Научная статья на тему 'Ставка на молодежь'

Ставка на молодежь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ставка на молодежь»

Из жизни вуза

63

III Международной научно-практической конференции «Динамика научных исследований - 2004» (Днепропетровск, 2004).

4. Исследование нефтеокисляющих микроорганизмов и оценка перспективности их использования для очистки окружающей среды.

В настоящее время это направление исследований обрело второе дыхание в связи с участием кафедры микробиологии в ком-плексномисследовании совместносКубан-ским госуниверситетом (г. Краснодар) микробиоты бассейна Азовского моря с целью оценки его экологического состояния. Предполагается также с 2006 г. участие в финансируемом РФФИ проекте по разработке методов биотехнологической очистки бассейна Азовского моря от нефтеза-грязнений, связанных с бурением скважин и нефтедобычей.

Биотехнология, опирающаяся на новейшие достижения молекулярной биологии и генной инженерии, вместе с микроэлектроникой и информатикой образует ядро второй научно-технической революции, развернувшейся в мире в последней четверти XX в.

Ускоренное развитие биотехнологии

открывает принципиально новые пути удовлетворения потребностей населения в продовольствии (создание новых высокопродуктивных сортов растений и пород животных, разработка эффективных биологических методов борьбы с вредителями, производства кормов, экологически чистого продовольствия), создания эффективных методов лечения и лекарственных препаратов (новые методы лечения болезней, включая рак, СПИД, наследственные заболевания, создание новых лекарственных средств методами биологического синтеза), освоения экологически чистых способов извлечения полезных ископаемых (геобиотехнология), переработки и очистки отходов промышленного и сельскохозяйственного производства и жизнедеятельности городов (экобиотехнология).

Коллектив кафедры биотехнологии ВятГУ видит свою основную задачу в подготовке квалифицированных кадров - микробиологов и биотехнологов - для осуществления новой научно-технической революции, внедрения передовых технологий в производство и в конечном счете - для повышения уровня жизни населения и процветания Кировской области.

С. ЛИТВИНЕЦ, декан биологического факультета

С. ФОМИН, зам. декана химического факультета

Что мы видим на сегодняшний день в области вузовской науки и образования? Кто и по каким мотивам сможет обеспечить развитие российской науки и образования на конкурентоспособном уровне?

Крылатое выражение «кадры решают все» пока не оспаривал никто. Поэтому в основе ответов на поставленные вопросы может лежать анализ кадрового состава высшей школы. Сегодня подавляющее большинство вузовских ученых и профессоров составляют люди пенсионного и

Ставка на молодежь

предпенсионного возраста. Но проблема не в том, что опытные, знающие и авторитетные преподаватели не пропускают молодежь, а в том, что молодежи-то этой как бы почти и нет. Не идет она ни в науку, ни в преподавание, предпочитая некогда престижной аспирантуре работу в коммерческих структурах. А если и идет, то для того, чтобы получить отсрочку от армии. Индивидуумов, сознательно выбирающих путь вузовского ученого и преподавателя, - единицы.

64

Высшее образование в России • № 3, 2006

Если сейчас закрыть на это глаза, то в будущем наша страна может попросту оказаться без качественного высшего образования по причине отсутствия кадров, которые могли бы это образование давать. Причем наибольшие трудности возникают при подготовке специалистов естественнонаучного, инженерного профилей, то есть тех, кто, собственно, и определяет путь индустриально-промышленного развития страны.

Начнем с самого насущного - элементарной нехватки средств. Если задать вопрос любому бюджетному студенту: «Чего же вам не хватает для нормального существования?», - в 90% случаев услышишь: «Стипендия мала». И вот представим, что студенту (не обычному, а лучшему студенту - ведь бывшего троечника в аспирантуру звать не будут) рекомендуют идти после университета в аспирантуру. При этом всем известно, что стипендия аспиранта составляет смешную сумму, хотя примерно в два раза выше студенческой. А ведь выпускники университетов - люди в целом оформившиеся, у многих уже есть семьи. Какой нормальный человек предпочтет жить на стипендию, если его однокашники, которые, как правило, и в институте учились хуже, и знания имеют более слабые, и вообще... устраиваются на предприятия по специальности (оптимальный вариант, а для любого краснодипломника, как правило, реальный), получают заработную плату в целом на порядок более высокую?!

Естественно, повышать стипендию на федеральном уровне, вводить доплаты на уровне вуза или региона было бы наиболее простым вариантом решения проблемы. Но в силу известных причин надеяться на одномоментное повышение стипендии и заработной платы в разы - по меньшей мере наивно.

Речь идет о том, чтобы дать вузовской молодежи возможность заработать собственным трудом. При этом, как показывает практика, такая возможность существует. Но для этого молодым все же нуж-

на помощь администрации вуза и старших коллег. Повышения дохода молодежи можно добиться путем привлечения их к различного рода совместительской деятельности, близкой по профилю к их основной работе. В первую очередь речь идет о преподавании и получении соответствующей заработной платы. Не всегда на кафедрах относятся к этому с пониманием, зачастую используя аспирантов как дармовую рабочую силу (аспирантура вспомнилась одному из авторов возможностью подработать почасовой нагрузкой - благодарность руководителю и заведующему кафедрой, а другому, напротив, - преподавательской работой «на общественных началах», то есть бесплатно, причём при наличии на кафедре свободных ставок). Спору нет - преподавательская практика нужна, но она должна быть соответствующим образом оплачена.

Еще одна возможность приработка для аспиранта, молодого преподавателя - это участие в работе по госбюджетным и хоздоговорным темам, грантам и т.п. В настоящее время объявляется достаточно большое количество конкурсов по различным направлениям. Причем значительная их

Из жизни вуза

65

часть ориентирована именно на молодых ученых. И хотя некоторые из них (это понятно) организуются под определенные проекты и определенный круг лиц, большинство обладают независимыми экспертными советами, строгими и непредвзятыми, что позволяет надеяться на объективную оценку конкурсных работ. Разумеется, выиграть грант или получить тему непросто, но «под лежачий камень вода не течет» - кто активно работает, подает заявки, тот рано или поздно добьется успеха. При этом и сам вроде бы казенный, стандартный текст заявки начинает лучиться таким молодым задором, что верится - у таких авторов всё в жизни получится.

Между тем будущие ученые обзаводятся семьями и сталкиваются с новой проблемой - проблемой жилья. Здесь выявляется парадокс: общежитие аспиранту вроде бы положено, но мест там нет, тем более комнат для семейных, ведь не всегда супруг или супруга также учится в аспирантуре. В последнее время появились попытки решить проблему обеспечения жильём молодых семей путём ипотеки, однако пока ипотечное кредитование носит столь ущербный вид, что практически лишает его привлекательности.

Очевидно, что даже попытка решить жилищную проблему молодых сотрудников повысит престижность и привлекательность высшей школы. Есть глубокая уверенность в том, что, чувствуя такой «тыл», молодежь будет учиться в аспирантуре и работать в вузе. Причём для большинства это будет лишь дополнительным положительным моментом в любимом деле. Пути решения этой проблемы есть, причём уровни, на которых она может быть решена, различны - от федерального до местного и даже вузовского. Одним из направлений являются целевые программы обеспечения молодых сотрудников жильём. На местном, вузовском уровне это может быть реализовано, во-первых, за счёт собственной системы кредитования, во-вторых, за счёт строительства жилья вузом и строитель-

ства специализированных «аспирантских», «семейных» общежитий.

Но даже если получилось привлечь в аспирантуру талантливую, инициативную, готовую творить молодежь, даже если удалось обеспечить ей достойный уровень жизни, то проблем, возникающих на пути, все еще остается немало.

Наиболее животрепещущей представляется удручающе низкий уровень приборно-лабораторной базы. Любой исследователь согласится, что серьезный уровень современных изысканий в естественно-научной области требует чрезвычайно сложного и (опять о деньгах!) дорогостоящего оборудования. Очевидно, что наиболее кардинальным решением в данном случае стало бы приобретение всего спектра нужных приборов, что явно нереально: во-первых, всем и всех не обеспечить, а во-вторых, и не нужно. Реальным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание некоего подобия технопарков, обслуживающих, например, университет. Создание специализированной лаборатории определенного направления на базе университета помогло бы, во-первых, сэкономить средства, во-вторых, облегчить проблемы

66

Высшее образование в России • № 3, 2006

проверки и ремонта (все это выполняется централизованно), в-третьих, обеспечить более качественные, достоверные и сопоставимые результаты (за счет привлечения грамотных специалистов и закрепления их за оборудованием), в-четвертых, сэкономленные средства можно было бы направить на приобретение действительно уникального исследовательского оборудования, которое востребовано в регионе.

Конечно, подобные технопарки не создаются одномоментно - для аккумулирования в них приборной базы, разумеется, придется преодолевать немалые проблемы, в том числе возможное сопротивление со стороны кафедр и, разумеется, сложности с наличием требуемых средств. Здесь уместно напомнить, что на сегодняшний день все большее распространение приобретает такая форма расчетов, как лизинг. И хотя пока еще мало фирм, готовых работать по этой системе, они уже есть, и их становится всё больше. Неким подобием технопарков в формировании и использовании уникального оборудования может стать сотрудничество с крупными промышленными предприятиями региона.

Еще одна проблема, без решения которой мы не можем рассчитывать на достижение должных научных результатов и уровня качественного образования, - это информатизация. В наш век, который многие называют информационным, просто стыдно и недостойно звания ученого и преподавателя не пользоваться тем широчайшим спектром услуг, который обеспечивает сегодняшний уровень развития информационных сетей. На наш взгляд, включение информатизации в один из ключевых пунктов концепции развития Вятского го-

сударственного университета является весьма своевременным, и отрадно, что руководство осознает это. Однако, являясь активными пользователями университетской информационной сети, авторы не могут не отметить определенную нестабильность ее работы, и в первую очередь почтовых серверов.

Что касается так называемых советов молодых ученых, имеющихся в подавляющем большинстве вузов и призванных координировать деятельность вузовской молодежи, то нужно иметь в виду, что подобные структуры в основном занимаются вопросами организации различных научных конкурсов, сбора информации, что, безусловно, важно, но не решает всех проблем.

Мы полагаем, что вышеописанная ситуация характерна не только для отдельно взятого вуза, но и для большинства провинциальных, а возможно, и столичных вузов.

Хотелось бы верить, что проблемы, вкратце обозначенные в данной статье, найдут свои решения, возможно, даже на основе предложенных схем. И, без сомнения, это будет существенным фактором в привлечении молодежи в вузовские структуры. Ведь без крепкого высшего образования, подкрепленного наукой, страна не может претендовать на серьезные позиции среди развитых стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.