздылыгы болып, студенттi болашац маман ретнде цалыптастыру гана емес, сонымен цатар оны ден сау, салауатты вмiр салтын саналы турде багыттай алатын тулга ретнде тзрбиелеу болып табылады. Ал мундай нзтижеге цол жетюзу - тек салауатты вмiр салтыньщ мацыздылыгын сауатты цолдана бтетт, вз денсаулыгын мацсатты пайдаланатын педагогке гана тзн.
Нег'1зг'1 свздер: медициналыц ЖОО - ныц оцытушыларыныц кэсттт денсаулыгы, элеуметтк - гигиеналыц бага, ецбек етужагдайы,оцытушылардыц денсаулыгы, вмр суру салты.
Педагогтын кэабЫе элеуметш маныздылык тэн, себебi окытушыга баланьщ тек тэлiм-тэрбиесi жэне дамуы гана емес, соган коса оган оныц денсаулыгы Yшiн де Yлкен жауапкерштк ЖYKтеледi.
Когам окытушыдан тек окушыларга б™ берудi гана кугпейд1 сондай - ак кызмет етт енбекке баулуды, эстетикалык жэне адами тэрбиен камсыздандыруды жэне эр TYPлi элеуметш мэселелердi дэлдеп YЙретудi калайды. Yлкен кeлемдi зерттеулердщ нэтижес бойынша, окытушылардын соматиялык, психикалык денсаулыктары темен кeрсеткiштерiмен сипатталады, осыган орай, окытушылардын кэаби денсаулыгы мамандардыц кецтЫ аландатуда. [1,2,3,4]
Казiргi окытушылардын прштт елiмiздiн eмiрлiк фонында агында TYPде eтiп келуде, олар да бiздiн елiмiздiн баска азаматтары сиякты бiрдей мэселелерден KYЙзеледi. Кэсiби кызметпн казiргi
жагдайында окытушылардын денсаулыктарын сактауга киынга соктырады. Ол мынадай деректермен дэлелденген: окытушылардын 60% вдмыс барысында психологиялык жайсыздыкка ^шырайды, 85% TYПкiлiктi KYЙзелiс KYЙiнде болады. Тек окытушылардын 10,4% функциялык шаманын калыпты мелшерЫде болса, ал 29% агзанын теменп жэне KYPT тeменгi бейiмделудiн MYMкiндiктерiн сипаттайды. Соган коса, окытушылардын 33% ЖYЙке ЖYЙесiнiн ауруларына шалдыккан. Жас педагогтардын арасында аурулардын созылмалы TYPi жиi кездесуде, ал жетекшi орында ЖYPек - кан тамыр ЖYЙесiнiн патологиясы болып табылады. [6,7]
Педагог, эр адам сиякты,eзiнiн eмiрi мен денсаулыгын сактау Yшiн керектi талаптарды, ягни кауiпсiздiк шараларын орындауы тию жэне eзiнiн окушыларынан сол шараларды талап ету керек. Жана технологиянын бары оку орынын жана к¥рал -