ИСТОРИЯ ПРАВА
Д.Н. Соловьёв *
Статус казачества как военно-мобилизационного ресурса
Статья «Статус казачества как военно-мобилизационного ресурса» посвящена современным проблемам взаимодействия казачьих организаций с государственными, муниципальными и местными органами власти.
В статье рассматривается юридические вопросы этого взаимодействия, непосредственно самой государственной службы казачества, использования гос. властью возможностей казачества в деле патриотического воспитания молодёжи и усовершенствования законодательства в отношения казаков со стороны государства.
The article "The Status of the Cossacks as a military mobilization resource" is devoted to contemporary problems of the interaction of Cossack organizations with state, municipal and local authorities.
The article discusses the legal issues of this interaction, the most direct government service of the Cossacks, the government use off the Cossacks capabilities in the patriotic education of youth and the improvement of legislation in the relations of Cossacks from the state.
Ключевые слова: Государственная служба, воинская обязанность,
репрессии, патриотизм, мобилизация, обороноспособность, закон, устав, самоуправление.
Keywords: Public service, military obligations, repression, patriotism, mobilization, defense capability, law, statute, self-government.
С момента развала Советского Союза на территория компактного проживания представителей казачества, начался процесс постепенного возрождения идей и структуры казачьих обществ. На государственном уровне этому процессу пока не придают пристального внимания, уповая на культурно-фольклорную сторону казачьей общности.
Первоочередной задачей стало восстановление исторической справедливости - реабилитация казачества. В дополнение к закону «О реабилитации репрессированных народов» [24, N 5303-1] был принят специальный Указ Президента Российской Федерации № 632 от 15 июня 1992 г. «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О
"Соловьёв Дмитрий Николаевич, кандидат военных наук, доцент кафедры управления персоналом, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» [13, N 316].
Первым уставом казачьего войска, утвержденным специальным Указом Президента России № 612 от 17 июня 1997 г., стал устав Донского войска [14, № 612], в котором было определено правовое поле деятельности этой структуры. Однако, сугубо «военная» сущность деятельности казачества и здесь осталась размытой. Так, в п. 35 отмечалось, что «... казаки Войска Донского берут на себя в установленном порядке обязательства по:
производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд; участию в охране общественного порядка;
участию в невойсковой охране государственной границы Российской Федерации;
участию в охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также по сопровождению грузов; участию в охране объектов жизнедеятельности населения; участию в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием помощи пострадавшим;
участию в таможенной охране в составе таможенных органов Российской Федерации;
участию в несении егерской, природоохранной и экологической службы, а также участию в контроле за использованием и охраной земель;
участию в охране лесов от пожаров» [22, п. 35].
Более того, в п. 15 было указано, что «.Войско Донское не вправе создавать в своем составе военизированные объединения и вооруженные формирования».
В 1998 г. был введен в действие Указ Президента РФ «Перечень воинских частей, комплектуемых членами казачьих обществ» [5, № 563],
135
в котором было прописана возможность создания новых казачьих воинских частей. Суммарное количество юношей казаков, которые должны были пополнить эти части, в результате расчетов по оргштатному составу воинских частей МО и ФПС РФ должно было составить 15682 чел. [10, с. 3]. В открытой печати неоднократно публиковалась информация о казаках, геройски проявивших себя в ходе антитеррористической кампании в Чечне. Анализ архива МО РФ о награжденных военнослужащих указывает, что около 7000.8600 из них были выходцами из казачества [1, с. 1-16].
Положения Федерального закона № 154 ФЗ от 05.12.2005 г. «О государственной службе российского казачества» [23, № 154]
устанавливали общий порядок и направления деятельности казачества:
1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военнопатриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;
4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
136
муниципальных Образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Более детальный перечень направлений деятельности казачьих обществ определен в Указе Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» [15, № 563], а также в нормативных правовых актах субъектов РФ.
Согласно п. 8 ст. 5 Закона №154-ФЗ [10] российское казачество может привлекаться к несению муниципальной службы при условии, что казачье общество, внесено в государственный реестр казачьих обществ в РФ в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [11], Федеральным законом от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [12], законодательством субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Российское казачество, на основе государственных и муниципальных контрактов, может осуществлять деятельность, связанную с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд, согласно Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [13].
Экономическую основу местного казачьего самоуправления может составлять муниципальная собственность, переданная органам местного казачьего самоуправления для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления.
В муниципальном районе органы местного самоуправления могут привлечь казачьи общества к:
• организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• участию в профилактике терроризма и экстремизма;
• участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
• организации охраны общественного порядка на территории муниципального района;
• созданию условий для обеспечения поселений услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
• созданию условий для развития местного традиционного народного творчества в поселениях;
• организации и осуществлению мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений;
• созданию условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, содействия развитию малого и среднего предпринимательства;
• обеспечению условий для развития физической культуры и спорта;
• организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью.
Согласно действующему федеральному законодательству в компетенцию органов местного самоуправления входит: о оказание казачьим обществам содействия в осуществлении установленных задач и функций (ч.1 ст. 7 ФЗ №154ФЗ) [14]; о согласование обязательств по несению муниципальной службы (ч.1 ст. 6 ФЗ №154ФЗ) [15];
о создание целевого земельного фонда для предоставления земельных участков казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 667 «Об утверждении положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ, и режиме его использования» [7, № 667]);
о осуществление финансирования государственной службы российского казачества за счет средств бюджетов муниципальных образований [31, № 154, ч.1, ст. 8].
Необходимо решить вопрос о том, является ли государственная служба российского казачества новым самостоятельным видом государственной службы. Если да, тогда в этом случае требуется детальная проработка правовой базы, характеризующей ее как особый вид государственной и муниципальной службы. Если эта служба отличается только субъектом, тогда необходимо внести дополнения, определяющие правовое положение государственных и муниципальных служащих-казаков.
Целесообразным, на наш взгляд, является дополнение положений Федерального Закона от 5.12.2005 г. № 154ФЗ [32, № 154], нормами, раскрывающими, во-первых, понятия «государственная служба российского казачества» и «муниципальная служба российского казачества», эти дефиниции должны войти в ст. 2 об основных понятиях.
Во-вторых, необходимым является определение порядка несения государственной и муниципальной службы российского казачества. В-третьих, остается не урегулированным вопрос о социальной защите членов казачьих обществ, несущих государственную и муниципальную службу российского казачества.
Казачьи объединения, являясь некоммерческой организацией, обладают существенной спецификой в сравнении с другими подобными организациями, в этой связи целесообразным является дополнить главу 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» [2, № 7] новой формой некоммерческой организации как казачьи объединения.
Таким образом, современное федеральное законодательство, регулирующее вопросы казачества, можно охарактеризовать как рамочное, несистематизированное, противоречивое, что не может служить надежной правовой базой для развития правовых отношений.
Другим направлением взаимодействия государства и казачества является создание в регионах муниципальных дружин. Специализированные казачьи дружины образуются для укрепления правопорядка в муниципальных образованиях, проведения мероприятий по пресечению незаконной миграции и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. При создании муниципальных дружин для органов местного самоуправления встают вопросы по:
- осуществлению подготовки, переподготовки, повышения квалификации членов казачьих обществ в соответствии с деятельностью специализированных дружин;
- проведению совместных мероприятий с заинтересованными службами и ведомствами;
- решению вопросов по социальной защите членов казачьих обществ;
- созданию необходимой материально-технической базы для проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- разработке документов по вопросам организации и проведения данных мероприятий.
На основании решений органов местного самоуправления дружинники могут участвовать в иных мероприятиях, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В подписанной 3 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации Концепции государственной политики в отношении казачества [4] отмечается востребованность опыта российского казачества по организации военно-патриотического воспитания молодежи. Для этого предполагается сохранить исторические, культурные и духовные традиции российского казачества в воспитательном и образовательном процессе.
Однако, среди противоречащих друг другу норм федерального законодательства следует выделить ч. 4 ст. 5 ФЗ № 154 «О государственной службе российского казачества» [34, № 154], согласно которой российское казачество организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе, что противоречит положениям ФЗ от 28.03.1998 г. №53 Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» [33, № 53].
Последнее обстоятельство является актуальным и в части привлечения казаков к участию в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Этот вопрос отражен в нормативных документах недостаточно четко.
Было бы целесообразно дополнить и переработать данную программу с перспективой до 2015 г., изменив Перечень обобщенных оценочных показателей (индикаторов) реализации государственной программы внеся коррективы в следующие критерии:
количество «действующих патриотических объединений, клубов, центров», (включить количество действующих казачьих организаций, вошедших в государственный реестр);
количество «граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров» (дополнить - и казачьих организаций).
В подписанной в июне 2008 г. Президентом Российской Федерации Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества [5] предполагается осуществить меры по поддержанию казачьих кадетских образовательных учреждений, а также учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. Но, понятие казачий кадетский корпус (школа, училище, класс и др.) в федеральном законодательстве не закреплено. Хотя, определенные шаги в этом направлении уже предприняты.
За последние два года были приняты:
1. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации:
«О смотре-конкурсе на звание «Лучший казачий кадетский корпус» от 30.08.2009 г. № 977 [16, N 977].
«Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы» от
07.10.2009 г. № 1124 [17, N 1124].
«Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» от 09 февраля 2010 г. № 168 [18, N 168].
«О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» от 09 февраля 2010 г. № 169. [19, N 169].
«Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» от 09 февраля 2010 г. № 170 [20, N 170]
«О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» от 09 февраля 2010 г. № 171 [21, N 171]
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:
«О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами» от
08.10.2009 г. № 806. [8, № 806]
«О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ» от
26.02.2010 г. № 93 [9, № 93]
«Об изменениях в составе рабочей группы по подготовке предложений по нормативному регулированию вопросов государственной политики в отношении российского казачества и государственной службы российского казачества» от 17.03.2009 г. № 323р (распоряжение) [11, № 323р].
3. Законы Российской Федерации, в части касающихся внесения изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» [3, № 217426-5] и статью 2 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» от 03.06.2009 г. № 107ФЗ [12, № 107]
В условиях сокращения численности армии, именно организация территориальной обороны является одним из наиболее экономичных путей поддержания обороноспособности на должном уровне. При этом положительный опыт использования казачества в интересах комплектования русской армии более чем полезен.
Переход Российской армии на полноценную «полуконтрактную» основу потребует несравнимо больших финансовых вложений, создание
143
социально-бытовой инфраструктуры, строительства жилья и т.д. Казаки уже имеют жилье, социально-бытовой вопрос у них уже решен.
Таким образом, достичь кардинального успеха в развитии современного казачества возможно лишь при условии отказа от видения казачества в качестве замкнутой по сословному признаку общности людей, придания казачеству государственного статуса и возрождения иррегулярного характера службы казаков. Решение этой задачи возможно лишь при использовании положительного опыта существовавшей в Российской Империи казачьей системы управления казачьими войсками, а также системы комплектования казачьих формирований и порядка службы казаков.
Список литературы:
Архив МО РФ о награжденных военнослужащих из числа казаков (ДСП).
Глава 2 ФЗ от 12 января 1996 г. №7ФЗ «О некоммерческих организациях».
Законы Российской Федерации, в части касающихся внесения изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» - 17 июня 2009 года Президентом Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 217426-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, подписана 3 июля 2008 г. Президентом РФ.
Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, подписана 3 июля 2008 г. Президентом РФ.
Предложения по реализации военных аспектов Указа Президента РФ 1995 года № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» - «Перечень воинских частей, комплектуемых членами казачьих обществ». Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. №667 «Об утверждении положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ, и режиме его использования».
Постановление Правительство РФ № 806 от 08.10.2009 г. «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами».
Постановление Правительства РФ от от 26.02.2010 № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ».
Расчет по оргштатному составу воинских частей МО и ФПС РФ (ДСП).
Распоряжение Президента РФ от 17.03.2009 г. № 323р «Об изменениях в составе рабочей группы по подготовке предложений по нормативному регулированию
вопросов государственной политики в отношении российского казачества и государственной службы российского казачества».
Статью 2 ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 03.06.2009 г. № 107 ФЗ.
Указ Президента РФ от 25.02.2003 N 250, от 21.03.2005 N 316 «О мерах по реализации закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества.
Указ Президента России № 612 от 17 июня 1997 года, Устав войскового казачьего общества "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ”.
Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе».
Указа Президента Российской Федерации от 30 августа 2009 г. N 977 "О смотре-конкурсе на звание "Лучший казачий кадетский корпус".
Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2009 г. N 1124 "Об
утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы".
Указ Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 168 "Об учреждении гербов и знамен
войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих
обществ в Российской Федерации" .
Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. N 169 "О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".
Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. N 170 "Об
удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".
Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. N 171 "О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".
Устав Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» п.35.
ФЗ №154 ФЗ от 05.12.2005 г. «О государственной службе российского казачества». ФЗ Закона РФ от 01.07.93 N 5303-1) «О реабилитации репрессированных народов». ФЗ №154 ФЗ от 05.12.2005 г. «О государственной службе российского казачества» п. 8 ст. 5.
ФЗ от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
ФЗ от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». ФЗ от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
ФЗ №154 ФЗ от 05.12.2005 г. «О государственной службе российского казачества»
4.1 ст. 7.
ФЗ №154 ФЗ от 05.12.2005 г. «О государственной службе российского казачества»
4.1 ст. 6.
ФЗ №154 ФЗ от 05.12.2005 г. «О государственной службе российского казачества»
4.1 ст. 8.
ФЗ №154 ФЗ от 05.12.2005 г. «О государственной службе российского казачества». ФЗ от 28.03.1998 г. №53 Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
Часть 4 ст. 5 ФЗ №154 «О государственной службе российского казачества».