УДК 378.096
Н.В. Сухенко
К ВОПРОСУ О «ПРОДВИЖЕНИИ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НГТУ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА)
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА
В данной статье рассмотрены основные этапы, способствующие формированию имиджа факультета и направленные на продвижения образовательных услуг и, прежде всего, привлечения абитуриентов в вуз. К ним относятся следующие: полное описание факультета с перечнем основных направлений подготовки, конкурентный и ситуационный анализы, описание основных инструментов. Среди технологий продвижения выделены: прямая реклама (телевидение, радио, печатные издания), «сарафанное радио», организация специальных мероприятий, активная работа в интернете.
Ключевые слова: имидж, позиционирование, продвижение образовательных услуг, системный анализ.
В современных условиях необходимость в продвижении образовательных услуг неуклонно растет. Она связана с рядом факторов, взаимовлияющих и усиливающих друг друга. К ним относят: значительное сокращение числа абитуриентов, активную конкуренцию между университетами, постоянное увеличение числа законодательных актов и другими составляющими системы образования.
Каждый вуз предпринимает собственные шаги для формирования и поддержания положительного имиджа. Все руководители понимает важность и значение продвижения для университета. К основным используемым инструментам можно отнести: размещение материалов (в том числе и рекламного характера) в СМИ, активную работу с интернет-ресурсами (сайт, бшш, форум и другое), дни открытых дверей и т.д. Особенно это актуально для факультетов, предоставляющих обучение по творческим, или как сейчас принято говорить -креативным - специальностям. Рассмотрим построение системы продвижения на примере факультета коммуникативных технологий НГТУ им. Р.Е.Алексеева.
Факультет коммуникативных технологий (ФКТ) - один из самых молодых факультетов Нижегородского государственного технического университета. Был образован в мае 2005 года, после реорганизации социально-экономического факультета, который существовал 12 лет. Сегодня на факультете работают 8 кафедр гуманитарного профиля, 2 из которых являются выпускающими. Несмотря на молодость, факультет считается одним из самых престижных. Об этом позволяет судить высокий конкурс среди абитуриентов, поступающих на специальности факультета. Конкурс при подаче документов составляет, в среднем, 4 человек на место (данные 2012 года по специальности «Г остиничное дело»).
Кафедра «Связи с общественностью, маркетинг и коммуникации» до 2012 года выпускала специалистов по связям с общественностью. Кроме того, велась подготовка по направлениям «Социальный сервис и туризм» и «Документоведение».
В 2012 году в связи с вводом новых Федеральных государственных образовательных стандартов, ФКТ претерпел существенные изменения в направлениях и сроках обучения. Во-первых, длительность обучения сократилась с пяти до четырех лет. Во-вторых, при окончании вуза студенту присваивается теперь квалификация «бакалавр». «Специалистом» можно стать, обучаясь только по направлению «Таможенное дело».
Перечислим все направления подготовки, действующие на данный момент на Факультете коммуникативных технологий.
Квалификация (степень) «Бакалавр». Направления подготовки:
031600.62 «Реклама и связи с общественностью». Профиль: «Реклама и связи с общественностью в энергетических отраслях».
101100.62 «Гостиничное дело». Профиль: «Гостиничная деятельность».
100100.62 «Сервис». Профиль: «Информационный сервис».
034700.62 «Документоведение и архивоведение». Профиль: «Документоведение и документационное обеспечение» (только форма заочного сокращенного обучения сроком 3,3 года).
Квалификация (степень) «Специалист». Направление подготовки: 036401.65 «Таможенное дело». Специализация: «Товароведение и таможенная экспертиза товаров».
Кроме того, выпускники ФКТ могут продолжить свое обучение в магистратуре и получить квалификацию (степень) «Магистр» по направлению 031600.68 «Реклама и связи с общественностью в энергетических отраслях»; а также в аспирантуре НГТУ по специальностям 05.13.10 «Управление в социальных экономических системах», 07.00.02 «Отечественная история», 09.00.11 «Социальная философия», 08.00.01 «Экономическая теория», 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством».
Итак, обучение ведется 4 или 5 лет. Ежегодно осуществляется набор студентов на заочное, неполное заочное (после техникума), высшее, параллельное высшее образование (исключение в 2013 году отсутствует набор на высшее и параллельное высшее). Кроме того, с 2012 года открывается набор в магистратуру (с 2013 года в заочном формате) и продолжается набор в аспирантуру.
Кафедру «Связи с общественностью, маркетинг и коммуникации» возглавляет кандидат экономических наук, практикующий маркетолог, декан факультета коммуникативных технологий Елена Анатольевна Зайцева.
При обучении на Факультете коммуникативных технологий, студенты получают базовые теоретические знания по гуманитарным наукам, менеджменту и маркетингу, изучают иностранные языки, регулярно проходят практику в организациях Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, а также посещают специальные мероприятия научного характера.
При проведении занятий по профилирующим предметам используется современное оборудование: видеокамеры, цифровые фотоаппараты, диктофоны, видеомагнитофоны, проектор для воспроизведения мультимедийных презентаций; кафедра полностью компьютеризирована, есть выход в сеть интернет.
К основным преимуществам кафедры можно отнести фундаментальную теоретическую подготовку по гуманитарным наукам; качественную подготовку по деловому английскому языку; высококвалифицированный состав преподавателей; привлечение известных РЯ-специалистов и представителей научных сообществ к проведению различных обучающих мероприятий; постоянное обновление фондов специальной литературы.
Сотрудники кафедры ведут активную научную деятельность: принимают участие в городских, региональных, международных научных конференциях. Например, ежегодно ими проводится «Межрегиональная научно-практическая конференция по связям с общественностью». Сотрудники кафедры занимаются выпуском различных методических публикаций, пособий и монографий.
Традицией кафедры является принятие студентами-второкурсниками торжественной присяги на верность этическим принципам профессии. Мероприятие проходит в торжественной обстановке; организуется, как правило, студентами старших курсов.
Преподаватели и студенты взаимодействуют друг с другом в течение всей их учебной деятельности. На лекциях происходит обмен мнениями, идеями, вопросами. Семинары происходят в форме диалога; постоянного обсуждения. Преподаватели стараются создать на занятиях благоприятную атмосферу и применяют различные методы привлечения внимания студентов для повышения заинтересованности, и как следствие, качества обучения: напри-
мер, использование презентаций, наглядного материала, проведение семинара в форме деловой игры.
Студенты ФКТ ежегодно принимают участие в различных профессиональных конкурсах: «Moscow PR-week», «Дни PR в Казани», всероссийском конкурсе по связям с общественностью «Хрустальный апельсин»; во всероссийском форуме молодых PR-специалистов «Сфера»; всероссийской студенческой научно-практической конференции «Российский студент: гражданин, личность, исследователь» и др. Многие студенты ФКТ являются стипендиатами Президента РФ, Правительства РФ, Учёного Совета НГТУ.
Также студенты сами организуют различные мероприятия. Примером может служить первая межвузовская игра по связям с общественностью «СОМИК» (проводилась 3 раза) и новое и уникальное явление для Нижнего Новгорода - PR-квест.
Помимо профессиональных конкурсов и мероприятий студенты ФКТ принимают активное участие в общевузовской деятельности. На базе НГТУ им. Р.Е. Алексеева существует школа при студии КВН и свои команды. Для всех желающих работает вокальная студия по классическому и эстрадному вокалу, а также студия эстрадного танца «Choco Dance» по спортивным, современным и бальным танцам. В университете есть свой театр эстрадных миниатюр (ТЭМП). Ежегодно проходят такие общевузовские мероприятия, как «Конкурс на лучшего старосту», «Мистер НГТУ», «Мисс НГТУ», «Студенческая весна», «Лучший куратор НГТУ» и другие. Традиционным стал ежегодный студенческий фестиваль «Болдинская осень».
Каждый год студенты имеют возможность отдохнуть и поправить здоровье в лечебнооздоровительном профилактории и в оздоровительно-спортивном лагере «Ждановец», расположенном в сосновом бору на берегу Горьковского моря.
Университет предоставляет возможность постоянного занятия спортом. В настоящее время в университете сформировано 11 сборных команд по различным видам спорта и организовано 17 спортивных секций. Ежегодно в университете проводятся спартакиада НГТУ по профилирующим видам спорта, а также открытый легкоатлетический майский пробег студентов и ветеранов спорта нашего вуза.
Выпускники Факультета коммуникативных технологий обладают широким спектром перспектив дальнейшего трудоустройства. Они имеют возможность работать в отделах по связям с общественностью на предприятиях и в органах государственного управления; в службах общественных связей банков и коммерческих структур; в рекламных агентствах и СМИ; в маркетинговых отделах; в пресс-службах политических организаций, в штабах по организации выборных кампаний, в органах государственного управления федерального и регионального уровней; в хозяйственных, бюджетных, некоммерческих, общественных организациях, на предприятиях всех отраслей хозяйства в качестве офис-менеджеров, помощников руководителя, специалистов и руководителей делопроизводственных и кадровых служб; в научных и образовательных организациях, консалтинговых фирмах и т.д. Список возможных мест работы выпускников Факультета коммуникативных технологий можно продолжать до бесконечности. Рассмотрим подробнее, где работают по специальности трудоустроенные выпускники ФКТ НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
В первую очередь, хотелось бы отметить наиболее привлекательные для специалистов с высшим образованием в сфере связей с общественностью места трудоустройства. Например, пресс-службу управления общественных связей администрации губернатора Нижегородской области. Кроме того, стоит отметить такие организации, как центр продвижения «Практик», ООО «Гарант-ойл», ООО «Каро-фильм», ООО Арт-союз, фитнес-центр «Рибок», Нижегородский центр НЛП, журнал «VIP-риэлти», «Срочноденьги», «ПКФ «Нижегородский хлеб», ООО «Волгоспецстрой», сеть магазинов «Отдохни», группа компаний «Мега-НН», ООО «Санда», сеть доставки и экспресс-суши баров «ЯмаСуши», Московский клуб визажистов «Форум». Многие студенты находят реализуют свое призвание в банках: например, в «Альфа- Банке», в «Райффайзен» банке и других престижных организациях. Таким образом,
можно сделать вывод, что выпускники Факультета коммуникативных технологий работают по специальности в разных сферах общественной жизни.
Хотелось бы отметить, что все вышеназванные места работы считаются престижными в современном обществе. При этом не стоит забывать о том, что информация была собрана с выпусков ФКТ НГТУ им. Р.Е. Алексеева разных лет. Это наглядное свидетельство того факта, что почти все выпускники Факультета коммуникативных технологий, независимо от времени окончания обучения, имеют возможность успешного трудоустройства.
На данный момент нижегородский рынок образовательных услуг быстро развивается. К его основным характеристикам можно отнести наличие значительного количества как государственных, так и негосударственных учебных заведений. Одной из ключевых целей каждого вуза становится поддержание положительного имиджа, что достигается с использованием различных инструментов продвижения.
Каждый из методов предусматривает необходимость позиционирования, то есть формулировки уникальности товара или услуги, выделения среди абитуриентов. Для этого необходимо четко представлять сильные и слабые стороны продвигаемого товара, то есть представить полный конкурентный и системный анализы. На основании которого и будет разработана система продвижения.
Для конкурентного анализа ФКТ НГТУ им. Р.Е.Алексеева нам необходимо обратиться к факультетам вузов Нижнего Новгорода с аналогичными направлениями подготовки и рассмотреть их.
Анализ конкурентов в нашем случае должен начинаться, прежде всего, с определения вузов, которые можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов. Изучение последних имеет особое значение в условиях быстрого роста рынка.
Для проведения данного вида анализа была просмотрена информация обо всех вузах города Нижнего Новгорода. Для выявления конкурентов использовались справочники по вузам города, информационно-справочные пособия вузов. Были использованы сведения из сети интернет, а также сведения, взятые с сайтов самих вузов и их факультетов. В некоторых случаях даже этой информации было недостаточно, поэтому приходилось прибегать к телефонному обзвону интересующих вузов и получению устной информации от представителей вузов.
При исследовании вузов-конкурентов основное внимание было обращено на направления подготовки, схожие с направлениями Факультета коммуникативных технологий НГТУ им. Р.Е.Алексеева. Так как специальности именно этого факультета являются предметом нашего анализа, и именно их необходимо сравнить с аналогичными специальностями в конкурентных вузах Нижнего Новгорода.
В данном исследовании не будут рассмотрены вузы области, т.к. в основном они представляют собой филиалы высших учебных заведений Нижнего Новгорода. Соответственно, факультеты и специальности в них такие же, как и в Нижнем Новгороде.
Процесс знакомства с вузами города осуществлялся следующим образом: для начала были отобраны университеты, в которых присутствуют факультеты со специальностями, схожими со специальностями ФКТ. Далее они были распределены по направлениям подготовки. Итак, перечислим вузы, в которых производится подготовка по аналогичным ФКТ НГТУ им. Р.Е.Алексеева направлениям.
Специальность «Реклама и связи с общественностью» есть в следующих вузах: Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (причем обучение по такой специальности осуществляется сразу на двух факультетах: Филологическом и факультете Международных отношений); Нижегородский институт менеджмента и бизнеса; Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова; Нижегородский коммерческий институт (подготовка по данной специальности ведется в рамках направления «Менеждмент»), Университет Российской академии образования, Нижегородский филиал Международного независимого эколого-политологического университета, Россий-
ский Новый университет, Московский гуманитарно-экономический институт, Нижегородское Представительство Института Деловой Карьеры (данная специальность во многих вузах по-прежнему называется «Связи с общественностью»).
Специальность «Сервис» представлена в следующих вузах: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет; Нижегородский государственный педагогический университет; Нижегородский филиал Российского нового университета; Филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Нижний Новгороде, Нижегородский филиал Международного независимого эколого-политологического университета (специальности в этих вузах, в основном, именуются как «Социальнокультурный сервис и туризм»).
Специальность «Документоведение и архивоведение» присутствует в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова (там она называется «Документоведение документационное обеспечение управления») и в Российском государственном гуманитарном университете.
Специальность «Гостиничное дело» есть в Филиале Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Нижний Новгороде, «Таможенное дело» представлено в Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского и в Нижегородском филиале Московского Института Права.
Необходимо обратить внимание на то, что данные о специальностях и направлениях подготовки были собраны весной 2013 года, поэтому изменения, произошедшие в вузах позже, могли быть не учтены. В связи с этим стоит отметить одну важную особенность анализа конкурентной среды: мониторинг должен проводиться постоянно (хотя бы раз в год), иначе данные будут недостоверны. Если не отслеживать нововведения в образовательных программах других вузов, можно упустить важные моменты, касающиеся конкуренции на рынке высшего образования.
Из конкурентного анализа видно, что в Нижнем Новгороде довольно много вузов, занимающихся подготовкой по аналогичным ФКТ НГТУ им. Р.Е.Алексеева направлениям. Больше всего конкурентов, готовящих бакалавров по рекламе и связям с общественностью, а также обучающих по направлению «Сервис». Значительно меньшая конкуренция наблюдается среди вузов, обучающих по направлению «Документоведение и архивоведение». Специальность «Таможенное дело» представлена в трех вузах Нижнего Новгорода, а «Гостиничное дело» есть только в двух нижегородских вузах (включая НГТУ им. Р.Е. Алексеева в обоих случаях).
Из анализа также следует, что основными конкурентами Нижегородского государственного технического университет им. Р.Е. Алексеева являются, в первую очередь, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова и Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, поскольку именно в этих вузах ведется подготовка по нескольким (по крайней мере, по двум) схожим направлениям.
Стоит отметить, что магистратура по направлениям «Сервис» и «Связи с общественностью» будут впервые открыты в Нижнем Новгороде. Это неоспоримое преимущество НГТУ им. Р.Е. Алексеева в целом, и Факультета коммуникативных технологий в частности. Рассмотрев конкурентов, их особенности, а также преимущества и недостатки, можно проанализировать собственные сильные и слабые стороны. Уместным здесь будет проведение ситуационного (SWOT) анализа. Данный анализ является достаточно субъективным, что, безусловно снижает его практическую ценность. Но он необходим для того, чтобы определить отправную точку, основные спорные и проблемные углы.
Для стратегического планирования деятельность любое предприятие должно представлять основные угрозы и возможности, возникающие не только в ближайшем будущем, но и в долгосрочной перспективе. Поэтому в рамках данного анализа важно предоставить описание как внутренней среде факультета (сильные и слабые стороны), так и внешней (возможности для развития и потенциальные угрозы). Далее возможности и угрозы необходимо
проранжировать с точки зрения вероятности их наступления и значения, которое они имеют для факультета. После выбора наиболее важных и приоритетных, можно составить основные стратегии, которые и будут использованы в системе продвижения факультета.
Обратимся непосредственно к ситуационному анализу ФКТ.
Таблица 1
SWOT-анализ ФКТ НГТУ им. Р.Е. Алексеева
О - возможности • Открытие аспирантуры по направлению «Связи с общественностью» • Расширение направлений обучения магистратуры. • Постоянное усовершенствование специальностей. • Освоение новых направлений и образовательных программ. • Содействие в трудоустройстве выпускников. • Увеличение новых мест прохождения учебной и преддипломной практики. • Расширение системы связей с социальными партнерами. S - сильные стороны • Широкий спектр специальностей гуманитарного профиля. • Фундаментальная теоретическая подготовка по гуманитарным наукам. • Высококвалифицированный состав преподавателей. • Высокий процент трудоустройства выпускников. • Относительно невысокая стоимость обучения на коммерческой основе по сравнению с аналогичными специальностями факультетов других вузов. • Помощь студентам в прохождении практики по специальности . • Единственная в городе магистратура по направлению «Связи с общественностью».
Т - угрозы • Высокая конкуренция со стороны факультетов других вузов с аналогичными специальностями. • Постоянное изменение требований со стороны работодателей и рынка труда к потенциальным работникам. • Нововведения Министерства образования и науки. W - слабые стороны • Недостатки в системе продвижения предоставляемых образовательных услуг: невысокая популярность сайта, малое количество информационно-справочных материалов. • Несоответствие гуманитарного профиля подготовки факультета общему техническому направлению университета.
Итак, проведенный ситуационный анализ показывает, что у анализируемого факультета есть как сильные, так и слабые стороны. Однако, хочется отметить, что положительных характеристик, а также возможностей у факультета коммуникативных технологий намного больше, чем слабых сторон угроз. К тому же, вышеперечисленные угрозы характерны абсолютно для любого учебного заведения. Минимизировать эти угрозы помогут конкурентные преимущества факультета коммуникативных технологий.
В первую очередь, это высокий процент трудоустройства выпускников (в том числе по специальности), а также наличие единственной в городе магистратуры по направлениям «Сервис» и «Связи с общественностью». Что касается упомянутых выше слабых сторон факультет, их легко можно превратить в сильные стороны. Недостатки в системе продвижения довольно легко ликвидировать как посредством преподавателей, так и студентов.
Такой недостаток, как несоответствие гуманитарного профиля подготовки факультета общему техническому направлению университета, также при помощи грамотно разработанных маркетинговых и пиар-инструментов в дальнейшем можно превратить в сильную сторону вуза, сделать его так называемой «изюминкой» НГТУ.
Таким образом, SWOT-анализ помогает наглядно оценить преимущества и недостатки рассматриваемого факультета. Как мы видим, конкурентных преимуществ у ФКТ значительно больше, а также довольно высоки шансы на минимизацию рисков. Несомненно, это позволяет говорить о крепкой позиции, занимаемой Факультетом коммуникативных технологий на рынке образовательных услуг.
Обратившись к основным сведениям о факультете коммуникативных технологий, а также рассмотрев основные характеристики направлений подготовки, осуществляемых на ФКТ, проведя конкурентный и ситуационный анализ факультета, перейдем к оценке его методов продвижения.
Современное общество пресыщено различными маркетинговыми приемами и инструментами продвижения. На наш выбор каждый день оказывает влияние огромное количество разнообразных факторов. Если мы говорим о среднем образовании - школа или лицей -их выбору иногда способствует престижность, а иногда удобное месторасположение. С университетом ситуация иная: проводится анализ спектра специальностей, стоимости обучения, наличия развитой инфраструктуры и других характеристик. Не последнее место в этом списке принадлежит имиджу вуза. Например, ННГУ им.Н.И. Лобачевского в сознании многих остается ведущим вузом Нижнего Новгорода.
Поэтому возникает острая необходимость в использовании новых инструментов и совершенствовании уже используемых. Литературных источников по данной тематике незначительное количество. В силу данного обстоятельства отсутствуют конкретные рекомендации по формированию и подержанию имиджа конкретно высшего учебного заведения.
Поэтому для того, чтобы оценить способы продвижения факультета, можно руководствоваться основными способами продвижения. Итак, рассмотрим по порядку каждый и степень его участия в продвижении ФКТ НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
Список можно начать с прямой рекламы в СМИ. Этот вид продвижения является наиболее затратным. Основным каналом коммуникация, безусловно, является телевидение. Значительно число вузов размещают рекламные блоки как на местных телеканалах, так и на каналах общероссийского масштаба. Несомненным преимуществом телевидения является формирование положительного образа университета в глазах основной целевой аудитории. Ведь размещение на нём является престижным, не каждый вуз может позвоить себе такие затраты.
НГТУ им. Р.Е. Алексеева прибегает к такой рекламе, но довольно редко. Специально для этого вуза разработана небольшая телепередача «Десять минут с Политехом», в которой рассказывается о направлениях подготовки, условиях поступления и деятельности университета в целом. Для того чтобы выяснить, какая информация была бы наиболее интересной для целевой аудитории, вуз проводит специальные опросы для выяснения мнения абитуриентов по данному вопросу. Делается это в рамках учебного процесса с задействованием студентов, которые сами предлагают различные идеи для телепередачи.
Следующим форматом, который можно использовать для продвижения является радиореклама. Она во многом пересекается с рекламой телевизионной, но имеет и ряд особенностей. У радио растет целевая аудитория, оно становится более популярным средством коммуникации. Но основным его минусом является сложность расчета времени и определения целевой аудитории. Абитуриенты могут слушать различные радиостанции. Поэтому, Факультет коммуникативных технологий и НГТУ им. Р.Е. Алексеева в целом, как правило, не прибегают к такому виду продвижения.
Следующим форматом является размещение в разного рода печатных изданиях, например, справочниках абитуриента. Несмотря на его достаточно устаревший формат, изда-
ние пользуется значительным спросом. Также важно отметить тот факт, что большинство из нас является визуалами, наличие информации о вузе и факультете в данном справочнике упрощает восприятие информации, а также её сохраняет. Абитуриент может в любой момент обратиться к данному справочнику за дополнительной информацией. Поэтому Факультет коммуникативных технологий и сам вуз НГТУ им. Р.Е. Алексеева довольно часто прибегают к такому виду продвижения. Факультет размещается как в общих справочниках, так и издаёт собственные информационные материалы.
Далее можно обратиться к такого вида продвижению как «сарафанное радио». На основе рекомендаций (то, чему доверяют наибольшее количество людей) выстраиваются различные системы - это и сетевой маркетинг, и личные продажи. Каждый довольные клиент (в нашем случае студент) расскажет об образовательных услугах значительному числу знакомых. К недостаткам данного метода относятся два фактора: университет должен предоставлять действительно качественные услуги, а также сложно подсчитать эффективность данного метода напрямую.
Безусловным преимуществом для вуза будет являться экспертное мнение, опубликованная в основных СМИ, а также в сети интернет. Особенно если оно подкреплено конкретными положительными характеристиками, а не просто эмоциональной оценкой. К таким факторам можно отнести и участие вуза в различного рода рейтингах - общероссийских и международных.
Отдельным пластом проходят различные специальные мероприятия, организованные непосредственно факультетом или вузом, или другими сторонами. Участие и организация также активно используется ФКТ НГТУ им. Р.Е.Алексеева. Основной ежегодной конференцией является «Актуальные проблемы социальной коммуникации». Конференция пользуется большим интересом как со стороны научного сообщества, так и со стороны студенчества. Кроме того, студенты ФКТ являются активными участниками и победителями различных конкурсов. Один из последних конкурсов проводила компания «Лукойл» - студенты 5 курса выиграли почетный приз - ноутбук. В данный момент конкурс на проект продвижения проводит компания «Робинзон». Всё это повышает престижность учебного заведения.
Кроме того, ФКТ занимается реализацией совместных проектов, например, с администрацией и/или крупными фирмами, принимает участие в совместных конкурсах. Последний совместный проект «Школа РИСО», проводимый вместе с компанией Volga Systems. Основная задача - продвижение факультета и акцентуация внимания на социальные проблемы, происходящие в обществе.
Важный и нужный способ продвижения - участие в выставках, ярмарках профессий, (как правило, эффективно не единичное участие, а грамотное участие в серии выставок). Факультет коммуникативных технологий активно пользуется данным методом, преимущества которого очевидны. Во-первых, наглядность: абитуриенты и их родители могут в одном месте (чаще всего в рамках одного стенда) увидеть основную информацию о вузе и интересующем их факультете. Во-вторых, высокая степень информативности: рядом со стендом обычно всегда находится один или несколько человек (как правило, представитель факультета или учебного заведения в зависимости от характера и масштабов выставки / ярмарки). Такой человек хорошо обучен и может предоставить всю интересующую информацию кратко в устном виде, а также ответить на любые вопросы, касающиеся поступления или обучения. Это создает дополнительную возможность создания конструктивного диалога. Третье достоинство - возможность сравнения. Как правило, в выставках участвуют многие вузы города, часто - практически все. Это способствует легкости сравнения предоставляемых образовательных услуг факультетов разных вузов. Кроме того, для самих учебных заведений это очередной способ оценки наглядности и доступности предоставления информации об их деятельности. Сравнив, например, свой стенд со стендами других факультетов / вузов, легко можно выявить преимущества и недостатки в оформлении и подаче сведений.
Своеобразным методом продвижения является общение на мероприятиях: юбилеях, презентациях, корпоративных праздниках. Как правило, в таких мероприятиях принимает участие высшее руководство вуза или факультета. В любом случаев, для вуза это очередной способ напомнить о себе и своей деятельности, упомянуть о себе через СМИ, освещающие данное мероприятие. Стоит отметить активное участие студентов НГТУ (в том числе и студентов ФКТ) в различных благотворительных акциях. Например, каждый год происходит сбор игрушек для детей их детских домов. Кроме того, часто инициативная группа студентов проводит праздники для детей, лишенных родителей. Практика организации таких мероприятий уже стала традицией.
Отдельно можно выделить такой пласт продвижения, как продвижение через интернет. Сюда можно отнести, в первую очередь, создание сайта факультета и постоянная работа над его усовершенствованием. На сегодняшний день ни одна серьезная компания не может обойтись без собственного сайта. Чтобы сайт был не просто визитной карточкой, а реальным инструментом привлечения клиентов - необходимо тщательно продумать его содержание, структуру и дизайн. Важно, чтобы посетитель сайта не только прочитал, какие услуги чем значимы, но и связался для уточнения деталей по оказанию той или иной услуги. Факультет коммуникативных технологий имеет достаточно развитый сайт, на котором содержится основная информация о поступлении и обучении. В продвижении через интернет и одновременно важной доработкой сайта важным является создание качественного интернет-форума, на котором обсуждается множество профессиональных задач. Хорошо, когда через форум обсуждаются учебные моменты, происходит так называемое «неофициальное общение в рамках официального форума» между преподавателями и студентами. Именно такая практика имеется у ФКТ НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Для привлечения большего внимания со стороны поступающих могло бы оказаться эффективным открытие специальной темы обсуждения для абитуриентов. Кроме того, не следует забывать о постоянной доработке и усовершенствовании сайта, своевременном внесении информационных обновлений.
Ещё один малозатратный способ продвижения через интернет, который с этого года использует Факультет коммуникативных технологий - создание группы в социальной сети Вконтакте. Специальный человек, который отвечает за деятельность группы, называется администратор. Он рассылает приглашения вступить в группу для потенциальных студентов. Суть такого продвижения заключается в том, что пользователь интернета, получивший приглашение, может пройти по специальной ссылке и ознакомиться информацией, представленной в группе. Это позволяет факультету рассказать о себе, подкрепляя сведения фотографиями и видеозаписями. Кроме того, абитуриенты могут общаться между собой в рамках этой группы. К интернет-продвижению можно также отнести создание качественной электронной рассылки (иногда и не одной). Отправка большого количества писем потенциальным клиентам, базу которых можно приобрести или набрать самостоятельно. Директ-мейл представляет собой адресную рассылку и отправляется конкретным должностным лицам или гражданам. Эффективность данного метода рекламы услуг при умелом обращении может быть очень высоким. На данный момент такой практики у ФКТ не существует, однако в дальнейшем скорее всего она будет организована, т.к. база потенциальных адресатов не создана.
Распространение листовок и объявлений - тоже своеобразный метод продвижения услуг. Листовки формата А4-А6 в качестве рекламного средства распространяются в местах массового скопления целевой аудитории: в налоговых инспекциях, в бизнес-центрах, в пенсионных и медицинских фондах в метро и другом общественном транспорте, на выставках и конференциях. Распространением листовок обычно занимаются наемные работники - промоутеры. Условно к такому виду продвижения может также отнести и работу специальных сотрудников, которые носят на себе конструкцию с рекламой услуг. Факультет коммуникативных технологий предпочитает листовкам буклеты, раздача которых осуществляется не-
посредственно в стенах вуза только заинтересованным лицам, пришедшим получить информацию о конкретном факультете или специальности.
Еще один способ продвижения - это наружная реклама услуг. Наружная реклама бывает в виде перетяжек, информационных указателей, рекламных щитов. Перетяжки обычно размещают на несколько дней, щиты и указатели помесячно. В связи с относительно высокой стоимостью, нужно тщательно выбирать места размещения. Обычно наружная реклама используется только как указатель для легкой ориентации клиентов. НГТУ им. Р.Е. Алексеева и его факультеты не прибегают к такому виду продвижения, так как затраты превышают эффект, и реклама оказывается нецелесообразной. Крайне важным для вузов и их факультетов является разработка и распространение нормативов, критериев и стандартов работы. Это так называемое «латентное продвижение», не являющееся, по сути, как таковым способом продвижения, но помогающее в поддержании имиджа учебного заведения. Сюда также можно отнести написание и издание специальной учебной литературы, методических пособий.
Выбор носителя рекламной информации на рынке образовательных услуг обусловлен спецификой товара, предлагаемого на нем. Практика применения вузами различных способов продвижения показывает, что наибольший результат приносит использование печатных источников. В особенности таких, как газеты и журналы (в т. ч. специализированных: журналы «Абитуриент», «Карьера»,), специализированная литература (например, справочники «Вузы Нижнего Новгорода», «Куда пойти учиться»), а также брошюры и буклеты, изданные самими образовательными учреждениями. Причем для образовательных учреждений довузовского уровня наиболее естественный и эффективный носитель - местная печать, в то время как в высшем, послевузовском и дополнительном образовании более эффективно работает ориентация на центральную печать, в т.ч. на специализированные издания. Что касается ФКТ НГТУ им. Р.Е.Алексеева, здесь можно говорить об активном использовании печатных источников. В первую очередь, это различные статьи и публикации о факультете, вузе (в том числе и просто упоминания), об участии студентов в каких-либо мероприятиях и профессиональных конкурсах. Кроме того, факультет активно использует такой способ продвижения, как выпуск собственных информационно-справочных изданий - это и листовки, брошюры, и буклеты. Сюда же относится и разрабатываемый в рамках данной работы справочник для абитуриентов.
Стоит отметить, что для достижения максимального эффекта, рекомендуется использовать вышеперечисленные способы в совокупности или выбирать наиболее приемлемые из них, исходя из конкретных целей продвижения образовательных услуг конкретного вуза или факультета. Для того, чтобы выбрать правильные способы продвижения, необходимо прибегать к проведению исследований. В следующем пункте работы будет проведено такое исследование, и на основе его результатов будут выяснены потребительские предпочтения абитуриентов в выборе вуза и источников информации о нем.