ского университета кооперации. 2016. № 1 (23). С.18-20.
5. Борисова Е.В. Концептуальные вопросы перехода экономики к шестому технологическому укладу в процессе модернизации // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 3 (29). С. 12-15.
References
1. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'kh i munitsipalnykh nuzhd: feder. zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ // Sobr, zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2013. № 14. st. 1652.
2. Andreyev V.V., Borisova E.R. Korruptsiya i otvetstvennost v sfere gosudarstvenny'kh zakupok [Corruption and liability in public procurement]: monografiya. Cheboksary: ChKI RUK, 2009. 190 s.
3. Andreyev V.V., Vyazovskaya T.N., Zmi-
evskij D.V, Lebedeva A.A. Korruptsionnye riski zakonodateFstva o kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd [Corruption risks of legislation on a contractual system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs] // Sovremennaya nauchnaya mysF. 2016. № 5. S. 213-221.
4. Borisova E.V. Genezis razvitiya kontseptsij planirovaniya v Rossii [Genesis of the development of planning concepts in Russia] // Vestnik Ros-sijskogo universiteta kooperatsii. 2016. № 1 (23). S. 18-20.
5. Borisova E.V. KontseptuaF ny'e voprosy' per-ekhoda ekonomiki k shestomu tekhnologicheskomu ukladu v protsesse modernizatsii [Conceptual issues of transition of the economy to the sixth technological order in the process of modernization] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2017. № 3 (29). S. 12-15.
БОРИСОВА Елена Рафаиловна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: elrafborisova@mail. ru.
BORISOVA, Elena Rafailovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: elrafborisova@mail. ru.
УДК 342.57
СТАТУС ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ИЗБИРАТЕЛЯМИ
М.В. Демидов, Ю.С. Смирнова
Центральное место в структуре органов местного самоуправления занимает представительный орган муниципального образования. Все остальные органы ему подотчетны и подконтрольны. Его деятельность напрямую зависит от депутатов, от того, насколько они активно и компетентно выполняют свои обязанности в качестве членов выборного коллегиального органа местной власти. Депутаты ответственны перед населением за обеспечение стабильного социально-экономического развития территорий муниципальных образований.
В настоящее время все больше актуализируются вопросы дальнейшего укрепления полновластия и самостоятельности выборных органов местного самоуправления. Это, в свою очередь, остро ставит задачу повышения компетентности депутатов представительных органов власти. В связи с этим необходимо постоянно повышать уровень правовой культуры народных избранников и их компетентность в вопросах управления территориями муниципальных образований.
Ключевые слова: депутат; представительный орган; муниципальное образование; статус депутата; избиратели; население; отзыв депутата.
M.V. Demidov, Yu.S. Smirnova. STATUS OF THE DEPUTY OF THE REPRESENTATIVE BODY OF THE MUNICIPALITY AND ITS RESPONSIBILITY TO THE VOTERS
The central place in the structure of local governments is a representative body of the municipality. All other bodies accountable and controlled to him. Its activities directly depend on the deputies, on how
actively and competently they carry out their duties as members of an elected collegial body of local government. Deputies are accountable to the population for ensuring stable socio-economic development of the territories of municipalities.
Nowadays, issues of further strengthening the sovereignty and independence of elected bodies of local self-government are becoming increasingly relevant. This, in turn, is an acute task of raising the competence of deputies of representative bodies of power. In this regard, it is necessary to constantly improve the level of legal culture of people's representatives and their competence in the management of the territories of municipalities.
Keywords: deputy; representative body; municipality; status of deputy; voters; population; deputy recall.
В настоящее время, как показывает практика, в субъектах Российской Федерации наметилась тенденция на дальнейшее укрепление и усиление роли исполнительной ветви власти как в системе органов государственной власти, [5] так и на муниципальном уровне, исходя из принципа единоначалия и персональной ответственности. Такая ситуация не способствует сбалансированному функционированию представительной и исполнительно-распорядительной власти, в особенности на уровне местного самоуправления.
Все дело в том, что представительный орган муниципального образования является основным звеном системы местного самоуправления. Такой его особый статус вытекает из его правового положения и той роли, которую он призван играть в обеспечении жизнедеятельности населения конкретных территорий [6]. В силу того, что все остальные органы ему подотчетны и подконтрольны, представительный орган муниципального образования должен нести прямую ответственность за состояние социально-экономического положения граждан на местах. В свою очередь, эффективность его деятельности напрямую зависит от депутатов, от того, насколько они активно и компетентно готовы выполнять свои обязанности как члены выборного коллегиального органа местной власти.
Депутаты являются тем основным звеном, которое непосредственно связывает органы власти на местах с населением. Именно они наглядно демонстрируют двойственное положение народного избранника: с одной стороны, он член коллегиального органа власти, уполномоченный решать важные вопросы местной жизни, с другой - выборный представитель самых широких слоев населения, аккумулирующий в себе самоуправленческие функции народа.
Политико-правовая природа депутатов представительного органа такова, что их возможности осуществлять свои полномочия находятся в прямой зависимости от имеющейся законодательной базы. При определении правового статуса депутатов по некотором вопросам высказываются различные взгляды. К чис-
лу таких относится вопрос об императивности депутатского мандата. Следует отметить, что он имеет принципиальный характер, так как этим определяется, насколько обязательны для депутата воля и интересы его избирателей, в какой степени он может выступить в роли организатора самоуправленческих начал в своем избирательном округе.
Бесспорно, что депутат, получая свои полномочия от избирателей, во всей своей деятельности должен стремиться как можно полнее реализовывать и отстаивать их интересы в представительном органе. Но, с другой стороны, это не должно достигаться любыми путями, т.е. за счет ущемления интересов избирателей других округов, входящих в данное муниципальное образование. В таких случаях депутат обязан руководствоваться уже интересами всего территориального коллектива. Поэтому депутата необходимо рассматривать не только как уполномоченного своих избирателей в представительном органе, но и как представителя власти, выступающего связующим звеном между представительными органами и гражданами своих избирательных округов, интересы которых он выражает в органах власти.
Статус депутата представительного органа муниципального образования определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, конституциями республик, уставами и другими законодательными актами субъектов Федерации. Так, Федеральный закон от 06.10.2003 (ст. 40) содержит подробную характеристику статуса депутата [1]. Он является единым вне зависимости от получения мандата. В своем большинстве депутаты представительных органов муниципальных образований работают не на постоянной основе. В то же время законодатель предусмотрел возможность их работы и на профессиональной основе.
После вступления в силу Закона от 06.10.2003 многие субъекты РФ признали утратившими силу собственные законы о статусе депутатов представительных органов муниципальных образований, посчитав, что
федеральный законодатель достаточно полно регулирует вопросы, связанные с правовым положением депутатов. Однако некоторые субъекты РФ вполне оправданно, на наш взгляд, не отказались от регионального правового регулирования правового положения депутатов. К примеру, закон Оренбургской области определяет формы их деятельности и полномочия как в избирательном округе, так и в представительном органе, а также законодательно закрепляет основные гарантии депутатской деятельности [2]. Указанный закон подробно регламентирует участие депутата в сессионной деятельности представительного органа. Такая необходимость вполне обоснована, поскольку является основной формой работы коллегиального органа. Так, депутат участвует в формировании повестки дня заседания представительного органа, пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым представительным органом, его комитетами и комиссиями, в состав которых он входит. К тому же закон гарантирует депутату, что все внесенные им предложения на заседаниях представительного органа будут в обязательном порядке рассмотрены.
Конкретизируя контрольные права представительного органа местного самоуправления по отношению к местной администрации и руководителям расположенных на территории местного самоуправления государственных органов, закон устанавливает право запроса по вопросам, отнесенным к его ведению. Также в нем закрепляется обращение депутата с вопросом к должностным лицам местного самоуправления на заседании представительного органа местного самоуправления.
Принятый нормативный правовой акт устанавливает, что депутаты должны поддерживать постоянную связь со своими избирателями. В этих целях им вменяется в обязанность принимать меры, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов населения округа, рассматривать предложения, заявления и жалобы, которые поступают от избирателей, всячески способствовать тому, чтобы объективно и своевременно решались поставленные в них вопросы.
Закон не ограничивается только указанным кругом полномочий депутата в избирательном округе. Он налагает на него важную функцию по изучению общественного мнения по тем или иным важным вопросам местной жизни. По результатам таких мероприятий депутат наделяется правом внесения, при необходимости, соответствующих предложений в органы государственной и муниципальной власти.
Другой важный момент в работе депута-
тов с избирателями - это налаживание тесных контактов с населением и ответственность перед ними за свою деятельность. В этих целях закон устанавливает, что депутаты ответственны перед избирателями своего округа. Они должны предоставлять полную информацию о своей деятельности. Для этого проводятся встречи с избирателями, используются средства массовой информации. Решение вопросов организационного характера, связанных с определением мест и помещений для таких встреч, возлагается на органы местного самоуправления.
Законом не регламентируются формы и периодичность встреч депутатов с избирателями. Он только устанавливает, что народные избранники в течение года не реже двух раз обязаны отчитаться о своей деятельности перед избирателями своего округа.
Определяя правовое положение депутатов, законодатели (как федеральный, так и региональные) в ряде случаев ссылаются на Уставы муниципальных образований, в которых должны быть разработаны и определены более детально и подробно процедуры реализации положений законодательства о статусе депутатов. Однако анализ уставов ряда муниципальных образований, в частности Чувашской Республики (к примеру: Батыревского района, принят 20.03.2012 г. (ред. от 25.04.2019) [3]; Чебоксарского района, принят 23.03.2012 г. (ред. от 17.05.2019) [4] и др.), показывает, что в них недостаточно четко и подробно прописаны процедуры, регламентирующие весь комплекс депутатской деятельности.
Высшей мерой муниципально-правовой ответственности депутатов представительных органов муниципальных образований перед своими избирателями является их отзыв. В целом пока еще редки случаи отзыва депутатов. На наш взгляд, это связано с тем, что, во-первых, слишком ограниченный круг оснований, по которым можно депутата отозвать и, во-вторых, это чересчур усложненная процедура отзыва депутата.
Закон допускает отзыв народного избранника только за его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), и при этом данный факт должен быть подтвержден в судебном порядке. Таким образом, нельзя отозвать депутатов за то, что они не справляются со своими депутатскими обязанностями, ведут слабую работу среди избирателей, не прислушиваются и не учитывают их мнения при принятии решения представительным органом. По нашему мнению, данное положение не совсем соответствует сущности местного самоуправ-
ления, которая выражается главным образом в том, что население в большей степени должно стремиться к тому, чтобы решать вопросы местной жизни самостоятельно.
Процессы дальнейшего расширения, обеспечения полновластия и самостоятельности выборных органов местного самоуправления остро ставят задачи повышения компетентности депутатов местных представительных органов власти. В настоящее время уже недостаточно только укрепить законодательно правовой статус народных избранников, но и необходим с их стороны определенный уровень культуры управления, чтобы компетентно пользоваться этими правовыми актами. Нельзя забывать, что в условиях расширяющейся демократии чрезвычайно важными становятся и вопросы четкой реализации норм права. Как показывает практика, многие законодательные акты, в том числе и о депутатах, не работают в полную силу лишь по той причине, что отсутствует четкий правовой механизм их реализации.
Список литературы
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 01.05.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.
2. О статусе депутата представительного органа муниципального образования в Оренбургской области: закон Оренбургской области от 04.09.1996 (ред. от 03.11.2017) // Официальный сайт Законодательного Собрания Оренбургской области. URL: http://www.zaksob.ru.
3. Устав Батыревского района Чувашской Республики: принят решением Собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики от 20.03.2012 № 7 (ред. от 25.04.2019) // Вестник Батыревского района. 2012. 15 июня.
4. Устав Чебоксарского района Чувашской Республики: принят решением Собрания депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики от 23.03.2012 № 12-03 (ред. от 17.05.2019) //
Ведомости Чебоксарского района. 2012. 19 мая.
5. Демидов М.В. Исполнительная власть субъекта Российской Федерации: конституционно-правовой аспект ее статуса // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 62-65.
6. Демидов М.В. Становление и развитие местного самоуправления в России и Чувашии и роль депутатов в его осуществлении: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2014. 134 с.
References
1. Ob obstahix printsipax organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federatsii: feder. za-kon ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. ot 01.05.2019) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2003. № 40, st. 3822.
2. O statuse deputata predstavitel'nogo organa munitsipal'nogo obrazovaniya v Orenburgskoj oblas-ti: zakon Orenburgskoj oblasti ot 04.09.1996 (red. ot 03.11.2017) // Ofitsial'ny'j sajt Zakonodatel'nogo Sobraniya Orenburgskoj oblasti. URL: http://www. zaksob.ru.
3. Ustav Baty'revskogo rajona Chuvashskoj Respubliki: prinyat resheniem Sobraniya deputa-tov Baty'revskogo rajona Chuvashskoj Respubliki ot 20.03.2012 № 7 (red. ot 25.04.2019) // Vestnik Baty'revskogo rajona. 2012. 15 iyunya.
4. Ustav Cheboksarskogo rajona Chuvashskoj Respubliki: prinyat resheniem Sobraniya deputatov Cheboksarskogo rajona Chuvashskoj Respubliki ot 23.03.2012 № 12-03 (red. ot 17.05.2019) // Vedo-mosti Cheboksarskogo rajona. 2012. 19 maya.
5. Demidov M.V Ispolnitel'naya vlast' sub''ekta Rossijskoj Federatsii: konstitutsionno-pravovoj aspekt ee statusa [Executive power of the subject of the Russian Federation: constitutional and legal aspect of its status] // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2017. № 1. S. 62-65.
6. Demidov M.V. Stanovlenie i razvitie mestnogo samoupravleniya v Rossii i Chuvashii i rol' deputa-tov v ego osushchestvlenii [Formation and development of local government in Russia and Chuvashia and the role of deputies in its implementation]: monografiya. Cheboksary': ChKI RUK, 2014. 134 s.
ДЕМИДОВ Михаил Васильевич - доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: mvdemidov@yandex. ru.
СМИРНОВА Юлия Сергеевна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
DEMIDOV, Mikhail Vasilyevich - Doctor of Science (Law), Associate Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
SMIRNOVA, Yulia Sergeyevna - Postgraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: smirnuliya@mail. ru.