Международный научный журнал «Инновационная наука»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378
И.Е. Балыкова
аспирант 1 курса
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова,
г. Абакан, Российская Федерация
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Аннотация
В статье на основе рассмотрения понятий «потенциал», «акмеология», а также различных точек зрения по содержанию понятия «акмеологический потенциал» предложена формулировка определения феномена «акмеологический потенциал учителя»
Ключевые слова
Потенциал, акмеология, акмеологический потенциал
Как отметил современный французский философ А. Бадью, личностью становится лишь тот индивид, который стремится к самосовершенствованию, познанию окружающего мира, не ограничивается какой-либо определенной сферой, а развивается всесторонне [4, с. 15-17]. Несомненно, высокий профессионализм специалиста - один из важнейших человеческих ресурсов, являющийся фактором оптимального решения возникающих профессиональных проблем. Поэтому в последнее время актуальным становится вопрос развития акмеологического потенциала личности, в нашем случае - будущего учителя. Мы исходим из убеждения, что в современных условиях модернизации образования востребован такой учитель, который сам обладает высоким потенциалом и только в этом случае может способствовать развитию такого потенциала у своих воспитанников.
Обратившись к вопросу о содержании понятия «потенциал», можно констатировать, что в настоящее время имеется множество различных по своему содержанию определений данного понятия. При этом в каждой научной области его сущность истолковывается с позиций изучаемых этой наукой закономерностей. Это обусловливает возможность рассмотрения феномена потенциала как совокупности средств, способностей, источников, ресурсов в целях использования для решения определенных задач. В основном разновидности потенциала личности рассматриваются авторами в категориях действительности, как нестатическое свойство личности человека и раскрываются через совокупность его ключевых характеристик, на основе которых достигается возможность оценки явных и скрытых состояний потенциала [5, с. 31-33].
По мнению многих исследователей, изучение потенциала человека важно для целостного понимания личности в ее поступательном развитии, характерного для интегративно-комплексной науки как акмеологии. Так, исследователи А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина единодушны во мнении, что акмеология есть наука, изучающая закономерности и феномены прогрессивного развития человека до ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии [1, с. 217]. Российский психолог Б. Г. Ананьев в своих работах выделил потенциалы индивидуальнопсихического развития, связывая их с такими «ресурсами и резервами» человеческой личности,
185
№ 1 - 2/ 2015
как одаренность, специальные способности, работоспособность, трудоспособность и т.д. [2, с. 299].
В педагогической интерпретации акмеология является наукой, которая изучает развитие человека на ступени взрослости и достижения им вершины в этом развитии как природного существа (индивида), как личности и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала) [13, с. 9].
В условиях модернизации образования весомое значение приобретает постановка и решение задач, направленных на осознание необходимости непрерывного самообразования и самосовершенствования, развития потенциальных возможностей и способностей личности. При этомправомерно акцентировать внимание об личностно-профессиональном развитии будущего специалиста, а именно развитие его акмеологического потенциала. Различные аспекты формирования акмеологического потенциала, акмеологических профессионально важных качеств, акмеологических компетенций специалистов различных профессиональных областей широко исследуются в психологических науках. Особенно это касается группы профессий, связанных с управленческими функциями, - руководящих кадров государственной службы, руководителей, предпринимателей, политиков, работников физической культуры, военных (А.И. Беспалов, Л.Е. Варфоломеева, Н.А. Жильцов, С.М. Карабутов, В.Н. Марков, Т.В Медведева, О.В. Фаллер, Е.П. Ходаева и др.). Уделяется внимание акмеологическому сопровождению учащихся, студентов, акмеологическим особенностям развития их профессиональной направленности, внедрению акмеологических идей в образование, создание акмеологических технологий образований (Ю.В. Андреева, Ю.А. Гагин, А.П. Пашкова, К.В. Петров, А.С. Седунова, Н.Б. Трофимова, А.А. Фролова и др.). Содержание акмеологических факторов, подходов, аспектов продуктивной педагогической деятельности раскрывается в диссертациях в области психологических наук (Л.В. Абдалина, Ф.Б. Балкизова, О.И. Михайленко, А.П. Рева, С.В. Смирнова О.В. Тимофеева, А.Р. Якобчук).
Вместе с тем, можно утверждать, что в настоящее время нет однозначного, общепризнанного и общепринятого определения понятия «акмеологический потенциал», хотя такие определения имеются. Чаще всего оно встречается в теории управления, программах повышения профессионализма специалиста. Здесь акмеологический потенциал -характеристика состояния и тенденций абстрактной составляющей способности к типу деятельности, «любой» деятельности, к бытию в социокультурных средах по критерию достижимости максимальных результатов [3, с. 11].
Содержание понятия «акмеологический потенциал» исследуется в работах И.А. Беспалова, Ю.А. Гагина, А.А. Жигулина, Е.А. Леонтьевой, В.Н. Маркова Д.Н. Мотыгуллина, С.М. Селезневой. Однако во мнениях данных авторов наблюдаются расхождения при определении содержания данного понятия.
С точки зрения Ю.А. Гагина предметом акмеологии являются процессы становления и реализации потенциала человека. Главной идеей акмеологического принципа является то, что каждый человек обладает определенным физическим, психическим и духовным потенциалом и вершины его достижений, соответствующие этому потенциалу, предсказуемы, проектируемы [7]. В.Н. Марков собственно акмеологический потенциал отдельно не изучал, но он его рассматривал в контексте базовых психологических и акмеологических понятий и описал сущностные характеристики данного акмеологического феномена, а также разработал авторскую акмеологическую концепцию личностно-профессионального потенциала, обеспечивающий прогрессивное развитие личности в процессе профессиональной деятельности. Личностно-профессиональный потенциал рассматривается как основа
186
Международный научный журнал «Инновационная наука»
становления профессионализма личности, дополняя набор акмеологических инвариантов профессионализма. При этом профессиональный потенциал является частью личностного потенциала, и направлен на профессиональную самореализацию [11, с. 11].
А.И. Беспалов говорит о двух понятиях: акмеологический потенциал вообще
(индивидуальная система особым образом организованных внутренних акмеологических ресурсов личности; раскрытие которых обеспечивает ее движение: по личностному и профессиональному вектору развития с постоянным усложнением решаемых задач и возрастанием уровня достижений; наиболее полно реализующих имеющиеся психолого-акмеологические ресурсы) и профессиональный акмеологический потенциал (совокупность акмеологических профессионально-важных качеств, сформированных на базе акмеологической культуры личности и профессиональных акмеологических компетенций, реализующихся в форме акмеологического лидерства и акмеологического воздействия) [6, с. 61].
А.Г. Кузнецов и С.М. Селезнева под акмеологическим потенциалом подразумевают динамическую систему, включающую в себя ценностные, мотивационные, рефлексивные, оценочные, когнитивные и операциональные элементы, обеспечивающие продуктивное развитие менеджера в процессе постановки, достижения, накоплении и оценки вершин профессионализма в условиях непрерывных обновлений окружающей среды, опосредованных влиянием некоторых внешних и внутренних факторов [10, с. 17].
В своем научном исследовании Д.Н. Мотыгуллин понимает под акмеологическим потенциалом учителя как готовность и способность будущего учителя к профессиональному совершенствованию, включающий два компонента - профессиональный потенциал (профессиональную компетентность) и адаптационный потенциал (адаптацию к меняющейся системе труда) [12, с. 45]. Е.А. Леонтьева дала отличное от Д.Н. Мотыгуллина определения понятия «акмеологический потенциал учителя»: это интегративное образование,
объединяющее в себе такие характеристики учителя, которые являются основой для самостоятельной педагогической деятельности, постоянного самосовершенствования, достижения педагогического мастерства и помогают ему самореализоваться в профессиональном плане [9, с. 138]. Аналогичную точку зрения имеет А.А. Жигулин, указывающий, что «акмеологический потенциал педагога» состоит из трех компонентов -мотивационный, когнитивный и операциональный. Данные компоненты отвечают трем подструктурам личности - мотивация, знания и способности, и объединяет в себе такие психические образования и характеристики человека, которые помогают ему
самореализоваться в профессиональном и жизненном плане [8, с. 1225].
Теоретический анализ таких понятий как «акмеология» и «потенциал», а также немногочисленных точек зрения по содержанию понятия «акмеологический потенциал личности» позволил нам сформулировать определение понятия «акмеологический потенциал учителя». Под акмеологическим потенциалом учителя мы предлагаем понимать совокупность акмеологических профессионально-важных качеств личности учителя, отражающих готовность и способность к профессиональному самосовершенствованию и самообразованию, направленных на обеспечение эффективности педагогической деятельности, а также понимание и принятие современных ценностей педагогической профессии и стремление следовать им в профессиональной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Акмеология: учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Педагогика, 1968. - 339 с.
187
№ 1 - 2/ 2015
3. Анисимов О.С. Методологический словарь для стратегов. Т.2. Методологическая
парадигма и управленческая аналитика. М., 2004. - 364 с.
4. Бадью А. Тайная катастрофа. Конец государственной истины // Социологос (альманах): Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии РАН. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2002. - С.15-17.
5. Балыкова И.Е. К вопросу о содержания понятия «потенциал» // Интеллектуальный
потенциал XXI века: ступени познания: сборник материалов XXIV Молодежной
международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. -Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - С.31—34.
6. Беспалов И.А. Профессиональный акмеологический потенциал руководящих кадров
государственной службы Российской Федерации: дис...канд. психол. наук. - М., 2008. - 262
с.
7. Гагин Ю.А. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на основе концепции потенциальной осуществимости человека: Учеб. пос. /СПб ГАСУ; Балтийская педагогическая академия. - СПб., 1994. - 75 с.
8. Жигулин А.А. Акмеологический потенциал педагога как основа его профессионального самоопределения // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С.1223-1225.
9. Земцова В.И., Леонтьева Е.А. Теоретические предпосылки развития акмеологического потенциала студентов педагогических специальностей // Педагогическое образование в России. - 2010. - №4. - С.137-144.
10. Кузнецов А.Г., Селезнева С.М. Факторы развития акмеологического потенциала менеджера // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - № 45. - С.12-19.
11. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2004. - 453 с.
12. Мотыгуллин, Д.Н. Формирование акмеологического потенциала будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. - Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2001. - 202 с.
13. Педагогическая акмеология: коллективная монография / под. ред. О.Б. Акимовой. -Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «РГППУ», 2012. - 251 с.
© И.Е. Балыкова, 2015
УДК 37.06
В.В.Бородина
Директор КГУ «Верхерезовская СШ» Восточный Казахстан
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности развития лидерского потенциала старшеклассников. Исследованы особенности взаимосвязи лидерского потенциала и личностных качеств старшеклассников. Обобщен опыт по развитию личностных качеств и лидерского потенциала во внеурочной деятельности.
188