Научно-инновационная компонента -
неотъемлемая составляющая системы образования
Наличие хорошо сбалансированной, наукоемкой, качественной, экономически эффективной, отвечающей требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня системы образования - залог успешного развития государства и общества, важнейший фактор экономического роста страны. В связи с этим в настоящее время на первый план выдвигаются качественно новые задачи.
Такая характерная черта нынешнего дня, как стремительный прогресс и развитие всех отраслей науки и техники, требует от специалистов не только соответствующих компетенций, умений и навыков, но и постоянного совершенствования и приобретения все новых знаний, инноваций как в своей области, так и в смежных. В этих условиях именно через систему непрерывного образования человек получает возможность постоянно расти в своей профессиональной деятельности. Главное сегодня - не «транслировать» обучающемуся «посредством»
Михаил Журавков,
министр
образования
Республики
Беларусь,
доктор физико-
математических
наук, профессор
преподавателя, профессора набор сведений, не выучить содержание учебников, справочников, заучить технологии, методики, а научить учиться.
Важно дать новую четкую трактовку понятию «высшее образование». Это существенно, поскольку в последнее время сделаны открытия, произошли прорывы в науке и технике, которые может осмыслить далеко не каждый человек, имеющий диплом.
В современных условиях критерии оценки высшего образования, применявшиеся в недалеком прошлом, перестают быть приемлемыми, так как они в основном ориентировались на элитарное обучение, доступное лишь немногим. Поэтому претензии к качеству высшего образования должны быть не только к студентам, к их слабой подготовке, но и к университетам, которые не вполне готовы учить молодежь в таком количестве и «по-новому».
Одна из основных проблем заключается в выработке разумного баланса между универсальностью знаний, их
фундаментальным характером и практико-ориентированно-стью образовательного процесса на потребности реального сектора экономики и социальной сферы государства. Очевидно, что в современных условиях найти такую «точку равновесия» в системе образования - очень непростая задача.
Университеты будущего -мощные учебно-научно-инновационные центры
Нынешнее состояние экономики и общества требует существенных, а в некоторых направлениях и коренных, структурных изменений в системе профессионального образования страны, причем в самом широком понятии этого термина. Одна из серьезных целей Беларуси, как, впрочем, и большинства других государств,-повысить среди абитуриентов популярность технических и естественно-научных специальностей и довести численность студентов, обучающихся по ним, как минимум до 30-40% от общего количества учащихся.
Сегодняшние реалии - наличие большой степени междис-циплинарности в профессиях, высокий уровень технологического развития, «информационный бум», что в совокупности требует наличия широкого спектра специальных знаний. При разработке образовательных программ необходимо самым серьезным образом учитывать современное состояние информационных технологий и их активное внедрение в обучение. В университетах появляется все больше новых междисциплинарных специальностей, которые трудно вместить в рамки одной-двух наук, направлений. Соответственно, возникают некоторые проблемы с их классификацией, а также «пропиской» на конкретных факультетах.
Насущная задача - приведение перечня специальностей, по которым ведется подготовка в вузах, в соответствие с приоритетными направлениями фундаментальной и прикладной науки, с программами развития наукоемких производств, определяющих структуру современной эффективной экономики.
Важны практико-ори-ентированная подготовка специалистов, обучение инновационным технологиям и методикам, работа в направлении все более тесной кооперации образовательного процесса и предприятий. Такие тенденции необходимо поддерживать и совершенствовать. В настоящее время количество учебных и производственных практик уже дифференцировано по специальностям и по уровням образования. Их длительность увеличена и в среднем составляет от 16 до 24 недель. За период 2013-2014 гг. создано более 200 филиалов кафедр на производстве. Но даже с учетом выполненного комплекса мероприятий очевидна необходимость в существенном укреплении взаимодействия между работодателями и вузами.
Следует выработать согласованные обеими заинтересованными сторонами требования к подготовке конкретного сотрудника и организации процесса включенного обучения (погружение в период учебы в будущую специальность). При этом предприятиям и учреждениям необходимо установить действенные преференции (социальный пакет и др.) молодым специалистам.
И, конечно, следует четко понимать, что невозможно организовать качественную систему высшего образования без серьезных научных исследований. Именно их масштабом, наличием ученых с мировым именем в первую очередь определяется
уровень университетского образования. Поэтому важным представляется существенное увеличение их роли и значения в подготовке студентов, особенно по приоритетным направлениям (информационные и коммуникационные технологии, фундаментальные и прикладные математика и информатика, биотехнологии и генная инженерия, биоинформатика, биомеханика и биофизика, медицина и науки о человеке, новые материалы, разработка принципиально новых подходов и технологий в энергетике, транспорте и природопользовании и др.).
Главная задача учреждений высшего образования - подготовка специалистов, способных на основе новейших достижений науки и техники, глубоких фундаментальных знаний генерировать новые идеи, создавать и внедрять инновационные разработки в производство и социальную сферу, обеспечивать перспективное развитие высокотехнологичных отраслей экономики. Этим определяются роль и место науки в университетах, требования к кадровому потенциалу, уровню научной квалификации профессорско-преподавательского состава. Следует очень серьезно относиться к сохранению и развитию системы научных исследований в вузах по профилю обучения для повышения качества и эффективности многоуровневой подготовки кадров (бакалавр/ специалист, магистр, научный работник).
Можно с уверенностью констатировать, что белорусские университеты занимают достойное место в научной сфере страны, имеют очень высокий потенциал при достаточно компактной структуре. Здесь выросли ученые с мировым именем, сформировалось и активно работает около 260 научных школ по фундаментальным и прикладным
изысканиям, в частности в области нано- и биотехнологий, ин-формационно-коммуникацион-ных технологий и электроники, архитектуры и строительства, получения новых материалов, робототехники и автоматизации, машиностроения и др. Наиболее известные из них действуют на базе БГУ, БНТУ, БГУИР, ГрГУ, ГГУ, БГПУ.
Министерство образования - заказчик по 12 государственным программам научных исследований, в рамках которых подчиненными университетами выполняются более 700 заданий. При этом по 8 программам вузы выступают головными организациями-исполнителями (БГУ - 7, БНТУ - 2, БГУИР - 2).
В дальнейшем планируется развитие университетов как
Минобразования является госзаказчиком подпрограммы «Малотоннажная химия» Государственной научно-технической программы «Химические технологии и производства», подпрограммы «Научно-учебное оборудование» ГНТП «Эталоны и научные приборы», отраслевой научно-технической программы «Качество образования»,научных разделов действующих Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь и Государственной программы развития специального образования.
учебно-научно-инновационных комплексов, включающих в себя национальные и отраслевые лаборатории, инженерно-производственные и научно-технические центры, технопарки, центры трансфера технологий, производственные участки и инновационные предприятия.
Рост вузовского сектора науки должен идти в направлении углубления и расширения фундаментальных и прикладных исследований, более тесного сотрудничества с академическими институтами и промышленными предприятиями путем создания научно-практических объединений по соответствующим профилям. Университеты должны быть центрами научно-инновационной деятельности. При ведущих учебных заведениях необходимо создавать и развивать субъекты инновационной инфраструктуры, обеспечивающие выпуск наукоемкой, высокотехнологичной продукции на основе полученных вузами и научно-исследовательскими институтами результатов научно-технической деятельности.
Следует отметить, что в структуре учреждений высшего образования уже создана разветвленная сеть инновационных подразделений, работают 11 центров трансфера технологий,
3 инновационных центра, 3 центра маркетинга научно-исследовательских работ, 14 центров международного научно-технического сотрудничества. При вузах функционируют 17 высокотехнологичных предприятий,
4 технопарка (БНТУ, ВГТУ, ПГУ, ПолесГУ), имеющие официальный статус субъектов инновационной инфраструктуры. БГУ - соучредитель Минского городского технопарка, а БрГТУ - Брестского научно-технологического парка.
Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо самым серьезным образом подойти к разработке стратегии и построению планов
развития научных исследований в учреждениях высшего образования на краткосрочную и долгосрочную перспективу. При этом особое внимание следует уделить поддержке сложившихся научных школ мирового уровня и фундаментальных исследований, в особенности по важным стратегическим направлениям. Также необходимо помогать молодым ученым, вовлекать в научно-исследовательскую работу учащихся. К слову, этот процесс в учреждениях высшего образования организован на комплексной основе и осуществляется в том числе через выделение Министерством образования грантов, организацию деятельности студенческих научно-исследовательских лабораторий, конструкторских бюро, творческих мастерских и других подобных структур, ежегодное проведение Республиканского конкурса научно-исследовательских работ студентов. В конкурсе за 2014/2015 учебный год приняли участие учащиеся и выпускники 58 учреждений высшего образования и филиалов, представлены 3718 научных работ. Больше трети авторов (39%, или 1568 чел.) - выпускники университетов, 542 чел.- магистранты, 1861 чел.- студенты и курсанты. На этот конкурс подают свои научные результаты даже студенты первого курса. Так, работа студентки БГМУ Кристины Невдах «Оценка индивидуальных доз облучения и активности Сэ-137 в организме человека за летний период и апробация разработанной системы выведения Сэ-137 из организма (на примере жителей Лунинецкого района Брестской области)» получила 1-ю категорию.
Результаты поданных на конкурс изысканий публикуются в специализированных изданиях, докладываются на международных конференциях и, что важно, внедряются
Современные технологии образования
в учебный процесс и производство. Так, участниками мероприятия опубликовано около 7 тыс. статей и более 5,5 тыс. тезисов докладов, представлено более 4,6 тыс. актов внедрения, из них более 1400 - в производство, 104 документа интеллектуальной собственности.
В качестве примера можно привести научную работу студента 4-го курса БГУ Михаила Екельчика «Иммерсионные жидкости для ультразвукового тромболиза», посвященную разработке новых методов и средств разрушения тромбов, что имеет большое значение при лечении ишемической болезни сердца, головного мозга и конечностей. В результате лабораторных опытов на животных показано, что применение новых методик существенно (в ряде случаев на 47%) повышает степень разрушения тромбов. Результаты исследования подтверждены патентом, поданы заявки на полезную модель и на изобретение.
С 2000 по 2015 г. количество студентов, занимающихся всеми формами научных работ, выросло с 16 тыс. до почти 90 тыс. В вузах они работают с научными руководителями как индивидуально, так и в рамках объединений - кружков, студенческих научно-исследовательских лабораторий. В указанный период количество последних увеличилось с 42 до более чем 280, а научных кружков - с 400 до 1660.
Целью конкурса грантов Министерства образования является адресная поддержка аспирантов, докторантов, соискателей и студентов, обучающихся в подчиненных министерству учреждениях и добившихся наилучших результатов в научно-исследовательской деятельности, а также создание дополнительных условий для стимулирования талантливых молодых ученых,
выполняющих изыскания с ориентацией на практическое применение их результатов в различных отраслях экономики. Гранты предоставляются по приоритетным научным направлениям. В 2015 г. министерством для поддержки 122 проектов (из них 44 - студенческие, 75 - аспирантские,
3 - докторантские) выделено
4 млрд руб.
На базе технопарка БНТУ «Политехник» действует постоянная виртуальная выставка научно-технических работ учащихся высших учебных заведений, которая была создана в 2007 г. (www.student.metolit.by). На портале размещено более 450 разработок студентов, магистрантов, аспирантов по 25 направлениям, которые соответствуют приоритетам научно-технического развития страны.
Большое внимание в вузах уделяется закреплению на кафедрах и в научных лабораториях молодых сотрудников, омоложению кадрового состава руководящих работников. Так, кафедру энергофизики в БГУ возглавляет С.М. Тиванов, обладатель премии специального фонда Президента Республики Беларусь в 2005 г., защитивший кандидатскую диссертацию в 27 лет. Заведующим кафедрой экономической информатики БГУ с 2011 г. работает доцент Д.А. Марушко, делегат Первого съезда ученых Беларуси 2007 г., кандидат наук с 26 лет. На должности заведующей НИЛ молекулярной генетики и биотехнологии БГУ трудится кандидат биологических наук (в 26 лет) И.Н. Феклистова, обладатель премии специального фонда Президента Республики Беларусь в 2003 г. На кафедре теоретической физики БГУ работает А.В. Новицкий, защитивший кандидатскую диссертацию в 2006 г., а докторскую - в 2014 г.
Факультет компьютерного проектирования БГУИР с 2014 г.
В 2015 г. в 119 организациях Республики Беларусь, имеющих аспирантуру (адъюнктуру), обучаются 4649 чел., в том числе 2180 (46,9%) - на дневной, и 1501 (32,3%) - на заочной форме. В 56 учреждениях, имеющих докторантуру, проходят обучение 275 докторантов. Подготовка в аспирантуре, докторантуре осуществляется по 430 специальностям. Отраслевая структура аспирантуры: общественные и гуманитарные науки - 48,7%, технические - 20,2%, естественные - 13,3%, медицинские -11,2%, сельскохозяйственные - 4,5%; докторантуры: общественные и гуманитарные науки - 37,5%, технические - 9,1%, естественные -12%, медицинские - 35,6%, сельскохозяйственные - 4%.
возглавляет кандидат технических наук Д.В. Лихачевский, защитивший кандидатскую диссертацию в 27 лет. С 2014 г. кафедрой химии БГУИР руководит 30-летний кандидат технических наук С.А. Павлюковец, защитивший кандидатскую диссертацию в 2013 г., обладатель стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым. Выпускник БГТУ 2005 г. С.Н. Пищов в 2008 г. в период обучения в аспирантуре успешно защитил диссертацию на соис-
кание ученой степени кандидата технических наук и с 2014 г. работает в должности директора Института повышения квалификации и подготовки кадров БГТУ, является научным руководителем ряда заданий государственных научно-технических программ.
Планомерная работа по поддержке и продвижению молодых кадров на руководящие должности как в учебном процессе, так и в сфере научной деятельности ведется и в БНТУ. В последние годы на соответствующие посты выдвинуты представители молодежи (в возрасте до 35 лет), стипендиаты Президента Республики Беларусь, успешно и в срок защитившие диссертации: кандидат технических наук Ю.А. Николайчик - первый заместитель декана механико-технологического факультета; кандидат технических наук А.В. Арабей - заместитель декана этого же факультета; кандидат технических наук А.И. Свистун -заместитель декана приборостроительного факультета.
В университетах действуют советы молодых ученых, основными направлениями и задачами деятельности которых являются развитие потенциала творческой и научной молодежи, содействие их профессиональному росту, активному участию в фундаментальных и прикладных научных исследованиях, в общественной жизни, формирование административно-управленческих навыков.
И все же, какие бы цели и задачи ни формулировали, о каких приоритетах ни говорили, все может быть реализовано лишь при условии качественного кадрового наполнения и обеспечения высшей школы. При этом следует всегда помнить, что в университетах основными действующими лицами были и остаются две ключевые фигуры: студент и профессор.
Поэтому, ведя речь о качественном образовании в совокупности с серьезными научными исследованиями, необходимо исходить из безусловного выполнения двух положений: наличие мотивированного, обладающего требуемыми базовыми знаниями контингента студентов, а также высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава. Соответственно, нужно вести кропотливую целенаправленную работу по отбору, воспитанию и образованию талантливой молодежи в специальных лицеях и гимназиях для одаренных детей, расширять сеть олимпиад, конкурсов, конференций по разным областям науки и техники. Следует развивать систему непрерывной подготовки специалистов по программам профессионального образования, активно внедрять интегрированные образовательные программы (профессиональный лицей/У ПТО - колледж/ УССО - вуз/УВО).
Для реального и эффективного решения проблем, связанных с кадровым обеспечением системы высшего образования, необходимо разработать определенные системные меры, затрагивающие различные сферы управления и жизнедеятельности общества, что представляет собой серьезную задачу.
Очевидно, что в сфере образования без постоянного анализа текущего состояния и перспектив развития общества, науки, производства, без новаторства, творчества и кропотливой тщательной проработки всех предложений и решений движение вперед невозможно. Остановка, самоуспокоение и самоуверенность, невосприимчивость к критическим замечаниям губительны. Необходимо четко осознавать, что от состояния системы образования зависит не только жизнь отдельных личностей, но и благосостояние и безопасность (во всех
направлениях жизнедеятельности общества) государства в целом. Поэтому всем государственным и общественным институтам очень важно заботиться о системе образования и тщательно, разумно и взвешенно прорабатывать и принимать решения о ее становлении и реформировании. Следует отметить, что в республике для этого выполняется ряд конкретных мероприятий. Появляются новые формы поиска и отбора талантливой молодежи, новые специальности, развивается отечественная школа профессионально-технического обучения, существенный импульс получили педагогические новации.
Можно с уверенностью говорить о том, что в результате проводимой политики будут не только сохранены имеющиеся достоинства нашей системы образования, но и приобретены новые. Необходимо достичь гармонии между средней и высшей школами. Следует руководствоваться следующим принципом: в результате проводимой целенаправленной работы образование должно сочетать в себе фундаментальность естественно-научного и математического цикла с усилением гуманитарной направленности, содействовать нравственному и духовному развитию личности. Выполнение намеченных нами мероприятий позволит существенно продвинуться в направлении улучшения системы образования в Беларуси, превратить наши университеты в центры производства знаний и технологий мирового уровня, конкурентоспособные на международном рынке образовательных и научно-технических услуг. СИ