УДК 93/94. 177.03.908 (316.)
Н.Е. Рыжова, Т.Л. Михайлова СТАТУС «ИНСТИТУТ - КРЕПОСТЬ ОБОРОНЫ», ИЛИ ОБ ОСНОВАНИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИМИДЖА УНИВЕРСИТЕТА
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА
Конструирование имиджа вуза предполагает вычленение конкурентных преимуществ как основание создания некоего обобщённого образа. В современных условиях актуальной оказывается опора на нравственно-воспитательный потенциал социальной памяти, восприятие исторического события целевой аудиторией.
Ключевые слова: имидж высшего учебного заведения, конкурентная среда вуза, рынок услуг, образовательное пространство, историческая память, учебно-воспитательная работа, коммуникативное пространство вуза.
В современных условиях рыночной экономики, когда образование становится одной из услуг на образовательном рынке, актуализируется деятельность, связанная с формированием имиджа высшего учебного заведения. Работа с абитуриентами по привлечению их в вузы ведется в течение всего учебного года, для обеспечения её результативности важно использовать весь потенциал современных технологий с целью привлечения потенциальных студентов в высшее учебное заведение. Одним из таких надежных инструментов становится процесс формирования имиджа высшего учебного заведения. Поскольку деятельность по конструированию имиджа вуза предполагает вычленение конкурентных преимуществ как основания «строительства» некоего обобщенного образа, включающего как фрагменты информации, так и ассоциации, связанные с конкретным вузом, являющиеся продуктом когнитивной деятельности абитуриентов и их родителей, - постольку в этой деятельности нет ничего не важного. Как известно, опора на историю есть залог успешного построения имиджа. 2015 год - год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне; это событие способствовало «погружению» в историю, в том числе в историю НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Событие истории, преломленное в СМИ, - это еще одно основание формирования позитивного, эмоционально окрашенного, корпоративного имиджа, сосуществующего наряду с другими видами имиджей в сознании целевых аудиторий, в том числе и будущих студентов технического университета.
Цель нашей статьи - анализ социальных смыслов присвоения Горьковскому индустриальному институту почетного звания «Институт - крепость обороны», выявление его нравственно-воспитательного потенциала, исследование возможностей его практического применения как основания конструирования имиджа НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
Как известно, Горьковский индустриальный институт (Нижегородский Государственный Технический университет им. Р.Е.Алексеева) внес огромный вклад в укрепление обороноспособности города и страны в целом. Сейчас можно уверенно говорить о том, что НГТУ им. Р.Е.Алексеева - это надежный оплот прошлого, настоящего и будущего. Во время Великой Отечественной войны большинство преподавателей и студентов вуза были мобилизованы в ряды армии, а оставшиеся организовали - Унитарный отряд противовоздушной обороны. Круглосуточная боевая готовность отряда и техники, постоянные проведения стрелковых, противовоздушных тренировок эффективно сказалось на охране и обороне института. Тем самым, институт подтвердил почетное звание, присвоенное еще в 1936 году, «ИНСТИТУТ - КРЕПОСТЬ ОБОРОНЫ» [2, с. 3]. Кстати, о присвоении этого звания, его статусе, как
показали избирательно проведенные точечные опросы, не известно нынешним студентам, что позволяет говорить о возможном потенциале учебно-воспитательной работы в данном направлении. Углубимся в военную историю института и рассмотрим факты, подтверждающие правомерность присвоенного статуса «Институт - крепость обороны».
Горьковский комитет обороны получил из Ставки Верховного Главнокомандующего приказ о подготовке города к обороне и защите в связи с разгаром военных действий в районе Москвы. В октябре 1941 года занятия в институте были прекращены, и коллектив во главе с директором П.М. Рещиковым при комиссаре Н.П. Рыбакове в составе 827 человек был направлен в западном направлении от города на оборонительные работы по сооружению противотанковых рвов, стрелковых окопов и огневых точек. Работа велась с рассвета до заката без выходных, в тяжелых природных условиях, но, несмотря на это, коллектив вынул 30,5 тысяч кубометров земли на 18 дней раньше окончания сроков готовности оборонительных сооружений. После разгрома фашистов под Москвой, с января 1942 года в институте возобновились занятия, и политехники были отозваны в город с оборонительных работ.
Студенты размещались в частных квартирах, так как здание общежития на площади Лядова было передано гарнизону города для размещения формирующихся в Горьком войсковых частей, а здание третьего корпуса было передано для размещения военного госпиталя и институтского детского сада сотрудников. Научные и технические лаборатории и мастерские, со специальным оборудованием модифицировали под выпуск оборонной продукции -саперные лопаты, щипцы для захвата горящих зажигательных бомб, ведра, а также артиллерийские снаряды.
Мобилизованные в ряды армии и разбросанные по разным городам фронтовики института продолжали подкреплять статус своего учебного заведения. Их подвиги отмечались в центральных и вузовских газетах, в листовках-молниях, по радио. Семь фронтовиков-политехников за подвиги удостоились высокого звания Героя Советского Союза. Один из них - Михаил Иванович Бекетов, учившийся на рабочем факультете и на вечернем отделении индустриального института. В 1939 году он был призван в ряды армии, а в 1940-м в звании младшего лейтенанта командовал стрелковой ротой в войне с Финляндией. За храбрость, мужество и воинское мастерство при прорыве линии долговременных огневых сооружений в Карелии («Линия Маннергейма») был удостоен звания Героя Советского Союза [1, с. 72].
В годы войны Героями Советского Союза стали: ассистент кафедры высшей математики, командир противолодочного корабля Леонид Леонидович Новоспасский; он получил это звание за участие в десантных операциях Северного флота [1, с 225]; студент 2 курса радиотехнического факультета, командир десантного батальона Юрий Иосифович Онусайтис за подвиги при штурме Кенигсберга [1, с.230]; выпускник кораблестроительного факультета, заместитель командира артиллерийского полка Николай Федорович Волков за подвиг по отражению контрудара немецкой танковой дивизии в Румынии [1, с. 98]; фрезеровщик учебно-опытного завода института, а во время войны - командир самоходной артиллерийской установки Алексей Андреевич Холстов получил высокую награду за подвиг при освобождении Польши [2, с.10]; командир пулеметной роты, после войны окончивший машиностроительный факультет института, Иван Потапович Беляев был награжден за подвиг при освобождении Польши [1, с. 75]; выпускник Индустриального института, во время войны командир танкового полка Михаил Степанович Пискунов — за подвиг при штурме Берлина [1, с.244].
Исходя из событий военной истории, можно сказать, что Горьковский индустриальный институт ни на минуту не позволил усомниться в заслуженности полученного статуса, подкрепляемого постоянно каждодневной деятельностью студентов и преподавателей института. Участвуя в военных действиях на фронте, работая в тылу на укрепление обороны, по-литеховцы стояли во имя победы как крепость. Доказательством тому служат сохранившиеся в научных и краеведческих библиотеках и музеях архивы, в которых описана и показана война глазами очевидцев.
В период Великой Отечественной войны в институте функционировали химический, радиотехнический, механико-машиностроительный, автомеханический, кузнечно-прессового машиностроения и кораблестроительный факультеты, на которых действовало более 30 кафедр. Несмотря на огромный вклад, осуществленный студентами и преподавателями НГТУ им. Р.Е.Алексеева в дело победы над фашизмом, большинство учащихся нынешнего поколения и не подозревают, как выстояли студенты в то тяжелое время. Можно только предполагать, как повел бы себя в этой ситуации каждый из нас. Моделирование и предположение -это, конечно, возможные мыслительные процедуры, но вот целенаправленная учебно-воспитательная работа - это проверенный годами инструмент, нуждающийся, правда, в определенных подработках и доработках, а также учете особенностей исторической ситуации.
Не секрет, что ценности претерпевают серьезный процесс трансформации под влиянием происходящих изменений в современном обществе потребления. Потребительская культура, как особый срез массовой культуры, участвует в формировании искаженных ценностей. В частности, наблюдается рост гедонистических настроений и ценностей, что ведет к снижению интереса к учебе, росте развлечений, уходе от ответственности. В то же время существует тенденция, выражающаяся в необходимости обоснования процесса переписывания истории, когда предлагают ознакомиться с очередной версией истории нашей Родины, нивелирующей подлинный вклад героев фронта и тыла. Чтобы способствовать зарождению у молодежи высших потребностей, включающих духовное и социально-значимое содержание, необходимо подтолкнуть их к познанию и осознанию исторической, культурной и национальной принадлежности к тем далеким событиям. Через историю - почувствовать современность.
Причастность студенчества, профессорско-преподавательского состава, персонала НГТУ им. Р.Е. Алексеева к военным действиям, как на передовой, так и в тылу - может стать фундаментом для исследования преемственности поколений, победных традиций, формирования международного статуса, что есть основа конструирования имиджа, без чего невозможно существование учебного заведения сегодня в конкурентной среде.
Обеспечение преемственности, передача интеллектуального багажа, соблюдение традиций учебного заведения, соблюдение этических норм в учебно-воспитательном процессе -все это находится в основании образовательной стратегии, репрезентируя основные ориентиры, способные модифицировать настоящее, заложив прочный исторический стержень будущего. Важной составляющей учебно-воспитательного процесса может стать постоянная деятельность по выявлению вклада НГТУ им. Р.Е. Алексеева в общее дело Победы над захватчиком, что, потенциально пробудит у студентов эмоции и чувства, одновременно побуждая их к деятельности по самореализации, мотивируя на постоянный процесс познания. В итоге, это может послужить стартом для формирования системы нравственно-патриотического воспитания.
Эта система должна поддерживаться на ментальном уровне через физическое погружение в жизнь университета, благодаря проведению специальных мероприятий. Как известно, знаковыми точками в образовательном пространстве являются события: именно событийная составляющая в образовательном пространстве вуза «работает» на «расколдовывание» смыслов истории. Имидж НГТУ им. Р.Е. Алексеева формируется и поддерживается определенными событиями, освещение которых в СМИ способствует повышению узнаваемости университета во внешней среде, репрезентируя уровень и качество знаний о данном учебном заведении. В частности, система подготовки к юбилейным мероприятиям могла бы «сработать» на усиление имиджеобразующих факторов, что есть предмет особого разговора.
Выделим основные направления мероприятий по поддержанию статуса «ИНСТИТУТ - КРЕПОСТЬ ОБОРОНЫ», а также предложим пути ознакомления с отдельными, личными историческими сводками. Исходя из этого, составим перечень потенциальных проектов.
1. Составление генеалогическое древа студентами. В проекте упор ставится на вовлечение в личный поиск, через который прослеживаются исторические корни с нынешним поколением. При необходимости можно подключить к проекту доступные военные и государственные архивы, к которым могли бы отослать преподаватели-историки. Передавая через поколения древо жизни, будущее потомство узнает, кем были их прадеды. Это именно описание действительности, реальная картина происходящего с личной позиции, а не вымышленная умозрительная картинка. Важно укоренить генеалогическое древо как ценность не только предметную, но и нравственную.
2. «Красная Книга воспоминаний» - история НГТУ им. Р.Е.Алексеева гласит о том, что с фронта приходили письма в институт от воевавших студентов и преподавателей. Из данных архивов, можно составить книгу с хронологической последовательностью боевых действий. Письмо - это кусочек жизни отдельной личности, но в годы войны данные отрывки могли совпадать, по силе чувств и живости описаний у множества индивидов, поэтому даже одно письмо сегодня - это ценное доказательство, выступающее в роли репрезентанта реальных действий.
3. Фотопроект «Горит душа воспоминаниями». Годы идут, ветеранов становится все меньше; в преддверии 70-летия Победы важно взглянуть в личные архивы ветеранов или их родственников с целью нахождения фотографий со службы на фронте, сопоставляя с фотографией послевоенного времени. Сравнивая две фотографии одного и того же человека, сделанные в разное время, можно увидеть, как война отличается от гражданской жизни. По взгляду, выражению лица - физиогномике - можно судить о противоестественности и бесчеловечности феномена войны. Этот фотопроект, возможно, откроет глаза студентам на прошедшие события, без всяких лишних слов. Одного взгляда на фотографии достаточно, чтобы сделать вывод.
4. Живая панорама «ИНСТИТУТ- КРЕПОСТЬ ОБОРОНЫ». Продемонстрировать «живую» панораму можно в парке 1-го корпуса НГТУ им. Р.Е.Алексеева. Можно привлечь студентов для исполнения ролей: танкист, пехотинец, минер, радист, военный врач, парашютист, командир, а также студентов и преподавателей для оформления и поиска реквизита и экипировки. Панорама малоподвижна: она должна напоминать стоп-кадры из фильмов или эпизодов жизни из воспоминаний фронтовиков. Посредством инсталляции мы обеспечим внимание со стороны общественности в целом к моделируемым событиям, в большинстве случаев они сохранятся в памяти наблюдателей. Тем самым люди, посетившие панораму, будут соотносить 70-й Юбилей Победы, прочитывая через эту инсталляции и вклад в нее нашего вуза.
5. Разработка рабочих мини-экспонатов, имитирующих военную технику в годы Великой Отечественной войны. Привлечение студентов и преподавателей технических специальностей для разработки управляемых мини-моделей самолетов, танков, пушек и прочей техники тех лет, будет необходимо для моделирования и представления публике имитации боевых действий. Тем самым, у зрителей должна выстраиваться некая визуальнаю цепочка, связанная с деятельностью именно нашего вуза:
(Институт) Университет ^ наука ^ будущее ^ инновации Как известно, с точки зрения конструктивистской парадигмы, именно мы сами своими повседневневными действиями конструируем реальность, оказывая влияние на общество и его институциональные структуры. Так как целостность общества предполагает включение представлений индивидов, их мотивов, иначе говоря, всего того, что именуется таким понятием, как «знание повседневности», то описанные ранее проекты могут стать основанием для поддержания статуса НГТУ им. Р.Е.Алексеева - «Институт - КРЕПОСТЬ ОБОРОНЫ». Потенциально, что содержит в себе эта словосочетание «КРЕПОСТЬ ОБОРОНЫ» в наше мирное время; вытащим на поверхность смыслы, не являющиеся «милитаристски» нагруженными в наше мирное время.
Семантика слова «крепость», помноженная на семантику слова «оборона», что получаем на выходе, и насколько это словосочетание может быть актуальным. Кроме очевидных значений слова «крепость», связанных с неким материальным объектом, как-то: «укрепленное место с долговременными сооружениями, обороной в начале Великой Отечественной войны»; «деревоземляные укрепления» [3]; есть еще не всем известные значения: «крепость
- в России акт, подтверждающий право на владение какой-либо собственностью» [3,4] или «крепкий» [4]. Последнее значение сопряжено уже не столько с материальными объектами, а предполагает выход на другие близкие слова: «твердый» «сильный», «стойкий» [5]. Такими же близкими по смыслу являются и слова «надежность», «солидность», «фундаментальность», «неразрывность», «добротность», «несокрушимость» [5]. Итак, статус «Институт -КРЕПОСТЬ ОБОРОНЫ» сегодня может сыграть позитивную роль в позиционировании НГТУ им. Р.Е. Алексеева, как крупнейшего старейшего технического университета города, дающего фундаментальные знания по самым передовым отраслям производства, выпускающего надежных специалистов с потенциалом, позволяющим создавать инновационные продукты и услуги.
Таким образом, грамотно выстроенная программа научно-патриотического воспитания, опирающаяся на бережное следование историческим традициям учебного заведения, может стать важной составляющей по конструированию имиджа образовательного заведения, что соответствует основным тенденциям как прикладного социально-гуманитарного знания, так и социальным процессам современного мира.
Конструированием имиджа НГТУ им. Р.Е. Алексеева могли бы заняться студенты кафедры «Связи с общественностью, маркетинг и коммуникации», ибо это их «хлеб», их специализация, что способствовало бы гармоничному соединению теории с практикой. Вообще, РЯ-специалисты в условиях технических учебных заведений призваны формировать коммуникативное пространство вуза, причем, это можно осуществлять естественным образом через выполнение курсовых работ и дипломных проектов студентами специальности СсО. Тем более что традиции такого рода реализованных проектов уже были в нашем университете [6, с. 102-104]; в частности, «ФИЗИКИ +ЛИРИКИ = ДРУЖБА, или проект формирования междисциплинарной толерантности в современном техническом вузе», занявший второе почетное место на днях РЯ в Казани еще в 2008 году, - именно и предполагал создание сетевых лабораторий проектирования как неких сообществ инженеров и гуманитариев для продвижения технических достижений. Собственно, реализация подобных проектов имела место и позже, например, проект по моделированию коммуникативного пространства диалога по атомной энергетике, в котором приняли участие студенты, магистры и аспиранты трех факультетов: ФКТ (факультет коммуникативных технологий), ИЯЭиТФ (институт ядерной энергетики и теплофизики), ИФХФ (институт физической химии и физики) [7; 8].
Накопленный опыт сетевых проектов, способствующих формированию коммуникативного пространства университета, в единстве с программой научно-патриотического воспитания, опирающейся на глубинное знание истории Горьковского индустриального института, и наличие субъекта по ее реализации - все это и есть необходимая теоретико-практическая база конструирования имиджа современного технического университета. Технологии конструирования имиджа - это инновационное, появившееся в последнее десятилетие на «территории» прикладного социально-гуманитарного знания. Если задача инженеров сводится к конструированию техники, оборудования и различных технологий, то задача РЯ-специалистов состоит в конструировании социальных реальностей посредством использования различного рода коммуникативных моделей. Таким образом, мы, «физики» и «лирики» идем навстречу друг другу, иногда искренне удивляясь фактам гуманитаризации технозна-ния или тому неожиданному эффекту от изучения истории развития техники той отрасли, которой инженер решил посвятить свою жизнь, или открывая забытые страницы истории учебного заведения. Как, например, произошло с незаслуженно забытым статусом «Институт
- КРЕПОСТЬ ОБОРОНЫ», «работающий» через уже почти восемь десятилетий на имидж
нашего университета. Так история, «работая» на современность, становится ратным полем, рождающим искры социально-гуманитарных инноваций, демонстрируя мощь метода научного познания - единства исторического и логического.
Как известно, имидж невозможно сконструировать без опоры на историю. История - то поле реализованных и нереализованных потенций, оттолкнувшись от которого можно строить настоящее и будущее. Для этого ее необходимо изучать с детства, совершенствуя методы постижения и проникновения в ее глубины. Мы можем сомневаться в подлинности некоторых прошлых событий, но основываясь на фактах, документах и воспоминаниях очевидцев, участников событий, мы способны понять уроки прошлого, важность их осознания в контексте существующих фальсификаций истории военного времени. Чтобы противостоять вариантам фальсификаций истории, необходимо «реабилитировать» забытые страницы истории. Бережное отношение к истории должно стать основанием нравственно-патриотической концепции воспитания студентов. Иметь интерес к истории - это значит «оживить» далекие страницы учебного заведения, в котором учились студенты тех лихих военных сороковых, благодаря самоотверженности которых мы продолжаем незримую летопись университета. Знать страницы истории вуза - это значит продолжать его лучшие гуманистические традиции, что невозможно без веры в себя, свои силы, которые человек «черпает» часто из резервуара своей памяти, вспоминая тех, кто своей самоотверженностью обеспечил возможность мирной жизни сегодня. Помнить про полученный еще в 1936 году статус «Институт - КРЕПОСТЬ ОБОРОНЫ» - это значит знать не только структуру Горь-ковского индустриального института, развитие оборонной промышленности тех лет, подготовку инженеров-разработчиков, но и помнить тех, кто ковал победу, не склонив голову перед врагом, кто достойно представлял институт, носящий статус «КРЕПОСТЬ ОБОРОНЫ». Знание истории позволяет уверенно смотреть в будущее, продолжая традиции тех, кто был настоящей «твердыней», «крепостью» духа, позволившей выстоять во время нечеловеческих напряжений. Основываясь на истории, можно приступить и к инновационной технологии конструирования имиджа университета.
Только сегодня крепость, как ясно из вышесказанного, предполагает, прежде всего, позиционирование технических специальностей как основание «крепости» нашей страны, движущейся в будущее, опираясь на традиции. Так, инновационное, в нашем случае предполагающее конструирование имиджа НГТУ им. Р.Е. Алексеева, невозможно без обращения к исторической традиции, берущей начало от времени учреждения забытого статуса, присвоенного учебному заведению еще до войны «Институт - КРЕПОСТЬ ОБОРОНЫ». Традиционное и инновационное, переплетаясь, обеспечивают причудливые конфигурации нового качества образования, вектором которого становится интенция на реализацию творческих потенций современного студенчества.
Библиографический список
1. Горьковчане в Великой Отечественной войне, словарь-справочник, ред. В.П. Киселев, Волго-Вятское книжное издательство, 1990. - 351 с.
2. Факел памяти [Альманах]/ Под ред. И.Б. Никитиной. - Н.Новгород: НГТУ им. Р.Е.Алексеева, 2010. - 80 с.
3. Словарь Ожегова// http://znachenieslova.ru/slovar/ozhegov/krepost
4. Толковый словарь Ефремовой// www.efremova.info/word/krepost.html
5. https://jwikionary.org
6. Гончарова, А.В. «ФИЗИКИ +ЛИРИКИ = ДРУЖБА, или проект формирования междисциплинарной толерантности в современном техническом вузе/ А.В. Гончарова, Н.А. Сухарева, Е.Е. Травина, Е.А. Шигина, Т.Л. Михайлова//Российский студент - гражданин, личность, исследователь. Материалы региональной студенческой научно-практической конференции 14.03.2008. - Н Новгород, 2008. - С. 102-104.
7. Корчагина, Ю.С. Эффективность PR-средств формирования общественного мнения в сфере ядерной энергетики: модели и алгоритм оценки/Ю.С. Корчагина, Т.Л. Михайлова// Internet. -http: //www .scienceforum.ru/2014/559/5971.
8. Михайлова, Т.Л. Инновационный потенциал дебатов как коммуникативной технологии продвижения науки/Т.Л. Михайлова//Информация - Коммуникация - Общество. Материалы IX Всероссийской научной конференции. - Санкт-Петербург, 2012. - С. 109-112.