УДК 342 ББК 67.300
статус республики в составе российской федерации:
конституционно-правовой аспект
анатолий семенович прудников,
Ученый секретарь Московского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор
Валерий Петрович малахов,
профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ Научная специальность — 12.00.02 конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право E-mail: [email protected] 89031526232
Citation-индекс в электронной библиотеке нииОн
Аннотация. Дается характеристика современной конституционно-правовой системы республик в составе Российской Федерации и раскрывается их правосубъектность, совместные и исключительные полномочия. Ключевые слова: республика, Россия, правовой статус, субъекты федерации.
Annotation. The article describes the modern constitutional and legal systems of the republics of the Russian Federation and reveals their personality, joint and exclusive authority.
Keywords: Republic, Russia, the legal status of subjects of Federation.
Правовой статус субъектов Российской Федерации определяется как Конституцией РФ1, так и конституциями республик, а также уставами краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Обладая политической самостоятельностью, субъекты Российской Федерации также обладают уникальным конституционноправовым статусом2.
При этом необходимо подчеркнуть главное — субъекты Федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава Федерации. В противном случае будет иметь место не федерация, а конфедерация — союз государств, создаваемый для координации их деятельности в определенной сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств.
Согласно Конституции РФ (п. 1 ст. 66) статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики.
Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации связан с наличием у республики своей территории. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов Российской Федерации. Некоторые республики, такие
как Крым, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия — Алания, имеют и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. В данном случае внешняя граница республики является вместе с тем Государственной границей России. Ее территория — это пространственный предел ее власти, высшие органы государственной власти республики распространяют свою власть на всю территорию республики. Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами Российской Федерации согласно ст. 38 Конституции РФ могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.
Конституционно-правовой статус республики в составе Федерации характеризуется также тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, включающую в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, другими субъектами Российской Федерации, а также с иностранными государствами. Республиканская конституционно-правовая система, являясь относительно самостоятельной, входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части,
вследствие этого конституция, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить федеральной Конституции и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Российской Федерации3. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в республике, действует федеральный закон. Вместе с тем согласно ч. 6 ст. 76 Конституции РФ нормативный правовой акт республики (равно как и другого субъекта Федерации) имеет приоритет, если издан по предметам исключительного ведения республики в составе Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ.
Республика в составе Российской Федерации в лице ее представительного органа пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ, она вправе участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения Федерации и республик.
Республика в составе Российской Федерации самостоятельно определяет систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации, установленными федеральным законом с учетом национальных, исторических, иных традиций. Каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган (парламент), название которого определяется республикой самостоятельно.
В связи с формальным определением республики в составе Российской Федерации в качестве государства возникает вопрос о республиканском гражданстве. Конституция РФ, закрепляя принцип единого и равного гражданства России, определяя предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, об институте республиканского гражданства ничего не говорит. Более того, в ст. 71 (п. «в») гражданство в Российской Федерации Конституция относит к исключительному ведению России. Это означает, что регламентирование института гражданства осуществляется только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории России, который, в отличие от прежнего закона, умалчивает о гражданстве республик в составе России. В определении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г., принятом в связи с обращением Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан о толковании положений ряда статей Конституции РФ, Суд указал, что Конституция РФ не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета помимо суверенитета России, и тем самым предопределил решение производного вопроса — о гражданстве республик, поскольку только суверенное государство правомочно законодательно закреплять, кто является его гражданином и каковы основания приобретения и прекращения гражданства.
Республики вправе устанавливать свои государственные языки (так, например, в Республике Крым — русский, украинский и крымско-татарский)4, которые могут использоваться наряду с русским языком: в органах государственной власти, местного самоуправления, в государственных учреждениях республик; при опубликовании федеральных и республиканских правовых актов; при подготовке и проведении выборов и референдумов Российской Федерации, в том числе при изготовлении бюллетеней для голосования; в официальном делопроизводстве на территории республики; в деятельности государственных органов, организаций, предприятий, учреждений, при оформлении текстов документов (бланков, печатей, штампов, штемпелей); при оформлении на территории республики документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, записей актов гражданского состояния, трудовых книжек, а также документов об образовании, военных билетов и др.; в республиканских средствах массовой информации; при переводе и дублировании кино- и видеопродукции; при написании наименований географических объектов и оформлении надписей, дорожных и иных указателей. Но республики вправе (однако не обязаны) устанавливать государственные языки, а согласно постановлению Конституционного Суда РФ они не должны устанавливать специальные требования к знанию государственных языков республик в качестве условия приобретения пассивного избирательного права, в том числе при выборах главы государства5.
Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры.
Вопросы владения республиканской собственностью регулируются федеральным законодательством и законодательством республик в составе России. По взаимной договоренности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик в составе Федерации часть природных ресурсов может приобретать статус федеральных.
Республики в составе Российской Федерации обладают некоторой международной правосубъектностью. Они являются самостоятельными участниками ряда международных, внешнеэкономических отношений, если это не противоречит Конституции РФ, федеральным законам и Федеративному договору. Координация такого рода международных отношений осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в частности, по линии Министерства иностранных дел РФ.
Одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государствен-
ную символику, — Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, отражающую национально-исторические традиции населяющих их народов, а также столицы.
Конституция РФ и республиканские конституции определяют предметы ведения этих субъектов РФ. Часть из них составляют предметы совместного ведения Федерации и республик. Предметы совместного ведения образуют круг полномочий, в осуществлении которых могут принимать участие органы государственной власти Федерации и ее субъектов. Это те сферы общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ к компетенции Российской Федерации и к компетенции субъектов РФ. По таким вопросам Федерация и субъекты «координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел (ст. 72). Перечень таких вопросов также является исчерпывающим...». Их можно разделить на три группы.
В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и республик в ее составе находится обеспечение соответствия конституций, законов, иных нормативных правовых актов республик федеральной Конституции и федеральным законам. К совместному ведению Российской Федерации и республик отнесен большой круг вопросов законодательного регулирования: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. В совместном ведении Федерации и республик находятся также защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режима пограничных зон.
В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению Российской Федерации и республик относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; установление общих принципов налогообложения и сборов. Российская Федерация и республики совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры и спорта.
Особую область совместного ведения Российской Федерации и республик составляют внешние сношения, где общей заботой России и находящихся в ее составе республик являются координация международных и внешнеэкономических связей республик, выполнение международных договоров Российской Федерации.
По вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, издаются федеральные законы, определяющие общие принципы правового регулирования определенных общественных отношений, а также федеральные
законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. Субъекты Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по таким вопросам до принятия соответствующего федерального закона. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В число совместно осуществляемых полномочий входят также создание общих фондов для финансирования совместных программ; координация управления общими фондами, энергетической системой, магистральным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом и связью6.
Наряду с вопросами совместного ведения имеется ряд вопросов, относящихся к исключительному ведению республик. Исключительные полномочия республик в составе Российской Федерации определены их конституциями на основе Конституции РФ и Федеративного договора. Они осуществляются республиканскими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Республика самостоятельно распоряжается своей государственной собственностью. Она устанавливает республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, республиканские фонды экономического, социального и культурного развития; осуществляет правовое регулирование политического, экономического и социально-культурного развития.
В завершении следует отметить, что закрепленный в конституциях республик перечень их исключительных полномочий не является исчерпывающим. К полномочиям этих республик могут быть отнесены и другие полномочия, если это не противоречит Конституции РФ. Иначе говоря, республики в составе России самостоятельно осуществляют полномочия, не отнесенные Конституцией РФ к ведению Федерации или к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
1 Конституция Российской Федерации. М., 2015.
2 Подробнее см.: Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С.306.
3 Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С.308.
4 См.: ФКЗ от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. от 01.01.2015 г.).
5 СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 2063.
6 Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С.309.