Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.01.2018
УДК 796.015.132
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА
Ольга Анатольевна Двейрина, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В числе ключевых аспектов решения проблемы разработки и реализации стратегии многолетней подготовки спортсменов выступает определение модели координационной подготовленности спортсмена в соответствии с особенностями соревновательного упражнения для вида спорта. Это затруднено неоднозначным пониманием авторами сущности координационных способностей, различными подходами к определению понятия «координационные способности» и к выделению форм их проявления, что не позволяет дифференцировать их по отношению к структуре соревновательных упражнений, с целью получения объективной информации об их истинной ценности для подготовленности спортсмена.
Ключевые слова: координационная подготовка спортсмена, координационные способности, классификация.
DEGREE OF SCIENTIFIC READINESS OF PROBLEM OF COORDINATION TRAINING OF THE ATHLETE
Olga Anatolyevna Dveyrina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Among the key aspects of the solution of the problem of development and realization of the strategy for the athletes' long-term training there is definition of the model of coordination readiness of the athlete according to the features of the competitive exercise for the sport event. It is complicated with the ambiguous understanding by the authors of the essence of coordination abilities, various approaches to definition of the concept "coordination abilities" and to allocation of the forms of their manifestation that doesn't allow to differentiate them in relation to the structure of competitive exercises, for the purpose of obtaining the objective information on their true value for readiness of the athlete.
Keywords: coordination training of the athlete, coordination abilities, classification.
Одной из актуальных проблем разработки и реализации стратегии многолетней подготовки спортсменов, является определение содержания и объема координационной подготовки, необходимых и достаточных на каждом из этапов. Очевидно то, что в числе ключевых аспектов решения данной проблемы выступает определение модели координационной подготовленности спортсмена в соответствии с особенностями соревновательного упражнения для вида спорта [1].
В целом теория и методика спорта располагает большим количеством публикаций, посвященных как изучению координационных способностей, так и определению значимости координационных способностей (далее - КС), как одного из факторов повышающего эффективность соревновательной деятельности в спорте. Вместе с тем, до настоящего времени в научной и учебно-методической литературе отсутствует единый подход к определению понятия «координационные способности». Существуют, по меньшей мере, два подхода к определению понятия «координационные способности». Так, одни авторы рассматривают координационные способности как управленческие, другие считают, что координационные способности - одна из составляющих физических способностей [4]. На наш
взгляд, данное противоречие обусловлено неоднозначным пониманием авторами сущности координационных способностей, имеют место различные подходы к определению понятия «координационные способности» и к выделению форм их проявления [3, 4]. За последние годы накоплен большой теоретический и экспериментальный материал по вопросам, связанным со структурной основой общих и специальных (специфических) координационных способностей. Как правило, группировка специальных двигательно-координа-ционных способностей произведена по принципу классификации решаемых двигательных задач, предложенной Н.А. Бернштейном [2]. Вместе с тем, на наш взгляд, в качестве классификационного признака при классификации КС следует учитывать не класс двигательных задач, а определенные свойства и функции организма, обеспечивающие их решение [4].
Имеющиеся в спортивной науке исследования, предлагающие научно обоснованные и объективные критерии классификации и диагностики КС, являющихся одним из компонентов мастерства спортсменов, не дают ответа на основной вопрос практиков - какие КС действительно обеспечивают успешность соревновательной деятельности, специфичной для конкретного вида спорта. При планировании подготовки спортсмена специалисты-практики используют классификации КС, имеющие наибольшую распространенность применения в виде спорта.
На наш взгляд, проблемная ситуация выражается следующими противоречиями:
- имеющиеся в теории и практике спорта разночтения в определение содержания и структуры КС не позволяют дифференцировать их по отношению к структуре соревновательных упражнений, с целью получения объективной информации об их истинной ценности для подготовленности спортсмена;
- отсутствие объективных критериев выбора КС, определяющих успешность освоения и исполнения соревновательного упражнения, не способствует повышению качества спортивной подготовки, в целом, и объективизации оценки результатов координационной подготовки, в частности, приводит к ограничению возможности в подборе эффективных средств развития КС, что сдерживает рост спортивного мастерства спортсменов;
- возможность диагностики уровня КС ограничивается использованием двигательных тестов, что, при отсутствии достаточного уровня технической подготовленности испытуемых, затрудняет получение достоверных результатов;
- применение в тренировочном процессе типичных средств развития КС, рекомендуемых для массового использования без учета специфики модели технической подготовленности в конкретном виде спорта, может вызвать отрицательный перенос.
С целью устранения выявленных противоречий появляется необходимость разработать и внедрить на всех этапах многолетнего тренировочного процесса:
- алгоритм определения модели координационной подготовки, максимально ориентированной на специфику соревновательного упражнения, позволяющей минимизировать затраты на подготовку спортивного резерва всех уровней;
- систему диагностики координационных способностей и систему координационной подготовки, наиболее соответствующих модельным характеристикам спортсмена соответствующего этапа и цели многолетнего тренировочного процесса.
На наш взгляд, классификация, на основе дифференциации КС по отношению к структуре соревновательных упражнений, с целью получения объективной информации об их истинной ценности для подготовленности спортсмена позволяет повысить эффективность спортивной подготовки, в целом, и объективность оценки результатов координационной подготовки, в частности; расширяет возможности подбора эффективных средств развития КС; создает условия для получения достоверных результатов уровня КС путем использованием двигательных тестов, не требующих высокого уровня технической подготовленности испытуемых; позволяет добиться применения в тренировочном процессе средств развития КС, ориентированных на специфику технической подготовленности в конкретном виде спорта, и предотвращает возникновение отрицательного переноса
двигательных навыков.
Широта темы и чрезвычайная сложность затронутых вопросов не позволили всесторонне рассмотреть многие теоретико-методические проблемы координационной подготовки. Сопоставление основных подходов в изучении сущности КС и методики их развития, дало возможность уточнить и обосновать значимые параметры координационной подготовленности «модельных» видов спорта. Научно-обоснованный алгоритм сличения параметров вида спорта с «модельными» видами спорта и предлагаемая система диагностики координационных способностей в различных видах спорта, позволяющая выявлять достоверный уровень развития КС, независимо от уровня технической подготовленности спортсмена, разработанные нами в результате многолетних исследований, будут охарактеризованы в следующих публикациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакулев, С.Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей боксера / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, А.С. Саввина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Выпуск 20. - С. 3-9.
2. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений : Избранные психологические труды / Н.А. Бернштейн ; под ред. В.П. Зинченко. - 2-е изд. - М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2004. - 688 с.
3. Двейрина, О.А. Проблемы классификации координационных способностей // Физическая культура как вид культуры : межвузовский сборник научных трудов / под ред. Р.Г. Гостева, В.М. Выдрина, Л.И. Лубышевой, А.В. Лотоненко ; Воронежский государственный педагогический университет. - Воронеж, 2003. - С. 110-115.
4. Двейрина, О.А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления / О.А. Двейрина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 1 (35). - С. 35-38.
REFERENCES
1. Bakulev, S. E., Dveyrina, O.A. and Savvina, A.S. (2006), "Differentiated approach to definition it is sports important coordination abilities of boxer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. 3-9
2. Bernstein, N.A. (2004), Biomechanics and physiology of movements: The chosen psychological works, Publishing house of the Moscow psychology-social institute, Moscow.
3. Dveyrina, O.A. (2003), "Problems of classification of coordination abilities", Physical culture as type of culture: the interuniversity collection of scientific works, Voronezh state pedagogical university, Voronezh, pp. 110-115.
4. Dveyrina, O.A. (2008), "Coordination abilities: definition of a concept, classification of forms of manifestation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 35-38.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2018
УДК 796.011.3+796.83
К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ БОКСУ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Александр Геннадьевич Демидов, доцент, мастер спорта по боксу.
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ),
Иркутск
Аннотация
В данной работе проведён анализ традиционной методики обучения представленной в Федеральном стандарте подготовки по виду спорта бокс и Примерной программы по боксу, а также эмпирического опыта ведущих тренеров Иркутской области по боксу при обучении основам бокса обучающихся в возрасте 17 лет и старше. Анализ позволил выявить несоответствия в системе