Научная статья на тему 'Государственная политика в отношении казачества в современной России: влияние регионального и муниципального законодательства на повышение уровня социально-экономического развития казачества Брянщины'

Государственная политика в отношении казачества в современной России: влияние регионального и муниципального законодательства на повышение уровня социально-экономического развития казачества Брянщины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / COSSACKS / LEGISLATION / REGULATORY LEGAL ACTS / STATE POLICY CONCEPTS / ECONOMIC AND SOCIAL SITUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дзюбан Валерий Валерьевич

В статье рассматриваются государственные акты Российской Федерации, направленные на возрождение и улучшение уровня социально-экономического развития казачества; описывается уровень развития казачества на территории Брянщины, что дает представление о государственной политике в отношении казачества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в отношении казачества в современной России: влияние регионального и муниципального законодательства на повышение уровня социально-экономического развития казачества Брянщины»

УДК 008

Дзюбан Валерий Валерьевич

кандидат педагогических наук Брянский государственный технический университет

bryanskstudzuban@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КАЗАЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЗАЧЕСТВА БРЯНЩИНЫ

В статье рассматриваются государственные акты Российской Федерации, направленные на возрождение и улучшение уровня социально-экономического развития казачества; описывается уровень развития казачества на территории Брянщины, что дает представление о государственной политике в отношении казачества в целом.

Ключевые слова: казачество, законодательство, нормативно-правовые акты, концепции государственной политики, социально-экономическое положение.

В последние годы существенное изменение претерпела государственная политика Российской Федерации в отношении российского казачества. Казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции. На федеральном и региональном уровнях были приняты нормативные правовые акты, создавшие социальные, экономические и организационные предпосылки становления и развития государственной службы российского казачества. Многие общественные объединения российского казачества выразили желание войти в состав казачьих обществ в целях несения государственной и иной службы. Опыт российского казачества по организации военно-патриотического воспитания молодежи, возрождению его духовных и культурных традиций востребован органами государственной власти и органами местного самоуправления. Начиная с 1991 года, в отношении российского казачества было принято около 60 законодательных и нормативно-правовых актов.

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление «О реабилитации казачества», в преамбуле которого говорится: «Исходя из требований Закона РСФСР “О реабилитации репрессированных народов”, в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения как исторически сложившейся культурно-этнической общности Верховный Совет Российской Федерации постановляет: “Отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер”».

Постановление признавало за казачеством права на возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека; установление общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах; возрождение традиционных для казачества форм землевладе-

ния, землепользования и распоряжения землей, несения воинской службы в частях Вооруженных сил и пограничных войск Российской Федерации; восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей; создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других, их регистрацию и деятельность.

При этом отмечалось, что положения данного постановления не должны ущемлять права каких-либо других групп населения и отдельных граждан и не означают наделение казачества какими-либо привилегиями, которые могут толковаться как сословные.

В 1994 году был создан Совет по делам казачества при президенте Российской Федерации (упразднен в 1997 году, в 2009 году воссоздан). Совет по делам казачества является совещательным и консультативным органом при президенте Российской Федерации, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества. В состав Совета могут входить представители администрации президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, казачьих обществ, общественных объединений казачества, иных общественных объединений, научных организаций. В составе Совета создано 10 профильных комиссий и 7 окружных, а также экспертно-консультативная комиссия и рабочая группа по геральдическим вопросам.

В 1995 году были разработаны правовые основы государственной службы казачества, а уже в 1996 году первое казачье войско - Волжское - приняло на себя обязательства по несению государственной службы.

Виды службы, к которой привлекаются члены казачьих обществ, и порядок привлечения их к службе определены Федеральным законом Российской Федерации от 5 декабря 2005 года N° 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», в соответствии с которым российское казачество

200

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

© Дзюбан В.В., 2012

проходит военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах в соответствии с федеральным законодательством. Для прохождения военной службы российское казачество направляется, как правило, в соединения и воинские части Вооруженных сил Российской Федерации, которым присвоены традиционные казачьи наименования, во Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, в пограничные органы [3, с. 189-228].

Российское казачество в установленном порядке: 1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе; 2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях; 3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом; 4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3 июля 2008 года Президентом Российской Федерации была принята Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, в которой говорится, что целями государственной политики Российской Федерации в отношении казачества являются: становление и развитие государственной и иной службы российского казачества; возрождение и развитие духовнокультурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: создание финансовых, правовых, методических, информационных и организационных механизмов привлечения российского казачества к несению государственной и иной службы; создание условий для широкого привлечения российского казачества к реализации государственных и муниципальных программ и проектов; обеспечение участия российского казачества в возрождении принципов общегражданского патриотизма, верного служения Отечеству на основе традиций российского казачества; содействие участию российского казачества в развитии агропромышленного комплекса и сельских территорий в местах компактного проживания казачества; раз-

витие в казачьих обществах физической культуры и массового спорта, способствующих ориентации казачьей молодежи на здоровый образ жизни; развитие внутреннего туризма, направленного на приобщение к культурным и духовным ценностям российского казачества; содействие сохранению и развитию самобытной культуры российского казачества, образа жизни, традиций и духовных ценностей казаков; сохранение исторических, культурных и духовных традиций российского казачества в воспитательном и образовательном процессе; укрепление международных связей с казачеством за рубежом в рамках государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, содействие возвращению на историческую Родину реликвий российского казачества [1, с. 2-6].

Согласно Концепции приоритетами государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества являются:

- привлечение членов казачьих обществ к выполнению обязанностей государственной и иной службы;

- обеспечение условий и формирование стимулов для участия российского казачества в реализации государственных и муниципальных программ в области государственной и иной службы, образования и воспитания подрастающего поколения, устойчивого развития агропромышленного комплекса и сельских территорий в местах компактного проживания казачества и развития местного самоуправления;

- совершенствование правовых, организационных и экономических основ государственной и иной службы российского казачества.

Реализация государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется: федеральными органами государственной власти; органами государственной власти субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления муниципальных образований.

Реализация государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества предполагает: объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и казачьих обществ, направленных на выработку единых подходов к формированию государственной политики Российской Федерации с целью сохранения социально-экономического, культурного и духовного потенциала российского казачества; совершенствование нормативной правовой базы становления и развития государственной и иной службы российского казачества; совершенствование разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления с учетом законных интересов и потенциала

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

201

российского казачества; координацию действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленных на оказание содействия казачьим обществам в организации и обеспечении исполнения членами казачьих обществ принятых на себя обязательств по несению государственной и иной службы; разработку программ и мероприятий по поддержке российского казачества, становлению и развитию государственной и иной службы российского казачества; информационную открытость деятельности органов государственной власти в отношении российского казачества; мониторинг и анализ эффективности выполнения обязательств по несению государственной и иной службы членами казачьих обществ [1, с. 4].

Реализация государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества осуществляется поэтапно.

9 февраля 2010 года Президент России Дмитрий Медведев утвердил удостоверение, форму одежды и чины казаков, а также герб и знамена войсковых казачьих обществ. Глава государства подписал Указы «Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ», «Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ РФ», «О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ», «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ».

Сегодня российское казачество - это граждане Российской Федерации, относящие себя к казакам (прямые потомки казаков, а также граждане, изъявившие желание быть членами казачьих обществ). Казачьи общества и общественные объединения российского казачества созданы на территории более 70 субъектов Российской Федерации. По предварительным оценкам, российское казачество насчитывает около 7 млн. человек.

Районы компактного проживания казаков существуют и сегодня на территориях республики Северная Осетия - Алания, Краснодарского, Ставропольского, Хабаровского краев, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Омской, Самарской, Челябинской областей, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и ряде других регионов России. В России 10 реестровых войсковых казачьих обществ (казачьих войск): Всевеликое войско Донское, Кубанское, Терское, Волжское, Оренбургское, Сибирское, Енисейское, Иркутское, Забайкальское, Уссурийское. Самыми крупными из них являются Всевели-кое войско Донское (старейшее в России), Кубанское казачье войско, Сибирское казачье войско.

Недавно появилось 11-е войско - Центральное, которое прошло регистрацию в Минюсте. В России

действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников.

Кроме того, в стране существуют 150 военнопатриотических и военно-спортивных клубов и более 500 казачьих фольклорных ансамблей. Ежегодно в масштабе страны проводятся мероприятия, связанные с военно-патриотическим воспитанием казачьей молодежи.

В настоящее время на территории Брянщины осуществляют свою деятельность два крупнейших казачьих формирования, представляющие Казачьи войска, уставы которых утверждены Указами Президента Российской Федерации.

Постановлением администрации области № 485 от 22 мая 2009 г. создана рабочая группа Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества в Брянской области, утверждены Положение о рабочей группе и ее состав. Группу возглавляет заместитель Губернатора области А. Теребунов. Основные направления деятельности рабочей группы определяются действующим федеральным законодательством. Это, прежде всего, Закон Российской Федерации «О государственной службе Российского казачества» и Концепция государственной политики в отношении российского казачества, утвержденная 2 июля 2008 г. Президентом России Д. Медведевым.

Также на Брянщине действует Соглашение о сотрудничестве между Брянским региональным отделением всероссийской политической партии «Единая Россия» и Брянской региональной общественной организацией «Брянский (Северский) казачий круг». Соглашение предполагает сотрудничество в различных направлениях, среди которых патриотическое воспитание молодежи, забота о ветеранах, благотворительность, участие в общественных мероприятиях. Помимо этого отчет атамана Брянского (Северского) казачьего круга показал, что эта общественная организация способна на более значимые дела. Например, казачество всегда стояло на защите российских рубежей. И, как предлагают брянские казаки, их участие в патрулировании юго-западных границ области может стать хорошим подспорьем и пограничникам, и таможенникам [2, с. 3-5].

В дополнение к законам и соглашениям 22 сентября 2008 года в Стародубе состоялось торжественное открытие государственного образовательного учреждения кадетской школы-интерната «Стародуб-ский кадетский казачий корпус имени Героя Советского Союза А.И. Тарасенко». В казачьем кадетском корпусе обучаются и мальчики, и девочки. Все они получают образование в рамках общей школьной программы, плюс к этому изучают военные дисциплины и военный устав.

202

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

Таким образом, можно сделать вывод, что, помимо развития самого Казачества, на Брянщине делается упор на развитие казачьей молодежи. С этим связано открытие казачьего корпуса в Стародубе, проводится работа по воспитанию подрастающего поколения и подготовке казачьей молодёжи к службе в армии, проводимая в станице Карачевской. На хорошем уровне ведется работа с казачьей молодёжью в станице Новозыбковской и Унечской, где работают спортивные секции, организуются учебные военно-патриотические сборы по подготовке молодёжи к службе в армии.

Что же касается государственной политики в целом, то она направлена исключительно на содей-

ствие казакам и улучшение их социально-экономического положения.

Библиографический список

1. Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. Утверждена Президентом РФ 3 июля 2008. - С. 2-6.

2. Федеральный закон от 5 декабря2005 г N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», с изменениями от 3 декабря2008 г, 3 июня2009. - С. 3-5.

3. Государственные акты Российской Федерации по вопросам казачества 1991-2002 гг. // Донские казаки: Проблемы возрождения и перспективы развития. - Ростов-на-Дону, 2003. - С. 189-228.

УДК 008:001.8

Евтушенко Андрей Григорьевич

Московский государственный университет культуры и искусства

andrew@evtushenko.ru

РАСПОРЯЖЕНИЕ ОСТАНКАМИ: МОГИЛА КАК МЕСТО ПОКЛОНЕНИЯ

Статья раскрывает один из материальных аспектов исторической памяти: распоряжение останками выдающейся личности. Бережное отношение к памяти об умершем или уничтожение всяческих упоминаний о нем — вот два пути, которые выработало человечество. Что ожидает тело героя после смерти?

Ключевые слова: могила; историческая память, мощи святых, Мавзолей Ленина, Лжедмитрий I, Муамар Каддафи, Генрих Гиммлер, Адольф Гитлер, смертная казнь, паломничество, «Ангарская Атлантида».

Одним из важных материальных аспектов исторической памяти является сохранение могил выдающихся соотечественников. Сохранение останков у большинства народов мира носит сакральный смысл, то есть создает, восстанавливает или подчеркивает связь человека с потусторонним миром, с вечностью, куда отошел умерший.

Традиция бережного отношения к умершим уходит своими корнями в древность. Древние египтяне с особым почетом хоронили фараонов, создавая гробницы, уцелевшие до наших дней. Древние евреи заботливо оберегали все, относящееся к выражению горя по умершим предкам. Считалось унизительным не быть погребенным в могиле своих отцов [3, гл. 13:22]. Иудейский царь Ахаз по смерти своей был похоронен в Иерусалиме, «но не внесли его в гробницы царей Израилевых» [2, гл. 28:27], что считалось и унижением его сана царского, и позорным клеймом для всего народа, потому что «он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом» [2, гл. 28:19].

Тема бережного отношения к умершим явственно прослеживается в устном народном творчестве разных народов. Вот начало популярного сюжета в мировом фольклоре - «Кто будет охранять могилу отца?», в русском варианте более известного как сказка про Сивку-бурку:

«Жили три брата. Отец их был тяжело болен. Пришла старику пора умирать, собрались возле его

постели сыновья и спросили: не скажет ли он им что-либо на прощанье, не даст ли им свой родительский наказ? “Если вы захотите почтить мою память, -ответил им отец, - то после похорон пусть три ночи подряд каждый из вас по очереди охраняет мою могилу”» [16].

В другом варианте из слов умирающего отца (в -этом варианте это уже царь) можно узнать, для чего нужно стеречь тело на кладбище: «чтобы мои многочисленные враги не надругались над ним» [15].

А вот строки из незаконченного стихотворения А.С. Пушкина (1830):

Два чувства дивно близки нам -В них обретает сердце пищу -Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам [7, т. 3, с. 176], где под «любовью к родному пепелищу» подразумевается привязанность к родному дому, а под «любовью к отеческим гробам» - верность памяти предков.

Для понимания значения умершего для общества наиболее важны религиозный и политический контексты, в рамках которых существовал герой. Бережное отношение к умершим, особенно это касается выдающихся личностей, национальных героев, религиозных подвижников, принимает различные формы:

1) тело погребают в привычном для мирского понимания порядке;

© Евтушенко А.Г, 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.